Какие права получили бы эти сословия сперанского

Обновлено: 04.07.2024

Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).

Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.

И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.

Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.

В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем:

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.

О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).

Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.

Преобразования и их оценка.

– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?

Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.

В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.

Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.

В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи

Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Организационный момент.

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах

Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

Изучение нового материала.

М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований.

Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы.

Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Спе­ранский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губерна­торских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны.

М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос сла­бым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверст­ников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без раз­бора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семина­рии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Спе­ранский становится секретарем князя Алексея Борисовича Кура­кина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действи­тельным статским советником, что соответствовало воинскому зва­нию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам госу­дарства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государ­ственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преоб­разования государственного устройства. Положил начало преобра­зования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Алек­сандр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к вы­полнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александ­ра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Неглас­ный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках.

По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. под­писал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чинов­ники, которые имели свидетельства об успешном окончании одно­го из российских университетов или выдержали экзам ены по спе­циальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская ис­тория, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России.

В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влия­тельным сановником в государстве. К нему обращались с просьба­ми даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.

1) Реформаторские проекты Сперанского

Рассказ учителя о реформах органов государственной власти

• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полно­той власти.


• Государственный Совет — совещательный орган, назначае­мый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

• Исполнительная власть принадлежит министерствам.

• Законодательная власть принадлежит представительным со­браниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имею­щими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депута­тов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многосту­пенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представ­ляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

• Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого на­значаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.

ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)

— избирательное право получали лишь лица, обладав­шие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представи­тели первых двух сословий);

Закрепление.

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликви­дации крепостного права.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стрем­ление предоставить крепостным гражданские права вызвали та­кую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперан­ский по поручению императора разрабатывал и проекты экономи­ческих реформ. Они предусматривали ограничение расходов госу­дарства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало но­сить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанско­го, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Напо­леону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял ре­шение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближа­ющейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Спе­ранского составили ту основу, на которой в дальнейшем выраба­тывались новые проекты преобразований.

XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Сперанский М.М. – политический правовед, общественный деятель, мыслитель. Родился в семье сельского священника. Сперанский был одним их самых близких советников Александра I по вопросам внутренней политики. Политическая доктрина М.М.Сперанского самобытна и оригинальна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политически теориях современных европейских мыслителей и античных.

Самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец – именно так признавал Сперанский самодержавие. По сравнению с Н.М.Карамзиным и В.Н.Татищевым, Сперанский сделал шаг вперед. Так как Н.М.Карамзин и В.Н.Татищев считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Когда Сперанский говорил о происхождении государства, он вставал не на точку зрения Руссо о счастливой жизни людей в естественном состоянии, а на точку зрения Гоббса, видевшего в естественном состоянии войну всех против всех[31].

· взаимном признании самостоятельности

· в средние века – удельщина

· в новое время – абсолютная монархия,

· в настоящий период – промышленное состояние, которое требовало конституционного ограничения верховной власти и предоставления гражданских прав и политических всем подданным (сохранность собственности, безопасность личности и обеспечение политических и гражданских прав).

По Сперанскому, государством управляют и двигают три силы:

Судебная власть реализуется судебной системой. Судебная система включает в себя суд присяжных. Завершается высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к воле или закону.




Сперанский предусмотрел возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете. Этот совет состоял частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседал под председательством царя. Он обладал правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой. Организация местной власти предполагала введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум:

· волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Нельзя достичь политических результатов одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия:

· рабство политическое и свобода политическая

· рабство гражданское и свобода гражданская

М.М.Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей (например, С.Е.Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия.

Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

На сословный строй общества М.М.Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические – в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ – только гражданскими правами.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были недовольны указами о чиновниках, сокращавшими их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге Сперанский Александром I был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Сперанский

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

Проекты реформы

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа — Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем голосования.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

План реформ Сперанского

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Реформатор Сперанский

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

Михаил Сперанский

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.

Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.

Читайте также: