Какие права обеспечивает новый закон

Обновлено: 30.06.2024

Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами
1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.

А.Ш. Новый закон закрепляет что? Все последние изменения. Они были удачны, они улучшили состояние системы образования? Нет, ни по одному разумному показателю, следовательно, новый закон принимается именно для закрепления нисходящего тренда в образовании.

2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.

А.Ш. А это пустой звон. Если закон закрепляет падение уровня образования, то какая радость гражданину от выстраивания отношений с институтами образования (могли бы писать яснее, какие институты имеются в виду).

3. Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.

А.Ш. Да, закон не писали иностранные граждане, но он написан не в интересах граждан России. А в интересах управляющей элиты, боящейся своих образованных граждан.

В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ НОВОГО ЗАКОНА ОТ СТАРОГО?

Ответ. Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.
Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

КАКИЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛУЧАТ УЧАЩИЕСЯ, У РОДИТЕЛИ И ВСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОВОГО ЗАКОНА?
Ответ.

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.
4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

КАКИЕ ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ НОВЫЙ ЗАКОН?
Ответ.
• Право каждого на образование.
• Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
• Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
• Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

А.Ш. Принятие закона, в котором не конкретизированы обязательства государства перед образовательной сферой, делают все девять пунктов и перечисленные права благими пожеланиями и демагогией.

БУДЕТ ЛИ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, но и воспитывать?

Ответ. Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНЫМ?

Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

А.Ш. Да оно останется бесплатным, именно в рамках ФГОС, цель которых как раз и заключается в снижении обязательного общедоступного образования! А вот хватит ли этого бесплатного образования, чтобы учиться в вузе, мы скоро узнаем.

Ответ. Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).
При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
• прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
• обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
• преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

Категории граждан, которые смогут воспользоваться льготами
1. Дети-инвалиды и инвалиды
I и II групп (они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки).
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготови¬тельных отделениях государствен¬ных вузов или преимущественное право зачисления).
3. Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приеме в вузы.

БУДЕТ ЛИ СПОСОБСТВОВАТЬ НОВЫЙ ЗАКОН ПОВЫШЕНИЮ СТАТУСА ПЕДАГОГА?

Ответ.
Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль¬ной поддержки.
Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.

А.Ш. Об особом статусе учителя говорил ещё дедушка Ленин, но какой статус будет иметь учитель, если он оказывает образовательные услуги, если его самого будут подвергать стандартизации? Большего унижения для учителя придумать трудно. Новый закон лишает статуса даже успешно работающие школы, которые могли бы стать точками роста возрождающегося образования в России. Но писателям закона никакой рост не нужен, им нужны не творцы, а стандартизированные учителя. Так что обещание особого статуса не убедит даже доверчивых.

КАКИЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ПОЛУЧАТ ПЕДАГОГИ?
Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона). В соответствии с новым законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:
Общее образование:
• дошкольное образование;
• начальное общее образование;
• основное общее образование;
• среднее общее образование;
профессиональное образование:
• среднее профессиональное образование;
• высшее образование — бакалавриат;
• высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации

А.Ш. Государство перекладывает заботы об образовании на регионы, снимает всякие обязательства об объемах финансирования (процент ВВП)… Вводит НСОТ именно для того, чтобы сэкономить на оплате труда… И это называется гарантии?

Почему в новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем?

Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использова¬ние дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий.

А.Ш. А вот и подтверждение тому, что закон написан не для школ, а для чиновников, для удобства их работы — им плевать на последствия принятия их закона. Россия ещё заплатит за этот чиновничий произвол, поддержанный ЕР и ЛДПР. Авторы закона должны понимать, что мы знаем, кто это сделал, они ответят за всё. Каким образом многообразие типов школ мешало развиваться новым формам обучения? А вот каким. Пока были лицеи, гимназии, … ищущим родителям было куда вести своих детей. Когда асфальтовый каток закона уничтожит упомянутые выше точки роста, то родителям некуда будет вести своих детей, некоторые из них пойдут во всякие новые образовательные организации, вроде некоторых нынешних вузов, которые не учат, а фактически продают дипломы. Вот тут их и встретят бизнесмены от образования…

Президент Российской Федерации Д. Медведев 30 апреля 2010 г. подписал ПЕРЕЧЕНЬ ПОРУЧЕНИЙ, среди которых были:

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по развитию при ведущих университетах школ и специализированных общеобразовательных центров для одаренных детей и молодежи, в том числе использующих электронные образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии.

Срок – 15 ноября 2010 г. Oтветственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральныхокругах и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации проработать и представить предложения по созданию в федеральных округах президентских лицеев.

Срок – 15 ноября 2010 г. Ответственные: Путин В .В., полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Поручения не выполнены не потому, что для их выполнения было мало времени или средств. Можно было хотя бы начать движение в нужном направлении, но этого не произошло по политическим мотивам: управляющая элита, знающая, что её политика не отвечает интересам российского общества, испугалась перспективы увеличения доли критически мыслящих людей в российском обществе, что опасно для клептократической власти.

Прошёл год. Теперь славные традиции оказались без надобности! С кем Президент В.Путин собирается сокращать техническое и технологическое отставание России? Или уже не собирается?

Пока никто не знает, как сложится 2021 год, что будет с пандемией, вакциной, господдержкой и бизнесом. Но некоторые нововведения уже точно заработают: они коснутся пенсионеров, родителей, вкладчиков, предпринимателей, активистов, абитуриентов, работников, путешественников и владельцев жилья.

Основные изменения

Вот что нужно знать о новых законах, которые уже подписаны и заработают в январе 2021 года.

Повышение МРОТ

В 2021 году минимальный размер оплаты труда вырастет на 662 Р и составит 12 792 Р . МРОТ влияет на некоторые пособия и минимальную зарплату за полный месяц.

Налог на вклады

С 2021 года процентный доход по вкладам будет облагаться НДФЛ по новым правилам. С той части, что превышает лимит с учетом ставки ЦБ, нужно будет платить 13%. Лимит считается по такой формуле: 1 000 000 Р × ставка ЦБ. Все, что больше этой суммы, облагается НДФЛ.

На 1 января 2021 года ставка ЦБ составит 4,25%. Значит, необлагаемая сумма дохода по вкладам — 42 500 Р . Если заработали на процентах больше, поделитесь с государством. Если ставка по вкладу меньше 1%, такой доход в расчете не учитывается.

Чтобы не пришлось платить НДФЛ с дохода по вкладам под 4%, их общая сумма должна быть не больше 1 062 500 Р . Эти правила действуют только для доходов начиная с 2021 года. Сумму к уплате считает налоговая инспекция, внести деньги нужно будет до 1 декабря следующего года — в 2022.

Прогрессивная ставка НДФЛ

Теперь с дохода более 5 000 000 Р в год нужно платить налог по повышенной ставке — 15%. В составе лимита будут учитываться разные суммы доходов. Если общая налоговая база больше 5 млн, НДФЛ составит 650 000 Р плюс 15% от превышения. Было бы даже неплохо зарабатывать 430 000 Р в месяц и платить при этом на 267 Р больше — именно такой будет месячная переплата с учетом новой ставки.

Если доход меньше 5 млн в год, ничего не поменяется.

Материнский капитал

В 2021 году маткапитал вырастет на 3,7%. При рождении первого ребенка можно использовать 483 881,83 Р , при рождении второго — 639 431,83 Р . Доплата за второго ребенка составит 155 550 Р .

Индексируется только неиспользованная сумма. Если сертификат выдали в 2020 году, а распоряжаться маткапиталом семья будет в 2021, она получит повышенную сумму. Если использована часть маткапитала, остаток тоже проиндексируют.

Еще в 2021 году сократятся сроки оформления маткапитала: сертификат выдадут за 5 рабочих дней, а заявление о распоряжении рассмотрят за 10 дней.

Повышение пенсий и пенсионного возраста

В январе 2021 года страховые пенсии по старости вырастут на 6,3%. Средняя пенсия снова увеличится примерно на тысячу и теперь составит 16 500 Р .

В 2021 году пенсионный возраст для женщин — 58 лет, для мужчин — 63 года. Но во второй половине 2021 года право на пенсию возникает у женщин в 56 лет и 6 месяцев и у мужчин в 61 год и 6 месяцев, потому что для них пока установлен переходный период.

Если в 2021 году мужчине исполняется 60 лет, по старым правилам он мог бы выйти на пенсию. Но теперь право на нее он получит только в 63 года — в 2024 году.

Фиксированная выплата составит 6044,48 Р , стоимость одного пенсионного балла — 98,86 Р . Чтобы выйти на пенсию, теперь нужно накопить 12 лет стажа и 21 балл.

Отмена ЕНВД

С 2021 года в России больше нет единого налога на вмененный доход. Предпринимателям нужно использовать другие системы налогообложения: общую, упрощенку, патент или налог для самозанятых.

Расширение ПСН

Патентная система налогообложения тоже изменится с 2021 года. Теперь этот спецрежим можно применять для автостоянок, мойки машин, услуг по уходу за домашними животными, печати визиток, типографий. Площадь зала для торговли и общепита увеличена с 50 до 150 м². В аренду можно сдавать не только свои, но и арендованные помещения. А вот для оптовой торговли патент не подойдет.

Стоимость патента можно будет уменьшать на страховые взносы за себя и работников. Условие, что потенциальный доход ограничен 1 млн рублей, больше не действует: региональные власти могут установить любой лимит дохода. Налоговый период теперь — календарный месяц.

Повышение лимитов дохода для УСН

Право на применение упрощенной системы налогообложения будет утрачиваться при доходах более 200 млн рублей, а не 150 млн, как раньше. А максимальную численность повысили со 100 до 130 человек.

Но при доходах более 150 млн и численности свыше 100 человек придется применять повышенную ставку: 8% с доходов или 20% с доходов за вычетом расходов. Если доходы или численность стали больше в первом квартале, повышенная ставка применяется весь год. В остальных случаях повышенная ставка применяется к разнице между базой за отчетный период и базой за период до квартала, когда случилось превышение.

Удаленная работа

В 2021 году начнут действовать новые правила удаленной работы: нормы трудового кодекса на этот счет стали точнее, заодно появились новые причины для увольнения. Теперь перевести работника на удаленку можно даже без его согласия, а уволить — уже за то, что он на удаленке два рабочих дня не выходил на связь. Трудовую книжку можно вести по желанию работника, а за использование оборудования — например компьютера и принтера — он может требовать компенсацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

ВОПРОС: В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

ОТВЕТ: Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательногопроцесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным.

Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

ВОПРОС: Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

ОТВЕТ:

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. 2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. 3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях 4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования. 7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов 8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей. 9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

ВОПРОС: Какие права обеспечивает новый закон?

ОТВЕТ:

* Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

* Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

* Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

ВОПРОС: Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

ОТВЕТ: Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

ВОПРОС: Останется ли общее образование бесплатным?

ОТВЕТ: Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

ВОПРОС: Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы? ОТВЕТ: Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:

- прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний; - обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении; - преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

ВОПРОС: Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?

ОТВЕТ: Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность.

ВОПРОС: Какие гарантии по оплате труда получат педагоги? ОТВЕТ: Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона).

ВОПРОС: Какие уровни образования включает новый закон? ОТВЕТ: В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням:

Общее образование: - дошкольное образование; -начальное общее образование; -основное общее образование; -среднее общее образование;

Профессиональное образование: - среднее профессиональное образование; - высшее образование —бакалавриат; - высшее образование —специалитет, магистратура; - высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

ВОПРОС: В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

ОТВЕТ: Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательногопроцесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным.

Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

ВОПРОС: Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

ОТВЕТ:

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. 2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. 3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях 4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования. 7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов 8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей. 9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

ВОПРОС: Какие права обеспечивает новый закон?

ОТВЕТ:

* Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

* Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

* Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

ВОПРОС: Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

ОТВЕТ: Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

ВОПРОС: Останется ли общее образование бесплатным?

ОТВЕТ: Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

ВОПРОС: Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы? ОТВЕТ: Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:

- прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний; - обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении; - преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

ВОПРОС: Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?

ОТВЕТ: Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность.

ВОПРОС: Какие гарантии по оплате труда получат педагоги? ОТВЕТ: Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона).

ВОПРОС: Какие уровни образования включает новый закон? ОТВЕТ: В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням:

Общее образование: - дошкольное образование; -начальное общее образование; -основное общее образование; -среднее общее образование;

Профессиональное образование: - среднее профессиональное образование; - высшее образование —бакалавриат; - высшее образование —специалитет, магистратура; - высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).

Читайте также: