Какие теории происхождения государства и права наиболее близки к современному пониманию

Обновлено: 01.06.2024

\u0415\u0441\u0442\u044c \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043d\u043e \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e 8: \u0442\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f, \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f, \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u044f, \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u043c\u043e\u043d\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f, \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f.

\u041d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043c\u0435\u043d\u044f \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f.

\u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0435\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043b\u043e \u0432\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u044b \u0438 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u044b \u043e\u0431\u0449\u0438\u0445 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432. \u041d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430 \u0447\u0440\u0435\u0432\u0430\u0442 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0442\u043e\u0440\u0433\u043d\u0443\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e, \u043f\u0440\u0438\u0447\u0435\u043c \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u044e.

  1. \u0412\u043e-\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445, \u043c\u044b \u0437\u043d\u0430\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0441\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0430 \u0443\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u043e, \u0431\u0443\u043a\u0432\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043b\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.
  2. \u0412\u043e-\u0432\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445, \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0435. \u041c\u043d\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u043b\u0430\u0432\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u043f\u043e\u0437\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b \u043a\u043d\u044f\u0437\u0435\u043c \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0420\u044e\u0440\u0438\u043a\u0430 \u043e\u0442 \u0432\u0430\u0440\u044f\u0433\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d \u0431\u044b\u043b \u043d\u0435\u0439\u0442\u0440\u0430\u043b\u0435\u043d \u043a\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430\u043c \u0438 \u0438\u043c\u0435\u043b \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438. \u0410 \u0432 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043a\u043d\u044f\u0437\u044c \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0448\u0438\u0440\u0438\u0442\u044c, \u0442\u043e \u0441 \u043d\u0438\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435, \u044d\u0442\u043e \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u0418\u0433\u043e\u0440\u044f \u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043b\u044f\u043d.
  3. \u0412-\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c\u0438\u0445, \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0443 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b. \u042d\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0438 \u043d\u0430\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u0442, \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u044f \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d. ">]" data-test="answer-box-list">

Вопрос о том, почему и как появились государство и право, возник в глубокой древности. Среди исследователей никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения этих важнейших социальных институтов. Существует множество объяснений этого феномена. Причем никто, как правило, не подвергает сомнению многие общеизвестные исторические факты. Но, когда речь заходит о причинах, условиях, природе, характере происхождения государства и права, над общностью мнений преобладает разнобой. В теоретической мысли обособилось несколько десятков направлений, пытавшихся с тех или иных позиций обосновать причины происхождения государства и права. И, несмотря на то, что учения о возникновении права тесно связаны с концепциями происхождения государства, они содержат немало специфического. Потому мы вначале рассмотрим теории происхождения государства, а затем права.

Традиционно выделяют несколько теорий происхождения государства.

Эта теория возникла еще в древней Иудее и отражала определенные реалии, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма). Основательную разработку она получила в трудах возведенного в ранг святого католической церковью богослова и схоласта XII века Фомы Аквинского. Правитель (глава государства) рассматривался теологией не как один из существенных элементов государства, а именно как власть, стоящая над государством, от него независимая. Не случайно, эта теория была весьма распространена в средние века. В XVI-XVII веках ее использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Современные теологи утверждают, что переход от присваивающей к производящей экономике, начавшийся 10-12 тыс. лет назад, также имеет божественное начало. При этом отмечается, что точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится еще в Библии.

Вопрос о научности данной теории связан с вопросом веры. Для атеиста она нелепа, а для верующего универсальна и неопровержима.

Патриархальная теориярассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха приравнивает власти отца над членами его семьи.

Таким образом, эта теория отражала какие-то реальные, сущностные стороны перехода человечества от жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, но чрезмерно преувеличивая их, придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это уже было теоретически и исторически неверным.

Общественный договор, создавший государство, имел устанавливающий характер, создавая одновременно из отдельных индивидов гражданское общество и его политическую организацию - государство. Надо при этом отметить, что общественный договор понимался не как конкретный документ, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Эта теория имела глубокое демократическое содержание, обосновывая право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания. В ее рамках была разработана естественно-правовая концепция прав и свобод человека и гражданина, лежащая в основе современного понимания правового статуса личности.

Не свободна теория от недостатков, главным из которых является тезис, что основная фигура - это абстрактный, от всего изолированный человек, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого абсолютно автономного человека как субъекта исторического процесса создания государства, никогда не существовало. Человек всегда был частью общины, клана, класса и других групп в обществе, которые и были реальными субъектами этого процесса.

Однако позитивное содержание договорной теории столь значительно, что оно и сейчас используется во многих демократических движениях, хотя и в новых формах.

Казалось бы такое представление о государстве слишком наивно, чтобы сегодня с ним считаться. Однако в нем есть рациональное зерно, поскольку утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если воспримет методологию и понятия естественных наук, имеет в начале ХХI века глубокий объективный смысл. Сегодня совершенно ясно, что без гармонии естественных и социальных законов человечеству не выжить. А постулат о том, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов не требует доказательств.

Профессор С.-Петербургского университета (с 1918 года - Варшавского университета) Лев Иосифович Петражицкий, а затем его многочисленные последователи возникновение государства объясняли специфическими правовыми переживаниями людей, их стремлением подчинить свои поступки некоему авторитету.

Данная теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользнули от внимания иных теорий. Понятно, что все общественные явления разрешаются только на основе психических актов людей. Однако можно согласиться с выдающимся русским правоведом Г.Ф. Шершеневичем, что объяснять жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Теория насилия (завоевания) основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Государство и венчает закрепление власти победителя над завоеванным народом. Именно так думали многие мыслители, сторонники этой теории в древнем мире.

Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович, немецкий социалист К. Каутский, немецкий социолог Ф. Оппенгеймер. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Гумплович же является сторонником теории внешнего насилия, согласно которой государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого, то есть государственная власть возникает из физической силы. Каутский также видел источник государства во внешнем насилии, в войнах. Согласно Оппенгеймеру государство есть правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей - завоевателями, другой группе - завоеванными, в целях их эксплуатации.

Непреложный вывод материалистической теории: государство представляет собой исторически преходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Основные положения теории представляют совокупность верных и неверных, ошибочных и утопических положений. К достоверным относится материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства, положения о политической, структурной (аппаратной), территориальной характеристике государства и ряд других. В наиболее чистом виде по данной схеме возникло Афинское государство. Ошибочным является преувеличение роли классов в создании государства, о принудительных, насильственных формах первичных государств, придание рабовладельческому государству, универсального, типичного характера. Неверными являются многие утверждения о первобытном обществе, о происхождении и развитии семьи. И вовсе утопичен фундаментальный марксистский постулат о грядущем бесклассовом обществе.

Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Достойно уважения и признательности утверждение сторонников реалистической теории о том, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть. Борьба за право – это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, то есть противодействие правонарушению, - обязанность не только по отношению к самому себе, но и по отношению к целому обществу, государству: каждый, защищая свое право, отстаивает тем самым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право.

Во-первых, реалистическая теория признает единство и изменчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное – право существует только в виде позитивного (положительного) права. С другой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни.

Во-вторых, представители реалистической школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права признается необходимость правотворческой деятельности государства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С.М. Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей.

В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учениями о праве единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.

В-четвертых, в воззрениях реалистов содержится важнейший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение по отношению к человеку.

Нередко проблемы образования государства рассматриваются в единстве с проблемами природы и назначения права.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Право, таким образом, данное Богом искусство добра и справедливости. Как и подобная теория происхождения государства, данная теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

Теория естественного права(С. Пуффендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) основывается на том, что параллельно с созданным государством путем законодательствования позитивным правом существует естественное право, вытекающее из неизменной природы человека, исходя из присущей людям вечной справедливости. Иначе говоря, право порождено неизменной природой человека, оно вечно и неизменно, пока существует человек. Исходя из сегодняшнего состояния нравственности в обществе (причем это касается не только России) такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Нормативистская теория права получила свое распространение в трудах австрийского юриста Г. Кельзена. Право согласно этой теории не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе, оно ценно только как приказ, как норма. В таком смысле право характеризуется как форма долженствования.

Марксистская теориядоказывает, что корни права лежат в экономике, потому право становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем эта теория жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса, что неверно. Право имеет более глубокие корни, его возникновение предопределено не только появлением классов, но и другими общесоциальными причинами.

\u0415\u0441\u0442\u044c \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043d\u043e \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e 8: \u0442\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f, \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f, \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f, \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u044f, \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u043c\u043e\u043d\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f, \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f.

\u041d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043c\u0435\u043d\u044f \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f.

\u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0435\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043b\u043e \u0432\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u044b \u0438 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u044b \u043e\u0431\u0449\u0438\u0445 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432. \u041d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430 \u0447\u0440\u0435\u0432\u0430\u0442 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0442\u043e\u0440\u0433\u043d\u0443\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e, \u043f\u0440\u0438\u0447\u0435\u043c \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u044e.

  1. \u0412\u043e-\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445, \u043c\u044b \u0437\u043d\u0430\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0441\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0430 \u0443\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u043e, \u0431\u0443\u043a\u0432\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043b\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.
  2. \u0412\u043e-\u0432\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445, \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0435. \u041c\u043d\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u043b\u0430\u0432\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d \u043f\u043e\u0437\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b \u043a\u043d\u044f\u0437\u0435\u043c \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0420\u044e\u0440\u0438\u043a\u0430 \u043e\u0442 \u0432\u0430\u0440\u044f\u0433\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d \u0431\u044b\u043b \u043d\u0435\u0439\u0442\u0440\u0430\u043b\u0435\u043d \u043a\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430\u043c \u0438 \u0438\u043c\u0435\u043b \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438. \u0410 \u0432 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043a\u043d\u044f\u0437\u044c \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0448\u0438\u0440\u0438\u0442\u044c, \u0442\u043e \u0441 \u043d\u0438\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435, \u044d\u0442\u043e \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u0418\u0433\u043e\u0440\u044f \u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043b\u044f\u043d.
  3. \u0412-\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c\u0438\u0445, \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0443 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b. \u042d\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0438 \u043d\u0430\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u0442, \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u044f \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u044b \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d. ">]" data-test="answer-box-list">

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира - креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть . Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры .

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма - возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:
    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
    Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

    М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

    Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

    Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

    Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

    Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

    Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

    Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

    Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

    Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

      1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
      2. конкретная форма государственного правления.

      Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

      Власть: законодательная, исполнительная.

      Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

      Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

      Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

        • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
        • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
        • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
        • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

        Различал 3 формы государства:

          1. демократия;
          2. аристократия;
          3. монархия;
          4. (олигархию рассматривал лишь условно).

          Теория насилия

          Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

          Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

          На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

          Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

          Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

          Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление . Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

          В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

          Е. Дюринг:

          Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

          В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.

          Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

          Л. Гумплович, К. Каутский:

          Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

          Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

          Психологическая теория происхождения государства

          Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

          Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

          Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

          Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

          Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

          Л. И. Петражицкий:

          Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

            • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
            • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

            Материалистическая теория

            Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда. Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

            К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.

            Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

            В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

            Читайте также: