Какие признаки молодежи делают ее группой риска экстремизма

Обновлено: 04.05.2024



Отношение подростков к экстремизму

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого

2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире все чаще можно столкнуться с действиями, далекими от обычных общепринятых, связанными с непринятием существующего государственного или общественного порядка, осуществляемыми в незаконных формах. Иногда такие действия могут стать массовыми и нанести огромный ущерб обществу, религии, экономике и политике страны.

В 5 части 13 статьи Конституции РФ записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

В настоящее время основной формой деятельности, подрывающей безопасность государства и его жителей, является размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Неоднократно в социальных сетях я натыкался на закрытые группы, пропагандирующие экстремистские действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, в которые вступали мои знакомые и друзья. Это такие группы, как: ZABIV, Юность на поляне, Сумасшедший Офник, ULTRAPIR и тому подобное. Под влиянием социальных и иных факторов в подростковой среде формируются радикальные взгляды и убеждения на недостатки политики, экономики и социальной структуры страны. Таким образом, подростки пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Цель: изучить отношение учащихся МОУ СОШ №82 к проблеме экстремизма.

Предмет исследования: отношение подростков к экстремизму

Методы исследования:

Теоретический: изучение и анализ литературы и интенет-ресурсов;

Эмпирический: социологический опрос-анкетирование, сравнение показателей каждой параллели.

Составить анкеты для проведения опроса;

Организовать и провести качественный анализ результатов;

Глава 1. Экстремизм в подростковой среде

Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике).

Экстремизм в России - это и ложные обвинения лиц, занимающих государственные посты, нарушение прав граждан в зависимости от их национальной, религиозной и т. д. принадлежности, воспрепятствование осуществлению избирательных прав и т.д.

Экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений.

Преимущественно групповой характер подросткового экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность

1.2. Виды экстремизма

Политический – крайние взгляды в отношении политической системы. Непримиримость к иным политическим партиям.

Националистический – радикальные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы.

Религиозный – пропаганда истинности одного вероучения; стремление к устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.

Экологический – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений.

Антиглобалисткий – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.

Моральный – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия.

Подростково-молодежный – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на принципах силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

1.3. Статистика экстремистских объединений

Распространение молодежного и подросткового экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских подростковых и молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных и подростковых объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

В среднем до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет.

1.4. Кто обычно попадает под влияние экстремистских группировок и каковы причины роста возникновения экстремистского поведения?

Мотивами вступления в экстремистские группы являются:

направление на активную деятельность

стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения

ориентация на агрессивное поведение,

стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения и т.д.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения подростков исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Подросткам свойственна психология подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и подросткового экстремизма.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская группировка, неформальное объединение, политическая радикальная организация.

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни;

Серьёзные формы насилия, распространённые среди подростков, причиняют вред большему количеству людей.

1.5. Основные особенности экстремизма в подростковой среде

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения подростка и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, согласием с государственными институтами.

Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

1.6. Уголовная ответственность на территории РФ за экстремистскую деятельность

В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Чаще всего граждане РФ подвергаются уголовному преследованию за:

призывы к экстремистской деятельности;

оправдание терроризма и экстремизма;

оскорбление чувств верующих;

демонстрацию запрещенной символики;

распространение экстремистских материалов.

Глава 2. Практическая часть (основная)

Нами были получены следующие результаты:

Достаточно большое количество учеников считают, что экстремизм – это способ восстановить справедливость или допустимость крайних мер, что не совсем верно. (Приложение 2)

Вывод: учащиеся имеют недостаточное представление о значении слова экстремизм. И по собственному не знанию, могут оказаться вовлечены в данные организации.

3. Большинство учащихся всех параллелей считают, что экстремизм возникает из-за социально-экономических недовольств народа и подсознания людей. (Приложение 4)

4. Больше половины учащихся считают проблему экстремизма не актуальной, но все же количество учащихся, думающих обратно тоже велико, разница настолько незначительна, что мы можем сказать о равенстве учеников, не считающих проблему экстремизма актуальной и считающих. (Приложение 5)

Вывод: учащиеся не знают, о том, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

5. Для 95% учащихся нашей школы не важна национальность человека, и она никак не влияет на отношение к людям, но все же есть люди, которым национальность знакомого или друга важна, в основном это в 8 и 10-х классах, а вот в 9-х классах национальность человека при выборе друга не имеет никакого отношения. (Приложение 6)

Вывод: риск возникновение экстремизма на национальной почве, среди учащихся МОУ СОШ № 82, не велик.

6. 41% учащихся хотя бы 1 раз доводилось сталкиваться с проявлением экстремизма, а 12% сталкиваются часто, и они в будущем могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. (Приложение 7)

Вывод: данные ученики могут оказывать влияние на своих друзей или призывать их к экстремистской деятельности.

2.2 Заключение (выводы)

Большинство учащихся имеют неполное или ложное представление о причинах формирования экстремизма в современном обществе. Также они не знают, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

Однако, по результатам анализа данных опроса можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не считает нужным проводить профилактические работы в стенах образовательного учреждения.

Список литературы

Профилактика экстремизма в подростковой среде

Понятие и сущность экстремизма в Российской Федерации

Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность за экстремизм.

Приложение 1

1. Что такое экстремизм?

а) Один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государств;

б) Пропаганда насилия;

в) Способ восстановить справедливость;

г) Допустимость использования крайних мер.

2. Кому принадлежит особая роль в профилактике экстремизма?

б) образовательному учреждению;

в) правительству страны;

г) комплексная работа.

3. Какова причина возникновения экстремизма?

А) религиозные течения;

Б) подсознания людей;

В) социально-экономическое недовольство народа;

Г) финансовые проблемы.

4. Считаете ли Вы проблему экстремизма актуальной для Российской Федерации?

б) Нет, не считаю.

5. Влияет ли для Вас национальность на отношение к человеку?

б) Не одобряю плохого отношения к другим национальностям’;

в) Мне безразлично.

Приложение 1

6. Какие проявления экстремизма кажутся Вам наиболее опасными для общества?

a ) Политические убийства, физические расправы;

б) Осквернение, разрушение памятников, могил, организация массовых драк;

в) Унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий;

г) Призывы к запрету существующих партий и движений.

7. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

а) Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений;

б) Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма;

в) Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

8. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

9. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

Приложение 1

10. Знаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др?

б) Нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;

в) Нет, никогда не обращал(а) на это внимание;

г) Мне все равно, что там написано.

11. Есть ли среди твоих друзей, те, кто придерживается экстремистских взглядов?

12. Имеет ли для тебя значение национальности при выборе друзей?

Читайте также: