Какие привилегии имели госпитальеры

Обновлено: 04.07.2024

ИОАННИТЫ гос­пи­таль­е­ры, ры­ца­ри Ро­до­са, маль­тий­ские ры­ца­ри (лат. Ordo fratrum Hospitalariorum Hierosolymita­no­rum, Ordo militiae Sancti Johannis Bap­tistae hospitalis Hierosolymitani) - госпитальеры, рыцари Родоса, мальтийские рыцари, католический духовно-рыцарский орден.

Ка­то­лический ду­хов­но-ры­цар­ский ор­ден, основными на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти ко­то­ро­го в различные ис­то­рические пе­рио­ды пре­иму­ще­ст­вен­но бы­ли: по­пе­че­ние о латинских па­лом­ни­ках в Па­ле­сти­ну, за­щи­та хри­сти­ан­ских свя­тынь Па­ле­сти­ны, воо­ружённое про­ти­во­стоя­ние ис­лам­ской экс­пан­сии в Свя­той зем­ле и, ши­ре, на Ближ­нем Вос­то­ке и в Сре­ди­зем­но­мо­рье, бла­го­тво­ри­тель­ность, гу­ма­ни­тар­ное и со­ци­аль­ное слу­же­ние.

Свя­тая зем­ля. Ис­то­ки ис­то­рии ор­де­на Иоаннитов вос­хо­дят к XI веку, ко­гда в Ие­ру­сали­ме по ини­циа­ти­ве амаль­фи­тан­ских куп­цов и с доз­во­ле­ния ха­ли­фа-фа­ти­ми­да (смотри Фа­ти­ми­ды) аз-За­хи­ра (1021-1036 годы) был ос­но­ван (воз­мож­но, вос­ста­нов­лен) стран­но­при­им­ный дом для хри­сти­ан­ских па­лом­ни­ков (hospitium, около 1023 года; по другим дан­ным, около 1070 года), пер­во­на­чаль­но на­ре­чён­ный в честь святого Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го, пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го (начало VII века). Бли­зость рас­по­ло­же­ния стран­но­при­им­но­го до­ма к церкви Святого Ио­ан­на Кре­сти­те­ля обу­сло­ви­ла по­чи­та­ние имен­но это­го свя­то­го в ка­че­ст­ве по­кро­ви­те­ля до­ма, а затем и ор­де­на. При­ют был вве­рен по­пе­че­нию мо­на­хов-бе­не­дик­тин­цев, со­ста­вив­ших обо­соб­лен­ную об­щи­ну. В конце XI века во гла­ве об­щи­ны на­хо­дил­ся брат Ге­рард (умер в 1120 году), вы­хо­дец из Амаль­фи или Про­ван­са, ока­зав­ший, со­глас­но пре­да­нию, вме­сте с другими чле­на­ми об­щи­ны зна­чительную по­мощь вой­ску кре­сто­нос­цев при оса­де и штур­ме Ие­ру­са­ли­ма в ию­ле 1099 года.

В 1-й четверти XII века основной сфе­рой дея­тель­но­сти иоаннитов ос­та­ва­лись пре­имущественно де­ла ми­ло­сер­дия и ду­хов­но­го по­пе­че­ния. Си­туа­ция из­ме­ни­лась с из­бра­ни­ем гла­вой ор­де­на (ма­ги­ст­ром) Рай­мо­на дю Пюи (ме­ж­ду 1120 и 1123 годами - около 1159 года), в прав­ле­ние ко­то­ро­го ор­ден всё бо­лее во­вле­ка­ет­ся в во­енном про­ти­во­стоя­ние (на­чи­ная с 1137 года) с ис­ла­мом на Ближ­нем Вос­то­ке. Зна­чи­тель­ным бы­ло уча­стие ор­де­на во Втором кре­сто­вом по­хо­де (смотри Кре­сто­вые по­хо­ды), в во­енной экс­пе­ди­ции про­тив Да­ма­ска (1148 год) и во взя­тии Ас­ка­ло­на (1153 год). В 1154 году па­пой Рим­ским Ана­ста­си­ем IV (1153-1154 годы) вла­де­ния ор­де­на бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции латинского пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го. Во 2-й половине XII века иоанниты при­ня­ли уча­стие в во­енных экс­пе­ди­ци­ях 1162/1163,1168 , 1169 годов в Еги­пет, пред­при­ня­тых ие­ру­са­лим­ским ко­ро­лём Амо­ри I (1162/1163-1174 годы); то­гда же ор­де­ном бы­ли при­об­ре­те­ны зна­чительные зе­мель­ные вла­де­ния в северо-восточной Си­рии. По­ра­же­ние у Хит­ти­на (июль 1187 года) и по­сле­до­вав­ший за­хват Ие­ру­са­ли­ма на­нес­ли су­ще­ст­вен­ный урон во­енно-стра­те­гическому по­ло­же­нию иоаннитов в Па­ле­сти­не. Вслед за взя­ти­ем Ие­ру­са­ли­ма (октябрь 1187 года) вой­ска­ми Са­лах ад-Ди­на ре­зи­ден­ция ор­де­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Мар­каб, к се­ве­ру от Три­по­ли, а за­тем (пос­ле 1191 года) в Сен-Жан-д’Акр (ныне Акка); то­гда же основным фор­по­стом хри­сти­ан­ско­го со­про­тив­ле­ния ис­лам­ской Ре­кон­ки­сте в Восточном Сре­ди­зем­но­мо­рье ста­но­вит­ся за­мок Крак-де-Ше­ва­лье.

XIII век стал пе­рио­дом пла­но­мер­но­го ос­лаб­ле­ния во­енно-стра­те­гических по­зи­ций ор­де­на и со­кра­ще­ния его по­ли­тического влия­ния в Па­ле­сти­не, не­смот­ря на уча­стие иоаннитов в Третьем и Пятом кре­сто­вых по­хо­дах и ак­тив­ную ди­пло­ма­тическую дея­тель­ность ма­ги­ст­ра Га­ре­на де Мон­те­гю (1207-1227 годы) в Ев­ро­пе, на­прав­лен­ную на сбор средств для ор­га­ни­за­ции но­во­го кре­сто­во­го по­хо­да и на под­дер­жа­ние во­енной дея­тель­но­сти ор­де­на в Па­ле­сти­не. Су­ще­ст­вен­ный удар по во­енно-стра­те­гическим и по­ли­тическим по­зи­ци­ям иоаннитов на­нес­ли вто­рич­ное му­сульманское за­вое­ва­ние Ие­ру­са­ли­ма (1244 год), ка­та­ст­ро­фическое по­ра­же­ние в бит­ве при Га­зе (1244 год), ко­гда в хо­де сра­же­ния был пле­нён ма­гистр ор­де­на Гий­ом де Ша­то­нёф (1242-1258 годы), па­де­ние Ас­ка­ло­на (1247 год), уча­стие в не­удач­ных во­енных кам­па­ни­ях Седьмого кре­сто­во­го по­хо­да (по­ра­же­ние при Эль-Ман­су­ре, 1250 год). Си­туа­цию усу­губ­ля­ло не­пре­кра­щав­шее­ся про­ти­во­стоя­ние иоаннитов и ор­де­на там­плие­ров, во­вле­чён­ность иоаннитов на сто­ро­не Ге­нуи в тор­го­во-по­ли­тические про­ти­во­стоя­ние с Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­кой в Латинской Ро­ма­нии, па­де­ние внут­ри­ор­ден­ской дис­ци­п­ли­ны и на­чав­шее­ся об­мир­ще­ние ор­де­на. В этих об­стоя­тель­ст­вах ионниты не смог­ли ока­зать эф­фек­тив­но­го со­про­тив­ле­ния про­дви­же­нию мам­люк­ских войск в Си­рию (с 1261 года), ус­ко­рен­но­му раз­гро­мом мам­лю­ка­ми монгольской ар­мии ху­ла­гуи­дов (сра­же­ние при Айн-Джа­лу­те, 1260 год) и увен­чав­ше­му­ся па­де­ни­ем Ан­ти­охий­ско­го кня­же­ст­ва (1268 год). В 1271 году по­сле­до­ва­ло па­де­ние Крак-де-Ше­ва­лье, в 1285 году - Мар­ка­ба. По­сле то­го как па­ли Три­по­ли (1289 год) и Сен-Жан-д’Акр (1291 год), иоанниты ут­ра­ти­ли по­след­ние зна­чи­мые тер­ри­то­ри­аль­ные плац­дар­мы в Па­ле­сти­не и Си­рии и бы­ли вы­ну­ж­де­ны вре­мен­но пе­ре­не­сти ор­ден­скую ку­рию и ре­зи­ден­цию Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра в Ли­ма­сол (Кипр), а позд­нее, при по­сред­ни­че­ст­ве ге­ну­эз­ско­го до­ма Винь­о­ли, - на ост­ро­ва До­де­ка­нес и Ро­дос (около 1306 года). По ре­ше­нию Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра (это на­име­но­ва­ние выс­ши­ми офи­циа­ла­ми ор­де­на при­ня­то в конце 1260-х годов, ут­верж­де­но па­пой Рим­ским в 1498 году) Фуль­ка де Вил­ла­ре (1305-1319 годы) ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем ор­ден­ской ку­рии и ре­зи­ден­ции ве­ли­ких ма­ги­ст­ров был окон­ча­тель­но оп­ре­де­лён Ро­дос (1310 год).

Во­енная по­ли­ти­ка ор­де­на про­дол­жа­ла кон­цен­три­ро­вать­ся на про­ти­во­стоя­нии му­сульманской экс­пан­сии в Сре­ди­зем­но­мо­рье и в мень­шей сте­пе­ни в Си­рии и Па­ле­сти­не. В 1374 году, в со­ю­зе с Ве­не­ци­ей, иоанниты ут­вер­ди­лись в Смир­не, где вла­де­ли до 1402 года зам­ком Святого Петра, в 1396 году иоанниты уча­ст­во­ва­ли в Ни­ко­поль­ском сра­же­нии. Позд­нее во­енный плац­дарм ор­де­на был соз­дан в Ана­то­лии: в 1408 году по до­го­во­ру с сул­та­ном Мех­ме­дом I иоанниты был ос­но­ван Пет­ру­ни­он (кре­пость Святого Пет­ра; тур. - Бод­рум), а так­же со­ору­же­ны ук­ре­п­ле­ния на острове Кос. Ак­тив­ные фор­ти­фи­кационные ра­бо­ты про­дол­жа­лись там до 1522 года; ук­ре­п­лял­ся и сам Ро­дос (с начала XIV века до середины XV века). В не­ма­лой сте­пе­ни ак­тив­ные фор­ти­фи­кационные ра­бо­ты по­зво­ли­ли иоаннитам во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Пье­ром д’Обюссоном (1476-1503 годы) от­ра­зить мас­штаб­ную во­енную опе­ра­цию про­тив Ро­до­са сул­та­на Мех­ме­да II Фа­ти­ха (июнь-июль 1480 года). В 1522-1523 годах (по­сле упор­ной обо­ро­ны Ро­до­са от войск сул­та­на Су­лей­ма­на I Ка­ну­ни) иоанниты во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Фи­лип­пом де Ви­лье (1521-1534 годы) бы­ли вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить ост­ров.

В начале XXI века ор­ден но­сит пол­ное официальное на­име­но­ва­ние Су­ве­рен­ный во­ен­ный ор­ден гос­пи­таль­е­ров святого Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, Ро­дос­ский и Маль­тий­ский. Ор­ден со­сто­ит во все­це­лом ве­ро­ис­по­вед­ном един­ст­ве с Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью, яв­ля­ясь су­ве­рен­ным и не­за­ви­си­мым субъ­ек­том ме­ж­ду­народного пра­ва. Его су­ве­рен­ность реа­ли­зу­ет­ся вне­тер­ри­то­ри­аль­но (sine loco), так как основные не­дви­жи­мые вла­де­ния ор­де­на (Па­лац­цо Маль­та на виа Кон­дот­ти и вил­ла на Авен­тин­ском хол­ме в Ри­ме, форт Сант-Анд­же­ло в Бир­гу на Маль­те, пе­ре­дан в 1998 году) нахо­дят­ся в юрис­дик­ции со­от­вет­ст­вен­но Италь­ян­ской Рес­пуб­ли­ки и Рес­пуб­ли­ки Маль­та. Ор­ден име­ет по­сто­ян­ные ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с 99 стра­на­ми ми­ра (ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с РФ ус­та­нов­ле­ны в 1992 году), сво­их на­блю­да­те­лей при ООН и Ев­ропейской ко­мис­сии; кро­ме то­го, его су­ве­рен­ный ста­тус реа­ли­зу­ет­ся в пра­ве эмис­сии собственных де­неж­ных и поч­то­вых зна­ков.

Ор­ден в Рос­сии. Пер­вые ста­биль­ные ди­пло­ма­тические кон­так­ты ме­ж­ду ор­де­ном иоаннитов и Рос­си­ей вос­хо­дят к концу XVII - 1-й четверти XVIII веков, к пе­рио­ду, ко­гда и Рос­сия, и ор­ден стал­ки­ва­ют­ся с не­об­хо­ди­мо­стью по­ис­ка со­юз­ни­ков в про­ти­во­стоя­нии ос­ман­ской уг­ро­зе в Сре­ди­зем­но­мо­рье и При­чер­но­мо­рье. В 1697-1699 годах по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра Алек­сее­ви­ча (смотри Пётр I) боя­рин Б.П. Ше­ре­ме­тев со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Поль­шу, Ве­не­цию, Рим и на Маль­ту (май 1698 года) для ор­га­ни­за­ции ан­ти­ос­ман­ско­го сою­за ев­ропейских го­су­дарств. То­гда же русский двор и ор­ден в ли­це Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра Ра­мо­на Пе­рел­ло­са-и-Рок­ка­фу­ля (1697-1720 годы) об­ме­ня­лись ве­ри­тель­ны­ми гра­мо­та­ми. Основной це­лью по­соль­ст­ва Ше­ре­ме­те­ва, рав­но как и по­соль­ст­ва (1698 год) П.А. Тол­сто­го, ос­та­ва­лось не толь­ко на­ла­жи­ва­ние гео­по­ли­тических свя­зей, но и прак­тическое ус­вое­ние фор­ти­фи­кационного и мо­ре­ход­но­го опы­та ор­де­на. В прав­ле­ние императрицы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны при русском дво­ре дей­ст­во­ва­ла ди­пло­ма­тическая мис­сия ор­де­на.

Дополнительная литература:

Кар­но­вич Е. П. Маль­тий­ские ры­ца­ри в Рос­сии. СПб., 1880. М., 1992;

Перминов П. В. Под се­нью вось­ми­ко­неч­но­го кре­ста (Маль­тий­ский ор­ден и его свя­зи с Рос­си­ей). М., 1991;

Маль­тий­ский ор­ден в Рос­сии. Кат. вы­став­ки. СПб., 1998;

Ан­то­шев­ский И. К. Дер­жав­ный Ор­ден Свя­то­го Иоан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, име­нуе­мый Маль­тий­ским в Рос­сии. Ор­ден Мар­ти­ни­стов. М., 2001;

Маль­тий­ский ор­ден и Рос­сия // Сбор­ник Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. М., 2003. № 9 (157);

Шал­ду­но­ва Т. Н. Маль­тий­ский ор­ден и его взаи­мо­от­но­ше­ния с Ре­чью Пос­по­ли­той и Рос­сий­ской им­пе­ри­ей в XVII–XVIII вв. М., 2005;

За­ха­ров В. А. Ис­то­рия Маль­тий­ско­го ор­де­на в Рос­сии. М., 2006.

Иллюстрации:

За­мок Крак-де-Ше­ва­лье. 12–13 вв. Си­рия. Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Флаг и герб Су­ве­рен­но­го во­ен­но­го ор­де­на гос­пи­таль­е­ров свя­то­го Иоан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, Ро­дос­ский и Маль­тий­ский. Архив БРЭ;

У иоаннитов был запоминающийся облик: чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь. Это облачение было закреплено уставом организации.

Духовно-рыцарские традиции

Духовно-рыцарские объединения были не только ближневосточным явлением. Их традиции были тесно связаны с паломничеством в святые места ещё более ранней эпохи — 10−11 вв. Любая экспедиция пилигримов нуждалась в материальной и военной поддержке: дорога к святыням не всегда была безопасной. Основой для формирования боевой организации рыцарей-монахов стали всевозможные приюты и богадельни, которые оказывали помощь путникам.

Родос и другие владения рыцарей Святого Иоанна.

В первой половине 12-го века Рим после долгих обсуждений признал за общиной право официально называться орденом. Организация обрела устав, структуру и филиалы вне Иерусалимского королевства. К середине столетия орден святого Иоанна — сильная военная структура в Палестине, которая занималась обороной внешних рубежей государств крестоносцев. К 1180 году в распоряжении госпитальеров находилось около 25 замков.

Структура ордена святого Иоанна:

Госпитальерами в основном становились выходцы из Франции и Италии. Чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь — облачение, закреплённое уставом организации. Во многом это была традиция, перенятая у бенедиктинцев. Штаны, рубахи, рясы — это всё второстепенное. Орденские братья не следовали модным тенденциям — они опирались на распорядок аскетичной жизни монахов.

Структура духовно-рыцарского ордена выглядела достаточно стройно. Во главе стоял магистр — лидер организации, духовный отец. Орденский капитул был главным совещательным и законодательным органом, регламентировавшим деятельность магистра и всей организации. Капитул формировался на время. Вся военно-монашеская братия делилась на три условные группы.

Первая и самая привилегированная — рыцари. Добровольцы из знатных семей — элита и верхушка воинства. В конце 12-го века численность рыцарей в Иерусалимском королевстве доходила до 500−600 человек. Они были главной боевой и интеллектуальной силой ордена святого Иоанна. Воины давали классический обет европейского монашества: безбрачия, послушания, нестяжательства. Главной обязанностью рыцаря-госпитальера была защита святой церкви и её подданных.

Ко второй группе относились сержанты — уроженцы европейских небольших поселений незнатного происхождения, которые заняли должности младших командиров. Их служба — это забота о слаженной и чёткой работе воинского подразделения.

Обязанность проведения месс и религиозных обрядов ложилась на плечи священников. Это была неотъемлемая часть деятельности любого военно-монашеского братства в Палестине и за её пределами.

По уставу, рыцари исправно несли свои тяготы и лишения. При этом их рацион был обильным и очень разнообразным: воинствующие монахи ели всё, что было доступно на Ближнем Востоке. Мясо на столах братьев ордена присутствовало три раза в неделю.

Знак ордена.

Существовало около 5 стадий наказаний и взысканий: от поста и бичевания до полного изгнания из рядов организации. Самой суровой карой за провинности была утрата облачения без помилования.

Долгая дорога домой

Внутренние смуты в Иерусалимском королевстве и военные успехи мусульманских правителей ближневосточных государств подорвали положение духовно-рыцарских орденов. В конце 13-го века, после падения крепости Акры — последнего оплота воинствующих пилигримов, крестоносцы покинули Святую Землю. Резиденцией Иерусалимского короля стал Кипр.

Госпитальеры обосновались и на Кипре, и на островах Греческого архипелага, а также в Малой Армении. Иоанниты вывезли с собой часть важных реликвий и святынь из Палестины. Совершая совместные с тамплиерами рейды на побережье Восточного Средиземноморья, госпитальеры тщетно пытались вернуть утраченные крепости и города.

В 1306—1310 гг. орден святого Иоанна провёл кампанию по захвату острова Родос. Магистр Фульк де Вилларе договорился с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло, дабы совместными действиями прибрать к рукам беззащитные греческие острова. В итоге после непростой военной операции острова Родос, Кос и Лерос перешли к госпитальерам. К 1374 году в состав земельных владений ордена вошли остров Карпатос и крупный порт Смирна. Закрепившись в Средиземноморье, иоанниты сформировали плацдарм для дальнейшего продвижения паломников в Святую Землю. На Родосе хранилась главная реликвия госпитальеров — частица Гроба Господня.

В 15-м веке орден под натиском османской угрозы начал покидать греческий архипелаг. Госпитальеры в 16-м веке попали на Мальту и оказались под протекцией понтифика. Теперь уже Мальтийский орден с 1530 года получает согласие и Папы Римского, и императора Карла V на свою деятельность. Равновесие было восстановлено, однако аппетиты турецкого султана Сулеймана Великолепного росли. В 1569 году начинается знаменитая и героическая оборона Мальты, которая сделает бессмертным имя главного защитника острова — магистра Жана де Валлетта.

Деление ордена госпитальеров (иоаннитов) на “языки”

устройство ордена госпитальеров

Великий Магистр Ордена госпитальеров Раймон Дюпюи разделил Орден по национальностям на так называемые “языки”, или “нации”.

Их сначала насчитывалось семь: провансальский, овернский, французский, итальянский, арагонский, германский и английский. Впоследствии к ним был добавлен кастильский.

Английский язык по настоянию англиканской церкви 24 апреля 1540 г., был исключен из списка “наций”, а вместо него в сисок включен баварский (с 1782 году англо-баварский); к этому языку были впоследствии отнесены и два русских великих приорства.

Первыми земельными владениями иоаннитов за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и командорства в Шампани и Аквитании. В начале XIV в. иоанниты имели около 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и Польше. Земли иоаннитов в виде командорств могли сдаваться в аренду рыцарям, которые ежегодно были обязаны вносить в кассу Ордена налоги за пользование землей – респонсии.

Командорства давались по старшинству. Рыцари-владельцы командорств именовались наставниками или командорами – управляющими недвижимым имуществом Ордена, и руководили воспитательными заведениями, в которых готовились поступить в рыцари молодые дворяне. Позднее должности командоров стали даваться за особые заслуги.

Высшие должности ордена иоаннитов

Великий Магистр – правящий государь Ордена – избирался пожизненно в течение трех дней после смерти своего предшественника рыцарями-выборщиками, провоевавшими не менее трех лет и не менее тринадцати лет служивших Ордену. Великий Магистр имел решающий голос во всех орденских делах, осуществлял все назначения на должности, и присваивал почетные звания.
Великий Магистр имел право каждые пять лет выделять одно командорство тому, кому считал нужным, при условии открытой вакансии. Это командорство называлось магистральным, респонсии с которого шли непосредственно Великому Магистру. Верховную власть Ордена осуществлял Священный Капитул, в первое время созывавшийся Великим Магистром раз в 3 года. Капитулу подчинялся постоянный Совет, состоящий из Великого Магистра, восьми столпов, правинциальных приоров и капитульских бальи и осуществлявший управление Орденом. Великий Магистр совместно с восемью столпами – начальниками Наций (Прованса, Оверни, Франции, Арагона, Кастилии, Италии, Англии, Германии) – руководил Советом и Священным Капитулом Ордена.

Великий Госпитальер (или гостеприимник) – столп Франции – ему надлежало нести ответственность за госпитали, врачей, ухаживающим персоналом и приобретением медикаментов.

Великий Консеватор – столп Арагона – был интендантом, в его обязанности входил также контроль ежегодных выплат рыцарям на их личные потребности.

Великий Канцлер – столп Кастилии – являлся министром иностранных дел, готовил все декреты и решения правительства Ордена и вместе с Великим Магистром подписывал их. Он также руководил государственным архивом.

Великий Адмирал – столп Италии – осуществлял командование всеми морскими судами Ордена, офицерами и рядовым составом экипажей, а так же наемниками, служащими на кораблях. Снабжение вооруженных сил находилось в совместной компетенции Адмирала и Великого командора.

Великий Маршал – столп Оверни – командовал пехотинцами и был председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.

Туркополиер – столп Англии – командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами Ордена.

Великий Бальи – столп Германии – отвечал за сохранность оборонительных сооружений, обеспечение боеприпасами и продовольствием.

Позднее, в XV веке, в Ордене была введена должность Главного санитара – Инфермерария, считавшаяся одной из самых, главных. Подобное конституционно закрепленное разделение высших постов между различными Нациями позволяло достичь умелой и действенной концентрации сил при одновременном учете национальных особенностей, что не в последнюю очередь способствовало усилению Ордена.

Приорства, бальяжства и командорства

Каждый язык имел приорства, бальяжства и командорства, и первые сами по себе и по привилегиям, каковые некоторые из приоров имели, были места знаменитые.

  1. Прованский язык имел 2 великих приорства — Сент-Гильское и Тулузское, в первом находилось 54, а в последнем 35 командорств и бальяжство Маносское.
  2. Овернский язык заключал в себе великое приорство Овернское и бальяжство Лионское. В приорстве сем считалось 40 командорств для кавалеров и 8 для сервандармов.
  3. Во Французском языке находились 3 великих приорства: Французское, Аквитанское и Шампанское. В первом было 45, втором 65 и последнем 24 командорства; а сверх того 2 бальяжства; которых были почетные бальи капитулярный Морейский или командор святого Иоанна Латрана в Париже и Великий казначей или командор святого Иоанна Корбельского.
  4. Итальянский язык заключал в себе: великое приорство Римское, приорства: Ломбардское, Венецианское, Барлетское, Капуанское, Мессинское и Пизское. В великом приорстве Римском считалось 19, в приорствах: Ломбардском 45, Венецианском 27, Барлеттском и Капуанском 25, Мессинском 12 и Пизском 26 командорств. К сему языку причислялись бальяжства: святой Евфимии, святого Стефана, что близ Монополи, Роселлы, Иоанна Неаполитанского, Святой Троицы Венозской, Кремонское и еще особенно бальи родового командорства святого Себастьяна, основанного папою Урбаном VIII.
  5. Арагонский язык состоял из великих приорств Арагонского, Каталонского и Наваррского. Великий приор Арагонский имел в ведомстве своем 29, каталонский 28 и Наваррский 27 командорств. К языку сему принадлежали 3 бальяжства — Майоркское, Негропонтское и Капское. Титул бальи Негропонтского общий языкам Кастильскому и Арагонскому.
  6. В Германском языке находилось 5 великих приорств: Германское, Богемское, Венгерское, Датское и Польское, учрежденное в 1776 году, и 2 бальяжства — Бранденбургское и святого Иосифа в Доктиции. Великий приор Германский в 1546 году императором Карлом V объявлен был князем всей немецкой империи и имел в ведомстве своем 67 командорств.
  7. Кастильский язык имел 2 великих приорства: Кастильское и Португальское, в первом было 27, а в последнем 31 командорство и 5 бальяжств: Акрское, Лангонское и Лезское, Нововиланское, Лорское и Святого Гроба в Тори.
  8. Англо-баварский язык заключал в себе великое приорство Баварское, бальяжство действительное трех достоинств великого приора Аглицского, бальи Эгльского и Армянского.

Итак в ордене находилось более 600 командорств, кроме приорств и бальяжств. Ими управляли не одни кавалеры, но капелланы и сервандармы, и сии последние получали оные не прежде, как исполнив все предписанное на таковой случай статутами.

Командорства по способам получения оных были троякого наименования: юстицкие, по милости и родовые.

Командорства юстицкие назывались тогда, когда приобретались правилами, предписанными в орденских постановлениях. К получению такого командорства должно было сделать на море четыре каравана или компании, прожить пять лет на Мальте и прочее.

Командорства по милости потому так именовались, что даваемы были от Великого Магистра и великих приоров по праву, принадлежавшему их достоинствам. Великий Магистр, кроме своего магистрального, имел право через каждые 5 лет давать из кавалеров кому хотел в каждом приорстве одно командорство милости. Великие приоры имели таковое же в их приорствах право давать одно командорство кому-либо из Собратии, какого бы он чину не был.

Родовые командорства потому так назывались, что установлялись из своего имения потомственно в род, и первые оных установители, а по смерти их старшие сыновья именовались командорами.

Великие приоры сверх находившихся в ведомстве каждого командорств, которые были в полной их зависимости, имели особенное свое командорство, по имени коего называлось приорство.

Источник – Order Of Malta, серия статей посвященных госпитальерам (Алла Александровна?)
Выложил – Мэлфис К.

Яркий натюрморт с книгой Яркий натюрморт с книгой Я обожаю натюрморты. Сюжеты, виды и цвета, .

Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) Петербургский художник - Иван Славинс.

Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Меттман ( Mettmann).

Лучшие еврейские анекдоты Сын еврея-юриста закончил университет, тоже стал юристом и.

-Метки

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена
Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,

Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!

Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой


Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля!


Родосская крепость — основное оборонительное сооружение средневекового города Родос, бывшая резиденция великого магистра Родосского ордена. В настоящее время — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, музей, главная туристическая достопримечательность острова Родос.Крепость выстроили владевшие островом в Средние века рыцари-госпитальеры. После утраты крестоносцами Святой земли сюда была перенесена резиденция великого магистра ордена. По мнению современников, в конце XV века Родосская крепость была самой современной и неприступной из христианских крепостей.


Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

Родос и другие владения рыцарей Святого Иоанна.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Кресты ордена св.Антония.

Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.



Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!


Герб госпитальеров, смешанный с частями герба Пьера д’Обюссона, на пушке которую он заказал. Надпись сверху гласит: F. PETRUS DAUBUSSON M HOSPITALIS IHER.

Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам.

Госпитальеры или Иоанниты (также известные, как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, также как О́рден Святого Иоанна, как Мальтийские рыцари или Рыцари Мальты — основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия о заботе и защите Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами, орден продолжил деятельность на острове Родос, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии.


Реконструкция строевых учений, проводимых госпитальерами в XVI столетии. Форт Святого Эльма, Валлетта, Мальта, 8 мая 2005 года.


С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.

В 600 году папа Григорий Великий направил в Иерусалим аббата Проба для строительства госпиталя, целью которого должны были стать лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. В 800 году Карл Великий расширил госпиталь, а также учредил при нём библиотеку. Двумя веками позже, в 1005 году халиф Аль-Хаким разрушил госпиталь и ещё около трех тысяч зданий в Иерусалиме. В 1023 году египетский халиф Али Аль-Заир[en] позволил итальянским купцам из Амальфи и Салерно восстановить госпиталь в Иерусалиме. Госпиталь, построенный на месте, где ранее располагался монастырь Святого Иоанна Крестителя, принимал пилигримов, посещавших христианские святыни. Обслуживался он бенедиктинцами.


Жерар, или Пьер-Жерар де Мартиг , известный также под именами Тен , Тюн , Тэнк , Тонк и Том — основатель ордена госпитальеров.

Монашеский орден Госпитальеров был основан сразу после Первого Крестового похода Жераром Благословенным, роль которого, как основателя, была подтверждена папской буллой, дарованной папой Пасхалием II в 1113 году. На территории всего Иерусалимского Королевства и за его пределами Жерар приобретал для своего ордена земли и имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально организация заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден начал предоставлять пилигримам вооруженный эскорт, который быстро превратился в значительную силу.

Орден Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный в 1119 году, стали самыми могущественными христианскими организациями региона. В сражениях с мусульманами орден продемонстрировал свои отличительные признаки, его солдаты были одеты в черные туники с белыми крестами


Вид из Валлетты на форт Святого Ангела.

К середине 12-го столетия орден разделился на братьев-воинов и братьев-лекарей, заботившихся о больных. Он по-прежнему оставался религиозным орденом и располагал рядом привилегий, дарованным папским престолом. Например, орден не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых христианских фортификационных сооружений в Святой земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами.


Крак де Шевалье или Крак де л’Оспиталь.Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире. В 2006 году вместе с цитаделью Саладина (в 30 км восточнее Латакии) замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. Двумя крупнейшими опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак де Шевалье и Маргат. Владения ордена были разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185 году


Фернандо Бертелли. Битва при Лепанто (гравюра).

Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная история ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.


Собор Святого Иоанна

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры

Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование оружием), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Современные госпитальеры-реконструкторы.

Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Граф Васильев, 19-е столетие, комтур ордена госпитальеров.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


А вот так она выглядит сегодня внутри.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры


Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.

Читайте также: