Какие правовые системы существуют в великобритании

Обновлено: 02.07.2024

В английском праве отсутствуют четкие, выработанные правовой доктриной критерии отграничения одной отрасли права от другой (предмет и метод правового регулирования, правовой режим), все отрасли носят прикладной характер, в них отсутствует пандектная система изложения правового материала (общая и особенная части) и аксиоматичные законодательные или доктринальные дефиниции основных правовых терминов; отдельно не выделяются публично-правовые и частно-правовые отрасли, отрасли материального права и процессуального, содержание той или иной отрасли во многом зависит от того исторического источника – общего права или права справедливости – на основе которого она была создана и развивалась английскими судьями.

Из приведенных выше примеров становится видно, что содержательно та или иная отрасль английского права являет собой совокупность практических проблем, возникающих в судебной практике и разрешающихся в конкретных судебных делах.

По признаку исторического источника как основы становления и развития той или иной отрасли в английском праве можно выделить отрасли общего права и отрасли права справедливости. Такие отрасли как уголовное, контрактное и деликтное право преимущественно развивались на основе общего права. Английское земельное право, право доверительной собственности выросли на основе права справедливости, и поэтому их отличает морально-правовой характер норм-принципов и наличие широкого спектра судебных средств защиты, применение которых зависит исключительно от усмотрения суда. В настоящее время общее право и право справедливости, объединенные судебной реформой 1873-1875гг в единое судейское прецедентное право, также существенно влияют на развитие различных отраслей английского права. Особенно сильно такое влияние проявляется в договорном, деликтном, доказательственном праве Англии.

Английская норма права – это любое правило поведения, зафиксированное в источниках права и признаваемое, защищаемое английскими судами, вне зависимости от того, носит ли такое правило общий или индивидуальный характер. Если правило поведения в Англии не снабжено судебной защитой, оно не может трактоваться как норма права; это может быть норма морали, религиозная норма, местное или парламентское обыкновение, – но не норма права.

Прецедентные нормы английского права характеризуются, с одной стороны, большей казуистичностью, привязанностью к фактам отдельного дела и меньшей определенностью (отсутствует единая методика их выделения из состава судебного решения), нежели нормы континентального права; с другой же стороны – большей гибкостью (т.е. они легче изменяются, нежели нормы законодательства) и меньшей абстрактностью, что позволяет им более адекватно отражать общественные отношения, а судебным решениям – быть более справедливыми, так как справедливость напрямую зависит от учета специфических ситуативных и субъективных факторов, т.е. от наличия большей дифференциации норм. Общий характер норм законодательства и наличие запрещающих аналогию права и закона норм в некоторых ситуациях являются причинами вынесения судами несправедливого, но с формльно юридической точки зрения правильного решения.

Если рассматривать английские прецедентные нормы с точки зрения классических признаков нормы права, принятых в России, то можно отметить, что нормы судебных решений также гарантированы государством, обладают признаком общеобязательности, т.е. обязательны для всех субъектов, которые находятся в сфере действия нормы – в той же ситуации, которую рассмотрел английский суд и создал обязательный прецедент. Формальная определенность прецедентных норм меньшая, нежели у норм законодательных, так как в Англии отсутствует какая-либо общепризнанная методика выделения прецедентных норм из судебных решений, но в то же время прецедентная норма вполне определенно указывает на права и обязанности субъектов правоотношений.

Английские юристы не занимаются вопросами анализа структуры прецедентной нормы. В силу меньшей формальной определенности прецедентных норм и отсутствия общепризнанного метода их выделения из состава судебного решения английские юристы не выделяют в нормах судебных прецедентов гипотезу, диспозицию и санкцию. Данное структурное деление нормы права является классическим для стран романо-германского права, где нормы права – это исключительно нормы писаного законодательства, а не нормы судебных решений. В то же время можно провести краткий анализ структуры английских прецедентных норм с точки зрения российского подхода к структуре нормы права, хотя, вполне очевидно, что такой анализ достаточно условен и является попыткой применения российских теоретических категорий в английской практике. Например, можно говорить о том, что совокупность юридически значимых (материальных) фактов (material facts), выделенных судьей из фабулы дела, образует гипотезу прецедентной нормы, т.е. те конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых она реализуется. Также можно отметить, что диспозиции английских прецедентных норм отличаются меньшей абстрактностью, нежели законодательные нормы на континенте. Санкции же английских прецедентных норм всегда носят абсолютно-определенный характер и содержатся в резолютивной части решения по судебному делу.

Статутные нормы (нормы законодательства) в Англии обладают одинаковой юридической силой вне зависимости от того, носит ли акт Парламента индивидуальный (частный) или нормативный (публичный или гибридный) характер.

По содержанию нормы английского законодательства можно классифицировать на материальные, определяющие права и обязанности субъектов правоотношений, и процессуальные, закрепляющие порядок осуществления материальных норм. Тем не менее, данная классификация не является важной для английского права в силу того, что, во-первых, отсутствует отраслевая кодификация законодательства Англии, и, во-вторых, в подавляющем большинстве статутов Парламента присутствуют как материальные, так и процессуальные нормы. Именно поэтому английская система права не делится на материальные и процессуальные отрасли.

По кругу лиц английские статутные нормы подразделяются на нормы публичного характера, которые распространяют свое действие на всех лиц, попадающих под юрисдикцию английских судов, и нормы частного характера, которые регулируют поведение отдельных социальных групп (по признаку профессиональной принадлежности, социального статуса и др.).

По времени действия нормы английского законодательства можно классифицировать на временные и постоянные. Характерной особенностью английского законодательства, понимаемого в широком смысле – как совокупность нормативных правовых актов государственных органов, является широкое распространение временных, целевых по своему характеру норм, содержащихся в актах исполнительных органов власти (делегированное законодательство).

По территории действия статутные нормы делятся на нормы, распространяющие свое действие на всю территорию Великобритании (к ним относится большинство статутных норм) и статутные нормы, содержащиеся в актах реформы общего права, которые действуют лишь на территории Англии и Уэльса.

Характерной особенностью английского законодательства является наличие норм с абсолютно-определенными и абсолютно-неопределенными санкциями. Так, например, в уголовном законодательстве Англии существуют статуты, статьи которых определяют одну единственную меру и размер наказания, не оставляя судье никакого права выбора (например, тяжкое убийство). В то же время имеются такие уголовно-наказуемые деяния, в отношении которых Парламент оставляет назначение наказания на усмотрение того или иного судьи (абсолютно-неопределенные санкции) – в таком случае судья ориентируется на вид и размер наказания, который был назначен в сходных прецедентах (если таковые имеются).

Статутные нормы отличаются высокой степенью детализации, которая, по-видимому, является следствием индуктивно-описательного способа мышления английских юристов, а также практической направленности всего английского права в целом. Также в английском законодательстве широко используются отсылочные нормы, что, несомненно, усложняет работу со статутами.


1947 · 1948 · 1949 · 1950 · 1951 · 1952 · 1953 · 1954 · 1955 · 1956 · 1957 · 1958 · 1959 · 1960 · 1961 · 1962 · 1963 · 1964 · 1965 · 1966 · 1967 · 1968 · 1969 · 1970 · 1971 · 1972 · 1973 · 1974 · 1975 · 1976 · 1977 · 1978 · 1979 · 1980 · 1981 · 1982 · 1983 · 1984 · 1985 · 1986 · 1987 · 1988 · 1989 · 1990 · 1991 · 1992 · 1993 · 1994 · 1995 · 1996 · 1997 · 1998 · 1999 · 2000 · 2001 · 2002 · 2003 · 2004 · 2005 · 2006 · 2007 · 2008 · 2009 · 2010 · 2011 · 2012 · 2013 · 2014 · 2015 · 2016 · 2017 · 2018 ·

Парламент Шотландии (с 1999 г. по настоящее время)
Парламент Северной Ирландии (1921–1972 гг.) Ассамблея Северной Ирландии (2000–2002 гг., 2007 г. по настоящее время)

Ассамблея Уэльса (2007–2011 гг.)
Ассамблея Северной Ирландии (1973–1974 гг.)

Нормативные акты Шотландии
1999 · 2000 · 2001 · 2002 · 2003 · 2004 · 2005 · 2006 · 2007 · 2008 · 2009 · 2010 · 2011 · 2012 · 2013 · 2014 · 2015 · 2016 · 2017 · 2018 · 2019 · 2020 ·

Валлийские законодательные акты
1999 · 2000 · 2001 · 2002 · 2003 · 2004 · 2005 · 2006 · 2007 · 2008 · 2009 · 2010 · 2011 · 2012 · 2013 · 2014 · 2015 · 2016 · 2017 · 2018 · 2019 · 2020 ·

Уставные правила Северной Ирландии
1974 · 1975 · 1976 · 1977 · 1978 · 1979 · 1980 · 1981 · 1982 · 1983 · 1984 · 1985 · 1986 · 1987 · 1988 · 1989 · 1990 · 1991 · 1992 · 1993 · 1994 · 1995 · 1996 · 1997 · 1998 · 1999 · 2000 · 2001 · 2002 · 2003 · 2004 · 2005 · 2006 · 2007 · 2008 · 2009 · 2010 · 2011 · 2012 · 2013 · 2014 · 2015 · 2016 · 2017 · 2018 · 2019 · 2020 ·

Соединенное Королевство имеет четыре правовых систем , каждые из которых вытекает из определенной географической области , по целому ряду исторических причин: английские права , права шотландцев , права Северной Ирландии , [1] и, начиная с 2007 года, чисто валлийский закон (в результате принятие парламентом Закона 2006 года о правительстве Уэльса ). Однако, в отличие от трех других, валлийское право не является отдельной правовой системой как таковой , а просто первичным и вторичным законодательством, выработанным валлийским парламентом , интерпретируемым в соответствии с доктринами английского права и не влияющим на английское общее право.(кроме случаев, когда такое валлийское законодательство вытесняет норму общего права в силу того, что она является высшей формой права). Между этими тремя правовыми системами и тремя правовыми юрисдикциями Соединенного Королевства есть существенное совпадение: Англии и Уэльса , Шотландии и Северной Ирландии . Каждая правовая система по умолчанию придерживается своей юрисдикции, и каждый из судов этой страны продвигает этот закон посредством своей юриспруденции . Выбор права юрисдикции для использования возможен в частном праве : например, компания в Эдинбурге , Шотландия, и компания в Белфасте , Северная Ирландия, могут заключать договор по английскому праву. Это не так в публичном праве(например, уголовное право), где есть установленные правила процедуры в каждой юрисдикции. В основе этих систем лежит закон Соединенного Королевства , также известный как закон Соединенного Королевства (часто сокращенно - закон Соединенного Королевства ). Право Соединенного Королевства возникает из законов, применимых к Соединенному Королевству и / или его гражданам в целом, наиболее очевидно из конституционного права , а также из других областей, например налогового права.

В Соединенном Королевстве нет единой правовой системы, поскольку она была создана политическим союзом ранее независимых стран. Статья 19 Союзного договора , введенного в действие Актами Союза в 1707 году, создала Королевство Великобритания, но гарантировала дальнейшее существование отдельных правовых систем Шотландии и Англии. [2] В Акты Союза 1800 , который присоединился к Великобритании и Ирландии в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, не содержал эквивалентных положений, но сохранял принцип, согласно которому в Ирландии должны находиться разные суды, из которых часть, называемая Северной Ирландией, продолжает следовать как часть Соединенного Королевства.

Верховный суд Соединенного Королевства является высшей судебной инстанцией в стране по всем уголовным и гражданским делам в Англии и Уэльсе и Северной Ирландии, а также для всех гражданских дел в области права шотландцев. [3] Верховный суд также является последней инстанцией (в обычном смысле этого слова) для толкования законодательства Соединенного Королевства. Однако обратите внимание, что, в отличие от некоторых других систем (например, США), Верховный суд не может отменять статуты, и его прецеденты могут быть прямо отменены парламентом в силу доктрины парламентского суверенитета . Верховный суд возник в октябре 2009 года, заменив Апелляционный комитет Палаты лордов . [4] [5] ВАнглия и Уэльс , то судебная система возглавляются старшими судами Англии и Уэльса , состоящая из Апелляционного суда, то Верховный суд (по гражданским делам) и Суд короны (по уголовным делам). В судах Северной Ирландии по той же схеме. В Шотландии главными судами являются Сессионный суд по гражданским делам и Высокий суд юстиции по уголовным делам. Шерифские суды , поскольку они рассматривают как уголовные, так и гражданские дела, не имеют аналогов за пределами Шотландии.

Определенные трибуналы по административным делам имеют юрисдикцию в масштабах всей Великобритании, особенно те, которые занимаются иммиграцией - Верхний трибунал (Палата иммиграции и убежища) и Специальная иммиграционная апелляционная комиссия - военная и национальная безопасность, конкуренция и интеллектуальная собственность, а также некоторые другие. Точно так же Апелляционный суд по трудовым спорам имеет юрисдикцию на всей территории Великобритании, но не в Северной Ирландии.

Судебный комитет Тайного совета является также высшим апелляционным судом для нескольких независимых Содружества стран, британских заморских территорий , а также британской зависимости короны .

СОДЕРЖАНИЕ