Какие средства не являются необходимыми для обеспечения оснащения современного процесса обучения

Обновлено: 07.07.2024

Под средствами обучения понимают материальные или идеальные объекты, которые используются учителем или учениками для усвоения знаний. Объект средства обучения не зависит от учебного процесса, а может участвовать либо в качестве предмета усвоения, либо выполнять какую–нибудь другую функцию.

Объекты, выступающие в качестве средств обучения, можно классифицировать:

– по свойствам этих объектов;

– по их влиянию на качество знаний;

– по субъектам, на которые направлена их деятельность;

– по их эффективности в учебном процессе;

– по их влиянию на развитие способностей.

Средства обучения могут быть как материальными, так и идеальными. Под материальными объектами понимаются материальные предметы, которые воздействуют на органы чувств учеников и облегчают процесс прямого и косвенного восприятия знаний. К материальным объектам относятся учебники, макеты, пособия, таблицы, учебно–технические средства, помещение, мебель, различные средства наглядности, учебное и лабораторное оборудование, оборудование учебного кабинета, расписание занятий.

К идеальным объектам относятся те ранее усвоенные навыки и знания, которые помогают учителю и ученикам в восприятии новых знаний. Это разного рода словесные, символьные и модельные объекты, которые становятся заменителями материальных объектов. Кроме того, к идеальным объектам можно отнести средства духовной культуры, социальный опыт, ранее усвоенные знания, которые также используются в процессе обучения.

Русский психолог Л. С. Выготский относил к идеальным объектам условные обозначения, речь, письмо, чертежи, схемы, произведения искусства, диаграммы, мнемотехнологические приспособления для понимания. К идеальным объектам относятся также опорные конспекты и опорные сигналы.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: идеальные объекты служат орудием освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

Есть две формы идеальных средств, которые помогают учителю и ученикам эффективнее пользоваться ими. Первая из этих форм – вербализованная, состоящая в речевом изложении средств рассуждения, доказательства, анализа. Вторая форма – материализованная. Она представляет идеальные средства в виде абстрактных символов, таких как графики, чертежи, таблицы, условные обозначения, схемы, диаграммы, коды. В процессе обучения многие учителя разрабатывают свои материализованные средства, помогающие лучшему усвоению знаний. Такие средства оказывают положительное влияние на мотивацию, умственное развитие, успешность обучения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. В ходе учебного процесса идеальные средства отталкиваются от материальных предметов и через внешние органы восприятия переходят к мышлению.

Очень важно в процессе обучения использование символов и знаков. Они являются показателем развития мышления у учащихся. С их помощью ученик мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, и так происходит процесс познания. Через знаки осуществляется и материализация мыслительных процессов и образов.

Итак, и материальные, и идеальные средства обучения, дополняя друг друга, влияют на качество знаний учащихся. Этот процесс имеет несколько сторон. Так, материальные средства связаны прежде всего с возбуждением интереса и внимания, усвоением существенно новых знаний, осуществлением практических действий. А идеальные средства связаны с пониманием материала, запоминанием, логикой рассуждений, развитием интеллекта, культурой речи.

Материальные и идеальные средства часто выступают в совокупности друг с другом, на основании разных личных качеств индивида. Процесс освоения знаний с помощью материальных и идеальных средств происходит следующим образом. Сначала учитель и ученики используют идеальные средства в процессе общения как символическое обозначение предметов. При этом учитель использует материализованные средства и с их помощью влияет на сознание учащихся, чтобы они лучше понимали материал. Далее учащиеся таким же образом продолжают пользоваться материализованными средствами, осуществляют совместную учебную деятельность, общение, объяснение и взаимопомощь. Благодаря этому материализованные средства становятся еще и вербализованными. После этого происходит самостоятельная познавательная деятельность, в ходе которой речь учащегося сокращается, автоматизируется и превращается в мысль.

Средства обучения становятся наиболее эффективными, если они выступают в сочетании с методами обучения. Чаще всего средства обучения используются в сочетании с различными методами. А бывает и наоборот, когда для использования одного метода обучения подбирают несколько соответствующих средств. Такое сочетание методов и средств обучения позволяет обеспечить реализацию принципа наглядности и содействует повышению эффективности учебного процесса.

А теперь перечислим функции, которые выполняют средства обучения.

1. Формирующая функция. Она состоит в том, что средства обучения развивают у учащихся познавательные способности, их эмоциональную сферу, чувства и волю.

2. Познавательная функция. Ее особенность состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности. К таким средствам относятся, к примеру, телескоп, микроскоп, которые позволяют видеть предметы невооруженным глазом.

3. Дидактическая функция. Ее сущность состоит в том, что средства обучения становятся важными источниками знаний и умений. Они значительно облегчают проверку и закрепление пройденного материала, активизируют познавательную деятельность.

Все эти три функции невозможно отделить друг от друга, потому что они все очень переплетены и в учебном процессе выступают как единый нечленимый элемент. Если хоть одну функцию убрать, то это единство нарушится, что приведет к менее эффективному усвоению знаний.

Учитель сам делает выбор средств обучения, исходя в первую очередь из своих вкусов, задач урока, содержания учебного материала, применяемых методов. Но в то же время каждому учителю, особенно начинающему, надо помнить о том, что перегрузка урока разнообразными средствами обучения может привести к снижению эффективности учебного процесса, поскольку внимание учащихся рассеивается и они не могут сконцентрировать его на главном, отвлекаются на второстепенные детали. Чтобы этого не произошло, учитель должен заранее продумать свой урок, решить, какое средство обучения является основным, чтобы именно на нем сконцентрировать внимание учеников.

Средства обучения можно также классифицировать по субъекту, на которого направлена их деятельность. В этом случае средства обучения разделяются на средства преподавания и собственно учения. Например, к средствам преподавания относится оборудование демонстрационного эксперимента, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Из этого нетрудно сделать вывод, что средствами преподавания пользуются учителя, а средствами учения – ученики. Но некоторые средства могут использоваться и в преподавании, и в учении.

При помощи средств преподавания учитель имеет возможность осуществлять свою информационную и управляющую функции. Средства преподавания делают материал более доступным для понимания, улучшают его наглядность, обеспечивают более точную информацию об изучаемом предмете, возбуждают и поддерживают интерес учеников, способствуют возникновению желания к самостоятельной работе. В свою очередь средства преподавания можно разделить на:

– средства объяснения нового материала;

– средства повторения и закрепления ранее пройденного материала;

Средства преподавания часто сопутствуют различным методам обучения. При этом надо учитывать, при объяснении какой темы и какими средствами преподавания лучше пользоваться и как их подать, чтобы ученик лучше понял и запомнил пройденную тему. Так, если учитель объясняет сложную логическую тему, то желательно после объяснения наглядно продемонстрировать опыт, иллюстрирующий эту теорию.

Демонстрация опыта может и предшествовать объяснению. Это происходит в том случае, если осуществляется проблемное обучение. И тогда демонстрация опыта осуществляет функцию познания. Если показывается технологический процесс, например химическая реакция, то демонстрацию опыта лучше всего сопровождать рассказом. Так ученики лучше усвоят то, что показывает и рассказывает им учитель.

Во время своей демонстрации учитель не должен забывать о зрительном восприятии учащихся. Оно все время должно быть организованно. Если взгляд ученика будет зафиксирован на каком–то важном моменте демонстрации, то он сможет лучше запомнить то, на что обратил его внимание учитель. Поэтому преподаватель должен точно указывать и называть те процессы, которые он демонстрирует. Например, если речь идет об уроке химии и исследуется некая реакция, то учитель должен объяснить, в какой последовательности он собрал аппарат для проведения реакции, какие ингредиенты и в какой очередности он использовал, а также то, что происходит во время самой реакции и как называются происходящие в этот период процессы.

Особое значение при демонстрации имеет поведение учителя. Он должен стоять лицом к классу, сбоку или сзади объекта, чтобы не загораживать пособие. При этом ему надо одновременно следить и за тем, что происходит с объектом, что он говорит и как к этому относится класс. Объяснения учителя не должны ни опережать, ни опаздывать за теми действиями, которые происходят с объектом. Иначе ученики могут не так понять его слова и неправильно расценят происходящую реакцию.

Если учитель стоит спиной к классу, то учащиеся видят его спину, а не прибор. Кроме того, некоторые ученики могут не услышать того, что говорит учитель, значит, потеряется вербальный контакт между преподавателем и классом. Тогда учащиеся могут потерять интерес к тому, что объясняет учитель, а это в свою очередь создаст условия для нарушения дисциплины, что приведет к неправильному восприятию объясняемого материала.

Сейчас многие учителя в процессе преподавания используют в качестве средств обучения различные предметы, созданные авторами в расчете на определенные методы обучения. В таком случае средство обучения становится источником учебной информации. Поэтому методы изложения этой информации учителем должны напрямую зависеть от тех методов, которые указаны в данном источнике. Это приводит к тому, что у учителей меняются их функции, а вслед за этим меняется и необходимость учета и анализа различных гипотез и концепций.

При использовании средств обучения необходимо соблюдать пропорцию в их количественной демонстрации на уроке. Если таких средств очень мало или же не будет вообще, то урок рискует стать скучным и неинтересным, а это ведет к снижению знаний у учащихся. И наоборот, если демонстрационных средств использовано слишком много, то это может привести к возникновению развлекательного настроения у учеников. Если тема трудна для понимания, то рекомендуется за один урок провести 4—5 демонстраций, в которые входят средства как для самостоятельной работы, так и для контроля.


Аннотация. Средства обучения являются одной из составляющих педагогической системы. Средства обучения призваны облегчить процесс обучения для обучающегося. Средства обучения могут не изменяться со временем, однако тенденции развития общества накладывают отпечаток на их выбор и использование педагогом, хотя основным в выборе является соответствие избранному методу обучения. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к использованию в учебном процессе современных технических средств и технологий коммуникации, появлению медиадидактики, что предопределило интенсивное развитие электронных средств обу-чения. Современный учебный процесс невозможен без их использования.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение образования, средства обучения, электронные средства обучения.

Одной из составляющих педагогической системы являются средства обучения. Вопросы о том, какими они должны быть, как их эффективно выбирать и как использовать, постоянно волнуют педагогов-практиков на различных уровнях образования. Ответы на эти вопросы зависят от тенденций развития общества и существующих образовательных систем: формальных (установленных, поддерживаемых и признанных государством) и неформальных (например, самообучение приготовлению баклажанов на основании ролика из социальной сети).

Средства обучения – объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для освоения содержания учебного материала обучающимся, его воспитания и развития [1]. Цель их использования в учебном процессе – минимизировать умственные затраты обучающегося на процесс познания. Средства обучения выступают посредниками между субъектами процесса обучения: педагогом и обучающимся.

Многие средства обучения искусственно создаются для учебных целей (тренажеры, учебники и т. п.), однако они не всегда являются специально подготовленными объектами для процесса обучения. В качестве средств обучения могут быть использованы существующие объекты, которые не обязательно относятся к будущей профессиональной среде выпускника.

Средства обучения многообразны и классифицируются по различным основаниям: свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, развитие различных способностей, эффективности в учебном процессе, характеру представления окружающей действительности и т. п. В учебном процессе используются печатные и электронные средства обучения (ЭСО).

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные [2]. К материальным относятся: учебные издания, таблицы, модели, макеты, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения. Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства. Материальные и идеальные средства обучения, как и средства обучения в других классификациях, взаимодополняют друг друга.

Классификация средств обучения по характеру представления окружающей действительности представлена в таблице.

Классификация средств обучения по характеру представления
окружающей действительности

Изображения
и отображения
материальных
объектов

Описание предметов
и явлений объективной
действительности
условными средствами

Технические
средства обучения
(ТСО)

Предметы объективной действительности для непосредственного изучения – образцы, коллекция материалов и т. п.

Модели, макеты, таблицы, иллюстрированные материалы, экранно-звуковые средства

Слова, знаки, графики – текстовые таблицы, схемы, учебные издания, инструкционные карты, дидактические материалы и т. п.

Оборудование, позволяющее воспроизводить иные средства (персональный компьютер, проектор, графопроектор, видеомагнитофон, их комплексы и т. п.)

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (используемые педагогом: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, средства контроля) и средства учения (используемые обучающимся в процессе учения).

Наиболее простой и соответствующей современному развитию техники и технологий, на наш взгляд, является классификация средств обучения по видам, приведенная в Википедии [2]:

  • печатные (учебные издания);
  • электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т. п.);
  • аудиовизуальные (учебные видеофильмы, кинофильмы и т. п.);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);
  • учебные приборы (компас, барометр, колба и т. д.);
  • тренажеры и спортивное оборудование;
  • учебная техника (паяльная станция, плита, автомобиль и т. п.).

Рассмотрим характеристики отдельных средств обучения.

Учебные задания– разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемые по указанию или под руководством педагога. Обучение без заданий не возможно, так как не будет обратной связи, не будет задана обучающемуся необходимая учебная деятельность с контролируемым, пошаговым результатом. Задания используются:

Существуют различные формы заданий: задания для самостоятельных, контрольных работ, карточки-задания, тесты. Разновидностью заданий являются: вопрос, упражнение, задача.

Вопрос – обращение, требующее ответа. Вопрос – необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое.

Упражнение – многократное повторение определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В результате выполнения упражнений у учащихся формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания.

Задача – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств.

Педагогом составляются задания для всех видов контроля. Они являются неотъемлемой частью методической разработки, частной методики, технологии, учебно-методического пособия. Задания являются основой обобщенных печатных изданий – сборников задач, упражнений, заданий для учащихся. Задания для поурочного контроля, тренинга подбираются или разрабатываются педагогом самостоятельно. Рекомендации для этого приводятся в соответствующих учебно-методических изданиях, методических разработках.

При поурочном контроле педагог использует карточки-задания.Они относятся к индивидуальным средствам обучения и позволяют педагогу устанавливать обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и осуществлять функции обучения, контроля и управления. В карточках информация формулируется в виде задания, которое учащиеся должны выполнить самостоятельно на основании ранее изученного материала.

Средства обучения являются структурными элементами научно-методического обеспечения (учебно-методической документации, учебных изданий). Наряду с другими элементами научно-методического обеспечения они могут входить в состав учебно-методических комплексов (УМК).

Согласно статье 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании [4], учебное издание– издание, содержащее с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса. К использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные учреждениями образования, учебно-методическими объединениями в сфере образования, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования (РИВШ, РИПО, НИО, АПО). Порядок их подготовки, выпуска и использования устанавливает Инструкция о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования [5]. Для того чтобы грамотно подобрать учебные издания, преподаватель должен знать установленный порядок их использования.

К видам учебных изданий (печатных или электронных) относятся: учебник (для него очень важно полное соответствие учебной программе); учебное пособие; учебно-методическое пособие; учебное наглядное пособие; пособие; практикум; рабочая тетрадь; хрестоматия.

Электронные учебные издания могут быть следующих видов:

  • полностью воспроизводящие текст учебного издания;
  • часть раздела учебного издания, изготовленного на бумажном носителе;
  • дополнение к учебно-методическим пособиям, позволяющее реализовать учебную программу по учебному предмету [5].

Различные виды ЭСО (информационно-поисковые системы, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии, тестовые среды, тренажеры, обучающие квесты, инструментальные среды разработки и т. д.) могут быть объединены педагогами в единую систему на базе содержания учебной дисциплины через материал учебного пособия или учебника и составлять электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК, [6]), реализующий дидактические возможности средств информационно-компью­терных технологий во всех звеньях процесса обучения. Применение ЭСО позволяет построить такую систему обучения, в которой оптимальное сочетание обычных и компьютерных форм организации образовательного процесса дает новое качество передачи и усвоения основ научных знаний, формирования умений. Наивысший уровень признания ЭСО – регистрация в Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси [7].

Применение средств обучения является обязательной составляющей учебного процесса. Выбор средств обучения определяется рядом условий учебного процесса, но в основном зависит от выбора преподавателем метода обучения. Средства и методы обучения тесно связаны и всегда используются в сочетании друг с другом, поэтому при проектировании учебного процесса они выбираются системно и должны взаимодополнять друг друга. Педагог продумывает эту систему обычно на этапе разработки системы занятий (подготовки календарно-тематического, перспективно-тематического плана, учебно-методической карты программы), а детализирует при проектировании конкретного занятия. Основанием для выбора системы методов и средств обучения является цель занятия как прогноз его результата, поэтому наиболее эффективна формулировка цели через результаты деятельности обучающихся. Исходя из этого, а также других условий (предполагаемая мотивация обучающихся, имеющиеся средства обучения, техническое оснащение, собственный опыт) преподаватель выстраивает возможные варианты достижения запланированных результатов, выбирает наиболее эффективный из них.

Как отмечают Т.С. Назарова, Е.С. Полат [9], эффективность использования методов и средств обучения зависит от системности (соответствия закономерностям усвоения) планирования, а также поведения преподавателя на занятии. Педагог должен понимать, что, например, объяснение сложного материала лучше сопровождать демонстрацией, тогда информация становится визуализированной. Визуализацию учебного материала также нужно сопровождать, указывая основные индикаторы для усвоения.

В связи с этим оценка прогнозируемой эффективности применения тех или иных средств обучения выступает мерой той возможности, которая выражает цель обучения и способствует достижению запланированных результатов. Как один из показателей в эту оценку входит и способность педагога использовать конкретное средство, его готовность к этому (психологические характеристики). Если педагог не хочет использовать какое-либо средство, он всегда найдет обоснование своего поступка. Действительно, запланированный результат можно достичь разными путями (методами и средствами). Но ценой каких усилий обучающихся? И какого затраченного времени?

Для определения уровня педагогической эффективности средств обучения применяют два вида показателей: для преподавателя и для обучающихся [9]. Первые из них помогают сделать вывод о воздействии средств обучения на качество и трудоемкость деятельности преподавателя, на его работоспособность и мотивационную устойчивость. К ним относятся: системность комплекса средств обучения, величина затрат времени на передачу учебной информации, организацию обратной связи, управление деятельностью обучающихся, сохранение работоспособности преподавателя и мотивационная устойчивость его трудовой деятельности (в первую очередь удовлетворенность результатами труда). Показатели второй группы характеризуют влияние средств обучения на качество и скорость процесса учения, сохранение работоспособности обучающихся и их интереса. К ним относятся: уровень обученности и воспитания, способность обучающихся к обучению, их интеллектуальные возможности и склонности, прочность сохранения полученных знаний и т. п.); затраты учебного времени обучающихся; работоспособность обучающихся (степень напряженности их труда и сохранение устойчивости внимания, хорошего самочувствия); мотивационная устойчивость их деятельности (индивидуальные потребности, интерес к обучению, удовлетворенность результатами и т. п.).

Педагог, сформировавший систему обучения по дисциплине, может гарантировать обучающимся запланированный по ней результат. Средства обучения могут не изменяться со временем, однако тенденции развития общества накладывают отпечаток на их выбор и использование педагогом. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к необходимости использования в учебном процессе современных технических средств и технологий коммуникации, что предопределило интенсивное развитие ЭСО. Современный учебный процесс невозможен без их использования.

Литература

1. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2010.

2.Педагогика / П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого, В.И. Мижерикова. Изд. 2-е. М., 2011.

4.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 17.01.2011. № 2/1795.

5.Инструкция о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования : [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3] // Там же. 15.02.2012. № 8/24891.

6.Об утверждении положений об учебно-методических комплексах по уровням основного образования : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167 // Там же. 22.11.2011. № 8/24424.

9.Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. М., 1998.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания в размере 198 тыс. рублей.

Министр С.С. Кравцов

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 23 августа 2021 г. № 590

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 23 августа 2021 г. № 590

I. Общие положения

II. Критерии формирования перечня средств обучения и воспитания

3. Критериями формирования перечня средств обучения и воспитания являются:

1) возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся, соответствующие реализуемым образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования;

2) возможность использования средств обучения и воспитания для организации образовательной деятельности;

3) доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

4) безопасность использования средств обучения и воспитания.

III. Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций

4. К основному оборудованию, включаемому в перечне средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).

5. Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что означает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.

6. Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания (далее - Дополнительное вариативное оборудование), комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и/или за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

9. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

1) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения начального общего образования по образовательным программам начального общего образования: кабинеты начальных классов, музыки, мобильный компьютерный класс, кабинет учителя логопеда, кабинет школьного психолога, кабинет и игровая для группы продленного дня. Дополнительно к оснащению указанных кабинетов могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, лабораторию проектно-исследовательской деятельности для начальных классов;

2) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения основного общего и среднего общего образования по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования соответственно: кабинеты русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, физики, химии, биологии и экологии, естествознания, астрономии, математики, информатики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, профильных классов, мобильный компьютерный класс (может быть организован на базе любого предметного кабинета).

10. Наряду с комплексами, указанными в пункте 8 настоящих Критериев и Требований, функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

1) комплекса оснащения общешкольных помещений общеобразовательных организаций, включающего: входную зону, гардероб, библиотечно-информационный центр, многофункциональный актовый зал, столовую и пищеблок, спортивный комплекс, кабинет учителя физической культуры, снарядную, плавательный бассейн, кабинет директора, кабинет административного работника, учительскую, коридоры и рекреации, рекреации для начальных классов, медицинский комплекс, серверную, туалеты, кабинет видео-конференц-связи и дистанционного обучения. Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управление и обеспечение безопасности общеобразовательной организации;

2) комплекса оснащения помещений внеурочной деятельности, который является вариативным и включает: студию искусства и дизайна, издательский центр, школьную телестудию и систему внутришкольного телевещания, школьную фотостудию, лабораторию прототипирования (цифровое производство). Основное функциональное назначение указанного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.

11. В зависимости от архитектурно-планировочных решений, предусмотренных проектной документацией объекта общеобразовательной организации, несколько кабинетов могут быть объединены в один. При этом такой кабинет, предназначенный для изучения нескольких дисциплин, должен иметь средства обучения и воспитания для каждой из них.

12. На базе образовательных программ основного общего и среднего общего образования общеобразовательная организация может иметь профильные направления. В зависимости от выбранного профиля образовательной программы может быть создан комплекс кабинетов - модуль, позволяющий сосредоточиться на изучении предметов, соответствующих определенному профилю: модуль для изучения естественнонаучных дисциплин и медико-биологический класс, модуль гуманитарного цикла, инженерно-технологический модуль.

13. Основное функциональное назначение модулей - обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой и робототехникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии.

14. Модуль для изучения естественнонаучных дисциплин может включать:

1) кабинет физики (включая оснащение кабинета физики, лаборантской), кабинет химии (включая оснащение кабинета химии, лаборантской), кабинет биологии (включая оснащение кабинета биологии, лаборантской), лаборатория, медико-биологический класс;

2) кабинет математики, кабинет информатики;

3) кабинет естествознания (включая кабинет естествознания, естественнонаучную лабораторию, лаборантскую), кабинет физики, кабинет основы безопасности и жизнедеятельности;

4) кабинет математики и информатики на базе стационарного или мобильного компьютерного класса;

5) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

15. Модуль гуманитарного цикла может включать:

1) кабинет русского языка, кабинет литературы, кабинет родного языка, кабинет родной литературы;

2) кабинет иностранного языка, кабинет второго иностранного языка, лингафонный кабинет или мобильный лингафонный кабинет;

3) кабинет истории, кабинет обществознания, кабинет географии, кабинет географии и экономики;

4) кабинет изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения;

5) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

16. Инженерно-технологический модуль может включать:

1) кабинет технологии для мальчиков (слесарная мастерская, столярная мастерская по выбору общеобразовательной организации), инженерно-технологический класс;

2) универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ обучающихся, лаборатория робототехники, 3D моделирования и прототипирования;

3) универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ обучающихся, инженерно-технологический класс;

4) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

Обзор документа

Минпросвещения обновило перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении школ в целях реализации мероприятий по содействию созданию в регионах новых мест. Пересмотрены критерии формирования перечня.

Норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания не изменился и составляет 198 тыс. руб.

Ранее изданный приказ по этому вопросу признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Год от года всё многообразнее и сложнее становится комплекс технических средств, используемых в процессе обучения. Результаты восприятия и усвоения новой информации учениками во многом зависит от умения педагога грамотно и эффективно использовать эти средства.

Технические средства обучения – это набор технических устройств и аппаратуры с дидактическим обеспечением, который используется в самообразовании и учебно-воспитательном процессе с целью их оптимизации, для передачи учебной информации и ее хранения, для контроля за усвоением материала, формирования и закрепления знаний, умений, навыков.

Традиционно все технические средства обучения подразделяют на виды: звукотехнические (лингафонное оборудование, аппаратура для звуковоспроизведения, магнитофоны и радиоприемники нового поколения); светотехнические (кодоскопы, эпипроекторы); вукосветотехнические (телевизоры, кинопроекторы, видеомагнитофоны).

В последнее время эту группу дополнили интерактивные средства обучения, средства программного обеспечения, лингафонные кабинеты и лаборатории.

Технические средства обучения можно разделить на две группы: экранно-звуковые и аппаратуру, воспроизводящую необходимый материал и информацию. В свою очередь, экранно-звуковые средства включают следующие средства: аудитивные, или звуковые (аудиозаписи, магнитные записи, радиопередачи); визуальные, или экранные (немые кинокольцовки и кинофильмы, серии диапозитивов, наборы и изобразительные материалы для эпипроекции, транспаранты для графопроектора; аудиовизуальные (звуковые телепередачи, кинофильмы, серии диапозитивов и транспарантов и т.д.).

Аппаратура, воспроизводящая необходимый материал и информацию: диа-, графо-, кинопроекторы; радиоприёмники и телеприёмники; электропроигрыватели и магнитофоны; видеопроигрыватели и видеомагнитофоны.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди современных средств обучения можно выделить (В.В. Петрусинский):

  1. Пассивные технические средства, включающие: линейные обучающие программы на физическом носителе (магнитной ленте, киноплёнке), информационные материалы и средства предоставления информации, зашифрованные на физическом носителе.
  2. Активные технические средства - обучающие аудиовизуальные программы и программы электронных вычислительных машин разветвлённого типа, технические средства, отвечающие за предоставление информации и обратную связь с обучаемым. К данной группе относятся: аудиовизуальные обучающие программы, тренажёры, программы и алгоритмы ЭВМ, средства статической проекции (кадропроекторы, слайдопроекторы, диапроекторы), установки стереопроекции, установки полиэкранных фильмов, крупноформатные слайды, голограммы, микрофоты и микрофиши; звукотехнические устройства (микшеры, магнитофоны, эквалайзеры, стереоусилители, акустические системы, системы светомузыки, диктофоны, лингафонные классы.
  3. Интерактивные средства - обучающие программы, позволяющие формировать и изменять в процессе обучения его содержание, имеют адаптивную методику взаимодействия с обучаемым через компьютеры и Интернет. Эту группу составляют автоматизированные обучающие системы, комплексы, информационные системы, диалоговые системы речевого общения, интерактивные доски, планшеты, столы и т.д.

Благодаря активным и интерактивным средствам обучения процесс усвоения учебного материала становится более эффективным и быстрым. Эти средства обучения стимулируют и организуют индивидуальные и коллективные формы образовательного процесса, проводят контроль за учебной деятельностью, ускоряют процесс усвоения знаний, значительно улучшают качество обучения.

Интерактивные средства обучения

Интерактивная доска, одно из новейших средств обучения, представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру, изображение с которого проектор передает на доску. Для того, чтобы начать работу на компьютере, достаточно просто коснуться поверхности доски. Специальное программное обеспечение позволяет работать с различными текстами, объектами, видеоматериалами и Интернет-ресурсами. Интерактивные доски позволяют делать записи от руки поверх документов и сохранять информацию.

Интерактивный экран обладает гибкой обратной связью, имеет значительную память, осуществляет функции компьютера, он является его продолжением, модификацией. Обучающие в зависимости от целей и задач учебного процесса могут использовать как тактильную коммуникацию, так и воспользоваться дистанционным управлением.

Интерактивная доска имеет ряд преимуществ:

  • запоминает все акты взаимодействия и может их воспроизвести, то есть сохраняет обратную связь;
  • позволяет наблюдать весь процесс обучения и анализировать материал и полученные результаты;
  • позволяет получать промежуточные результаты, важные для анализа динамики изменений, значимых точек выбора и влияний;
  • позволяет отображать полученные результаты.

Одним из лучших интерактивных комплексов считается программно-технический комплекс ACTIVboard. Интерактивная доска имеет диагональ 1,88 м, может как фиксироваться на стене, так и передвигаться внутри помещения, что позволяет всем участникам мероприятия видеть информацию, поступающую от VGA-порта компьютера. Каждый имеет возможность работать с экраном в интерактивном режиме. Специальный беспроводной карандаш позволяет управлять компьютером, запустить любое приложение, просмотреть содержимое Web-узла, CD-ROM, сохранить необходимую информацию на жестком диске ПК, вывести ее на интерактивную доску. Карандашом можно делать надписи, специальные видеоэффекты и символы обращают внимание на наиболее значимые блоки информации.

Значение мультимедийных технологий

Использование мультимедийных технологий в системе образования осуществляется по следующим направлениям:

  • интерактивные путеводители;
  • видеоэнциклопедии;
  • электронные лектории;
  • тренажеры;
  • системы самотестирования и самоанализа обучения;
  • персональные интеллектуальные гиды по разным дисциплинам;
  • моделирование ситуаций и т.д.

Благодаря внедрению мультимедийных технологий появляется новая педагогика, разрабатываются новые обучающие методики, новый инструментарий. Интегрированное в учебные предметы медиаобразование обогащает процесс обучения новыми методами, формами и приемами работы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Объектами медиаобразования являются: учебная информация по дисциплине; информация, передаваемая по коммуникативным каналам; технические средства создания, накопления, преобразования, передачи и дальнейшего использования информации.

1. Понятие и функции современных средств обучения

2. Визуальные средства обучения

3. Аудиальные средства обучения

4. Аудиовизуальные средства обучения

5. Компьютер как средство обучения

Список использованной литературы:

1. Понятие и функции современных средств обучения

Современные средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль – информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы обучения, определении методики комплексного использования средств обучения.

2. Визуальные средства обучения

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

1) служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

К нетехническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные.

3. Аудиальные средства обучения

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

За последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Прежде, чем давать характеристику современным средствам обучения иностранному языку, необходимо обратиться к их классификации с тем, чтобы обозначить те существенные признаки, по которым эти средства обучения можно отбирать. Затем, обращаясь к их природным свойствам, важно показать их дидактические свойства и функции, т.е. роль и место в учебном процессе. Тогда только можно с уверенностью говорить о том, какие средства обучения необходимы для решения тех или иных дидактических задач в соответствии с используемой концепцией обучения и обозначенным выше целеполаганием.

4. Аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальные технические средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные Т. с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Аудиовизуальные средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

5. Компьютер как средство обучения

Одна из основных проблем обучения в начальной школе: - приобретаемые знания, умения и навыки не используются на практике во внепредметной деятельности, что отрицательно сказываться на мотивации учения и долговременности усвоения. Использование компьютеров позволяет частично разрешить эту проблему.

Для организации занятий с применением компьютеров в качестве технических средств обучения мы используем компьютерный практикум на основе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере". Его основное назначение - формирование учебной деятельности, а также развитие индивидуальности учащихся путем организации игровой деятельности с применением дидактических развивающих игр.

Заключение

Современные средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Средства обучения уподобляются усваиваемому знанию; в них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации. Средства учения, иначе называемые орудиями деятельности учащихся, используются при решении задач и усвоении знаний. Это дидактический раздаточный материал, карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских и т.д. Предмет становится средством учения, когда учащийся использует его для преобразования условия задачи или других предметов с целью получения ответа или другого продукта.

Читайте также: