Какие права оставались за холопами

Обновлено: 16.06.2024

Холопство — состояние несвободного населения в княжествах Древней Руси и в Московском государстве, окончательно упразднённое в 1861 г. По правовому положению холопы приближались к рабам. Не следует путать холопа с челядином. Холоп - раб из местного населения, челядин - раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин - раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По сравнению с челядином холоп имел несравненно больше прав и поблажек.

В течение московского периода институт холопства претерпел ряд существенных перемен. Наряду со старыми типами холопства (государственные и церковные крестьяне, т.е. полные, и неполные: докладное, закладники, закупы..)с середины XVI века появляется новая форма кабального холопства от еврейского слова кабала ("заёмное письмо", т.е., сегодня, расписка), когда закладник, заёмщик, обязывался собственной службой погашать не основную суму долга, а только проценты по займу. Крепостными "ростовые" ("за рост", т.е.%) холопы не являлись, т.к. за ними сохранялось раво выкупиться, неволя прекращалась смертью кабальногго или волей господина в отличие от полного холопа, право на которого передавалось потомственно.

В отличие от податных слоёв населения (люди служилые, тяглые посадские, тяглые сельские. ) холопы не платили подати, что служило "социальным убежищем" служилым и тяглым людям, не хотевшим ни служить, ни тянуть тягло. Чтобы не допустить сокращения источника ратных сил (из служилых людей, в том числе — дворян) и числа податных плательщиков, т.е. государственного дохода, законодательство Михаила прикрепляет людей к состояниям, в которых заставал их закон, и лишает права отказываться от личной свободы, т.о. служба и тягло становились повинностями по рождению для всех слоёв общества. Запрещались закладничество и приём в холопы (Указ 1641г), покупка вотчин, посадские прикреплялись к своим посадам и т.д, для крестьян была установлена вечная крестьянская, т.е. безвыходность. Приказ от 25 апреля 1597г. постановил кабальным людям со своими жёнами и детьми оставаться в кабалах до смерти их господ, а господам разрешил выкупных денег не принимать.

Одновременно основная масса владельческого (работавшего на частной чужёй земле) крестьянства заключала договора с землевладельцами на добровольной основе, отрабатывая жилое (ссуда на жильё или само жильё, предоставленное при поселении), ссуды и рост издельем, барщиной. В крестьянских договорах стало предусматриваться "вольно меня отовсюду к себе взяти" и "жить во крестьянстве вечно и никуды не сбежать", крестьянин сам навсегда отказывался от права выхода за неустойку, к 17 веку эта неустойка стала общим заключительным условием ссудных записей и составила "крепостную" запись или "вечность крестьянскую". Закон XVII века не устанавливал ни срока крепости, ни размеров повинной, нормой было "помещицкое всякое дело делать и оброк платить..", "помещика во всём слушати, пашню на него пахати..". Личная крестьянская крепость "по договору" превращалась в потомственное укрепление "по закону". Уложение 1649г сравнивает крепости холопью и крестьянскую (казённый тяглец) и в дальнейшем крепостная развивается в сторону холопства.

Изменение источников возникновения холопства

Источники обельного холопства в этом периоде мало-помалу суживаются. Так например

Холопство из преступления совсем не существует по московскому праву, так как за все важные преступления вводятся уголовные наказания.

В полной силе в течение всего периода сохранило значение источника полного холопства рождение от холопов.

По названию сделок (рядных, духовных завещаний, купчих), которыми передавались другим лицам права над холопами, называли холопов также приданными, духовными, купленными. В Судебниках определена и компетенция областных правителей по делам о холопстве. По Судебнику 1-му только наместники с боярским судом могли выдавать правые и отпускные на холопов; но отпускная, подписанная собственноручно рабовладельцем, имела силу и без доклада наместнику. По Судебнику 2-му наместники с боярским судом имели право выдавать лишь полные и докладные, правые же и беглые выдавались ими только с доклада в Москву; отпускные же грамоты выдавались лишь в Москве, Новгороде и Пскове и без доклада, хотя бы собственноручно подписанные господами, значения не имели. С половины XVI в. упоминаются и записные книги, в которые должны были вноситься крепости на холопов; но обязательное значение такая практика получила лишь с конца века.

В связи с образованием разных групп в среде холопов и господские права над полными и кабальными холопами оказались неодинаковыми. Пожизненность кабального холопства, установленная указами 1586 и 1597 гг., исключила de jure право распоряжения кабальными, тогда как по отношению к полным холопам это право не было ничем ограничено. На практике до упомянутых указов господа не только отпускали на волю кабальных людей, считая их несвободными, хотя таковыми юридически они тогда ещё не были, но и распоряжались ими, хотя бы под фикцией перевода кабального долга в другие руки. Та же практика наблюдается и в XVII в., наперекор указным нормам.

Вся масса несвободного населения — не исключая и кабальных холопов, позднее по преимуществу наполнявших эту среду, — в господском хозяйстве занимала неодинаковое положение и разбивалась на разряды.

К ним по преимуществу относятся указания памятников о том, что у холопов было недвижимое имущество, подаренное им господами и даже приобретённое на собственные средства; что они имели собственных холопов, занимались торговлей, ссужали капиталы под залог дворов и лавок. Уложение внесло некоторые ограничения в эту практику: холопам было предписано вотчин и лавок не покупать и в заклад не принимать; имеющиеся у них лавки продать, не держать никого по служилым кабалам, а только по записям на урочные годы.

Остальная, самая значительная группа холопов составляла в хозяйстве чернорабочую силу, с помощью которой в значительной мере удовлетворялись несложные, но иногда обширные потребности натурального хозяйства в крупных и средних боярских дворах. Это были конюхи, псари, повара, хлебники и всякая домашняя прислуга, далее кузнецы, плотники, хамовники, скатерницы, тонкопрядицы и иные ремесленные люди. Приставленные к разнообразным текущим делам, они обыкновенно назывались деловыми людьми. В числе их и наряду с ними упоминаются бортники, пастухи, коровники и рядовые земледельцы под именем страдных людей или страдников.

Насколько правдива была комедия “Холоп” 2019 года? Спойлер: ни на сколько.

Холопство как институт упразднил Петр I, однако само обозначение холопа как дворового крестьянина сохранилось в народной памяти. Такого раба можно было избить, проиграть в карты или даже убить, и никому ничего бы за это не было (до определенного времени).

Чем же отличилось рабство в России от американского и европейского? Мы собрали 10 главных фактов, которые помогут разобраться в деталях и узнать больше о жизни простого русского народа пару сотен лет назад. Расскажем и о холопах, и о крепостных, и, конечно, об их “начальниках”.

Как отличать холопов от других социальных слоев?

кем были холопы на руси

Обычные свободные земледельцы назывались смердами. Позже появился другой термин — христиане (крестьяне), а вот холопами называли несвободных людей, которыми управлял помещик.

Как жили холопы?

как жили холопы на руси

Сколько стоил холоп?

как жили холопы на руси

Первые расценки на холопов упоминались в сборнике законов “Русская правда” еще в XI веке, однако они могли различаться от региона к региону. В среднем за раба отдавали 5-6 гривен или 200 г серебра. В XII веке стоимость упала до 2 ногат — то есть в пять раз. Для сравнения, лошадь стоила 60 ногат — получается, за человека предлагали в 30 раз меньше. В XVII веке крепостные подорожали — за одного предлагали до 30 рублей.

Как становились холопами?

как жили холопы на руси

Слово “холоп” считалось еще более оскорбительным, чем “раб”. Однако, несмотря на это, в холопы добровольно уходили дети бояр. Все, как ни странно, из-за любви: представитель более знатного сословия хотел жениться на несвободном человеке, а значит, сам попадал в зависимость. Большинство, конечно, становились крепостными не по своей воле: это были пленные воины, преступники, разорившиеся торговцы.

Как холопы строили карьеру?

как жили холопы на руси

В отличие от других рабов, холопы могли быть посажены на землю и владеть небольшим, но участком. Также у них была возможность продвинуться по службе и получить должность ключника, попасть в княжескую администрацию. Все зависело от того, в какие именно холопы попадал человек: был ли это бесправный слуга земледельца или личный помощник знатного представителя общества.

Кто такие “боевые холопы”?

кто такие боевые холопы

В средневековой Руси каждый боярин имел свою небольшую дружину. В XVI веке в состав войска начали набирать холопов. Для рабов такой поворот событий оказался более чем удачным, ведь такая служба сулила неплохой карьерный рост. В основном заниматься приходилось охраной хозяина, его семьи и имущества.

Что носили холопы?

как жили холопы на руси

Кажется, что холопы жили в грязи и бедности, однако, по воспоминаниям иностранных путешественников, все было ровно наоборот. Русские рабы жили богаче своих европейских “коллег”. Даже представители низшего сословия могли носить соболиные шапки и рубахи, вышитые золотом — по крайней мере, как говорили их современники в мемуарах.

Что ели холопы?

как жили холопы на руси

На Руси стол богатого и бедного жителя мало отличался: все ели ржаной хлеб, рыбу и мясо. В Европе такие деликатесы были доступны только очень богатым людям.

Сколько всего людей было закрепощено?

как жили холопы на руси

В некоторых губерниях доля крепостных крестьян доходила до 70% — население страны и без того состояло по большей части из жителей деревень.

Все ли было так безоблачно?

как жили холопы на руси

На самом деле, несмотря на все детали, крепостное право было настоящей трагедией. Помещики обладали правом отправлять неугодного холопа на каторгу, а жалоба крепостного на хозяина и вовсе стала уголовным преступлением. Только 1% дворян владел 59% всего крестьянского населения. Некоторые аристократы не считали своих подчиненных за людей и не только ограничивали их в базовых правах, но и всячески унижали достоинство.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Бытует расхожее мнение,что крепостными крестьянами торговали как скотом.Но это не так-законом запрещалась продажи крестьян без земли-то есть крепостной крестьянин был прикреплён к ЗЕМЛЕ-без которой его не могли никуда переместить,а если и продавали,то деревнями или сёлами. По современным понятиям это вроде как собственник предприятия сменился после продажи. На людях это никак не отражалось.Но всё таки часто попадаются объявления о продаже крепостных. Кем же тогда торговали? Да дворовыми людьми-бывшими ранее ХОЛОПАМИ. Вот пример такого объявления-много помещать лень,но желающие могут проверить-все объявления о ДВОРОВЫХ ЛЮДЯХ-то есть безземельных крепостных,живших при дворе барина и занимавшимися различными промыслами-каретники,кузнецы,повара,конюхи,столяры и тд и тп.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/132/45/22/1431550555_prodam_krepostnih_02_default_d_850.jpg



Да.Безусловно они тоже крепостные,но НЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ! Это крестьяне,работавшие на дворе барина-дворовые люди,дворня..Получившие своё положение от бесправных рабов холопов.Вот ими и торговали.

А крепостной крестьянин был КРЕПОК ЗЕМЛЕ-их тоже продавали,но вместе с землёй-деревнями. Ну как в наше время один собственник продаёт завод другому собственнику-для работников никакой смены не заметно-часто они даже не знают,что "власть" сменилась.

То же самое и с телесными еаказаниями. Все эти зверства,учиняемые ненормальными помещиками,вроде Салтычихи,проводились над ДВОРОВЫМИ людьми. А крестьянина земледельца даже выпороть можно было по решению суда,земского схода или мирового суда..Конечнобывали случаи наказания крепостных земледельцев. Но это было НЕ ЗАКОННО. Точно так же можно сказать,что избиения рекитерами в 90ые годы были НОМОЙ и УЗАКОНЕНЫ. Но это же не так!

Да ,было! Но это было нарушение ЗАКОНА-за это наказывали. Как впрочем и Салтычиху и многих других помещиков нарушавших ЗАКОН Российской империи

Так кто же такие эти бесправные холопы? Откуда взялись и кем были-об этом статья..




В общественном сознании прочно укрепилось мнение, что хуже, чем крепостные крестьяне, на Руси никто не жил. Что это был самый бесправный слой населения в царской России. Оказывается, это не так. Существовали прослойки населения, которые по сути являлись рабами. Читайте в материале о холопах, челяди и прочих кастах на Руси, чьему положению не завидовали крестьяне даже самых строгих помещиков, как люди становились бесправными и чем они занимались.

Челядь, возникшая из рабов-пленников

Холопы происходили из местных жителей. /Фото: dhoz.ru

В 6-11 веках на Руси существовал социальный слой, лишенный каких-либо привилегий. Называли таких людей челядью. Если обратиться к работам историка Фроянова, изначально этот класс образовался из рабов-пленников, которых пригоняли из военных походов. Тут стоит сделать разделение: рабы, которых рекрутировали из местных жителей, звались холопами. Фроянов также пишет о том, что в 9-10 веках челядь покупали и продавали, словно неодушевленный предмет. А с середины 11 века этот социальный слой постепенно слился с холопами.

Есть еще одно мнение, принадлежащее исследователю Свердлову. Он писал, что к челяди относится большой круг зависимых людей, связанных с господским владением. Холопам же приписывается личная зависимость от феодалов.

Холоп, за убийство которого выплачивали штраф

Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались

В холопы можно было попасть насильно и добровольно. /Фото: mtdata.ru

Как же люди становились холопами? Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами.

Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами.

В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью.

Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус.

Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.

Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои

Рядовичами называли людей, заключивших ряд, то есть договор. /Фото: istoriarusi.ru

В старой Руси холопов делили на разряды —большие и меньшие. К первым относились невольники, которым разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов (речь о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках). Вторая группа была более многочисленной, это были чернорабочие.

Рядович, за убийство которого бралась вира в пять гривен, делились на закупов и вдачей. Им дозволялось подавать на хозяина в суд и фигурировать как свидетель.

По мнению правоведа Дьяконова, закуп работал за аванс, полученный перед работой, а вдач — за милость господскую. И те, и другие попадали в разряд должников, но не были бесправными холопами. Некоторый шанс стать свободными у них был.

Есть еще одно мнение, принадлежащее историку Грекову. Он утверждает, что беднякам давали получали ссуду не для того, чтобы помочь, а, чтобы закабалить. Очень часто условия договора были просто невыполнимыми.

Была еще одна группа — изгои. Это были люди, которые по каким-то причинам выбыли из свободного класса, но не примкнули к другому. Обычно в разряд изгоев переходили холопы, которые сумели разбогатеть и купить свободу, но по каким-то причинам решили остаться во власти хозяина. Небольшая часть людей, покинувших землю хозяина, становились церковными людьми, что прописано в Уставе 1193 года князя Всеволода.

Эти тёрки мы уже слышали. Последыш Геббельса, Слженицина, Резуна, и прочих антисоветчиков, русофобов
Учи матчасть. Нынешняя сучья власть жирует на костях величайшей супер державы планеты СССР, построенный тирррраном Сталиным, за каких то 30 лет. От сохи до ядерной бомбы. Сейчас чтобы очистить, агиевы конюшни Ио обладателей золотых унитазов и воров олигархов, кррупционеров, русофобов вроде тебя, репрессии Сталина к врагам народа могут показаться детской шалостью. 1000500 мильенов, етит. твоймать. Болван бля.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 363 записи в блогах и 4604 комментария.
Зарегистрировалось 10 новых макспаркеров. Теперь нас 5030133.

1

В царской России крепостные крестьяне являлись не самой бесправной категорией населения. Ниже них по социальной лестнице располагалась челядь, холопы, рядовичи, изгои, которые по правовому положению были максимально приближены к рабам.

С VI по XI век самый непривилегированный социальный слой Древней Руси именовался челядью. По мнению историка Игоря Фроянова в этот зависимый класс населения первоначально входили исключительно рабы-пленники, пригнанные из удачных военных походов, в то время как рабы, рекрутированные из местного населения, именовались холопами. Он же утверждает, что в IX–X веках челядь превратилась в обыденный объект купли-продажи, а уже с середины XI века она слилась с холопством.

Поскольку официально предмет не мог быть источником правонарушения, всю полноту ответственности за противоправные деяния холопа нёс хозяин. Он должен был восполнить убытки и вред, причинённые его рабом другим людям, причём сделать это надлежало в двойном размере. Только в случае нанесения холопом личной обиды свободному человеку, собственник оставался в стороне, так как обиженный имел полное право уничтожить обидчика и только так восстановить своё доброе имя и свершить справедливость.

Если холоп погибал от руки своего господина, никакие следственные действия не проводились, поскольку это считалось не криминалом, а лишь нанесением ущерба своему хозяйственно-экономическому состоянию.

Вообще с представителями этой низшей когорты населения Руси, которые даже не могли выступать свидетелями на суде, можно было делать всё, что заблагорассудится, в том числе красть и утаивать как вещь.

Пути в холопство

Попасть в касту холопов можно было как насильно, так и добровольно.

Не по собственной воле в рабство попадали через военный плен. В XII веке основной целью иноземных и внутренних походов княжеских дружин было не только приумножение территории, но и захват разного рода добычи. Среди военных трофеев числились и пленники, которые в большом количестве пополняли ряды холопов. Порой захваченных в бою рабов было так много, что на Руси их продавали за бесценок, даже дешевле чем домашний скот. Подобный случай произошёл в Новгороде в 1169 году, когда за невольника просили 2 ногаты, в то время как коза торговалась за 6 ногат, свинья за 10 ногат, а кобыла и вовсе за 60 ногат. Приобретенных за копейки холопов князья поселяли на малолюдных землях и использовали для ведения земледельческих и хозяйственных работ.

В составленном в 1229 году Смоленском договоре с немцами упоминается иной путь попадания в холопы – совершение преступления. В частности в нём указывается, что князь, разъярённый на русича за конокрадство, поджог и разбой, мог обратить злоумышленника и всю его семью в бесправных членов общества.

Добровольный путь в холопство лежал через продажу себя в рабство хотя бы за пол гривны в присутствии даже одного свидетеля. Иногда, оказавшись в безвыходном положении, родители продавали господам собственных детей, которые хоть и лишались свободы, но получали шанс не умереть с голоду.

По личной инициативе стать бесправным можно было после женитьбы на холопе, а также при поступлении на службу ключником или тиуном.

Холопские разряды

Древнерусский рабский класс в свою очередь тоже представлял собой разнородную среду, разделённую на два разряда – большие и меньшие холопы. В первую категорию невольников входили заведовавшие господскими делами и пользовавшиеся их доверием казначеи, старосты, посельские, тиуны, дьяки, ключники, которые имели возможность содержать собственных холопов. Вторую, более крупную группу составляли чернорабочие, занятые во всех хозяйственных сферах жизни князя.

Рядовичи, за убийство которых взималась вира в 5 гривен, подразделялись на вдачей и закупов, коим не запрещалось подавать в суд на своего работодателя и выступать на нём в качестве свидетеля.

Рядовичи в зависимости от способностей назначались на исполнение сельскохозяйственных операций или становились мелкими административными представителями своих господ.

Отдельную группу зависимых людей составляли изгои, выбывшие из своих прежних свободных классов, но так не нашедшие место в иных социальных слоях. Чаще всего ими становились разбогатевшие и сумевшие выкупить свою независимость холопы, большинство из которых, даже обретя свободу, предпочитало оставаться под властью своего господина.
Источник

Читайте также: