Какие требования относятся к нравственно правовому просвещению умственно отсталых школьников

Обновлено: 29.06.2024


В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждого вида воспитания. В качестве дополнительных направлений изучены социализация и её элементы, а также профориентация, предшествующая трудоустройству — основному фактору социализации умственно отсталого ребёнка.

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа, воспитательная система, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе.

Постановка проблемы. Актуальность данной проблемы состоит в том, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: субъекта, цели, содержания, способов деятельности (Л. И. Новикова). Цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.

Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении.

Она создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями и, соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив [1].

Анализ исследований по данной проблеме. Как феномен она изучалась педагогической наукой с конца 1970-х гг.

В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя следующие направления:

  1. Физическое;
  2. Нравственное;
  3. Эстетическое;
  4. Гражданское;
  5. Трудовое.

Направление I. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций человеческого организма, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств.

  1. Совершенствование функций организма;
  2. Развитие двигательных навыков (метание, бег, прыжки т. д.);
  3. Развитие зрительно-двигательной координации [3];
  4. Повышение физической выносливости и здоровья детей за время их пребывания в школе;
  5. Приучение к ведению здорового образа жизни [2].

Как считают некоторые авторы, занятия физической культурой способствует социальной адаптации умственно отсталых детей, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом.

Методы, которые используются во время проведения занятий физической культурой:

  1. Игровой метод;
  2. Метод развития двигательных навыков;
  3. Метод развития физических способностей;
  4. Метод психического регулирования.

Направление II. Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

  1. Формирование умений, навыков и привычек правильного поведения;
  2. Формирование нравственных представлений о долге, совести, дружбе [4];
  3. Формирование набора нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма [5].

Не стоит забывать о том, что личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания — важнейший источник для детей.

  1. Методы формирования общественного поведения (трудовая деятельность, учебная);
  2. Методы формирования нравственного сознания (методы убеждение, стимулирования);
  3. Художественные (литература, музыка, кино);
  4. Внешние педагогические воздействия;
  5. Собственная деятельность.

Направление III. Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Задачи воспитания умственно отсталых школьников делятся на две группы: прямые и косвенные [6].

  1. К прямым задачам относятся:
  2. Развитие способности воспринимать эстетические явления (в окружающей среде и искусстве);
  3. Воспитание эстетической отношения и оценки;

Косвенные задачи — это задачи, которые реализуются в процессе решения задач других направлений воспитания (например, нравственного) и основанные на привлечении внимания детей к произведениям искусства.

  1. Формирование эстетической восприимчивости (рассматривание и прослушивание произведений искусства);
  2. Формирование элементов эстетического сознания (наблюдения, экскурсии);
  3. Приобщение к художественной деятельности;
  4. Развитие эстетических способностей, творческих умений и навыков (создание поисковой творческой ситуации).

Направление IV. Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

  1. Формирование гражданской позиции — осознание прав и обязанностей по отношению к обществу;
  2. Воспитание патриотизма;
  3. Формирование знаний и уважение к отечественной истории;
  4. Формирование знаний прав гражданина России и уважение к ним [7].
  1. Встречи с ветеранами ВОВ;
  2. Уроки памяти;
  3. Просмотр картин военного времени;
  4. Рассказы о героях прошлого;

Направление V. Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.

  1. Воспитание потребности в труде;
  2. Формирование положительных черт личности: целеустремлённости, честности;
  3. Подготовка учащихся к получению профессии [8];
  4. Формирование навыков самообслуживания;
  5. Формирование навыков выполнения операций в доступном виде труда [9].

Индивидуальные: общественные поручения;

  1. Микрогрупповые: кружки, клубы по интересам;
  2. Коллективные: викторины, классные часы, соревнования;
  3. Массовые: субботники, походы, праздники.

Как уже говорилось выше, можно выделить в качестве одного из видов воспитания направление VI — социализация и адаптация.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности.

Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе [10], т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность.

  1. Всестороннее развитие личности умственно отсталого ребёнка;
  2. Адаптация к условия окружающей среды;
  3. Коррекция и развитие психических процессов в различных видах деятельности;
  4. Воспитание положительных качеств личности: сознательности, трудолюбия и т. д.
  1. Экскурсии;
  2. Праздники;
  3. Игровая терапия (директивная — направленная и не директивная — ненаправленная). Например, конкурсы, турниры;
  4. Дидактические игры.

На данный момент существует два подхода по социализации умственного отсталого ребёнка:

  1. Вхождение умственно отсталого ребёнка в общество и его адаптацию к окружающим условиям;
  2. Не только вхождение детей с умственной отсталостью в общество, но и подготовка общества к принятию таких детей.

Одним из основных факторов социализации детей с нарушениями интеллекта является трудоустройство. Также оно способствует нравственной и физической реабилитации. Трудоустройству предшествует период профориентации, которая проводится в старшем школьном возрасте.

Среди психолого-педагогических мероприятий, направленных на профориентацию, выделяют следующие:

  1. Диагностические — определяются уровень развития профессиональных интересов учащихся, способности и склонности, личностные особенности (характер, темперамент) и т. д.;
  2. Просветительские — на классных часах детей знакомят с миром профессий, условиям труда. В качестве внеклассной работы можно проводить экскурсии на предприятия в городе и т. д.;
  3. Консультационные — большое внимание уделяется формирование у умственно отсталых учеников представлений о профессиях, помощь в выборе профессии или профессионального профиля обучения.

Большое значение имеет трудовая подготовка учащихся в условиях школы: например, работа на школьном участке.

В заключение можно сказать, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, Её цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.

Стоит упомянуть, что она отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, отсталый ребенок, направление, воспитательная деятельность, задача, окружающая среда, педагогический процесс, умственная отсталость, формирование, воспитательный процесс.

Ключевые слова

воспитательная система, специальная (коррекционная) школа, дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе

дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа, воспитательная система, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе

Читайте также: