Какие привилегии получили жители гамбурга и чем они обязаны своим сеньорам

Обновлено: 30.06.2024

Темы практических (семинарских) занятий

Тема 1. Европа между античностью и средневековьем

Тема 3. Средневековый восток

Тема 5. Феодальная Европа

Тема 8. Православный мир: политические и культурные связи.

Тема 10. Гуманизм XIV-XVII вв.

Тема 11. Процесс капитализации Европы

Тема 14. Средневековые республики

4.3. Вопросы для самостоятельного изучения тем курса


  1. К концу V века большинство варваров – завоевателей Галии – приняли христианство. Зачем им это понадобилось?

  2. Почему именно франки одолели всех своих соперников (вестготов, вандалов, бургундов) в борьбе за владение Галлией? Какую роль сыграла при этом римская церковь?

  3. Самое известное и долго существовавшее варварское государство эпохи Великого переселения народов возникло в Галии. Почему не в Италии?

  4. Под властью каких народов побывал Рим с V по VII вв.?

  5. В 455 г. вандалы разграбили Рим так, как прежде не делали ни готы, ни гунны. Каковы могли быть причины этого?

  6. Не можете ли вы привести примеры, когда в нашем обществе отношения между людьми регулируются не законом, а обычаем. Объясните, почему в этих случаях закон не вытесняет обычай.

  7. Что общего и в чем различие между письменным документом, оформляющим сегодня какую-либо сделку, и обрядом, ритуалом, выполнявшимся в подобных случаях древними германцами?

  8. Составьте список завоевателей (союзов племен и их вождей), сменявших друг друга в Италии в эпоху Великого переселения народов.

  9. Чем отличался Теодорих от остальных германских вождей эпохи великого переселения народов и создания варварских королевств?

  1. Каковы могли быть требования восставших во время мятежа Ника в Константинополе в 532 году? Какое будущее ждало бы Византию, если бы Юстиниан I был свергнут и убит?

  2. В Византии в эпоху Юстиниана I, несмотря на тяжелые войны, был расцвет культуры, а на Западе – культурный застой. Чем это можно объяснить?

  3. Какие народы входили в державу Юстининана I?

  4. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских и азиатских государств варварами?

  5. Подумайте, в чем могли быть причины этого и какой смысл заключался в таком наименовании?

  6. Почему в Византии большинство школ были частными, а на Западе — церковными или монастырскими?

  7. Что могло удерживать от крещения Константина, принявшего христианство только перед смертью?

  8. Вскоре после смерти Юстиниана I Византия потеряла большую часть владений в Африке, Испании и Италии, завоеванных этим императором. Как вы думаете, что помешало византийцам восстановить древнюю Римскую империю?

  1. Могла ли религиозная вспышка ислама в Аравии произойти не в VIIв., а на 100, 200 или 300 лет раньше или позже? Какие последствия она могла бы иметь в этом случае?

  2. Почему Иерусалим считается у мусульман таким же священным городом, как Мекка и Медина?

  3. Что общего между исламом и иконоборчеством? Случайно ли это сходство?

  4. Какие страны мира можно сейчас назвать исламскими?

  5. Какие памятники исламской архитектуры вам известны? Где они находятся? Когда они построены?

  6. Китайцы изобрели компас задолго до того, как начались океанские плавания. Для чего он им был тогда нужен?

  7. Империя Суй оказалась такой же недолговечной, как и империя Цинь, а империя Тан существовала долго, как и империя Хань. Каковы причины подобия этих процессов?

  8. Перечислите научные открытия и технические изобретения, впервые сделанные средневековыми китайскими учеными. Когда эти новинки попали в Европу и каким путем?

  9. Почему история Японии в Средние века больше напоминает историю Англии или Франции, чем историю Китая в ту же эпоху?

  10. Почему в Японии никогда не было инквизиции?

1. Почему в Италии остготы и римляне не слились в один народ, а франки и галло-римляне довольно быстро объединились между собой?

3. Объясните, зачем папе нужно собственное государство, если он и так является главой всех христиан-католиков.

4. Почему Карл Великий провозгласил себя императором? Что общего между Римской империей и империей Карла Великого, а что их отличает?

5. Как вы думаете, почему колонны для храма в Аахёне нужно было везти из Италии?


  1. Что такое отлучение от церкви? Какие неприятности угрожали человеку, отлученному от церкви?

1. Почему возникновению средневековых городов придается большое значение?

2. Известно, что многие средневековые города возникли на тех же местах, где раньше стояли римские. Можно ли сказать, что средневековые города стали продолжением римских?

4. Что привлекало в города сильных мира сего: высшее духовенство, королей, светских сеньоров?

5. В чем интересы горожан и сеньора города совпадали, а в чем существенно расходились?

6. Объясните происхождение названий городов: Оксфорд (Бычий брод), Франкфурт (Свободный брод), Ньюкасл (Новый замок), Кембридж (Мост через реку Кем), Мюльхаузен (Мельничный дом), Страсбург (Крепость на дороге).

7. Какие привилегии получили жители Гамбурга и чем они обязаны своим сеньорам?


  1. Был ли неизбежен раскол христианской церкви на Православную и Католическую?

  2. Почему римская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни? Способствовало ли это распространению христианства и росту авторитета папы римского?

  3. Почему французы активно участвовали во всех крестовых походах, а англичане – только в Третьем крестовом походе?

  4. Почему успех крестоносцев в 1099 г. не привел к европейской колонизации всего Ближнего Востока подобно тому, как в XVI в. Великие географические открытия привели к колонизации Америки, Африки, Азии?

  5. Какие группы населения Западной Европы участвовали в Крестовых походах и что их влекло в эти опасные экспедиции?

  6. Могли ли состояться Крестовые походы до клюнийской реформы? Ваши аргументы.

  7. Назовите государства, основанные крестоносцами на Ближнем Востоке.

  8. Чем отличается ересь от секты?

  9. Какая связь между возникновением и ростом городов, с одной стороны, и распространением ересей — с другой?

  10. Как могло случиться, что на одной и той же Библии строили свои учения и еретики, и официальная церковь?

  11. Иногда еретиков в Европе преследовали с большей жестокостью, чем даже иноверцев — мусульман или иудеев. Чем это объяснить, ведь большинство еретиков поклонялсь Иисусу Христу?

  12. Почему именно Северная Италия и Южная Франция стали главными областями распространения ересей?

  13. Почему римской церкви так и не удалось уничтожить полностью ереси?

  1. Почему в 1066 г. нормандцы завоевали Англию, а не Францию?

  2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы централизации во Франции, в Англии.

  3. Чем в 1200 г. английская армия отличалась от французской?

  4. Почему победа Жанны Д Арк у Орлеана не привела к быстрому изгнанию англичан из Франции? Что еще понадобилось для победы?

  5. Кто из королей Англии и Франции участвовал в крестовых походах? Каковы были результаты походов?

  6. Инквизиция впервые возникла в начале VIIIв. Где это было? Какие задачи стояли тогда перед инквизицией? Удалось ли решить их?

2. Почему схоластика не сразу была полностью одобрена церковными авторитетами?


  1. В XIIIв. Китай намного превосходил Европу в экономике, технике и науке. К середине XV в. отставание Европы резко уменьшилось, а в XVI в. Европа заметно опередила Китай. Назовите причины этого явления.

  2. Говорят, что доплыть до Америки Христофору Колумбы было легче, чем вернуться обратно. Верно ли это и почему?

  3. Перечислите первые банки, ломбарды. Назовите причины их появления и роль, которую они сыграли в дальнейшем развитии Европы.

  1. Какие районы Франции оказались в эпоху Реформации оплотом католиков, а какие – протестанов? Почему так получилось?

  2. Почему в Швеции Реформация прошла быстро и без кровопролития, а в Швейцарии была кровавая гражданская война?

  3. Многие историки сравнивали европейскую Реформацию с византийским иконоборчеством. Какие сходства и различия заметны между ними? В какой стране Европы Реформация была больше всего похожа на иконоборчество? Почему?

  4. Кто в Англии был за церковную реформу, кто против нее и почему?

  5. Какие реформы в английской церкви Генрих VIII провел, а какие не стал проводить и почему? На какую из церквей – католическую или лютеранскую – была больше похожа английская церковь в 1540 году?

  6. Почему Мария Тюдор была очень популярна, когда взошла на трон, но вскоре начала ее терять?

  1. Какие формы государственного устройства Вам известны? Почему абсолютная монархическая власть стала возможной только в позднем средневековье?

  2. Перечислите монархов представителей эпохи просвещённого абсолютизма.

  3. Укажите хронологические рамки просвещенного абсолютизма.

  4. Охарактеризуйте социальную структуру общества Франции XV-XVII вв.

6. Почему наличие университета считалось большой честью для города и было к тому же ему выгодно (ведь порой приходилось терпеть буйство школяров)?


  1. Великое переселение народов: причины, содержание процесса, последствия.

  2. Образование варварских королевств: синтез и бессинтезный путь развития.

  3. Франкское государство при Хлодвиге и его приемниках.

  4. Империя Карла Великого

  5. Особенности развития Византии в VI-X вв.

  6. Византия XI-XV вв.

  7. Византийские культурные традиции в православном мире.

  8. Феодальная Европа: положение королевской власти IX-XIII вв.

  9. Этапы становления государственности в Англии: от англосаксонского завоевания к норманскому V-XI вв.

  10. Особенности развития Германии в IX-XII вв.

  11. Борьба между империей и папством за инвеституру в IX-XII вв.

  12. Этапы централизации Франции IX-XII вв.

  13. Крестовые походы: причины, последствия.

  14. Становление феодальной иерархии IX-XIII вв.

  15. Средневековое крестьянство в IX-XIII вв.

  16. Процесс разделения христианских церквей: католичество и православие.

  17. Монашество в средние века: духовно-рыцарские и монашеские ордена.

  18. Средневековый город. Роль бюргерства в историческом развитии Европы.

  19. Столетняя война

  20. Итальянские города-государства, тенденции их политической трансформации.

  21. Создание основ ренессансной цивилизации в XIV-XV вв. Ранний гуманизм.

  22. Великие географические открытия XV-XVIII вв.

  23. Становление абсолютизма во Франции

  24. Реформация и становление абсолютизма в Англии.

  25. Особенности политического и социально-экономического развития Германии накануне Великой крестьянской войны.

  26. Гуманизм и начало реформации в Германии.

  27. Реформация в Швейцарии.

  28. Возрождение.

  29. Специфика процесса первоначального накопления капитала в различных европейских странах: ломбарды, банки, биржи.

  30. Нидерландская буржуазная революция.

  31. Контрреформация в Европе.

  32. Школа в средние века: ученики и учителя.

  33. Университеты в средневековой Европе.

  34. Проблема генезиса феодализма: на примере Китая, Индии, Японии.

  35. Этапы политического средневековья государств Востока (на примере Китая, Индии, Японии).

  36. Конфуцианство, даосизм и проникновение буддизма в Китае.

  37. Развитие городов, ремесла и торговли. Цехи и гильдии стран Востока (на примере Китая, Японии, Индии).

  38. Проникновение Европейцев на Восток, последствия в развитии Китая, Индии, Японии.

  39. Особенности развития арабского города.

  40. Образование и развитие феодального арабского государства.

  41. Возникновение и развитие ислама.

  42. Мусульманская культура и мусульманский ренессанс в странах Арабского Востока.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, изучившие дисциплину должны знать:

- основные исторические даты, имена исторических деятелей, терминологию;

- политическую географию регионов;

- основные особенности политического, экономического, идеологического и социального развития государств запада и востока;

Студенты, изучившие дисциплину должны уметь:

- сопоставлять события истории стран запада и востока с историей отечества;

- вести научную дискуссию;

- анализировать исторические события и явления;

- ставить и обосновывать проблему и находить ее решение на основе имеющихся источников и литературы.

Читайте также: