Какие термины относятся к понятию источники права высшая юридическая сила всенародное голосование

Обновлено: 30.06.2024

7. В каком случае нормативно-правовой акт становится источником права:
а) если он имеет письменную форму
б) если он составлен в соответствии с требованиями закона
в) если он принят компетентными государственными органами +
г) если он опубликован

8. Какой официальный документ имеет наивысшую силу в России:
а) Конституция РФ +
б) федеральный закон РФ
в) закон субъекта РФ
г) указ Президента РФ

9. Что является естественным правом любого человека:
а) право на участие в политической жизни
б) право на жизнь +
в) право на совершение сделок
г) право на предпринимательскую деятельность

10. В чем заключается суть правового обычая:
а) принятие государством совершенно новой нормы права
б) признание государством обычаев и традиций в качестве нормы +
в) действие нормы без официального признания
г) устранение традиций, противоречащих официальным законам

11. Что не относится к основным источникам права:
а) естественное право
б) законопроект +
в) судебный прецедент
г) правовой обычай

12. Что не является нормативно-правовым актом:
а) решение профсоюзного комитета +
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные

13. Форма права – это:
а) разновидность права
б) внешнее выражение права +
в) процесс создание права
г) соблюдение права

14. Какую группу явлений можно отнести к источникам права:
а) объективная реальность, воля государства, воля граждан +
б) воля группы лиц, случайное стечение обстоятельств
в) представления об идеальном устройстве общества

15. Первая стадия принятия закона:
а) законодательная инициатива +
б) указ Президента
в) социологический опрос
г) всенародное голосование

16. Как называются нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ:
а) постановлениями
б) законами
в) указами +
г) распоряжениями

17. Что относят к правовым обычаям:
а) традиции
б) доктрина
в) санкционированные государством и многократно повто¬ряющиеся правила поведения +
г) общие принципы права

18. Как называются нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами:
а) указы
б) приказы +
в) решения
г) договоры

19. Как называются нормативно-правовые акты, издаваемые Правительством РФ:
а) указами
б) постановлениями +
в) декретами
г) законами

20. Какой нормативно-правовой акт не относится к законам:
а) основы законодательства
б) кодекс
в) устав образовательного учреждения +
г) уста субъекта РФ

21. Что из перечисленного является примером нормы уголовного права:
а) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявления запрета распоряжения им
б) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
в) преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом +
г) уничтожение полезной для леса фауны влечет наложение штрафа

22. В отличие от публичного частному праву:
а) присущи санкции за невыполнение правовых норм
б) присуще утверждение правовых норм законодательным органом власти
в) присуще регулирование имущественных отношений граждан +
г) присуще изложение норм в специальных кодексах

23. Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы являются примерами:
а) федеральных конституционных законов
б) текущих (обычных) федеральных законов +
в) постановлений
г) указов

24. Высшей силой обладают:
а) законы +
б) определения Верховного суда
в) резолюции ООН
г) письма избирателей

25. Какие законы существуют в РФ:
а) законы субъектов РФ +
б) законы муниципальных образования
в) законы обществ с ограниченной ответственностью
г) законы отдельных социальных групп

26. Какой нормативно-правовой акт имеет для остальных высшую юридическую силу:
а) указ
б) постановление
в) кодекс +
г) приказ

27. Президент РФ:
а) принимает федеральные законы
б) одобряет федеральные законы
в) утверждает федеральные законы
г) подписывает федеральные законы +

28. Совет Федерации Федерального собрания РФ:
а) одобряет федеральные законы +
б) принимает федеральные законы
в) утверждает федеральные законы
г) подписывает федеральные законы

29. Как называется первая глава Конституции РФ:
а) Федеративное устройство
б) Президент Российской Федерации
в) Права и свободы человека и гражданина
г) Основы конституционного строя +

30. В каком году была принята Конституция РФ:
а) 1993 +
б) 1991
в) 1985
г) 2002


Задание 19 № 1067

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права. их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.


Задание 17 № 1065

Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:

1) право — это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;

2) право — это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.


Задания Д22 C3 № 1066

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие

1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);

2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:

— размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

— затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

— затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;

— размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;

— открывается простор для произвола в политике;

— порождается правовой нигилизм.

3) Дано объяснение смысла понятия, например: закон — нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом власти, обладающий высшей юридической силой,содержащий нормы, регулирующие правоотношения, охраняемый силой государственного принуждения.


Задание 20 № 1068

Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

2) Могут быть указаны любые три других функции права:

— экономическая функция (защита, регламентация и регулирование прав собственности, имущественных отношений);

— политическая функция (регулирование деятельности субъектов политической системы);

— охранительная функция (охрана наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм).


Задание 18 № 43579

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: закон — нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом власти, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы, регулирующие правоотношения, охраняемый силой государственного принуждения.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть:

2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм, Право. Система российского права, законотворческий процесс


Задание 20 № 9295

Что правоведы называют источником (формой) права? Какой вид источников (форм) права назван в тексте? Укажите любые другие два источника (формы) права и кратко поясните сущность каждого из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Система права — это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.


Задание 17 № 9292

Какие два подтверждения объективного характера системы права привёл автор?

Правильный ответ может содержать следующие подтверждения:

1) система права формируется на основе общих закономерностей общественной жизни / строится не по

произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности;

2) нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни;

3) нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм.

Подтверждения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Задания Д22 C3 № 9293

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм;

2) различия, например:

— система права носит объективный характер, а в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики;

— первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, а первичным элементом системы — статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы;

— в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкаховках.


Задание 19 № 9294

Используя знания курса, приведите два примера нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы различных отраслей права, и кратко прокомментируйте каждый из них.

Правильный ответ должен содержать примеры и комментарии, допустим:

2) федеральный закон о защите прав потребителей (содержит нормы гражданского, административного

и других отраслей права).

Могут быть приведены другие примеры, даны другие комментарии


Задание 18 № 44624

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— источник права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства;

(Сущность источника (формы) права может быть объяснена иначе.)

2) ответ на второй вопрос: нормативный правовой акт;

3) указание других источников права и краткие пояснения, например:

— правовой обычай (нормы, сложившиеся в обществе независимо от государства и ставшие в общественном сознании общеобязательными);

— юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретному делу

становится правилом для решения всех подобных ситуаций).

Могут быть указаны другие источники права, даны другие пояснения


Задания Д22 C3 № 9293

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Система права — это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова. В учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном, в идеологическом и формально-юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой культуры общества – это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура – это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.




Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Форма права – это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права – это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строение) системы права, то есть внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права – это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

1. Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с его распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означает распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т. д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т. д.). Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные юридические акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление обеспечивается компетентными органами государства.

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, весьма часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

3. Юридический прецедент создается в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Различают судебный и административный прецеденты. В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система (в Англии и США, Канаде, Австралии, Индии), и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается решениям суда по конкретному делу и такое решение становится общеобязательным для других аналогичных дел. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами. И они же дают разъяснения по ним.

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве.

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

5. Правовой (юридический) обычай – один из наиболее древних источников позитивного права. Он был распространен в эпоху Древнего мира и Средневековья (законы Хаммурапи, законы XII таблиц, законы Ману, Салическая Правда и т. д.). Юридический обычай – это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Правовой обычай – это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству. Однако в современных условиях роль правового обычая как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. В чем же заключается различие правового обычая от простого обычая, не имеющего юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае, предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц.

Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

Англия – страна, где обычаям (custom) придается самое большое значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут быть даже источником конституционного права. Английские обычаи спасают Англию от английских правовых законов. При этом законодатель должен хорошо знать обычаи страны.

6. Договоры нормативно-правового содержания. Нормативный правовой договор как источник права признается во всех правовых системах. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время. Нормативный договор очень развит в области международных отношений. Международный договор – это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве. В конституционном праве – договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов в составе Российской Федерации. В трудовом праве значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Коллективный договор – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия, учреждения, организации. В гражданском праве – это договоры купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, подряда, перевозки и т. д., которые устанавливают взаимные юридические права и обязанности между субъектами гражданских правоотношений.

Нормативно-правовой договор характеризуется следующими основными признаками:

• содержит нормы общего характера;

• добровольность заключения, то есть свободное волеизъявление сторон;

• равенство сторон как партнеров;

• согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

• эквивалентный, чаще всего возмездный характер;

• взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

• законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

Таким образом, нормативный правовой договор можно определить как соглашение между сторонами об установлении, изменении или прекращении взаимных юридических прав и обязанностей.

В современном российском законодательстве и в теории права в формальном юридическом смысле доктрина не признается источником права, а в широком смысле – признается. Комментарии к законодательству ведущих ученых-юристов и практиков, хотя и не являются официальным источником права, но применяются юристами в правоприменительной практике для разъяснения положений нормативно-правовых актов. Правовая наука имеет большое значение для развития юридической практики, правильного толкования закона, совершенствования законодательства. Опыт мировой правоприменительной практики свидетельствует, что значение и роль правовой науки растет. Многие ее разработки активно внедряются в реализацию права.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Источником права не является: а) юридический факт; б) правовой обычай; в) административный прецедент; г) нормативный договор.

2. Источником права является: а) правовая традиция; б) нормативный акт;

в) обычай; г) нормативный правовой акт.

3. В Российской Федерации основным источником права выступает:

а) правовой обычай; б) нормативный правовой акт;

в) административный прецедент; г) нормативный договор.

4. Результатом правотворчества является: а) правовой обычай; б) нормативный правовой акт; в) административный прецедент; г) правовая доктрина.

5. Исторически первым источником права являлся:

а) судебный прецедент; б) правовой обычай;

в) правовая доктрина; г) нормативный договор.

6. Соотнесите название государственного органа и издаваемый им

нормативный правовой акт: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Нормативный правовой акт

2. Орган федеральной исполнительной власти

3. Государственная Дума ФС РФ

4. Правительство РФ

7. Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам:

а) основы законодательства; б) кодекс;

в) устав образовательного учреждения; г) устав субъекта РФ.

8. Нормативный правовой акт, не относящийся к подзаконным актам:

а) указ; б) постановление; в) устав субъекта РФ; г) устав предприятия.

9. Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу: а) указ; б) постановление; в) кодекс; г) приказ.

10. Верны ли следующие суждения о законе?

А. Закон — правовой акт, принимаемый исполнительными органами

государства для регулирования важных общественных

отношений. Б. Данный правовой акт принимается в особом порядке и обладает

высшей юридической силой. 1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

12. Наименьшей юридической силой среди перечисленных источников права в РФ обладает: 1) Уголовный кодекс РФ 2) Конституция РФ 3) указ Президента РФ 4) постановление Правительства РФ.

13. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путём референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о системе права России?

А. Элементами системы права являются нормы права, институты права и отрасли права. Б. Система права современной России сложилась в конце 90-х годов и остается не­изменной. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Найдите в приведённом списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны: 1) мемуары известного военачальника 2) приказ министра обороны 3) обращение к Президенту РФ 4) постановление Правительства РФ

16. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вошедшее в привычку народу правило, которому государство придаёт общеобязательное значение

Судебное решение по конкретному юридическому делу.

Созданный государственными органами официальный документ, содержащий нормы права.

17 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Читайте также: