Какие свидетельства присутствия балтов на территории беларуси существуют в исторической науке

Обновлено: 30.06.2024

Согласно новым научным концепциям западных и московских ученых, заселение индоевропейцами Европы шло через Беларусь, и идти иначе не могло. Индоевропейцы при миграции остановились на благодатных землях территории Беларуси и Северной Украины, их освоили . что со временем вызвало перенаселение. От избытка населения стали уходить группы в Европу населенную кавказоидами-автохтонами, тесня их и(или) смешиваясь. Ныне от кавказоидов остались только баски в Испании и грузины Иберии (языки их схожи). Индоевропейцы стали осваивать Европу, создав романцев и германцев. Те кто остались в Беларуси, минимум 3500 лет (возможно, до 5000 лет, с бронзового века) неизменны в генах и антропологии, так как не смешивались с кавказоидами-автохтонами Европы.

Ранее учебники рассказывали миф о том, что: по первой версии - беларусы и украинцы отпочковались от русского народа, а по другой версии - восточные славяне родились на Днепре и оттуда заселили Беларусь и Россию. Оказалось же, как наука наконец выяснила, что это именно литвины-беларусы родили этносы украинцев и русских. Литвины-беларусы на порядок старше своих соседей украинцев и русских.

Правили в ВКЛ прусско-ятвяжские князья, а сам литвинский язык являлся западнобалтским, общим для пруссов, ятвягов, кривичей. Этнически эту общность можно называть беларусами в современном понимании, но самого беларуского языка пока не существовало. Он появляется только в начале XVI века как смешение литвинского языка с волынским диалектом русинского (украинского).

Беларуская народность в основном сформировалась в XI—XII веках на основе трех восточнославянских племен – радимичей, дреговичей и кривичей, при участии некоторых племен западных славян и балтов. Важнейшим фактором этногенеза беларусов явилось смешение племен кривичей, дреговичей и радимичей. Полочане стали результатом смешения кривичей и дреговичей.

Земли территории, на них народы и государства, включая Смоленские земли ВКЛ, исторически считались Европейскими. А начиная с земель Московского государства и далее на восток, считались азиатской территорией.

Великое Княжество Литовское, а позже и в союзе с Польшей, - Речи Посполитой, было высоко демократичным по тем временам государством Европы, где верховенством был Закон (Римское право). Московское же государство было совершенно иным, - авторитарным, базирующее на власти и воли одного человека: хана, князя, царя. Соответственно и менталитеты потданных этих двух государств были разные.

За счет зачистки территории население земель ВКЛ, подвергшихся ордынскому нашествию уменьшалось на 70-80%. Московско-Российская сторона достигала двух целей – ослабления военного потенциала ВКЛ путем разрушения его экономических и человеческих ресурсов и усиления Московии-России за счет переселения (и последующей ассимиляции) в Московию квалифицированного мастерового люда и крестьянства ВКЛ. Этот военно-тактический прием ослабления противника путем раздробления, уничтожения, переселения и ассимиляции населения захваченных земель становится стержнем политики Московии-России-СССР, направленной на удержание территорий в составе империи.

Наиболее разрушительными, страшными и кровавыми были три войны: вторжение войск князя Ивана IV в 1563—1582 гг., религиозная война царя Алексея Михайловича в 1654—1667 гг., война русских со шведами на территории ВКЛ в начале XVIII века. Орды Московии от Смоленска до Гродно и Бреста, убивали жителей ВКЛ, отбирали у них продукты, домашний скот и лошадей, жгли города и селения, замки и имения, поля и леса, сотни тысяч крестьян и горожан увозились в Московию и превращались в рабов ее князей и помещиков. На захваченных территориях производилась ассимиляция и низвержение национального самосознания. Тотальное уничтожение населения и материальных основ его жизни самым негативным образом отразилось на всех сторонах жизни литвинов и русинов, в том числе на языке и культуре, надолго остановили процесс формирования беларуской нации.

Относительно так называемых "русских", то они вообще не "славяне" и к ним не имеют никакого отношения. Национальности "русский" тоже не существует. Это химера и выдумка идеологов Кремля - наследников ханства воинствующей Золотой Орды, необходимая для оправдания перед Западом своей агрессии, захватнических войн и порабощения народов. В России в понятие "русский" вкладывают "российский" - и не понимают этого, с чем утрачивается национальное самосознание многочисленых народов империи. На территории Российской Федерации нет вообще русской земли! "Русские" это миф или попросту говоря гибрид некогда отсталых и порабощённых Золотой Ордой народов: угро-финнов с тюрками. Миф идеологов Кремля и о триедином "русском" народе, состоявшем якобы из "великороссов, малороссов и белоруссов".

Язык в Московию и Россию пришёл через церковь и просвещение, а затем был "узаконен" как язык межнационального общения угро-финского и тюрко зяычного населения. Язык впитал в себя многое из иных языков многочисленных народов империи и со временем сильно трансформировался. Язык берестяных грамот Новгорода оказался языком ободритов Рюрика из Полабья, он был лехитской группы. Русский язык был только у новгородцев Рюрика, ободритов.

развития: создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;

воспитания: воспитывать у школьников почтительное отношение к балтам как предкам современных соседей белорусов.

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

После проведения урока обобщения по материалу раздела I це­лесообразно провести промежуточную проверку знаний учеников, чтобы выявить степень усвоения ими знаний по истории Беларуси древнейших времен. Желательно использовать для этого тесты. Они позволяют включить большой объем учебного материала и при этом сэкономить время.

Школьникам раздаются карточки с тестовыми заданиями.

1. Время проникновения первобытного человека на территорию Бела­руси:

а) 100—35 тыс. лет назад;

б) 95—10 тыс. лет назад;

в) 40—35 тыс. лет назад.

2. Сторона света, с которой ледник пришел на территорию Беларуси

3. а)запад; б) восток; в)север.

4. Река, на которой находилась самая древняя на белорусских землях стоянка человека:

а) Нёман; б) Припять', в) Днепр.

5. Название самого древнего орудия земледелия первобытныхлюдей-а) соха; б) рало; в) мотыга.

6. Название наидревнейшего коллектива первобытных людей:

б) родовая община;

в) большая патриархальная семья.

7. Занятие, относящееся к присваивающему хозяйству:

а) земледелие; б) собирательство; в) животноводство.

8. Название поселений людей, возникших в каменном веке: а) стоянка; б) селище; в) Городище.

9. Наиболее эффективный тип земледелия:

а) мотыжное; б) подсечно-огневое; в) пахотное.

10. Название древней печи для выплавки железа:

а) каменка; б)домница; в) мазанка.

10. Причина деления людей на богатых и бедных:

а) вооруженные стычки;

б) использование кремневых орудий труда;

в) возникновение имущественного неравенства.

1. Время существования первой стоянки первобытных людей на тер­ритории Беларуси:

а) 40—35 тыс. лет назад;

б) 24 тыс. лет назад;

в) 21 тыс. лет назад.

2. Основное направление заселения территории Беларуси первобыт­ными людьми:

а) южное; б) северное; в) восточное.

3. Река, на которой находилась вторая по счету стоянка первобытного человека на белорусских землях: а) Западная Двина; б) Березина; в)Сож.

4. Название самого древнего орудия охоты первобытных людей: а) лук; б) копье; в) палка-копалка.

5. Название сообщества людей, появившегося после первобытного человеческого стада:

а) большая патриархальная семья;

б) материнская родовая община;

в) соседская община.

6. Занятие, относящееся к производящему хозяйству: а) животноводство; б) охота; в) собирательство.

7. Название поселений людей, возникших в конце бронзового и начале железного века:

а) селище; б) городище; в) стоянка.

8. Вещество, образовывающееся в результате плавки железной руды: а) олово; б) медь; в) крица.

9. Роль украшений первобытных людей:

а) погребальная вещь;

б) амулет (оберег);

в) предмет обмена.

10. Результат расслоения первобытного общества:

а) возникновение религиозных верований;

б) формирование отцовского рода;

в) строительство городищ.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

После экскурса в историю Средневековья учитель знакомит шести­классников с темой урока и определяет задачи ее изучения. В качестве учебной проблемыпред лагается определить особенности хозяйства байтов.

2. Племена балтов. Внимание школьников акцентируется на причи­нах, которые привели к разделению балтов на три этнические группы. Для лучшего запоминания данных причин учениками заполняется приведенная ниже графическая схема на основе ознакомления с мате­риалом п. 2 на с. 39 учебного пособия.


Вторую часть материала п. 2 учащиеся изучают самостоятельно, пользуясь картой на с. 38 учебного пособия.

3. Селища балтов на территории Беларуси. С этим материалом школьники работают самостоятельно. Затем учитель проводит с ними беседу по следующим вопросам:

1. Какие типы поселений существовали у балтов?

2. Что представляли собой их селища?

3. Какие укрепления имели городища?

4. Существовали ли у балтов города?

5. Как строили балты полуземлянки?

6. Какую конструкцию имели их наземные строения?

7. Как отапливалось жилье балтов?

Ученики выполняют задание 5 на с. 136/33 рабочих тетрадей. Далее учитель предлагает шестиклассникам открыть атласы (с. 8) и ознакомиться с рисунком. Дается план, по которому учащиеся опи­сывают этот рисунок:

1. количество строений и хозяйственных построек;

2. материал, из которого они сделаны;

3. конструкция стен и крыш;

4. размещение строений;

5. внешняя ограда селищ.

4. Хозяйство, торговля. Этот материал состоит из двух частей. О хозяйстве рассказывает учитель. После этого ученикам предлагается разрешить учебную проблему путем выполнения практической работы, связанной с систематизацией материала.

Задание 1. Заполнить таблицу на основе ознакомления с материалом п. 4 учебного пособия и сделать вывод.

Хозяйственная деятельность балтов
земледелие животноводство хозяйство

Задание 2. Сделать вывод о том, какое занятие преобладало у балтов и какое природное ископаемое стало предметом их торговли.

В этом учащимся помогут задания 4,6 и 8 на с. 136—137/33—34 ра­бочих тетрадей. При их выполнении от школьников потребуется умение реконструировать процесс получения железа (крицы) в печи-домнице и определить производящий характер хозяйства у древних балтов, о чем свидетельствуют топор и серп. Значит, у балтов существовалоподсечно- огневое земледелие.

С материалом последних трех абзацев п. 4 школьники при наличии учебного времени работают самостоятельно.

Объяснение материала продолжается. Учитель отмечает, что во вто­рой половине 1-го тыс. н. э. на земли, где жили балты, пришли славяне. С приходом славян балтекое наследие не было забыто. Далее учитель перечисляет, что славяне заимствовали у балтов.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Для закрепления материала ученикам можно предложить заполнить приведенную ниже схему.


В конце урока ведется работа с историческим фрагментом о балтах. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные особенности религии древних балтов?

2. Как относились балты к земледелию?

3. Как вы оцениваете уровень развития ремесла у балтов? При ответе сошлитесь на янтарь.

Выполняется задание 7 на с. 136/34 рабочих тетрадей. Ответ школь­ников основывается на свидетельствах рижского историка Тацита, приведенных на с. 42 учебного пособия. Изображение кабана являлось определяющим знаком культа древних балтов.

Ученикам предлагается высказать свое мнение относительно того, удалось ли определить особенности хозяйства балтов путем заполнения таблицы и работы с историческими картами и атласом. Для этого можно использовать следующие вопросы:

1. В чем вы видите пользу исторической карты?

2. Усвоили ли вы правила показа различных объектов на карте?

3. Каким образом вы используете легенду карты?

4. Умеете ли вы комментировать свой показ на карте? Каким образом вы это делаете?

Учитель подводит итоги урока. При необходимости школьникам выставляются отметки за работу.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовительное: повторить п. 1 § 4 в учебном пособии по истории Бела­руси и п. 1 § 15 в учебном пособии по всемирной истории.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

1.Что такое сфрагистика? Назовите наиболее древние памятники восточнославянской сфрагистики.

2.Охарактеризуйте полоцкую архитектурную школу.

3.С какой целью строились замки-кастели?

4.Назовите факторы, которые способствовали развитию культуры барокко на белорусских землях.

5.Как повлияли идеи барокко на развитие изобразительного искусства Беларуси?

6.Почему образование стало двигателем политических идей и культурных изменений в Речи Посполитой 2-й пол. 18 в.?

7.Как события общественной жизни влияют на развитие культуры? Выскажите свое мнение.

8.Что такое эпиграфика? Назовите наиболее древние памятники восточнославянской эпиграфики.

9.Охарактеризуйте гродненскую архитектурную школу.

10.С какой целью строились ратуши?

11.Определите основные черты культуры барокко на территории Беларуси.

12.Охарактеризуйте развитие литературы и книжного дела в ВКЛ в 17-1-й пол. 18 в.

13.Какие направления науки начали развиваться в Беларуси в эпоху Просвещения и почему?

14.Несли ли идеи просветителей угрозу для стран, где царила абсолютная монархия? Обоснуйте свой ответ.

1.Назовите наиболее ранние рукописные произведения восточнославянской письменности в Беларуси.

2.Определите, о чем свидетельствуют памятники эпиграфики и сфрагистики в Беларуси.

3.Охарактеризуйте декоративно-прикладное искусство Беларуси в 9-1-й пол. 13 в.

4.Определите новые явления в развитии архитектуры. Что собой представляла белорусская готика?

5.Назовите и охарактеризуйте факторы, которые определяли развитие белорусской культуры во 2-й пол. 13-н. 16 в. Определите, какие факторы препятствовали развитию белорусской духовной культуры.

6.Определите, в чем заключалось историческое значение появления славянской письменности.

7.Сравните полоцкую и гродненскую архитектурные школы.

8.Назовите факторы, которые влияли на развитие культуры белорусских земель в 9-13 вв.

9.Назовите не менее трех факторов, которые влияли на становление белорусско-литовского летописания.

10.Определите, как развивалось книжное дело на территории Беларуси. Опишите процесс возникновения книгопечатания в ВКЛ.

1.Какие версии существуют у исследователей по вопросу христианизации белорусских земель? Чем можно объяснить факт быстрого распространения христианства на белорусских землях?

2.Какими фактами подтверждается на белорусских землях двоеверия?

3.Почему после Кревской унии православие уступило свои позиции католичеству?

4.Назовите главные результаты Реформации и Контрреформации.

5.Охарактеризуйте деятельность ордена иезуитов в Беларуси.

6.Определите сходство языческого мировоззрения жителей Беларуси и древних индоевропейцев. Какие особенности языческих представлений на белорусских землях можно назвать?

7.Назовите положительные результаты введения христианства?

8.Определите, какую роль играла православная церковь в политике великих князей литовских.

9.Выделите особенности Реформации на белорусских землях.

10.Какое значение события Реформации и Контрреформации имели для становления европейской цивилизации?

1.Назовите формы феодальной ренты.

2.Назовите категории населения в 9-13 вв.

3.Назовите формы феодального землевладения.

4.Какие виды ремесла наиболее успешно развивались в городах в 11-13 вв.?

5.Назовите причины сближения социального положения различных категорий крестьян в течение 2-й пол.16-18 в.

6.Чем были обусловлены основные направления внешней торговли?

7.Охарактеризуйте аграрную реформу сер.16 в. По плану: причины – суть – результаты.

8.Охарактеризуйте пути формирования феодальных отношений.

9.Определите особенности магдебургского права в белорусских городах по сравнению с таким правом в Европе.

10.В 16-18 вв. в Западной Европе развивались капиталистические отношения. Можно ли говорить о развитии капиталистического строя в это время на территории Беларуси? Свое мнение обоснуйте.

11.Назовите изменения, которые произошли в развитии ремесла. Какую роль играли цехи в развитии городов?

12.Охарактеризуйте экономические реформы 2-й пол. 18 в. Как они повлияли на экономическое развитие белорусских земель?

1.Назовите правителей ВКЛ.

2.Назовите причины образования ВКЛ.

3.Чем был обусловлен полиэтнический характер ВКЛ?

4.Назовите меры, которые предпринимались князьями для укрепления обороноспособности ВКЛ во 2-й пол. 13 в.

5.Как осуществлялась централизация страны в 14-н.15 в.?

6.Обозначьте положительные и отрицательные последствия Кревской унии для развития ВКЛ.

8.Определите в правлении Витовта три периода. Дайте им название. Дайте характеристику политике Витовта.

9.Объясните, каким образом реформы способствовали завершению централизации ВКЛ.

10.Какие изменения в государственном управлении произошли в ВКЛ с приходом династии Ягеллонов?

1.Какие свидетельства присутствия балтов на территории Беларуси существуют в исторической науке?

2. Составьте характеристику образа жизни балтов. Назовите причины изменений в их образе жизни.

3. Дайте краткую характеристику славянским союзам племен (кривичи, дреговичи, радимичи).

4. Каковы были взаимоотношения балтов и славян на территории Беларуси?

5. Охарактеризуйте процесс формирования белорусской народности.

6.Назовите основные жанры народного творчества, раскройте его тематику. Используйте знания по белорусской литературе.

7. Докажите, что в 16 в. Завершился процесс формирования белорусской народности.

8.Определите особенности традиционной материальной и духовной культуры белорусов в 14-16 вв.

10. Разъясните взаимосвязь между общественным разделением труда и формированием общих черт хозяйственной деятельности белорусской народности.

Ба́лты, балтийские народы — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом территории современных балтийских государств, Беларуси, Польши (Сувалкия, южная Пруссия) и России (Калининградская область, часть Смоленской, Брянской и некоторых близлежащих областей) и населяющие ныне территорию Прибалтики от Польши и Калиниградской области до Эстонии.

Содержание

Письменные упоминания



Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV вв., соседних племён и государств и ареал балтийских гидронимов



Нынешнее название древних племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Венедского (ныне Балтийского) моря территориях — балты (нем. Balten ) и балтийский язык (нем. baltische Sprache ) как научные термины были предложены в 1845 немецким языковедом Георгом Нессельманом (1811—1881), профессором университета в Кёнигсберге, вместо термина летто-литовцы, название образованно по аналогии с Mare Balticum [1] (белое море).

Историческое расселение

По данным анализа топонимики, а также признакам особенностей материальной культуры, погребальных обычаев и т. п., установленным археологическими исследованиями, в I тысячелетии до н. э. на юге и востоке расселение балтов достигали верховьев Днепра, Оки, бассейнов Березины и Сожа. На востоке территорией проживания балтов были современные Витебская и Могилевская области Белоруссии и Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Орловская области России (днепро-двинская культура, тушемлинская культура, колочинская культура). Также исторически зафиксировано проживание западно-балтского племени голядь в верховьях Оки, в Калужской, Орловской, Тульской и Московской областях (мощинская культура, культура москворецких городищ).

С конца I тысячелетия начались процессы славянизации западных балтов. Существуют письменные свидетельства, подтверждающие, что ещё в начале XVI века некоторое население современной западной части Белоруссии говорило на западно-балтских языках. В середине II тысячелетия западные балты, проживающие на территории захваченной Тевтонским орденом, подвергались активной германизации (прусы). В настоящее время западные балты, проживающие теперь на территории Польши, славянизированы (и стали частью польского этноса — мазуры, прусы). Отличительной особенностью польского и белорусского языков (от других славянских) является значительное количество (около 25%) западно-балтской и литовской лексики, а также доставшееся в наследство от балтов произношение (дзеканье), аналогичное у литовцев - дзуков.

Деление


Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Границы некоторых государств показаны начиная с VII века

В IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь,) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва) причём считается, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов, а голядь — русских, часть западных балтов вошли в состав польского этноса — пруссы, мазуры, ятвяги, а восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селоны, латгалы), с другой.

Часть балтийских племен была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов (символ немецкого национализма — Пруссия получила своё название от уничтоженного немцами балтского народа пруссов), часть ассимилировалась к концу XVI — середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов (например, мазуры в этногенезе поляков).

Современными балтскими народами являются литовцы и латыши.

По новейшим данным доля финского субстрата у латышей (доля финно-угорских предков по мужской линии в этногенезе колеблется в пределах 38%-42% ) весьма значительна, несколько выше, чем у соседнего финского народа эстонцев (34%).

По материнской линии (митохондриальная ДНК) существенных различий не наблюдается. [2]

Кривичи


Вятичи и радимичи

Считается, что балты приняли участие в этногенезе вятичей и радимичей. Об этом говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII веков. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов. Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодействие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах. [3]

Читайте также: