Что значит публично правовое образование
Обновлено: 30.06.2024
Под публичными образованиями в гражданском праве понимаются политические структуры общества, обладающие публичной властью и участвующие в гражданских правоотношениях, как то: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и не вправе использовать свои властные полномочия, поскольку при участии в гражданских правоотношениях они приравниваются по своему правовому положению к частным лицам.
Гражданское законодательство распространяет действие норм, определяющих участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, и на публичные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований. Правоспособность и дееспособность считаются присущими публичным образованиям в силу их статуса. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (так называемого распределенного имущества), а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, когда обязанность имущественной ответственности прямо указывается в законе, а также случаи принятия публичным образованием гарантии (поручительства) по обязательствам другого публичного образования либо юридического лица.
7. Нормы права и нормативно-правовые акты.
Норма права - это правила поведения, формально определенные, исходящие от государства, обладающие принудительной силой.
Структура нормы права:
Гипотеза – условие и основание применения нормы.
Диспозиция – само правило поведения.
Санкция – мера государственного реагирования на поведение субъекта в рамках нормы.
Виды норм права по кретериям:
1. По предмету правового регулирования: нормы правил поведения, нормы задачи, нормы принципы, нормы преамбулы.
2. По характеру предписания: запрещающие, разрешающие, управомачивающие, рекомендательные, обязательные.
3. По правовой природе: материальные нормы (в них содержатся правила поведения), процессуальные (устанавливают порядок и условия применения материальных норм).
Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.
Нормативно-правовые акты - это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.
Классификация нормативно-правовых актов
По юридической силе: законы (акты, обладающие высшей юридической силой); подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты:
акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); акты органов государственной власти. акты органов местного самоуправления, акты Президента, акты органов управления, акты должностных лиц государственных и негосударственных органов. При этом могут быть акты: принятые одним органом (по вопросам общего ведения)
совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения).
По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.).
По сфере действия:
акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают все субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы), внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности).
Различают действие нормативно-правовых актов:
по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт),
по времени (вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы), в пространстве (как правило, на всю территорию). В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.
8. Обязательства и договоры.
Обязательство –это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т. п.), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.Стороны обязательства – должник и кредитор. Стороны обязательств могут быть представлены как одним, так и несколькими лицами.
Объект обязательства – определенные действия обязанного лица по передаче имущества, уплате денег и т. д.
Содержание обязательства – права и обязанности сторон. Реализация права кредитора возможна только через выполнение должником своей обязанности (например, покупатель вещи не сможет ее получить, если продавец ее не передаст).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своей обязанности к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.
Виды обязательств:
– по отчуждению имущества (купля – продажа);
– по передаче имущества в пользование (аренда);
– по выполнению работ (подряд);
– по оказанию услуг;
– связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (авторский договор);
– из причинения вреда и неосновательного обогащения.
Исполнение обязательства – это совершение должником действий, составляющих его обязанность, либо воздержание от совершения определенных действий.
Принципы исполнения обязательств:
– принцип надлежащего исполнения, т. е. исполнение его в полном соответствии с условиями обязательства и требованиями закона;
– принцип исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно тех действий, которые предусмотрены без замены их возмещением убытков или уплатой денежной суммы;
– недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договору применяются все нормы, касающиеся таких сделок.
Закон провозглашает свободу договора, что означает:
– субъекты гражданского права свободны, решать самостоятельно, заключать договор или нет;
– субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора;
– субъекты свободны в выборе вида заключаемого договора;
– субъекты свободны в определении условий договора.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Законом для договора определенного вида может быть установлена определенная форма. В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Содержание договора составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.
Условия договора бывают:
1) существенные(необходимы для заключения договора, без них договор считается незаключенным. Это условия о предмете договора, прямо названные в законе для данного вида дого- вора, которым по заявлению одной из сторон необходимо согла- шение);
2)обычные (устанавливаются нормами гражданского права и применяются, если стороны не устранили или не изменили их. К ним относятся условия о цене, о сроке исполнения, и другие);
3) дополнительные(изменяют или дополняют обычные условия, приобретают силу только при включении их в текст договора).
Договор заключается посредством направления предложения заключить договор одной стороной и принятия предложения другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При изменении договора обязательства сохраняются в измененном виде, при расторжении – прекращаются. Договор может быть изменен или расторгнут двумя способами:
1. По соглашению сторон;
2. По решению суда.
9 Административная ответственность.
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:
§ деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
§ антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
§ противоправность - ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.
Важно понятиенаказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).
Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:
§ предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
§ административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
§ административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
§ дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
§ административное приостановление деятельности.Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В качестве основных и дополнительных административных взысканий применяются возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение. Другие административные взыскания применяются только в качестве основных. За одно правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.
10. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
За нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность:
1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
Государство не только регулирует гражданско-правовые отношения, но и является их активным участником. Оно подчиняется как общеустановленным правилам, так и нормам, учитывающим специфику государственного управления. Взаимодействие государства, субъектов хозяйствования и обычных граждан в рамках гражданско-правового оборота происходит через публично-правовые образования.
Публично-правовые образования: что это
Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.
С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:
- само государство — Российскую Федерацию;
- отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
- муниципалитеты.
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.
Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.
Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.
Правосубъектность публично-правовых образований
И государство в целом, и отдельные его части, относятся к субъектам гражданско-правовых отношений (ГК РФ, ст. 124). Соответственно, на их действия распространяются законодательные нормы, действующие и на других участников таких отношений — юридических лиц и граждан.
Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным правилам, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений.
Несмотря на то, что правила гражданско-правовых отношений устанавливает государство, у властных структур нет и не должно быть особых преференций по отношению к другим субъектам таких взаимоотношений.
Вместе с тем, для публично-правовых образований характерны некоторые особенности законодательного регулирования. Связано это, прежде всего со спецификой таких субъектов гражданских правоотношений.
Основной задачей госорганов (муниципалитетов) является управление государством в целом либо отдельными его частями. То есть выполнение функции администрирования на той или иной территории. Поэтому и возникновение гражданско-правовых отношений, и вступление в них публично-правовых образований носит второстепенный характер и связано с обеспечением выполнения основной функции.
Кроме того, специфика госуправления создает специфические правовые отношения, не характерные для других участников гражданско-правовых отношений. Это финансирование государства через налоги и государственные ценные бумаги, порядок отчуждения госимущества, администрирование государственной собственности и т. д. Такие специфические отношения регулируются отдельными законодательными нормами.
Совокупность всех этих условий и определяет специфичность правосубъектности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права.
Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
Государство обладает правом собственности на имущество. Управляют госимуществом органы госуправления. В рамках своих полномочий они могут передавать имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям, учреждениям и предприятиям.
Кроме того, госимущество может отчуждаться. Происходит это в специфическом порядке — путем приватизации.
Приобретение имущества в собственность государства может происходить обычным порядком — путем его купли-продажи, наследования, создания в рамках договоров оказания услуг, подряда и т. д.
Отдельно стоит остановиться на таком способе получения имущества в собственность, как дарение. Публично-правовое образование не может подарить свое имущество, однако, оно может выступать в качестве одаряемой стороны.
В силу различных обстоятельств государство может:
- конфисковать имущество;
- национализировать;
- реквизировать;
- изъять из оборота.
Распоряжаются имуществом государства или муниципального образования, специально уполномоченные органы. При передаче госимущества в хозяйственное управление различным учреждениям и организациям, за этими органами закрепляется функция контроля использования государственной собственности.
Для обеспечения основной деятельности, публично-правовые образования могут участвовать в договорных отношениях купли-продажи, оказания услуг, подряда, выступать в качестве займодавца и эмитента ценных бумаг. Кроме того, федеральные органы власти обладают исключительным правом эмиссии денежных средств.
Публично-правовые образования могут выступать в качестве заказчиков научно-технических разработок, получать исключительные права на продукцию интеллектуального труда и т. д.
Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований
По общему правилу, публично-правовые образования могут отвечать своим имуществом в рамках взятых на себя обязательств. Так же как и другие субъекты гражданско-правовых отношений, госорганы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций и предприятий, а также иных публично-правовых образований. Исключением из этого правила является прямое поручительство или гарантии этих субъектов гражданского права.
Кроме того, при выполнении обязательств не всякое имущество может быть отчуждено у государства. Существуют виды имущества, которое может находиться только в исключительной собственности государства. Например, недра и природные ископаемые.
Эти субъекты гражданских правоотношений несут ответственность за вред, причиненный их действиями при выполнении основной функции — управления государством. Например, при принятии нормативных актов, ухудшающих положение того или иного субъекта правоотношений, местных законов, не соответствующих конституции или федеральному законодательству и т. д.
Заключение
Публично-правовые образования представляют собой государство и территориальные образования внутри него. В России существует два уровня таких образований — федеральный и муниципальный. В качестве субъектов гражданско-правовых отношений могут выступать различные госорганы и учрежденные ими организации, предприятия, учреждения.
Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным нормам, что и другие субъекты гражданско-правовых взаимоотношений. Однако существуют специфичные отношения, присущие только этому виду субъектов.
Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями. За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности. Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен?
Собственность публично-правовых образований — что это значит?
Существуют разные концепции права собственности:
- римское право возникло еще в Древнем Риме и Византии, однако положено в основу такой распространенной формы власти, как Республика (в нем заложены принципы справедливости, верховенства судебной власти, недопустимость двух форм собственности на один и тот же земельный надел);
- англо-американское право заимствовало из феодализма принцип суверенности (полноценным собственником недвижимого имущества может быть только “суверен”, а “вассалы” довольствуются ограниченными титульными правами);
- российское право собственности основывается на принципах владения, пользования и распоряжения имуществом.
Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.
Что такое публично-правовое образование
- Первая половина названия содержит слово “публичное”: это означает, что данный вид собственности является общим, то есть ею не может владеть частное лицо.
- Вторая половина сочетания “правовой” наделяет собственника большими правами в отношении имущества, чем ими могут обладать обычные граждане, предприниматели, предприятия, корпорации и пр.
Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает:
Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО). Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью. Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:
- правил проведения сделок;
- выделения земельных участков;
- наложения публичного сервитута;
- распоряжения выморочным имуществом;
- реквизиции и конфискации имущества и т.д.
Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:
- верхушка (прародитель) — государство;
- ветви — субъекты РФ;
- ответвления — муниципальные образования.
Публично-правовые компании
В 2016 г. Федеральным приказом №236 создан еще один вид ППО — публично-правовая компания (ППК), представляющая интересы государства и общества: она оказывает госуслуги, управляет госимуществом, реализует государственные проекты и программы. Правовые компании должны заменить госкорпорации. Фактически это государственный исполнительный орган власти, наделенный властными полномочиями.
ППК, как и другие ППО, также имеют право безвозмездного пользования государственной (муниципальной) собственностью или выморочным имуществом.
Собственность государственных и муниципальных ППО
Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:
- недра, природные ресурсы;
- земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
- объекты оборонной, космической отрасли;
- нефте- и газопроводы;
- объекты культурно-исторического наследия;
- железная дорога, трассы федерального значения;
- объекты вооруженных сил;
- казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
- плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.
В собственности субъектов и МО находятся:
- недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т.д.);
- инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
- ЖКХ и коммуникационные сети (газо‑, водо‑, электроснабжение);
- объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)
Передача прав собственности
Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:
- сохранности ее целевого назначения;
- невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
- срочности и возвратности земельных участков;
- возможности совместного управления;
- сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип сохранности целевого использования
- земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
- музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
- участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т.д.
Невозможность передачи особо важных объектов
Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:
- часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
- ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т.д.);
- участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
- некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).
Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т.д.
Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.
Срочность и возвратность земельных наделов
Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.
Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.
Правом безвозмездного срочного пользования обладают:
- ППО и ППК;
- некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т.д.;
- граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств; ;
- граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).
Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.
Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.
Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся. Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения. Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.
Совместное управление публичной собственностью
При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам. При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу.
По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.
Право на публичный сервитут
Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т.д.). Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда. Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают. Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.
Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:
- в роли главных собственников (“сеньоров”) выступают публично-правовые образования (государство, органы региональной и муниципальной власти);
- в роли временных пользователей (“вассалов”) — граждане и юридические лица.
Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:
- ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
- население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
- право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута..
Выводы
Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы.
Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.
Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями.
За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности.
Собственность публично-правовых образований — что это значит?
Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен? Существуют разные концепции права собственности:
Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.
Что такое публично-правовое образование
Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает: Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО).
Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью.
Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:
- правил проведения сделок;
- выделения земельных участков;
- наложения публичного сервитута;
- распоряжения выморочным имуществом;
- реквизиции и конфискации имущества и т. д.
Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:
- верхушка (прародитель) — государство;
- ветви — субъекты РФ;
- ответвления — муниципальные образования.
Публично-правовые компании
В 2016 г. Федеральным приказом № 236 создан еще один вид ППО — публично-правовая компания (ППК), представляющая интересы государства и общества: она оказывает госуслуги, управляет госимуществом, реализует государственные проекты и программы. Правовые компании должны заменить госкорпорации. Фактически это государственный исполнительный орган власти, наделенный властными полномочиями.
ППК, как и другие ППО, также имеют право безвозмездного пользования государственной (муниципальной) собственностью или выморочным имуществом.
Собственность государственных и муниципальных ППО
Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:
- недра, природные ресурсы;
- земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
- объекты оборонной, космической отрасли;
- нефте- и газопроводы;
- объекты культурно-исторического наследия;
- железная дорога, трассы федерального значения;
- объекты вооруженных сил;
- казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
- плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.
В собственности субъектов и МО находятся:
- недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т. д.);
- инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
- ЖКХ и коммуникационные сети (газо-, водо-, электроснабжение);
- объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)
Передача прав собственности
Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:
- сохранности ее целевого назначения;
- невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
- срочности и возвратности земельных участков;
- возможности совместного управления;
- сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.
Принцип сохранности целевого использования
- земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
- музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
- участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т. д.
Невозможность передачи особо важных объектов
Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:
- часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
- ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т. д.);
- участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
- некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).
Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т. д.
Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.
Срочность и возвратность земельных наделов
Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.
Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются. Правом безвозмездного срочного пользования обладают:
- ППО и ППК;
- некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т. д.;
- граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств;
- СНТ и ОНТ;
- граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).
Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.
Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.
Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся. Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения.
Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.
Совместное управление публичной собственностью
При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам.
При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу. По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.
Право на публичный сервитут
Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т. д.). Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда.
Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают. Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.
Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:
Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:
- ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
- население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
- право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута.
Выводы
Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы. Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.
Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется
Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.
В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.
Собственность публично-правовых образований: что это значит
Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.
Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.
По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.
Публично-правовые образования делятся на:
- государство;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципалитет.
Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:
- правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
- выделения земли;
- налогообложение;
- наложение публичного сервитута;
- распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
- другое.
Публично-правовые компании
Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера.
ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.
Собственность государственных и муниципальных ППО
По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:
- ресурсы природы;
- земли;
- оборонные объекты;
- космические объекты;
- культурные и исторические памятки;
- дороги, трассы;
- стратегические объекты;
- институты;
- научная деятельность.
В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:
- недвижимость;
- инженерные сооружения;
- коммунальные учреждения;
- объекты культуры и истории.
Передача прав собственности
Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:
- обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
- невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
- срочности и возвратности земли;
- сохранение права на земли в виде публичного сервитута.
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.
Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.
Передача в частную собственность
Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:
- многодетным семьям;
- гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
- граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
- земли дачных и садовых кооперативов;
- граждане, которые получили земельный надел под строительство.
Документы
Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:
- заявление о предоставлении земельного надела;
- копия паспорта и его оригинал;
- акт о территориальном местоположении надела;
- межевой план;
- свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
- документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
- чек об уплате государственной пошлины;
- заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
- другое.
Участие в имущественном обороте
Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность. ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства.
ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг. Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.
Плюсы и минусы
К преимуществам стоит отнести следующие позиции:
- защищённость от мошенников
- нет налогообложения;
- замена имущества в случае её потери;
- возможность улучшения имущества через договор социального найма.
К недостаткам относятся:
- гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
- гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
- гражданин может потерять право на использование имущества.
Распоряжение общественным имуществом
Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.
Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.
Читайте также:
- Каким пятном более светлым или более темным по сравнению с сухим асфальтом будет казаться водителю
- С какого периода опекуны получают меры социальной поддержки льготы выплаты на опекаемого ребенка
- Какие есть законодательные уровни
- Что означают звезды в паспорте
- Укажите какой максимальный объем кровопотери организм может самостоятельно компенсировать