Какие права лежат в основе референдума

Обновлено: 19.05.2024

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.

В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

Предметом конституционногореферендума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции.

Предметом законодательногореферендума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

Международно –правовойреферендум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

Административныйреферендум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.) Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено. Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силырешения, принятого на референдуме, различаютконсультативный и императивный (обязательный) референдумы.

Консультативныйреферендум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

Решения императивногореферендума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся наобязательные и факультативные.

Обязательныйреферендум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения.

Факультативныереферендумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сферереферендумы делятсяна общегосударственные, региональные и местные.

В общегосударственномреферендуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации.

Местныереферендумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.

Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия.

В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 5. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Референдумы и их формы.

В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на:
-конституционные;
-законодательные;
-по международным вопросам;
-по административным вопросам.
По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:
-консультативные;
-"дозаконодательные";
-совещательные;
-"послезаконодательные";
-ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными.
Инициаторами проведения референдума могут выступать
-государственные органы;
-избиратели.
С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка.
Термин "референдум" (от латинского "referendum"- то, что должно быть сообщено).
Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.
В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса
Принятое решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом
Решение может приниматься
-посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос;
-посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко).
Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского "plebiscitum" - решение народа).
С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы.
С точки зрения стиля - плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.
Иногда в литературе - всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.)
Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.
В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт именуется консультативным референдумом.
Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г. - "народный опрос" как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов.
Бразильская Конституция (ст.14) - среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит ст.49 (п. XV). Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит - решающий.
В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей. Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.
Референдум может быть использован
-как противовес представительной демократии;
-как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему.
Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект. Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.

Выводы:
Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:
-выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;
-до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.
При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта Конституции.

Право на участие в референдуме.

В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом. Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах.
Например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет".
Голосование на референдуме равное.
Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, см. ч.1, ст.5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.
Аналогично с правилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме .
На референдуме голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него.
Голосование является тайным.

Предмет референдума:
Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования.

Референдумы делятся на:

1.Факультативный
- назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.
Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.
В некоторых странах устанавливаются ограничения
Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.
См.: §46, ч. 6 Конституции Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)
2.Обязательный
- абсолютный
-относительный
Например, в Конституции Испании ст.151,ч.2 "что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов".
Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти
Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.
В первом случае - это абсолютно-обязательный референдум
Во втором случае - относительно обязательный.
3. Отменительный
(народное вето), т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента.
См. Конституцию Италии
Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)
В большинстве случаев местные референдумы факультативны
Предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы
Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:
1)об объединении и разъединении общин;
2)об образовании новой общины;
3)о создании местного представительного органа и о его разделении;
4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.
Не могут выноситься на референдум:
1)о бюджете;
2)о местных налогах;
3)о кадровых вопросах
Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное
Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

Процедура референдума

Инициатива и назначение принадлежит:
-главе государства;
-парламенту;
-иногда обоим органам;
-правительству;
-группе депутатов парламента;
-региональным органам власти;
-группе избирателей.
Право инициативы дает возможность:
-принятия государственных решений и придания им особого авторитета;
-оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.
Референдум по инициативе группы избирателей - петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким) например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:
-общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);
-в ч. 1 §30 - президент республики пользуется правом этой инициативы;
-Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.
Инициатор:
-представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);
-Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;
-положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).
Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.
-Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150000 избирателей.
-По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.
-В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.
Организация референдума:
Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:
-производство по референдуму подчинено избирательному праву;
-права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;
-избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;
-СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам;
-льготный тариф для почты;
-агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;
-в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;
-голосование осуществляется официальными бюллетенями;
-проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;
-итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;
-протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:
1.о недопустимости протеста;
2.о действительности голосования и объявлении его результатов;
3.о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;
4.о недействительности голосования.
Формула референдума

Виды:

1.Обращенный к голосующим вопрос.
Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.
Ответ должен быть "да" или "нет".
2.Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).
Может быть предложено:
-отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;
-ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);
-положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование).
Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:
1.предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;
2.предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;
3.какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.
Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.
Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.
Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.
В Австрии - единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

Правовые последствия референдума.

Практически речь идет:

1.О юридической силе акта, принятого путем референдума.
-Если речь идет о Конституции, проблем нет - она обладает высшей юридической силой;
-Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.
2.О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.
-По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.
-Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.

Выводы:

По правовым последствиям референдумы могут быть консультативного, "дозаконодательного", совещательного и "послезаконодательного" ратифицирующего характера.
Референдумы бывают обязательными и факультативными. Инициаторами их проведения могут выступать государственные органы или избиратели.
С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.

Можно ли организовать референдум?

АВН предполагает принять его через референдум. На том же референдуме предполагается дополнить Конституцию РФ статьей 138.

Сразу же скажу - этот путь противоречит действующему законодательству РФ.
Чтоб ход мыслей юриста был максимально ясен читателям, в большинстве своём не имеющим юридического образования, изложу его в вопросах-ответах:

Не в их компетенции

Мне уже приходилось писать, что не только по нашему, АВН, мнению, но и по мнению интересующихся этим вопросом специалистов, вся эта возня с этим тройным изменением закона о референдуме в период, когда ни одного референдума не было проведено, можно объяснить только попытками затруднить проведение референдума именно по закону, предлагаемому АВН. Те, кто с этим не согласен, обязан указать другие причины этой законодательной возни, то есть, указать, какой еще вопрос в эти 17 лет предполагалось вынести на референдум, чтобы он мог вызвать такую беспрецедентную возню Думы и Президента с ни разу не работавшим законом? Вы не вспомните, поскольку никуда дальше вынесения на референдум вопроса о годовом бюджете, оппозиционная мысль за это время не ходила.

Ну, ладно, теперь о лжи и подтасовке моего оппонента, хотя они и не имеют для АВН какого-либо значения.

Хорошей аналогией в данном случае является порядок регистрации церковного брака. Церкви, условно скажем, богом дано право разработать порядок венчания жениха и невесты: когда со свечкой стоять, когда, кому и какие слова говорить, когда вокруг аналоя ходить. Но Церкви не дано право определять, какая невеста жениху подходит, а какая – нет. Более того, у Церкви даже больше прав в этом вопросе оформления брака, чем у государственной власти России в вопросе референдума. Церковь в некоторых случаях имеет право отказаться венчать (кровное родство или кто-то из супругов уже состоит в браке), а государственной власти России Конституция России не делает даже намека на права в вопросах, выносимых на референдум. Государственная власть подло попрала Конституцию и незаконно расширила свои права в законе о проведении референдума – это факт, как пишет мой оппонент, понятный даже не юристу.

(Строго говоря, Дума должна была сначала провести антиконституционное действие – вписать в Конституции право какого-либо государственного органа определять, какие именно вопросы на референдум не выносятся, а только потом продублировать их в законе).

Но давайте закроем на это глаза и прочтем дальше то положение статьи 6 закона о референдуме, которое процитировал мой оппонент. В ней сказано о запрещении выносить на референдум вопросы, отнесенные к компетенции федеральных органов государственной власти. Мой оппонент утверждает, что так накануне решил Конституционный суд. Компетенция – это весь круг полномочий, и Конституционный суд даже в своем заведомо неправосудном Постановлении запрета ставить на референдуме вопросы, находящиеся в компетенции государственной власти, не согласовывал! Он в своем Постановлении считает невозможным проведения референдума по вопросам входящим не в компетенцию, а в прерогативы органов власти. А прерогатива это – исключительное право, а не весь круг полномочий! Ведь если толковать закон о референдуме так, как его толкует мой оппонент, то есть, что он, якобы, запрещает выносить на референдум вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти, то никакой референдум становится невозможен, поскольку все вопросы входят в компетенцию органов государственной власти. Конституционный суд до такого фашистского маразма все же не дошел.

Вот это прерогатива Думы, это вопросы ее исключительной компетенции – никакой другой орган государственной власти эти вопросы решать не вправе. Примерно таким же по объему, но других вопросов, является список вопросов исключительной компетенции Совета Федерации и Президента.

Принятие законов, как таковых, не является прерогативой и в исключительную компетенцию ни одного органа государственной власти не входит!

Участие в законотворческом процессе входит просто в компетенцию (в полномочия) Думы, но не является ее прерогативой (исключительным правом). Поскольку законы, принятые Думой, не вступают в силу после принятия их Думой, а сначала их согласовывают Совет Федерации и Президент, а без подписи президента они не публикуются, а без публикации – не вступают в законную силу. (В этом, между прочим, их отличие от законов, принятых на референдуме, - последние вступают в силу сразу).

Отвлечемся. Надо вспомнить, что после расстрела Верховного Совета, у США в России оставалась единственная надежная шестерка – Ельцин. Поэтому американцы и писали текст Конституции России под него, поэтому его назначили в тексте Конституции ее гарантом, поэтому и дали Президенту право в случае конфликта с Думой тормозить принятые ею законы, поэтому и дали не Думе, а ему право назначать референдум. И дали это право именно поэтому – чтобы Президент мог протолкнуть нужный себе закон через референдум, если в Думе окажется слишком много честных людей.

Между прочим, принятие такого закона, как Конституция в целом, это прерогатива и исключительная компетенция народа, а не государственных органов власти. Если бы юристы были не такие умные, поменьше употребляли иностранные слова, а побольше русские, то вся данная ситуация была бы более понятной не только обществу, но и им самим. Однако об этом позже.

Сейчас же о том, что Назаров нас уверяет, что закон о референдуме и Конституционный суд запретили выносить на референдум законы. Фашистам так просто верить нельзя – их нужно проверять!

На самом деле Конституционный суд в помянутом Постановлении рассматривал вопрос не о праве ставить на референдуме проекты законов, как таковых, а конкретное дело о постановке на референдум вопроса, касающегося закона о бюджете. И в своем Постановлении Конституционный суд вписал (выделено мною):

Чтобы не оставалось неясностей в вопросе референдума, я хочу продолжить статью темой – имеет ли право народ решать на референдуме какие угодно вопросы? Безусловно, да!

Однако, сначала не об этом. Да, народ – хозяин страны, да, он решает вопросы на референдуме. Но выносит на референдум вопросы не народ, а всего лишь инициативная группа. Да, народ - хозяин страны, но ему принимать вопросы на референдуме очень не просто – люди не в состоянии каждую неделю голосовать на референдуме, да еще и обдумывая вопросы на государственном уровне. Именно поэтому народ за свои деньги нанял себе слуг – государственные органы, - и в Конституции поручил им решать вопросы за себя – от своего имени. И инициативной группе для того, чтобы выносить на референдум вопрос, для решения которого народ и нанял слуг, нужно иметь очень веские основания. Скажем, кому-то не нравится премьер-министр, а не нравится он очень многим. Ну и что? Хозяин поручил назначение премьер-министра своим слугам – Президенту и Думе. Какого черта народу самому голову ломать, кому быть премьер-министром? Мало этого, вопрос назначения премьер-министра народом, снимает всю ответственность за состояние страны с Президента и Думы, поскольку как вы с них потребуете отвечать за результаты работы правительства, если народ назначил им в работники бездельника или тупицу? Как вы потребуете с правительства отвечать за нищенское состояние здравоохранения или армии, если не правительство, а народ будет формировать бюджет?

Но обратите внимание – формулировка вопроса это не содержание вопроса! Формулировка вопроса относится не к содержанию, а к порядку проведения референдума, как в армии – нарушение формы одежды это нарушение порядка несения службы, а не содержания несения службы.

Получается, что с одной стороны никакие государственные органы не вправе вмешиваться в содержание вопроса, который выносится на референдум, а с другой стороны, недопустимо выносить на референдум вопросы в такой формулировке, которая внесет в Конституцию противоречия. Как же быть?

Ведь что такое выносить на референдум вопрос в такой форме, которая вносит в Конституцию противоречия? Это получить не соответствующий Конституции (если будет принят) федеральный закон.

А что такое отказ ЦИКи выносить на референдум вопрос (возможный федеральный закон) по причине не соответствия его исключительным компетенциям государственных органов, определенных Конституцией? Это толкование Конституции – определение того, что именно Конституция отнесла в исключительную компетенцию государственных органов, а что их компетенцией не является..

Причем, ЦИКа, толкует Конституцию самостоятельно и, даже если бы ЦИКа захотела, то не смогла бы обратиться к тому, кому народ в Конституции поручил толковать Конституцию, - в Конституционный суд, поскольку, повторю, Конституция не знает никакой ЦИКи и, естественно, не дала ей права обращения в этот суд.

Предположим, что у нас честные, исполняющие Конституцию и этим служащие народу члены государственной власти и судов. Как бы в этом случае проходило проведение референдума?

Кто в России по Конституции отвечает за назначение и порядок проведения референдума? Президент. Следовательно, инициативная группа, сформулировав вопрос, обязана обращаться к нему. А если Президент считает, что вопрос сформулирован так, что он внесет в Конституцию противоречия и поэтому не соответствует ей, то что тогда? Тут два варианта.

Первый. Инициативная группа может согласиться с Президентом и изменить формулировку вопроса. Скажем, на референдум будет поставлен вопрос о выборе судей всеобщим голосованием и на определенный срок. Но по действующей Конституции они назначаются президентом (нарушаются его прерогативы), и если оба эти положения будут действовать, то какие судьи будут законными? Противоречие очевидно. Инициативная группа может изменить формулировку вопроса - дополнить вопрос референдума упразднением положений Конституции о назначении судей и их несменяемости. Противоречие будет устранено, и Президент обязан будет организовать проведение процедур подготовки и проведения референдума.

Второй вариант. Президент считает, что формулировка вопроса не соответствует Конституции, а инициативная группа считает, что соответствует. В вопросе толкования Конституции, у Президента и граждан равные права, вернее, равное отсутствие прав, поскольку ни Президенту, ни инициативной группе Конституция не дала прав толковать себя. Как быть?

Это не безобидноЗакончу эту работу объяснением, почему я уверен, что судьям Конституционного суда еще предстоит ответить за это свое Постановление № 3 от 21 марта 2007 года. Дело в том, что в резолютивной части Постановления они извернулись и не стали говорить, о праве государственных органов запрещать вынесение на референдум не нравящихся государственным органам вопросов, однако в мотивировочной части написали об этом прямо.

А если спросить, что каждый из нас понимает под захватом власти, то, в подавляющем числе выяснится, что это нечто вроде киргизского варианта – смещение президента и разгон парламента некими лицами. Так вот, Конституция России в первую очередь, имеет в виду не это.

Вот процитирую вместе положения статьи 3 и статьи 11 Конституции:

Одной из форм реализации граждан на право в выражении своего мнения и участии управления государством в Российской Федерации является референдум. Поговорим более подробно о том, кто назначает референдум в РФ, как его проводят и что он из себя представляет.


Кто назначает референдум в РФ?

Понятие и история

Понятие

Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.

Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:

  • независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
  • полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • независимость России при общении с другими государствами.

По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.

Ст. 3 Конституции РФ

Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:

  1. Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
  2. Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.

Справка. Что же такое референдум? Действующее российское законодательство до 2002 года не содержало его определения. Однако с принятием Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ под ним стали понимать форму демократии, представляющую собой непосредственное волеизъявление граждан государства по определенным вопросам в виде голосования, которая может быть проведена на общегосударственном, региональном или муниципальном уровнях.


Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах

История в современной России

Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.

Справка. Впервые на территории нашей страны его провели 17 марта 1991 года. Тогда еще существовал СССР. Вопрос, поставленный перед голосовавшими, заключался в решении о сохранении единого государства или отделении союзных республик от РСФСР. Интересно, что действующим на тот момент советским законодательством процедура предусмотрена не была.


Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года

После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.

На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.


Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года

Какие вопросы решают на референдуме

  • принятие проекта новой Конституции;
  • принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном голосовании.

Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:

  • о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
  • любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.

Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.

Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:

  • отстранение губернатора или продление его полномочий;
  • досрочные выборы губернатора;
  • о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
  • об изменениях регионального или местного бюджета;
  • о выборах региональных или местных депутатов;
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.

Кто может инициировать

Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:

  • совершеннолетним;
  • полностью дееспособным.

Таблица. Состав инициативной группы и её численность

УровеньГруппа
1Общая группа – требования к количеству не предъявляются
2Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая

При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.

Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:

  • двадцать человек для регионального референдума;
  • десять человек для муниципального референдума.

Кроме того, инициатива может исходить от:

  • конституционного собрания;
  • органов госвласти федерального уровня.


Заседание Госдумы РФ

Что происходит дальше

Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.

  • назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на голосование. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
  • происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на голосование, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
  • после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;


Заседание избирательной комиссии региона

  • после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное голосование проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;


Для проведения референдума необходимо собрать подписи

  • когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
  • предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
  • если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;


Заседание Центризбиркома РФ

  • Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
  • если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
  • Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.


Агитация

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).


Встречи с гражданами в период агитации

Кто несет расходы

Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение голосования финансируется из Федерального бюджета.


7 референдумов, изменивших Европу

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Справка. Как и в ходе выборов, голосование проводят в приспособленном для этого помещении. Оно обязательно должно быть оборудовано закрытыми кабинами. Для выражения своего волеизъявления гражданам предоставляют бюллетень.

Он должен содержать следующие реквизиты:

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.


Бюллетень референдума 1993 года


Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.


По завершении голосования проводят подсчет голосов

Подведем итоги

О том как осуществляется назначение выборов Президента РФ вы можете узнать, прочитав статью на нашем портале.

Видео — Выборы и референдум

Читайте также: