Какие права потребителей защищает прокуратура

Обновлено: 04.07.2024

Как защитить себя и своего ребенка: о чем важно помнить, подавая жалобу или заявление.

Прежде чем писать жалобу, четко сформулируйте свою цель

​1. Определите цель и проблему

Вы можете защищать свои права и права ребенка:

с помощью консультационной поддержки юриста, специалистов социальных служб, правозащитных организаций;

с помощью юриста в качестве посредника между вами и стороной спора.

Прежде чем перейти к конкретным действиям, четко определите проблему.

Постарайтесь понять, какое именно право было нарушено: на образование, охрану здоровья, социальную помощь, уважение частной жизни. При описании проблемы определитесь с тем, в чем состоит нарушение права, какие и чьи действия привели к нарушению, что вы хотите, какой вариант разрешения ситуации будет оптимальным.

Нарушение права определяется в трех ситуациях:

прямое нарушение права и свободы гражданина;

создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Сформулируйте суть проблемы понятно, исчерпывающе и без лишних слов. Сделайте это письменно, даже если речь идет об устном обращении.

2. Выберите способ защиты

Определитесь, каким способом вы предполагаете защищать нарушенное право.

— Административный: жалоба в соответствующие органы. Если вы уверены, что нарушение права связано с недостатком информации у специалистов или пробелами контроля со стороны вышестоящих организаций.

— Судебный: заявление в суд. Если имеет место конфликт, не разрешимый другими путями и способами, требующий непредвзятого мнения, когда компенсация ущерба важнее разрешения ситуации или если речь идет об органах, не имеющих вышестоящих инстанций.

— Обращение в надзорные органы (прокуратуру, к уполномоченному по правам человека и т.д.). Любое нарушение права преимущественно уполномоченными лицами или представителями власти, особенно если речь идет о произволе органов власти.

В большинстве случаев при защите прав и интересов способы можно комбинировать.

3. Соберите информацию и направляйте обращение

Перед тем как обратиться за защитой, соберите всю необходимую информацию. Вам помогут информационные источники, в том числе правовые, официальные сайты государственных органов и организаций, различные форумы, общественные организации, юристы и т.д. Разделите для себя информацию на две части: обоснование вашего права и порядок действий.

Подготовьте копии документов, которыми вы предполагаете оперировать при доказательстве своей позиции. Ни при каких обстоятельствах не передавайте оригиналы, а в крайнем случае требуйте подготовку описи переданных документов.

Отдавайте предпочтение письменному взаимодействию с чиновниками и ведомствами. При передаче письменного обращения попросите присвоения входящего номера, который проставляется как на экземпляре для ведомства, так и на вашем экземпляре, или подписи принимающего лица и проставления даты принятия вашего обращения на вашем экземпляре. По почте отправляйте ваше письменное обращение только заказным письмом с описью содержимого.

Будьте готовы к тому, что максимальный срок обработки обращения составляет 30 дней с момента его регистрации. Если вас всё же не удовлетворил ответ, можно обратиться в вышестоящие органы, в надзорные органы, а также в суд.

Куда еще обратиться?

У вас есть право на бесплатную юридическую помощь. Её можно получить в виде консультаций в студенческих юридических клиниках при учебных заведениях, в федеральных и региональных органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях, органах местного самоуправления по вопросам, относящимся к их компетенции. Также за юридической помощью можно обратиться в МФЦ. Если нарушены ваши права потребителя, обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Полный перечень организаций и служб, куда можно обратиться за бесплатной юридической помощью, можно найти на сайте Министерства юстиции РФ.

По вопросам защиты прав и интересов детей можно обратиться в следующие органы:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы опеки и попечительства;

подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;

уполномоченные по правам ребенка в регионах;

Если вы проживаете в столице, то юридические консультации по защите прав детей анонимно и безвозмездно можно получить по Детскому телефону доверия в Москве 8 (495) 624-60-01. Пока это единственная региональная служба в России, которая предоставляет такую помощь.

Об авторе:


Организация надзора на данном направлении начинается с правильного установления предмета надзора всеми сотрудниками прокуратуры, ответственными за его осуществление. Это особенно важно для данного направления надзора, например, тем, что именно здесь, более чем в других надзорных областях, велик соблазн подмены прокурорским надзором контрольной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, очевидная же широта предмета надзора на данном направлении делает его удобным средством значительного увеличения показателей прокурорской работы по надзору за соблюдением федерального законодательства. Надзор за исполнением законов о защите прав потребителей, как правило, всегда результативен, так как потребительская сфера поистине безгранична [1, с. 54], а цивилизованная рыночная экономика в России, предусматривающая постановку во главу угла именно интересов потребителя, только еще строится [2, с. 87]. Поэтому прокуроры, не прилагая особых усилий, вполне могут обеспечить рост количественных показателей подчиненного им органа прокуратуры за счет масштабного выявления типичных нарушений в одной и той же области данного направления надзора. Именно по этой причине здесь крайне ценно отличить главное от второстепенного и, вместо погони за количественными показателями, улучшить качество работы, не допустить массового нарушения потребительских прав граждан.

Верное понимание предмета надзора позволяет также уточнить, на какие именно надзорные направления следует обратить особое внимание и соответствующим образом распределить человеческие и временные ресурсы в каждом конкретном органе прокуратуры.

Известно, какие именно задачи ставит перед нижестоящими прокурорами Генеральная прокуратура РФ: эти задачи, в полной мере отражены в руководящих приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Исследователи в области прокурорского надзора уточняют эти задачи применительно к практической надзорной деятельности органов прокуратуры.

Например, М. В. Маматов к задачам практики прокурорского надзора относит полное и своевременное выявление правовых актов, противоречащих Конституции России и законодательству о правах потребителей; своевременное выявление правонарушений и оперативное принятие действенных мер по их пресечению и восстановлению нарушенных прав потребителей, интересов общества и государства; установление лиц, виновных в нарушении законодательства о правах потребителей, и привлечение их к установленной законом ответственности; выявление причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о правах потребителей и принятие мер по их нейтрализации или устранению, в том числе установление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятие мер к их устранению путем обеспечения непосредственного участия прокуратуры в правотворческом процессе; доведение до населения информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, особенно о принимаемых мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц [3, с. 10].

В частности, поскольку в Конституции РФ в явном виде отсутствуют нормы, защищающие именно потребительские права, указывать в качестве цели именно на проверку соответствия правовых актов Конституции России не совсем методологически верно, ведь общие положения Конституции РФ давно нашли свое отражение в нормах федерального законодательства, которые обладают признаками конкретности и системности, а, следовательно, именно соответствие данным нормам правовых актов органов власти и должно быть основным объектом внимания прокурора.

Выявление причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о правах потребителей и принятие мер по их нейтрализации или устранению — важнейшая основа для реализации правом своей превентивной функции в указанной области.

Кроме того, очевидно, что даже лежащие в правовой плоскости причины нарушений законности в указанной сфере обусловлены, главным образом, не юридическими, а иными началами общественной жизни и, соответственно, не юридическими средствами будут и нивелироваться [4, с. 121], поэтому правильнее говорить все-таки не о нейтрализации или устранении причин, а о минимизации какого-либо (чьего-либо) негативного влияния на реализацию потребителем своих прав, то есть о минимизации потребительских рисков.

Правотворческая функция прокуратуры достаточно широка и состоит, в том числе, в установлении пробельности в праве и принятии мер к ее устранению и в сфере защиты прав потребителей. Пробелы здесь не сводятся к дефектам и, тем более, юридическим ошибкам. Более того, зачастую проблему создает не наличие пробела как такового, а неоправданная конкуренция или коллизионность норм, на что и должен обращать внимание прокурор.

Следует учесть также, что прокурору желательно применять не только механизмы правотворчества (в том числе, путем непосредственного участия в правотворческом процессе), но и интерпретационную юридическую практику, а также практику систематизации права.

Само по себе информирование общества об итогах деятельности прокуратуры на данном направлении, безусловно, будет важным с точки зрения взаимодействия прокуратуры и общества, повышения уровня правовой культуры населения и проч.

Таким образом, мы полагаем, что на практике задачи прокурорского надзора по защите прав потребителей должны быть конкретизированы в следующей приблизительной форме.

Во-первых, это проверка правовых актов в целях выявления норм, противоречащих законодательству о правах потребителей и реагирование на них. Во-вторых, это своевременное выявление нарушения прав потребителя и фактов злоупотребления правом другой стороной правоотношений в целях наиболее быстрого и полного восстановления нарушенных прав, применения компенсаторных функций и проч. В-третьих, привлечение виновных в нарушении прав потребителя к юридической ответственности. В-четвертых, минимизация правовых рисков нарушения прав потребителей в указанной сфере в будущем, в том числе, путем участия прокурора в правотворческом и правоинтерпретационном процессе, в систематизации права. В-пятых, информационное взаимодействие с обществом, в том числе, путем информирования потребителя (по результатам конкретных проверок) об имеющихся у него правах, подвергшихся нарушению в указанной части, алгоритме действий потребителя по защите своих прав и полномочности прокуратуры в указанном вопросе, о размере и виде наказания виновных лиц [5, с. 24].

Исходя из целевого блока прокурорского надзора за защитой прав потребителя и с учетом конкретизации его задач, возможно выделение следующих относительно самостоятельных участков организации работы органов прокуратуры на данном направлении, на каждом из которых специфически используются имеющиеся организационные, людские, временные, информационные и прочие ресурсы: 1) проверка законности правовых актов в сфере защиты прав потребителей, 2) надзор за исполнением законов о правах потребителя органами власти и местного самоуправления, не обладающих специальными контрольными полномочиями в указанной сфере; 3) надзор за исполнением законов о правах потребителя органами власти и управления, обладающими контрольными полномочиями в данной области, а также любыми иными организациями правозащиты; 4) надзор за соблюдением прав потребителя второй стороной потребительских отношений (предпринимателями и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности).

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, орган прокуратуры, потребитель, направление, направление надзора, нарушение законодательства, полная мера, принятие мер, указанная сфера, федеральное законодательство.

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 27. Полномочия прокурора

статьи 6, в силу которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1);

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В кассационном представлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просил судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статей 4, 44, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе". Доводы представления сводятся к тому, что прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту чужих интересов, не является стороной спорных материальных правоотношений, процессуальное законодательство не возлагает на него обязанности по досудебному урегулированию спора.

Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Лицо, которому адресовано представление, не может по своему усмотрению отказаться от его исполнения, поскольку не только Закон о прокуратуре устанавливает обязательный характер выносимых прокурором представлений, но и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 17.7) предусматривает административную ответственность за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Закон о прокуратуре не содержит каких-либо положений, свидетельствующих о том, что представление прокурора направлено, прежде всего, на его добровольное исполнение.

В кассационном представлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статьей 4, 44, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе". По мнению заявителя, поскольку прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту чужих интересов, не является стороной материальных правоотношений сторон, процессуальное законодательство не возлагает на него обязанности по досудебному урегулированию спора.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

пункта 1 статьи 6, согласно которому требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок;

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Положения части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 26, 27 и 35) не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть первая статьи 45 ГПК Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В целях обеспечения надлежащего исполнения прокурорами своих обязанностей в надзорной стадии уголовного судопроизводства, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Установить, что органами прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимаются к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения граждан на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в частности, предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 3 статьи 35, пункт 4 статьи 27).

2.2. При решении вопросов о подготовке и предъявлении исков исходить из требований пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Вместе с тем в целях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или интересов государства с заявлением в суд о возбуждении гражданского дела в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 4 и частью первой статьи 41 ГПК РСФСР, а также пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вправе обратиться прокурор, действующий как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не являющийся субъектом спорных материальных правоотношений. В качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами, к числу которых относится и предусмотренное статьей 133 ГПК РСФСР право заявить ходатайство об обеспечении иска. Однако в силу принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве при осуществлении данного процессуального права прокурор не должен действовать вопреки воле лица, в частноправовых интересах которого он обращается в суд и который как предполагаемый субъект спорных материальных правоотношений в соответствии с частью второй статьи 33 ГПК РСФСР участвует в гражданском процессе в качестве истца.

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Читайте также: