Какие признаки положены в основу типологии детских лагерей

Обновлено: 01.07.2024

Если лагерь вы выбираете по устной рекомендации, но не забывайте, что мнения о нём могут быть ошибочные, субъективные, ведь многое зависит от конкретного ребёнка и его родителей, их впечатлений. Поэтому, делая выбор, не пренебрегайте и объективными данными.

Какое-либо происшествие, произошедшее в лагере, – это ещё не повод считать этот лагерь плохим. Однако, вас должна насторожить целая череда плохих отзывов, инцидентов, обвинений и оправданий в комментариях.

Что же такое детские оздоровительные лагеря? Вот о них и пойдёт речь в данной статье.

Начнем сначала. Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет. В советские времена подавляющее большинство наших детей отдыхало в таких лагерях, расположенных на всей территории огромной страны, по путевкам, которые предоставлялись родителям бесплатно или с большой скидкой. В постперестроечное время количество детских оздоровительных лагерей сократилось в несколько раз, да и много изменилось в самой системе организации детского отдыха.

Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей по условиям и по содержанию пребывания.

По условиям пребывания детские лагеря делятся на стационарные и палаточные.

В зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные. Есть также лагеря санаторного типа, где оказываются медицинские услуги.

По времени работы лагеря бывают круглогодичного действия и сезонные.

Лагеря круглогодичного действия располагают зданиями капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, удобствами в спальных корпусах для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и при необходимости – учебными классами.

Лагеря сезонного действия работают только в летний период времени (июнь – август), имеют условия для занятий спортом и проведения досуга, но здания не отапливаются (за редким исключением).

У всех лагерей есть хозяева (собственники). По виду собственности они делятся на следующие категории:

муниципальные (лагеря находятся на балансе муниципальных органов и их структурных подразделений. На сегодняшний день это преобладающая форма собственности лагерей в России, примерно 90% всех стационарных загородных лагерей);

общественные (принадлежат общественным организациям и объединениям: лагеря некоммерческих/общественных организаций, православные лагеря, туристские клубы и объединения и др.);

ведомственные (лагеря принадлежат и находятся на балансе министерств, ведомств, организаций, предприятий, например, сеть детских лагерей на территории страны, принадлежащих ОАО "РЖД". В последние десятилетия количество ведомственных лагерей в силу экономического положения предприятий резко сократилось и продолжает сокращаться.);

частные (принадлежат коммерческим фирмам/индивидуальным предпринимателям или частным лицам. В последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения числа таких частных лагерей).

Несмотря на различную принадлежность лагерей, у них всех одна главная задача – организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления.

Детский лагерь считается оздоровительным, если смена по продолжительности составляет не менее 21 дня, т.е. времени, которое, по рекомендациям медиков, необходимо для курса адаптации и оздоровления ребёнка. На практике день приезда и отъезда включают в общее число дней путевки.

В течение трёх недель в таких лагерях реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, трекинги, занятия спортом; дети находятся в климатических условиях, благоприятных для восстановления жизненных сил организма. Как правило, оздоровительные лагеря располагаются в курортной или лесопарковой зоне вблизи реки, озера или моря, что уже само по себе очень благоприятно влияет на здоровье. В дополнение к этому, активная программа спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятий способствует в большинстве случаев получению знаний, приобретению детьми определенных навыков.

Пребывание детей в ДОЛ продолжительностью 1–2 недели считается отдыхом.

Санаторно-оздоровительные лагеря относятся к стационарным лагерям, и, помимо указанной выше структуры, имеют корпуса (или специально оборудованные помещения) для проведения медицинских процедур по программе лечения, которая определяется для каждого ребёнка индивидуально.

Лагеря могут существенно отличаться друг от друга по количеству указанных хозяйственных объектов и их техническому состоянию, а также в различных регионах Российской Федерации существует разница в оснащенности лагерей.

Оздоровительные лагеря

сайт zamoscow.ru Дол им Гагарина в Подмосковье

ДОЛ Орленок_0035 домики

Стационарные ДОЛ представляют собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются спальные корпуса, пищеблок для приготовления пищи и столовая, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и др.спортивные площадки, стадион, (бассейн открытого или закрытого типа в больших лагерях); помещения для проведения досуга: летняя эстрада, клуб, кинозал, помещения для занятий в кружках различной направленности, отрядные места, костровая площадка; медицинский пункт (кабинет, изолятор, процедурные кабинеты), вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, гараж или автостоянки, скважины, котельные и т.д.), автотранспорт, при наличии водоёма может быть собственный оборудованный пляж.

Обязательным условием для открытия ДОЛ является обеспечение его питьевой водой, а также водой для гигиенических процедур, места для сушки белья.

Медицинское обеспечение

Каждый детский лагерь обязан иметь медицинский пункт, где детям могут оказать первую медицинскую помощь. В зависимости от количества детей в лагере помимо медсестры/фельдшера может быть 1–3 и более врачей – педиатров, изолятор. В лагерях специализированного профиля (санаторного типа), где организован курс лечения, работает медицинский персонал соответствующего профиля.

Если лагерь не обеспечивает необходимые условия по оказанию профессиональной помощи, то он заключает договор с медицинским учреждением, куда, при необходимости, отправляют детей на обследование и лечение.

Безопасность

Территория лагерей огорожена и на входе осуществляется контроль, чтобы посторонние лица не могли пройти на его территорию. На это имеются или штатные работники, или привлечённые охранные службы.

Размещение и проживание детей в лагере

Условия размещения детей в ДОЛ могут существенно различаться: от комфортабельных корпусов до дощатых домиков с удобствами на территории (или в палатках). Дети живут в многоместных комнатах. Редко – по 2–3 человека, или свыше 15 человек в комнате. Наиболее распространено – по 4 человека в комнате.

Такая практика проживания нескольких детей в одной комнате существует не только в нашей стране. Это также характерно и для лагерей в зарубежных странах.

ДОЛ Янтарь_0206 комната
ДОЛ Атлантус IMG_0156
ДОЛ Болгария SAM_0383

Жилые комнаты оснащены мебелью (кровати, стулья, тумбочки, шкаф). Удобства (душ, туалеты, умывальники), как правило, расположены на этажах, значительно реже – в комнатах. В сезонных лагерях душ, туалеты и умывальники могут располагаться на территории лагеря на отдалении от спальных корпусов/домиков (в соответствии с санитарными нормами).

Стремление родителей, чтобы дети жили в двухместных комнатах с удобствами в корпусах гостиничного типа, не всегда бывает оправдано с точки зрения безопасности и психологического климата.

Питание

ДОЛ Бимлюк столовая

Дети питаются в столовых, к санитарному состоянию которых предъявляются жесткие требования. Питание может быть организовано как в форме самообслуживания, когда дети на подносах берут еду у раздаточного стола, так и официантами, что значительно реже. Детям младшего возраста еда подается на столы.

Питание детей осуществляется по заранее согласованному и утвержденному меню 4–5 раз в день. Продуктами лагерь обеспечивается на договорной основе с определёнными поставщиками.

Обслуживающий персонал

Нельзя не сказать, что человеческий фактор играет очень большую роль и является основой успешной работы ДОЛ и качественного отдыха детей. Это имеет отношение как к руководству ДОЛ, так и тем сотрудникам, которые находятся в контакте с детьми. Весь персонал в соответствии со своими должностными обязанностями отвечает за жизнь и безопасность детей во время лагерной смены.

Программы отдыха и организация досуга

Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов.

Приблизительный распорядок дня в лагере

Надо отметить, что в нашей стране разработано и внедрено в практику работы с детьми много интересных программ. Сейчас редко можно встретить ДОЛ, где нет профильных/тематических смен.

Профильная/тематическая смена в ДОЛ

Это означает, что для детей организуется смена с программой пребывания определённой направленности: социально – педагогическая; художественно – эстетическая, эколого – биологическая: спортивно – оздоровительная, археологическая, патриотическая и др.

Тематика смены может быть создана по мотивам популярных среди детей приключенческих фильмов или компьютерных игр, ролевых игр на исторические или фантастические сюжеты и др. Вместо отрядов могут быть команды, экипажи, вместо вожатых – лидеры. Особое внимание уделяется обучающим занятиям, на которых дети учатся развивать логику и коммуникативные навыки.

В зависимости от направленности загородные детские лагеря можно разделить по следующим видам:

Что такое профильный лагерь?

Чем отличается профильный лагерь от традиционного стационарного? Прежде всего тем, что инфраструктура лагеря, программа пребывания детей ориентирована на реализацию профиля данного ДОЛ, имеется специальное оборудование и профессиональный персонал по данному профилю.

К профильным можно отнести детские оздоровительные лагеря:

Санаторного типа (наличие условий и медицинской базы для лечения детей).

Туристские (туристское снаряжение, наличие тренировочных площадок с оборудованием, проведение многодневных походов).

Спортивные (наличие бассейна, стадиона, спортивных площадок, залов, беговых дорожек, тренажеров и т.п. для активного занятия и тренировок спортом).

Научные (экологические – на территории национальных парков, компьютерные – с оборудованными компьютерными классами и др.).

Военно-патриотические (как курс подготовки молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил).

Конфессиональные (Православные и др.)

В остальном, программа профильного лагеря приближена к традиционной – это активный отдых на пляже, трекинги, песни под гитару, игры и конкурсы, массовые спортивные игры и соревнования, фестивали, праздники, дискотеки.

Выбирая лагерь, нужно понимать, какая программа нужна именно Вашему ребёнку и где он сможет почувствовать душевный комфорт, какие возможности Вы считаете для него лучшими, какими материальными возможностями располагаете. Не заставляйте ребёнка ехать в тот лагерь, который, по вашему мнению, больше ему подходит, а его совсем не привлекает. Это лучше пусть будет Ваше совместное с ребёнком решение.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 марта 2012.

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью (cм. также пионерский лагерь, летний лагерь). Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во все мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием). В общем сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением паркуру или дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор. Вопрос о том, как правильно выбрать лагерь, становится настоящей проблемой.

Содержание

История

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но что более важно, они были занятыми в том числе и походами, экскурсиями, сбором плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

Классификация

По времени деятельности детские лагеря бывают:

  • круглогодичные — работают в течение круглого года
  • сезонные — работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (например, горнолыжные лагеря) и/или весенних школьных каникул
  • лагерь выходного дня

По месту проведения детские лагеря бывают:

  • стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах
  • палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток
  • выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах

По типу организации детские лагеря бывают:

По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:

  • спортивные
  • языковые (лингвистические)
  • общеоздоровительные
  • лечебно-коррекционные, санаторные
  • культурно-познавательные
  • с психологическими тренингами,например, с тренингом лидерских качеств для подростков.
  • лагеря с учебной программой
  • экологические лагеря
  • лагеря для девочек, школа хороших манер
  • трудовые лагеря
  • художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие

Летний лагерь

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.

Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.

В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС.

Лагерь санаторного типа

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь

Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.

Лагерь выходного дня

Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.

Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь

Обучающие лагеря бывают трёх видов:

  • для неуспевающих по школьной программе учеников,
  • для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические),
  • для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Спортивный лагерь

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива

Семейный лагерь

Профильный (тематический) лагерь

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Размещение

На данный момент все лагеря предлагают три вида размещения: элитное, улучшенное, стандартное. Элитное — по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров. Улучшенное размещение — 4-5 человек в комнате, удобства на этаже, корпуса отремонтированные, в надлежащем виде. Стандартное размещение — 6-8 человек в больших комнатах, туалеты в корпусах, банно-прачечный комплекс на улице. С одной стороны вдвоем жить всю смену скучновато, веселее в компании, но с другой, когда компания 8 человек, жить становится трудно. В хорошем лагере элитное размещение и не нужно, так как дети приходят в комнаты только спать, а все остальное время занято. Стандартные условия уже не всегда удовлетворяют детей, но опять же, если программа лагеря интересная, душ на улице не окажется проблемой для ребёнка.

В некоторых лагерях, особенно за рубежом, очень часто проживание организуется в семьях местных жителей. Практически весь день дети находятся в дневном лагере, который предлагает учебную, спортивную и культурную программу, а спят в семьях местных жителей, где обычно бывают дети-ровесники. В России почему-то такой способ отдыха не слишком популярен, а зря: изучение языка при таком способе размещения наиболее эффективно.

Питание

Меню, которое Вам могут предоставить в лагере, ничего не отражает. Ведь приготовить можно по разному. Стоит обращать внимание на следующие моменты: есть ли у лагеря собственный пекарь-кондитер, насколько разнообразен рацион в меню, вес порций. Это поможет Вам составить собственное мнение, как администрация относится к вопросу питания. По нормам, питание в нормальном лагере должно быть, как минимум 4-разовое (завтрак, обед, полдник, ужин, иногда второй ужин).

Существует два вида организации питания детей в детском лагере — Шведский стол; Порционный стол. В каждом из этих видов есть свои плюсы и минусы. Шведский стол даёт детям возможность широкого выбора в составлении своего рациона питания, которого нет при порционной организации питания. Но дети, как правило, сами не могут составить набор продуктов необходимый для активно растущего организма, поэтому полезные и менее вкусные блюда будут ими исключены из своего (ребёнка) рациона в детском лагере. При порционной организации питания все меню сбалансировано и отвечает всем стандартам. Как показывает практика, после адаптационного периода дети привыкают к порционному столу. Шведский стол иногда может стать ненужной роскошью, но может использоваться в частных случаях.

Вожатский состав

Следует узнать, где администрация лагеря набирает себе вожатский коллектив, есть несколько способов:

  • Стандартный — наиболее распространённый, лагерь заключает договора с различными педагогическими училищами для принятия у себя на период смены студентов-практикантов, и работа в лагере им засчитывается, как практика. Вожатые могут собираться до смены, а могут прибыть сразу в первый день и начать работать. В данном случае, никто не сможет Вам гарантировать, какие люди будут нести ответственность за Ваших детей. Практиканты бывают разные, и даже администрация понимает, кто есть кто только на смене.
  • Педотряды. Педотряды — это студенческие организации при ВУЗах города, содружество энтузиастов, которые любят профессию вожатый и остаются верны ей на долгое время. Их уровень намного выше, чем у обычных практикантов, так как они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего призвания. Пед-отряды в основном собираются летом и работают на базе того лагеря, который согласится принять их. При данном способе формирования педагогического коллектива сюрпризов с неизвестными вожатыми меньше, но все равно не исключает возможности их появления. Так как некоторые педотряды собираются в лагеря, чтобы самим дружной компанией отдохнуть, но такие педотряды долго не работают. У настоящих педотрядов обычно есть собственные сайты, где вы сможете прочитать о тех людях, которые будут работать с Вашими детьми.

Постоянный штат. Пока достаточно редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Штат из смены в смену один и тот же, есть возможность узнать о каждом вожатом, прочитать отзывы и т. д. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.

Вид деятельности

Древний. — Древний, потому что в некоторых лагерях администрация не сильно утруждается придумыванием на каждую смену новых программ, и из года в год лагерь работает по старым, обкатанным программам, и все так же, как 50 лет назад празднуется День Нептуна, по старым программам. В такие лагеря можно съездить один раз, больше — будет неинтересно. А лучше вообще избегать, дети уже не такие как были даже 10 лет назад, и проводить отдых по древним программам неинтересно.

Обычный. — Данные программы берут стандартный костяк — типа КВН, Игра по станциям, Олимпиады. И вожатые просто вносят немного разнообразия в данные программы, изменяя условия задания, придумывая несколько новых. Также, если появляется новая идея, то её обязательно реализуют, но все же инновационность не является главным критерием составления таких программ.

Также следует обратить внимание, какие занятия будут предлагаться ребёнку:

  • Система клубов по интересам, кружки.
  • Занятия иностранными языками.
  • Спортивные занятия, имеется ли спортивная база для этого и т. д.
  • Культурно-познавательная программа: экскурсии, посещение выставок, музеев.
  • Программа вечерних мероприятий.

В хорошем лагере программа отдыха разработана так, что ребёнок всегда чем-то занят. В этом случае детям скучно не бывает.

Детские лагеря Белоруссии

Детские лагеря Белоруссии: пионерские, оздоровительные, труда и отдыха, летние, зимние. Под детским туризмом подразумевается много понятий: например, лагеря отдыха, экскурсионные поездки, спортивные и оздоровительные лагеря, скаутские программы и образовательные курсы. По официальной советской статистике, каждый ребёнок за 10 лет школы ездил в пионерлагерь около пяти раз.

Международный языковой (лингвистический) лагерь

Основное направление деятельности международных языковых лагерей — изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду. Как правило, такие лагеря устраиваются в той стране, где обучаемый язык признан государственным: французский язык лучше изучать во Франции или франкоязычных частях Швейцарии и Канады; английский — в США, Великобритании и англоязычной части Канады; немецкий — в Германии, Австрии или немецкоязычной части Швейцарии и так далее. Но бывают и исключения: так, например, в Швейцарии работают международные лагеря с английским языком, уже давно завоевавшие популярность во всем мире.

Максимальный эффект от пребывания в таких лагерях получается в том случае, если преподаватели, воспитатели и аниматоры являются носителями языка, а приехавшие на обучение дети — выходцы из самых разных стран, разговаривающие на разных языках: тогда изучаемый язык становится языком общения в лагере.

Христианский летний лагерь

Христианские организации нередко организовывают для детей своих прихожан летние лагеря. Они могут представлять собой палаточные лагеря в курортной местности (на берегу моря). Их особенностью являются ежедневные молитвенные собрания с коллективным исполнением песен религиозного содержания. Лекции на религиозные темы. Молодежь привлекается к дежурству на кухне и уборке территории. Категорически запрещается курение, алкоголь, флирт и непослушание. Участие в лагере может иметь символическую плату (на покупку еды) [1] .

Каникулы в значительно большей мере, чем учеба в школе, отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. Тут возникает противоречие между каникулами, с их реализацией главных для ребенка условий жизнедеятельности – свободы и интересов, и учебой в школе, где действуют в большей мере другие условия его жизнедеятельности – ответственность и нормы. Если в жизни ребенка эти сферы не связаны по содержанию (или мало связаны), то в дальнейшем ему будет трудно соединить свободу и ответственность, интерес и норму.

Каникулярный отдых — социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Понимание того, что каникулярное и учебное время значительно отличаются друг от друга в ценностном отношении, логически приводит к необходимости обеспечить высокий образовательный и социально-педагогический потенциал каникул с целью формирования личности и успешной социализации ребенка.

Личность благоприятно и прогрессивно развивается в процессе социального взаимодействия, которое обеспечивают социальные институты и общество в целом. Формирование личности ребенка охватывает долгий и насыщенный период жизни. Этап становления личности детей в процессе их взаимодействия с окружающей социальной средой представляет собой их социализацию, с помощью которой человек проявляет себя как индивидуальность.

Дополнительное образование как институт социализации детей и взрослых

На формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени направлено дополнительное образование.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Являясь образовательно-воспитательными институтами социума, учреждения дополнительного образования могут более успешно и активно внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни.

Основным видом деятельности учреждения дополнительного образования детей является социально-педагогическая деятельность. Это вид социальной деятельности, направленной на решение задач социализации детей и взрослых, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета социальных потребностей и ценностей детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях жизнедеятельности. Одним из множества социальных институтов, оказывающих влияние на социализацию ребенка, его будущий статус, его роль в обществе, убеждения и жизненные цели, является детско-оздоровительная образовательная организация (далее – детский оздоровительный лагерь).

Лагерь – это детско-оздоровительная образовательная организация. Подобные учреждения создаются органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями с целью обеспечения права граждан на полноценный развивающий отдых с учетом их потребностей, интересов семьи, общества и государства.

Под детским оздоровительным лагерем понимают:

Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентировочного досуга, способствующего физическому и духовному развитию, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей личности.

Основными задачами деятельности детских оздоровительных лагерей являются:

  • развитие умений и навыков безопасности жизнедеятельности как средства личной защиты;
  • создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры;
  • реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей;
  • обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков;
  • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности.

Деятельность детских оздоровительных лагерей основывается на следующих принципах:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
  • сочетание детского самоуправления и педагогического управления;
  • вариативность программ и их реализации.

Продолжая непрерывный процесс образования личности растущего человека, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря наполняется разнообразными источниками информации (это преимущественно новые люди и собственный практический опыт ребенка), иным (по качеству и объему) содержанием, во многом иными технологиями (преимущественно игровыми, предполагающими активное взаимодействие с другими людьми, возможность свободного выбора, творчество).

Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха.

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно- эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

Организация отдыха детей – это первоочередная задача оздоровительного лагеря. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей. Идеи укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков.

Основные подходы к типологии видов учреждений отдыха и оздоровления детей

  • стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом;
  • создаваемые на базе учреждений образования – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах;
  • организуемые на уже имеющейся базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей - на турбазе, в профилактории или гостинице либо в войсковой части;
  • полевые и палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

Данная классификация позволяет обновлять нормативную базу сферы отдыха и оздоровления детей в целом.

Второй подход определяется по направлению деятельности смены детского оздоровительного лагеря:

Следующий подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью. По этому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как:

  • спортивно-оздоровительные;
  • туристские;
  • труда и отдыха;
  • санаторные (профилактические);
  • летние (зимние) школы по направлениям детского творчества;
  • лидерские (лагеря ученического актива);
  • оборонно-спортивные или гражданско-патриотические;
  • семейные (для семейного отдыха).

Основные характеристики детских оздоровительных учреждений на основе содержательной деятельности

Спортивно-оздоровительные лагеря, где вид оздоровительно-образовательной деятельности является:

  • продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;
  • рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, основным содержанием деятельности, которых служит развитие скоростных, силовых и двигательных качеств, как и выносливости в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Туристские лагеря: полевые (палаточные) по различным видам туризма (водный, пеший, горный и.т.п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических знаний, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческого направления системы дополнительного образования детей в течение года; проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

Лагеря (либо отдельные их смены) активного труда и отдыха с круглосуточным или дневным пребыванием – форма приобретения обучающимися и воспитанниками практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием у них навыков здорового образа жизни в период каникул.

Санаторные (профилактические) лагеря: форма активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.

Летние (зимние) школы по направлениям детского творчества или, иначе говоря, культурно-познавательные, интеллектуальные (профильные) лагеря: стационарная или передвижная форма активного отдыха, где в основе совместной деятельности педагога и обучающегося лежит нацеленность на творческое освоение мира. Эта разновидность лагеря может быть организованна как творческая дача, мастерская, фестиваль, смотр, экскурсия и.т.д.

Лидерские лагеря: форма освоения социально-творческой деятельности, сопровождаемой активным отдыхом и оздоровлением, в прежней терминологии – лагеря актива детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Оборонно-спортивные и гражданско-патриотические лагеря: форма образовательной и оздоровительной деятельности с ярко выраженной гражданской направленностью, где реализуется программы дополнительного образования детей, допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта, школы безопасности, юных моряков, пограничников, десантников и.т.п.

Семейные лагеря: форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Существует и официальная классификация детских лагерей. По этой классификации они подразделяются на такие типы, как:

  • загородные стационарные детские оздоровительные лагеря;
  • санаторные;
  • лагеря дневного пребывания;
  • профильные;
  • оборонно-спортивные;
  • оздоровительно-спортивные;
  • труда и отдыха.

Помимо традиционных смен проводятся и тематические направленные на: поддержку одаренных детей и подростков, гражданское и патриотическое воспитание, организацию активного отдыха несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений либо находящихся в социально опасном положении и другие.

Сроки оздоровления детей определяются с учетом медицинских рекомендаций, природно-климатических условий и составляют:

Типология детских и молодежных лагерей

Первый слайд презентации: Типология детских и молодежных лагерей

Выполнили: Винокурова Виктория, Свиридова Елизавета, Тилицына Дарья Группа: ПС-ППБ-21

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 2: Подходы к типологии видов учреждений отдыха и оздоровления детей

Первый подход - виды учреждений отдыха и оздоровления детей разнятся не по содержанию деятельности, а по месту размещения (базирования) детей.

Слайд 3

В этом случае можно выделить четыре вида учреждений отдыха и оздоровления детей: 1. Стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом; 2. Создаваемые на базе общеобразовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах; 3. Организуемые на уже имеющейся базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей - на турбазе, в профилактории или гостинице либо в войсковой части; 4. Полевые и палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 4

Второй подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью. Поэтому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как: спортивно-оздоровительные; туристские; труда и отдыха; санаторные (профилактические); летние (зимние) школы по направлениям детского творчества; лидерские (лагеря ученического актива); оборонно-спортивные или гражданско-патриотические; семейные (для семейного отдыха)

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 5: Характеристика лагерей

1. Спортивно – оздоровительные лагеря Вид оздоровительно-образовательной деятельности является: продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ; рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, основным содержанием деятельности, которых служит развитие скоростных, силовых и двигательных качеств, как и выносливости в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Характеристика лагерей

Слайд 6

2. Туристские лагеря Полевые (палаточные) по различным видам туризма (водный, пеший, горный и.т.п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических знаний, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческого направления системы дополнительного образования детей в течение года; проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 7

3. Лагеря (либо отдельные их смены) активного труда и отдыха с круглосуточным или дневным пребыванием : форма приобретения обучающимися и воспитанниками практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием у них навыков здорового образа жизни в период каникул.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 8

4. Санаторные (профилактические) лагеря Форма активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 9

5. Летние (зимние) школы по направлениям детского творчества или культурно-познавательные, интеллектуальные (профильные) лагеря Стационарная или передвижная форма активного отдыха, где в основе совместной деятельности педагога и обучающегося лежит нацеленность на творческое освоение мира. Эта разновидность лагеря может быть организованна как творческая дача, мастерская, фестиваль, смотр, экскурсия и.т.д.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 10

6. Лидерские лагеря : Форма освоения социально-творческой деятельности, сопровождаемой активным отдыхом и оздоровлением, в прежней терминологии – лагеря актива детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 11

7. Оборонно-спортивные и гражданско-патриотические лагеря Форма образовательной и оздоровительной деятельности с ярко выраженной гражданской направленностью, где реализуется программы дополнительного образования детей, допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта, школы безопасности, юных моряков, пограничников, десантников и.т.п.

Типология детских и молодежных лагерей

Слайд 12

8. Семейные лагеря Форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Читайте также: