Какие риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов

Обновлено: 02.07.2024


Страховать грузы или нет, страховка CMR , или 100% застрахованный груз.

Что выбрать: страховку CMR или полное страхование груза?
В чем заключается разница между страхованием груза и страхованием ответственности перевозчика или экспедитора? Нужно ли страховать груз, если у транспортной компании имеется в наличии полис страхования ответственности перевозчика — страховка CMR? Самый главный вопрос, волнующий грузовладельцев: кто возместит ущерб, в случае потери, частичной или полной порчи груза?

Эти и другие вопросы касательно особенностей страхования грузов часто возникают у грузовладельцев при заказе международных грузоперевозок у транспортно-экспедиторских компаний. Постараемся внести ясность и сразу отметим, что страхование грузов и страхование ответственности перевозчика CMR – это два отдельных вида страхования.


Первый – страхует груз от всех рисков, второй – компенсирует ущерб, нанесенный исключительно по вине перевозчика. Таким образом, ставить знак равенства между этими видами страхования – неверно, хотя в какой-то степени они и дополняют друг друга.

От каких рисков защищает страховка CMR.
CMR-страхование – добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика (согласно конвенции КДПГ) предназначено в первую очередь для защиты интересов перевозчика, который освобождается от финансовых обязательств перед клиентом при утрате или порче груза, произошедших НЕ по его вине, скажем, при форс-мажорных обстоятельствах: угоне транспорта, краже груза, ДТП, плохих погодных условиях и т.д. Если же инцидент с грузом произошел по вине перевозчика, ввиду его некомпетентных действий или нарушений правил перевозки, что повлекло за собой порчу или потерю груза, страховая компания, в которой застрахована ответственность перевозчика, выплачивает грузовладельцу страховое возмещение в размере 100% стоимости груза. Однако, только в том случае, если вина перевозчика в нанесенном ущербе грузу установлена и доказана. Конвенция международных перевозок TIR и CMR настолько защищает интересы перевозчиков, что доказать вину транспортной компании иногда бессмысленно и невозможно.

В чем разница между страхованием ответственности перевозчика и экспедитора?
Экспедиторы, выступающие посредниками между грузовладельцами и перевозчиками, также страхуют свою ответственность. Разница заключается в том, что страхование ответственности перевозчика в основном применяется для владельцев грузового автотранспорта, тогда как в случае с экспедиторами страхование охватывает все виды транспорта и может быть применено в мультимодальных перевозках.
Сама процедура компенсации ущерба грузовладельцу такая же: в случае утраты или порчи груза по вине экспедитора (его представителя или субподрядчика), грузовладелец получает страховое возмещение от страховой компании экспедитора, поскольку непосредственно он несет ответственность перед клиентом.

Тариф страхования груза зависит от множества факторов, среди которых: стоимость и характер груза, вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской или воздушный). Расстояние и направление перевозки (Европа (без СНГ), Азия, Америка), количество перегрузок в перевалочных пунктах (при погрузочно-разгрузочных работах груз особенно подвержен риску), набор страхуемых рисков (от кражи, от частичного повреждения, от полной гибели).

Отметим, что страховой полис будет тем дороже, чем больше набор страхуемых рисков, поэтому грузовладельцу стоит внимательно ознакомиться с перечнем страхуемых рисков и выбрать только те из них, которые действительно необходимы под данную категорию груза и вид транспорта.

При покупке страховки имейте в виду, что каждый полис страхования груза также имеет лимит ответственности страховой компании, и ряд исключений, которые указываются в договоре. Обычно это франшиза, форс-мажорные обстоятельства, например, при следовании груза через зону военных действий, и другие спорные моменты.

Лимит ответственности Страховых компаний.

У всех страховых компаний существует лимит Ответственности Страховой компании, чем страховая компания солиднее тем лимит ответственности может быть больше, чем у другой страховой компании.
Лимит ответственности страховой компании это предельно допустимая, возможная ответственность страховой компании по отдельному страховому случаю, лимит ответственности указывается в страховом полисе. Величина лимита ответственности устанавливается в зависимости от возможного лимита ответственности страховой фирмы.

Ответственность франшизы при страховании груза.
Обратите внимание, если в договоре страхования указывается франшиза – размер убытка, некомпенсируемого страховой компанией. Например, размер франшизы может быть установлен на уровне 1000 евро. Это означает, что в случае нанесения клиенту убытков на сумму меньшую 1000 евро, компенсация не будет выплачена.

На практике применяется два вида франшизы: условная и безусловная. Условная франшиза подразумевает возмещение суммы полностью в том случае, когда ущерб превышает размер франшизы. При применении безусловной франшизы ущерб возмещается при всех страховых случаях, но за вычетом суммы франшизы. То есть, если франшиза составляет 1000 евро, а нанесенный ущерб составил 1500 евро, сумма возмещения будет равна 500 евро.

Стоит ли страховать груз?
Грузовладельцу важно понять следующее: впечатление, что если перевозчик или экспедитор застраховал свою ответственность и это автоматически защитит интересы клиента в случае потери или утраты груза, — ошибочно. Да, наличие TIRа, страховки CMR, однозначно выступает в пользу выбранного перевозчика или экспедиторской компании, говорит об его ответственности и серьезном подходе к выполнению заказа на грузоперевозку, но одной страховкой CMR не решить всех возможных проблем.

Страховать или нет, вам решать, статистика неумолима, страхование есть спокойствие.

Читайте также: