Какие права у беженцев в европе

Обновлено: 04.07.2024

Франция исторически становится приютом для людей со всего мира, которые преследуются в своей стране. Предоставление убежища даже прописано в Конституции республики. Соучредитель компании Easy France Pass Дарья Тарнопольская рассказывает, что важно знать, если Вы задумались о том, чтобы покинуть страну по самым обсуждаемым сегодня причинам.

Франция предлагает защиту просителям убежища по трем направлениям:

1) Статус беженца

Его могут предоставить в трех случаях:

- проситель убежища опасается преследований по расовому, религиозному, национальному признаку или по причине своих политических убеждений (в соответствии с Женевской конвенцией),

- проситель убежища подвергается преследованиям в своей стране, так как отстаивает свои свободы и права (в соответствии с Конституцией 1946 года),

- проситель убежища был признан беженцем Верховным комиссаром ООН по делам беженцев.

2) Субсидиарная защита

Если проситель не соответствует вышеуказанным критериям, ему может быть предоставлена субсидиарная защита. В таком случае у него должна быть возможность доказать, что он подвергается угрозе в своей стране по одной из нижеперечисленных причин:

- пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение,

- серьезная угроза его жизни, связанная с ситуацией вооруженного конфликта.

3) Статус апатрида

Согласно Нью-Йоркской конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года, он может быть предоставлен любому лицу, "которое ни одно государство не считает своим гражданином в соответствии со своим законодательством". Однако в отличие от двух предыдущих статусов просители убежища, желающие получить защиту как апатриды, не пользуются правом оставаться на территории страны во время рассмотрения их ходатайства.

Бывший волонтер штаба Навального в Самаре, 21-летний Вячеслав Завгородний получил статус беженца во Франции в 2019 году.

В этом году на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель Эммануэль Макрон заявил, что Франция готова предоставить необходимую помощь, в том числе, медицинское обслуживание и убежище, российскому оппозиционеру Алексею Навальному после попытки его отравления в Омске.

Также недавно Франция отменила решение об экстрадиции в Россию бывшего казахстанского банкира и оппозиционера Мухтара Аблязова и предоставила ему политическое убежище. Решение было вынесено 29 сентября. Национальный Суд по защите прав беженцев (CNDA) установил "политические мотивы" в деле Аблязова, а также имеющиеся "влияние казахстанских властей на судебную систему" и "существование широко распространенной в этой стране практики уголовного преследования политических оппонентов".

Просителю убежища не может быть отказано в приеме на проживание под тем предлогом, что у него нет визы, паспорта или справки о проживании.

Если документы просителя не были проверены на границе и доступ на территорию не был разрешен, то проситель убежища должен обратиться в префектуру для подачи своего ходатайства. Там берут его отпечатки пальцев и сравнивают с отпечатками в европейском файле Eurodac.

После отправки бланка заявления с просьбой о предоставлении убежища заявитель приглашается на собеседование Офпру с сотрудником службы защиты (officier de protection), который задает ему вопросы о причинах подачи заявления. Однако Офпра может принять решение без предварительного собеседования, если в материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия положительного решения или если медицинские показания запрещают проведение собеседования. В конце беседы с соискателем убежища сотрудник службы защиты составляет отчет и предложение о предоставлении или не предоставлении убежища. Затем его предложение передается руководителю соответствующего департамента Офпры для утверждения.

Далее решение направляется заявителю заказным письмом. В случае отказа здесь должны быть указаны фактические и юридические причины, а также каналы и сроки обжалования.

Любой проситель, чье ходатайство об убежище было отклонено Офпрой, может обжаловать это решение путем подачи апелляции в Национальный суд по вопросам предоставления убежища (CNDA) в течение одного месяца с момента уведомления о решении Офпра.

Список документов, необходимых для подачи заявления на получение убежища:

- cтандартный формуляр заявления с просьбои о предоставлении вида на жительство (существует на 18 языках), который требуется заполнить на французском языке,

- 4 фотографии для документов размером 3,5 см х 4,5 см, - информация, касающаяся Вашего гражданского состояния и гражданского состояния вашего супруга (супруги) и детей,

- документы, касающиеся Вашего въезда во Францию и маршрута следования с момента отъезда из своей страны,

- документ, подтверждающий Ваше местожительства. Если у Вас нет постоянного места жительства, Вы можете указать адрес частного лица, гостиницы или ассоциации, утвержденной префектурой.

Оформление статуса беженца во Франции — сложная процедура, но она предоставляет россиянам ряд преимуществ:

  • право на длительное пребывание на территории страны без выездов,
  • социальную и медицинскую помощь,
  • ускоренное получение гражданства,
  • право на официальное трудоустройство,
  • защиту от преследований с родины.
  • привезти свою семью с территории России для совместного проживания,
  • бесплатно устроить детей в школы и детские сады,
  • бесплатно поступить во французское образовательное учреждение,
  • выезжать в любое из государств мира, кроме страны, где он подвергся преследованиям.

Требования к процедуре оформления статуса беженца очень высокие и в ней есть множество нюансов, в которые обязательно нужно вникать. Языковые, юридические, законодательные и многие другие барьеры отбивают у соискателей желание дойти до конца процедуры. Эту ситуацию могут предотвратить специалисты, которые не только проконсультируют по вопросу предоставления политического убежища, но и станут посредниками между Вами и всеми указанными в статье административными структурами, от которых зависит решение о Вашей дальнейшей судьбе.

После того как вы подали документы на получение в Германии политического убежища, остается один немаловажный шаг – пройти интервью в Федеральном Ведомстве. От того как вы к нему подготовитесь зависит, получите в статус беженца или нет.

Условия проведения интервью на политубежище

Дату и время проведения интервью определяет Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge). Очень важно не опаздывать, быть в форме – выспавшимся и хорошо одетым. Ведь вы не просите подачек у Германии, а бежите из своей страны.

Вы имеете право привести с собой переводчика, а если нет такой возможности, он будет предоставлен государством. Также вас может сопровождать адвокат или один любой другой человек, который может оказать вам поддержку.

Для женщин есть возможность выбора пола сотрудника ведомства, который будет производить интервью. Для инвалидов есть возможность пригласить социального работника или человека, который будет помогать.

ВАЖНО:
После интервью вы должны будете подписать протокол, а адвокат и переводчик могут выявить в нем недостатки и упущения. Поэтому не стоит пренебрегать их услугами. Любая неточность или неправильно изложенный факт могут привести к отказу в получении убежища.

Подготовка к интервью на статус беженца

В отличие от процедуры по получению политического убежища в Штатах , в Германии не нужно готовить историю для получения статуса беженца. Но тем не менее, лучше набросать для себя черновик, согласно которому вы будете рассказывать о вашей ситуации.

Основные пункты, на которых стоит заострить внимание:

  • Информация о вас и ваших родственниках (максимально полная)
  • Маршрут, которым вы добирались до Германии
  • Причина, по которой вы просите убежища

2

Это основные моменты, которыми будут у вас интересоваться в Федеральном Ведомстве. Поэтому, если у вас есть какие-либо документы, которые могут подтвердить вашу правоту, необходимо приготовить их заранее. Такими доказательствами могут быть как официальные справки, выписки и т.д., так и простые свидетельства очевидцев или участников событий, написанные от руки и заверенные подписью.

Информация о вас и ваших родственниках

Вас могут спросить о вашем (вашей) супруге, детях, братьях и сестрах, родителях и т.д. служащий ведомства может интересоваться как точными данными – датой рождения, местом проживания, прописки или регистрации, так и косвенными. К таковым относится наличие имущества, место работы, образование и т.д.

ВАЖНО:
Если вы чего-то не помните или не уверены в точности информации, лучше так и сказать. Любая неправдивая информация может стать причиной для получения отказа в предоставлении убежища.

Будьте готовы к тому, что служащие Федерального Ведомства будут задавать неожиданные вопросы. Они могут спросить цвет и марку автомобиля вашего брата или кличку собаки родителей. Все это делается для того чтобы сбить вас с толку и определить, обманываете вы или говорите правду.

Маршрут, которым вы добирались в Германию

Для Федерального Ведомства особенно важно, каким именно образом вы попали на территорию страны. Если вы попали на территорию Германии транзитом через другое государство, например Польшу или Беларусь, то возникает вопрос – почему вы не попросили убежища там? Если вы попали на территорию Германии наземным транспортом, то возникают сомнения в том, что вас преследуют, ведь вы можете свободно перемещаться.

Лучший вариант попасть в Германию – прямым рейсом на самолете. При этом нужно сохранить все документы, которые могут подтвердить ваш маршрут, которые необходимо будет предоставить при прохождении интервью.

Причина, по которой вы просите убежища

Причина, которая вынудила вас покинуть свою страну и попытаться получить статус беженца – основной критерий, по которому будет определяться ваша дальнейшая судьба в Германии. В особенности этому уделяют внимание сейчас, когда ситуация в мире нестабильная и в Европу прибывает огромное количество беженцев. Вот основные критерии, по которым будут оценивать вашу ситуацию в Федеральном Ведомстве (в порядке убывания):

  • Существует ли угроза вашей жизни?
  • Применялись ли к вам пытки или физическое насилие?
  • Существует ли угроза вашему здоровью?
  • Получали ли вы угрозы в свой адрес?
  • Ущемляются ли ваши права?

Раньше нарушение прав описанных в Декларации Прав Человека было веским основанием для предоставления убежища, но сейчас Федеральное Ведомство особенно тщательно отслеживает ситуацию в мире. Если в вашей стране нарушались ваши права, но реальной угрозы жизни и здоровью не было, максимум на что вы можете рассчитывать – депортация в третью страну.

Работа с протоколом интервью

5

Часто в протоколе указывается не совсем точная информация. Причин может быть много – ваши слова неверно переведут или истолкуют, что-то можете упустить вы, а что-то не сочтет нужным указать служащий ведомства. Поэтому перед подписанием нужно его внимательно просмотреть.

Протокол высылают вам по почте еще до того, как он попадает на рассмотрение. Поэтому если вы во время подписания что-то не заметили и не внесли коррективы, можно обратиться в представительство Федерального Ведомства и сделать это. При этом не пренебрегайте услугами адвоката – законный представитель поможет разъяснить ситуацию и внести нужные правки.

Возможные результаты интервью

По итогам интервью на политическое убежище вам могут присвоить один из следующих статусов:

  • Отказ в получении убежища
  • Депортация в третью страну
  • Малое убежище
  • Убежище по гуманитарным соображениям
  • Большое убежище

Если с первым пунктом все понятно, то последние четыре стоит разъяснить.

При депортации под третьей страной понимается то государство, из которого вы непосредственно прибыли в Германию. Решение о депортации выдается только в том случае, если вы пребывали на территории той страны официально и там вам ничего не угрожает.

4

Малое убежище и убежище по гуманитарным соображениям предназначены для защиты человека от депортации в страну, где его жизни и здоровью может грозить опасность. В этом случае права беженца сильно ограничены – он имеет право проживать только в определенном регионе, имеет ограниченные права на социальные блага. Права у лиц, имеющих эти статусы одинаковые, разница лишь в причинах, по которым им был присвоен статус беженца.

Большое убежище, по сути, приравнивает беженца к человеку, имеющему вид на жительство. Такой беженец имеет право на работу, обучение, выбор места жительства, социальное страхование и т.д. Также ваши близкие родственники (муж, жена, несовершеннолетние дети) могут право получить вид на жительство в Германии.

Следите за нашими новостями и статьями ВКонтакте, Twitter и Facebook!

Понравилась статья? Вы сочли ее полезной? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Его началом принято считать лето ⁠2015-го, ⁠когда количество беженцев, прибывающих в европейские страны всеми возможными путями, увеличилось ⁠в десятки раз. ⁠Искать убежища и лучшей доли в Европе кинулись жители охваченных войной Сирии, Афганистана и Ирака. Основным маршрутом миграции стал морской путь от побережья Северной Африки (⁠Ливии, Туниса, Алжира) в средиземноморские страны Европы. Добраться до Италии, Греции и Мальты беженцам помогали контрабандисты — стоимость одного билета на рыболовецкий баркас или надувную лодку с мотором варьировалась от 2,5 до 3,8 тысячи евро.

Несмотря на дороговизну, маршрут по водам Средиземного моря был смертельно опасным: лодки, не приспособленные для плавания в открытом море, часто переворачивались во время шторма, и все, кто был на борту, гибли. Нередко пассажиры умирали от жары и обезвоживания. Тем не менее до сих пор десятки тысяч искателей лучшей жизни выбирают именно этот маршрут.


Не обсудив это с членами парламента, Меркель открыла въезд в страну для всех сирийских беженцев — вне зависимости от того, в какой стране ЕС они изначально оказались. Так Германия стала первым членом Евросоюза, нарушившим Дублинскую конвенцию 1990 года, согласно которой беженцы могли просить убежища только в той стране ЕС, границу которой пересекли первой.

Из-за колоссального наплыва беженцев страны Евросоюза столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, мигрантов нужно было где-то разместить, и если не интегрировать их в общество, то хотя бы обеспечить минимально комфортные, по европейским стандартам, условия жизни. Во-вторых, европейцам пришлось патрулировать Средиземноморье и спасать мигрантов от верной гибели.

И тогда европейское единство пошатнулось. Страны так и не смогли договориться, сколько беженцев, помимо уже прибывших 40 тысяч, должна принять каждая из них. Мигранты между тем продолжали прибывать, и вскоре несколько государств, в том числе Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия, отказались их принимать. Что неудивительно. Выяснилось, к примеру, что в 2015-м на каждые 100 тысяч венгров приходилось 1170 мигрантов, тогда как на каждые 100 тысяч британцев — всего 60.

Некоторые страны ЕС ужесточили миграционные нормы: сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженца, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных мигрантов за пределы Евросоюза. В идеале перечисленные меры должны были снизить миграционный поток и упростить интеграцию тех, кого уже приняли. Но план не сработал: беженцы продолжали прибывать

С этого момента миграционный кризис постепенно начал превращаться в кризис европейского единства. Оказалось, что далеко не все европейцы готовы принимать искателей лучшей жизни и оплачивать им эту жизнь своими налогами. Раскол, наметившийся по вопросу о квотах, становился все глубже. Очень скоро прозвучали весьма радикальные предложения: объявить мораторий на иммиграцию в ЕС и разворачивать лодки с беженцами прямо в Средиземном море.

Пороховая бочка

Между тем именно Германии, на долю которой пришелся максимальный приток беженцев, удалось лучше других стран выйти из этой непростой ситуации. По данным The Guardian, более 10 тысяч человек, прибывших в Германию с 2015 года, за пять лет овладели языком настолько, чтобы поступить в учебные заведения. За тот же период более половины прибывших мигрантов устроились на работу и начали платить налоги.

Для Германии это решение стало идеальным примером того, как символический жест [помощи мигрантам] может сочетаться с реальными экономическими мерами. С одной стороны, миграционный кризис стал испытанием для ЕС, а с другой — Германия нашла способ принять беженцев и интегрировать их в свою экономику


Хрупалла заявил, что Германия — это фактически страна с открытыми границами, в которую за последние несколько лет въехали уже два миллиона мигрантов. Политик напомнил и о многочисленных преступлениях, вина за которые, по его словам, лежит на приезжих. Он привел статистику: мигранты составляют всего 2 процента населения Германии, при этом 13 процентов подозреваемых в насильственных преступлениях — именно мигранты.

Проблема преступности со всей очевидностью проступила в канун 2016 года и во время январских праздников: жители нескольких городов в Германии, Швейцарии и Австрии столкнулись с многочисленными случаями ограблений, сексуальных домогательств и изнасилований, совершенных выходцами из стран Северной Африки

Только в Германии в полицию обратились более 1200 пострадавших. В других странах Европы также наблюдался рост преступности. Эксперты из Финляндии, Норвегии и Швеции сообщали о том, что большая часть арестованных преступников — мигранты.

Однако самые трагические события, заставившие европейцев всерьез задуматься о своем отношении к беженцам, произошли в 2016 году. Тогда мигранты из Сирии, Ирака и Афганистана, причастные к радикальным исламистским группировкам, совершили несколько терактов в городах Германии, в результате которых пострадали десятки человек.

И если уличная преступность усилиями полиции со временем пошла на спад, то тема террористических атак, совершенных джихадистами, по-прежнему остается наиболее болезненной для Европы. По данным Европола, с 2015 по 2020 год выходцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки совершили в странах ЕС 118 терактов. В результате этих акций погибли 382 человека. Большая часть арестованных за подготовку терактов и пособничество террористам оказались сторонниками радикальных исламских организаций.

Террористическая угроза оказалась еще одним камнем преткновения для жителей Евросоюза. Пожалуй, самым ярким примером стала Франция, пострадавшая больше всех: с 2015 года в результате атак джихадистов там погиб 291 человек. Это заставило французские власти пересмотреть свою политику в отношении религиозных общин — главным образом мусульманских.

Разногласия на фоне террористических угроз наблюдаются не только в обществе, но и среди политиков. Ангела Меркель пыталась убедить европейцев в том, что теракты и нападения — всего лишь попытка запугать их. По мнению канцлера, ЕС должен и дальше принимать мигрантов и помогать им. Однако ее коллеги из других стран считают иначе. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще в 2016 году заявил, что для работы венгерской экономики мигранты не нужны, тем более что каждый из них может представлять террористическую угрозу.

Венгрия не нуждается ни в одном мигранте, чтобы экономика [страны] работала. Кому нужны мигранты, тот может их взять себе, но не принуждайте нас — нам они не нужны

Борьба с этой угрозой стала дополнительной статьей расходов для европейцев. Если в 2015-м ЕС тратил около двух миллиардов евро на обеспечение безопасности, то к 2019-му эта сумма выросла почти вдвое, превысив 3,5 миллиарда евро.

Провал за провалом

В 2020 году Евросоюз был вынужден в очередной раз окунуться в миграционные проблемы: пандемия COVID-19 спровоцировала экономический кризис, который еще сильнее ударил по странам Ближнего Востока и Африки. Поток беженцев усилился, мигранты продолжали гибнуть в водах Средиземного моря, европейские лагеря беженцев вновь оказались переполнены.

На этот раз четкого плана действий составить не удалось. Средиземноморские страны, такие как Италия, Греция, Мальта и Кипр, которые ввиду своего географического положения принимают основной поток беженцев, испугались, что им по-прежнему придется нести бремя принимающей стороны, и потребовали справедливого распределения приезжих по всем странам ЕС. Швеция потребовала точнее зафиксировать финансовые обязательства всех членов Евросоюза, а Венгрия и вовсе предложила полностью остановить миграцию.

Открывать двери тысячам потенциальных террористов категорически недопустимо

Такие заявления говорят о том, что даже те европейские страны, которые готовы помогать беженцам, относятся к ним как к угрозе. Об этом рассказал исследователь Берлинского института эмпирической интеграции и исследований миграции (BIM) доктор Надер Талеби.


Прогнать нельзя оставить

Какие меры по решению миграционного кризиса ни предпринимали бы власти ЕС начиная с 2015 года, они не принесли желаемого результата: к 2018 году более половины (51 процент) жителей Евросоюза заявили, что хотят существенного сокращения количества мигрантов — или выдворения всех без исключения.

А в 2021 году перед Западом встала еще одна задача: остановить поток беженцев, пересекающих границу ЕС с восточного направления, со стороны Белоруссии. Очередной миграционный кризис грянул в мае, когда большие группы нелегалов из стран Африки и Ближнего Востока, прилетевшие в Минск, начали штурмовать границы Литвы, Польши и Латвии в надежде получить убежище в Евросоюзе. Только за последние два месяца Польша сообщила о 8,5 тысячи попыток мигрантов пересечь границу.

Еще одно событие, которое грозит очередной волной миграционного кризиса, — приход талибов к власти в Афганистане. Афганцы начали покидать страну вскоре после того, как президент США Джо Байден объявил о завершении 20-летней афганской операции НАТО и начале вывода войск.

Большая часть афганской молодежи, говорившая на английском, работала на иностранных военных базах, а с полным выводом американских войск этих вакансий не стало — в стране началась массовая безработица, объяснил профессор антропологии и социологии Женевского центра гуманитарных исследований Алессандро Монсутти. Отчасти именно этим можно объяснить всплеск миграции, начавшийся весной 2021 года.


Пытаясь избежать кризиса, аналогичного 2015 году, и не провоцировать еще большее недовольство населения, многие страны Евросоюза решили действовать решительно и жестко. Если в 2015-м Брюссель заявлял о готовности впустить практически всех беженцев, то в 2021-м риторика изменилась: союз готов пойти на все, лишь бы границы Европы осаждали как можно меньше чужестранцев. 15 сентября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен напомнила, что ЕС намерен реформировать Шенгенское соглашение в части миграционной политики, чтобы блокировать бесконтрольную миграцию.

Работая над реформированием Шенгена, мы должны найти новые пути, чтобы отвечать на эту агрессию и обеспечить единство и сплоченность в защите наших внешних границ

По мнению доктора Талеби, подобные заявления от тех, кто фактически сам подвел Афганистан к нынешнему кризису, звучат странно. Эксперт указывает, что европейские страны наравне с США участвовали в 20-летней военной кампании в Афганистане, которая так и не дала стране ни мира, ни демократии. То же относится и к другим ближневосточным конфликтам, участницей которых так или иначе была Европа.

Великий раскол

Ожидаемой реакцией на распространение радикального ислама и преступлений на религиозной почве стал рост ксенофобии: жители западных стран все чаще проявляют агрессию в отношении мигрантов. К 2019 году в Великобритании, например, число преступлений, совершенных на почве расовой ненависти, выросло на десять процентов. Власти ЕС хоть и не приводят точных данных, но также говорят об участившихся нападениях на приезжих.

Но, пожалуй, главное последствие кризиса — раскол в европейском сообществе. Президент благотворительной организации Diakonie Ульрих Лилие признал, что сейчас правительства стран Европы не могут достичь единства в миграционной политике.

Если пять лет назад между странами ЕС царило взаимопонимание в этом вопросе, то сейчас многие из них выступают категорически против приема новых мигрантов


Существует и еще одна проблема, закрыть глаза на которую европейцам не позволяет историческая память. С 2015 года в странах ЕС растет число преступлений, связанных с антисемитизмом — болезненной для Европы темой, оставшейся в наследство от Второй мировой войны. Но теперь стремление европейцев к свободе и равенству сталкивается с убеждениями приезжих, многие из которых крайне враждебно относятся к евреям. Сотрудница Берлинского института эмпирических исследований миграции и интеграции Зина Арнольд рассказала, что почти все опрошенные ею мигранты критически высказались о государстве Израиль и практически ничего не знали о Холокосте, Второй мировой войне и Адольфе Гитлере.

Европейские власти не могут не осознавать вышеперечисленных угроз, и это осознание поставило их в крайне неудобное положение, выйти из которого без потерь едва ли возможно. С одной стороны, европейские лидеры обязаны сохранять либеральные и гуманистические ценности, которые отстаивали с момента образования Евросоюза. С другой — им приходится выбирать между толерантностью к приезжим и безопасностью собственных граждан в ситуации, когда эти понятия все чаще противоречат друг другу. Что же касается граждан, то свое отношение к политике властей они наглядно демонстрируют на выборах, все чаще голосуя за правых популистов, обещающих остановить приток беженцев.

Миграционный кризис сильно ударил по европейскому обществу, расколов его на тех, кто по-прежнему считает своим долгом помогать гонимым, и тех, кто считает, что этот долг уже оплачен сполна. Бороться с этим расколом становится все сложнее, а быть может, уже и бессмысленно. Европейское гостеприимство закончилось в тот момент, когда европейцы осознали, что гости не собираются покидать их дом, но и не готовы жить по правилам хозяев. А когда твой дом осаждают толпы незваных гостей, о защите либеральных ценностей думаешь в последнюю очередь.

Как получить статус беженца в Германии?

Люди, которых преследуют в одной стране по политическим мотивам, или граждане стран, где разворачиваются военные конфликты и наблюдается повсеместное нарушение прав человека, могут получить убежище в другой стране, в том числе и в Германии.

Тем не менее процедура получения статуса беженца длительна и требует определённых усилий от заявителя. В частности, человеку необходимо предоставить доказательства того, что пребывать в стране происхождения для него действительно опасно.

Что нужно знать, чтобы получить убежище в Германии?

Кому предоставляют статус беженца?

Лица, которые могут стать объектом серьёзного нарушения прав человека в стране происхождения, имеют право на убежище и считаются подвергнутыми преследованиям по политическим мотивам, если их ущемляют:

  • из–за расы,
  • национальности,
  • политических взглядов,
  • религиозных убеждений,
  • принадлежности к определённой социальной группе.

В соответствии со статьёй 16а Основного закона (Grundgesetz — GG) Германии, лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище.

Но не все, кого преследуют, могут получить статус беженца.

Во–первых, ситуация с заявителем должна представлять собой преднамеренное нарушение законных интересов со стороны властей. Исключения применяются, если негосударственное преследование может быть приписано государству, если негосударственное преследование пришло на смену государству — квазигосударственное преследование.

Во–вторых, это должна быть мера, которая является настолько серьёзной, чтобы нарушать человеческое достоинство.

Признание права на убежище исключается, если человек въезжает через безопасную третью страну. Закон Германии о предоставлении убежища (Asylgesetz) определяет государства–члены Европейского союза, а также Норвегию и Швейцарию как безопасные третьи страны.

Вопросами предоставления убежища в Германии занимается Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF).

Кто не может получить убежище в Германии

В политическом убежище в Германии будет отказано, если человек:

  • совершил военное преступление, преступление против мира или против человечности;
  • совершил тяжкое, неполитическое, уголовное преступление;
  • нарушил цели и принципы Организации Объединённых Наций;
  • рассматривается как угроза безопасности Германии;
  • представляет собой опасность для общества, поскольку он/она был окончательно приговорён как минимум к трём годам тюремного заключения (один год при определённых условиях) за тяжкое преступление (Verbrechen) или особо серьёзный проступок (Vergehen).

Что получает беженец в Германии?

  • Вид на жительство на три года.
  • Постоянный вид на жительство может быть выдан через пять лет при соблюдении необходимых предварительных условий. Этот период сокращается до трёх лет, если заявитель владеет немецким языком (уровень C1) и в значительной степени может обеспечить себе стабильную жизнь.
  • Неограниченный доступ к рынку труда (разрешена оплачиваемая работа).
  • Право на воссоединение семьи.

Формы защиты

Кроме статуса беженца, в Германии существуют другие формы защиты:

Процедура получения убежища

На этом этапе записываются персональные данные заявителей, их фотографируют. Также у мигрантов старше 14 лет берут отпечатки пальцев.

На первом этапе новые данные сравниваются с данными, уже имеющимися в Центральном регистре иностранцев, а также с данными Федерального управления уголовной полиции. Среди прочего проверяется, была ли заявка подана впервые. Также с помощью общеевропейской системы (Eurodac) выясняется, может ли другое европейское государство нести ответственность за проведение процедуры предоставления убежища.

После подачи заявления лица, ищущие убежища, получают документ, удостоверяющий личность, — подтверждение прибытия (Ankunftsnachweis). Этот документ служит подтверждением права на проживание в Германии. И что не менее важно, это даёт право на получение государственных пособий на проживание, лечение и питание.

После регистрации, в соответствии с квотами, мигрантов распределяют по разным регионам Германии. Просители убежища могут получить бесплатное жильё в специальных общежитиях. Позже местные власти могут предоставить мигрантам разрешение на поиск отдельного жилья.

Личное заявление о предоставление убежища подаётся в филиал BAMF. Во время процедуры присутствует переводчик, который поможет заявителям понять свои права и обязанности в рамках процедуры предоставления убежища. Кроме того, они получают всю важную информацию в письменной форме на своём родном языке.

Персональные данные записываются во время процедуры подачи заявки, если это ещё не произошло, например, когда было выдано подтверждение прибытия. Заявители обязаны подтвердить свою личность (если они могут это сделать) с помощью национального паспорта, а также других документов, таких как свидетельства о рождении и водительские права. Власти использует физическую и техническую экспертизу этих документов.

Заявление, как правило, оформляется лично. Письменное прошение о предоставлении убежища может быть подано только в особых случаях, например, если данное лицо находится в больнице или ещё не достигло совершеннолетия.

После подачи заявления о предоставлении убежища заявители получают сертификат — разрешение на проживание (Aufenthaltsgestattung). Разрешение на проживание территориально ограничено районом, где распределили просителей убежища. Заявителям требуется разрешение, если они хотят временно покинуть этот район. Обязанность проживания в конкретном месте действует в течение трёх месяцев. Затем просители убежища могут проживать в любой точке Германии.

Личное собеседование

Это самая важная встреча соискателя в рамках процедуры предоставления убежища. Поэтому, когда дело доходит до подготовки к собеседованию, можно получить совет от организаций, оказывающих помощь, благотворительных ассоциаций или муниципальных учреждений. Также можно проконсультироваться со службой социальных консультаций по вопросам убежища. С августа 2018 года BAMF также проводит групповые информационные и индивидуальные консультации по процедуре предоставления убежища в учреждениях AnkER.

Если проситель убежища не может прийти на собеседование в назначенное время, он должен об этом сообщить в письменном виде, в противном случае его ходатайство о предоставлении убежища может быть отклонено.

Собеседования не являются публичными, но на них может присутствовать адвокат или представитель Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, а в случае несовершеннолетних без сопровождения взрослых другое лицо, пользующееся доверием заявителя, может прийти для оказания помощи. Этот человек должен быть в состоянии идентифицировать себя и не может лично участвовать в процедуре предоставления убежища.

Цель интервью — получить полную информацию о причинах, из–за которых заявитель может получить статус беженца. Продолжительность собеседования во многом зависит от типа преследования, которому подвергся человек, и от самих заявителей. Просители убежища обязаны предоставлять только правдивую информацию и по возможности продемонстрировать любые доказательства преследований и нарушения прав в родной стране. Это могут быть фотографии, документы из полиции или других органов, медицинские заключения и др.

Решение о предоставлении убежища

BAMF принимает решение по ходатайству о предоставлении убежища на основе личного собеседования и подробного изучения документов и доказательств. Решение обосновывается в письменной форме и при необходимости направляется заинтересованному лицу, заявителю или законному представителю, а также компетентным иммиграционным властям с уведомлением о возможности апелляции и переводом постановляющей части решения.

Возможные решения:

  • предоставление статуса беженца в соответствии с Женевской конвенцией о беженцах (пункт (1) статьи 3 Закона об убежище);
  • признание права на убежище (ст. 16а, п. 1 Основного закона);
  • предоставление дополнительной защиты (подпункт (1) статьи 4 Закона об убежище);
  • введение запрета на депортацию (подпункты (5) или (7) статьи 60 Закона о пребывании);
  • отклонение ходатайства о предоставлении убежища как необоснованного;
  • отказ на основании неприемлемости прошения о предоставлении убежища (например, если заявитель подал ходатайство в другой стране ЕС);
  • прекращение процедуры предоставления убежища в результате отзыва заявления (статья 32 Закона об убежище) или отказа в проведении процедуры предоставления убежища (статья 33 Закона об убежище).

Результатом окончательного решения BAMF может быть: получение статуса беженца, получение права на проживание, обязательство покинуть страну (депортация).

В случае отказа мигрант может подать апелляцию на решение BAMF в административный суд. Если и здесь иностранцу не удалось доказать своё право на получение убежища, можно подать иск в вышестоящую судовую инстанцию — Высший административный суд, затем в Федеральный административный суд (BVerwG), и так до Европейского суда по правам человека.

Читайте также: