Какие права имеет пассажир в случае опоздания на свой самолет из за предполетного досмотра

Обновлено: 04.07.2024

Я собираюсь в поездку по России и переживаю, что могу опоздать на самолет. Подскажите, что делать, если это все-таки произойдет, и вернут ли деньги за билет?

Вы не указали условия перелета, поэтому рассмотрим все возможные варианты. Чтобы ответить на ваш вопрос, надо разобраться, по какому тарифу вы купили билет, есть ли на маршруте пересадка и что стало причиной опоздания. Расскажу обо всем по порядку.

Как проверить, по какому тарифу куплен билет

Информация о тарифе обычно указана в маршрутной квитанции. Еще ее можно посмотреть на сайте перевозчика — для этого нужно ввести номер бронирования в специальное окно.

Есть три категории тарифов.

Дешевые невозвратные билеты. Их возвращают до вылета только по веской причине или в случае форс-мажора, например из-за болезни. Подробнее об этом расскажу дальше.

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 11 230 Р Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 Р
Возвратный со сборами 12 980 Р Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 Р , возврат до вылета — 2600 Р , после вылета возврат запрещен
Возвратный 17 980 Р Обмен и возврат до и после вылета без доплаты

Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 Р , возврат до вылета — 2600 Р , после вылета возврат запрещен

Стоимость перелета S7 из Москвы в Сочи по разным тарифам

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 11 128 Р Обмен до вылета — 3000 Р , после вылета обмен запрещен
Возвратный со сборами 13 378 Р Обмен до вылета — 1500 Р , возврат до вылета — 2000 Р , после вылета обмен и возврат запрещены
Возвратный 20 978 Р Обмен до и после вылета без сборов, возврат до вылета без сборов, после — частичный возврат без сборов

Обмен до и после вылета без сборов, возврат до вылета без сборов, после — частичный возврат без сборов

Стоимость перелета Utair из Москвы в Сочи по разным тарифам

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 6585 Р Обмен до вылета — 3000 Р , после вылета обмен запрещен
8385 Р Обмен до вылета — 2000 Р , после — 6000 Р
Возвратный со сборами 10 885 Р Обмен до вылета — 2000 Р , после — 6000 Р , возврат до вылета — 2000 Р , после вылета возврат запрещен
Возвратный

Обмен до вылета — 2000 Р , после — 6000 Р , возврат до вылета — 2000 Р , после вылета возврат запрещен

Если билет невозвратный, то пассажир вправе потребовать неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций. К ним относятся, например, аэропортовые сборы. Но на практике сделать это сложно: авиакомпания вряд ли станет их возвращать, а судиться из-за небольших сумм мало кто хочет. Например, в Шереметьеве сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутреннем рейсе — 152 Р за одного пассажира.

У авиакомпании Utair даже самый дорогой билет можно вернуть только со сбором 2000 Р . Подробная информация есть на сайте перевозчика

Что делать, если летите с пересадкой

Если летите с пересадкой, все зависит от того, как вы купили билет: одним бронированием или разными.

Одно бронирование. В этом случае за стыковку отвечает авиакомпания. Когда в билете указаны два перевозчика, это значит, что они сотрудничают друг с другом. Допустим, рейс первой авиакомпании задержали, и турист опоздал на второй самолет. Тогда первая авиакомпания, которой он летел, должна решить проблему. Она выдаст клиенту новый билет или отправит в пункт назначения другим видом транспорта, например автобусом.

Для этого надо связаться с перевозчиком. Информация о том, как это сделать, обычно есть на сайте аэропорта. Еще можно позвонить по телефону горячей линии или обратиться на стойку информации в аэропорту. Там подскажут, что делать дальше и где искать представителя перевозчика.

При опоздании на стыковку по вине авиакомпании у пассажира такие же права, как и при задержке рейса. В России через 2 часа ему должны выдать напитки, через 4 — горячее питание, а на ночь разместить в гостинице.

Два бронирования. То есть пассажир сам подобрал стыковку и купил два разных билета одной или нескольких авиакомпаний. Если первый рейс задержат и он опоздает на второй, авиакомпании ему ничего не должны.

Если сомневаетесь, сколько времени нужно на стыковку, перед покупкой билета зайдите на сайт аэропорта или авиакомпании. Там есть информация о пересадках.

Имеет ли значение причина опоздания

Иногда можно рассчитывать на то, что стоимость билета возместят, даже если тариф невозвратный. Например, если пассажир не успел на следующий самолет по вине авиакомпании или если его необоснованно долго досматривали, запрещенных предметов не нашли, а самолет улетел. Такой возврат называется вынужденным.

Чтобы вернуть деньги, подайте заявление в авиакомпанию и объясните все обстоятельства. Подтвердите свою правоту и соберите доказательства: на стойке информации в аэропорту поставьте отметку о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне или запросите в службе безопасности справку о том, сколько времени вы провели на досмотре.

Во время пандемии авиакомпании стараются сократить издержки и предлагают пассажирам ваучеры вместо денег. Но клиент вправе потребовать, чтобы ему вернули деньги.

Если пассажир попал в пробку на дороге и опоздал на самолет или просто поздно вышел из дома и не успел приехать в аэропорт вовремя, то отказ от перелета считается добровольным. В таких ситуациях все зависит от тарифа. Если он возвратный, клиент может вернуть частичную, а иногда и полную стоимость билета. Если невозвратный — не получит ничего.

Бывают ситуации, когда виноват перевозчик. Тогда в его интересах решить проблему. Однажды мы с женой подошли на стойку за 10 минут до окончания регистрации, но во время оформления посадочных талонов компьютер завис, и нас не успели зарегистрировать. Чтобы урегулировать инцидент, нас бесплатно пересадили в бизнес-класс, куда регистрация еще продолжалась.

Что надо знать, чтобы не опоздать на рейс

Есть несколько правил, которые помогут вовремя попасть на борт самолета.

Пользуйтесь электронными посадочными. В некоторых аэропортах можно не распечатывать посадочный талон, а показать его на экране смартфона. Например, в Барнауле, Екатеринбурге, Калининграде, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Симферополе, Тюмени, Петропавловске-Камчатском, в Домодедове и Шереметьеве. Информацию об этом лучше проверить на официальных сайтах аэропортов перед полетом.

Электронный посадочный можно показать со смартфона или планшета. Это, например, правила Домодедова. А в аэропорту Тюмени электронные посадочные талоны начали принимать в ноябре 2019 года

Приезжайте заранее, если есть багаж. Если летите с питомцем или у вас много багажа, в аэропорт лучше приезжать за 3 часа до вылета или раньше.

Для пассажиров с детьми и тех, кто уже зарегистрировался через интернет и хочет только сдать багаж, во многих аэропортах есть отдельные стойки регистрации. Там обычно нет очередей.

У входов в аэровокзальный комплекс Аэропорта всем пассажирам и посетителям необходимо пройти входной контроль. Вылетающим пассажирам необходимо пройти предполётный досмотр непосредственно перед посадкой в воздушное судно. Для перевозки оружия, боеприпасов и специальных средств действуют отдельные правила. Обратите, пожалуйста, внимание на возможные ограничения, действующие в других странах.

На входах в аэровокзальный комплекс Международного Аэропорта ТОМСК всем гражданам необходимо пройти входной контроль на безопасность.

Данному контролю подлежат все лица, входящие в аэровокзальный комплекс Международного Аэропорта, а так же их багаж и ручная кладь.

Досмотр осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с помощью стационарных и ручных металлодетекторов, рентгенотелевизионных интроскопов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ.

В пиковые часы вылетов рейсов у входов в терминалы время от времени могут образовываться очереди. Просим Вас принять это во внимание при планировании поездки в Аэропорт. Пожалуйста, выезжайте заранее, оставив себе, достаточно времени для спокойного и комфортного прохождения предполетного досмотра и всех предполетных формальностей.

Предполётный досмотр

Вылетающим пассажирам необходимо пройти предполетный досмотр перед посадкой в воздушное судно.

Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади в аэропорту Томск заканчивается за 30 минут до отправления воздушного судна для внутренних и международных рейсов.


При прохождении контроля безопасности необходимо предъявить билет, посадочный талон и документ, удостоверяющий личность пассажира.

Документами, удостоверяющими личность пассажира, являются:

  • паспорт гражданина РФ;
  • заграничный паспорт РФ, общегражданский загранпаспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт;
  • национальный паспорт иностранного гражданина;
  • вид на жительство РФ для лиц без гражданства;
  • свидетельство о рождении для граждан РФ до 14 лет;
  • паспорт моряка (удостоверение личности моряка) для поездки по службе;
  • временное удостоверение личности гражданина РФ;
  • свидетельство на возвращение в страну, гражданином которой является пассажир
  • удостоверение личности офицера, прапорщика РФ или стран СНГ, кроме Грузии;
  • военный билет военнослужащих РФ, проходящих службу по призыву или по контракту, с отметкой о прохождении службы;
  • проездной документ лиц без гражданства, беженцев;
  • международный пропуск ООН для служебных поездок;
  • удостоверение депутата Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (на внутрироссийских перевозках);
  • справка об освобождении из мест лишения свободы для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
  • удостоверение, выдаваемое осужденному, получившему разрешение на длительный или краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы.

На основании Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, предполетный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности Международного Аэропорта ТОМСК совместно с сотрудниками полиции линейного отдела МВД России в Аэропорту ТОМСК с использованием специальных и технических средств досмотра.

При прохождении предполетного досмотра пассажиру предлагается представить для досмотра верхнюю одежду, ремни, кошельки, содержимое карманов, ручную кладь с помощью рентгенотелевизионного интроскопа, а самому пройти через рамку стационарного металлодетектора.

При прохождении предполетного досмотра пассажир может не снимать обувь, а так же ремень, если:

  • высота каблука обуви менее 2,5 см, а толщина подошвы менее 1,0 см;
  • ширина ремня менее 4,0 см, а толщина менее 0,5 см.

Обращаем Ваше внимание, что по решению инспектора группы досмотра службы авиационной безопасности, ремень и обувь независимо от размеров могут быть досмотрены с использованием специальных и технических средств.

Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, проходят досмотр с применением контактного метода без использования специальных и технических средств при предъявлении справки из медицинского учреждения.

В случаях подозрения наличия у пассажира запрещенных к перевозке предметов и (или) веществ, производится личный досмотр, а так же ручной досмотр содержимого ручной клади пассажира.

Пассажиры по состоянию своего здоровья, не имеющие возможности пройти предполетный досмотр на общих основаниях (на носилках, инвалиды и т.д.), проходят предполетный досмотр в медпункте Международного Аэропорта ТОМСК.

Пассажир, отказавшийся от прохождения предполетного досмотра, к полету не допускается.

Согласно Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, в ручной клади пассажир имеет право провозить:

  • тонометр медицинский — один на пассажира;
  • тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;
  • барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный
  • контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
  • одноразовая зажигалка — одна на пассажира;
  • сухой лед — не более кг на пассажира.

Правила провоза жидкостей в ручной клади

К провозу в ручной клади разрешены жидкости, гелеобразные вещества и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях не более 100 миллилитров.

Разрешенные емкости объемом не более 100 мл должны быть упакованы в один надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 литра.

Законодательство иных стран

Обращаем ваше внимание на то, что при поездках за рубеж помимо ограничений на перевозку отдельных предметов и веществ, накладываемых законодательством Российской Федерации, в других странах применяются также и иные ограничения, предусмотренные таможенным законодательством и правилами авиационной безопасности этих государств.

Предметы, разрешённые к перевозке в России, но запрещённые в других странах, могут быть изъяты в аэропортах прибытия этих стран при въезде в страну или при пересадке (транзите).

Службы авиационной безопасности аэропортов России, а также таможенные органы РФ не проверяют багаж и ручную кладь вылетающих за рубеж пассажиров на предмет их соответствия законодательству иных стран.

Правила провоза багажа

Правила перевозки оружия, боеприпасов и специальных средств

Пассажир, имеющий при себе оружие и боеприпасы (в т. ч. холодное и газовое оружие) обязан сообщить об этом сотруднику службы авиационной безопасности и сотруднику ЛО МВД России в Аэропорту ТОМСК до прохождения предполетного досмотра (на входах в аэровокзальный комплекс). Оружие пассажира, имеющего право на его хранение и ношение, в обязательном порядке после регистрации сдается в комнату приема оружия и спецсредств сотруднику САБ для дальнейшего оформления и передачи членам экипажа для временного хранения на период полета.

При бронировании и регистрации вылета рейсами авиакомпаний, пассажир должен информировать представителя авиакомпании или представителя службы авиационной безопасности о намерении перевезти в качестве багажа оружие.

На регистрацию пассажир, перевозящий оружие, должен явиться не позднее, чем за полтора часа до вылета.

При перевозке оружия по территории Российской Федерации пассажиру необходимо иметь при себе соответствующее разрешение на право хранения и ношения оружия.

При ввозе/вывозе оружия на/с территорию Российской Федерации и провозе через территорию Российской Федерации пассажир должен иметь разрешение на ввоз/вывоз оружия, выданный уполномоченным органом МВД России.

  • разрешается ввоз на территорию Российской Федерации спортивного и охотничьего оружия при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения МВД России;
  • запрещается ввоз на территорию Российской Федерации и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных выше, если это не предусмотрено отдельными международными договорами Российской Федерации.

В аэропорту вылета оружие в обязательном порядке передается для временного хранения на период полета (сотрудникам САБ, экипажу) и выдается владельцам в аэропорту назначения.

Имитаторы оружия (пистолетов, револьверов, винтовок, карабинов, автоматов, электрошоковых устройств и т.п.) перевозить в салонах воздушных судов запрещается.

Для предупреждения случаев отказа в перевозке оружия и боеприпасов, рекомендуем также ознакомиться с правилами оформления перевозки на сайте выбранной авиакомпании.


Предполетный досмотр проводится после регистрации на рейс в целях вашей личной безопасности. Процедура досмотра ручной клади, багажа и пассажиров обязательна. При отказе от прохождения предполетного досмотра пассажир не допускается к полету.

Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, досмотр пассажиров международных рейсов осуществляется до прохождения пассажирами таможенного и паспортного контроля.

В аэропорту Домодедово на втором этаже действует Единый досмотровый центр, предназначенный для пассажиров международных и внутренних рейсов.

Прохождение предполетного досмотра

  1. Подготовьтесь предъявить билет, электронный*/бумажный посадочный талон и документ, удостоверяющий личность.
  2. Снимите и положите в пластиковые корзины верхнюю одежду, головные уборы, ремни, часы, мобильные телефоны, карманные компьютеры, сигареты, монеты, ключи и прочие имеющиеся предметы. Вас могут попросить снять обувь.
    Вас могут попросить снять обувь и ремень.
  3. Поставьте пластиковые корзины с ручной кладью и личными вещами в центре конвейерной ленты интроскопа горизонтально, в один ряд, друг за другом, вдоль направления движения ленты транспортера. Не ставьте ручную кладь на край транспортера: при включении возможно движение ленты в обратном направлении — ваша ручная кладь может упасть.

Если вы используете электронный посадочный талон, предъявите QR-код* на любом электронном устройстве (смартфон, планшет):
- при входе в зону предполетного досмотра сотруднику транспортной безопасности;
- при входе в зону таможенного контроля через турникет;
- при прохождении паспортного контроля сотруднику пограничного контроля**;
- при посадке на борт воздушного судна через турникет самостоятельно просканируйте QR-код.

*Не фотографируйте QR-код электронного посадочного талона с экрана компьютера — в этом случае он может не считываться сканером.
**Номера кабин, оснащенных сканерами, указаны на информационных мониторах.

Если у вас нет имплантированных кардиостимуляторов - пройдите через рамку металлодетектора.

При наличии подобных ограничений сообщите об этом инспектору Службы авиационной безопасности

Пассажиры с кардиостимуляторами проходят ручной (контактный) досмотр без применения технических и специальных средств.

У вас имплантированный кардиостимулятор?
Не заходите в зону досмотра стационарного металлодетектора!

Пассажиры с кардиостимуляторами проходят ручной (контактный) досмотр без применения технических и специальных средств.
Сообщите о наличии подобных ограничений инспектору Службы Авиационной Безопасности при проверке проездных документов или при подготовке к досмотру.

Некоторые категории пассажиров (беременные женщины, женщины с малолетними детьми, ветераны ВОВ и дети дошкольного возраста) могут обратиться к сотруднику службы авиационной безопасности для прохождения предполетного досмотра вне очереди.

Досмотр ручной клади

Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с перечнем запрещенных к провозу в багаже и ручной клади предметов и веществ.

Не рекомендуем вам оборачивать ручную кладь в упаковочную ленту – при досмотре ручной клади вас могут попросить открыть сумку для ручного досмотра содержимого.

Обнаруженные у пассажира в ручной клади и багаже при досмотре запрещенные к перевозке опасные вещества и предметы могут быть переданы провожающим лицам или приняты на временное хранение на срок до 1 месяца.

Внимание! Сжатые газы, токсичные, ядовитые, легковоспламеняющиеся жидкости и прочие опасные грузы к хранению не принимаются.

Провоз жидкостей

Жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным провозятся в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично. Исключение по перевозке имеют лекарства, специальные диетические потребности, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве, необходимом на время полета.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Провоз разрешенного оружия


Перевозку оружия следует согласовать с авиакомпанией на этапе приобретения авиабилета. В аэропорту необходимо предоставить разрешение на хранение и ношение оружия. На время полёта оружие передаётся перевозчику и выдаётся пассажиру по окончании рейса в аэропорту назначения.

Внимание!

Если Вы стали очевидцем противоправных действий или владеете информацией, угрожающей жизни пассажиров или безопасности аэропорта, просим Вас обратиться по круглосуточным телефонам:

О чем пассажиры спорят с авиакомпаниями

В наше время полет на самолете стал обыденным способом передвижения. Однако большинство пассажиров до сих пор не знают о многих правилах и ограничениях, от соблюдения которых зависят безопасность жизни и здоровье людей. Между тем нарушение даже незначительного, на первый взгляд, правила может перерасти в крупный скандал и привести к печальным последствиям в виде штрафов и даже ареста.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные конфликтные ситуации, в которых оказываются пассажиры, и разберемся, как правильно себя в них вести.

За что авиакомпания может лишить привилегий пассажира?

Предлагаю вспомнить историю, в которую попал журналист Дмитрий Алешковский.

Прежде всего напомним, что Конституция гарантирует каждому право на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них, а также ограничен в распространении информации законным способом. Более того, Закон о СМИ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

За критику авиакомпании в интернете будут наказывать каждого?

Кроме того, необдуманное высказывание в интернете может повлечь за собой гражданско-правовую ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию компании и ее сотрудников. В этом случае с человека, опубликовавшего такую информацию, могут потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда 2 .

Возможна административная ответственность за оскорбление в виде штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. руб. 3

Может последовать даже уголовная ответственность, например за клевету в адрес сотрудников компании. Наказанием будет штраф в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы за период до одного года либо обязательные работы на срок до 240 часов 4 .

Какие еще малоизвестные правила авиаперевозчиков нельзя нарушать?

Рассмотрим несколько правил авиакомпаний и возможные проблемы, которые могут возникнуть из-за их нарушения.

1. Одной из самых частых причин конфликта пассажиров и бортпроводников является не выключенный во время взлета или посадки мобильный телефон.

Давно установлено, что телефоны не влияют на работу самолета. Однако регулярные оповещения по громкой связи о запрете пользоваться на борту видеокамерами, телефонами и другой электронной аппаратурой обязательны 5 . При этом нарушение распоряжения командира судна влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток 6 .

2. Многих возмущает процедура предполетного досмотра. Особенно то, что одни пассажиры проходят контроль быстро и беспрепятственно, а других подвергают тщательному досмотру или вовсе отводят в специальную комнату.

3. Отдельно хочется остановиться на теме алкоголя на борту.

В своем багаже пассажир может провезти не более 5 л крепкого алкоголя (от 24 до 70%) и сколько угодно легкого (до 24%) 9 .

Если вы, будучи в состоянии алкогольного опьянения, нарушаете правила поведения на борту, создаете угрозу безопасности полета или жизни и здоровью других пассажиров, с вами могут расторгнуть договор перевозки 12 , а то и высадить в ближайшем аэропорту. Естественно, без какой-либо компенсации. Более того, вас обяжут возместить убытки, понесенные авиакомпанией и другими пассажирами.

При этом прямого запрета на употребление алкоголя на борту самолета нигде не содержится. Главное – знать меру.

На что имеют право пассажиры?

У авиапассажиров есть не только обязанности, но и права.

1. Начнем с самого важного вопроса – с питания.

Перевозчик обязан обеспечить вас горячим питанием в том случае, если полет длится более 3 часов. В дальнейшем он должен кормить вас через каждые 4 часа в дневное время и через каждые 6 часов в ночное 16 .

Однако тут есть лазейка: никто не будет вас кормить, если перевозчик предупредил вас об этом заранее, до покупки билетов 17 .

Если полет длится менее 3 часов, авиакомпания не обязана вас кормить, хотя и может это сделать при желании.

2. Если ваш рейс откладывают – при этом совершенно неважно, сколько длится задержка, – вы имеете право на обеспечение сохранности багажа, а также на доступ в комнату материи и ребенка, если с вами едет ребенок младше 7 лет.

Когда задержка вылета составляет более 4 часов, вас обязаны обеспечить горячим питанием. При этом в дальнейшем вас должны кормить каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

Если же вы не можете вылететь более 8 часов днем или более 6 часов ночью, вас обязаны обеспечить номером в гостинице и доставить до места ночлега.

Все вышеперечисленное предоставляется без взимания дополнительной платы 18 .

В заключение хочется сказать, что многих проблем очень просто избежать. Для этого всего лишь надо быть вежливым при общении с сотрудниками авиакомпаний и другими пассажирами. Причем как в виртуальном пространстве, так и в реальной жизни.

2 Статья 152 ГК РФ.

3 Статья 5.61 КоАП РФ.

4 Статья 128.1 УК РФ.

6 Часть 6 ст. 11.17 КоАП РФ.

8 Часть 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ.

13 Статья 20.1 КоАП РФ.

14 Статья 213 УК РФ.

15 Статья 211 УК РФ.

17 Статья 98, там же.


Как действовать пассажиру?

Если вы опаздываете в аэропорт из-за пробок, перекрытия автострады и т.д. и осознаете, что регистрация на рейс заканчивается, вам следует:

1. Зарегистрироваться на рейс по пути в аэропорт

Зарегистрироваться на рейс можно в мобильном приложении или на сайте авиакомпании. После этого на мобильный телефон вы получите посадочный талон с QR-кодом, который вам необходимо предъявить на стойке при сдаче багажа в аэропорту, при посадке на борт самолета и бортпроводникам при входе в самолет.

Мобильный посадочный талон можно сохранить несколькими способами:

  • с помощью электронной почты;
  • с помощью приложений Passbook или Wallet (для iOS);
  • с помощью приложений Google Pay или Pass2u (для Android).

Однако некоторые аэропорты могут не принимать мобильные посадочные талоны. Так, аэропорт Внуково перестал принимать электронные посадочные с 10 декабря 2019 года, так как они не позволяют пройти все этапы контроля без предъявления паспорта. Поэтому пассажирам необходимо после онлайн-регистрации распечатать посадочный талон или получить его в аэропорту.

Кроме того, в условиях пандемии некоторые аэропорты прилета не поддерживает технологию онлайн-регистрации. Например, сейчас временно невозможна мобильная и онлайн регистрация пассажиров, вылетающих из аэропортов Аликанте (ALC), Барселоны (BCN), Берлина (BER), Варшавы (WAW), Гамбурга (HAM), Ганновера (HAJ), Дюссельдорфа (DUS), Мюнхена (MUC), Рима (FCO), Франкфурта (FRA), Штутгарта (STR), в аэропорт Лондона (LHR).

Также на отдельных направлениях полетов могут быть особые условия онлайн-регистрации. Так, например, в Домодедово при посадке на рейсы в Ош и Худжанд без бумажного посадочного не обойтись. Условия использования мобильных (электронных) посадочных талонов можно уточнить на сайтах или в справочных службах авиакомпаний.

2. Позвонить в авиакомпанию и уточнить, можно ли обменять билет на другое время и дату.

Представителю авиакомпании следует сообщить, что вы не полетите этим рейсом, но при этом будете использовать остальные перелеты по билету. Если вы не успеете на рейс до конца регистрации и не проинформируете об этом авиакомпанию, то в большинстве случаев билет сгорит, а вместе с ним — обратный перелет и все стыковочные.

Если же вы заранее предупредите представителя авиакомпании, то сможете получить частичный возврат суммы или возможность перебронировать перелет на другую дату с небольшой доплатой.

Бывает так, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф. Некоторые билеты можно сдать, заплатив только сбор. Возможность возврата или обмена билета зависит от тарифа, по которому он куплен. Если это возвратный тариф, то билет можно обменять или вернуть за него деньги, а если тариф невозвратный, билет можно сдать только по уважительной причине. Полную стоимость невозвратного тарифа вам вернут, если авиакомпания не выполнила свои обязательства или если у вас случился форс-мажор, связанный с болезнью или смертью членов семьи. Сообщить перевозчику о вынужденном возврате билета нужно до окончания регистрации на рейс.

3. В машине переложить необходимый минимум вещей в ручную кладь.

Если по дороге в аэропорт вы понимаете, что опаздываете на рейс, переложите важные для вас вещи в ручную кладь, а чемодан отдайте друзьям или родным, которые вас провожают. Так вы не потратите время на сдачу багажа. Если знакомых рядом нет, а багаж нельзя будет взять в качестве ручной клади в самолет, бегите сразу к стойке самостоятельной сдачи багажа. Если там очередь, вежливо попросите пропустить вас вперед. Зарегистрировать багаж самостоятельно будет нельзя, если вы:

  • летите с питомцем;
  • перевозите горнолыжное снаряжение;
  • детскую коляску;
  • если ваш багаж весит больше нормы (исключение составляют пассажиры бизнес-класса).

Багаж также можно сдать в камеру хранения, правда, обойдется это недешево: цена ячейки в российских аэропортах начинается, в среднем, с 500 рублей за первые сутки. За каждый последующий день цена хранения обычно ниже — около 250-300 рублей.

4. Подойти к специальной стойке для опоздавших пассажиров

Если опоздали на регистрацию, бегите на стойку для опаздывающих пассажиров и попробуйте зарегистрироваться. Иногда за такую экспресс-регистрацию нужно будет дополнительно заплатить, но часто эта услуга бесплатная. Решение регистрировать опоздавшего или нет зависит от некоторых факторов: далеко ли гейт, нужно ли сдавать багаж, переданы ли уже диспетчеру списки пассажиров.


Что делать в аэропорту, если еще можно успеть пройти на посадку?

Если вы не опоздали на рейс, но до вылета остается очень мало времени, вам следует:

1. Убедиться, что в ручной клади нет воды в бутылке объемом больше 100 мл, ножниц и других запрещенных для перевозки вещей, чтобы избежать задержки во время досмотра.

2. Попросить пропустить вас вперед. Если застряли в очереди на регистрацию, подойдите к сотруднику авиакомпании: опаздывающих регистрируют без очереди.

3. Если до вылета осталось 40 минут, можно воспользоваться услугой Fast Track (услуга подразумевает под собой прохождение всех формальностей: регистрация на авиарейс, таможенный и паспортный контроль в ускоренном режиме и без очередей, есть только в больших аэропортах). Услугу лучше забронировать онлайн или по телефону, пока едете в аэропорт или стоите в очереди на регистрацию.

4. В зоне вылета перепроверить номер гейта по табло. Выход на посадку указан в посадочном талоне, но гейт могут в любое время поменять, поэтому его следует проверить на табло, поскольку по громкой связи об изменениях объявляют не всегда.


Что делать, если вы опоздали на посадку?

Если последует письменный отказ, можно обратиться в суд. Для этого лучше нанять опытного юриста, который будет представлять вас в суде, при этом расходы на его услуги вы также сможете взыскать.

При подаче иска следует собрать как можно больше доказательств. Это могут быть свидетели затянувшегося досмотра, записи камер видеонаблюдения, ваша видеосъемка досмотра. Также необходимо сохранить все чеки о возникших дополнительных расходах, если вам, например, пришлось заселиться в отель на время ожидания следующего рейса или купить новый билет.

Вы также можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.


Что делать в случае опоздания на стыковочный рейс?

Если ваш вылет задержали, в результате чего вы опоздали на следующий рейс, то ответственность понесет авиаперевозчик, по чьей вине это произошло. Авиакомпания должна предложить альтернативу — билет на другой рейс до пункта вашего назначения и талоны на еду. Если это произошло при международном перелете, можно требовать еще и компенсацию. Согласно Регламенту ЕС № 261/2004 и Монреальской конвенции. Размер выплат составляет от 125 до 600 евро и зависит от дальности полета и времени задержки.Рассчитать компенсацию можно с помощью калькулятора.

Если речь о перелетах по России, то авиакомпания либо просто вернет деньги за билет, либо перевезет вас альтернативным рейсом. Получить компенсацию при перелетах внутри страны вряд ли удастся: законодательство предусматривает лишь выплату до 250 рублей за час задержки.

Читайте также: