Какие правоотношения регулируют знаки пдд

Обновлено: 30.06.2024

Правила дорожного движения (долее Правила) представляют собой свод нормативных положений, цель которых – установле­ние порядка и безопасности движения транспортных средств по дорогам. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Правила базируются на следующих основных принципах:

– разделение транспортных потоков по времени и направлениям (проезд перекрестков);

– установление общих пределов допустимой скорости движения для различных видов транспортных средств;

– введение ограничений в маневрировании (перестроение, повороты, разворот, обгон, остановка, стоянка, и т.п.);

– регламентация взаимоотношений участников движения (преимущественное право);

– упорядочение проезда по отдельным видам дорог (особый режим движения);

– нормирование транспортных операций (буксировка, перевозка людей, грузов);

– запрещение эксплуатации транспортных средств с неисправностями, оказывающими прямое влияние на безопасность движения.

Для регулирования дорожного движения используются такие средства как:

– дорожные знаки (постоянные и временные);

– дорожная разметка (горизонтальная и вертикальная);

Эти средства могут применяться на одном участке дороги как по отдельности, так и совместно. При совместном использовании их значения могут дополнять, но могут и противоречить друг другу. В последнем случае высшим приоритетом обладают сигналы регулировщика, затем сигналы светофора, затем дорожные знаки, а затем дорожная разметка. Временные дорожные знаки отменяют действия постоянных.

Первые Правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 года. В России первые Правила появились в 1900 году. Первые общесоюзные правила были введены в 1961 году, затем 1971 году появились правила основанные на международной Конвенции о дорожном движении. В настоящее время действуют Правила утвержденные 1 апреля 2001 года.

Значение основных терминов и определений

Основные сокращения, которые используются в Правилах: АЗС – автозаправочная станция; ДТП – дорожно-транспортное происшествие; НП – населенный пункт; НД – направление движения.

Основные термины и определения

“Автомагистраль” – дорога, обозначенная знаком 5.1

и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

“Автопоезд” – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

“Велосипедная дорожка” – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком

“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

“Водитель” – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

“Вынужденная остановка” – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

“Гибридный автомобиль” – транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

“Главная дорога” – дорога, обозначенная знаками

или 5.1 (Автомагистраль) по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

“Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

“Дорожное движение” – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

“Железнодорожный переезд” – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

“Мотоцикл” – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

“Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (белая сплошна линия) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

“Опасность для движения” – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

“Опасный груз” – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

“Опережение” – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

“Организованная перевозка группы детей” – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

“Организованная транспортная колонна” – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

“Организованная пешая колонна” – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

“Островок безопасности” – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

“Парковка (парковочное место)” – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

“Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

“Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

“Перестроение” – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

“Пешеходная зона” – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.

“Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1,5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.”Полоса для велосипедистов” – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

“Прицеп” – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

“Разрешенная максимальная масса” – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

“Регулировщик” – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 686 “Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры”.

“Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

“Транспортное средство” – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

“Школьный автобус” – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

“Электромобиль” – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии


Подзаконный акт — это акт, который создан во исполнение законов, он конкретизирует эти самые законы.

На подзаконные акты также, как и на законы, распространяется принцип общеобязательности, поэтому подзаконные акты, в том числе правила дорожного движения обязательны соблюдать все лица на всей территории РФ.

Сандалов, управляя автомобилем Г АЗ-66, следовал со скоростью 50 км/час по Петергофскому шоссе. Внезапно из группы прохожих, шедших справа, на проезжую часть выбежал мальчик лет пяти. Сандалов, избегая наезда на мальчика, в нарушение требований правил дорожного движения, свернул влево на сторону встречного движения, т.к. справа шли пешеходы. На встречной полосе он столкнулся с автомобилем ВАЗ-21011, водителю которого в результате столкновения был причинен тяжкий вред здоровью. Дайте уголовно-правовую оценку данного происшествия.

С моим участием произошло ДТП. На разборе инспектор ДПС вынес определение в моей виновности, хотя я не нарушал и двигался согласно ПДД по своей полосе и в соответствии со знаком. Может ли страховая компания согласно правилам дорожного движения пересчитать КБМ или решение инспектора, который не знает и не хочет знать ПДД, выше чем правила дорожного движения?

Водитель легкового автомобиля Васин, нарушив правила дорожного движения, причинил лёгкий вред здоровью гражданина Сергеева, а после этого, скрываясь с места происшествия, допустил повторное нарушение правил безопасности движения и задавил человека. Дайте правовую оценку действиям Васина. Разберите данное преступление по составу.

Здравствуйте! 25 июня 2017 года около 22:00, управляя принадлежащим мне транспортным средством, на первом часу езды я двигался по внутреннему участку кольцевой автодороги в г.Санкт-Петербург по направлению от съезда на Московское шоссе в сторону съезда на Пулковское шоссе со средней скоростью около 100 км/ч при допустимой скорости не более 110 км/ч. Зная данный участок дороги и заранее перестроившись в крайнюю правую полосу (на этом участке всего две полосы) для съезда на Пулковское шоссе (к аэропорту), я постепенно начал сбрасывать скорость своего ТС. После первой развилки мною было замечено, что на двух ТС, едущих впереди в попутном направлении, загорелись стоп-сигналы, что было принято мною за сброс скорости перед съездом с магистрали, так как горели стоп-сигналы не долго (у второй развилки - на Пулковское шоссе на направления в сторону города и в сторону аэропорта установлен знак 5.2). Продолжив движение я увидел, что на двух ТС, едущих впереди в попутном направлении, вновь загорелись стоп-сигналы, что было также принято мною за сброс скорости перед съездом с магистрали. К тому моменту мною также была сброшена скорость до 80 км/ч. Спустя 2-3 секунды я уже понял, что обе машины сбросили скорость до 0 км/ч, а также увидел такси, стоящее слева на искусственной разделительной полосе, и пробегающего между машинами поперек проезжей части мужчину. Предпринятое экстренное торможение в условиях частично мокрой дороги (за час - полтора до проезда шел дождь) мне не помогло, так же как и не было вариантов для ухода в какую-либо сторону: в обоих полосах проезжей части стояли машины, на разделительной полосе стояло такси, в интервалах между машинами также было недостаточно места. В результате я въехал во впереди стоящее ТС. По протоколу и по традиции виноват тот, кто сзади, то есть я. Так как контакта с мужчиной не было, то он не виноват в ДТП - слова инспектора. Такси, стоявшее в зоне технологического разрыва разделительной полосы и позволившее выйти пассажиру на проезжую часть автомагистрали, также не при чем и спокойно уехало. Есть запись видеорегистратора, ремонт моего ТС будет стоить не менее 60 тыс.руб. Также мне выписан штраф за несоблюдение дистанции п.9.10 ПДД РФ ч.1 ст.12.15 КоАП РФ. Можно ли как-либо привлечь к ответственности третьи лица, последовательное нарушение правил дорожного движения со стороны которых стало истинной причиной ДТП? Можно ли трактовать это как "причинение вреда имуществу по неосторожности", чтобы возместить ущерб? Возможно ли применение здесь термина солидарная ответственность? Спасибо!

Макаров ехал на машине со скоростью 65 км/час по узкой полосе ремонтируемой дороги , не обращая внимания на дорожные знаки ,разрешающие скорость не более 10 км/ч и на ремонтные работы. Когда машина поравнялась с грузовой ,медленно двигавшейся по дороге и разливавшей смолу на асфальт, дверца ее кабины неожиданно для макарова открылась и из нее выпругнул рабочий Замятин. Замятин упал на капот автомобиля макарова , затем под колеса машины. От полученных травм рабочий мгновенно скончался на месте происшествия. Имеется ли причинная связь между нарушением Макаровым правил дорожного движения и смертью рабочего ?


Движение на современных улицах с каждым днем все интенсивнее. Количество транспортных средств, растет поэтому контролировать движение на дорогах и перекрестках становится труднее. Для того чтобы не возникало аварийных ситуаций, существуют специальные правила для регулирования дорожного движения. Они поясняют, как нужно осуществлять проезд улиц и перекрестков, чтобы избежать столкновений. Контролировать движение должны органы правопорядка. Кроме того, применяются разные устройства и знаки для обозначения приоритета тех или иных транспортных средств.

Средства регулирования дорожного движения

Для того чтобы добиться максимальной безопасности на городских и сельских улицах, разработана целая система ограничений для транспорта и пешеходов. Регулирование выполняется с помощью следующих приспособлений:

  • разметки;
  • светофоров;
  • дорожных знаков;
  • дополнительного оборудования.

Когда светофор выходит из строя, его функции выполняет регулировщик. В настоящее время этот способ применяется редко, однако все водители должны знать, что означают сигналы и как их расшифровать. Зная, при помощи чего осуществляется регулирование дорожного движения, легче растолковать значение и приоритет знаков.

Светофоры

Это устройство появилась на российских улицах в начале ХХ века, когда регулировщик уже не справлялся. Изначально зеленый сигнал расположили сверху, но затем решили, что запрещающий красный цвет более важен для водителей и пешеходов. В 1968 году Конвенция о дорожных знаках официально зарегистрировала это правило. Теперь такая система принята во всем мире.

сигналы светофора

Светофоры сейчас включаются в автоматическом режиме. Большое распространение получили устройства, показывающие время работы красного или зеленого сигнала. Продолжительность этого периода зависит от загруженности перекрестка. Современные программы позволяют выполнить статистический анализ, на основании которого будет выяснено, насколько загружена дорога, сколько примерно времени требуется машинам, чтобы проехать через пересечение улиц.

Существуют разные виды светофоров: они могут состоять из двух или трех фонарей, располагаться горизонтально, вертикально, иметь дополнительные секции. Светофоры с вертикальным расположением сигналов и с тремя отделениями являются самыми распространенными. Несмотря на простую конструкцию, они многофункциональны. С помощью этих средств регулирования дорожного движения осуществляется контроль проезда сложных и простых перекрестков, переездов, пересечений с пешеходными переходами.

В зависимости от назначения светофоров наряду с традиционными сигналами красного, желтого, зеленого цвета применяются изображения пешеходов или стрелок, указывающих направление движения. Дополнительные секции с указателями используются на более сложных перекрестках. Иногда вместо желтых и красных стрелок изображены круглые сигналы того же цвета, на которые наносятся контурные черные стрелки.

Светофор одновременно выполняет функцию, разрешающую, предупреждающую и ограничивающую движение. При моргающем сигнале водитель должен остановить транспортное средство, если он едет на зеленый свет. Исключение составляет тот случай, когда необходимо совершить уже начатый маневр. Проезд на запрещающий сигнал светофора карается штрафом.

Для пешеходов и велосипедистов устанавливаются специальные устройства с двумя секциями. На них изображен тот или иной вид передвижения. В зонах, где находятся эти переходы, устанавливается дополнительный предупреждающий знак треугольной формы с пешеходом или велосипедистом. На сами светофоры наносится такая же картинка. В тех районах, где могут переходить дорогу слепые пешеходы, добавляется специальный звуковой сигнал. Светофор из одной секции с постоянно мигающим желтым или оранжевым светом служит для обозначения места перехода пешеходов.

реверсивный светофор

Для того чтобы происходило регулирование дорожного движения в разных полосах, применяются реверсивные светофоры. Красный сигнал на них имеет Х-образную форму, а зеленый изображает стрелку, направленную вниз. Эти знаки разрешают или запрещают проезд по одной из частей дороги. Водитель должен внимательно следить, когда загорится зеленый или красный свет для полосы, в которой он двигается.

Регулирование движения маршрутных транспортных средств, таких как трамваи, осуществляется с помощью одноцветного светофора. На нем располагаются четыре сигнала белого цвета. Этот светофор имеет Т-образное строение, то есть сверху находится три сигнала в ряд и один снизу посередине. Движение разрешено, если включается нижний и один/несколько верхних. Когда загораются три верхних фонаря, расположенных в один ряд, движение запрещено.

На железнодорожном переезде движение транспортных средств регулируется семафором. Мигающий белый сигнал разрешает проезд через железную дорогу. Если мигает попеременно красный и белый цвет, то следует остановиться и подождать, пока проедет поезд.

Сигналы регулировщика

В некоторых случаях, если выполняются ремонтные работы или произошло ДТП, на проезжей части, где не работает светофор, требуется выполнить дополнительное регулирование дорожного движения. Регулировщик помогает не только освободить дорогу от скопившихся транспортных средств, но и оценить ситуацию, которая возникла на проезжей части. Обычно эти обязанности выполняет сотрудник ГИБДД.

Все жесты выполняются с помощью специального жезла с красным диском, который имеет светоотражающие свойства. Это необходимо, чтобы легче было осуществлять регулирование дорожного движения в темное время.

сигналы регулировщика

Сигналы регулировщика, контролирующего проезд, имеют определенное значение. Каждый водитель должен знать, что обозначают эти знаки, чтобы не спровоцировать на дороге затор. Различают несколько сигналов, которые помогут проехать перекресток:

  1. Руки опущены или вытянуты вперед – значит, с правого и левого бока безрельсовые транспортные средства могут ехать прямо и направо, движение трамвая разрешается по прямой. Весь транспорт, который находится со стороны спины и груди, должен оставаться на месте.
  2. Правая рука вытянута прямо перед собой – автомобили, автобусы и маршрутные такси, расположенные со стороны левого бока, могут проезжать в любом направлении. Трамваю разрешен проезд налево. Транспортным средствам, которые находятся со стороны спины и правого бока, движение запрещено. Зато пешеходы в это время могут спокойно перейти дорогу. Тем, кто стоит со стороны груди, можно поворачивать направо.
  3. Правая рука вытянута вверх. Все транспортные средства, двигающиеся в любом направлении, должны оставаться на месте.

Если регулировщик замечает, что водители его не понимают, он подает и другие сигналы, понятные окружающим. При требовании остановки конкретного транспортного средства может использоваться громкоговоритель или специальный свисток. Этот способ часто применяется, для того чтобы привлечь внимание участников дорожного движения.

Разметка

Знаки, нанесенные на дорожное полотно с помощью специальной устойчивой к разрушениям краски, – это и есть дорожная разметка. Она бывает горизонтальной и вертикальной. Горизонтальный тип помогает выполнить регулирование дорожного движения. Эти обозначения представляют собой линии, указатели, надписи белого или другого цвета. В правилах указано, что разметка, как и дорожные знаки, ограничивает движение, запрещает обгон, предупреждает о расширении/сужении проезжей части.

постоянная разметка

Вертикальные обозначения также помогают предупредить и сориентировать участников дорожного движения. Они наносятся на боковые части ограждений, стойки мостов и сигнальные столбики. Наряду с постоянной существует временная разметка. Основное предназначение – информирование водителей и пешеходов об ограничениях на время проведения ремонтных работ на дороге. Обычно она выполняется желтым или оранжевым цветом, поэтому ее легко отличить от постоянной разметки.

Знаки

Во всем мире дорожные обозначения имеют практически одинаковый вид, даже за границей будет легко понять, что предписывают те или иные знаки. Они необходимы для предупреждения участников движения об опасностях и ограничениях.

Кроме предупреждающих и запрещающих знаков, имеются и другие. К ним относятся:

  • информационные;
  • приоритетные;
  • поясняющие;
  • рекомендующие.

Самый распространенный тип – запрещающие знаки для регулирования дорожного движения. Они имеют форму круга с красной каймой по краям. В середине изображается то, что запрещено. Например, если на знаке размещено изображение двух машин, двигающихся рядом, значит, здесь запрещен обгон. Иногда под знаком находится дополнительная табличка, поясняющая расстояние или период действия знака.

дорожный знак

Обозначения, которые предупреждают о какой-либо опасности, выполнены в виде треугольников. Они помогают определить характерные особенности проезжей части, располагаются и за несколько метров до предполагаемого препятствия. Также могут дополняться поясняющими знаками. Приоритетные помогают определить порядок движения на проезжей части. В них указано преимущество того или иного направления. Как и запрещающие знаки, они имеют круглую форму с красной окантовкой.

Информационные знаки предоставляют сведения о том, что находится впереди через несколько километров. Например, знак квадратной формы на синем фоне с изображением белой кровати сообщает водителю о том, что скоро он доедет до придорожного отеля. Снизу указывается количество километров, которое необходимо проехать до цели. Информационный знак, сообщающий о том, что через какое-то расстояние предстоит выполнить объезд дороги, выглядит как прямоугольник желтого цвета со схемой движения.

Временные знаки

В местах, где выполняются работы по ремонту проезжей части, для регулирования дорожного движения приходится устанавливать временные знаки. Так же как и разметка этого типа, они призваны предупредить и защитить пешеходов и водителей. Временные знаки отличаются от постоянных ярко-желтым фоном, на котором изображено то или иное предупреждение. Обычно их устанавливают на специальных подставках.

Дополнительные приспособления

К такой категории относятся различные виды дорожного оборудования, которое предназначено для контроля за движением на проезжей части. Например, дополнительно используются временные ограждения, тумбы с нанесенной вертикальной разметкой, столбики. Они применяются наряду с временной разметкой, но иногда эти способы регулирования дорожного движения работают по отдельности.

дополнительные знаки

Что важнее

Если на перекрестке нет регулировщика, значит, приоритетным является светофор. Обычно его сигналы для регулирования дорожного движения сочетаются со знаками, установленными рядом. Однако в исключительных случаях, когда есть противоречие, водитель должен ориентироваться только на разрешающий или запрещающий свет.

На проезжей части, где не устанавливается светофор, главным считается постоянный или временный дорожный знак. Следует обратить внимание, что тот, который установлен временно, имеет приоритет перед постоянными. Он был поставлен на время выполнения ремонтных работ и учитывает конкретные условия, действующие в определенный период времени.

Без наличия предшествующих способов регулирования движения в силу вступает дорожная разметка. Здесь следует придерживаться того же правила, что и со знаками: временные обозначения будут важнее, чем постоянные.

Законы, регулирующие дорожное движение

Основная цель государства в области правового регулирования дорожного движения – обеспечивать безопасность на проезжих частях разного типа. Сюда относятся и загруженные автомагистрали, и небольшие сельские дороги. Над этой задачей работают разные ведомства и министерства. В их число входят:

  • Минтранс;
  • Государственное агентство по техническому регулированию;
  • МЧС;
  • Минздравсоцразвития;
  • многие другие.

В 2004 году в нашей стране была создана специальная организация, регламентирующая правила регулирования дорожного движения. Ее деятельность находится под контролем МВД России. В организацию вошли представители исполнительной власти от каждого субъекта РФ. Движение транспортных средств по дорогам разного значения контролирует ГИБДД. Минтранс России выполняет регулирование и обеспечение дорожного движения по техническим нормам. Федеральное агентство обязано составить план ремонтных работ, найти подрядные организации, которые починят неисправное дорожное полотно.

Главным нормативным документом, который осуществляет правовое регулирование дорожного движения, является закон № 196. Он был принят еще в декабре 1995 года. В нем говорится о принятии специальных мер для обеспечения безопасности всех участников движения. Поправки выполнялись в 1999, 2002, 2004, 2008 и 2018 годах. Раз в несколько лет закон пересматривают и вносят дополнения. Это делается для того, чтобы была обеспечена защита законных интересов и прав граждан России.

В документе рассказывается о том, для чего предназначено регулирование дорожного движения, оговорены методы реагирования при ДТП. Также здесь указаны способы, с помощью которых осуществляется контроль за действиями водителей и пешеходов.

В законе закреплены главные принципы государственной политики, прописаны основные термины, предназначенные для участников движения. Государство заботится о всестороннем просвещении в этой сфере. Все сведения о дополнениях и поправках к закону становятся известными общественности и распространяются среди граждан

правила дорожного движения

В качестве нормативного документа, который определяет общий порядок движения на дорогах России, используются Правила дорожного движения. Последняя редакция выполнялась в декабре 2018 года. Это понадобилось для того, чтобы внести информацию о привилегии для инвалидов, отменить некоторые опознавательные знаки для автомобилей и ужесточить положение для регулярных нарушителей.

Еще одна группа документов в сфере правового регулирования безопасности дорожного движения представлена государственными стандартами. В них выдвигаются разные технические требования, нужные для обеспечения безопасности на дорогах. В этих документах указаны стандарты, по которым должны изготавливать средства для организации и ограничения движения: светофоры, дорожные знаки, сигналы для регулировки, дополнительное оборудование. Здесь также прописано, что транспортные средства должны быть экологичными, не вредить здоровью людей и окружающей среде.

Большое значение имеет такой документ, как Конвенция о дорожном движении. Она является самым старым нормативным актом, так как была заключена еще в 1968 году. В конвенции прописано, для чего предназначено регулирование дорожного движения. В законе содержатся термины и общие положения, перечислены основные требования к знакам, разметке, транспортным средствам, оговорены условия получения водительского удостоверения и правила использования этого документа.

Заключение

В настоящее время ежедневно растет число автомобилей на дорогах больших и малых городов. Часто это приводит перегрузке дорожных систем. В таких условиях сложно осуществлять контроль за передвижением на проезжей части, поэтому организация регулирования дорожного движения имеет очень большое значение. Все водители должны соблюдать предписания, оговоренные в правилах. И тогда ситуация на дорогах России заметно улучшится.


Добрый день! Если на перекрёстке работает светофор, но так же присутствует регулировщик, который регулирует движение на этом же перекрёстке, как быть, смотреть на светофоры или на регулировщика?


Здравствуйте, если движение на перекрёстке регулирует регулировщик, то мы подчиняемся его сигналам, а не сигналам светофора. Регулировщик имеет приоритет над сигналами светофора.



добрый день! Нет, знак имеет преимущество на разметкой, поэтому остановка будет запрещена.


добрый день! Как понять сигналы светофора для МТС?


добрый день! Три верхних сигнала говорят в какую сторону можно ехать, а нижний сигнал указывает на то, можно ли ехать или нет. Следовательно если горит нижний и к примеру левый сигнал, ехать можно, но только налево.

К средствам, упорядочивающим дорожное движение, относятся:

  1. Регулировщик;
  2. Светофор;
  3. Дорожные знаки;
  4. Дорожная разметка.

Расположены указанные средства регулирования в таком порядке не случайно. Безусловно, каждое средство имеет огромное значение для безопасного движения по дорогам. Вместе с тем, они имеют свою иерархию. Для понимания важности такой иерархии представляется несколько примеров:

  1. Подъезжая к регулируемому перекрестку, горит красный сигнал светофора. При этом регулировщик разрешает продолжить движение. Можно ли продолжить его?
  2. На перекрестке установлены светофоры и знаки приоритета (рис. 1). Какой автомобиль проедет перекресток первым?

Для разрешения двух ситуаций необходимо знание приоритетности средств регулирования дорожного движения.

При противоречии знака и дорожной разметки нужно отдать преимущество дорожному знаку.

I. Регулировщик: значение, сигналы

Регулировщик - это сотрудник полиции, имеющий соответствующую форму (ярко салатовый светоотражающий жилет), жетон и жезл, с помощью которого он осуществляет регулирование движения. Для этого регулировщик выходит в центр проезжей части либо перекрестка. Если перекресток большой – возможно регулирование несколькими сотрудниками полиции.

Кроме того, в арсенале регулировщика имеется свисток. Сопровождая свои действия посвистываниями, регулировщик обращает на себя дополнительное внимание тех, кто его не увидел.

Сигналами регулировщика являются положение его рук и тела


Внимание! Если регулировщик находится в позиции №3 (рис. 2), разрешается двигаться в любом направлении (прямо, направо, налево и на разворот).

  • стоит к водителю лицом, обе руки либо вдоль туловища, либо вытянуты в стороны:
  • стоит спиной.
  • в любой позиции с поднятой вверх рукой.

1 позиция разрешает двигаться только направо. Если же регулировщик стоит к водителю правым боком, а руки расположены вдоль тела или в стороны, можно двигаться лишь прямо и направо.

Светофор: значение и виды

Неотъемлемой частью большинства перекрестков, расположенных в населенных пунктах, являются светофоры. Они могут регулировать очередность проезда как перекрестка, так и пешеходного перехода, узкого места, реверсивной полосы либо движение трамваев.

Светофоры бывают самых разных видов. Наиболее распространенные показаны на рис. 3.


Кроме того, часто встречающийся классический светофор может иметь дополнительные секции, которые разрешают движение направо или налево, как на запрещающий сигнал светофора, так и на зеленый.

Реверсивный светофор может устанавливаться не только для регулирования движения по полосам, но и при въезде в туннель. Движение по полосе разрешается только в случае, когда горит зеленая стрелка.

Важно знать! Движение по реверсивной полосе запрещено не только, когда горит красный свет, но и когда не горят оба сигнала.

В некоторых случаях имеется дополнительная желтая секция. Желтый свет предупреждает о переключении сигнала для перестроения на другую полосу.

Движение трамваев и троллейбусов осуществляется с помощью особого светофора для регулирования маршрутно-транспортных средств. Его главное отличие от классического светофора состоит в наличии только бело-лунного света (рис. 4).

3 верхних сигнала показывают направление, куда разрешено ехать. Нижний сигнал означает, можно ли двигаться в принципе. В случае, указанном на рис. 3, двигаться можно как прямо, так направо и налево.


III.Дорожные знаки

Существует 8 групп знаков, ознакомление с которыми произойдет в отдельной лекции.

Также имеются знаки:

  • предупреждающие;
  • запрещающие;
  • предписывающие;
  • особых предписаний;
  • информационные;
  • сервиса;
  • дополнительной информации, другими словами, таблички.

В повседневной жизни можно встретить предупреждающие знаки на желтом фоне. Желтый цвет означает временность, т.е. это временно установленные дорожные знаки (например, во время ремонтных работ).

Внимание! Временные знаки всегда имеют преимущество над основными.


IV. Дорожная разметка

Разметка на дороге нужна в первую очередь для того, чтобы легко определить свое месторасположение.

Существует 2 типа разметки: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная разметка

Чаще всего на дороге встречается сплошная белая полоса (1.1). Она существует для разделения транспортных потоков. Как и двойную сплошную полосу, пересекать ее запрещается.

Пунктирную полосу можно пересекать с любой стороны (1.5). Она помогает разделить дорожные полосы.

Важно знать! Постепенное уменьшение разрыва между пунктирной полосой означает последующий переход в сплошную линию.

1.7 – указывает направление движения на перекрестке.

1.9 – обозначение реверсивной полосы.

1.11 можно пересечь лишь с той стороны, с которой находится пунктирная линия.

1.18 – стрелки, определяющие направления возможного движения по полосе.

Обратите внимание! Оранжевый цвет разметки означает ее временность. Такая разметка имеет преимущество над белой. Нельзя путать с желтой, которая обозначает какой-либо запрет либо предупреждение.


Вертикальная разметка


2.5, 2.6 – применяется на каких-либо ограждениях для определения края проезжей части.

2.7 показывает те объекты (тумбы, искусственные препятствия), которые нужно объезжать.

На трассах зачастую встречаются столбики (2.4) со светоотражающими элементами (красными – справа, белыми – слева).

Чтобы водителю был заметен край проезжей части, в черно-белую краску окрашивают даже бордюры.

Тумбы (2.1.1 и 2.1.3) означают начало моста. Разметки на ней показывают, с какой стороны их нужно объезжать. Такая же разметка применяется на опорах путепровода, чтобы видеть опору издалека.

2.2 указывает на нижний край путепровода. Такая разметка необходима для водителей крупногабаритных транспортных средств.

Читайте также: