Какие существуют пути усвоения правовой культуры в процессе социализации личности

Обновлено: 28.06.2024

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности — процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого “отесывающего” формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.
Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и “символическую социализацию”.

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовая социализация — это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и “овнутрение” таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом этого процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.

Правовой идеализм.
Правово́й идеали́зм — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Правовой идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, однако обе эти категории имеют сходные по содержанию последствия негативного характера. Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности — процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого “отесывающего” формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.
Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и “символическую социализацию”.

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовая социализация — это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и “овнутрение” таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом этого процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.

Правовой идеализм.
Правово́й идеали́зм — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Правовой идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, однако обе эти категории имеют сходные по содержанию последствия негативного характера. Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


В настоящее время социализация личности означает осознание человеком (гражданином) своей социальной роли, места в социальной структуре, общества, выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социальные отношения, наполнение их личностным содержанием.

Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками (педагогическая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), участвовали в управлении государством (политическая социализация) и т.д.

Смысл же правовой социализации личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности.

Применительно к личности юриста правовая социализация выступает в качестве адаптационного процесса, в рамках которого он воспринимает специфику профессиональной деятельности с точки зрения ее юридического содержания, вырабатывает познавательное, эмоционально-оценочное и поведенческое отношение к ней и таким

образом формирует внешнюю и внутреннюю готовность к выполнению своих функциональных обязанностей.

Как правило, выделяют три основных пути правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыт, символическая социализация.

Социализация посредством научения основывается на приобретении знаний и усвоении тех моральных и правовых норм, которые прививают уважение к известным правилам политической и правовой системы и социальным ролям.

В этот процесс включаются нравственные, политические и правовые нормы, знание общественных и политических институтов, механизмов их функционирования и т.п.

Социализация посредством приобретения личного опыта представляет собой продукт собственного социального, политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять, человек усваивает многообразные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.

Символическая социализация — не менее существенный канал воздействия на сознание и поведение личности. Суть ее состоит в том, что личность вырабатывает свою систему значений понятий не на основе прямого включения в социальную, политическую и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.

Общепризнан факт, что психическое развитие отдельной личности представляет собой социальный процесс. С рождением человек вступает в мир ценностей, поддерживаемых и охраняемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабильность общественной системы. Усвоение индивидом моральных и правовых ценностей, норм и стандартов поведения осуществляется на протяжении всей его жизни и идет в русле процесса его социализации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с самого раннего возраста из различных источников: от близких ему людей, учителей, из литературы, средств массовой информации и др. В различных ролевых ситуациях он усваивает знания о требованиях норм права, приобретает навыки и умение должного, социального одобряемого поведения. По мере взросления с повышением уровня ролей пополняются и его знания в области права и морали. Наряду со стихийным характером их приобретения, усвоения действующих в обществе ценностей и норм ведущую роль начинает играть целенаправленное нравственно-правовое воспитание.

Социальные нормы являются необходимой составной частью любой сферы социализации личности. Будучи объективной реальностью, они ориентируют личность в сложных процессах социальной жизни, нацеливают ее на избрание социально-одобряемого поведения и деятельности. Процесс их присвоения личностью, называемый интериоризацией, содержит в себе несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценку норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности действовать в соответствии с требованиями норм).

Процесс социализации личности можно разделить на три этапа: становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная ступень — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии; восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формируются качества гражданина; третий этап имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т.е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности

Задача правовой психологии — учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами - все это называется процессом правовой социализации.

Процесс правовой социализации включает в себя, 1.усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; 2.изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; 3.обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести. за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации: 1.предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения; 2.традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения; 3.рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Сознание – поток чувственных и умственных образов окружающего мира, создающих внутренний опыт человека и определяющий его действия и социализацию.

Характеристики, определяющие сознание: 1.Интенциональность – направленность на предметное сознание не может быть беспредметно. 2.Активность сознания – сознание всегда направлено на более значимые предметы. 3.Мотивационно-ценностный характер сознания – у каждого решения есть свои причины, обусловленные определенными ценностями). 4.Способность сознания к рефлексии – способность самонаблюдения, сравнивать, анализировать своё поведение. 5.Степень ясности – определяет границы сознания.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:1.интеллектуальный(познавательный) - характеризуется суммой правовых знаний и умений, 2.оценочный(эмоциональн.) - оценочными суждениями и отношением к нормам права, 3.поведенческий(эмоционально-волевой) - предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Связь правосознания и социализации: 1.Зависимость пр.сознания от жизненного опыта человека, его жизненной практики; 2.Пр.сознание мотивирует поведение человека;

Факторы, формирующие основу правосознания: 1.семья - в первую очередь усваиваются нравственно-правовые ценности и ориентация, носителем которых являются члены семьи; 2.соц.институт (школа) – знакомят личность с определенными законами, традициями общества, которым человек должен подчиняться вне зависимости от своего желания. 3.Общение со сверстниками.

28.Психология осмотра места происшествия (ОМП).

ОМП-процесс собирания инф-ии о происшедшем прест-нии на месте его соверш. посредством активного,целенаправ. восприятия,анализа и синтеза полученной инф-ии для раскрытия прест-ния.

Мыслит. деят-сть след-ля при ОМП-не только фиксация фактов настоящего,но и построение мысленной модели происшедшего события.При осмотре след-ль сталкивается с большим объемом инф-ии,кот. не вся необходима для построения мысленной модели прест-ния. Следственн. осмотр с т.зр. психологии явл. в больш-ве случаев действием,кот. хар-тся высокой степенью неопредел-сти путей, необх-х элем-ов познания.

Воображению принадл. больш. роль в мыслит. деят-сти след-ля при раскрытии прест-ний.С его помощью он воссоздает картину прошлого,основываясь на восприятии реальных фактов действит-сти.Особенно высок удельный вес вообр-я в творч. работе след-ля над раскрытием убийств-прест-ний,совершенных очень часто без очевидцев,кот. могли бы дать более или менее реальную картину события.Инф-ия,подлежащая выявлению и отбору при осмотре,хар-тся исключит. динам-стью и вместе с тем неповторимостью.

Обилие поступающей при осмотре инф-ии,сложность задач,кот. необх-мо решать след-лю,зачастую приводят к тому,что он не м. довести до конца на месте осмотра всю необх-ую работу по осмысливанию инф-ии.Это вызывает необх-сть фиксировать ее с помощью научно-технических средств. Успешность ОМП во многом зависит от организаторской деят-сти след-ля.Ему необх-мо обеспечить психолог. подготовку привлеченных к осмотру спец-ов и понятых;важно активизировать мыслит. деят-сть привлеченных к осмотру лиц,обеспечить проявление ими инициативы в пределах их ф-ий и их компет-сти.Залогом успешности проведения ОМП явл. и такие кач-ва след-ля,как наблюд-сть,вним-сть,терпел-сть,также от след-ля требуется умение не только концентр-ть вним.,но и распределять его, поскольку из разных источников поступает многообразная информация.

Cущ-ют также т.н. негат. обст-ва – обст-ва,противоречащие представлению об обычном для подобной ситуации ходе вещей. Особенную ценность они представл. при разоблач. инсценировок прест-ний,кот. имеют место в том случае, когда лицо,заинтерес. в определ. исходе следствия,искусственно создает обстановку,не соответствующую фактически происшедшему на этом месте событию.

Преступная инсценировка – это способ введения в заблуждение;демонстрация ложной очевидности;рефлексивная игра со след-лем;иллюзия,сформир-нная для след-ля;форма преступн. риска;система порождения негат. обст-ств,сопровождающих инсценированное действие;навязываемая след-лю версия прест-ка;преобразование следов происшествия;психолог. ловушка для след-ля; аффект в следах (если инсценированное действие не подготовлено заранее).

Инсценировка м. помочь прест-ку: скрыть факт совершения прест-ния; скрыть одно прест-ние, продемонстрировав др.; подготовить прест-ние инсценировкой; представить непреступное действие преступным;фальсифицировать отдельные доказ-ства и пустить следствие по ложному пути.

Инсценир-ку места происшествия м. распознать по след. общим чертам:демонстративный хар-р признаков события на месте происш.;наличие призн. различных прест-ний;сокрытие отдельных призн. на месте происш.; несоотв-вие призн. на месте происш. механизму подлинного происш.; противоречия в обст-вах происш.;негат. обст-ва.

Частным признаком инсценир-ки служит то,что место происш. являет собой чересчур яркую картину того или иного события. Стараясь навязать след-лю нужное объяснение,прест-к стремится обставить место происш. с наибольшей убедит-стью.При этом нередко утрачив. чувство меры.В результ. при осмотре обнаружив. неоправданные разрушения,чрезмерно выраженный хар-р следов.

Одной из задач ОМП явл. получение сведений о личности потерп-го и в первую очередь – прест-ка.

Оставленные на месте преступл. следы,а также хар-р наносимых жертве поврежд. позволяют след-лю с высокой степенью вероятности определить пол прест-ка;представл. о возрасте прест-ка,о его професс. ур-не м. составить по сп-бу совершения прест-ния,по предмету посягат-ва.По действиям прест-ка м. судить о его психич. состоянии.

Выбор прест-ком места и времени совершения прест-ния свидетельствует о том, насколько оно было подготовлено, предусматривались ли возможности сокрытия следов.

Чтобы ОМП проходил в творческой благоприятной атмосфере, целесообразно использовать портативный магнитофон и черновые наброски схем и планов, чтобы после осмотра можно было логически составить протокол, по которому можно было бы логически воссоздать картину места происшествия и провести реконструкцию обстановки.

Правовая социализация играет важнейшую роль в процессах становления правового сознания, правового поведения личности.

Подходы к пониманию сущности правовой социализации в современной научной литературе

В наиболее общем виде правовая социализация представляет собой выработку у личности системы представлений о собственном месте и собственной роли в обществе.

Правовая социализация – неотъемлемый компонент единого процесса социализации, усвоения норм, идей, ценностей, правил поведения, стереотипов понимания личностью.

В процессе правовой социализации осуществляется саморазвитие индивидуума, формирование способностей к нормативному осознанию, поведению, ограничению собственного произвола, другими словами, реализуется моральное развитие.

Стадии правовой социализации

Процесс правовой социализации осуществляется поэтапно, включая следующие стадии:

  1. Преконвенциональные, доморальный уровень, на котором личность выполняет требования окружающих просто из послушания, стремясь избежать возможного наказания или получить награду, обещанную родителями. Огромное значение для данного этапа правового воспитания имеет авторитет родителей;
  2. Конвенциональный уровень, на котором осуществляется формирование нравственного сознания, формирование собственных, не заимствованных, представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о моральном и аморальном. На данном этапе у личности появляется чувство стыда;
  3. Уровень автономной морали, на котором личность способна осознавать, что является хорошим или плохим в каждой конкретной ситуации.

Следует отметить, что в процессе эффективного правового воспитания достижение первых двух стадий доступно практически всем, протекание первых двух этапов, как правило, осуществляется в детском и подростковом возрасте. Достижение же третьей стадии осуществляется на протяжении всей жизни личности, причем, остается недоступным многим взрослым людям.

Готовые работы на аналогичную тему

Переход от одной стадии к другой осуществляется в процессе целенаправленного (в образовательном учреждении) или стихийного (в семье, ближайшей социально-природной среде) правового воспитания.

Правовое воспитание как основа успешной социализации личности

Наиболее интенсивно процессы социализации протекают в детстве, что обуславливает высокую актуальность реализации целенаправленного правового воспитания именно в этом возрасте. Первым инструментом социализации личности выступает семья – базовый социальный институт государства и наиболее влиятельный агент первичной социализации.

По своей сути, семья представляет собой первичное и самое близкое социально-природное окружение ребенка, одновременно, она успешно функционирует в обществе, вписывается в культурно-социальный, экономико-политический контекст, в той или иной степени отражая его ценности, в том числе, - и правовые.

Семья дает ребенку имя, социальное положение родителей в первые годы жизни определяет социальный статус ребенка; профессия родителей определяет культурный уровень ребенка. Таким образом, переоценить значение семьи в процессах социализации невозможно.

В функции семьи по отношению к ребенку входят:

  • защита о его физическом и нравственном здоровье,
  • удовлетворение насущных потребностей,
  • ознакомление с правилами поведения в семье и обществе, социальными ролями и социальными стереотипами и пр.

Одновременно семья может стать институтом, который может принести наибольший вред ребенку в процессах социализации. Низкое социальное положение, конфликты, раздоры, негативные социальные явления, включая алкоголизм родителей, отсутствие одного из родителей – все это накладывает неизгладимый отпечаток на формирование характера, мировоззрения, социального поведения ребенка.

Таким образом, на современном этапе общественного развития правовая социализация становится одной из наиболее острых, актуальных проблем государства и социума. Приоритетная роль в процессе морального, правового развития ребенка отводится семье, что актуализирует проблемы преодоления негативных явлений в семье.

Читайте также: