Какие требования предъявили к воспитанию детей в дворянских семьях

Обновлено: 13.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Бутко Ольга Юрьевна

Учитель истории и обществознания

Белгородская обл., Ракитянский р-н, с. Зинаидино

История повседневности является новым направлением в российской исторической науке. Переходные периоды в истории общества вызывают чрезвычайный интерес исследователей. В такие моменты отчетливее прослеживаются изменения в образе жизни людей и особенности их повседневного уклада, как в крестьянской среде, так и в дворянских семьях.

Центральное место в воспитании дворянских детей занимала семья. Основной формой выступало именно домашнее воспитание. Дворянские возможности и средства позволяли обеспечить своим потомкам все условия для их развития и роста. Распространившийся интерес на философию Руссо в конце XVIII - начале XIX вв. внес своеобразный акцент в дело воспитания. Французский просветитель отстаивал идею воспитания ребенка на фоне природы и его ограждения от дурного влияния города. [1]

Домашнее воспитание и образование приносили видимые результаты. Они позволяли дворянским детям с легкостью поступать в разные учебные и военные заведения. Например, так получив домашнее воспитание и образование, И.И. Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку, где обладал статусом самого блестящего представителя “золотой молодежи”. [2]

Примерами для своих детей, каким должен быть настоящий дворянин, и первыми воспитателями, становятся родители, прежде всего мать. Общество начала XIX века придерживалось важнейшей идеи: основная цель женщины – образование и воспитание собственных детей.

Забота о ребенке начиналась еще до самого рождения. Беременная женщина из города отправлялась в усадьбу, подальше от светской среды. Окружали заботой дворянку, многочисленные слуги и сам супруг. Женщина музицировала, совершала прогулки по парку, занималась рукоделием и читала, что было полезным для будущего духовного развития ребенка. [4]

Ее супруг также не оставался в стороне. Он выбирал еще не родившемуся ребенку род занятий, обычно это была военная служба. Этот ребенок зачислялся солдатом в определенный полк, с целью получения военного звания по достижению совершеннолетия. В случае рождении девочки, в полковых документах фиксировалось о смерти данного солдата. [5]

К новорожденному приставляли няню и кормилицу. За ним постоянно присматривали: мать с ребенком находилась днем, а ночью - няня, часто ребенка осматривал доктор. В раннем возрасте ребенку ограничивали физическое развитие и свободу передвижения. Надо отметить, что в XIX в. уже начали “ценить детство, ценить ребенка”. [6]

Обучение начиналось лет с четырех – пяти, что довольно рано. Первым учителем, как правило, являлась мать, учившая детей началам французского языка, основам Закона Божьего и русской грамоте. Когда учение становилось важнейшим занятием детей, к ним приглашалась гувернантка. Обычно на данной должности состояли иностранцы, чаще французы, но были и швейцарцы с англичанами. Таким образом, в дворянских семьях задолго до рождения ребенка начинается активная подготовка по его образованию, воспитанию и, даже, его карьере. [7]

Во многих усадьбах были богатые библиотеки. Дворянских детей рано приобщали и к мировой литературе. В программе воспитания не оставалось без внимания и развитие памяти ребенка через заучивание поэтических произведений наизусть. Красноречие вырабатывали путем произнесения вслух речей, которые написал сам ученик. Востребованными становятся так называемые ”Записки о воспитании”, написанные отцами для собственных сыновей. [8]

Огромное влияние на культуру дворянской семьи оказывала крестьянская культура. Большое значение для дворян имела общая с народом религия. На них оказывали влияние соблюдение обрядов и постов, церковные праздники, в которых, как бы на равных, принимали участие и крестьяне, и помещики, что не могло повлиять и на духовное воспитание дворянских детей. [10]

Послушание, почитание старших являлись одним из базовых элементов дворянского общества с патриархальной традицией. В дворянской семье, которая уважает обычаи, авторитет отца не подлежал обсуждению и был безусловным. [11]

О.С. Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона”. [12]

Таким образом, нормативность была одной из главных черт дворянского воспитания детей. С самых ранних лет дворянину прививали знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам, важнейшим из которых была честь, а также готовили его к светской жизни. Именно такое усвоение мира ценностей и создавало самого дворянина .

ESPECIALLY EDUCATION OF CHILDREN OF THE NOBILITY IN THE PROVINCIAL RUSSIAN ESTATES AT THE END OF XVIII - EARLY XIX CENTURIES

The article describes the daily life of noble children, their position in the noble estate of the late XVIII th - early XIX th century. Here are the detailed rules by which children of noble origin were brought up and trained. There is a list of those people who are directly involved in the education of such children. Also, special attention is paid to the education of girls, their role and main functions in these families.

Keywords: the manor house, education, training program, family life, situation of children

[1] Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. - Вып. 1(17). М. 1994. – С. 115.

[2] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства XVIII-XIX веков. / Ю.М. Лотман. СПб. 1994. – С. 403.

[3] Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М. 1995. – С. 15.

[5] Белова А. В. Четыре возраста женщины: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII - середины XIX в. / А.В. Белова. СПб. 2010. – С. 209.

[7] Лотарева Д.Д. Марьино: усадьба русского аристократа // Мир русской усадьбы. – М. 1995. – С. 115.

[8] Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта / М.В. Короткова. М. 2006. – С. 177.

[9] Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII – начало XIX века / В.В. Пономарева, Л.Б. Хорошилова. М. 2009. – С. 352 с.

[11] Костомаров Н. И. Домашняя жизнь великорусского народа / Составление, предисловие, примечания С.Л. Николаева. – М. 1993. – С. 212.

[12] Муравьева О.С. Указ соч. – С. 22.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

дети и грамота

Дворян, с самого раннего возраста готовили к исполнению социальной роли. Именно заботами о будущем своих детей руководствовались родители, подбирая для них надлежащие методы воспитания и программу первоначального образования.

Поскольку роли у мальчиков и девочек были разные, то воспитание подразделялось на женское и мужское, точно так же, как и образование.

Во многом качество воспитания и образования зависело от средств, которыми располагает семья, а так же от того положения, которые занимали родители в обществе.

Общепринятые нормы дворянского воспитания сложились лишь к XIX веку и включали в себя обязательный контроль над ребенком старших членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.

Няня приставлялась к малышу сразу же после его рождения. В ее первоначальные обязанности входило следить за чистотой детской и гигиеной младенца. Она следила за чистотой и состоянием белья, детской посудой, освещением и отоплением, командовала приставленной к детской прислугой и присматривала за кормилицей. [1]

С. В. Капнист-Скалон очень тепло вспоминала свою няню в мемуарах:

«Мы жили с няней, старушкой доброй и благочестивой, которая, выкормив грудью и старшую сестру мою, и старшего брата, так привязалась к нашему семейству, что, имея своих детей и впоследствии внуков, не более как в 14 верстах, не оставляла нас до глубокой

Н. Т. Козлов был старше Александра Сергеевича примерно на двадцать лет и стал дядькой еще молодым человеком. Служил он Пушкину и до лицея, и

«Приказано ему было, чтоб я под его надзором продолжал учение, что он и исполнял в точности. В это время я едва мог читать и худо писал, но в назначенное время он меня сажал читать, сам сидел безотлучно, повторяя: читайте, батюшка. Я не знал, что читал, а он не понимал, и оба проводили так часы моего ученья. Потом заставлял писать, уговаривая

Основным способом воспитания на протяжении всего XIX века, оставался образ жизни родителей и стиль их поведения, усваиваемый ребенком в качестве образца.

Хоть учитель и выступал как высший авторитет для воспитанника, он все равно оставался на положении слуги. Поэтому он не возбуждал ни любви, ни дружбы, ни страха. Редкие мемуаристы оживленно вспоминали своих учителей, ограничиваясь лишь сухим изложением фактов.

Особое внимание уделяли девичьему воспитанию и образованию. До замужества дочери мать несла за нее полную ответственность. Образование девочки и ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок, у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения.

Как вспоминал граф В. А. Соллогуб: «Жизнь наша текла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить „ты“ ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастья, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них. Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только

Во второй половине XIX века отношения с родителями стали более близкими, что отразилось на воспитании детей. Помимо светского этикета, стала поощряться образованность женщины, до этого времени, всерьез не рассматриваемая.

Девочка должна была иметь хорошие манеры, знать, то, что требуется в светском обществе: французский язык, музыку и бальные танцы; писать, читать, считать и управлять хозяйством, а так же штатом прислуги. Иногда к этому добавлялись занятия живописью, богословием, французской и русской литературой, географией и историей [11] .

Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц: в Петербурге это были Смольный и Патриотический, в Москве –Екатерининский. Во второй половине XIX века институты благородных девиц были открыты в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Оренбурге и других городах.

Учебная программа включала закон Божий и иностранные языки, русский язык, арифметика, география, история, а так же преподавалась архитектура, опытная физика и геральдика [14] .

Так, графиня А. Л. Толстая (во втором замужестве Босторм) окончила Самарскую женскую гимназию, а впоследствии занималась активной литературной деятельностью, написав более десяти книг прозы и множество рассказов. [16]

Вопросы обучения в дворянской среде рассматривались как естественное и необходимое право ребенка на лучшую участь. Чем качественнее образование, тем почетнее будет служба и положение в обществе. Для юношей характерно было обучение наукам, военному делу, фехтованию и верховой езде. Для них были открыты гимназии, университеты, пансионы, кадетские корпуса.

Братья Тучковы, например, помимо языков, выучились арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии и рисованию, а также танцам, для чего ходили заниматься в местный пансион. [17]

Наиболее престижной считалась военная служба и военное образование.

Однако любое образование дворянина обязательно начиналось с домашнего обучения и воспитания.

Пригодным к обучению ребенок считался с семи лет. Но бывали случаи, когда оно начиналось и в более раннем возрасте. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери.

В первой половине XIX века многие семьи доверяли воспитание и обучение младших детей своим старшим детям, либо сами родители занимались со своими детьми.

По воспоминаниям М. К. Цебриковой, М.С. Николевой, А.Я.Бутковской, их воспитанием и образованием заведовали старшие сестры.

Сестра М.К. Цебриковой занималась с ней с семи часов утра и до

двенадцати и от трех до шести после обеда, «так что для прогулок или ручной работы совсем не оставалось времени.

П.И. Голубев пишет в своих воспоминаниях о том, как он воспитывал и обучал своего сына: «. за его детство обязан отвечать я, как отец. В 1836 году ему минуло 5 лет. Он выучился читать почти играючи. Главною моею заботою было внушить ему, прежде всех познаний, начатки христианства.

Впрочем, реальные телесные наказания были довольно редки в дворянской среде, по крайне мере мемуарная литература редко содержит подобные примеры, а во второй половине XIX века телесные наказания и вовсе становятся осуждаемыми высшим обществом.

Взросление у мальчиков и девочек происходило по разному. Девушка считалась взрослой после вступления в брак, а юноша по мере освоения учебы и достижения определенных ступеней на служебной лестнице.

В воспоминаниях А.Я. Бутковской и М.С. Николевой можно найти упоминание о том, что они жили со своими сестрами или даже кузинами (если были в гостях), в одной большой, просторной комнате и им было очень весело.

Детская половина обычно находилась недалеко от комнат матери, что облегчало ей контроль за тем, что там происходило.

Супруга поэта В. А. Жуковского, Е. А. Жуковская вспоминала:

Можно прийти к выводу, что воспитание дворянских детей в первой половине XIX века опиралось на патриархальные устои общества. Целями воспитания было формирование в ребенке с малых лет качеств верноподданного, доблестного служителя отечества, светского человека, носителя благородных традиций. Мужчина должен был обладать мужественностью, не показывать свой страх, быть обходительным и вежливым, блюсти строгие моральные правила и следить, чтобы по таким же принципам жила и его семья. Женщина должна была служить семье, а в обществе вести себя безупречно и являться объектом гордости своих родителей, супруга и его семьи, а так же детей.

Качество дворянского воспитания и образования так же зависело от средств, которыми располагала семья. Бедность, а также другие жизненные обстоятельства, заставляли многих родителей обделить своих детей в элементарных основах знаний.

Например Д.И. Искуль в воспоминаниях о бабушке, пишет что ее семья была настолько бедна, что ее едва обучили читать. [25]

Все полученные навыки воспитания, а так же свою образованность, представители дворянства, активно использовали в светской жизни. Вежливость, чувство такта и умение поддержать разговор на разные темы – вот то немногое, что требовалось светским этикетом от дворян.

В семейном понимании, умение подать себя в обществе, было наилучшим комплиментом потраченному на воспитание ребенка времени и запасу родительских сил.

С достижением определенного возраста детей, семья в полном составе посещала различные светские рауты и приемы, а так же принимала у себя гостей. Помимо этого, юные дворяне, по возрасту не подходившие для светской жизни, могли упражняться в манерах и танцах на детских балах. [26]

Как в первой половине XIX века, так и во второй, цели воспитания и образования оставались неизменными – вырастить светского человека, способного добиться успехов в избранной им служебной деятельности.

Поменялись лишь методы и принципы. От строгости пришли к либеральному стилю обучения и воспитания, от штата наемных воспитателей, к родительской самостоятельности, а к мужским привилегиям в образовании, добавились и женские.

Представитель дворянства, будь то женщина или мужчина, ребенок или старик, на протяжении всего XIX века, олицетворяя собой благородное сословие, должен был вести себя соответственно, подавая низшим сословием пример чести и добродетели.

Дворяне должны были обладать обширными практическими знаниями, необходимыми им для успешной жизни в обществе, на службе и дома.

Подобные нравственные принципы, правила поведения и познания наук требовали длительного, тщательного и качественного воспитания, а так же грамотности и образованности.

[1] Бокова В.М. Отроку благочестие блюсти. как наставляли дворянских детей СПб, 2010 – С.10

Под влиянием идей европейского Просвещения во второй половине XVIII в. в сознании русского дворянства прочно утвердилось нормативная модель социокультурного поведения человека благородного сословия.

Именно эта модель и обусловила исключительное единство содержания воспитания и образования отечественного дворянства той эпохи.


Подобные нравственные принципы, правила поведения и познания наук требовали длительного и тщательного воспитания и образования.


С самого раннего детства ребенка отдавали на попечение крепостных нянек и дядек, которыми, впрочем, нередко руководила бабушка (в семье Л.Н. Энгельгардта) или реже мать (в семье А.М. Бакунина). Русская мемуаристика сохранила многочисленные свидетельства привязанности питомцев к своим наставникам. Их любовь заменяла детям родительскую ласку, как, например, у знаменитой пушкинской няни Арины Родионовны.

Пора беззаботного детства заканчивалась в дворянских семьях рано, в четыре-пять лет. Основой домашнего воспитания дворянства на этом этапе являлось формирование у ребенка религиозно-нравственных устоев.

Утренняя и вечерняя молитва в дворянских семьях была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресеньям и праздникам они вместе с родителями посещали церковь.

Первыми домашними учителями дворянских детей были сельские священники и дьячки, а также грамотные крепостные: Ф.Ф. Вигеля и М.А. Дмитриева обучили грамоте их крепостные; соответственно, Александр Никитин и Сидор Иванович; Л.Н. Энгельгардта – дьячок униатской церкви; М.И. Глинку – священник Иоанн Стабровский. Они знакомили ребенка с системой христианско-нравственных норм, давали ему первые уроки общения с природой, учили началам счета и грамоты по Часослову и Псалтыри; причем, каждодневное учение начиналось и заканчивалось молитвой.

Учение давалось детям дворян по-разному. Одни осваивали его довольно быстро: так, М.А. Дмитриев в четыре года уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи перед гостями деда. Для других занятия счетом и грамотой приносили только мучения, тем более, что за лень сурово наказывали, в том числе и телесно.


В дворянских семьях второй половины XVIII-начала XIX вв. существовала развитая система наказаний за различные проступки, в том числе и за недостаточное усердие в учебе.

Нередко в комнате, где проходили занятия, на стене висела плеть или в углу в ведре стояли розги как весомый аргумент в пользу прилежной учебы и поведения.

Телесным наказаниям также подвергались и девочки. Другой широко распространенный прием заключался в том, что детей, нередко не щадя их самолюбия, стыдили в присутствии взрослых, а также старших и младших братьев или сестер. Страх и благочестие были неотъемлемыми элементами домашнего воспитания.

По мере взросления детей, с шести-семи лет, программа их образования существенно расширялась, и менялся круг наставников. Главную роль в воспитании теперь играли иностранные гувернеры и педагоги. Чаще всего это были французы и швейцарцы, реже – немцы и англичане. Нередко в доме богатого помещика служило сразу несколько гувернеров, причем, разных национальностей.

Например, при известном недостатке средств и своей скупости, С.Л. Пушкин платил гувернеру сто пятьдесят рублей в год с прибавлением по пуду сахара и пуду кофе, десяти фунтов чая, а, кроме того, еще представлял ему стол, квартиру, слугу и карету. За десять-двенадцать лет службы у состоятельного помещика педагог становился вполне обеспеченным человеком. Многие гувернеры, уезжая, получали пожизненную пенсию, или, оставшись в России, должности и чины.

Структура образовательных курсов, как правило, зависела от благосостояния и культурного уровня родителей, а также от наличия для их чтения педагогов.

Значительно реже среди учебных дисциплин встречаются политэкономия, статистика, право (естественное, международное, публичное), логика, фортификация и артиллерия.

Основным методом преподавания был словесный. Учитель излагал материал по предмету, а дети его заучивали, как правило, механически. Часто уроки строились в виде беседы учителя и ученика, где от последнего требовали своих собственных суждений, умозаключений и доказательств.

В круг учебного чтения также входили труды Плутарха, Тацита, Тита Ливия, Горация и других античных классиков. Широко использовались различные учебники – иностранные, переводные и отечественные.

Использовался в домашнем обучении метод наглядности. Под руководством педагога дети изучали различные приборы и карты и совершали экскурсии на природу, наблюдали за растениями, которые сами сажали и растили. Все свое детство они находились под очарованием усадебного парка.

У каждого ребенка в усадебном парке были свои излюбленные места игр и забав. Например, в усадьбе Орехово Владимирской губернии бугор земли у пруда был старинным местом ребячьих игр в войну, и в период Крымской войны получил название Малахов курган.

Огромное внимание при воспитании дворянина обращалось на физическую подготовку ребенка. Его обучали гимнастике, фехтованию, верховой езде, плаванию, танцам и охоте. Широко практиковались длительные прогулки на свежем воздухе и при любой погоде, а также подвижные игры, развивавшие у ребенка быстроту, ловкость, силу и выносливость.

Чаще всего гувернантка была француженкой, реже – англичанкой. В целом образование девушек носило, как правило, более поверхностный характер, чем обучение юношей. Оно ограничивалось знанием одного-двух языков, обычно французского и немецкого; владение английским языком уже свидетельствовало о более высоком, чем средний, уровне образованности девушки.

Кроме того, девочек также обучали общеобразовательным дисциплинам, танцам и игре на каком-либо музыкальном инструменте, пению и рисованию, а также различным рукоделиям. Также главное внимание в воспитании девочек, как впрочем и мальчиков, уделялось усвоению хороших манер и светского этикета.

Большое значение для воспитания детей в дворянских семьях имел сам стиль усадебной жизни, круг общения. В.Н. Головина вспоминала, как обожала она своего дядю И.И. Шувалова и любила слушать его рассказы о путешествиях по Европе.

Какие требования предъявляли к воспитанию детей в дворянских семьях?

Чем отличалось воспитание мальчиков и девочек?


Девочек воспитывали строже.

Нельзя было встречаться с мужчинами .


Перечислите основные требования, предъявляемые к туристскому снаряжению?

Перечислите основные требования, предъявляемые к туристскому снаряжению.


Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда.


Какую роль в образовании играют обучение и воспитание ?

Какую роль в образовании играют обучение и воспитание ?


4. Роль семьи в жизни человека?

4. Роль семьи в жизни человека.

Социальная необходимость семьи.

5. Перечислите процессы, происходящие в современных семьях : сокращение рождаемости, .

6. Основные функции семьи.

7. Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей 8.

Методы воспитания детей в семье.


Какова роль отца воспитание детей?

Какова роль отца воспитание детей?


На кого Конституция возлагает обязаности по воспитанию детей?

На кого Конституция возлагает обязаности по воспитанию детей?


Какие обряды связаные с рождением и воспитанием детей соб?

Какие обряды связаные с рождением и воспитанием детей соб.


Воспитание детей дошкольного возраста – это?

Воспитание детей дошкольного возраста – это.


Чем отличается воспитание дворянских мальчиков от дворянских девочем?

Чем отличается воспитание дворянских мальчиков от дворянских девочем.


Какие требования предъявляют к качеству свежего молока?

Какие требования предъявляют к качеству свежего молока?


Мин дип атыйм Россияне үз ватаны, чөнки туганмын һәм яшим монда. Туган ягына Мин үз бик яратам. Монда яши минем туганнар, дуслар һәм иптәшләр, аларда мин дә яратам. Барлык авыл халкы минем Ватаныбызның аңлый, рус теле, шуңа күрә ала аралашырга баш..


Минем компьютер эшли алмый. Мин авырый башлады. Син сөясеңме чәй. Син начар имтихан тапшырдым. Ул иртәгә китә ул инде суны.


Можно, но нежелательно).


Йәй сәскәле үҫемлек. Урап уның ҡояш түгел. Хоккей, теннис спорт төрө хәрәкәтсән. Бассейн өсөн бик файҙалы. Аяҡ, ҡул һәм мыщцев.


Какая картина и что за рассказ? Хотя ладно, один писал пейзажи, другой описывал природу. Ludovico Einaudi - Nuvole Bianche. Эта композиция должна подойти.


Источник информации - вы кодирующее устройство - телефон канал связи - электричество декодирующее устройства - телефон вашего друга приёмник - ваш друг задачка для первого класса.


Бери текст и по нем. Пиши , свои чувства ( в произведении когото там пишется о . Можно считать. В заключении.

Читайте также: