Какие три из перечисленных положений включены в декларацию прав человека и гражданина отмена

Обновлено: 04.07.2024

Презентация
Заголовок Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Сокращение DDHC
Страна Франция
Официальные языки) Французский
Тип Билль о правах включен в блок конституционности
Подключен Права человека , Гражданские права французов , Французское гражданство , Конституционное право
Принятие и вступление в силу
Писатель (ы) Чемпион Cicé и шестых бюро, преамбула по Мирабо и Мунье
Законодательная власть Учредительное собрание
Принятие С 20 по 26 августа 1789 г.
Подпись 26 августа 1789 г.
Обнародование Людовик XVI
Вступает в силу Преамбула Конституции Пятой Французской Республики
Модификации Любой


Декларация прав человека и гражданин 1789 года (иногда сокращенно DDHC ) является одним из основных текстов французской революции , которая устанавливает из множества индивидуальных и общих естественных прав , а также условий для их реализации. Его последние статьи приняты на 26 августа 1789 г. .

Декларация является одним из трех текстов , о которых говорится в преамбуле к Конституции Франции от 4 октября 1958 года . Его конституционная ценность признана Конституционным советом с 1971 года. Таким образом, его положения являются частью французского позитивного права и находятся на самом высоком уровне иерархии стандартов во Франции.

Резюме

История


Ассамблея, встреча в Версале по созыву Генеральных штатов , чтобы найти фискальный решение в государственный дефицит и отменить отказ от региональных парламентов, заявляет о себе в Национальное собрание путем объединения 17 июня 1789 года на три порядка , которые он решает после отмены, то создается Учредительное собрание , которое решает разработать декларацию основных принципов, на основе которой будет принята новая Конституция. Он собирается для этого после принятия указов от 4, 6, 7, 8 и 11 августа 1789 г. об отмене феодальных прав , которые он возобновит в статье 1 .

В 9 июля , Жан-Жозеф Мунье , депутат Дофине, предполагает , что Конституция должна предшествовать декларации. Многие депутаты пишут проекты деклараций: первый - из Ла Файета (о котором мы скажем, что последующие проекты являются лишь комментарием), затем - Тарге, Мунье, Мирабо, Сийес и Гуж-Карту.

4 августа 1789 года Учредительное собрание постановило, что конституции будет предшествовать декларация прав.

В 12 августа Учредительное собрание решает создать комитет из пяти депутатов, ответственных за рассмотрение различных проектов деклараций, объединение их в один и представление его в кратчайшие сроки. 17 . На следующий день, 13 августа , он приступает к выборам своих членов: Деменье , Ла Люцерн , Тронше , Мирабо и Редон . Комитет выполняет свою задачу: 17 августа , он представляет собой проект декларации прав человека в обществе в девятнадцати статьях, которым предшествует преамбула.

В 19 августа Учредительное собрание решает, что текст Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта из двадцати четырех статей, предложенного шестым офисом, возглавляемым Жеромом Чемпионом де Сисе . В ходе обсуждений этот проект будет существенно изменен. Аббат Грегуар предложил, чтобы Декларация прав человека и гражданина сопровождалось тем , что обязанностей.

Текст оценивался постатейно 20 в 26 августа 1789 г. Учредительным собранием. В 20 августа 1789 г. , он принимает преамбулу и первые три статьи; в 21 год , Статьи 4–6; в 22 , Статьи 7–9; в 23 , раздел 10 ; в 24 , Статьи 11–13; в 26 год , последние четыре статьи.

На следующий день, 27 августа Учредительное собрание принимает следующее предложение Мужена де Рокфора:

"Национальное собрание постановляет, что оно ограничивает в настоящее время Декларацию прав человека и гражданина семнадцатью статьями, которые оно издало , и что оно незамедлительно приступит к принятию Конституции Франции для обеспечения общественного благосостояния, за исключением добавить после работы Конституции статьи, которые он считает необходимыми для дополнения Билля о правах . "

В 5 октября Под давлением бунта Людовик XVI принимает Декларацию, а также девятнадцать статей Конституции, уже принятых Учредительным собранием.

Декларация является преамбулой к конституции 1789 года , и будет оставаться , что в Конституции 1791 года .

Источники

Происхождение статей



Преамбула , добавил к проекту Чемпионом де Cicé, была написана Мирабо и Жан-Жозеф Мунье , депутат третьего сословия , который приняла присягу Же де Пом , как монархиан , то есть сторонники «английской конституционной монархия

Статья 3, что атрибуты суверенитета к нации , навеяна темами увещания парламентов, осуществляется многими членами друзей клуба Конституции , более известная под именем якобинцев клуба , но и знаменитой брошюра от отца Сийеса , который предлагает доверить суверенитет нации, абстрактной сущности, отличной от физического лица, которое ею руководит.

Статья 11 предложена герцогом Луи-Александром де Ларошфуко д'Энвилем (1743 г. - убит 4 сентября 1792 г. добровольцами, охотившимися на аристократов).

Статья 16, связывающая Конституцию и организацию разделения властей , является принципом, ранее принятым при разделении духовного, политического и экономического уклада. Но три политические силы, на которые косвенно ссылается эта статья, а именно законодательная, исполнительная и судебная, особенно подпадают под концепцию, предложенную Монтескье с 1748 года в De esprit des lois .

Другие статьи подтверждают определенные общие принципы права или процедуры, такие как положительность закона, состязательный характер процедур, отсутствие обратной силы уголовного закона.

Это произведение обстоятельств, общее воззвание, текст, обращенный к прошлому с целью положить конец Старому режиму ; но также текст, обращенный к будущему, продвигая философию Просвещения и его рационалистический идеал.

Общество друзей прав человека и гражданина

Под этим названием в Париже было основано политическое общество. 27 апреля 1790 г. защищать и развивать принципы прав человека. Он более известен под названием клуба Кордельеров из-за старого монастыря, где он проводил свои собрания в Париже.

Влияние американской революции


Американские депутаты не казались более смущенными, чем их французские коллеги, неравенством рождения, которое составляет условие рабства .

Противоречие между Еллинеком и французскими историками

Вопрос об источниках Французской декларации вызвал споры, окрашенные национализмом в историографии. В брошюре 1895 года немецкий ученый-конституционалист Георг Еллинек представил французскую работу как простой наследник англосаксонских деклараций ( Петиция о правах , Декларация прав ), вдохновленных лютеранским протестантизмом. Переведенный на французский язык в 1902 году, в контексте растущей напряженности между Францией и Германией, он вызовет такой безоговорочный ответ, сделанный одним из основателей Свободной школы политических наук в 1872 году Эмилем Бутми (он - даже протестантский ): Декларация прав человека и гражданина действительно была бы плодом французского гения, взращенного философией Просвещения и Руссо.

Предварительные мероприятия

Содержание

Общий анализ

Декларация состоит из преамбулы и семнадцати статей, которые объединяют положения, касающиеся прав нескольких юридических категорий лиц :

Преамбула

Составляющие заявляют в преамбуле права, которые принадлежат каждому человеку по самой его природе, это не права, созданные или предоставленные революционерами и которые могут быть потеряны, а естественные права, установленные и не подлежащие даванию, которых четыре, перечисленные в статье два .

Содержание статей


Керамическое панно возле военного мемориала, представляющее Декларацию прав человека и гражданина в Барджоле , в Вар .

Статья 1

В статье 1 провозглашается принцип равенства, согласно которому «Мужчины рождаются и остаются свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общей полезности. « Это одновременно и кульминация, и главный запрос революционной программы, а именно отмена общества порядков и привилегий старого режима.

Равенство подтверждается как принцип, регулирующий присвоение прав, с последствиями равенства перед налогами в статье 13 (удовлетворение требований в журналах жалоб) и в более общем плане равенства перед законом в статье 6 (равенство в доступе к обществу). офис без каких-либо отличий, кроме индивидуальных возможностей).

Принцип равенства постоянно встречается в революционном и республиканском законодательстве, затем в международных декларациях прав, расширяясь:

СТАТЬЯ 2

Естественные и неотъемлемые права Декларации 1789 года предшествуют установленным полномочиям, они считаются применимыми всегда и везде.

Статья 3.

Статья 3 предусматривает, что принцип суверенитета в основном принадлежит нации .

Статья 5.

Статья 6.

Статьи 15-17

Статьи 15-17 устанавливают фундаментальные принципы верховенства закона и его функционирования.

В статье 15 говорится, что государственные должностные лица несут ответственность за свое управление, поскольку общество имеет право привлекать их к ответственности.

Статья 16 устанавливает принцип разделения властей .

Контекст принятия Декларации

Отзывы

С первых лет критике подвергалась Декларация прав человека и гражданина . Так, возвращаясь в своих Воспоминаниях к периоду его разработки, первый президент конституции Жан Сильвен Байи уточнил:

«Билль о правах имел большое количество сторонников и несколько противников; все было правильно, и это было необходимо и опасно; необходимо идти по порядку политических идей; опасны для людей, которые легко ошибаются и не знают, что нет прав без обязанностей; что для того, чтобы получать удовольствие от одних, нужно подчиняться другим. Предстояло родиться бесконечное количество претензий. "

Его также критиковали за то, что он отрицал бы частное в пользу абстрактного, универсального и несуществующего человека, и, во-вторых, на обратном основании, что он на самом деле не достиг бы универсальности, но соответствовал бы интересам `` класса или другого человека ''. другая часть общества [исх. необходимо] .

Прудон живой обзор

« Все люди равны по природе и перед законом ; неоднозначное и избыточное заявление. Люди равны по своей природе: означает ли это, что все они имеют одинаковый рост, одинаковую красоту, один и тот же гений, одинаковые достоинства? Нет: поэтому мы хотели обозначить политическое и гражданское равенство. Поэтому достаточно было сказать: все люди равны перед законом. Но что такое равенство перед законом? [Декларация] предполагает неравенство состояний и рангов, рядом с которым невозможно найти и тени равноправия. "

Таким образом, Прудон заключает, что Билль о правах допускает процветание неравенства в противовес естественным правам, которые он провозглашает в своей первой статье.

«Эта назидательная статья Билля о правах […] предполагает несколько видов гражданского неравенства, которое сводится к утверждению неравенства перед законом: неравенство рангов, поскольку государственные функции требуются только для вознаграждения и вознаграждения, которое они предоставляют; неравенство состояний, поскольку, если бы кто-то хотел, чтобы состояния были равны, государственная занятость была бы обязанностью, а не вознаграждением, неравенством благосклонности, поскольку закон не определял, что это означает под талантами и добродетелями. "

Обзоры Берка и Бентама

Дэвид Хьюм согласится с мнением Бентама об онтологическом отсутствии естественных прав [исх. необходимо] .

Марксистская критика

Феминистский критик

Олимпи де Гуж написала Декларацию прав женщин и гражданина в 1791 году , подделку Декларации 1789 года. В этом тексте она критикует юридическое и политическое применение Декларации только к мужчинам. Она безуспешно пыталась представить его Ассамблее на утверждение.

Олимпи де Гуж была казнена на гильотине 3 ноября 1793 года за то, что в одной из своих брошюр она предложила людям путем референдума выбрать форму политического режима, которая устраивала Францию: централизованное, федеративное или монархическое республиканское правительство. Революционеры не терпят того, что это может бросить вызов республике. Они допрашивают и арестовывают ее: таким образом, ее могущественные враги находят предлог, чтобы заставить ее замолчать. В 19 ноября 1793 г. , газета Le Moniteur предупреждает всех женщин, которые проявят претензию на вмешательство в политическую сферу: «Она хотела быть государственным деятелем, и, похоже, закон наказал этого заговорщика за то, что он забыл о достоинствах, которые ей присущи. Пол. Эта попытка утвердить свою женскую идентичность и законное требование равных гражданских и политических прав для обоих полов, таким образом, закончилась неудачей.

Права поселенцев

Декларацию прав человека также критиковали за неприменимость к жителям колоний, поскольку Учредительное собрание не отменило рабство в Санто-Доминго и не приняло решения о политическом равенстве иностранцев и коренных народов. Это только 29 августа 1793 г. что Декларация о том, что все люди рождаются и остаются свободными, будет применяться в Сен-Доминго Сонтонаксом , рабство было отменено 23 июня того же года новым Биллем о правах.

Правовая применимость

Применение этого текста подверглось критике, в частности, позитивистами .

В соответствии с IV - й Республики , в Конституции 27 октября 1946 г. включает в себя, с одной стороны, преамбула , которая относится к декларации о 1789 г. и, с другой стороны, статья 81, которая гласит, что "все французские граждане и граждане Французского Союза имеют статус гражданина Французского Союза, который гарантирует им пользование правами и свободами, гарантированными преамбулой" . Из 1947 г. , То судебная признает , что в Декларации о 1789 г. текст позитивного права : 22 января , Основываясь на статье 6 Декларации , то гражданский суд Сены объявляет нулевое состояние вставленной в нее будет, по бабушке, отменив завещанию сделан в пользу внучки в том случае, если she- CI выйдет замуж за еврея. Это только 7 июня 1957 г. что Государственный совет принимает, в первый раз, чтобы рассмотреть по существу о признании вины , утверждая , игнорирование Декларации о 1789 г. , в данном случае его статьи 8, 9 и 10.

Исходя из этого решения, Конституционный совет будет все больше и больше позиционировать себя как защитник прав и конституционных общественных свобод, но особенно на основе ссылки на преамбулу старой Конституции 1946 года. Эта тенденция даже усиливается, поскольку l 'установление Приоритетного вопроса конституционности (QPC) путем пересмотра конституции 23 июля 2008 г. , позволяя апостериорный контроль над законами со стороны Конституционного совета.

Потомство

С юридической точки зрения

1789 Декларация вдохновила, то XIX - го века, большое количество подобных текстов во многих странах Европы и Латинской Америки . Французская революционная традиция также присутствует в Европейской конвенции о правах человека , подписанных в Риме на 4 ноября 1950 г. .

Во Франции другие права, имеющие конституционную ценность, появились после провозглашения 1789 года.

Это, прежде всего, те, которые фигурируют в преамбуле Конституции от 27 октября 1946 года и которые включены в преамбулу Конституции 1958 года, в которой она упоминается:

  • равноправие мужчин и женщин ;
  • право убежища для любого человека, преследуемого за его действия в защиту свободы;
  • право на трудоустройство ;
  • право защищать свои интересы через действия профсоюзов;
  • право на забастовку ;
  • право на получение от общества адекватных средств к существованию

Это те, которые фигурируют в Экологической хартии , принятой в 2004 году , в частности, в статье 1 этой хартии: «Каждый человек имеет право жить в сбалансированной окружающей среде и уважать здоровье. " В вынесенном решении 31 января 2020 г. Конституционный совет отдает приоритет преамбуле Экологической хартии, а одиннадцатый параграф преамбулы Конституции 1946 года имеет приоритет над статьей 4 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, посвященной охране окружающей среды. ставка выше, чем свобода предпринимать, в том числе в отношении последствий деятельности, осуществляемой во Франции за рубежом.

С исторической точки зрения

Первым испанским переводом был труд колумбийца Антонио Нариньо (1765-1823), который распространил печатный текст тиражом от 80 до 100 экземпляров еще в 1793 году, когда в испанском наместничестве Новой Гранады началась борьба за независимость.

Этот набор документов, которые приобретают значение по отношению друг к другу, хранятся в Национальных архивах и Национальной библиотеке Франции , которые сделали совместное предложение по классификации. Именно через их встречу можно понять как символическое, так и политическое значение Декларации, а также исторический контекст, в котором она была составлена.

Некоторые одонимы, содержащие дату 26 августа 1789 года, напоминают об окончательном принятии во Франции Декларации прав человека.

Видя всеобщее недовольство, король Франции в 1789 году был вынужден впервые за 175 лет созвать Генеральные штаты.

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

1. Все люди рождаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Источник всей верховной власти всегда находится в народе. Никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власти, не происходящей прямо от нации.

4. Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому…

5. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Закон должен быть равный для всех.

10. Никто не должен быть тревожим за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного законом.

15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.

16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.

17. Так как собственность есть право несомненное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Какие права человека считаются естественными и неотъемлемыми?
Как содержание этих прав раскрывается в Декларации прав человека и гражданина?
От кого исходит верховная власть? Какие права имеет общество по отношению к должностным лицам?
Какая роль в обществе отводится закону?
Какие теории просветителей нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина? При ответе ссылайтесь на статьи документа.

В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

По мере роста населения в 18 веке крестьянские земельные наделы становились все меньше, и разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Несмотря на то, что в общем положение французов после 1715 года имело тенденцию к большему процветанию, 20 лет до 1789 года были временем экономических трудностей.

Сословное неравенство

Привилегии первого и второго сословия:

  • Аристократия взимала плату за пользование рынками и дорогами.
  • Аристократы были освобождены от уплаты большинства налогов и несения военной службы.
  • Аристократы имели почти полную власть над крестьянским классом.
  • Большинство духовенства и аристократов жили в чрезвычайной роскоши.

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

  • Крестьянин не имел права ловить рыбу или охотиться в имениях аристократов.
  • Крестьянин был вынужден платить налоги Церкви, королю, а также своему знатному господину.
  • Простолюдины должны были служить в армии.
  • Для собственных нужд крестьянам полагалось пользоваться винным прессом или мельницей своего благородного хозяина и платить за это.

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

17 июля король отправился в Париж, где публично надел кокарду с новым сочетанием цветов: белого для бурбонов, голубого и красного для парижан. Этот триколор со временем стал новым национальным флагом Франции.

Декларация прав человека и гражданина

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

Вклад маркиза де Лафайета

Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).

Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.

Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.

4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.

В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).

Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

Основные принципы Декларации

Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

Документ был одобрен Национальным учредительным собранием и передан Людовику XVI для подписания. Однако король отказывался подписывать Декларацию вплоть до 5 октября, когда был вынужден одобрить данный документ, чтобы успокоить разгневанную толпу, окружившую Версаль.

После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.

Свобода и равенство не для всех

Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.

Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.

Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.

Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.

Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.

Читайте также: