Какие требования законодательной техники следует соблюдать при составлении бюджета

Обновлено: 25.06.2024

Система бюджетирования - это не просто система взаимосвязанных бюджетов. Бюджетирование – это система обязательных процедур и правил на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом исполнения бюджета, и, конечно, включая промежуточные этапы – учет, контроль и принятие решений.

Исполнение бюджета – это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

Инструменты исполнения бюджетов включают в себя процедуры:

  • управленческий учет
  • оперативное планирование
  • управление договорами
  • управление платежами
  • управление денежными потоками
  • управление материальными потоками
  • управление финансовыми рисками
  • контроль соответствия бюджету
  • анализ исполнения бюджета
  • корректировки бюджета

Контроль исполнения бюджета бывает текущий (оперативный) и заключительный. Любой контроль исполнения бюджета базируется на сравнении факта с планом.

Оперативный контроль исполнения бюджета происходит в текущем месяце и включает:

  • управление платежами и согласование заявок на оплату с целью контроля затрат в соответствии с бюджетом предприятия,
  • операционный менеджмент (управление производством, логистикой) с целью мониторинга наличия необходимых ресурсов для обеспечения плановых продаж,
  • управление продажами и мониторинг поступления денег от клиентов с целью обеспечения бесперебойного денежного потока в соответствии с бюджетом.

Оперативный контроль проводится ежедневно и еженедельно по данным оперативной отчетности. При оперативном контроле мониторинг осуществляется фрагментировано, по тем данным, которые проще всего получить моментально – это все поступления и платежи по банковским выпискам, данные по производству и по отгрузкам в денежном и натуральном показателях и т.д.

Заключительный контроль – это анализ выполнения планов и подведение итогов после окончания периода. Как правило, анализ исполнения бюджета проводится в компаниях по окончании каждого месяца. Такая регулярность позволяет менеджменту контролировать реализацию текущих задач и оперативно реагировать на возникающие отклонения от планов.

бюджетирование 2

Контроль исполнения бюджета – выявление отклонений фактических показателей от запланированных.

Анализ исполнения бюджета – выявление причин отклонений фактических показателей от запланированных.

Заключительный план-факт анализ эффективен на более длительных бюджетных периодах, чем месяц. Детальный анализ исполнения бюджета и подробный разбор причин отклонений проводится раз в квартал. Такой период позволяет увидеть не только случайные проблемы, которые уже заметны по итогам месяца, но и выявить определенные тенденции в развитии компании и системные отклонения. Контролируя и анализируя отклонения, менеджмент компании может и должен принять эффективные управленческие решения для выравнивания показателей по году, либо для принятия решения о пересмотре бюджета.

Виды анализа исполнения бюджета

План-факт анализ исполнения бюджета – это базовый способ оценить результаты работы компании по итогам месяца/квартала/года. В отчетах об исполнении бюджетов приводятся фактические и плановые данные за истекший период, рассчитываются отклонения в абсолютном и в относительном выражении. Дополнение отчета фактическими данными нарастающим итогом с начала года, а также прибавление плановых значений будущих периодов до конца года поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

В дополнение к план-факт анализу целесообразно также проводить сравнительный анализ факта текущего года к факту прошлого года, чтобы увидеть развитие компании в динамике - прогресс или регресс в целом и по отдельным направлениям. Также полезен факторный анализ, который помогает выделить и разложить влияние каждого элемента по отдельности в формате: статья дохода/расхода – сумма отклонения – процент (вклад) выполнения/невыполнения плана по прибыли.

  • сравнение фактических данных за текущий период с запланированными (план-факт)
  • прогнозирование результатов года (факт прошедших месяцев плюс план будущих месяцев)
  • сравнение фактических данных за текущий период и аналогичный период прошлого года
  • оценка влияния факторов на исполнения бюджета (факторный анализ)

Задача план-факт и факторного анализа – выявление причин, повлиявших на величину отклонений, и выработка рекомендаций по их устранению. Чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто ответственный за полученный результат. В зависимости от типа и суммы отклонений руководством предприятия принимаются оперативные управленческие решения. Также необходимо разработать мероприятия по минимизации влияния внешних негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

В общем виде последовательность действий:

  1. сбор информации и формирование отчетности
  2. выявление и анализ причин отклонений факта от плана
  3. принятие управленческих решений

бюджетирование 1

По окончанию бюджетного периода подводятся итоги, при выполнении и перевыполнении планов определяются премии и бонусы. А что происходит, если план не выполняется?

Существенность отклонений

Отклонения без корректировок бюджета допустимы, когда факт отличается от плана в пределах до 10 процентов. Свыше – есть все основания для пересмотра бюджета. Но это общий подход. Определение пределов допустимости зависит от отрасли, в которой работает предприятие. В некоторых отраслях допустимыми считаются и 15 - 20 процентов. Также следует установить критерии допустимых отклонений по видам затрат. Например, превышение в 10 % по себестоимости будет критичным, а превышение расходов на обучение на 10 % не критично. Обычно предел устанавливается процентах и в абсолютном значении, например, не более 5 % или 100 тысяч рублей. Таким образом ограничение будет охватывать значимые статьи (ограничение по процентам) и менее значимые (ограничение по сумме).

Помимо предела допустимости следует определить вид отклонения, ведь в зависимости от вида могут быть приняты разные управленческие решения.

Виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения
  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения
  • Временные и систематические отклонения

Учитывая вид и масштаб отклонения, принятие решения о корректирующих действиях делегируется руководителям разных уровней – от руководителя ЦФО до Генерального директора.

Корректировка бюджета

Пересмотр бюджета (перебюджетирование) целесообразно проводить в случае существенных изменений функционирования предприятия (кризис, новые собственники, смена технологии и т.д.), или существенных отклонений от принятого бюджета.

Необходимо заранее определить ключевые (контрольные) показатели бюджета и допустимый предел их отклонений. При существенном отклонении выше условной нормы запускается процедура перебюджетирования. Как правило, такими показателями являются выручка, валовая прибыль, чистая прибыль (БДР - бюджет доходов и расходов) и поступления от клиентов и чистый денежный поток от операционной деятельности (БДДС - бюджет движения денежных средств).

Нужно с осторожностью подходить к внесению корректировок и к перебюджетированию. Вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, руководство просто их пересматривает. План для того и нужен, чтобы пытаться его достичь. Пересмотр бюджета обычно происходит раз в полугодие. Не нужно прибегать к квартальным корректировкам бюджета, иначе бюджетирование превращается в пустую формальность. Стремление часто пересматривать бюджетные показатели может слишком перегрузить бюджетный процесс и превратить работу финансово-экономической службы в череду бесконечных корректировок. А результатом этих работ будет множество вариантов бюджета и непонимание менеджеров, на какие цели следует ориентироваться.

Регламенты исполнения бюджета

Регламентация процедур и автоматизация процессов повышает дисциплину исполнения и делает ее обязательной для всех. Необходимо создать регламент бюджетного контроля и зафиксировать в нем все виды проверок, их периодичность, ключевые показатели и диапазоны их отклонений, порядок пересмотра бюджетов. систему мотивации. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным для всех участников бюджетного процесса.

Регламент согласования платежей

Регламент согласования платежей определяет правила платежной дисциплины в компании и фиксирует:

  • порядок прохождения заявок на оплату
  • сроки и ответственных на каждом этапе
  • обязанности и полномочия сотрудников
  • последовательность действий

Заявка должна проходить три уровня контроля:

  • Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность платежа
  • Сотрудник бухгалтерии – правильность оформления документов на оплату
  • Бюджетный контролер – наличие лимита в бюджете по данной статье

В случае превышения бюджета и/или спорности ситуации маршрут согласования удлиняется на дополнительных участников, имеющих полномочия принимать решение по платежу.

Другие статьи по бюджетированию:

Корпоративное обучение - это получение знаний и навыков сотрудниками одной компании. Наша Школа оперативно организует для компании-заказчика корпоративный тренинг или семинар с учетом отраслевой специфики и конкретных потребностей вашего бизнеса. Подробнее >>

Отзывы участников семинаров:

Бюджетирование на предприятии несет очевидную выгоду: доходы и расходы определяются и распределяются заранее. Это позволяет сбалансировать финансовое положение компании. Чтобы процесс составления бюджета был предсказуемым и эффективным, необходимо разработать бюджетный регламент.

Этот документ должен создаваться и внедряться в тесной взаимосвязи с множеством систем управления предприятием.


Внедрение автоматизации бюджетирования в 1С

  • Вся финансовая отчётность - БДДС, БДР, прогнозный баланс и др.;
  • Консолидация;
  • План-факт, анализ отклонений плановых и фактических данных;
  • Казначейство - контроля текущих платежей в соответствии с лимитами бюджетов.

Понятие "бюджетный регламент"

Бюджетный регламент - документ, в котором отражены стандарты, нормативы, временные рамки составления, рассмотрения, утверждения и контроля исполнения бюджета предприятия, а также обозначен состав участников процесса и роли каждого из них.

Составление бюджетного регламента - важный этап внедрения бюджетирования. Обычно он создается после проведения аналитической работы по выявлению:

  • долгосрочных целей компании;
  • принципов бюджетирования;
  • достоинств и недостатков финансовой и организационной структуры компании;
  • видов бюджетов, необходимых именно этому предприятию для эффективной деятельности.

Не всегда целесообразность составления этого документа является очевидной. Небольшие предприятия с минимальной текучкой кадров могут пренебречь бюджетным регламентом в том случае, если в их планах нет развития.

Если же компания развивается, а штат растет, регламент - инструмент, позволяющий ускорить введение в курс дела новых сотрудников и оптимизировать процессы контроля.

Главная задача документа - обеспечение качественного контроля исполнения различных бюджетов на предприятии.

Именно бюджетный регламент - важная часть процесса установления финансовой дисциплины предприятия. Эффект достигается за счет использования персональной ответственности и сведения к минимуму бесконтрольных действий в обращении с ресурсами предприятия.

Бюджетный регламент должен разрабатываться по скользящему графику. Это вызвано необходимостью регулярных корректировок в ранее заданных пределах (например, по итогам месяца, квартала, года).

Принципы составления бюджетного регламента

Они справедливы для множества процессов на предприятии.

  • Обозначение уровней детализации и выстраивание регламентов в привязке к ним. Не следует впадать в крайности и описывать абсолютно все действия исполнителей. Такой документ достигнет объемов “Саги о Форсайтах” и станет макулатурой, которую никто не читает. Ограничиваться только декларированием принципов также не целесообразно. Обычно самый оправданный вариант - остановиться на уровне бизнес-процессов.
  • Наличие четких схем важных бизнес-процессов. Схема должна: фиксировать ответственных, задавать принципы работы для конкретного направления работы, давать ориентиры исполнителям, содержать ссылки на вспомогательные документы.
  • Структурированность.
  • Требования к форме изложения материала. Регламент - не художественное произведение. Потому от сложных конструкций, эпитетов и прочих литературных приемов надо отказаться. Также недопустимы слова и термины, имеющие двойное толкование.

Обязательные элементы бюджетного регламента

Общие правила. В них описываются цели бюджетирования, отчетные показатели, правила предоставления отчетности и методы, выбранные для ее анализа. Все это позволит вносить в бюджеты нужные коррективы.

Обозначение бюджетного периода и бюджетного цикла. Из-за неумения работать с информацией (особенно, с большими объемами) бюджетный цикл часто принимается равным 3 месяцам (1 кварталу). Практика показывает, что гораздо эффективнее работать с бюджетным периодом в 1 месяц. Это дает больше возможностей для маневрирования.

Бюджетный цикл - период времени, по истечении которого сравниваются плановые и фактические показатели. Обычно он равен 1 кварталу. Этого достаточно для корректировки бюджетов следующих периодов.

Центры ответственности. В регламенте должны быть отображены принципы, по которым разделяются центры ответственности (Центр финансового учета, Центр финансовой ответственности, Центр затрат и пр.). Для каждого из центров необходимо описать формы отчетности. Также обязательно указать механику объединения отчетности отдельных центров ответственности в единый документ, иллюстрирующий работу компании в целом.

График и порядок разработки бюджетов различных уровней. Здесь же указываются временные рамки передачи на согласование, консолидацию, утверждение бюджетов. Сроки должны быть приемлемыми, на каждой стадии и для каждого уровня бюджета назначаются ответственные.

График контроллинга (план-факт анализа). Это процедуры внутреннего контроля, направленные на оценку того, как исполняются бюджеты. Обычно в рамках этого процесса проводится подготовка сводного (консолидированного) бюджета и его анализ.

Перечень мотивационных мероприятий. Данный элемент не является обязательным. Но в той или иной форме присутствует практически на любом предприятии. Сотрудники должны понимать, что добросовестное исполнение обязанностей - повод для премирования. Пренебрежение ими - причина штрафных санкций.


Составление бюджетного регламента

1. Подготовка списка необходимых документов. Абсолютно все документы, которые понадобятся для составления регламента, должны быть описаны. Сотрудникам должны быть даны понятные инструкции о том, как, когда и какие данные они должны предоставлять.

2. Обучение персонала работе с документами. Даже на основе готового списка документов и готовых же форм для заполнения сотрудники могут допустить ошибки из-за того, что не так поняли суть задачи. Чтобы этого избежать, необходимо провести обучающие мероприятия. Тесты в конце обучения - обязательны.

Такой подход позволяет рассчитывать на получение адекватной и единообразной информации, на основе которой можно составить бюджеты подразделений и консолидированный бюджет предприятия.

3. Создание бюджетного комитета. Составляется список участников, с обязанностями каждого из них. Обычно в организациях со сложной структурой в бюджетном комитете работают представители ключевых подразделений.

4. Определение объектов учета и установление взаимосвязей доходов и расходов по каждому из них.

5. Разработка структуры и формата бюджетов, а также очередности их составления. На этом этапе стоит обдумать, насколько удобно будет впоследствии использовать данные бюджетов для формирования итоговых бюджетов и составления прогнозов.

6. Составление и анализ бюджетов.

7. Прогнозирование.

Ошибки при составлении бюджетного регламента

  • Отрывочность бюджетного цикла. Нередки случаи, когда бюджеты в компании разрабатываются только для части подразделений и процессов. Например, есть бюджет для отдела логистики, а для отдела продаж - нет. Также часто не обозначается персональная ответственность. Безусловно, на первоначальном этапе разработки бюджетирования такие ситуации не исключены. Но в долгосрочной перспективе это делает внедрение бюджетирования практически бесполезным для планирования и управления затратами.
  • Недостоверность распределения зон ответственности. Зачастую вся бюджетная документация ведется сотрудниками бухгалтерии или планово-экономического отдела. А лица, ответственные за ту или иную часть бюджета, в лучшем случае не глядя подписывают бумаги. Не имея представления о том, какая в них содержится информация.
  • Несвоевременность получения необходимых данных. Как говорилось выше, бюджетный регламент - гибкий инструмент. Но эта гибкость базируется на информации, которая предоставлена вовремя. Если же данные за квартал можно получить только в конце следующего, говорить о маневренности компании и способности быстро реагировать на изменившуюся ситуацию не приходится. Такая проблема характерна для предприятий, где не отлажены механизмы работы с информацией. Решить этот вопрос можно при помощи специального ПО, которое обеспечивает генерацию отчетности в автоматическом режиме.
  • Смешение форм отчетности. Часто встречается объединение БДДС и БДР. В теории это делается для упрощения документооборота. На практике это становится причиной всевозможных искажений данных. Результатом этих искажений становится невозможность корректно оценить операционную деятельность и отсутствие базы для планирования.
  • Отсутствие письменной фиксации положений регламента. Часть условий работы с бюджетом может проговариваться устно, не будучи записанной. Такой подход становится лазейкой для тех, кто не готов брать на себя ответственность. Результат для компании обычно плачевный, ведь не ясно, с кого и что можно спрашивать. Кроме того, часто регламенты создаются для менеджеров среднего и высшего звена. А четкие, внятные и пошаговые инструкции для рядовых исполнителей в них просто отсутствуют.

Вывод

Бюджетный регламент - документ, который способствует формированию и отладке механизмов эффективного взаимодействия подразделений компании и позволяет быстрее достигать целей существования предприятия.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании или холдинге.

Бюджетный процесс – это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

2) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;

4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по рассмотрению бюджетов.

Составление проекта бюджета — первая стадия в бюджет­ном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономи­чески обоснованного проекта бюджета. Правовые основы состав­ления проектов бюджетов определены в ст. 169—184 БК РФ. При этом в ст. 184 БК РФ особо выделен порядок составления проекта федерального бюджета. В законах субъектов РФ, а также в поста­новлениях представительных органов местного самоуправления, посвященных бюджетному процессу, могут содержаться нормы, регулирующие порядок составления региональных и местных бюджетов.

В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерство финансов РФ, а на региональном и местном уровнях — финансо­вые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проектов бюджетов различных уровней бюдже­тов системы РФ осуществляется не синхронно, а сдвинуто во времени. В субъектах РФ и в муници­пальных образованиях процесс составления проектов бюджетов сдвинут во времени на два—три месяца вперед по отношению к составлению проекта федерального бюджета, так как бюдже­ты этих уровней зависят от показателей федерального бюджета в плане формирования их доходной части. Дополнительного времени требует и взаимоувязка бюджетов субъектов РФ с бюд­жетами входящих в них муниципальных образований.

Согласно ст. 184 БК РФ порядок и сроки составления проектов федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Составление бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается, прежде всего, на политических и сугубо экономических документах. К политическим документам в бюджетном процессе относится Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики (п. 2 ст. 172 БК РФ).

Прогноз социально-экономического развития территории (Российской Федерации в целом, каждого субъекта РФ, муниципальных образований) — это базовый экономический документ, содержащий информацию о направлениях развития экономики и социальной сферы в регионе на период не менее трех лет. Проект бюджета на планируемый период должен в денежной форме обеспечить реализацию показателей, зафиксированных в этом документе.

Помимо перечисленных политических и экономических документов в процессе составления проектов бюджетов использу­ются: а) нормативы отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; б) предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; в) виды и объе­мы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.

Важно подчеркнуть, что финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований не могут окончательно спроектиро­вать свои бюджеты до тех пор, пока не получат вышеуказанные сведения соответственно от Министерства финансов РФ или фи­нансовых органов субъектов РФ.

Вместе с тем в процессе составления проектов бюджетов ис­пользуются и другие сведения: а) действующее налоговое законо­дательство; б) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг; в) нормативы мини­мальной бюджетной обеспеченности.

Составление проекта бюджета на каждом уровне бюджетной системы предполагает и составление проекта закона (решения) о бюджете. В статье 184(1) БК РФ определены требования к проек­ту закона (решения) о бюджете. В юридическом аспекте это требования законодательной техники, которые должны быть соблюдены при составлений проекта закона (решения) о бюджете. Законодательно установлен также состав показателей, представляе­мых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете.




Проект бюджета составляется строго в соответствии с бюджетной классификацией, которая обеспечивает сопоставимость пока­зателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Органы, составляющие бюджет, вместе с проектом бюджета и проектом закона (решения) о бюджете подготавливают еще ряд дополнительных материалов, предусмотренных ст. 184 (2) БК РФ, а также законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Рассмотрение и утверждение бюджетов начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 184(1)—214 БК РФ). Одновременно с проектом закона о бюджете на финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года (ст. 192 БК РФ).

Центральный Банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

В первом чтении (ст. 199 БК РФ) рассматриваются и утверждаются следующие основные характеристики федерального бюджета:

- нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- общий объем расходов в очередном году и плановом периоде;

- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % на первый год планового периода и не менее 5 % на второй и третий годы планового периода;

- объем нефтегазового трансферта в очередном году и плановом периоде;

- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец финансового года и каждого года планового периода;

- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем году объем внутреннего валового продукта и уровень инфляции.

При этом Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-исполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия парламентом указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона Государственная Дума может:

- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета состоящую из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;

- вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются:

- приложение к федеральному закону, устанавливающее перечень главных администраторов доходов;

- бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации;

- приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

- программы государственных внутренних заимствований;

- программа государственных внешних заимствований;

- программы государственных гарантий РФ в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

- приложение по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение этих программ;

- текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Субъекты законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в третьем чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении (ст. 207 БК РФ).

В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении проект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой законопроект о бюджете в течение 5 дней со дня принятия направляется на рассмотрение Совета Федерации, где закон голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае отклонения закона, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон. В случае отклонения закона Президентом, закон передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента.

Исполнение бюджетов. Исполнить бюджет значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные расходы.

Исполнение бюджетов обеспечивается Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (ст. 215 БК РФ). Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для этого Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ специальные счета.

Исполнение всех бюджетов осуществляется по доходам и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1) зачисление доходов на единый счет бюджета;

2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ;

5) уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

6) перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм налогов и процентов с единых счетов бюджетов.

Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование исполнения денежных обязательств.

Процедура принятия и санкционирования обязательств начинается с составления и утверждения бюджетной роспи­си. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета по распо­рядителям и получателям бюджетных средств. Она предусматри­вает выделение бюджетных средств названным субъектам на каждый квартал в соответствии с функциональной и экономичес­кой классификациями расходов. На основе сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, берет на себя бюджетное обязательство – обязанность совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока, в соответствии с законом и сводной бюджетной росписью.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с общими требованиями Министерства финансов РФ. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению исполнения функций бюджетного учреждения.

Подготовка отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение — это заключительный этап бюджетного про­цесса.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распоря­дителей и получателей бюджетных средств. В соответствии со ст. 264(2) БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджетов, главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицитов бюджета.

Бюджетная отчетность включает (ст. 264(1) БК РФ):

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Федеральное казначейство представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов внебюджетных фондов в Министерство финансов РФ, которое в свою очередь представляет бюджетную отчетность в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении бюджет до его рассмотрения в законодательном органе подлежит внешней проверке, которая осуществляется Счетной палатой РФ.

Главные администраторы средств Федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки (ст. 264(9) БК РФ). Счетная палата РФ проводит проверку отчета исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение, используя материалы и результаты про­ченных в течение года контрольных мероприятий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты.

Правительство подает в Государственную думу годовой отчет об исполнении бюджета одновременно с проектом федерального закона о бюджете на очередной финансовый года и плановый период.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклады министра финансов об исполнении бюджета и Председателя Счетной палаты РФ о подготовленном заключении на годовой отчет об исполнении бюджета.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Государственная Дума принимает решение об утверждении или об отклонении отчета об исполнении феде­рального бюджета.

Составление проекта бюджета — первая стадия в бюджет­ном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономи­чески обоснованного проекта бюджета. Правовые основы состав­ления проектов бюджетов определены в ст. 169—184 БК РФ. При этом, в ст. 184 БК РФ особо выделен порядок составления проекта федерального бюджета. В законах субъектов РФ, а также в поста­новлениях представительных органов местного самоуправления, посвященных бюджетному процессу, могут содержаться нормы, регулирующие порядок составления региональных и местных бюджетов.

В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и мест­ного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерство финансов РФ, а на региональном и местном уровнях — финансо­вые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджетов всех уровней бюджетной системы ос­новывается, прежде всего, на политических и сугубо экономи­ческих документах. К политическим документам в бюджетном процессе относится Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очеред­ному финансовому году.

К сугубо экономическим документам, принимаемым во вни­мание на стадии составления проектов бюджетов, относятся: про­гноз социально-экономического развития, сводный финансовый баланс территории, а также план развития государственного или муниципального секторов экономики (п. 3 ст. 172 БК РФ). Прогноз социально-экономического развития территории (Рос­сийской Федерации в целом, каждого субъекта РФ, муниципаль­ных образований) — это базовый экономический документ, содер­жащий информацию о направлениях развития экономики и социальной сферы в регионе. Проект бюджета на планируемый финансовый год должен в денежной форме обеспечить реализацию показателей, зафиксированных в этом документе. Производность проекта бюджета от прогноза социально-экономического развития территории подтверждается тем, что изменение показателей последнего влечет изменение основных характеристик проекта бюджета (ст. 173 БК РФ). Баланс финансовых ресурсов как бюджетообразующий документ представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс оставляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории (ст. 175 БК РФ). План развития государственного или муниципального сектора экономики также является основополагающим для проектировки бюджета документом. Это связано с тем, что в названный сектор экономики выделяется значительная доля бюджетных ресурсов в форме бюджетных кредитов, ассигнований на выплату заработной платы и т.д. Кроме того, финансовые ресурсы государственных и муни­ципальных предприятий могут являться источником неналого­вых доходов бюджетов. Правовые требования к составлению плана развития государственного или муниципального сектора экономики определены в ст. 178 БК РФ.

Помимо вышеперечисленных политических и экономических документов в процессе составления проектов бюджетов использу­ются сведения, которые в большей части финансовые органы одного уровня бюджетной системы получают от финансовых орга­нов другого уровня бюджетной системы. К числу таких сведений относятся:

а) нормативы отчислений от собственных и регулиру­ющих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

б) предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; в) виды и объе­мы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.

Важно подчеркнуть, что финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований не могут окончательно спроектиро­вать свои бюджеты до тех пор, пока не получат вышеуказанные сведения соответственно от Министерства финансов РФ или фи­нансовых органов субъектов РФ.

Вместе с тем, в процессе составления проектов бюджетов ис­пользуются и другие сведения: а) действующее налоговое законо­дательство; б) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг; в) нормативы мини­мальной бюджетной обеспеченности 1 .

Составление проекта бюджета на каждом уровне бюджетной системы предполагает и составление проекта закона (решения) о бюджете. В ст. 181 БК РФ определены требования к проек­ту закона (решения) о бюджете. В юридическом аспекте это есть требования законодательной техники, которые должны быть соблюдены при составлении проекта закона (решения) о бюджете.

Законодательно установлен состав показателей, представляе­мых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете. Так, в проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюд­жета и дефицит бюджета, нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации. Кроме того, в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фон­дов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получаю­щим указанную финансовую помощь; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствую­щего бюджета; а также иные показатели, определенные БК РФ, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюд­жетном процессе.

Проект бюджета составляется строго в соответствии с бюджет­ной классификацией, которая обеспечивает сопоставимость пока­зателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Органы, составляющие бюджет, вместе с проектом бюджета и проектом закона (решения) о бюджете подготавливают еще целый ряд дополнительных материалов, предусмотренных ст. 182 БК РФ, а также законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

На федеральном уровне стадия составления проекта бюд­жета характеризуется тем, что здесь проект федерального бюджета составляется совместно с проектами бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год. Точнее, на федеральном уровне правлениями Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ составляются проекты бюджетов этих внебюджетных фондов и представляют­ся Правительству РФ для последующего внесения в Государст­венную Думу РФ (ст. 145 БК РФ). Одновременно Правительство РФ утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу (п. 9 ст. 184 БК РФ).

На уровне субъектов РФ правления территориальных фондов обязательного медицинского страхования составляют проекты бюджетов этих фондов для последующего их внесения в законода­тельные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Читайте также: