Какие требования предъявляются к учебникам и учебным пособиям для начальных классов

Обновлено: 30.06.2024

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрен какой-либо нормативный срок использования учебников, однако существует предельный срок использования учебников, исключенных из федерального перечня учебников. Данный срок устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. Предельный срок использования учебников, исключенных из актуального федерального перечня учебников — 31 мая 2023 года.

Стоит отметить, что учебники могут быть списаны до истечения предельного срока. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Согласно разделу V Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077), документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Исключение документов из библиотечного фонда допускается по следующим причинам: утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность (п. 5.1. Порядка).

Таким образом, библиотека образовательной организации должна списать учебники, утратившие потребительские свойства и обеспечить выдачу ученикам учебников, соответствующих необходимым требованиям.

Утверждён федеральный перечень учебников на 5 лет Образование Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 утверждён федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Вопрос - ответ

- Издательство "Просвещение" предлагает учебные пособия (они уже включены в прайс-листы): Литературное чтение на родном (русском) языке с 1 по 4 класс. Автор: Александрова О.М. и др.

"Родная русская литература" с 5 по 9 кл. Автор: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

Эти пособия школа не может включить в учебный план или все таки может? Так как они не вошли в ФПУ. Проконсультируйте пожалуйста. Родная русская литература и родной русский язык в 10-11 классах есть учебники в ФПУ?

Родная русская литература и родной русский язык в 10-11 классах - таких учебников нет в ФПУ. Но и учебных пособий для 10-11 классов я пока не видела.

Вопрос: Планируются ли изменения в Новом Федеральном перечне?

11 ноября 2020 года состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Минпросвещения России, где было решено внести изменения в Федеральный перечень учебников (Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254)

Вопрос: Пользуемся ФПУ от 20.05.2020 или ждем изменения и пользуемся новым?

  • Ответ: Согласно Приложения к протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр ФПУ (приказ от 20.05.2020) будет дополнен учебниками . Работаем по действующему ФПУ и ждем приказ Минпросвещения России.

Вопрос: Содержание новых учебников не соответствует содержанию учебников предыдущих лет

· Ответ. Учебники, для включения в ФПУ проходили экспертизу и были доработаны в соответствии с Порядком формирования Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения России от 18.12.2019 года № 695). Поэтому содержание новых учебников отличается от предыдущих.

1. Основные требования к школьным учебникам по начальным классам: выбор, особенности, преимущества

Учебно-методический комплекс как средство
обучения в начальной школе
1 уровень – вариативность целостных систем начального образования:
(традиционная (1-3 класс и 1-4 класс), система Л.В. Занкова и система Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова.
2 уровень – вариативность предметных курсов внутри образовательных
областей образовательных систем.
Начальная школа постсоветского периода (после 90-х годов ХХ века)
характеризуется:
• многообразием учебных программ;
• вариативными учебниками по учебным предметам;
• обилием дидактических материалов и методической литературы по
учебным предметам

Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и
учебно-методической документации, средств обучения и контроля,
необходимых и достаточных для качественной организации основных и
дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
УМК как система учебников, объединенных одной концепцией,
едиными подходами к построению и авторским коллективом;
УМК как комплект дидактических и методических материалов,
обеспечивающих реализацию целей обучения по конкретному учебному
предмету: учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной
основе, дидактические материалы, хрестоматия, тесты, сборники
контрольных и проверочных работ (для учащихся); рабочие программы,
методические рекомендации, поурочные разработки (для учителя).

Единственным средством обучения, использование которого в
образовательных организациях регламентируется
нормативными правовыми документами, является
УЧЕБНИК.
Все остальные средства обучения, предлагаемые
издательствами учебной литературы: рабочие тетради на
печатной основе, тесты, дидактические материалы,
хрестоматии, контрольно-измерительные материалы,
являются учебными пособиями.

Требования к школьному учебнику
Функции школьного учебника:
1. Информационная.
2. Систематизирующая.
3. Трансформационная.
4. Закрепления и контроля.
5. Интегрирующая.
6. Координирующая.
7. Воспитательно – развивающая.
8. Обучающая.

Современные требования к учебнику
1.Дидактические
2.Методические
3.Психологические
4.Эстетические
5.Гигиенические

7. Выбор программ и учебников определяется следующими нормативными правовыми документами:

10. Выбор программ и учебников образовательной организацией в соответствии с документами институционального уровня:

1. Основная образовательная программа начального общего
образования.
2. Положение о выборе программы и учебно – методического
комплекта.
3. Положение о фонде оценочных средств.
4. Реестр оценочных средств образовательной организацией.

Образовательная организация самостоятельна в определении:
- комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов,
обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- порядка предоставления в пользование учебников и учебных пособий
обучающимся, осваивающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в
пределах федеральных государственных образовательных стандартов,
образовательных стандартов;
- порядка пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися,
осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных
стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
- порядка работы обучающихся с учебниками, учебными пособиями, учебнометодическими материалами;
- порядка организации работы по сохранению фонда учебной литературы
школьной библиотеки.
Выбор учебников в образовательной организации осуществляется в соответствии с
основной образовательной программой образовательной организации,
утвержденной в соответствии с Уставом образовательной организации
(педагогический совет, общее собрание коллектива и т.д.).

13. Состав УМК:

Для обучающихся:
1. Учебник.
2. Электронный учебник.
3. Электронные и цифровые образовательные ресурсы.
4. Рабочие тетради по предмету.
5. Учебные пособия (дополнительные тетради по проблемным
вопросам курса).
Для учителей:
1. Контрольно – измерительные материалы.
2. Методические рекомендации.
3. Справочные материалы.

Учебник - основное средство воспитания, в котором методически перечислены учебный предмет или его части, которые соответствуют программе. Школьники используют учебник под наблюдением преподавателя, как на уроке, так и при работе дома самостоятельно. Книга должен быть пригодна для вырабатывания отчетливых общеобразовательных научных знаний, умений и навыков, содействовать развитию личности, отвечать современным требованиям и организациям форм обучения.

В учебнике расположена научно достоверная и современная информация, ее создают, учитывая такие законы дидактики как регулярность, постоянство, последовательность, наглядность, усвояемость. Учебник должен создавать у учеников общенаучную картину окружающего их мира. Ему следует выражать систему и количество знаний, которые нужно усвоить, а также содержать задания и примеры, которые помогают сформировать необходимый умения и навыки ученика, должен совпадать с возрастными особенностями и уровнем предварительной подготовки учащихся. Для создания эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в учебнике размещают материалы, которые способны порождать эмоции, учитывая психические возрастные особенности учеников.

Принципы создания учебника

При составлении учебника необходимо принимать во внимание некоторые правила:

  • общение, умение создать диалог ученика с книгой;
  • любознательность, вероятность его пополнения вспомогательными средствами обучения;
  • моделирование, создание модели как средства приобретения обязательных познаний о предмете или событиях, которые изучаются;
  • самостоятельность, что допускает расценивать учебник как целостную систему.

Основными компонентами такой книги является текст и внетекстовые элементы (красочный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

Текст учебника составляют на понятном языке, учитывая детскую психологию. В предложении не должно быть более 16 слов. Желательно ограничивать число наречных и деепричастных оборотов. Если используются специальные термины, то приводится их краткое определение и перевод. В учебнике нужно размещать указатель терминов, систему вопросов и заданий для работы с ними. Названия, формулировка понятий, описание законов, разъяснения явлений должны отвечать общепринятым в науке и практической деятельности. Запрещено использовать большое количество незнакомых понятий в учебнике.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды текстов

Тексты бывают следующих видов:

  • базисные тексты - содержат основной теоретический материал.
  • добавочные тексты, которые охватывают интересную развивающую информацию.
  • объяснительные тексты, обеспечивающие необходимым. дополнительным материал, непосредственно связанным с основным текстом.

В учебнике, кроме главного текста, имеется - предисловие, введение, содержание, сигнальные символы (геометрические, цифровые, буквенные, знаковые или в виде рисунков условные обозначения), алфавитный, именной и тематический указатели и т.д.

Оформление учебника

  • инструкции и информационные материалы (памятки, комментарии, указания для самостоятельной работы с материалом и практические задачи, наблюдений и опытов, образцы решения задач, примеров),
  • таблицы, подписи-по-объяснения в иллюстрированного материала,
  • упражнения, задания и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи.

Варианты задач могут быть разными: контрольные задания по темам; задания для воспроизведения текущего учебного материала; задания творческого характера на применение новых знаний, наблюдения, проведения практических и лабораторных работ; задачи, разные по уровню сложности.

В учебник необходимо вносить точные сведения из истории научного познания, определение научных гипотез, наблюдения, эксперименты. Учебник по истории должен заключать информацию об археологических раскопках, отрывки из исторических документов, учебник по географии - описания географических экспедиций и т.д. Также уместно печатать портреты деятелей науки и искусства.

Требования к учебникам

Иллюстрации в учебнике должны нести необходимые научные сведения, соответствовать содержанию, композиции, размерам и качествам, отвечать уровню подготовленности и возрастным особенностям учащихся. Иллюстрации следует применять также как самостоятельные источники информации, дополнения к тестовым материалам. Рисунки помогают понять неизвестные слова, обозначающие определенные предметы или явления. Иллюстрации могут быть сюжетные, наглядные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. Работать с иллюстрациями нужно основываясь на задачи репродуктивного, проблемного и творческого характера.

Шрифтовое оформление и качество печати согласовывают с общепризнанными требованиями школьного образования. Основные и добавочные тексты выделяют шрифтами разной гарнитуры и размеров, согласно установленным нормам. На тех же условиях выбирают длину строки, интервал между строками, плотность букв, размеры полей и т.п. Иллюстрации должны быть яркими, одинаковый, шрифт четкий, чтобы можно было читать на белом, сером и цветном фонах или на участках разноцветных иллюстраций. Величина книги должна быть удобной в использовании и переносе в портфеле или ранцы. Вес учебника не должна превышать 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.

Итак, рассмотренные эргономические запросы регулируют и предоставляют удобные и безопасные для здоровья детей условия обучения и воспитания, обеспечивают их работоспособность.

В следующем учебном году в белорусских школах будут использоваться 44 новых учебных пособия. Большинство них попадут к ученикам третьих и седьмых классов, поскольку вот уже несколько лет в учреждениях образования поэтапно внедряются новые учебные программы: первыми на обновленное содержание обучения перешли в 2015/2016 учебном году первые и пятые классы, на следующий год — вторые и шестые, далее — третьи и седьмые, а теперь пришел черед четвертого и восьмого классов. Также появятся новые учебные пособия по иностранным языкам для учащихся третьего, шестого, девятого и десятого классов, пособия по математике, информатике и трудовому обучению для шестого класса.


Навигатор в море знаний

Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание, об этом рассказала на встрече с журналистами директор Национального института образования Валентина Гинчук.

— Особенностью новых учебных пособий является в том числе их национально-ориентированное содержание, — подчеркнула она. — Это значит, что в текстах используется информация о достопримечательностях Беларуси, ее экономических и спортивных достижениях. Мы считаем это принципиально важным для реализации воспитательного потенциала учебных предметов.

В основу создания новых учебников по иностранным языкам положен коммуникативный подход. Ставится конкретная цель — каждый выпускник должен владеть разговорным иностранным языком и свободно общаться с носителями других языков хотя бы на бытовом уровне.

При разработке учебных пособий активно задействуют информационные технологии. Главное ноу-хау — активное использование QR-кодов и дополненной реальности. Кстати, все электронные версии учебников, используемых в образовательном процессе, можно найти на Национальном образовательном портале. Они доступны для бесплатного скачивания, а их PDF-версии дополнены гиперссылками, которые позволяют переходить на другие компоненты учебно-методических комплексов: хрестоматии, атласы, сборники задач и упражнений, электронные образовательные ресурсы. Учебник сегодня уже не рассматривается как единственный источник информации, а выполняет, скорее, навигационную функцию и направляет школьника к дополнительным источникам информации.

К новому учебному году будут подготовлены также электронные приложения по информатике для 6, 7 и 8 классов: они более интерактивные, чем PDF-версия школьных учебников.


Учиться. вместе с супергероями



Работают только профессионалы

Начальник управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации Елена Павлова сообщила, что тираж учебной литературы по итогам I полугодия текущего года составил 72% от общего тиража книг, выпускаемых издательствами. Учебники, методические пособия, другая учебная литература занимает значительное место на книжном рынке. Если в 2012 году учебная литература составляла до 50% в общем объеме книгоиздания, то по итогам 2017 г. по наименованиям — уже 51%, а по тиражу — 76%.

По словам специалиста, получить право издавать книги учебного направления очень сложно. «Мы стремимся ограничить приход на книжный рынок непрофессионалов, которые просто хотят снять сливки, так как образовательная литература пользуется высоким спросом у покупателей, — констатировала она. — На рынке учебной литературы работают прежде всего учреждения образования — высшие учебные заведения, средние специальные, организации Министерства образования, специализированные государственные издательства, в первую очередь системы Министерства информации и системы Министерства образования. Присутствуют также и частные издательства. Благодаря тому, что многие учебники сейчас выходят в двух частях (чтобы не нарушать установленные санитарные требования по весу), это позволило наладить их ритмичный выпуск в течение всего года. Например, другие части учебников для третьей и четвертой учебной четверти будут печататься в сентябре — ноябре, а раньше пик приходился на июнь — август и полиграфии было очень сложно справляться с такими объемами работы.

По словам директора Национального института образования Валентины Гинчук, подготовка и создание современных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений — многосторонний и творческий процесс, в котором участвуют ученые, методисты, учителя, издатели и полиграфисты. Главная роль в этом процессе, несомненно, отводится авторам или авторским коллективам. Все учебники разрабатываются на конкурсной основе. Во внимание берутся, например уровень сложности изложения материала, иллюстративный материал, соответствие возрастным особенностям школьников, образовательным стандартам и учебным программам, современному состоянию развития науки, последовательность и преемственность содержания при переходе из класса в класс, внутрипредметные и межпредметные связи. В основу создания новых учебников закладываются практикоориентированность в изложении материала и реализация компетентостного подхода. На сегодняшний день подведены итоги конкурса уже по 100 учебным пособиям, и среди победителей-авторов каждый четвертый — это учитель-практик.

Читайте также: