Какие принципы положены в основу экскурсии

Обновлено: 30.06.2024

Разработали преподаватели: Ефимова Н.Г., Батищева М.А.

Основной задачей профессионального обучения является обеспечение целостности образования .

Междисциплинарные курсы по специальности (профессии) построены в соответствии с требованиями ФГОС и действующим базисным учебным планом. В рамках этой учебной программы каждый междисциплинарный курс своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. компетентного специалиста, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. Соответственно программа предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса. Процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Преподавание успешно только в том случае, если работа преподавателя с студентами ( учащимися) во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве мировоззрения, мышления и навыков самостоятельной практической работы .

В основу технологии преподавания спец. дисциплин мы ставим деятельностный подход обучения- студенты в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных творческих задач с использованием этих знаний, а это является главным способом изучения спец.цикла.

Для достижения поставленных целей в современных условиях актуально проведение занятий с использованием экскурсий.

Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

ПЭ служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.

В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у студентов интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи студентам в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами.

Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования студентов . Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных дисциплин, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

Методика проведения экскурсий.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.

Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания студентов (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивать творческие способности студентов (учащихся), их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных).

Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности студенты (учащиеся) быстрее усваивают знания, которые затем на учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у студентов (учащихся) знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются на занятии, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе.

Наблюдая и познавая явления общественной жизни, студенты (учащиеся) сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности.
Студенты (учащиеся) должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки и техники. К сожалению не урок, не факультатив, не просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на студентов (учащихся) такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с технологическим процессом производства. Во время экскурсии студенты (учащиеся) переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач.( см. приложение).

В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста студентов (учащихся), местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока студентов.
Длительность учебной экскурсии определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных дисциплин

С чем конкретно может происходить знакомство студентов (учащихся) на промышленном предприятии?

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

На производстве студенты (учащиеся) имеют возможность наблюдать последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамику, точность операций, а также осознание студентами (учащимися) возможности рационализаторства и изобретательства.

Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?

Отбор объектов для ПЭ должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией.( см. приложение).

ПЭ могут проводиться

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цехи,
  • к отдельным техническим объектам.

Содержание ПЭ определяется исходя из задач учебного процесса.

Каково место ПЭ в учебном процессе?

Возможны экскурсии, предваряющие изучение темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению).

Какими могут быть ПЭ?

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на

  • ознакомительные (обзорные),
  • тематические,
  • профессиографические,
  • комплексные.

Что представляет собой ознакомительная экскурсия (ОЭ)?

Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.

Тематическая экскурсия (ТЭ) применяется в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала и имеет направленный характер.

Например, при изучении слесарного дела, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника, слесаря-инструментальщика, лекальщика, сборщика.

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии студенты (учащиеся) могут (по усмотрению) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.

Профессиографическая экскурсия (ПрЭ)

Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.

Комплексная экскурсия (КЭ) Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию студентов (учащихся) в члены коллектива предприятия.

Студенты (учащиеся) должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Методика проведения занятия в форме экскурсии.

При проведении занятий в форме экскурсии различают следующие этапы:

1) подготовку преподавателя и группы к экскурсии;

2) проведение самой экскурсии;

3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

Функционировать – это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. с Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов (учащихся), помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Преподаватель осуществляет две задачи: дидактическую — вооружение студентов (учащихся) знаниями и воспитательную — формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Для преподавателя характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.

Конструктивный компонент — умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.

Этапы подготовки экскурсии

1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
4. Составление маршрута экскурсии.
5. Разработка заданий для учащихся.
6. Составление методической разработки.

Цель экскурсии : наглядное ознакомление студентов (учащихся) с техникой и технологией , организации с/х производства.
Задачи экскурсии:
1. обогащать знания студентов (учащихся) на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов;

2. устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами

3. развивать творческие способности студентов (учащихся),

4. развивать самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи;

5. развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции;

6.активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. месторасположение.

Читайте также: