Можно ли делать намаз позже положенного времени

Обновлено: 25.06.2024

Ва алейкум ассалям. Если омовение уже есть, реально сделать, ограничившись арканами и ваджибатами намаза.

Вопрос:

Ассаламу алейкум. Является ли закрывание ступни ног обязательным в намазе в Ханафи мазхабе как у Шафиитов?Слышашал что в Египте женьщины не одивают носки во время намаза.Или это в другом мазхабе? Rashid Musaev

Ва алейкум ассалям. По ханафи ступни не считаются частью аурата ни в намазе, ни перед другими мужчинами.

Вопрос:

Ассаляму алейкум уа рахматуллагьи уа баракятух. Я ханафит, с большим долгом по намазам. Можно ли мне пока восполнять пять фард-намазов, а восполнение витр-намазов оставить на потом?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Да.

Вопрос:

Ассаляму алейкум устаз) действителен ли намаз если его совершают отклонившись от киблы примерно на 10-20 градусов? и можно ли читать намаз с таким джамаатом? 10-20 градусов с таким большим расстоянием это большое отклонение от Мекки. мазхаб Ханафи

Ва алейкум ассалям. Если ты точно знаешь, что есть отклонение, то нельзя. Но если это выяснилось после намаза, то намаз будет действителен.

Вопрос:

Ассаламу алейкум ва рахматуллах. У меня вопрос такого характера. Должны ли мы знать перевод всего того что мы читаем на арабском (то есть понимать о чем речь)? Или достаточно того что это священные суры ? Должны ли мы знать перевод Дуа с арабского?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах. Для большей сосредоточенности и искренности лучше, конечно, знать перевод смысла. Но действительность намаза от этого не зависит

Вопрос:

Ассаламу алейкум. Перечитывать ли фард намазы, которые были прочитаны в облигающих штанах и в одежде с изображением живого? Ханафи

Ва алейкум ассалям. По ханафитскому мазхабу перечитать такие намазы ваджиб.

Вопрос:

ас-саляму алейкум! Вне Халифата закат все равно фард?

Ва алейкум ассалям. Да.

асСаляму 'алейкум Когда в намазе в первом или третьем ракаате встаёшь на кыйам или после первого аттахьиата - как надо вставать? опираясь на руки(ладони или кулаки??) или же опираясь на бёдра(или колени??) И ещё вопрос возник. Вот например совершаю я намаз за имамом - после второго суджда второго ра

Ва алейкум ассалям. По шафии следует опираться на руки и вставать, отрывая от земли колени до рук. По ханафи не следует ни на что опираться.

Вопрос:

Ассаляму алекум ! Можно ли добавить слово в намазе кроме дозволенного. Например: " о Аллаһ прости мои грехи"

Ва алейкум ассалям. После чтения ташаххуда и салавата можно читать дуа на арабском с таким смыслом.

Вопрос:

Ассаляму алейкум устаз. скажите пожалуйста если я читаю намаз имамом, что желательно читать между двумя саджда ? когда сам читаю, говорю Рабби гъфирлии. а с джамаатом не знаю как правильно

Ва алейкум ассалям. Можете то же самое читать, иншаАллах.

Вопрос:

Ассалям алейкум. Вопрос по Мухтарлиль Фатва. Джаназа намаз читается за умалишенным? какие правила погребения, омывания и джаназа намаза есть. Ханафитский мазхаб

Ва алейкум ассалям. Читается. Такие же, как обычно.

Вопрос:

Ассалам аллейкум уа рохматуллахи уа барокатух, Хвала Аллаху, что Он не лишает нас светлых умов и чистых сердец. Устаз, обьясните пожалуйста относительно намазов, во время джума. 2 раката фарда, а что совершается перед фардом и после фарда? Как поступал Посланник Аллаха, мир ему и благословение?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Необходимо совершить 4 ракаата сунны до джума и 4 после.

Вопрос:

Ассаляму алейкум! Считаюсь ли я путником, если я еду на работу, которая находится в 130 км от дома, но я останавливаюсь и живу в течение недели на квартире, находящейся в 70 км от дома и оттуда еду на работу и обратно, а в конце недели возвращаюсь домой?

Ва алейкум ассалям. Нет.

Вопрос:

Ас-Саляму аляйкум. Устаз, нужно ли читать дуа из Сунны о избавлении наказания могилы, в последнем ташаххуде Намаза? Слышал что по Ханафи читают только дуа из Корана в Намазе.

Ва алейкум ассалям. По ханафи можно читать дуа из Корана и Сунны.

Ибн Абидин, 1\523.

Вопрос:

Ассаламу алейкум, устаз. Когда мы идем на саджда, некоторые люди обеими руками поддергивают штаны, что бы удобно было делать саджда, вы наверное поняли о чем речь. Я слышал что такое деяние портит намаз, так как все что делается двумя руками одновременно, портит намаз. Перечитывать ли эти намазы? umirzak nurimzhan

Ва алейкум ассалям. Нет.

Вопрос:

если в намазе ненамеренно решил заново прочесть шахаду в ташаххуде и получтлось что остановился тут: "ашхаду алля иляха". потом заново прочел шахаду. и понял что не там остановил. портится ли намаз изза полученного смысла? джазакумуллаху джаннат

Вопрос:

Ассаляму алейкум уа рахматулахи уа баракатух мне мама не разрешается совершать намаз что мне делать? ?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Делайте намаз там, где вам комфортнее всего его делать, делайте дуа за вашу маму и попробуйте привлечь на свою сторону кого-то из религиозных родственников, чтобы изменить позицию вашей мамы. Пусть Аллах даст вам облегчение.

Вопрос:

Ассаляму аляйкум! Можно ли использовать духи, которые смешаны со спиртом и совершать намаз после их нанесения? Спирт ведь испаряется. И является ли спирт наджасом?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. По шафиитскому мазхабу спирт - это наджаса. Если место было испачкано наджасой и она испарилась, место не очищается от этого, его все равно необходимо омыть. В ханафитском мазхабе это не является наджасой.

Вопрос:

Саляму аляйкум. если минута до конца намаза осталась то утреннюю молитву не успеешь а в остальных намазах главное успеть начать намаз (такбир) и можно продолжить хоть и время другой молитвы пришло?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. По ханафитскому мазхабу, если хоть какая-то часть утреннего намаза выйдет за его время, то утренний намаз не действителен. На остальные намазы это не распространяется.

Вопрос:

Ассаляму алейкум! Тауба обязательно делать 2 раката намаза? Или можно просто дуа? Или сказать астагфируЛлах?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Все вышеперечисленное не является условием тауба.

Вопрос:

Ас саляму алейкум .без причин оставил 3-4 пятничных молитв,что делать каяться перед Всевышним? кафарат нужен может какой не будь?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Сделайте тауба и старайтесь больше не пропускать джума. Пусть Аллах даст вам тауфик.

Вопрос:

Брат если я в течении 6 лет совершал намаз не в ту сторону, а потом узнал что не туда , отклонение было на см 30 надо возмещать в течении 6 лет ? И нельзя ли их не возмещать если знаешь что в ханафи дозволено такое отклонение ? Я даж не знаю сколько надо воз-ть точно , начал в 13 а уже 20 (

Можно взять мнение ханафитского мазхаба

Вопрос:

Разговаривать когда читают азан харам или карахат?

Вопрос:

Шейх ас саляму аляйкум считается ли намаз того, который с закрытым полностью лбом совершает земной поклон aliiev

Ва алейкум ассалям. Если лоб был полностью закрыт, то, по шафиитскому мазхабу, такое саджда не действительно (Анвар аль-масалик, с. 111).

Ассаламу Алайкум! Устаз если в Намазе чихнул, и сказал АлхамдулиЛла, портится ли Намаз

Ва алейкум ассалям. Если человек чихнул и сказал в намазе: "Альхамдулиллях", - то это не нарушает намаз по ханафи (Хашият Тахтави, 1/326) и по шафии (Анвар масалик, с. 122).

Вопрос:

Ассалам аллейкум. 1.Устаз, если во время намаза нарушилось омовение, то выходить с намаза нужно немедленно, из любого положения дав салям? 2.Если при этом ты был имамом, читая намаз с женой, она дальше продолжит читать или будет перечитывать? 3.Если это повторяется часто, лучше совершать раздельно?

Ва алейкум ассалям. Если был джаамат из двух человек: муж и жена - и у мужа случайно нарушилось омовение, то намаз жены нарушается, так как женщина не может быть имамом в намазе и он не может ее поставить вместо себя имамом, а намаз мужа не будет нарушен, и он может пойти совершить омовение, ни на что не отвлекаясь, вернуться и продолжить намаз. Ибн Абидин, 1/613.

Сообщается, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:

Вопрос: Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот-вот начало выходить. Нужно ли ему дождаться пока солнце не выйдет полностью, на высоту копья, или он может сразу же возмещать молитву пока солнце еще не вышло до конца?

Ответ:

Большинство ученых говорят, то, что макрух читать намаз в запрещенные времена (во время восхода солнца, в зените и закате) без причины.

И также: «Масаля: Что касается пропущенных (молитв) то говорит Малик, то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафии.

(У Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна*. Маджмуъ Науауи 3\68).

И говорит Абу Ханифа, то, что не разрешено читать во время запрета.

*[ Смысл: То что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ (омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1\130.

Также сюда подходит хадис:

Бухари (579), Муслим, Абу Дауд (412), Тирмизи (524), Насаи (517), ибн Маджа (1122), Малик, Ахмад

Тут явное доказательство что можно начать намаз до того как взошло солнце утром, и также для того кто упустил аср намаз так что уже солнце начинает садится.

Вопрос: 474. Кто успел совершить один ракаат из намаза Фаджр или 'Аср и других намазов – тот застиг намаз

Вопрос: 475. Если до выхода времени намаза успел совершить меньше чем ракаат

Вопрос: 498. Если проспал намаз или забыл его совершить своевременно

Вопрос: 499. Кто проснулся или вспомнил а намаз уже вышел, нужно ли совершить намаз без отлагательств

Вопрос: Если человек проспал утреннюю молитву, то после того как он проснулся, может ли он совершить сунну утренней молитвы или нет?

Ответ шейха ибн Джибрина:

Вопрос:

Проснувшись на фаджр оставалась где то минут пять до рассвета и боясь что не успею всё сделать и сделать один ракаат чтоб застать молитву не пошел по маленькой нужде, из за этого во время молитвы были позывы по маленькой нужде. Считается ли молитва действительной или нужно переделать молитву? Правильно ли я поступил, и если еще раз будет такая ситуация как нужно правильно поступить?

Ответ:

И намаз достоверный ин ша Аллах в таком случае.

С условием что совершение в таком положении не принесет вреда, а также человек сможет осознавать что он совершает в молитве из обязательных ее составляющих. (аль-фатиха, руку , суджуд и т.д.).

См. Нихаяту ль-Мухтадж уа Хашияту ль-Шабрамальси 2\59\60.

18 Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?

Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!

Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.

Во-вторых, многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется.

Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах.

Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.

Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.

Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.

Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.

Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.

А если вы скажете, то, что можно сделать кыяс (провести аналогию) того, кто специально оставил на того, кто забыл. Мы ответим у кыяса (аналогии) свои шуруты (условия) и арканы (столпы) и самый главный шарт (условие) это причина (`илля), т.е. то на что делается кыяс (аналогия). В этом случае, на что мы должны делать кыяс. Это два разных случая: тот не специально оставил, а этот специально оставил намаз - у них разные причины, здесь нет кыяса!

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

Те ученые, которые обязали человека, оставившего молитву намеренно, возместить её, основывались на суждении по аналогии (кыяс) с человеком, забывшем о молитве или проспавшим её. И если забывший молитву должен возместить её, то в первую очередь её должен возместить тот, кто оставил её намеренно.

Эти ситуации различны. Человек, оставивший молитву, является грешным, а забывший её – нет. Как же мы будем по аналогии судить о грешном и не грешном человеке?

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Это еще притом, что у множества ученых такой человек вообще является кафиром, а кафиру не велено возмещать молитвы.

Примечание.

Вопрос: 476. Если намеренно не совершил намаз так, что его время вышло, можно ли его восполнить


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Нежелательные времена, обстоятельства и места для совершения намазов

В Шариате существуют времена, места и обстоятельства, в которых нежелательно совершать намазы, и в разные времена нежелательно совершать различные намазы, и из-за этого людям трудно все это запомнить. В рамках этой статьи мы постараемся подробно рассказать обо всех нежелательных временах для совершения намазов и об основных местах и обстоятельствах, разбив их на разные группы в зависимости от шариатских решений (хукм), но со сквозной нумерацией.

В самом начале надо указать три времени, в которых нельзя совершить никакой намаз: ни фард, ни суннат, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, и эта нежелательность связана с самим временем[1].

Основа для запрета намазов в это время — хадис, который передается от Укбы ибн Амира аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который сказал:

ثَلَاثُ سَاعَاتٍ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَانَا أَنْ نُصَلِّيَ فِيهِنَّ، أَوْ أَنْ نَقْبُرَ فِيهِنَّ مَوْتَانَا : حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ بَازِغَةً حَتَّى تَرْتَفِعَ، وَحِينَ يَقُومُ قَائِمُ الظَّهِيرَةِ حَتَّى تَمِيلَ الشَّمْسُ، وَحِينَ تَضَيَّفُ الشَّمْسُ لِلْغُرُوبِ حَتَّى تَغْرُبَ.

“Было три времени, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запрещал нам совершать намазы и хоронить наших покойников: при восходе солнца, пока оно не поднимется, во время зенита, пока солнце не начнет отклоняться, и когда солнце приближается к закату до заката[2].

Что касается слов “хоронить наших покойников”, то ханафиты говорят, что в этом хадисе речь идет о запрете совершать похоронный намаз в это время, а само захоронение в это время не считается нежелательным[3].

Что касается мудрости такого запрета, то это времена, в которые некоторые язычники поклонялись солнцу, и, чтобы не уподобляться им, в них не разрешается совершать намаз[4].

Первое из таких времен — это время, которое начинается сразу с окончанием времени фаджра до полного восхода солнца, когда на небе пропадет алый цвет восхода, и эта нежелательность длится 15-20 минут в зависимости от сезона года и местности.

Например, если человек проснулся сразу после окончания фаджра, то он не может восполнить пропущенный им фаджр до окончания нежелательного времени.

Или если человек совершил намаз фаджр вовремя, но хочет восполнить какие-то пропущенные им намазы, то в этот период времени нельзя восполнять другие намазы.

Если человек в этот период зайдет в мечеть, чтобы там почитать Коран или совершать зикр, то он должен сразу сесть, не читая намаз приветствия.

Если человек в этот промежуток времени прочитает аят саджда в Коране, то он не может совершать этот саджда в этот период времени — нужно дождаться когда период этого времени закончится.

Если человек по забывчивости, например, начнет совершать нафиль-намаз в это время, а потом вспомнит, что в это время нельзя совершать намаз, то он обязан прервать этот намаз, а затем обязательно его восполнить вне нежелательного времени, но если он все равно его совершит до конца, то обязанности его восполнять не будет[5], но на такого человека ложится грех, потому что он совершил макрух тахрими.

Второе время, в которое нельзя совершать намазы, — это время зенита, то есть полдень, и до времени начала отклонения солнца от зенита, то есть начало времени намаза зухр.

Соответственно, это тоже где-то 20 минут до начала времени зухра, и нежелательность заканчивается с наступлением времени зухр.

В этот период времени тоже нельзя восполнять фард-намазы или ваджибы и нельзя совершать нафиль-намаз, джаназа и саджда тиляват.

От имама Абу Юсуфа[6] (да помилует его Аллах), передается мнение, что эта нежелательность не касается времени джума, поэтому, по его мнению, человек в пятницу в это время может совершать нафиль-намаз.

Как пишет Ибн Абидин[7], Ибн аль-Хумам в “Фатх аль-Кадир” склоняется к этому мнению Абу Юсуфа[8], и за ним последовал его ученик Ибн Амир аль-Хадж, а также аль-Халяби, Но имам аль-Маргинани[9] указывает на слабость мнения Абу Юсуфа, и то же — в основных матнах мазхаба. И комментаторы “Аль-Хидая” считают это мнение слабым. И поэтому — согласно сильному мнению в мазхабе — даже в пятницу в это время нежелательно совершать нафиль-намаз.

Третье нежелательное время — это время перед закатом, когда на небе начинают появляться признаки приближения заката, и это случается примерно за 30 минут до начала времени магриб, но отличие этого времени от остальных двух — в том, что если человек совершит аср этого дня в это нежелательное время, то аср будет действителен, но на нем будет грех за то, что он отложил аср до этого нежелательного времени[10].

Ханафитские факихи отделяют в этих трех временах начало совершения в них нафиль-намаза, вступление в который будет действительно, как мы писали в примере выше (хотя за это полагается грех, и поэтому если человек прервет такой намаз, то он обязан будет его перечитать, потому что он нарушил желательное поклонение после вступления в него), и вступление в фард- и ваджиб-намазы: за это не только ложится грех в эти времена, но и сами намазы не будут действительны, поэтому если человек в эти три нежелательных времени будет восполнять какой-то фард-намаз или витр, то это восполнение не будет действительным, потому что само вступление в намаз не действительно[11].

В эти три нежелательных времени для намаза: после окончания фаджра, перед началом времени зухра и магриба желательно читать зикр и салават.

И это первая группа нежелательных времен, когда нельзя совершать ни фард, ни када (восполнение), ни ваджиб, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, кроме асра этого дня.

Вторая группа времен — это времена, когда нежелательно совершать нафиль-намаз, но можно совершать фард, ваджиб, джаназа и саджда тиляват, а также восполнять намазы.

Четвертое — это любой нафиль-намаз после начала времени фаджра, кроме двух ракаатов сунны фаджра[12].

Иными словами, как только наступает время намаза фаджр, желательно совершить два ракаата сунны фаджра, а любой нафиль-намаз до фаджра нежелателен, но это не касается восполнения фард-намаза, витра или какого-то другого намаза[13].

Считается что все это время выделено на два намаза: два ракаата сунны и фард фаджра, — и поэтому, какой бы нафиль-намаз ни был совершен до фаджра, он будет автоматически считаться как два ракаата сунны до фаджра. Например, если человек совершит два ракаата приветствия мечети, то автоматически будет считаться, что он сделал два ракаата перед фаджром, поэтому если человек совершил дома с началом наступления времени фаджр два ракаата сунны, а потом пришел в мечеть и джамаат еще не начался, то он не совершает намаз приветствия и сразу садится ждать джамаат.

То же касается ситуации, когда человек совершал тахаджуд, думая, что время фаджра еще не наступило: его тахаджуд будет считаться как сунной фаджра, и заново совершать сунну фаджра будет нежелательно (макрух)[15].

Если же человек совершал тахаджуд, а затем после окончания усомнился, наступило время фаджра уже или нет, то этот тахаджуд не заменит сунну фаджра и эти два ракаата следует совершить[16].

Если человек по каким-то причинам не совершит два ракаата сунны перед фаджром, то после совершения фаджра он не может совершить эти два рааката, потому что в это время уже нежелателен любой нафиль-намаз[17].

Шестое время — после намаза аср. Существует два этапа нежелательного времени после асра: первый этап — сразу после намаза аср, если он был совершен вовремя, только для нафиль-намаза, а далее с приближением заката до самого заката для всех намазов.

Если человек совершит аср вовремя и захочет начать восполнять намазы до наступления времени макрух, то это будет дозволенно.

Седьмое время — до намаза магриб нежелательно совершать нафиль-намаз или какой-то другой намаз, кроме магриба[18], потому что это ведет к откладыванию фарда магриба[19]. Но эта нежелательность — макрух танзихи[20].

Восьмое время — нежелательно откладывать намаз иша до второй половины ночи[21], а остальных намазов это не касается.

Девятое время — нежелательно совершать нафиль-намаз и восполнять фард тому, у кого более пяти долговых намазов (то есть тому, кто не считается сохиб ат-тартиб), когда имам выходит читать хутбу на минбар для пятничного намаза до окончания намаза, потому что слушать хутбу обязательно, а совершение нафиль-намаза будет отвлекать человека от этого[22].

Если человек начал читать намаз до того, как имам взошел на минбар для чтения хутбы, и во время чтения намаза это произошло, то намаз не прерывают, а дочитывают. Если это были два ракаата приветствия мечети или какой-то другой нафиль, то он дочитает эти два ракаата. Если же это были четыре ракаата сунны перед джума, то он дочитает эти четыре ракаата[23].

Десятое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда уже прочитан икамат на пятничный намаз[25].

Одиннадцатое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда имам уже приступил к совершению намаза, кроме сунны фаджра[26]. Если человек начнет совершать нафиль-намаз до этого, даже если начали читать икамат, то это не будет макрухом при условии, что он уверен, что застанет имама в первом ракаате, и он не стоит в общем ряду с молящимися, а совершает нафиль-намаз где-то далеко от рядов[27].

Если человек пришел в мечеть на утренний намаз и не совершал два ракаата сунны перед фаджром, а имам уже начал читать джамаат-намаз, то ему следует совершить сначала два ракаата сунны, а затем присоединиться к намазу при условии, что он уверен, что сможет застать какую-то часть намаза имама[28].

Разница между десятым и одиннадцатым — в том, что во время джума очень много людей, и поэтому человеку нежелательно начинать какой-либо намаз с началом икамата.

Двенадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз до праздничного намаза, будь этот намаз совершен дома или в мечети[29].

Причина нежелательности — в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не совершал в праздничные дни нафиль-намаз перед праздничным. А он всегда стремился совершать желательное поклонение, значит, если он не совершил его в это время, это было сделано намеренно и совершать его нежелательно (макрух)[30].

Тринадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз после праздничного намаза в месте его совершения, но если совершить его дома после возвращения, то в этом не будет нежелательности[31].

Четырнадцатое время — нежелательно (макрух) совершать любой намаз, кроме своевременного фарда, если начинает заканчиваться желательное время этого фард-намаза[32].

Например, человек откладывал намаз аср, и наступило время, близкое к нежелательному, и до его наступления есть только время, нужное на фард: ему будет макрух совершать сначала четыре ракаата сунны перед асром, а потом аср; он должен сразу начать совершать аср.

То же касается восполнения фард-намазов, даже если человек — сохиб ат-тартиб, потому что с приближением окончания желательного (мустахаб) времени для намаза обязательность восполнения намазов до начала своевременного намаза для сохиб ат-тартиб спадает[33].

Если человек уже начал совершать нафиль-намаз, думая, что у него есть еще время, а потом уже в намазе понял, что времени не хватает, то, как и в случае с хутбой в пятницу, намаз не следует прерывать[34].

Еще есть нежелательность, которая связана не со временем, а с обстоятельствами, в которых совершается намаз.

Если человек начал совершать так намаз, то ему следует прервать намаз, а затем совершить его полноценно, даже если он совершает намаз коллективно и даже если он думает, что не сможет совершить его потом коллективно, кроме случая, когда человек боится, что время намаза может закончиться[36].

И не имеет значения, человек начал намаз в таком состоянии или это состояние наступило после вступления в намаз[38].

Шестнадцатое — нежелательно совершать намаз на дороге, по которой ходят люди, потому что это может мешать пешеходам, а общественное благо в приоритете[39].

Есть разные точки зрения насчет того, почему это нежелательно: некоторые сказали, что там кости умерших могли смешаться с почвой, другие сказали, что исток поклонения идолам — создание из могил праведников мест для поклонения, третьи сказали, что это уподобление людям Писания.

Если на кладбище будет помещение для намаза, которое не построено на могилах и где кибла не направлена к могилам, то нежелательности не будет[41]. Если могила находится в стороне киблы, но между молящимся и могилой будет стена, то нежелательности не будет в таком намазе[42].

Восемнадцатое — нежелательно совершать намаз в общественной бане и ванной[43], кроме случаев, когда желательное время заканчивается.

Первая — потому что это места, где обычно есть нечистоты (наджаса), и если какое-то место в ванной помыть и быть уверенным, что там чисто, то нежелательности там совершать намаз не будет.

Вторая точка зрения — это нежелательно, потому что это места обитания джиннов, поэтому, даже если место будет чистым, нежелательность все равно останется.

Девятнадцатое — нежелательно совершать намаз в помещении, в котором над молящимся, или перед ним, или на его одежде есть изображение живого существа. И нежелательно совершать земной поклон на такое изображение[44].

И если изображение будет без головы или настолько маленьким, что его не видно стоящему[46], то нежелательности не будет.

Учитывая разногласия современных ученых насчет фотографий следует проявлять предосторожность и в этом.

Двадцатое — нежелательно совершать намаз в загонах для животных, потому что там обычно всегда нечистоты (наджаса)[48].

Важное правило касательно нежелательного (макрух) в намазе: если это был макрух тахрими, то такой намаз необходимо восполнить единогласно, если время этого намаза не завершилось; а если оно завершилось, то некоторые говорят, что обязательность перечитать все равно остается, а некоторые говорят, что это становится желательным; если же макрух был танзихи, то перечитать намаз желательно[51].

Приветствуем, друзья! На данной странице вы можете найти точное время намаза в Барнауле на сегодня и на любой другой период — день, неделя, месяц и даже год. Намаз — это каноническая молитва и неотъемлемая часть исламской религии.

Так же на нашем сайте реализован метод корректировки времени намаза для высоких северных широт, когда в некоторые дни не наступает ночь. Если это актуально для вашего города, выберите метод корректировки намаза в выпадающем списке.

Включить Тест

  • Время поста сегодня: с 07:30 (конец Сухура) до 17:17 (Ифтар), продолжительность поста: 9:47

Расписание намаза для Барнаула

2022 По Хиджре Фаджр Восход Зухр Аср Заход Магриб Иша Полночь
02.01 29 Джумада аль-уля 1443 07:30 09:40 13:28 15:01 17:17 17:17 19:20 19:20
03.01 30 Джумада аль-уля 1443 07:30 09:39 13:29 15:02 17:19 17:19 19:21 19:21
04.01 1 Джумада ас-сани 1443 07:30 09:39 13:29 15:03 17:20 17:20 19:22 19:22
05.01 2 Джумада ас-сани 1443 07:30 09:39 13:30 15:05 17:21 17:21 19:23 19:23
06.01 3 Джумада ас-сани 1443 07:29 09:38 13:30 15:06 17:22 17:22 19:24 19:24
07.01 4 Джумада ас-сани 1443 07:29 09:38 13:31 15:07 17:24 17:24 19:26 19:26
08.01 5 Джумада ас-сани 1443 07:29 09:37 13:31 15:08 17:25 17:25 19:27 19:27

График за период

С помощью графика вы можете определить и наглядно проследить изменение всех параметров с течением времени; понять в какой период года во сколько светлеет и темнеет; сколько часов длится световой день в Барнауле и как изменяется его продолжительность (длина или долгота).

Мусульманский календарь праздников на 2022 — 2023 год

Мусульманский (или исламский) календарь — это лунный календарь, который используется в исламе для определения дат мусульманских праздников. Он основан на лунных циклах и ведет отсчет от даты переселения первых мусульман и пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Эту дату называют Хиджра, а сам мусульманский календарь — календарем Хиджры (араб. ат-таквиму-л-Хиджри). В сочетании с таблицей времени намаза, он поможет узнать, когда следует совершать мусульманский пост.

В таблице ниже приведены дни мусульманских праздников по Хиджре на 2022 — 2023 год: Курбан-байрам, Ураза байрам, день Арафат, ночь предопределения, Рамадан и другие. День, месяц и год по мусульманскому календарю: сегодня 2 января 2022 . Так же, тут отражено, в какое время совершать пост во время праздников.

Читайте также: