Какие права ребенка нарушены в данном отрывке

Обновлено: 04.07.2024

21 ноября сотрудник библиотеки им. Н. Полоруссова-Шелеби в средней школе №2 с учениками 1 "А" и 1 "Б" классов провела час информации "Мои права и мои обязанности", посвящённый Всемирному дню правовой помощи детям (36 человек). Беседа была направлена на расширение правового кругозора. Ребята кратко ознакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека. Слайд-презентация "Право в сказках" показала случаи нарушения прав на примере сказочных и литературных героев. Дети, переложив эти ситуации на себя, проговорили возможные варианты своей защиты. Библиотекарь напомнила, что наши права - это, конечно, хорошо, но они имеют свойство заканчиваться, где нарушаются права другого. Для закрепления этой мысли ребята сыграли в интеллектуальную игру "Да или нет". Завершился час информации просмотром мультфильма "Нехочуха".

Информацию подготовила Светлана Иванова

В информационно-библиографическом отдела центральной библиотеке им. Ю. Гагарина 7 несовершеннолетних, состоящих на учёте в филиале по Новочебоксарску ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, приняли участие в мозговом штурме: "Если мои права нарушаются…", в рамках Дня правовой помощи детям. Экспертами выступили старший инспектор филиала по Новочебоксарску ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии майор внутренней службы О.А. Левицкая и инспектор ОПДН ОМВД России по г. Новочебоксарску Т.А. Мячина.
В начале встречи ведущий библиограф Ирина Лаврентьева рассказала, что именно в современном варианте Конвенции о правах ребёнка говорится о необходимости особой заботы государства и общества о детях-сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. В ходе мероприятия присутствующие узнали: какие права они имеют, о системе защиты прав несовершеннолетних в России и об Уполномоченных по правам ребёнка в российской Федерации и в Чувашской республике, посмотрели книги.
Для мозгового штурма присутствующим были предложены 2 истории из жизни, освещённые в СМИ, которые надо было проанализировать, выстроить логическую цепочку из карточек от начала истории и до финала и предложить альтернативные решения ситуаций на разных этапах, которые могли бы изменить финал. В результате: правильно выстроить логическую цепочку развития истории получилось у одной команды, трудности с вариантами развития историй возникли у обеих команд. В ходе обсуждения ситуаций ведущая подвела к мысли, что выбор есть всегда.
Завершилась встреча знакомством с электронным ресурсом "Россия - страна возможностей", конкурсы и проекты которого позволяют молодёжи проявить свои таланты, получить новые знания, найти предприятие для стажировки в любом регионе России, поделиться своими успехами.

Информацию подготовила Ирина Лаврентьева.
Телефон для справок: 73-80-84.

20 ноября в библиотеке семейного чтения им. С. Маршака прошла познавательная программа "Права ребенка глазами сказочных героев", посвященная Дню правовой помощи детям для воспитанников группы "Полянка" детского сада №27(33) (13 человек).
Ребята через книгу Андрея Усачева "Приключения маленького человечка" узнали о правах человека, которые должны соблюдаться не зависимо от их роста и веса, либо от цвета кожи или цвета волос. А на примере сказочных героев из любимых сказок отмечали, где были нарушены права и даже предлагали выход из сложившейся ситуации. В завершение мероприятия ребята посмотрели мультфильм о правах детей.

Информацию подготовила Наталия Архипова
Телефон для справок: 77-26-47

20 ноября в международный день защиты прав ребенка, в библиотеке семейного чтения им. А Николаева, прошел час правовых знаний "Права ребенка - доступно и интересно". Библиотекарь Мария Тавинова провела увлекательную игру-викторину для учеников 1 "А" класса МБОУ СОШ № 16 (33 человека). Во время мероприятия ребята познакомились с Конвенцией о правах ребёнка. Сказочные герои помогли детям понять и запомнить права и обязанности. Ребята разобрали предложенные жизненные ситуации, которые касались нарушения прав ребёнка. Участвуя в викторине, дети закрепили свои познания.
Наши дети живут в городе, в котором каждый день ходят по улицам, учатся в школах, общаются со сверстниками и взрослыми, делают покупки, оказываются в разных, порой непростых ситуациях. И в каждом случае им приходится делать выбор: как быть и что сделать в сложившейся обстановке, как безопасно для себя решить возникшую проблему, как защитить свои права?
Обучение правам человека - это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но ценностных установок, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.

Информацию подготовила Мария Тавинова
Телефон для справок: 75-01-92

Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, вне зависимости от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания обязан знать свои права и обязанности.
Именно этой животрепещущей теме был посвящен сегодняшний час правовых знаний "Путешествие в страну прав и обязанностей" проведенный в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева для обучающихся 2 "Б" класса МБОУ "СОШ № 16" (29 человек).
Из увлекательного рассказа библиотекаря Требухиной Веры, дети узнали о Конвенции прав ребенка, ознакомились с основными правами каждого человека, совместно со сказочными героями, сошедшими со страниц любимых сказок, определяли какие же права были ущемлены отрицательными героями.
Также при помощи красочного слайд-шоу, сопровождающимся отрывками из познавательных мультипликационных фильмов на данную тематику ребята приняли активное участие в интерактивной викторине "Разрешается - запрещается". Ну и, конечно, не обошлось без определения детских обязанностей, которые дети совместно с библиотекарем определяли самостоятельно.

Информацию подготовила Вера Требухина
Телефон для справок: 75-01-92

В библиотеке им. Н. Полоруссова-Шелеби 18 ноября для учащихся 4 "В" класса средней школы № 3 (26 человек) провели игровую программу "Мы законы соблюдаем, и права свои мы знаем". Библиотекарь рассказала о документах, в которых прописаны права детей, как международных, так и российских, и региональных. Закрепили услышанный материал загадками, пословицами, разбором ситуаций из жизни и выполнением весёлых заданий викторины "Права литературных героев". Школьникам напомнили, что помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать. Большое внимание уделялось ответственности за поступки, уважительному отношению к закону. В заключение учащиеся познакомились с серией книг П. Астахова "Детям о праве" выставки "В стране законов" о правах ребенка в Российской Федерации.

Информацию подготовила Людмила Шумилова.
Телефон для справок: 73-77-35.

18 ноября в библиотеке семейного чтения им. С. Маршака прошел урок правовых знаний "Знай свои права!" для учеников 1 "В" класса школы №5 (27 человек). Дети узнали, что права есть не только у взрослых, но и у детей, а Маленький зеленый человечек из книги Андрея Усачева разъяснил маленьким гражданам какие права и обязанности они должны неукоснительно соблюдать. Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права человека, поэтому детям была предложена литературно-правовая викторина "Твои права и сказочная страна", а также ситуативная игра "Разрешается-запрещается". В заключении ребята познакомились с книгами о правах детей и посмотрели мультфильм.

Образование в России бесплатное, но у родителей есть права, о которых иногда забывают. Из-за этого с них собирают деньги на расходные материалы и ремонт, заставляют записывать ребенка на факультативы, не рассказывают о медицинских обследованиях.

Отстаивать права в школе бывает непросто, но всегда полезно знать о том, на что можно рассчитывать.

1. Выбирать школу, форму обучения и язык

Школа не обязательно должна быть по месту жительства, но в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Иногда можно выбрать форму обучения, предметы для углубленного изучения и языки — здесь все зависит от конкретной школы

2. Не платить за то, что должно быть бесплатным

Обучение в школе бесплатное. Можно вложиться в ремонт, подарки, спортивный инвентарь — по решению родительского комитета, но только если все согласны. Другой вариант — поддержать школу с помощью благотворительного взноса

3. Отказаться от навязанных факультативов и олимпиад

Любая школа может ввести платные услуги: факультативы, кружки, секции — цены утверждает местная администрация. Но нельзя заставить родителей платить за них и записывать ребенка на занятия вне общей программы

4. Перейти на семейное обучение

Такая форма обучения предусмотрена законом , но требует больше дисциплины и сил, чем обычная. Главное — сообщить школе о переходе, составить план консультаций с учителями и проходить промежуточную аттестацию

5. Знакомиться с лицензиями, уставом и другими документами

В них бывает много интересного: чем кроме учебы занимается школа, есть ли продленка и летний лагерь, как работает библиотека. Все документы должны быть на сайте школы : отсканированные, с печатями и в актуальной редакции

6. Покупать форму и другие принадлежности там, где захочется

Школа может прописать в документах требования к форме : цвет, фасон, правила ношения. Но не может обязать покупать ее в конкретном месте — это же касается обуви, ручек, дневников и любых других вещей, которые покупают родители

7. Узнавать, как учат детей

Есть общие стандарты образования , но некоторые вещи в школах отличаются: количество часов, темы уроков, план обучения и даты каникул. Родители могут сравнить программы заранее: их размещают на сайтах школ

8. Проверять оценки и успеваемость ребенка

Учителя часто не показывают журнал детям, но родителям показывать обязаны. А еще можно попросить выставлять оценки по каждому предмету в дневник или на отдельном листе

9. Защищать интересы детей

Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования или в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее

10. Узнавать о медицинских и психологических обследованиях

Если с детьми работали врачи или психологи, можно запросить результаты : сходить к нужному специалисту или написать заявление. Еще можно не давать согласие на обследования или попросить, чтобы с ребенком беседовали при вас

11. Участвовать в управлении школой

Родители могут влиять на решения : сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, какие семьи поддерживать материально. Об этом пишут в уставе школы — обычно нужно вступить в родительский комитет или управляющий совет

12. Помнить о своих правах

В подробном разборе у нас есть плакат, который удобно сохранить и поделиться им с другими родителями: вместе бороться за справедливость легче

Как вырастить ребенка-школьника и не остаться без нервов

О том, какие права есть у вашего ребенка и что вы можете требовать от школы, мы регулярно рассказываем в статьях Т—Ж. Еще мы любим делиться лайфхаками и обсуждать вопросы, которые касаются детей и денег.

Подпишитесь и получайте лучшие материалы к себе на почту. Без рекламы и спама. Кстати, за подписку подарим полезный бонус — подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей.

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Прочитайте предложение и вставьте пропущенное слово.Средства, которые используют для ведения хозяйства, называются ___________ семьи.

Верны ли суждения о рачительном хозяине?А. Рачительный хозяин всегда соизмеряет свои желания с возможностями своей семьи.

Б. Хозяин в доме сам принимает решения, не советуясь с другими членами семьи

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Свободное время – этоВремя для выполнения обязательных заданийВремя, не занятое никакими деламиВремя, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрениюВремя для дополнительных занятий

Запишите занятия, которые составляют ваше свободное время

Любимое занятие, увлечение, которому человек посвящает много времениИнтерес к какому-либо конкретному занятию, виду искусства и т.п.Необходимое, но нелюбимое дело

Укажи номер лишний в этом перечне

Верны ли следующие суждения об отдыхе?А. Активный отдых на свежем воздухе очень полезен

Б. Люди умственного труда считают отдыхом физическую работу, например, работу на даче, в саду

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Напиши, какое право ребенка нарушено в данном отрывке:

Работа с текстомПрочитай текст и вставь вместо пропусков слова, подходящие по смыслу:

Семья образуется тогда, когда мужчина и ___1______ вступают в _2_____. Основой такой семьи является чувства ____3____, желание жить вместе и воспитывать __4______. В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь со стороны __5___________.

1) двухпоколенными 2) трёхпоколенными

3) неполными 4) все названные

2. В Семейном кодексе России записано право ребёнка:

1) жить и воспитываться в семье 2) общаться с обоими родителями и родственниками

3) право на имущество 4) всё названное

3. Верно ли, что за невыполнение родительских обязанностей, суд может лишить родителей родительских прав?

верно 2) неверно

4. Установите соответствие между родственниками: к каждому слову первого столбца подберите слово из второго:

Свекровь а) муж дочериЗоловка б) сестра мужаТесть в) мать мужаЗять г) отец жены

Найдите в списке понятия, важные для существования семьи и запишите цифры, под которыми они записаны:ВзаимопомощьТрудолюбиеЗабота о пожилыхНежелание делать что-либо для семьиПотребность в общенииНенависть друг к другу

Наше государство играет важную роль в защите семьи. Оно осуществляет. 1) выплату пособий

2) строительство детских садов, больниц, школ, стадионов.

3) заботу о детях инвалидах.

4) заботу обо всех родственниках каждой семьи

Установите соответствие между ресурсами семьи и их содержанием: к каждому слову первого столбца подберите слово из второго:Финансовые ресурсы а) предметы бытаТрудовые ресурсы б) деньгиМатериальные ресурсы в) работа членов семьи

Верны ли следующие суждения о рачительном хозяине?А. Рачительный хозяин – это скуповатый и мелочный человек

Б. Рачительный хозяин – это умеющий планировать доходы и расходы семьи.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

Что из перечисленного можно отнести к источникам экономии в домашнем хозяйстве?Планирование расходовСкупость, мелочностьРасточительность

Верно ли следующее суждениеЧтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом

Верно 2) неверно

Какое из названных занятий нельзя назвать хобби?коллекционирование марок игру на гитарепросмотр телевизионных передачзанятие баскетболом

Объясни смысл пословицы

Работа с текстомПрочитай текст и вставь вместо пропусков слова, подходящие по смыслу:

Семья объединяет людей, которые являются кровными _1__________. Члены семьи ведут общее _2______, живут в одном доме или квартире, объединяют свои __3______ и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают _4_____ и проводят свободное время. Эти особенности отличают семью от любого другого _____5________, например трудового.

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

    Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

- Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. . Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.

- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

- Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

- Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

. Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

. Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Индивидуальная работа с детьми.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право . (Дети перечисляют права детей)

Цель: расширение представлений и систематизация знаний детей о правах ребёнка с помощью сюжетов и героев сказок.

-Образовательная: способствовать формированию элементарных правовых

знаний у детей старшего дошкольного возраста.

-Развивающая: стимулировать у детей умение рассуждать, сопоставлять,

анализировать, делать выводы, работать в команде.

-Воспитательная: воспитывать у детейнравственные чувства: уважения к

окружающим, самоуважения, доброту, отзывчивость,

Предварительная работа: Беседы с детьми о правах человека, ребенка, знакомство детей с Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка.

Словарная работа: неприкосновенность, Декларация, Конвенция ООН.

Оборудование: мультимедийная доска, три разрезных картинки, сундучок с предметами, карточки с буквами, листы белой бумаги, цветные карандаши, пластилин.

Способы организации детей: подгрупповая.

Ход совместной деятельности.

-Здравствуйте ребята, отгадайте-ка загадку и мы узнаем кто же пришёл к нам в гости. (слайд1)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Ответ: Айболит (слайд 2)

-Правильно, ребята, к нам в гости пришёл Айболит и он хочет прочитать нам стихотворение, вы его внимательно послушайте и скажете мне о чём говорит это стихотворение.

У нас сегодня встреча не простая,

Мы с вами эту книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев,

Смотрите зорче, и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

-Итак, ребята, о чём это стихотворение? (о правах ребёнка)

-Правильно ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказками и на примере сказочных героев узнаем о том, какие существуют права.

-А путешествие у нас не простое. Путешествовать мы будем на Ките с доктором Айболитом и будет у нас 3 команды и 3 капитана. (слайд3)

-Для начала, ребята, нам нужно разделиться на 3 команды. (Дети сидят за тремя столами, воспитатель заранее сажает детей поровну).

-Молодцы ребята. И каждой команде необходимо выбрать своего капитана. Я предлагаю вам самим посовещаться и выбрать капитана своей команды.

-И на первой пристани нашего необычного морского путешествия нас встречает пациент доктора Айболита.

-И для того, чтобы поплыть дальше, нам необходимо выполнить задание Бегемота.

-Итак, первое задание - вам необходимо сначала отгадать сказку, а потом подумать и сказать - какое право было нарушено именно в этой сказке.

- В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.

- Как называется эта сказка? (Красная шапочка) (слайд5)

- Какое право здесь нарушено? (право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу).

-Какое право здесь нарушено? (право на жизнь)

-Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)

-Каким правом здесь воспользовалась Дюймовочка? (правом искать и находить в других странах убежище и защиту)

-Какое право здесь нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища)

-В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть.)

-Какое право здесь нарушено? (право на праздник, развлечение).

-Правильно. Какое право нарушено в этой сказке? (Право на свободу)

-Молодцы ребята, вы справились с первым заданием и наш Бегемот остался довольным. И больше всего баллов набрала … команда! (Или каждой команде присвоить по 2 балла).

- А теперь давайте отдохнём (слайд11)

-Ребята, наш доктор Айболит приготовил для нас физминутку.

Я по Африке иду,

Замечаю на ходу, (Ходьба на месте)

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф. (Руки вверх, потягивание)

У меня над головой

Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками)

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать. (Приседания)

А огромный серый слон (Круг руками)

Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)

Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)

И на место поспешим. (Садятся на свои места)

И он приготовил для нас ещё одно интересное задание.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

-Начинаем выполнять следующее задание с команды, которая набрала больше всего баллов!

- Какое право может обозначать сердечко (Право на любовь и заботу)

-Что означает забота?

-Кто заботиться о вас?

-О ком вы заботитесь?

- Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик?

- О каком праве он напоминает (О праве на имущество)

- Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?

- Как люди должны относиться к своему дому?

- О чем вам напомнил этот конверт (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)

- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?

- Узнаете эту книгу?

-О каком праве детей она напоминает (О праве на образование)

- Почему это право необходимо?

Игрушечные утка и утенок.

- Как вы думаете, почему доктор Айболит положил в сундучок эти игрушки? -О чем они напоминают нам (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ?

Когда рождается ребенок – его родители получает от государства первый документ нового гражданина нашей Родины – Свидетельство о рождении!

- О каком праве он вам напоминает (Право на имя)

- Что означает иметь право на имя?

-Как вы должны обращаться друг к другу?

-Как следует обращаться ко взрослым людям?

-Молодцы ребята! Все справились и каждая команда получает по одному баллу!

-И мы отправляемся дальше. У следующей пристани нас поджидает снова пациент доктора Айболита. Как вы думаете кто это? (Ответы детей)

-Ребята, это Тигр! (слайд13)

И он приготовил для наших команд очень интересное задание.

3 задание. Нарисуй подарок Айболиту.

-Ой, посмотрите, ребята, наш доктор Айболит что-то загрустил. (слайд14)

Оказывается, у него нет свидетельства о рождении.

- Как вы думаете, мы с вами можем помочь Айболиту?

Доктор Айболит – сказочный персонаж и у него может быть сказочное Свидетельство о рождении. Давайте, попробуем его сделать.

-Как вы думаете из чего можно сделать сказочное свидетельство о рождении?

-Хорошо ребята, думаю у вас очень дружные команды и вы быстро справитесь с заданием. А после мы выберем из каждой команды самое лучшее сказочное Свидетельство о рождении и подарим его доктору Айболиту.

(Ребята садятся за столы и делают (рисуют) Свидетельство о рождении в своих командах, во время рисования играет музыка из сказок)

-Молодцы ребята, давайте выберем лучшее свидетельство о рождении и подарим его нашему Айболиту!

-Доктор Айболит снова стал веселым и он хочет нас поблагодарить. Он предлагает нам выйти на ковёр и станцевать весёлый танец!

(Дети выходят на ковёр, повторяют движения за героями из мультфильма на экране)

-Ребята, вам понравился танец?

-Мы снова отправляемся в наше морское путешествие и на пути нас встречает Верблюд. (слайд16) Он приготовил нам следующее задание.

-Садитесь за столы.

- Самыми главными документами в мире, где утверждаются все права любого человека и права ребенка – это Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка. (слайд17)

(Показ данных документов осуществляется в презентации)

- Мы с вами уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Капитан каждой команды должен выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной буквой. Участники команды могут помогать.

1. В каком документе изложены права ребенка?

А. В конституции РФ.

Б. В конвенции о правах ребенка.

В. В декларации прав ребенка.

2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

А. Лицо до достижения 18 лет.

Б. Лицо до достижения 14 лет.

В. Лицо до достижения 16 лет.

3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

А. Председатель правительства

В. Председатель Государственной Думы.

-Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием! И я хочу каждой команде дать по одному баллу!

-А мы отправляемся дальше. И на пути нас встречает большое животное с лохматой гривой, кто это? (Лев) (слайд18)

-И он приготовил нам интересное задание, выполнить его нужно на ковре.

Три команды, выходите на ковёр!

- Три картинки порвали на 7 частей, попробуйте собрать их и назвать какие права детей на них изображены. Картинки лежат на ковре, каждая команда выходит на ковёр и собирает картинку!

-Молодцы ребята, все правильно собрали картинки. А давайте назовём какие права на них изображены (слайд19)

-Садитесь за столы!

Подведение итогов Викторины от имени Айболита и от воспитателя.

-Молодцы ребята! Мне и нашему гостю доктору Айболиту очень понравилось, то как вы выполняли задания и я хочу сказать, что у нас как всегда победила дружба! Вы были очень дружными и сплочёнными командами.

-И на последок наши ребята приготовили нам стихотворения!

(Три ребёнка с каждой команды строятся на ковре).

1 ребенок. Лишь появиться ребенок

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок.

Веские права:

2 ребенок. Он имеет право жить

Развиваться и дружить

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон

3 ребенок. От врачей - помощь получать,

Быть веселым и здоровым

Восхищаться чем то новым

Воспитатель: И любить, и быть любим

Он на свете не один.

-Вам понравилась наше Путешествие по сказками и Викторина по правам ребенка?

-Что вы сегодня нового расскажите своим родителям?

Читайте также: