Какие признаки характерны для государственной должности государственной службы

Обновлено: 18.05.2024

Под должностью государственной службыпонимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий длявыполнения им должностных обязанностей.

Особенности(признаки) должности гос.службы:

1. Круг наименований очерчен соответсв.реестрами

2. Для определения объема полномочий использ-сяномативное деление должностей на группы, а также по каждой должности предусмотрено звание определенного вида и ранга

3. Оплата труда по должности проводится за счет бюджета соответствующего уровня

Иногда в науке говорят о гос.должности в широком пониманиикак о должности, которая м.б.учреждена в органах власти и связана с очущ.полномочий

Признаки гос.должности в широком понимании:

1. Должность - структурная единица гос.органа

2. Учреждается в уставном порядке

3. Устанавл-ся круг обязанностей, соответствующий полномочиям органа

4. Устанавл-сяответств.за неисполнении/ненадлежащее исполнение установленных обзанностей

1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. "негосударственных служащих", действие Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

Понятие, принципы и виды государственной службы

Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов РФ, их органов государственной власти;

– иных государственных органов субъектов РФ;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба отграничивается от работы в государственных, муниципальных, частных предприятиях и учреждениях, общественных объединениях по следующим признакам:

– государственными служащими могут быть только граждане РФ;

– они занимают должности государственной службы; выполняют обязанности, определяемые данной должностью, по реализации задач и функций государства по руководству обществом;

– за свою службу получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

– государственная гражданская служба (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ);

– военная служба (на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, присваиваются воинские звания);

– правоохранительная служба (на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав человека и гражданина, присваиваются специальные звания и классные чины).

Государственная гражданская служба основана на следующих принципах:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

– равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

– профессионализм и компетентность гражданских служащих;

– стабильность гражданской службы;

– доступность информации о гражданской службе;

– взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

– защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Должность государственной гражданской службы – это предусмотренный организационной структурой и штатным расписанием элемент структуры органа государственного управления, который реализует в соответствии с требованиями законодательства и подзаконных актов в рамках компетенции органа государственного управления служебные полномочия для осуществления функций публичного управления и предоставления государственных услуг.

Определение и значение должности государственной гражданской службы

Для реализации функций государственного управления и предоставления государственных услуг формируется соответствующая система публичного управления, которая включает федеральный и региональный уровни. Кроме того, в системе государственного управления исходя из функций публичного управления формируются подсистемы органов государственного управления.

Органы государственного управления функционируют в рамках законодательно и нормативно предусмотренной компетенции для обеспечения функций публичного управления в социальной, экономической, экологической, финансовой и иных сферах общественных отношений и предоставления государственных услуг. В свою очередь, непосредственное функционирование органов публичного управления обеспечивают государственные служащие.

Структуру органа государственного управления определяет совокупность утвержденных в соответствии с регламентированной процедурой должностей персонала, обеспечивающего реализацию полномочий органа за счет осуществления должностных обязанностей.

Указанное позволяет определить должность государственной гражданской службы как элемент внутренней структуры органа государственного управления, предусмотренный штатным расписанием и реализующий служебные полномочия в рамках компетенции органа государственного управления для реализации государственных функций и предоставления государственных услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, должности государственной гражданской службы определяют полномочия государственного служащего в рамках компетенции государственного органа для обеспечения задач государственного управления. Утверждение о должности государственной гражданской службы предполагает нормативное закрепление за элементом внутренней структуры органа государственной власти определенного объема полномочий в рамках компетенции органа.

Содержание должности государственной гражданской службы

Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы государственной службы в стране, государственная должность определяется как должность в органах публичного управления федерального и регионального уровней, а также в иных органах, которые учреждаются в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обязанностей по реализации и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за реализацию полномочий.

При анализе категории должностей государственной гражданской службы обычно выделяют два основных аспекта ее содержания:

  • государственная гражданская должность – это элемент внутренней организационной структуры органа государственной власти, который обособлен и регламентирован во внутренних локальных актах – в штатном расписании, схеме должностных окладов и пр. За государственной гражданской должностью закрепляется часть компетенции органа государственного управления. Итак, за должностью государственной гражданской службы закрепляется определенная часть компетенции государственного органа для непосредственной реализации практической деятельности по осуществлению публичного управления. Иными словами, должность государственной службы определяет место служащего и его роль в организационной структуре органа государственной власти;
  • должность государственной гражданской службы – это устойчивая система прав и обязанностей, установленная в отношении государственного служащего для обеспечения функционирования органа государственного управления. C этой точки зрения должность государственной гражданской службы представляет собой правовую регламентацию социальной роли лица, ее замещающего.

Признаки государственной гражданской должности

Должность государственной гражданской службы как обособленный элемент системы государственного управления характеризуется следующими чертами:

  • должность выступает элементом внутренней организационной структуры органов публичного управления федерального или регионального уровней;
  • должность наделена специфическим содержанием, то есть объемом конкретных прав и обязанностей, составляющих часть компетенции государственного органа и выделяемых для участия государственного служащего в реализации функций и задач публичного управления и предоставлении государственных услуг;
  • должность имеет правовое оформление, то есть вносится в реестр государственных должностей.

Кроме того, в качестве характеристик должности государственной гражданской службы выделяют:

  • личный аспект, то есть регламентацию финансового, трудового, личного статуса лица, замещающего должность государственной службы;
  • служебный аспект, который предполагает характеристику круга обязанностей, закрепленных за должностью.

Классификация должностей государственной гражданской службы

Должности государственной гражданской службы традиционно делят на:

  • типовые, то есть те, которые установлены для разных органов государственного управления под одним наименованием и со сходным объемом полномочий;
  • индивидуальные, которые выделены в федеральных и региональных органах государственной власти в единственном варианте.

Кроме того, в составе должностей государственной гражданской службы выделяют:

Читайте также: