Какие принципы положены в основу построения плана счетов

Обновлено: 04.07.2024

На протяжении многих десятилетий ученые-экономисты дискутируют о том, как из данных бухгалтерского учета получить ясную, прозрачную, уместную и актуальную информацию, на основе которой можно было бы принимать экономические решения. Это привело к появлению многих научных школ и систем бухгалтерского учета. При этом все научные школы ведущую роль в формировании прозрачной и релевантной информации отводят счетам, планам счетов и концепции их построения.

План счетов — это инструмент отражения и группировки объектов учета с целью получения информации для решения определенных задач. Чем больше задач, стоящих перед учетом, возможно решить с помощью плана счетов, тем эффективнее работа бухгалтера и менеджера в процессе принятия решений. Элементы такой модели не являются раз и навсегда заданными или определенными, их содержание может меняться в зависимости от потребностей пользователя, характера изучаемых свойств и ряда других факторов, которые необходимо учитывать при построении плана счетов. Эти факторы положены в основу классификации счетных планов, приведенной в табл. 1.

Таблица 1
Классификация планов счетов

Способы построения плана счетов

В общем виде алгоритм построения плана счетов можно представить следующим образом:

  1. определение сферы применения плана счетов;
  2. выделение отраслевых сегментов (финансово-промышленные группы, промышленные группы и пр.);
  3. выделение основных сегментов, дивизионов (бизнесов);
  4. определение формата представления отчетных форм (например, в отчете о финансовом положении необходимо определить, каким образом будут представлены активы: внеоборотные/оборотные, в порядке убывания ликвидности или иной (комбинированный способ представления);
  5. моделирование агрегированных отчетных форм, выделение существенных статей отчетности;
  6. определение объектов, формирующих статью финансовой отчетности, и выбор способа кодирования объектов;
  7. моделирование структуры объекта, т. е. составляющих его компонентов, с точки зрения раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности (адресный признак);
  8. моделирование необходимых трансформационных преобразований (содержательный признак);
  9. объединение адресного и содержательного признака объекта;
  10. кодирование объектов;
  11. выбор способа построения плана счетов;
  12. определение типовых корреспонденций счетов.

Независимо от способа подготовки отчетности по международным стандартам (трансформация или параллельный учет) важная роль отведена способам построения планов счетов и способам кодирования счетов. В практике бухгалтерского учета применяются следующие способы построения планов счетов:

Надо отметить, что большинство планов счетов основаны на иерархическом принципе построения, который в сочетании с другими принципами дает следующие виды планов счетов: иерархически-матричные, иерархически-десятичные, иерархически-линейные.

Иерархически-матричные планы счетов

Схема 1. Пример построения плана счетов по иерархчески-матричному принципу

Иерархически-десятичные планы счетов

Все счета разбиваются на десять групп, каждая группа — на десять подгрупп, каждая подгруппа — на десять субподгрупп и т. д. Это выглядит, как показано на схеме 2.


Схема 2. Пример построения плана счетов по иерархчески-десятичному принципу

Иерархически-линейные планы счетов

Счета перечисляются в определенном порядке. Пример такого плана счетов — план счетов, утвержденный приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н (схема 3). Составители таких планов счетов стремятся привязать логику их построения или к структуре статей бухгалтерского баланса, или к кругообороту хозяйственных средств. Иногда за основу берутся признаки ликвидности (скорость трансформации активов и обязательств в деньги) и изымания инвестиций. Однако выдержать до конца любое логическое построение практически невозможно минимум по двум причинам:

1) интересы лиц, стоящих за счетами, противоречивы;
2) семантические поля счетов размыты.

Схема 3. Пример построения плана счетов по иерархчески-линейному принципу

Фасетный способ построения может использоваться в любом из приведенных планов счетов.

План счетов по МСФО

Если компания принимает решение самостоятельно разработать план счетов для МСФО, то особое внимание необходимо уделить способам его построения и способам кодирования счетов. Наиболее простой и понятный способ кодирования иерархически-матричный. Для создания более сложных планов счетов допустимо к этому способу применить фасетный способ кодирования для ряда признаков. Рассмотрим один из наиболее удобных для целей работы с МСФО смешанный способ кодирования с сочетанием буквенных и цифровых символов. В практике российского учета этот способ хотя и используется, но широкого применения не нашел. В программном обеспечении иногда применяется сч. 76АВ — авансы полученные, выданные прочим кредиторам и дебиторам. Первые разряды в номере счета можно закодировать буквенными символами, указывающими на принадлежность объекта учета к разделам отчетных форм (табл. 2).

Таблица 2
Пример кодирования счетов в плане счетов МСФО

В код счета можно ввести буквенное обозначение элемента финансовой отчетности и его классификацию, например: актив — А, внеоборотный актив — ВА (NC) и т. д. Причем при кодировании целесообразно применять аббревиатуру английского наименования, потому что отчетность по МСФО в настоящее время обычно готовится на двух языках, так как предназначена для использования на международных рынках, и это позволит правильно соотнести счета в структуре отчетности, произвести объединение объектов. Далее присоединяется цифровой код, которым кодируется сам объект плана счетов с учетом адресных и содержательных признаков.

Второй вариант — способ построения иерархически-матричный с использованием фасетного способа по одному признаку: статья с отражением увеличивающих и уменьшающих корректировок (табл. 3).

Таблица 3
Кодирование номера счета иерархически-матричным способом с использованием фасетного способа

Такой вариант кодирования счета позволяет отразить разницу между российским учетом и международным.

Таким образом, мы рассмотрели алгоритм формирования информации. Если необходима детализация объектов на категории (основные средства: здания, земля, оборудование; инвестиции: дочерние, ассоциированные компании, внешние), можно увеличить разрядность счета и первого, и второго, и третьего порядка, соблюдая общие принципы, или дополнить план счетов дополнительными разделами с соответствующими отличительными кодами.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов бухгалтерского учета разрабатывается Минфином (кроме Плана счетов, применяемого в кредитных организациях, — его разрабатывает и утверждает Центробанк). Одновременно с Планом счетов разрабатывается и утверждается Инструкция по его применению.

В основе разработки счетных планов лежит унификация применения отдельных счетов и субсчетов бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовой формы и вида деятельности. Таким образом, образуются предпосылки для создания единого плана счетов. Специфика бюджетных и кредитных учреждений обуславливает необходимость разработки для них отдельных счетных планов.

Другим принципом, используемым при разработке счетных планов и инструкций по их применению, является строгая иерархичность счетов и субсчетов, включаемых в планы.

В качестве третьего принципа разработки Плана счетов можно выделить рациональное сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета и предоставления хозяйствующим субъектам максимально возможной самостоятельности в выборе форм учета, определения перечня субсчетов и аналитических счетов бухгалтерского учета, а также в выборе организационных форм ведения учета. Например, Инструкцией по применению плана счетов установлено, что субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.). Перечень аналитических счетов, как уже отмечалось, организация выбирает самостоятельно, исходя из технологических особенностей производственного процесса, особенностей условий хозяйственных договоров, заключенных организацией, документооборота и других специфических условий.

В Инструкции по применению Плана счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. Эта мера позволяет унифицировать схему бухгалтерских проводок по наиболее распространенным хозяйственным операциям. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

Если же организация осуществляет специфические операции, для отражения которых необходимо введение дополнительных синтетических счетов (используя свободные номера счетов), то она может ввести такие счета только по согласованию с Министерством финансов.

Еще одним принципом формирования Плана счетов является соответствие бухгалтерского учета хозяйственных операций их экономическому и правовому статусу. Реализация этого принципа, в частности, означает, что в рыночных условиях счетный план, использовавшийся в условиях плановой экономики, применяться не может. Кроме того, счетные планы должны меняться в соответствии с изменениями законодательной и нормативной базы, регулирующей не только бухгалтерский учет, но и отношения между субъектами предпринимательской деятельности. План счетов бухгалтерского

финансово-хозяйственной деятельности организаций, действующий с 1 января 2002 года, является четвертым за последние 34 года (не считая изменений и дополнений, вносимых в действующие счетные планы).

Наконец, еще один принцип, который, хотя и не декларируется, но неизменно реализуется, — это принцип преемственности, т.е. максимально возможного использования ранее действовавших учетных схем. Например, основные средства учитываются на счете 01 более 70 лет. То же можно сказать о счетах учета основного производства, вспомогательных производств и т.д. Подобная преемственность позволяет минимизировать материальные и трудовые затраты бухгалтерий при переходе на новые счетные планы.

Перечисленные принципы формирования счетных планов являются общими и используются при разработке планов счетов и инструкций по их применению в предпринимательской, бюджетной и кредитной сферах. Вместе с тем порядок бухгалтерского отражения операций в кредитных и бюджетных учреждениях требует особой регламентации.

Читайте также: