Какие привилегии имели госпитальеры
Обновлено: 04.07.2024
ИОАННИТЫ госпитальеры, рыцари Родоса, мальтийские рыцари (лат. Ordo fratrum Hospitalariorum Hierosolymitanorum, Ordo militiae Sancti Johannis Baptistae hospitalis Hierosolymitani) - госпитальеры, рыцари Родоса, мальтийские рыцари, католический духовно-рыцарский орден.
Католический духовно-рыцарский орден, основными направлениями деятельности которого в различные исторические периоды преимущественно были: попечение о латинских паломниках в Палестину, защита христианских святынь Палестины, вооружённое противостояние исламской экспансии в Святой земле и, шире, на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, благотворительность, гуманитарное и социальное служение.
Святая земля. Истоки истории ордена Иоаннитов восходят к XI веку, когда в Иерусалиме по инициативе амальфитанских купцов и с дозволения халифа-фатимида (смотри Фатимиды) аз-Захира (1021-1036 годы) был основан (возможно, восстановлен) странноприимный дом для христианских паломников (hospitium, около 1023 года; по другим данным, около 1070 года), первоначально наречённый в честь святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (начало VII века). Близость расположения странноприимного дома к церкви Святого Иоанна Крестителя обусловила почитание именно этого святого в качестве покровителя дома, а затем и ордена. Приют был вверен попечению монахов-бенедиктинцев, составивших обособленную общину. В конце XI века во главе общины находился брат Герард (умер в 1120 году), выходец из Амальфи или Прованса, оказавший, согласно преданию, вместе с другими членами общины значительную помощь войску крестоносцев при осаде и штурме Иерусалима в июле 1099 года.
В 1-й четверти XII века основной сферой деятельности иоаннитов оставались преимущественно дела милосердия и духовного попечения. Ситуация изменилась с избранием главой ордена (магистром) Раймона дю Пюи (между 1120 и 1123 годами - около 1159 года), в правление которого орден всё более вовлекается в военном противостояние (начиная с 1137 года) с исламом на Ближнем Востоке. Значительным было участие ордена во Втором крестовом походе (смотри Крестовые походы), в военной экспедиции против Дамаска (1148 год) и во взятии Аскалона (1153 год). В 1154 году папой Римским Анастасием IV (1153-1154 годы) владения ордена были выведены из-под юрисдикции латинского патриарха Иерусалимского. Во 2-й половине XII века иоанниты приняли участие в военных экспедициях 1162/1163,1168 , 1169 годов в Египет, предпринятых иерусалимским королём Амори I (1162/1163-1174 годы); тогда же орденом были приобретены значительные земельные владения в северо-восточной Сирии. Поражение у Хиттина (июль 1187 года) и последовавший захват Иерусалима нанесли существенный урон военно-стратегическому положению иоаннитов в Палестине. Вслед за взятием Иерусалима (октябрь 1187 года) войсками Салах ад-Дина резиденция ордена была перенесена в Маркаб, к северу от Триполи, а затем (после 1191 года) в Сен-Жан-д’Акр (ныне Акка); тогда же основным форпостом христианского сопротивления исламской Реконкисте в Восточном Средиземноморье становится замок Крак-де-Шевалье.
XIII век стал периодом планомерного ослабления военно-стратегических позиций ордена и сокращения его политического влияния в Палестине, несмотря на участие иоаннитов в Третьем и Пятом крестовых походах и активную дипломатическую деятельность магистра Гарена де Монтегю (1207-1227 годы) в Европе, направленную на сбор средств для организации нового крестового похода и на поддержание военной деятельности ордена в Палестине. Существенный удар по военно-стратегическим и политическим позициям иоаннитов нанесли вторичное мусульманское завоевание Иерусалима (1244 год), катастрофическое поражение в битве при Газе (1244 год), когда в ходе сражения был пленён магистр ордена Гийом де Шатонёф (1242-1258 годы), падение Аскалона (1247 год), участие в неудачных военных кампаниях Седьмого крестового похода (поражение при Эль-Мансуре, 1250 год). Ситуацию усугубляло непрекращавшееся противостояние иоаннитов и ордена тамплиеров, вовлечённость иоаннитов на стороне Генуи в торгово-политические противостояние с Венецианской республикой в Латинской Романии, падение внутриорденской дисциплины и начавшееся обмирщение ордена. В этих обстоятельствах ионниты не смогли оказать эффективного сопротивления продвижению мамлюкских войск в Сирию (с 1261 года), ускоренному разгромом мамлюками монгольской армии хулагуидов (сражение при Айн-Джалуте, 1260 год) и увенчавшемуся падением Антиохийского княжества (1268 год). В 1271 году последовало падение Крак-де-Шевалье, в 1285 году - Маркаба. После того как пали Триполи (1289 год) и Сен-Жан-д’Акр (1291 год), иоанниты утратили последние значимые территориальные плацдармы в Палестине и Сирии и были вынуждены временно перенести орденскую курию и резиденцию Великого магистра в Лимасол (Кипр), а позднее, при посредничестве генуэзского дома Виньоли, - на острова Додеканес и Родос (около 1306 года). По решению Великого магистра (это наименование высшими официалами ордена принято в конце 1260-х годов, утверждено папой Римским в 1498 году) Фулька де Вилларе (1305-1319 годы) местопребыванием орденской курии и резиденции великих магистров был окончательно определён Родос (1310 год).
Военная политика ордена продолжала концентрироваться на противостоянии мусульманской экспансии в Средиземноморье и в меньшей степени в Сирии и Палестине. В 1374 году, в союзе с Венецией, иоанниты утвердились в Смирне, где владели до 1402 года замком Святого Петра, в 1396 году иоанниты участвовали в Никопольском сражении. Позднее военный плацдарм ордена был создан в Анатолии: в 1408 году по договору с султаном Мехмедом I иоанниты был основан Петрунион (крепость Святого Петра; тур. - Бодрум), а также сооружены укрепления на острове Кос. Активные фортификационные работы продолжались там до 1522 года; укреплялся и сам Родос (с начала XIV века до середины XV века). В немалой степени активные фортификационные работы позволили иоаннитам во главе с Великим магистром Пьером д’Обюссоном (1476-1503 годы) отразить масштабную военную операцию против Родоса султана Мехмеда II Фатиха (июнь-июль 1480 года). В 1522-1523 годах (после упорной обороны Родоса от войск султана Сулеймана I Кануни) иоанниты во главе с Великим магистром Филиппом де Вилье (1521-1534 годы) были вынуждены оставить остров.
В начале XXI века орден носит полное официальное наименование Суверенный военный орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский. Орден состоит во всецелом вероисповедном единстве с Римско-католической церковью, являясь суверенным и независимым субъектом международного права. Его суверенность реализуется внетерриториально (sine loco), так как основные недвижимые владения ордена (Палаццо Мальта на виа Кондотти и вилла на Авентинском холме в Риме, форт Сант-Анджело в Биргу на Мальте, передан в 1998 году) находятся в юрисдикции соответственно Итальянской Республики и Республики Мальта. Орден имеет постоянные дипломатические отношения с 99 странами мира (дипломатические отношения с РФ установлены в 1992 году), своих наблюдателей при ООН и Европейской комиссии; кроме того, его суверенный статус реализуется в праве эмиссии собственных денежных и почтовых знаков.
Орден в России. Первые стабильные дипломатические контакты между орденом иоаннитов и Россией восходят к концу XVII - 1-й четверти XVIII веков, к периоду, когда и Россия, и орден сталкиваются с необходимостью поиска союзников в противостоянии османской угрозе в Средиземноморье и Причерноморье. В 1697-1699 годах по поручению царя Петра Алексеевича (смотри Пётр I) боярин Б.П. Шереметев совершил путешествие в Польшу, Венецию, Рим и на Мальту (май 1698 года) для организации антиосманского союза европейских государств. Тогда же русский двор и орден в лице Великого магистра Рамона Переллоса-и-Роккафуля (1697-1720 годы) обменялись верительными грамотами. Основной целью посольства Шереметева, равно как и посольства (1698 год) П.А. Толстого, оставалось не только налаживание геополитических связей, но и практическое усвоение фортификационного и мореходного опыта ордена. В правление императрицы Елизаветы Петровны при русском дворе действовала дипломатическая миссия ордена.
Дополнительная литература:
Карнович Е. П. Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880. М., 1992;
Перминов П. В. Под сенью восьмиконечного креста (Мальтийский орден и его связи с Россией). М., 1991;
Мальтийский орден в России. Кат. выставки. СПб., 1998;
Антошевский И. К. Державный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. Орден Мартинистов. М., 2001;
Мальтийский орден и Россия // Сборник Русского исторического общества. М., 2003. № 9 (157);
Шалдунова Т. Н. Мальтийский орден и его взаимоотношения с Речью Посполитой и Российской империей в XVII–XVIII вв. М., 2005;
Захаров В. А. История Мальтийского ордена в России. М., 2006.
Иллюстрации:
Замок Крак-де-Шевалье. 12–13 вв. Сирия. Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Флаг и герб Суверенного военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский. Архив БРЭ;
У иоаннитов был запоминающийся облик: чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь. Это облачение было закреплено уставом организации.
Духовно-рыцарские традиции
Духовно-рыцарские объединения были не только ближневосточным явлением. Их традиции были тесно связаны с паломничеством в святые места ещё более ранней эпохи — 10−11 вв. Любая экспедиция пилигримов нуждалась в материальной и военной поддержке: дорога к святыням не всегда была безопасной. Основой для формирования боевой организации рыцарей-монахов стали всевозможные приюты и богадельни, которые оказывали помощь путникам.
В первой половине 12-го века Рим после долгих обсуждений признал за общиной право официально называться орденом. Организация обрела устав, структуру и филиалы вне Иерусалимского королевства. К середине столетия орден святого Иоанна — сильная военная структура в Палестине, которая занималась обороной внешних рубежей государств крестоносцев. К 1180 году в распоряжении госпитальеров находилось около 25 замков.
Структура ордена святого Иоанна:
Госпитальерами в основном становились выходцы из Франции и Италии. Чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь — облачение, закреплённое уставом организации. Во многом это была традиция, перенятая у бенедиктинцев. Штаны, рубахи, рясы — это всё второстепенное. Орденские братья не следовали модным тенденциям — они опирались на распорядок аскетичной жизни монахов.
Структура духовно-рыцарского ордена выглядела достаточно стройно. Во главе стоял магистр — лидер организации, духовный отец. Орденский капитул был главным совещательным и законодательным органом, регламентировавшим деятельность магистра и всей организации. Капитул формировался на время. Вся военно-монашеская братия делилась на три условные группы.
Первая и самая привилегированная — рыцари. Добровольцы из знатных семей — элита и верхушка воинства. В конце 12-го века численность рыцарей в Иерусалимском королевстве доходила до 500−600 человек. Они были главной боевой и интеллектуальной силой ордена святого Иоанна. Воины давали классический обет европейского монашества: безбрачия, послушания, нестяжательства. Главной обязанностью рыцаря-госпитальера была защита святой церкви и её подданных.
Ко второй группе относились сержанты — уроженцы европейских небольших поселений незнатного происхождения, которые заняли должности младших командиров. Их служба — это забота о слаженной и чёткой работе воинского подразделения.
Обязанность проведения месс и религиозных обрядов ложилась на плечи священников. Это была неотъемлемая часть деятельности любого военно-монашеского братства в Палестине и за её пределами.
По уставу, рыцари исправно несли свои тяготы и лишения. При этом их рацион был обильным и очень разнообразным: воинствующие монахи ели всё, что было доступно на Ближнем Востоке. Мясо на столах братьев ордена присутствовало три раза в неделю.
Существовало около 5 стадий наказаний и взысканий: от поста и бичевания до полного изгнания из рядов организации. Самой суровой карой за провинности была утрата облачения без помилования.
Долгая дорога домой
Внутренние смуты в Иерусалимском королевстве и военные успехи мусульманских правителей ближневосточных государств подорвали положение духовно-рыцарских орденов. В конце 13-го века, после падения крепости Акры — последнего оплота воинствующих пилигримов, крестоносцы покинули Святую Землю. Резиденцией Иерусалимского короля стал Кипр.
Госпитальеры обосновались и на Кипре, и на островах Греческого архипелага, а также в Малой Армении. Иоанниты вывезли с собой часть важных реликвий и святынь из Палестины. Совершая совместные с тамплиерами рейды на побережье Восточного Средиземноморья, госпитальеры тщетно пытались вернуть утраченные крепости и города.
В 1306—1310 гг. орден святого Иоанна провёл кампанию по захвату острова Родос. Магистр Фульк де Вилларе договорился с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло, дабы совместными действиями прибрать к рукам беззащитные греческие острова. В итоге после непростой военной операции острова Родос, Кос и Лерос перешли к госпитальерам. К 1374 году в состав земельных владений ордена вошли остров Карпатос и крупный порт Смирна. Закрепившись в Средиземноморье, иоанниты сформировали плацдарм для дальнейшего продвижения паломников в Святую Землю. На Родосе хранилась главная реликвия госпитальеров — частица Гроба Господня.
В 15-м веке орден под натиском османской угрозы начал покидать греческий архипелаг. Госпитальеры в 16-м веке попали на Мальту и оказались под протекцией понтифика. Теперь уже Мальтийский орден с 1530 года получает согласие и Папы Римского, и императора Карла V на свою деятельность. Равновесие было восстановлено, однако аппетиты турецкого султана Сулеймана Великолепного росли. В 1569 году начинается знаменитая и героическая оборона Мальты, которая сделает бессмертным имя главного защитника острова — магистра Жана де Валлетта.
Деление ордена госпитальеров (иоаннитов) на “языки”
Великий Магистр Ордена госпитальеров Раймон Дюпюи разделил Орден по национальностям на так называемые “языки”, или “нации”.
Их сначала насчитывалось семь: провансальский, овернский, французский, итальянский, арагонский, германский и английский. Впоследствии к ним был добавлен кастильский.
Английский язык по настоянию англиканской церкви 24 апреля 1540 г., был исключен из списка “наций”, а вместо него в сисок включен баварский (с 1782 году англо-баварский); к этому языку были впоследствии отнесены и два русских великих приорства.
Первыми земельными владениями иоаннитов за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и командорства в Шампани и Аквитании. В начале XIV в. иоанниты имели около 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и Польше. Земли иоаннитов в виде командорств могли сдаваться в аренду рыцарям, которые ежегодно были обязаны вносить в кассу Ордена налоги за пользование землей – респонсии.
Командорства давались по старшинству. Рыцари-владельцы командорств именовались наставниками или командорами – управляющими недвижимым имуществом Ордена, и руководили воспитательными заведениями, в которых готовились поступить в рыцари молодые дворяне. Позднее должности командоров стали даваться за особые заслуги.
Высшие должности ордена иоаннитов
Великий Магистр – правящий государь Ордена – избирался пожизненно в течение трех дней после смерти своего предшественника рыцарями-выборщиками, провоевавшими не менее трех лет и не менее тринадцати лет служивших Ордену. Великий Магистр имел решающий голос во всех орденских делах, осуществлял все назначения на должности, и присваивал почетные звания.
Великий Магистр имел право каждые пять лет выделять одно командорство тому, кому считал нужным, при условии открытой вакансии. Это командорство называлось магистральным, респонсии с которого шли непосредственно Великому Магистру. Верховную власть Ордена осуществлял Священный Капитул, в первое время созывавшийся Великим Магистром раз в 3 года. Капитулу подчинялся постоянный Совет, состоящий из Великого Магистра, восьми столпов, правинциальных приоров и капитульских бальи и осуществлявший управление Орденом. Великий Магистр совместно с восемью столпами – начальниками Наций (Прованса, Оверни, Франции, Арагона, Кастилии, Италии, Англии, Германии) – руководил Советом и Священным Капитулом Ордена.
Великий Госпитальер (или гостеприимник) – столп Франции – ему надлежало нести ответственность за госпитали, врачей, ухаживающим персоналом и приобретением медикаментов.
Великий Консеватор – столп Арагона – был интендантом, в его обязанности входил также контроль ежегодных выплат рыцарям на их личные потребности.
Великий Канцлер – столп Кастилии – являлся министром иностранных дел, готовил все декреты и решения правительства Ордена и вместе с Великим Магистром подписывал их. Он также руководил государственным архивом.
Великий Адмирал – столп Италии – осуществлял командование всеми морскими судами Ордена, офицерами и рядовым составом экипажей, а так же наемниками, служащими на кораблях. Снабжение вооруженных сил находилось в совместной компетенции Адмирала и Великого командора.
Великий Маршал – столп Оверни – командовал пехотинцами и был председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.
Туркополиер – столп Англии – командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами Ордена.
Великий Бальи – столп Германии – отвечал за сохранность оборонительных сооружений, обеспечение боеприпасами и продовольствием.
Позднее, в XV веке, в Ордене была введена должность Главного санитара – Инфермерария, считавшаяся одной из самых, главных. Подобное конституционно закрепленное разделение высших постов между различными Нациями позволяло достичь умелой и действенной концентрации сил при одновременном учете национальных особенностей, что не в последнюю очередь способствовало усилению Ордена.
Приорства, бальяжства и командорства
Каждый язык имел приорства, бальяжства и командорства, и первые сами по себе и по привилегиям, каковые некоторые из приоров имели, были места знаменитые.
- Прованский язык имел 2 великих приорства — Сент-Гильское и Тулузское, в первом находилось 54, а в последнем 35 командорств и бальяжство Маносское.
- Овернский язык заключал в себе великое приорство Овернское и бальяжство Лионское. В приорстве сем считалось 40 командорств для кавалеров и 8 для сервандармов.
- Во Французском языке находились 3 великих приорства: Французское, Аквитанское и Шампанское. В первом было 45, втором 65 и последнем 24 командорства; а сверх того 2 бальяжства; которых были почетные бальи капитулярный Морейский или командор святого Иоанна Латрана в Париже и Великий казначей или командор святого Иоанна Корбельского.
- Итальянский язык заключал в себе: великое приорство Римское, приорства: Ломбардское, Венецианское, Барлетское, Капуанское, Мессинское и Пизское. В великом приорстве Римском считалось 19, в приорствах: Ломбардском 45, Венецианском 27, Барлеттском и Капуанском 25, Мессинском 12 и Пизском 26 командорств. К сему языку причислялись бальяжства: святой Евфимии, святого Стефана, что близ Монополи, Роселлы, Иоанна Неаполитанского, Святой Троицы Венозской, Кремонское и еще особенно бальи родового командорства святого Себастьяна, основанного папою Урбаном VIII.
- Арагонский язык состоял из великих приорств Арагонского, Каталонского и Наваррского. Великий приор Арагонский имел в ведомстве своем 29, каталонский 28 и Наваррский 27 командорств. К языку сему принадлежали 3 бальяжства — Майоркское, Негропонтское и Капское. Титул бальи Негропонтского общий языкам Кастильскому и Арагонскому.
- В Германском языке находилось 5 великих приорств: Германское, Богемское, Венгерское, Датское и Польское, учрежденное в 1776 году, и 2 бальяжства — Бранденбургское и святого Иосифа в Доктиции. Великий приор Германский в 1546 году императором Карлом V объявлен был князем всей немецкой империи и имел в ведомстве своем 67 командорств.
- Кастильский язык имел 2 великих приорства: Кастильское и Португальское, в первом было 27, а в последнем 31 командорство и 5 бальяжств: Акрское, Лангонское и Лезское, Нововиланское, Лорское и Святого Гроба в Тори.
- Англо-баварский язык заключал в себе великое приорство Баварское, бальяжство действительное трех достоинств великого приора Аглицского, бальи Эгльского и Армянского.
Итак в ордене находилось более 600 командорств, кроме приорств и бальяжств. Ими управляли не одни кавалеры, но капелланы и сервандармы, и сии последние получали оные не прежде, как исполнив все предписанное на таковой случай статутами.
Командорства по способам получения оных были троякого наименования: юстицкие, по милости и родовые.
Командорства юстицкие назывались тогда, когда приобретались правилами, предписанными в орденских постановлениях. К получению такого командорства должно было сделать на море четыре каравана или компании, прожить пять лет на Мальте и прочее.
Командорства по милости потому так именовались, что даваемы были от Великого Магистра и великих приоров по праву, принадлежавшему их достоинствам. Великий Магистр, кроме своего магистрального, имел право через каждые 5 лет давать из кавалеров кому хотел в каждом приорстве одно командорство милости. Великие приоры имели таковое же в их приорствах право давать одно командорство кому-либо из Собратии, какого бы он чину не был.
Родовые командорства потому так назывались, что установлялись из своего имения потомственно в род, и первые оных установители, а по смерти их старшие сыновья именовались командорами.
Великие приоры сверх находившихся в ведомстве каждого командорств, которые были в полной их зависимости, имели особенное свое командорство, по имени коего называлось приорство.
Источник – Order Of Malta, серия статей посвященных госпитальерам (Алла Александровна?)
Выложил – Мэлфис К.
Яркий натюрморт с книгой Яркий натюрморт с книгой Я обожаю натюрморты. Сюжеты, виды и цвета, .
Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) Петербургский художник - Иван Славинс.
Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Меттман ( Mettmann).
Лучшие еврейские анекдоты Сын еврея-юриста закончил университет, тоже стал юристом и.
-Метки
-Ссылки
-Поиск по дневнику
-Друзья
-Статистика
Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры
Мы восхваляем наши имена,
Но станет явной скудость суесловий,
Когда поднять свой крест на рамена
Мы в эти дни не будем наготове.
За нас Христос, исполненный любови,
Погиб в земле, что туркам отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови,
Иль наша честь навек посрамлена!
Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой
Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля!
Родосская крепость — основное оборонительное сооружение средневекового города Родос, бывшая резиденция великого магистра Родосского ордена. В настоящее время — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, музей, главная туристическая достопримечательность острова Родос.Крепость выстроили владевшие островом в Средние века рыцари-госпитальеры. После утраты крестоносцами Святой земли сюда была перенесена резиденция великого магистра ордена. По мнению современников, в конце XV века Родосская крепость была самой современной и неприступной из христианских крепостей.
Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.
Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.
Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!
Родос и другие владения рыцарей Святого Иоанна.
Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.
Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.
Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.
Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…
Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).
Кресты ордена св.Антония.
Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.
Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!
Герб госпитальеров, смешанный с частями герба Пьера д’Обюссона, на пушке которую он заказал. Надпись сверху гласит: F. PETRUS DAUBUSSON M HOSPITALIS IHER.
Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам.
Госпитальеры или Иоанниты (также известные, как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, также как О́рден Святого Иоанна, как Мальтийские рыцари или Рыцари Мальты — основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия о заботе и защите Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами, орден продолжил деятельность на острове Родос, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии.
Реконструкция строевых учений, проводимых госпитальерами в XVI столетии. Форт Святого Эльма, Валлетта, Мальта, 8 мая 2005 года.
С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.
В 600 году папа Григорий Великий направил в Иерусалим аббата Проба для строительства госпиталя, целью которого должны были стать лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. В 800 году Карл Великий расширил госпиталь, а также учредил при нём библиотеку. Двумя веками позже, в 1005 году халиф Аль-Хаким разрушил госпиталь и ещё около трех тысяч зданий в Иерусалиме. В 1023 году египетский халиф Али Аль-Заир[en] позволил итальянским купцам из Амальфи и Салерно восстановить госпиталь в Иерусалиме. Госпиталь, построенный на месте, где ранее располагался монастырь Святого Иоанна Крестителя, принимал пилигримов, посещавших христианские святыни. Обслуживался он бенедиктинцами.
Жерар, или Пьер-Жерар де Мартиг , известный также под именами Тен , Тюн , Тэнк , Тонк и Том — основатель ордена госпитальеров.
Монашеский орден Госпитальеров был основан сразу после Первого Крестового похода Жераром Благословенным, роль которого, как основателя, была подтверждена папской буллой, дарованной папой Пасхалием II в 1113 году. На территории всего Иерусалимского Королевства и за его пределами Жерар приобретал для своего ордена земли и имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально организация заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден начал предоставлять пилигримам вооруженный эскорт, который быстро превратился в значительную силу.
Орден Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный в 1119 году, стали самыми могущественными христианскими организациями региона. В сражениях с мусульманами орден продемонстрировал свои отличительные признаки, его солдаты были одеты в черные туники с белыми крестами
Вид из Валлетты на форт Святого Ангела.
К середине 12-го столетия орден разделился на братьев-воинов и братьев-лекарей, заботившихся о больных. Он по-прежнему оставался религиозным орденом и располагал рядом привилегий, дарованным папским престолом. Например, орден не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых христианских фортификационных сооружений в Святой земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами.
Крак де Шевалье или Крак де л’Оспиталь.Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире. В 2006 году вместе с цитаделью Саладина (в 30 км восточнее Латакии) замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. Двумя крупнейшими опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак де Шевалье и Маргат. Владения ордена были разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185 году
Фернандо Бертелли. Битва при Лепанто (гравюра).
Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная история ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.
Собор Святого Иоанна
Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование оружием), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!
Современные госпитальеры-реконструкторы.
Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.
Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.
Граф Васильев, 19-е столетие, комтур ордена госпитальеров.
Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.
А вот так она выглядит сегодня внутри.
Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.
Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.
Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.
Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.
Читайте также:
- Какие требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека
- Чем отличается самоизоляция от карантина при коронавирусе для граждан
- Застрахован ли сберегательный счет в росбанке
- Какой портал предоставляет информацию преимущественно для малого и среднего бизнеса по всей россии
- Какая из перечисленных механических передач осуществляет передачу мощности за счет сил трения