Какие существуют формы политического участия граждан примеры

Обновлено: 29.04.2024

Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.

Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.

Теории политического участия

Политическое поведение - деятельность субъектов политики, которая имеет за собою мотивы, которые напрямую влияют на взаимодействие политических субъектов.

Уровни и типы политического участия

  1. Реакция, выражена в негативном или положительном отклике, исходящая от деятельности политической системы и её элементов (институты, система, объекты и т.д.), которые не взаимосвязаны с деятельностью человека, где индивид принимает редкие участие.
  2. Деятельность, выраженная в процессе передачи полномочий подчинённым: выборы, референдум и т.д.
  3. Принятие участия в деятельности общественных организаций, имеющих политическую направленность: профсоюз, политические и общественные партии и т.д.
  4. Выполнение приписанных политических функций в политических институтах, в том числе СМИ.
  5. Деятельность, направленная на политический, идеологический и профессиональный контроль.
  6. Организация специализированных мероприятий, носящих внеинституциональный характер, где акцент ставится на перестройку господствующей политической системе.

Типология политического поведения

Типология политического поведения

Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.

В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).

По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).

Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).

К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.

Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).

Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.

Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.

Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.

Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.

Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.

Степень эффективности развития политической системы, сущность общества в значительной мере зависит от уровня политической активности граждан, от того, насколько глубоко они осознают собственные интересы, а также от их желания реализовать возможности, обеспечиваемые различными вариантами политического участия.

Политическое участие

Степень потенциального участия может быть определена существующими политическими правами, реализация которых способствует разделению граждан на две группы:

  1. Политическая элита — та часть общества, которая сделала политику своим основным занятием, профессией;
  2. Рядовые граждане — часть общества, которая добровольно включается в политическую жизнь, проявив при этом активность, стремясь оказать влияние на государственную власть.

Учёные расходятся во мнениях, считать политическое участие деятельностью обеих упомянутых групп или только одной (рядовых граждан).

Среди основных функций политического участия следует выделить включение личности в систему властных отношений. Кроме того, посредством политического участия реализуется стремление индивида стать частью разнообразных форм, которые могут обеспечить жизнедеятельность и повлиять на индивидуальное развитие.

Политическое участие может быть непосредственным (или прямым) и опосредованным (или представительным). Основные формы проявления прямого участия:

  • голосование на выборах и референдумах;
  • встречи с политиками;
  • работа в политических партиях.

Реализация опосредованного участия осуществляется с помощью выбранных представителей (от партий либо от любых заинтересованных групп), которые получают определённые полномочия для принятия конкретных решений.

Упомянутым видам (формам) политического участия во многом соответствуют и некоторые политические роли: члена партии, избирателя и т. д. Как правило, политическое участие подразумевает конкретное действие. Причём участие должно основываться исключительно на добровольных началах и не может превращаться в обязанность (как, например, служба в армии или плата налогов). Не менее важным является действительность участия — наличие реальной альтернативы, выбора.

Существует несколько типов политического участия граждан. Участие граждан, которое является добровольным и свободным и преследует собственные личные или же групповые интересы, называется автономным. Участие, имеющее принудительный характер, называется мобилизованным. Мобилизованное участие не исключает возможности использования морального или финансового стимулирования. Основными формами подобного стимулирования можно считать премии или же предоставление отгулов. Мобилизованное участие характерно для тоталитарных и авторитарных политических режимов, в то время как автономное — для демократических режимов.

Кардинально противоположным политическому участию действием можно назвать безразличие и полное отсутствие интереса к политике, даже демонстративное неучастие — абсентеизм.

Какие же причины провоцируют подобное явление? В первую очередь — полнейшая апатия к проявлениям политической жизни. Зачастую основным мотивом является нежелание отвлекаться от собственных дел в пользу государства. Это характерно для развитых демократических стран, поскольку их граждане полностью уверены в своём будущем за счёт сохранения определённой стабильности.

Не менее важной причиной выступает разочарование граждан вследствие потери доверия к претендующим на власть политическим организациям и кандидатам. Подобная ситуация происходит при понижении уровня жизни, в ситуациях, когда проводимые реформы не обеспечивают быстрых результатов. Существенным элементом, обеспечивающим потерю доверия, следует назвать коррупцию во власти, чрезмерные злоупотребления чиновников. Проводимые в стране выборы приводят лишь к смене персоналий во властных структурах и не дают качественных изменений.

Ещё одной существенной причиной абсентеизма является неспособность граждан сделать качественный выбор. Это порождает неуверенность и желание избежать политического участия. Для преодоления абсентеизма такого рода необходимо обладание конкретными знаниями и умениями, которые связаны с избирательным процессом.

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Данила Спартак

Анастасия Вольнова

Энже Хаертдинова

Анастасия Вольнова

Римма Носова

Павел Мингалеев

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
1. Выборы (граждане страны У избрали себе нового президента, так как старый не исполнял свои обязанности должным образом)
.
.
2. Референдум ( граждане страны Я провели всеобщее голосование по принятию новой конституции)
.
.
3. Граждане страны Ю отправили петицию президенту с просьбой отменить налог на мытье в банях в праздничные дни

Энже Хаертдинова

Этери Хабурзания

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
1. Референдум ( присоединение Крыма к территориям РФ)
2. Президентские выборы ( каждые 6 лет в стране проводятся выборы)
3. Массовые акции, митинги, демонстрации

Римма Носова

Анастасия Шахова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Это сложно, но я попробую.
1) Референдум (всенародное голосование граждан)
2) Участие в митингах и демонстрациях.
3) Гражданин вправе создать свою политическую партию.

Римма Носова

Ульяна Семенова

1)референдум(вхождение Крыма в состав РФ)
2) акции протеста (Молдавия)
3) выборы президента (в США октябрь 2016)

Ульяна Семенова

Мария Белянина

Мария Малова


Мария Малова

Римма Носова

Ульяна Семенова

Мария Малова


Мария Малова ответила Санжару

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
Способы политического участия граждан:
1) участие в выборах (пример: гражданин М. участвует в выборах городского парламента в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право);
2) обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин М. принял участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям);
3) членство в политических организациях (пример: гражданин М. вступил в ряды членов консервативной партии).

Неотъемлемым признаком развитого правового общества является право на участие граждан в политической жизни (политическое участие). Оно гарантирует каждому человеку возможность выражать свое мнение, влиять на процесс принятия важных государственных решений.

О специфике политического участия в демократическом государстве


Такое участие в демократическом обществе является свободным и представляет собой средство:

  • выражения гражданами чувства долга перед государством;
  • достижения собственных целей;
  • реализации потребности самовыражения.

Участие граждан в общественно-политической жизни обеспечивается государством. Оно предоставляет населению различные правовые нормы и процедуры, равномерно распределяет ресурсы (денежные средства, доступ к СМИ, образование и т. д.). В демократическом обществе допускаются (в определенных рамках) такие формы выражения протеста, как демонстрации, петиции, митинги, забастовки и т. д.


Чем отличается политическое участие при тоталитарном строе

В тоталитарном государстве жизнь людей полностью подчинена его контролю. Власти мобилизуют население для участия в политической жизни для создания видимости его активности. Но мнение и желание граждан при этом совершенно не учитываются.

При тоталитарном режиме влияние общества на власть ограничено до минимума. Нередко оно является просто номинальным. Участие граждан в жизни страны обусловлено потребностями государственной власти. Оно является, в первую очередь, одним из средств контроля государства над массой.

Тоталитарный режим, в котором жестко подавляется любое несогласие, нередко приводит к таким мощным формам гражданского протеста, как бунт и революция.

Тоталитарный строй представляет собой один из пережитков прошлого. Чаще тоталитарными бывают малоразвитые государства. В качестве исключения можно назвать Японию – страну с азиатским типом правления и высокоразвитой культурой.

Благодаря сложившимся многовековым традициям большую часть граждан в этой стране все устраивает. Тоталитарный режим для них настолько привычен, что практически не отличается от демократического и ни в чем не вызывает нареканий.

Почему демократию считают признаком прогрессивного общества

Демократический строй является более устойчивым, чем тоталитарный. Сдерживаемое недовольство в обществе, характерное для тоталитарного строя, опасно тем, что оно в определенный момент может вылиться в революцию.

В демократическом государстве властью поддерживается образ дружественного отношения к гражданам, предоставляется равномерное для всех распределение средств к существованию, возможности для саморазвития и самореализации, свобода самовыражения и т. д.

Помимо того, власть выражает внимание к проблемам граждан и заботится об их здоровье. Этим преодолевается недоверие к власти, обеспечивается максимальный учет интересов населения, а также участие большого количества граждан в общественно-политической жизни общества.

Преимущества непосредственной демократии

Участием граждан в политике обеспечивается также эффективность контроля за должностными лицами и предотвращение злоупотреблений с их стороны.

Характерные черты деятельности

Политологами Милбрэтом и Гоэлем на основе анализа политического участия выделены три типа граждан, которые, будучи вовлеченными в этот процесс, отличаются по характеру своей деятельности. Так, ученые назвали:

Политологами Вербой и Наем в последнюю категорию включены также участники голосования на выборах, общественники, те кто работает в предвыборных штабах и контактирует с политическими лидерами.

Немецким социологом Максом Вебером создана собственная классификация участников политической деятельности. Он назвал:

Польским ученым Е. Вятром составлена классификация участников общественной жизни, основанная на таких характеристиках, как заинтересованность в политике, осведомленность и степень вовлеченности. Участников процесса он разделил на 5 категорий:


Бьорн М. Олсен принципиально по-иному разделил участников политического процесса. Исландский ученый считал главным в их деятельности отношение к власти. Роли участников им распределены между:

  • лидерами, обладающими доступом к широкой власти;
  • активистами, обладающими ею в отдельных узких сегментах;
  • большинством граждан, использующих власть коллективно, посредством участия в выборах;
  • маргиналами, не принимающими участия в распределении доступа к власти.

Основные формы участия

В соответствии с характером действий выделяются такие виды участия:

  1. Традиционные – действия, обусловленные существующими политическими институтами (участие в референдумах, выборах, демонстрациях, митингах и т. п., обращения граждан к органам власти и др.).
  2. Нетрадиционные – нетипичные и необычные действия (организованное молчание, сидячие забастовки, политическое граффити и т. д.).
  3. Автономные. Свободная добровольная деятельность индивида, вызванную его желанием принять участие в жизни страны.
  4. Мобилизационные. Действия принудительного характера. Как правило, инициируются правящей группировкой с целью поддержки существующей системы. В таком участии не предусмотрено выражение личного мнения индивидов или групп. Создается ложное представление о положении дел в стране, необходимое власти.
  5. Активные.
  6. Пассивные.

Активное участие предполагает вовлеченность в следующие мероприятия:

  1. Выборы президента.
  2. Массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, координация масс, недовольных действиями правительства). В качестве примера можно привести парижскую забастовку работников завода Continental, требующих пересмотра решения о его закрытии.
  3. Одиночные акции, достаточно заметные и имеющие вес Интересной формой политического участия стал поступок иракского журналиста, кинувшего ботинком в Дж. Буша. Так журналист выразил свое несогласие с проводимой США политикой по отношению к его стране.
  4. Управление государством, формирование законодательства.
  5. Опросы граждан.
  6. Составление обращений и жалоб в вышестоящие структуры от имени отдельных граждан или групп.
  7. Лоббистскую деятельность – продвижение объекта (закона или депутата). Предусматривает личную (денежную) заинтересованность, используются законные и незаконные способы достижения цели.
  8. Сетевое продвижение – использование блогов, электронных газет и других интернет-ресурсов. Например, в ходе украинско-российского конфликта, вопреки официальным утверждениям, низы не высказывали в сетях однозначно отрицательного отношения к противной стороне, а, напротив, преимущественно призывали к дружбе и взаимопониманию между народами, независимо от распрей между правительствами обеих стран.

Пассивный вид предполагает:

  • социальную апатию (недоверие граждан к властям, неучастие в выборах);
  • отказ от участия в социальных мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях);
  • отказ от совершения каких-либо поступков как демонстрацию недовольства определенными действиями властей (например, отказ получать зарплату, размер которой кажется индивиду слишком незначительным).

Виды и формы участия граждан в политической жизни

О формах участия граждан в политической жизни РФ

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Право граждан РФ на участие в политической жизни страны закреплено Конституцией (ст. 32). В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции, высшей формой непосредственного выражения власти народа являются свободные выборы и референдум.

Дееспособные граждане (совершеннолетние) вправе самостоятельно или через посредников (представителей) участвовать в выборах, внося свой вклад в решение важных для страны вопросов (активное избирательное право).

При этом исключается любая дискриминация (по расовому, национальному, половому, возрастному, общественному и другим признакам). Избирательное право в РФ – всеобщее, равное и тайное (одному избирателю дается право тайной подачи только одного голоса).

Быть избранным (пассивное избирательное право) граждане могут:

  • c 18 лет – на должность депутата городского совета;
  • с 21 года – депутатом Госдумы, а также городского головы;
  • с 30 лет – в качестве высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1, ч. 4 ст.4 ФЗ 67-ФЗ);
  • с 35 лет – Президентом РФ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003).


Кроме того, граждане могут участвовать:

  1. В референдуме – голосовании по наиболее важным государственным и общественным вопросам (общефедеральном, региональном и местном). По закону РФ, правом такого участия наделяются лица с 18 лет.
  2. В общественном контроле (ч. 1 ст. 3 ФЗ № 212-ФЗ) – деятельности, осуществляемой с целью наблюдения за органами государственной власти, местного самоуправления, наделенными определенными публичными полномочиями. Целью контроля является также общественная проверка, анализ и общественная оценка принимаемых ими решений.
  3. В публичных мероприятиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ) открытых, мирных, доступных каждому (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях) с целью свободного выражения, формирования мнений, выдвижения требований по различным политическим, экономическим и др. вопросам. Такие мероприятия могут проводиться депутатами (встречи с избирателями) с целью информирования их о своей деятельности. По закону в роли организатора пикетирований, шествий, демонстраций могут вступать граждане РФ, достигшие 18 лет, собраний и митингов – 16 лет.
  4. В публичных слушаниях, сходах с целью формирования и выражения правотворческих инициатив (ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ).
  5. В митингах и демонстрациях, с целью выражения протеста или призыва к чему-либо (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ). При этом закон запрещает проведение выступлений, носящих экстремистский, противоправный характер, нарушающих общественный порядок.

Помимо этого, граждане вправе вмешиваться в политическую жизнь страны следующим образом:

  1. Создавать политические партии и участвовать в их деятельности (право регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ). Членами партии могут быть люди, достигшие 18 лет (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ). Лишены такого права иностранцы, лица, не имеющие гражданства, а также недееспособные.
  2. Создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ).
  3. Занимать должности на государственной службе.
  4. Обращаться с заявлениями в органы власти.

О факторах, стимулирующих политическую активность

Степень вовлеченности граждан в политику и общественную жизнь зависит от различных факторов:

  1. Социально-экономического статуса (наиболее эффективного). Определяется профессией, уровнем образования, дохода. Чем ниже социальный статус, тем вероятнее негативный настрой граждан по отношению к системе.
  2. Возраста. По данным социологических исследований, пик гражданской активности приходится на середину жизни, затем она идет к затуханию.
  3. Пола. Женщинам свойственна меньшая склонность участию в делах страны, нежели мужчинам. Это обусловлено создавшимися патриархальными представлениями о ролях в обществе: мужчина – лидер, женщина – жена, мать, большую часть жизни посвящающая не собственным интересам, а заботам о семье и детях, практически лишенная возможности раскрыть свой личностный потенциал.
  4. Мотивации граждан.

Участие граждан в политической жизни

Какие факторы снижают активность граждан

По ряду причин политическая активность населения может снижаться. К важнейшим из них социологи относят демократизацию общества, способствующую усилению прозрачности жизни и деятельности представителей элиты.

Негативизм в оценке открытой для народа жизни политиков высокого ранга переходит на всю политическую сферу и заставляет граждан дистанцироваться от нее.

Еще одна причина – излишняя бюрократизация аппарата власти. Многоуровневой системой сдержек политических инициатив, регуляцией чиновниками общественной жизни формируется ее инертность, участие в ней граждан лишается смысла.

О мотивах

К наиболее распространенным мотивам гражданского участия в политической жизни относят:

  1. Интерес к политике как сфере деятельности.
  2. Стремление к познанию мира вокруг себя, при котором политическую систему рассматривают как одно из средств.
  3. Стремление повысить собственный статус.
  4. Желание добиться власти над людьми.
  5. Желание повысить свой материальный уровень.
  6. Соответствие традиционным семейным установкам.
  7. Совпадение жизненных ценностей с идеологией системы.
  8. Ложные мотивы (пропаганда).

В ходе развития общества значение участия граждан в его жизни возрастает. Государства, партии и политические движения не жалеют средств на спонсирование выборов, демонстраций, акций протеста. При правильном подходе государство использует политическую активность граждан в качестве рычага своей деятельности, а граждане, принимая активное участие в общественно-политической жизни, получают определенные выгоды от властей.

Доводилось ли вам принимать участие в политической жизни – выборах, референдуме, демонстрациях и т. д.? К какому типу граждан вы себя относите? Какой вид политического участия считаете самым эффективным? Оставьте ваши комментарии, поделитесь статьей с друзьями, сохраните ее в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

участие гражданина в политической жизни

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

каковы возможности участия граждан в политической жизни

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

какие возможности участия граждан в политической жизни

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

участие граждан в политической жизни выборы референдумы

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

возможность участия граждан в политической жизни

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

участие граждан в политической жизни государства

Направленность действий

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

формы участия граждан в политической жизни

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Читайте также: