Какие соглашения были заключены японией с ее конкурентами на международной арене

Обновлено: 30.06.2024

Мирный договор между Россией и Японией, заключенный в Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 года

Его Величество Император Всероссийский, с одной стороны, и Его Величество Император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор и назначили для сего Своими Уполномоченными, а именно:

Его Величество Император Всероссийский — Его Высокопревосходительство г. Сергея Витте, Своего Статс-секретаря и Председателя Комитета Министров Российской Империи, и

Его Превосходительство Барона Романа Розена, Гофмейстера Императорского Российского Двора и Своего Чрезвычайного и Полномочного Посла при Американских Соединенных Штатах; и

Его Величество Император Японии — Его Превосходительство Барона Комура Ютаро, Юсамми, кавалера Императорского ордена Восходящего Солнца первой степени, Своего Министра Иностранных Дел, и

Его Превосходительство г. Такахира Когоро, Юсамми, кавалера Императорского Ордена Священного Сокровища первой степени, Своего Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра при Американских Соединенных Штатах,

Каковые по размене своих полномочий, найденных в надлежащей форме, постановили следующие Статьи.

Российская делегация в Портсмуте

Российская делегация в Портсмуте Источник: Pinterest

Мир и дружба пребудут отныне между Их Величествами Императором Всероссийским и Императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Российское Императорское Правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои Императорское Японское Правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее.

Условлено, что русско-подданные в Корее будут пользоваться совершенно таким же положением, как подданные других иностранных государств, а именно, что они будут поставлены в те же условия, как и подданные наиболее благоприятствуемой страны.

Равным образом установлено, что, во избежание всякого повода к недоразумениям, обе Высокие Договаривающиеся Стороны воздержатся от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, могущих угрожать безопасности русской или корейской территории.

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) Эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I Статьи, приложенной к сему договору, и

2) Возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское Императорское Правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

Россия и Япония взаимно обязуются не ставить никаких препятствий общим мерам, которые применяются равно ко всем народам и которые Китай мог бы принять в видах развития торговли и промышленности в Маньчжурии.

Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству, с согласия Китайского Правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в вышеуказанном постановлении согласия Китайского Правительства.

Императорское Японское Правительство заверяет, со своей стороны, что права собственности русско-подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены.

Российское Императорское Правительство обязуется уступить Императорскому Японскому Правительству, без вознаграждения, с согласия Китайского Правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в приведенном постановлении согласия Китайского Правительства.

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.

Статья VIII

Императорские Правительства Российское и Японское, в видах поощрения и облегчения сношений и торговли, заключат, в скорейшем по возможности времени, отдельную Конвенцию, для определения условий обслуживания соединенных железнодорожных линий в Маньчжурии.

Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II Статьи, приложенной к сему Договору.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.

Русским подданным, жителям уступленной Японии территории, предоставляется продавать свое недвижимое имущество и удаляться в свою страну, но, если они предпочтут остаться в пределах уступленной территории, за ними будут сохранены и обеспечены покровительством, в полной мере, их промышленная деятельность и права собственности, при условии подчинения японским законам и юрисдикции. Япония будет вполне свободна лишить права пребывания в этой территории всех жителей, не обладающих политической или административной правоспособностью, или же выселить их из этой территории. Она обязуется, однако, вполне обеспечить за этими жителями их имущественные права.

Договор

Договор Источник: Pinterest

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. Условлено, что таковое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях.

Так как действие Договора о торговле и мореплавании между Россией и Японией упразднено было войной, Императорские Правительства Российское и Японское обязуются принять в основание своих коммерческих сношений, впредь до заключения нового Договора о торговле и мореплавании на началах Договора, действовавшего перед настоящей войной, систему взаимности на началах наибольшего благоприятствования, включая сюда тарифы по ввозу и вывозу, таможенные обрядности, транзитные и тоннажные сборы, а также условия допущения и пребывания агентов, подданных и судов одного Государства в пределах другого.

Статья XIII

В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего Договора все военнопленные будут взаимно возвращены. Императорские Правительства Российское и Японское назначат каждое со своей стороны особого комиссара, который примет на свое попечение пленных. Все пленные, находящиеся во власти одного из Правительств, будут переданы комиссару другого Правительства или его представителю, надлежащим образом на то уполномоченному, который примет их в том числе и в тех удобных портах передающего Государства, кои будут заблаговременно указаны последним комиссару принимающего Государства.

Российское и Японское Правительства представят друг другу в скорейшем по возможности времени, после окончания передачи пленных, документами оправданный счет прямых расходов, произведенных каждым из них по уходу за пленными и их содержанию со дня пленения или сдачи до дня смерти или возвращения. Россия обязуется возместить Японии в возможно скорейший срок по обмене этих счетов, как выше установлено, разницу между действительным размером произведенных таким образом Японией расходов и действительным размером равным образом произведенных Россией издержек.

Настоящий Договор будет ратификован Их Величествами Императором Всероссийским и Императором Японии. О таковой ратификации, в возможно короткий срок и во всяком случае не позднее, как через пятьдесят дней со дня подписания Договора, будет взаимно сообщено Императорским Правительствам Российскому и Японскому через посредство Посла Американских Соединенных Штатов в С.-Петербурге и Французского Посланника в Токио, и со дня последнего из таковых оповещений этот Договор вступит во всех своих частях в полную силу.

Формальный размен ратификаций последует в Вашингтоне в возможно скорейшем времени.

Настоящий Договор будет подписан в двух экземплярах на Французском и Английском языках. Оба текста совершенно сходны; но, в случае разногласия в толковании, Французский текст будет обязательным.

В удостоверение чего, обоюдные Уполномоченные подписали настоящий Мирный Договор и приложили к нему свои печати.

Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего Августа (пятого Сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.

(М.П.) (Подписал): Ютаро Комура
(М.П.) (Подписал): Сергей Витте
(М.П.) (Подписал): К. Такахира
(М.П.) (Подписал): Розен

Дополнительные Статьи

Согласно постановлениям Статей III и IX Мирного Договора между Россией и Японией о сего числа, нижеподписавшиеся Уполномоченные постановили следующие дополнительные Статьи:

I. К Статье III

Императорские Правительства Российское и Японское взаимно обязуются начать вывод своих военных сил из территории Маньчжурии одновременно и немедленно по введении в действие Мирного Договора; и в течение восемнадцати месяцев с того дня войска обеих Держав будут совершенно выведены их Маньчжурии, за исключением арендной территории Ляодунского полуострова.

Войска обеих Держав, занимающие фронтальные позиции, будут отведены первыми.

Высокие Договаривающиеся Стороны представляют себе право сохранить стражу для охраны своих железнодорожных линий в Маньчжурии. Количество этой стражи не будет превышать пятнадцати человек на километр; и, в пределах этого максимального количества, Командующие русскими и японскими войсками установят, по обоюдному соглашению, число стражников, которые будут назначены, в возможно меньшем количестве, согласно действительным потребностям.

Командующие русскими и японскими войсками в Маньчжурии условятся обо всех подробностях, относительно выполнения эвакуации, согласно вышеуказанным началам и примут, по обоюдному соглашению, меры, необходимые для осуществления эвакуации в возможно скорейший срок и во всяком случае не позднее как в течение восемнадцати месяцев.

II. К Статье IX

В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего Договора, Разграничительная Комиссия, составленная из равного числа членов, назначенных каждой из Высоких Договаривающихся Сторон, обозначить на месте постоянными знаками точную линию между владениями русскими и японскими на острове Сахалине. Комиссия будет обязана, насколько топографические условия позволяют, придерживаться 50-ой параллели сереной широты для проведения разграничительной линии и, в случае, если отклонения от таковой линии на некоторых пунктах будут найдены необходимыми, должные компенсации будут установлены соответственными отклонениями в других местах. Упомянутая Комиссия обязана будет также изготовить перечень и описание прилегающих островов, входящих в состав уступленного, а в заключение Комиссия изготовит и подпишет карты, устанавливающие пределы уступленной территории. Работы Комиссии будут представлены на утверждение Высоких Договаривающихся Сторон.

Вышеупомянутые дополнительные Статьи будут считаться ратифицированными путем ратификации Мирного Договора, к коему они приложены.

Портсмут, двадцать третьего Августа (пятого Сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.

(Подписал): Ютаро Комура
(Подписал): Сергей Витте
(Подписал): К. Такахира
(Подписал): Розен

Того ради, по довольном рассмотрении сего Договора и двух дополнительных Статей, Мы приняло таковые за благо, подтвердили и ратификовали, якоже сим за благо приемлем, подтверждаем и ратификуем во всем их содержании, обещая Императорским Нашим Словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все в вышеозначенных актах изложенное соблюдаемо будет ненарушимо. В удостоверение чего Мы, сию Нашу Императорскую Ратификацию собственноручно подписали, повелели утвердить Государственною Нашею печатью.

Дано в Петергофе, Октября первого дня в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатый год.

На подлинной собственною Его Императорского Величества рукою написано тако:

Рыболовецкие суда у берегов острова Шикотан в бухте Крабовой. Сахалинская область

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый Трактат, согласно которому Россия уступала Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.

В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.

11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу. На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией. Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).

Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.

Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате Второй мировой войны и как таковой вообще не существует.

В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

В ходе визита президента России в Японию в декабре 2016 года лидеры согласовали заявления о начале переговоров по налаживанию на южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности. Владимир Путин отметил, что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора.

В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривается по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности, эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран.

12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, предложил Японии заключить мирный договор до конца года без всяких дополнительных условий. Он предложил прописать в тексте документа желание Москвы и Токио урегулировать споры по территориальному вопросу.

Остров Кунашир Большой гряды Курильских островов Сергей Красноухов/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин выступил с предложением подписать мирный договор с Японией до конца года без предварительных условий. Вопрос о заключении этого документа обсуждается со времен окончания Второй мировой войны.

Основным препятствием для достижения соглашения является спор вокруг нескольких островов в южной части Курильского архипелага (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды - все в составе Сахалинской области; в Японии их называют "северными территориями").

Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об истории территориального спора и попытках заключения мирного договора.

История

Курильский архипелаг - это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом. Первая российская экспедиция (руководитель - В. В. Атласов) достигла северной части гряды в 1697 году. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением - "неразделенной" территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Наследие Второй мировой войны

На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было принято решение, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды ("Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока", принято 11 февраля 1945 года).

5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советского-японского Пакта о нейтралитете (1941 год; должен был действовать до апреля 1946 года). 9 августа 1945 года советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция (18 августа - 1 сентября 1945 года), в результате которой все острова были освобождены.

После поражения в войне Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции (2 сентября 1945 года) и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага (по решению союзников). Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.

Сан-Францисский мирный договор

Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами - участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова". Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.

Совместная декларация 1956 года

После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался "принципа нераздельности политики и экономики", который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели "переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи" и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, "исходя из исторических и юридических фактов" и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.

В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.

Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году".

Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора (5 сентября 2000 года). В нем высказывалось намерение разрешить вопрос "о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи", опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. 10 января 2003 года в ходе визита в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили "решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор ". 29 апреля 2013 года на переговорах в Москве между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ было принято Совместное заявление, в котором стороны "согласились, что ситуация, при которой - спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны - между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной".

В августе 2013 года и январе 2014 г.одав Москве и Токио состоялось два раунда консультаций по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и Японии. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.

В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо "добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде "хикивакэ" ("ничья", термин из дзюдо)". В мае 2016 года Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в "конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики" и согласовали "новый подход" к решению двусторонних проблем. В декабре 2016 года лидеры двух стран заявили о готовности совместно проводить хозяйственную деятельность на спорных островах. Для этого в феврале 2017 года правительство Японии сформировало с Россией особый межведомственный совет. Он рассматривает проекты кооперации в зоне южных Курильских островов, включая рыболовство, разведение морепродуктов, туризм, охрану окружающей среды и здравоохранение.

Позиции сторон

Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.

Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).

70 лет назад произошло событие, результаты которого до сих пор аукаются руководству нашей страны проблемами на международном уровне. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско состоялась церемония подписания мирного договора между государствами-победителями и побежденной во Второй мировой Японией. Однако представитель СССР так и не завизировал этот документ. Почему Россия предпочла остаться формально в состоянии войны со своим дальневосточным соседом, объяснил историк-востоковед.

— На мирную конференцию в Сан-Франциско были созваны выбранные США страны, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного Штатам. Зато оппозиционно настроенные по отношению к Америке государства — Китай, Монголию, Демократическую Республику Вьетнам, КНДР — вообще не пригласили. Еще несколько стран отказались прислать своих представителей — Индия, Бирма…

Также Громыко резко осудил пункт, дающий возможность другим государствам по договоренности с руководством Японии размещать на ее территории свои военные базы. Наш дипломат прекрасно понимал, какая конкретно страна может в реальных условиях воспользоваться этим положением мирного договора.

— Проблема статуса южной части Курильских островов обязана своим появлением и столь долгим существованием именно проамериканскому Сан-Францисскому договору, подытожившему результаты Второй мировой на дальневосточном театре военных действий?

Поражение в войне и полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие Страны восходящего солнца. В 1945-м в Японии высадились войска США, установив там оккупационный режим.


Забыть про генерала Макартура!

— Не только дипломаты, но и высшее руководство СССР прекрасно представляло себе, что предложенный американцами текст Сан-Францисского договора обеспечивает международно-правовую базу для подготовки к новой мировой войне, закладывает фундамент территориальных споров между многими государствами Тихоокеанского бассейна. В том числе подталкивает отношения Японии и России к постоянной конфронтации на грани военного столкновения.

— Советская сторона видела возможность избежать столь негативных последствий?

— Я уже упоминал, что наша делегация предложила ряд поправок к первоначальному тексту статей договора. Среди важнейших — обязательное упоминание о признании Японией полного суверенитета СССР и КНР над перешедшими к ним в соответствии с договоренностями членов антигитлеровской коалиции территориями: для китайцев это Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а для Советского Союза — Курильские острова и Южный Сахалин.

— Итак, в сентябре 1951-го для подписания был предложен американский вариант мирного договора?

— Да, представители заокеанской державы поставили других участников перед фактом: вот таким будет этот мирный договор, подписывайте!

— И советская сторона…

— …отказалась. Сталин не разрешил Громыко поставить подпись от имени Правительства СССР под этим текстом мирного договора с Японией.

Еще один важный момент, который наверняка повлиял на решение Сталина по Сан-Францисскому договору. В случае его подписания СССР потерял бы многих своих сторонников на мировой арене, таких как Китай, ДРВ, Монголия.

— Советский Союз был единственным государством — участником Сан-Францисской конференции, которое не подписало ее итоговый документ?

— Его отказались визировать также представители Чехословакии и Польши. Другие участники, делегированные 48 странами союзнической коалиции, утвердили своими подписями мирный договор.

— Не забывайте, что были еще не приглашенные и не захотевшие приехать на конференцию. В их числе такие крупнейшие страны, как Индия и Китай.

— Это уточнение только добавляет оснований назвать Сан-Францисский мирный договор сепаратным.

— Долгосрочным перспективам налаживания международных отношений предпочли сиюминутный эффект? Это было ошибкой?

На мой взгляд, какими бы мотивами ни руководствовалось тогдашнее руководство СССР, отказываясь от подписания итогового документа конференции в Сан-Франциско, это был крупный просчет советской дипломатии.

Сан-Францисский мирный договор сыграл решающую роль для провоцирования или эскалации многих пограничных проблем. В сферу действия его положений попали огромные территории от Курильских островов до Антарктики и от Микронезии до островов Спратли. Однако документ не определил ни то, кому эти территории в конечном счете перейдут, ни их четкие границы. Тем самым были созданы предпосылки для появления многочисленных нерешенных проблем региона, уже вызвавших за прошедшие с тех пор 70 лет многочисленные международные конфликты.

Маневр японской военной партии увенчался успехом: 30 января 1902 г. Англия и Япойия подписали союзный договор.

Вторая статья обязывала каждую из сторон соблюдать строгий нейтралитет в случае, если другая сторона, защищая свои интересы в Китае или Корее, окажется в состоянии войны с третьей державой. В случае войны одного из союзников с двумя и более державами, договор (согласно ст. 3) обязывал другую договаривающуюся сторону оказать ему военную помощь.

Англо-японский союзный договор был крупной победой японской внешней политики. Он давал Японии возможность начать войну с Россией, обладая уверенностью, что ни одна держава не окажет России вооруженной поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Англией. Вместе с тем, Японии обеспечивалась и финансовая помощь Англии.

Русская дипломатия немедленно обратилась к Франции с предложением совместно выступить с ответом на англо-японский союз. Франция не одобряла отвлечения сил России на Дальний Восток.

В результате англо-японского договора Англия получила возможность нанести при помощи Японии серьезный удар России и, кроме того, в известной степени усилить свое влияние в Европе в борьбе против нового соперника — Германии.

Правящие круги Соединенных Штатов Америки также рассчитывали при помощи Японии ослабить влияние России на Дальнем Востоке и усилить свое собственное влияние в Китае (в частности в Маньчжурии) и в Корее..

С этой целью американцы были готовы предоставить Япо­нии далеко идущую поддержку. В свою очередь Германия, стремясь подорвать или ослабить союз между Россией и Францией, а также развязать себе руки в Европе и создать более благоприятные условия для своего проникновения на Ближний Восток, втайне подталкивала как Россию, так и Японию к войне друг против друга.

Таким образом, задуманная война против России соответствовала интересам не только Японии, но Англии, Соединенных Штатов Америки и Германии.

Летом 1901 г. русское правительство возобновило переговоры с Китаем по маньчжурскому вопросу, постепенно отказываясь от своих первоначальных притязаний. 8 апреля 1902 г было подписано русско-китайское соглашение, по которому Россия обязалась вывести свои войска из Маньчжурии в три приема в течение 18 месяцев.

Единственное, на чем сумела настоять русская дипломатия, заключалось в оговорке, что эвакуация войск может быть приостановлена волнениями в Маньчжурии или такими же действиями иностранных держав, которые не позволят России вывести свои войска.

В конце лета 1902 г. японское правительство, как бы в продолжение миссии Ито, предложило русскому правительству следующее соглашение: Россия признает японский протекторат над Кореей, в обмен Япония признает за Россией в Маньчжурии всего лишь свободу действий, в смысле охраны там русских железных дорог. Это предложение в Петербурге сочли неудовлетворительным.

Как раз в это время на Николая II стала оказывать большое влияние безответственная придворная группа во главе с Безобразовым. Эта группа убеждала Николая II не уходить из Маньчжурии вопреки заключенному с Китаем соглашению. Более того, не довольствуясь Маньчжурией, царя подстрекали проникнуть и в Корею, в которой с 1898 г. Россия фактически терпела преобладающее влияние Японии.

Безобразов и близкие к нему люди приобрели в Корее частную лесную концессию. Территория концессии захватывала бассейны двух рек: Ялу и Тумынь и тянулась на 800 километров вдоль китайско-корейской и русско-корейской границ от Корейского залива до Японского моря. Короче, она занимала всю пограничную зону. Формально концессия была приобретена частным акционерным обществом. Фактически за ним стояло царское правительство, которое под видом лесной стражи вводило на концессию войска.

Стараясь проникнуть в Корею, правительство России медлило с эвакуацией войск из Маньчжурии, хотя сроки, ус­тановленные договором 8 апреля 1902 г., уже миновали. Между тем, военная подготовка России на Дальнем Востоке значительно отставала от ее политических замыслов.

Читайте также: