Какие услуги предоставляет авиакомпания

Обновлено: 07.05.2024

В условиях постоянно возрастающей конкуренции многие авиакомпании стараются привлечь новых клиентов, предлагая услуги, которые в области гражданской авиации являются абсолютной новинкой. И сегодня мы расскажем вам о самых уникальных услугах, предоставляемых авиакомпаниями мира.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

9. Вьетнамская авиакомпания, стюардессы которой работают в бикини

Единственная во Вьетнаме частная авиакомпания VietJet Air вызвала настоящий переполох в области гражданской авиации своими молодыми и привлекательными стюардессами в бикини.

Бикини-шоу не являются установленной практикой для всех авиаперелётов — они представляют собой нечто вроде бонуса на определённых рейсах. Одно из самых первых выступлений было проведено в 2012 году во время авиаперелёта из Хошимина в прибрежный город Нячанг (Nha Trang). Как сообщает новостное агентство ABC News, "Одетые в бикини и саронги красных и жёлтых цветов, цветов авиакомпании, молодые и прекрасные женщины прошли друг за другом в проходе между рядами, устроив бикини-шоу".

И хотя авиакомпании удалось обрадовать своих пассажиров этим представлением, вьетнамские авиационные власти были не в восторге. Управление гражданской авиации Вьетнама (Civil Aviation Administration of Vietnam) влепило авиакомпании VietJet штраф в размере 1000 долларов за проведение "несанкционированного шоу" на борту самолёта, однако благодаря тому, что авиалайнер достиг безопасной высоты перед проведением 3-минутного шоу, авиакомпании разрешили продолжить эту практику.

Авиакомпании в таких странах, как Таиланд, Мексика и даже Великобритания в целях рекламы выпускают фирменные календари со своими стюардессами, одетыми в бикини, но ещё никто не был настолько смел, чтобы надеть на своих стюардесс откровенный наряд во время фактических полётов — это делает VietJet уникальной авиакомпанией в своём роде.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

8. Немецкая компания, которая запустила "нудистские" рейсы

В 2008 году одно немецкое туристическое агентство вознесло до небес любовь соотечественников к натуризму — в буквальном смысле.

Первая в мире "нудистская" авиакомпания запустила рейсы для пассажиров, которые горят желанием раздеться на высоте 30.000 футов (9,14 км). Хотя пассажиры должны были быть полностью одетыми во время посадки и высадки с самолёта, сразу после взлёта они могли ходить по салону нагишом. Рейсы были частью летней однодневной поездки из немецкого города Эрфурт (Erfurt) на популярный балтийский курорт.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

7. Исландская авиакомпания, которая запустила гигантский розовый самолёт под названием "ГЕЙ"

Исландская авиакомпания WOW air недавно стала участником "гейского" транспортного конкурса, торжественно представив гигантский розовый самолёт под названием "ГЕЙ" ("GAY"). Авиакомпания, известная своими розово-фиолетовыми самолётами, в феврале 2016 года объявила, что её новый Airbus A330, который будет обслуживать рейсы в Сан-Франциско, был назван в честь гей-движения.

Генеральный директор Скули Могенсен (Skúli Mogensen) объяснил решение окрестить самолёт TF-ГЕЕМ: "Один из наших пилотов пришёл ко мне, предложил это название, и я подумал, что это классная идея, поэтому мы так и поступили". Он добавил, что это название является знаком признания истории Сан-Франциско (там появился радужный флаг — известный символ ЛГБТ-сообщества) и вписывается в систему присваивания обозначений компании после TF-МАМА (TF-MOM), TF-ПАПА (TF-DAD), TF-СЕСТРА (TF-SIS), TF-БРАТ (TF-BRO), TF-СЫН (TF-SON) и TF-МАЛЫШ (TF-KID).

На вопрос о том, были ли случаи, когда клиенты отказывались лететь на большом розовом "гейском" самолёте, он ответил: "Если бы меня волновало и заботило, что люди говорят обо мне или о моих поступках, компании WOW air не существовало бы вообще".

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

6. Авиакомпания, которая предлагает бесплатный массаж пассажирам эконом-класса

Даже пассажирам первого класса не предлагают персональных массажистов, чтобы облегчить авиаперелёт, успокоить нервы и немного отвлечь от истеричного ребёнка в соседнем ряду. А пассажирам авиакомпании Air Malta в салонах эконом-класса делают расслабляющий массаж головы на рейсах между Гэтвиком и Мальтой, причём совершенно бесплатно.

В июле 2015 года пассажиров рейсов в Гэтвик и из Гэтвика приветствовали два профессиональных массажиста с различными образцами косметической продукции, а позже предлагали массаж головы, шеи и ног под расслабляющую музыку, которая звучала через наушники. Пассажирам двух рейсов также вручили ваучеры на сумму 20 евро на посещение роскошного спа-салона Mayoka Spa (Мальта).

Национальный перевозчик говорит, что спа-предложения являются "только началом" серии подобных проектов, которые будут запущены в скором времени "с целью улучшения обслуживания клиентов".

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

5. Новозеландская авиакомпания, которая предлагает "класс для обнимашек"

Если вы путешествуете из Лос-Анджелеса в Новую Зеландию, то ваш полёт может быть гораздо более комфортным. В 2011 году авиакомпания Air New Zealand стала предлагать своим клиентам возможность приобрести места, которые могут трансформироваться в диваны или кровати.

Согласно информации, размещённой на сайте авиакомпании, сиденья SkyCouch являются идеальным выбором для пар, которым требуется дополнительное место, или для семей с маленькими детьми. SkyCouch — это три сиденья в эконом-классе, которые вместе создают мягкое пространство — место, на котором можно расслабиться и растянуться в полный рост, либо поиграть с детьми. Это как иметь собственный диван в самолёте.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

4. Первая авиакомпания, предложившая своим пассажирам наушники виртуальной реальности

В 2015 году австралийская авиакомпания Qantas совместно с компанией Samsung предложила пассажирам первого класса дальних рейсов наушники виртуальной реальности Samsung Gear VR.

Авиакомпания стала первой, кто предложил своим клиентам окунуться в виртуальную реальность во время полёта. Очки были доступны в лаундж-зонах для пассажиров первого класса в аэропортах Сиднея и Мельбурна и на некоторых рейсах авиалайнеров A380, выполняемых между Австралией и Лос-Анджелесом.

Устройство виртуальной реальности Gear VR, произведённое совместно с компанией Oculus, работает с использованием смартфона Galaxy Note 4. Компания Samsung разработала для авиакомпании приложение, предоставляющее эксклюзивный контент для наушников. Qantas рассматривает этот опыт как один из способов продемонстрировать направления авиакомпании и предлагаемые пассажирам услуги.

Гарнитура предоставляет 360-градусный обзор лаундж-зоны Qantas первого класса в аэропорту Лос-Анджелеса, видео со взлётно-посадочной полосы во время приземления огромных самолётов A380 авиакомпании и 3D-экскурсию по Национальному парку Какаду (Австралия).

В авиакомпании сообщают, что соглашение с компанией Samsung стало частью трёхмесячного пробного теста для оценки отзывов клиентов о том, как этот вид устройства виртуальной реальности может скрасить их путешествие во время длительных авиаперелётов.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

3. Авиакомпания, которая открыла на борту самолёта художественную галерею для пассажиров бизнес-класса

Клиенты авиакомпании Virgin Atlantic, летавшие в 2013 году рейсами между Лондоном и Нью-Йорком в салоне Высшего класса (Upper-Class), имели уникальную возможность насладиться первой в своём роде коммерческой художественной галереей на борту самолёта.

Выставка "Галерея в воздухе" состояла из 10 работ Бена Эйна (Ben Eine), созданных в его фирменном типографическом стиле, каждая из них стоимостью 2.500-15.000 фунтов стерлингов. Британский художник получил мировую известность, когда Дэвид Кэмерон подарил одну из его работ президенту США Бараку Обаме во время своего первого официального визита в Вашингтон в качестве премьер-министра Великобритании.

Полотна были выставлены в залах Virgin Atlantic в лондонском Международном аэропорту Хитроу, нью-йоркском Международном аэропорту имени Джона Кеннеди и в филиале авиакомпании в Ньюарке. Поднявшись на борт, пассажиры Высшего класса могли совершить виртуальную экскурсию по "Галерее в воздухе" и увидеть "закулисное" видео создания работ, прежде чем купить какую-нибудь из них таким же образом, как если бы они сделали покупку в магазине беспошлинной торговли (duty-free).

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

2. Авиакомпания, ставшая первой, кто предложил Uber

Устали ждать такси в аэропорту? Начиная с 2014 года, вы можете найти, заказать и оплатить поездку в такси прямо с мобильного приложения авиакомпании United Airlines. Приложение показывает информацию Uber, включая типы доступных транспортных средств, расчётное время ожидания и цены. После выбора деталей поездки, приложение автоматически направляет пассажира на веб-сайт Uber, чтобы он зарегистрировал учётную запись и завершил сделку.

Клиенты, которые зарегистрировались на сайте Uber через приложение United Airlines и полностью оформили свой первый заказ, получают 1000 премиальных миль бонусной программы "MileagePlus" в целях продвижения этой услуги.

Топ-9: Уникальные услуги, предоставляемые авиакомпаниями

1. Трансатлантическая авиакомпания с массажными креслами, меню из ресторана со звёздами Мишлен и планшетами для всех пассажиров

Самолёты авиакомпании La Compagnie осуществляют рейсы только между Парижем, Лондоном и Нью-Йорком, но это, наверное, единственная авиакомпания, с которой захочется путешествовать.

На борту авиалайнеров с массажными креслами, которые откидываются, превращаясь в кровати, блюдами из ресторана со звёздами Мишлен и развлекательными планшетами Samsung для каждого пассажира, каждый почувствует себя королём.

Ладно, согласимся — это не совсем дешёвый трансатлантический перелёт в одну сторону. Когда рейс был запущен, стандартный тариф составлял 1200 евро (почти 1400 долларов), но это лишь часть стоимости полёта в бизнес-классе у одного из их конкурентов, так как и British Airways, и Air France предлагают тот же сервис более чем за 2800 долларов.

Как продажа допуслуг помогает авиакомпаниям выжить во время пандемии

Продажа пассажирам дополнительных услуг давно стала важным источником дохода для авиакомпаний. Оплата сверхнормативного багажа, выбор места в салоне или заказ специального питания помогают пассажиру осуществить перелет с бóльшим комфортом, а перевозчику увеличить выручку. В этом году пандемия снизила спрос на авиапутешествия и, как следствие, стоимость тарифов на перелеты, но доля дополнительных услуг в доходах авиакомпаний, наоборот, возросла.

Обычно дополнительные услуги можно заказать при бронировании билета на сайте авиакомпании, но, как часто бывает, путешественник вспоминает о них только при регистрации на рейс в аэропорту. Раньше для оплаты перевеса багажа пассажиру зачастую приходилось бежать на другой конец терминала в поисках кассы. Сейчас современные информационные технологии дают возможность выбрать и оплатить дополнительную услугу прямо на стойке регистрации или у выхода на посадку.

Дополнительные услуги становятся популярными

К дополнительным доходам авиакомпаний относится прямая или опосредованная продажа услуг, кроме собственно авиабилета. Эти доходы могут быть:

  • от продажи услуг самой авиакомпании до и во время перелета: оплата сверхнормативного багажа, выбор удобного места в салоне самолета, выбор бортового меню, приоритетная регистрация на рейс и посадка на борт, комиссии за оплату кредитными картами, стоимость Интернета и подключения к системе развлечения на борту;
  • использования баллов, накопленных по программам лояльности;
  • комиссий за продажу сопутствующих услуг, таких как бронирование отелей или аренда автомобилей через сайт авиакомпании;
  • продажи рекламы на борту самолета.

По данным исследования, проведенного поставщиками цифровых услуг для авиаиндустрии — компаниями CarTrawler и IdeaWorks, среди 80 авиакомпаний со всего мира с 2011 по 2019 г. ежегодные доходы гражданской авиации от дополнительных услуг возросли в три раза, почти до 110 млрд долл. А их доля в общей выручке отрасли увеличилась с 5,6 до 12,2%.


Лидерами по их продажам стали лоукост-перевозчики. У некоторых из них выручка от продажи допуслуг почти сравнялась с доходом от авиаперевозок. Самая большая доля дополнительных услуг в 2019 г. была у американских бюджетных авиакомпаний Spirit (47,0% от общей выручки) и Allegiant (46,5%), а также у европейского лоукостера Wizz Air (45,4%).

У традиционных авиакомпаний доля таких доходов в 2019 г. была заметно меньше: 8,0% у группы Lufthansa, 6,0% — у альянса Air France и KLM и всего 0,5% у одной из крупнейших авиакомпаний Китая China Southern.

Но в абсолютных цифрах дополнительные услуги могут приносить традиционным авиакомпаниям больше денег, чем лоукостерам, из-за большего пассажиропотока. Так, группа Lufthansa получила в прошлом году 1,9 млрд долл. дополнительных доходов, в то время как Spirit — 1,8 млрд долл, а Allegiant — 0,8 млрд долл.

Российский лоукостер "Победа" в прошлом году заработал на допуслугах больше 143 млн долл., что составило 17% его выручки.

У остальных перевозчиков материнской группы "Аэрофлот" доля допуслуг в общем доходе составила 7% (694 млн долл.). Данных о других российских авиакомпаниях в исследовании нет.

Пандемия увеличила количество перевозимого багажа

Ограничения на авиаперелеты в этом году из-за пандемии коронавируса обрушили доходы авиакомпаний, но спрос на некоторые дополнительные услуги, наоборот, вырос. По прогнозам CarTrawler и IdeaWorks, доходы от продажи дополнительных услуг по итогам этого года сократятся почти в два раза — до 58 млрд долл. Это будет соответствовать примерно уровню 2015 г.

Тем не менее доля дополнительных услуг в общем объеме доходов в этом году возрастет до 13,6%. В пересчете на одного пассажира стоимость допуслуг увеличится с 24 до 26 долл. по сравнению с предыдущим годом. Это при том что средний тариф на авиаперевозку в одном направлении, по данным IATA, упал в два раза из-за снижения спроса во время пандемии.


По мнению руководителей крупнейших авиаперевозчиков мира, из всех допуслуг наиболее востребованной в этом году стала оплата сверхнормативного багажа, т. к. из-за карантина и перехода на дистанционную работу пассажиры перемещаются на более долгий срок и поэтому везут с собой больше личных вещей.

Требования по социальному дистанцированию повысили спрос на выбор места в салоне. Пассажиры готовы платить за места в первых рядах, чтобы быстрее и без очереди покинуть самолет после посадки, либо чаще выбирают места у аварийных выходов, чтобы обеспечить себе больше личного пространства.

Азиатский лоукостер AirAisia сообщил, что на его рейсах в Малайзии и Таиланде на 88% выросло количество пассажиров, приобретающих страховку авиаперелета.

На рейсах из аэропортов, где из-за пандемии были закрыты магазины и заведения общепита, стали более популярны заказы питания и покупки на борту самолета. В то же время многие авиакомпании в целях безопасности, напротив, перестали кормить на борту или ограничили бортовое меню. Из-за ограничения питания в аэропортах также стали менее востребованы услуги залов ожидания.

Как увеличить продажи допуслуг в аэропорту

Год назад действующий глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял о планах увеличить долю дополнительных доходов в выручке авиакомпании до 20%. Похожим образом поступают и другие крупнейшие перевозчики страны, перенимая опыт лоукост-перевозчиков и переходя на гибридную модель бизнеса. Многие из них предлагают широкий выбор дополнительных услуг и сервисов при бронировании билета у себя на сайте — от выбора места и дополнительного багажа до бронирования отеля и аренды автомобиля в пункте прилета.

Однако зачастую необходимость в заказе дополнительной услуги у пассажира появляется уже в аэропорту, во время регистрации на рейс. Чаще всего на стойке регистрации выясняется, что пассажиру необходимо оплатить сверхнормативный багаж. Но также может понадобиться выбрать более удобное место или пассажир вспоминает, что забыл заказать питание на борту.

Раньше оплатить эти услуги можно было только в кассе авиакомпании. Касса могла находиться в другом конце терминала, а в нее нужно было отстоять очередь. В условиях ограниченного времени до рейса это создавало неудобство как пассажиру, так и авиакомпании.

На помощь пришли цифровые технологии. С сентября этого года российский поставщик IT-решений для авиационной и туристической отрасли — компания "Сирена" начала внедрять мобильное решение, которое позволило осуществлять продажу и оплату дополнительных услуг авиакомпаний в аэропорту как до, так и после регистрации на рейс и до момента посадки на борт самолета.

Продажа услуги выполняется с помощью мобильной кассы, на которой установлено специальное приложение Leo PSS Mobile Sales на базе операционной системы Android. Это приложение позволяет найти пассажира на рейсе вручную или через сканирование маршрут-квитанции и посадочного талона. Для этого у оператора приложения должен быть доступ к ресурсам системы автоматизированной регистрации пассажиров и багажа DSC Аstrа, также разработанной компанией "Сирена". Приложение отображает список рейсов, вылетающих в течение 48 ч от текущего момента.


После идентификации пассажира в приложении можно выбрать необходимые ему услуги, сформировать и оплатить заказ. В "Сирене" отмечают, что мобильная касса работает по принципу "три в одном": устройство одновременно выполняет функции выписки услуги, приема платежей банковской картой, фискализации банковских операций с последующей печатью на кассовой ленте чека и электронного многоцелевого документа.

Мобильная касса Leo PSS Mobile Sales не требует подключения через провод к установленному на стойке регистрации программному аппаратному обеспечению. Поэтому сотрудник авиакомпании может оформить услугу и принять оплату практически в любой точке аэропорта — от стойки регистрации до выхода на посадку.

По словам представителя "Сирены" — директора по развитию проектов Елены Володиной, Leo PSS Mobile Sales стала первым мобильным приложением для продажи дополнительных услуг, внедренным в коммерческую эксплуатацию. Сейчас им пользуются уже две российские авиакомпании: "РусЛайн" и "Ижавиа". С сентября по ноябрь через систему было осуществлено около 560 продаж различных дополнительных услуг.

"Внедряя новые технологические решения, такие как Leo PSS Mobile Sales, мы обеспечиваем высокую степень автоматизации и увеличиваем перечень услуг и сервисов, предлагаемых нашим пассажирам", — объяснил выбор Leo PSS Mobile Sales генеральный директор "Ижавиа" Александр Синельников.

Кроме того, данное приложение сейчас проходит апробацию в аэропорту Сочи. Там Leo PSS Mobile Sales будет использоваться службой аэропорта, осуществляющей регистрацию на рейсы нескольких авиакомпаний. Для этого приложение было адаптировано для работы со списками услуг разных авиационных перевозчиков.

В "Сирене" объяснили, что мобильное решение Leo PSS разработано в ответ на запросы авиакомпаний, которые стремятся повысить доходность коммерческой деятельности. Теперь возможности продаж дополнительных услуг могут быть значительно расширены. Это стало особенно актуально в текущем году, когда российские перевозчики, как и их коллеги по всему миру, обращают больше внимания на повышение эффективности своего бизнеса и поиск дополнительных доходов на фоне спада перевозок из-за пандемии. В таких условиях быстрота и удобство оформления и оплаты дополнительных услуг для пассажиров может стать важным конкурентным преимуществом для авиакомпании.

Как продажа допуслуг помогает авиакомпаниям выжить во время пандемии

Продажа пассажирам дополнительных услуг давно стала важным источником дохода для авиакомпаний. Оплата сверхнормативного багажа, выбор места в салоне или заказ специального питания помогают пассажиру осуществить перелет с бóльшим комфортом, а перевозчику увеличить выручку. В этом году пандемия снизила спрос на авиапутешествия и, как следствие, стоимость тарифов на перелеты, но доля дополнительных услуг в доходах авиакомпаний, наоборот, возросла.

Обычно дополнительные услуги можно заказать при бронировании билета на сайте авиакомпании, но, как часто бывает, путешественник вспоминает о них только при регистрации на рейс в аэропорту. Раньше для оплаты перевеса багажа пассажиру зачастую приходилось бежать на другой конец терминала в поисках кассы. Сейчас современные информационные технологии дают возможность выбрать и оплатить дополнительную услугу прямо на стойке регистрации или у выхода на посадку.

Дополнительные услуги становятся популярными

К дополнительным доходам авиакомпаний относится прямая или опосредованная продажа услуг, кроме собственно авиабилета. Эти доходы могут быть:

  • от продажи услуг самой авиакомпании до и во время перелета: оплата сверхнормативного багажа, выбор удобного места в салоне самолета, выбор бортового меню, приоритетная регистрация на рейс и посадка на борт, комиссии за оплату кредитными картами, стоимость Интернета и подключения к системе развлечения на борту;
  • использования баллов, накопленных по программам лояльности;
  • комиссий за продажу сопутствующих услуг, таких как бронирование отелей или аренда автомобилей через сайт авиакомпании;
  • продажи рекламы на борту самолета.

По данным исследования, проведенного поставщиками цифровых услуг для авиаиндустрии — компаниями CarTrawler и IdeaWorks, среди 80 авиакомпаний со всего мира с 2011 по 2019 г. ежегодные доходы гражданской авиации от дополнительных услуг возросли в три раза, почти до 110 млрд долл. А их доля в общей выручке отрасли увеличилась с 5,6 до 12,2%.


Лидерами по их продажам стали лоукост-перевозчики. У некоторых из них выручка от продажи допуслуг почти сравнялась с доходом от авиаперевозок. Самая большая доля дополнительных услуг в 2019 г. была у американских бюджетных авиакомпаний Spirit (47,0% от общей выручки) и Allegiant (46,5%), а также у европейского лоукостера Wizz Air (45,4%).

У традиционных авиакомпаний доля таких доходов в 2019 г. была заметно меньше: 8,0% у группы Lufthansa, 6,0% — у альянса Air France и KLM и всего 0,5% у одной из крупнейших авиакомпаний Китая China Southern.

Но в абсолютных цифрах дополнительные услуги могут приносить традиционным авиакомпаниям больше денег, чем лоукостерам, из-за большего пассажиропотока. Так, группа Lufthansa получила в прошлом году 1,9 млрд долл. дополнительных доходов, в то время как Spirit — 1,8 млрд долл, а Allegiant — 0,8 млрд долл.

Российский лоукостер "Победа" в прошлом году заработал на допуслугах больше 143 млн долл., что составило 17% его выручки.

У остальных перевозчиков материнской группы "Аэрофлот" доля допуслуг в общем доходе составила 7% (694 млн долл.). Данных о других российских авиакомпаниях в исследовании нет.

Пандемия увеличила количество перевозимого багажа

Ограничения на авиаперелеты в этом году из-за пандемии коронавируса обрушили доходы авиакомпаний, но спрос на некоторые дополнительные услуги, наоборот, вырос. По прогнозам CarTrawler и IdeaWorks, доходы от продажи дополнительных услуг по итогам этого года сократятся почти в два раза — до 58 млрд долл. Это будет соответствовать примерно уровню 2015 г.

Тем не менее доля дополнительных услуг в общем объеме доходов в этом году возрастет до 13,6%. В пересчете на одного пассажира стоимость допуслуг увеличится с 24 до 26 долл. по сравнению с предыдущим годом. Это при том что средний тариф на авиаперевозку в одном направлении, по данным IATA, упал в два раза из-за снижения спроса во время пандемии.


По мнению руководителей крупнейших авиаперевозчиков мира, из всех допуслуг наиболее востребованной в этом году стала оплата сверхнормативного багажа, т. к. из-за карантина и перехода на дистанционную работу пассажиры перемещаются на более долгий срок и поэтому везут с собой больше личных вещей.

Требования по социальному дистанцированию повысили спрос на выбор места в салоне. Пассажиры готовы платить за места в первых рядах, чтобы быстрее и без очереди покинуть самолет после посадки, либо чаще выбирают места у аварийных выходов, чтобы обеспечить себе больше личного пространства.

Азиатский лоукостер AirAisia сообщил, что на его рейсах в Малайзии и Таиланде на 88% выросло количество пассажиров, приобретающих страховку авиаперелета.

На рейсах из аэропортов, где из-за пандемии были закрыты магазины и заведения общепита, стали более популярны заказы питания и покупки на борту самолета. В то же время многие авиакомпании в целях безопасности, напротив, перестали кормить на борту или ограничили бортовое меню. Из-за ограничения питания в аэропортах также стали менее востребованы услуги залов ожидания.

Как увеличить продажи допуслуг в аэропорту

Год назад действующий глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял о планах увеличить долю дополнительных доходов в выручке авиакомпании до 20%. Похожим образом поступают и другие крупнейшие перевозчики страны, перенимая опыт лоукост-перевозчиков и переходя на гибридную модель бизнеса. Многие из них предлагают широкий выбор дополнительных услуг и сервисов при бронировании билета у себя на сайте — от выбора места и дополнительного багажа до бронирования отеля и аренды автомобиля в пункте прилета.

Однако зачастую необходимость в заказе дополнительной услуги у пассажира появляется уже в аэропорту, во время регистрации на рейс. Чаще всего на стойке регистрации выясняется, что пассажиру необходимо оплатить сверхнормативный багаж. Но также может понадобиться выбрать более удобное место или пассажир вспоминает, что забыл заказать питание на борту.

Раньше оплатить эти услуги можно было только в кассе авиакомпании. Касса могла находиться в другом конце терминала, а в нее нужно было отстоять очередь. В условиях ограниченного времени до рейса это создавало неудобство как пассажиру, так и авиакомпании.

На помощь пришли цифровые технологии. С сентября этого года российский поставщик IT-решений для авиационной и туристической отрасли — компания "Сирена" начала внедрять мобильное решение, которое позволило осуществлять продажу и оплату дополнительных услуг авиакомпаний в аэропорту как до, так и после регистрации на рейс и до момента посадки на борт самолета.

Продажа услуги выполняется с помощью мобильной кассы, на которой установлено специальное приложение Leo PSS Mobile Sales на базе операционной системы Android. Это приложение позволяет найти пассажира на рейсе вручную или через сканирование маршрут-квитанции и посадочного талона. Для этого у оператора приложения должен быть доступ к ресурсам системы автоматизированной регистрации пассажиров и багажа DSC Аstrа, также разработанной компанией "Сирена". Приложение отображает список рейсов, вылетающих в течение 48 ч от текущего момента.


После идентификации пассажира в приложении можно выбрать необходимые ему услуги, сформировать и оплатить заказ. В "Сирене" отмечают, что мобильная касса работает по принципу "три в одном": устройство одновременно выполняет функции выписки услуги, приема платежей банковской картой, фискализации банковских операций с последующей печатью на кассовой ленте чека и электронного многоцелевого документа.

Мобильная касса Leo PSS Mobile Sales не требует подключения через провод к установленному на стойке регистрации программному аппаратному обеспечению. Поэтому сотрудник авиакомпании может оформить услугу и принять оплату практически в любой точке аэропорта — от стойки регистрации до выхода на посадку.

По словам представителя "Сирены" — директора по развитию проектов Елены Володиной, Leo PSS Mobile Sales стала первым мобильным приложением для продажи дополнительных услуг, внедренным в коммерческую эксплуатацию. Сейчас им пользуются уже две российские авиакомпании: "РусЛайн" и "Ижавиа". С сентября по ноябрь через систему было осуществлено около 560 продаж различных дополнительных услуг.

"Внедряя новые технологические решения, такие как Leo PSS Mobile Sales, мы обеспечиваем высокую степень автоматизации и увеличиваем перечень услуг и сервисов, предлагаемых нашим пассажирам", — объяснил выбор Leo PSS Mobile Sales генеральный директор "Ижавиа" Александр Синельников.

Кроме того, данное приложение сейчас проходит апробацию в аэропорту Сочи. Там Leo PSS Mobile Sales будет использоваться службой аэропорта, осуществляющей регистрацию на рейсы нескольких авиакомпаний. Для этого приложение было адаптировано для работы со списками услуг разных авиационных перевозчиков.

В "Сирене" объяснили, что мобильное решение Leo PSS разработано в ответ на запросы авиакомпаний, которые стремятся повысить доходность коммерческой деятельности. Теперь возможности продаж дополнительных услуг могут быть значительно расширены. Это стало особенно актуально в текущем году, когда российские перевозчики, как и их коллеги по всему миру, обращают больше внимания на повышение эффективности своего бизнеса и поиск дополнительных доходов на фоне спада перевозок из-за пандемии. В таких условиях быстрота и удобство оформления и оплаты дополнительных услуг для пассажиров может стать важным конкурентным преимуществом для авиакомпании.

Читайте также: