Что делает директор театра

Обновлено: 30.06.2024

– На карте Москвы есть два театра, в названии которых присутствует фамилия Дуровых. Во избежание путаницы расскажите про вашу династию и о том, в какой момент вы стали заниматься совершенно разными видами театра.

– У нашей династии уже пять поколений. И у всех нас один подход к тому, чем мы занимаемся, – абсолютное чувство долга и ответственность за то, что ты делаешь. Не важно, это театр зверей, или театр людей, или вообще не театр. Мы не имеем права подвести фамилию.

– Да, и это тоже некая дань прадедам. Они были первыми русскими клоунами-дрессировщиками, внесли огромный вклад в развитие клоунады как жанра, первыми начали заниматься сатирой на манеже, вошли в историю клоунады тем, что сняли грим и говорили на чистом русском языке. Тогда ведь в цирке были популярны только иностранцы – если ты не какой-нибудь Жандо, приходилось коверкать язык. Никто не пошел бы на Васю или Петю.

Постепенно область моих интересов сместилась в этнический музыкально-драматический театр.

– Вы работаете на семейную аудиторию, и ваши спектакли – те самые, с которых у многих детей начинается знакомство с театром. Это накладывает на вас дополнительную ответственность?

– Вообще-то я еще и женщина. (Смеется.) Но да, я совмещаю оба поста и, соответственно, плюс режиссер большинства спектаклей.

– И вы все время должны входить в противоречие: одна директор – про финансы, режиссер – про искусство.

– Все совместимо. Если бы я сейчас вела какой-либо курс режиссуры – не важно, в каком театре, – то вдалбливала бы каждому студенту, что режиссер сегодня должен уметь считать деньги и не распыляться: я так вижу, я так чувствую, дайте мне миллион и право на ошибку. Это какая-то мальчишеская разухабистая жизнь, мне она совершенно непонятна. Отсюда и нежелание молодых режиссеров быть худруками. Все хотят быть творцами, ставить не за свои деньги, чтобы принесли, накрыли на стол, а они сели бы и еще просили заменить тарелки, если на них будет не та каемочка, вне зависимости от того, сколько будет стоить эта каемочка.

У меня все разложено по полочкам, и я не вижу в этом никаких противоречий с творчеством. Как режиссер я понимаю, что у меня в кармане вот такая вот сумма и я на нее делаю спектакль. А как директор знаю, как обеспечить и финансы, и все рабочие процессы.

– Не было у вас, как у Табакова в лучшие годы: спектакль не получился – закрыли, декорации списали и забыли?

– Я не могу себе этого позволить. Всякое, конечно, может случиться, но я буду добивать спектакль до тех пор, пока он не будет готов. Иначе что это такое? Я делал куклу, не получилось – взял и выкинул. Не кукла виновата, не спектакль виноват. Виновник может быть только один – режиссер.

– С семейным театром все будет хорошо, потому что он отвечает базовым потребностям. Мы стадные животные и веками сбивались в племена, общины. И театр – это те же вечера у костра, когда старейшина племени передавал опыт, в том числе и эмоциональный, подрастающему поколению. Чтобы увлекательно рассказать историю, сейчас становится все больше и больше инструментов. Мы можем использовать все новейшие технологии, но увлекать все равно будет человеческий контакт между актером и зрителем. Та самая магия театра, когда из ничего возникает новый мир и ты в него веришь.

– У современных детей острый ум, быстрые реакции и широкий кругозор. Они много путешествуют, с малых лет учат иностранные языки, их сложно удивить. Тем интереснее наша задача – найти такие темы, такие приемы, которые на два часа заставят их забыть о гаджетах!

– Я был на ваших спектаклях и хочу сказать, что это результат адского труда: вы соединяете на сцене красочные декорации, десятки костюмов, живой оркестр, заставляете актеров петь и танцевать.

– Перестаньте, ради бога! Какой адский труд? Я, когда хожу смотреть балеты и там артисты два с половиной часа не уходят со сцены, а за этим еще кроется жизнь, проведенная у балетного станка, – вот где адский труд.

– Наверное. (Смеется.) Я не говорю, что мои актеры легко живут, нет. Ноты жесткие, их нужно пропеть. Для этого необходимо подготовить голос, выспаться и т. д. Хореография непростая, тело должно быть подготовленным. Если ты не готов, то зачем вообще выходить на сцену?

– Театр может быть и с одним стулом. Придумать спектакль без декораций и с двумя актерами не менее сложно. У нас в одной постановке был эпизод, когда на сцене два человека: один сидел на скамейке, а второй ходил и ждал возлюбленную. Вот тот, который сидел, всегда выходил со сцены мокрый от пота. Вообще, быть публичным на сцене – это непросто. У кино своя сложная технология, но театр – это еще и семья. Мы счастливые люди из разряда тех, кто выбрал профессию по своему предназначению.

– Абсолютно! Я занимаюсь творчеством каждый день, что бы ни приходилось делать: репетировать с актерами спектакль или общаться со зрителями в фойе, искать новый материал или решать вопросы бухгалтерии. Я всегда думаю, как бы раскачать творческую конструкцию жизни.

– Нет, когда премьера прошла, нужно выспаться один день, а потом думать, как твердо поставить спектакль на ноги. Я как режиссер должна сделать мощный каркас, чтобы мои постановки не зависели, например, от пандемии. От того, что кто-то заболел или ушел в декрет. Спектакли ведь состоят из человеческих душ, а в жизни актеров тоже много чего происходит. Иногда бывает трудно подключиться всем в одну энергетическую розетку. Публике никогда не видно этих швов, никто не сможет сказать, что первые премьерные показы были плохими, а потом постановка стала лучше, но изнутри очевидно, что каркас твердеет где-то на 20–23-м спектакле.

Кинокритик Егор Беликов опросил российские видеосервисы и составил список самых популярных отечественных онлайн-сериалов

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


На минувшей неделе завершился громкий театральный скандал последнего месяца - подписано заявление об уходе директора и худрука Театре на Таганке Юрия Любимова. Артисты требовали разделить должности директора театра и художественного руководителя - Любимов совмещал эти две должности долгие годы. Этот конфликт обострил проблему взаимоотношений между режиссером и актерами в принципе.

Подобные скандалы сотрясали драматический театр им. Станиславского, где артисты протестовали против своего художественного руководителя Александра Галибина. Да и недавняя отставка директора и худрука театра им. Маяковского Сергея Арцибпшева была вызвана теми же проблемами.

О том, что сегодня значит должность директора, насколько он влияет на художественный процесс в жизни театра, в эфире радио "Вести ФМ" рассказал генеральный директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин. Беседу вела культурный обозреватель Анна Кочарова.

Кочарова: Владимир Георгиевич, добрый день.

Урин: Добрый.

Кочарова: И хочу я говорить сегодня с вами об очень актуальной, мне кажется, на сегодняшний день теме - о том, кто же такой сегодня в современном театре директор? Что он делает, за что он отвечает, и как он влияет на жизнь в театре?

Урин: Дело все в том, что совсем недавно, года два-три назад, Анатолий Миронович Смилянский, ректор школы-студии МХАТ, предложил мне начать преподавать в школе-студии на продюсерском факультете. И я дал согласие. Даже взял курс как руководитель курса. И когда я встречаюсь со студентами, я об этом с ними разговариваю в течение почти двух с половиной лет, я им рассказываю, что такое профессия директора. Если у нас есть с вами время - два с половиной.

Кочарова: Двух с половиной лет у нас, к сожалению, нет.

Урин: Вот. Сейчас были консультации, и одна абитуриентка пришла с мамой. И мама меня спросила (мама спросила, не дочка): "Скажите, пожалуйста, а какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать директор?" Я сказал: "Директор театра (не просто директор) должен обладать чутьем". Она говорит: "В каком смысле?" Я говорю: "Чутьем на талант". На самом деле, может быть, это одно из самых главных качеств, которое должно существовать у директора. И директор должен делать все, от него зависящее, от его должности, для того, чтобы собирать команду талантливых людей. Если он собрал команду талантливых, да еще, дай бог, порядочных и держащих свое слово людей, умеющих работать в команде, то это, наверное, самое главное качество для директора. Директор, который не умеет собирать команду и при этом замечательно разбирается в экономике, в организационных вопросах, психологии, в работе с коллективом, ничего не сделает.

Кочарова: Это, наверное, касается любого руководителя в принципе.

Урин: На самом деле так. Но дело все в том, что в музыкальном театре это вообще особая вещь. Дело в том, что если в драматическом театре директору необходимо, чтобы рядом с ним был художник, настоящий художник, который ведет этот театр, мне кажется, что в музыкальном театре особая ситуация, в музыкальном театре несколько художественных лидеров.

Кочарова: Потому что вам нужен хороший дирижер, хороший режиссер.

Урин: Нужен не хороший дирижер, дирижер - это на спектакль, а мне нужен хороший главный дирижер, который будет заниматься оркестром, будет собирать уникальных музыкантов, которые будут работать в оркестре. Мне нужен замечательный главный хормейстер, который будет собирать этот коллектив и делать коллектив. Мне нужен замечательный художественный руководитель оперы и лучший режиссер. Мне нужен художественный руководитель балета. То есть смотрите, какое количество.

Кочарова: То есть в три-четыре раза больше талантов.

Урин: Да. И ещё бы сказал, что главный художник определяет не только спектакль, он определяет стилистику этого театра, его направление, и всё.

Кочарова: Извините, перебью вас, одна из главных проблем в последних скандалах, можно еще и театр Маяковского вспомнить, откуда какое-то время назад ушел Сергей Арцибашев, что совмещали режиссеры пост художественного руководителя и директора. И очень сейчас активно это обсуждается. Может или должен художник, режиссер большой заниматься еще и административными делами? Юрий Петрович Любимов говорит, что это не проблема, не нужны никакие комиссары надо мной, я буду только так. Вы как считаете?

Урин: Я глубоко убежден, что, еще раз повторяю, театр - живой театральный организм. Если в художественном руководителе есть талант организатора.

Кочарова: А такое бывает, безусловно.

Урин: Конечно. Давайте я вам сейчас просто назову такого человека и театр, чьи стены не сотрясают скандалы, и который живет замечательной творческой жизнью. Алексей Бородин - Российский Академический молодежный театр. Ведь он в лице художественного руководителя театра, у них единоначалие. И другой разговор - у него есть директор, он часть функций передал ему. Но все равно все вопросы принципиальные, в том числе и организационные, в том числе и общего ведения этого театра и так далее, решает художественный руководитель. Ничего плохого я в этом не вижу.

На самом деле это вопросы очень индивидуального подхода. Другой разговор, когда вдруг художественный руководитель, человек, который является замечательным творческим человеком, берется за то, чего он не знает, и пытается оставить около себя все полномочия только потому, что он не хочет делиться властью, там и начинаются проблемы.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Популярное

МИХАИЛ ХАЗИН: "Они пытаются создавать некоторый информационный шум. Это всё бессмыслица. Это же не иск. Это пока только некоторые разговоры на тему. Предъявить это абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что Россия в своих судах всем компаниям из этих стран может предъявить иски, что есть какие-то санкции, которые, кстати, тоже противоречат нормам ВТО".

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Соединенным Штатам нужен минимум ответственности и максимум результата. Всем остальным, кого США бросают под паровоз, нужен максимум американского присутствия для того, чтобы утащить их вместе с собой под паровоз и тогда рассчитывать, что американцы вытащат и себя, и их. В такой логике они еще могут танцевать какое-то количество времени.

Завершилась Большая пресс-конференция Владимира Путина. В этом году она проходила в очном формате и продлилась 3 часа 55 минут. В столичном Манеже собралось около 500 журналистов, и президент успел ответить на 55 вопросов. Приводим ключевые моменты общения главы государства с представителями СМИ.

Худрук Театра сатиры Сергей Газаров

Мы поговорили с новых руководителем Театра сатиры о репертуарной политике, судьбе пожилых актеров, противостоянии с директором театра и много другом.

- Сергей Ишханович, вчера (8 октября) было объявлено о вашем назначении руководителем Театр сатиры. Вас можно поздравить? Вы этому рады?

- Спасибо за поздравления. Очень рад, конечно.

- Насколько это решение Департамента культуры Москвы было для вас неожиданным?

Театр этот прославленный, через три года ему исполняется 100 лет. Сколько за целый век через него прошло знаменитых и талантливых артистов, режиссеров, художников. Таких великих театров не так много даже в Москве. То, что мне выпало, - это большая ответственность. В Сатире один из самых больших зрительных залов (на основной сцене - 1211, на "Чердаке Сатиры" - 150 мест – Ред.). Это тоже нужно держать в голове при выборе репертуарной политики, чтобы зал максимально был заполнен зрителями.

- Театр Джигарханяна, которым вы сейчас руководите, станет филиалом Сатиры?

- Тогда спрошу так: вы будете руководить двумя театрами?

- Однозначно. Театр Джигарханяна я не брошу. Это детище, в которое я душу вложил, там много произошло изменений. Будем развивать этот театр дальше.

- Вы знаете, когда в предыдущую мою попытку прийти в Театра сатиры, мы довольно часто общались с Александром Анатольевичем Ширвиндтом, он мне не раз говорил о Вере Кузьминичне Васильевой: она рвется в бой. Он ее успокаивал, мол, посиди дома, отдохни. А она: нет, я хочу играть, буду играть… Разве можно, хотя бы на ее примере, говорить о творческом упадке возрастных актеров? Нет, там все бурлит и жаждет творческого самовыражения. Надо только наладить правильный диалог с артистами, понять их сильные стороны, тогда все звезды засияют на небе. Главное, что в Сатире очень много артистов, которые имеют право играть то, что они хотят играть. Действительно, легендарная труппа.

- Сколько там артистов в труппе?

- Больше 90 человек, если не ошибаюсь.

- Во многих московских театрах такие же большие труппы. Например, в Театре им.Ермоловой было столько же актеров. И худрук Олег Меньшиков решил труппу сократить… Оказалось, нерентабельно содержать такое количество артистов. Возможна такая же ситуация в Сатире, как случилась у ермоловцев?

- В театрах обычно то количество артистов, которое необходимо для исполнения конкретного репертуара. В репертуаре Сатиры, если не ошибаюсь, порядка 30 названий. Они массовые, постановочные, где играет много молодежи. Все вроде бы при деле, все заняты. А если артист не занят, или играет очень мало, но продолжает числиться в труппе, на мой взгляд, это странно. У меня возникает вопрос: что этот артист делает в театре? Этот вопрос я обычно задаю молодым малозанятым артистам.

То, что делает Олег Меньшиков в своём театре - это вынужденная мера. Театры наши перенаселены. И кто-то должен взять на себя ответственность сокращать труппу. Это вечная история… Но я не хотел бы ее рассматривать как первостепенную задачу худрука, да и второстепенную тоже. Вообще дело не в этом. Надо пробовать занять всю труппу, чтобы она работала. Для этого нужна правильная репертуарная политика, больше новых спектаклей, больше приглашенных режиссеров, больше музыкальных, пластических спектаклей, мюзиклов… Это большой театр, стоящий в центре Москвы, он должен много чего ставить разного. Я приверженец такой философии: надо не меньше тратить, а больше зарабатывать. Когда это не получится, а я думаю, что все-таки получится, я человек энергичный, тогда встанет вопрос, который вы мне задали. Но, думаю, обойдется…

- В Театре Джигарханяна вы перевели труппу на срочные контакты…

- Это другая история. Я предложил актерам перейти на срочные контракты, кто-то согласился, кто-то нет… Это добровольная вещь, я никого ни к чему не принуждал. Я пытался объяснить: как только ты становишься срочником, у тебя автоматически появляется мотивация. У тебя появляется предел: год-два-три… Ты должен за это время себя проявить, продемонстрировать. Потому что, как только ты говоришь артисту: сиди дома, ничего не играй, ты свою зарплату все равно получишь, будет у человека мотивация? Вряд ли. Я тоже на срочном договоре. Поэтому очень мотивирован сделать театр лучшим в Москве. У меня мало времени.

- Судьба Александра Анатольевича Ширвиндта в новых реалиях. В каком качестве он останется в театре?

- Я вчера поздно вечером узнал о своем назначении. С Александром Анатольевичем еще не разговаривал. Собираюсь ему позвонить. Но я не представляю этот театр без него, причем в любом его качестве. Я предлагал ему поставить очень хорошую историю на него и на Веру Кузьминичну Васильеву. Это фантастическая история о пожилой паре – муже и жене, которые вместе прожили всю жизнь… Не буду назвать пьесу, пусть останется интрига. Я довольно неплохо представляю, какими новыми постановками хотел бы наполнить репертуар Театра сатиры, но пока называть их не буду.

- Год назад, когда ваше назначение в Сатиру было, как говорили на мази, делом решенным, ему как будто бы противостоял директор театра Мамед Агаев… Как дальше будете вместе работать?

- Насколько стороны будут готовы не раскачивать это противостояние, от этого зависит дальнейшая ситуация. Но если есть противостояние, то вряд ли получится совместная работа. Я считаю, что худрук и директор – это нечто единое, что должно работать на благосостояние и развитие театра. Если между ними есть трещина (лишь трещина!), то это очень опасная ситуация, которая лечится хирургически, а не терапевтически. Художественный руководитель театра – это человек, который отвечает за стратегию, чтобы театра творчески развивался, чтобы он привлекал зрителей интересными, качественными постановками. Отвечает за имидж театра. Если кто-либо этому противостоит, то этот вопрос надо решать, как я уже сказал, хирургически.

- А трещина между вами и директором все-таки есть?

- Вы из тех руководителей, которые берут на себя обе функции: и директора, и худрука. Или вы всё-таки разводите эти обязанности?

- Я считаю, что директор и худрук – это два разных человека. И совершенно разные функции. Но в моем случае, эта ситуация не очень типичная, я 35 лет работаю в бизнесе и достаточно ясно представляю себе директорскую работа. Знаю, как зарабатывать деньги. Многим финансовым директорам и бухгалтерам объясняю вещи, которые они не замечают, пропускают. На какое-то время я могу собой закрыть эту брешь (директорскую). Но работа директора театра отнимает слишком много времени. Конечно, хороший директор нужен худруку. Но как единомышленник, а не тормоз. Я это считываю моментально и не люблю подковерных интриг, сразу же их пресекаю. Это первое что я сказал, когда пришел в Театр Джигарханяна: творческая атмосфера, которую мы создадим (ее там не было), атмосфера доверия, взаимоуважения и толерантности – самое важное в творческом коллективе. Кто будет игнорировать и демонстрировать обратное, должен понимать: он переходит на другую сторону баррикад. Тот же принцип будет и в Театре сатиры.

- Все равно вам придется принимать непопулярные административные решения…

- В Театре Джигарханяна вы довольно быстро уволили гардеробщиц и билетеров, поменяли администрацию…

- Да, очень многих поменял.

- В Театре сатиры будет так же?

- Пока не знаю. Нужно время, чтобы познакомиться с людьми. Я не из тех руководителей, которые сразу хватаются за шашку. Люди работали здесь много лет. Надо присмотреться, а потом уже делать выводы….

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александр Ширвиндт о своей отставке: "Сам не понимаю ситуацию. Пока никакой конкретики нет"

Уже неделю все гадают, ушёл Александр Ширвиндт с должности худрука театра Сатиры или нет (подробно)

Возрастная категория сайта 18 +

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

- региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

- внутренние документы Учреждения культуры;

- организацию театрального (музыкального) производства;

- психологию управления и творческого труда;

- современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

- классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

- основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Читайте также: