Какие права имеет мс юл

Обновлено: 02.07.2024

Объем прав акционеров зависит от количества и категории принадлежащих акций (основные права у владельцев обыкновенных акций). Непосредственно свои права по управлению (например, по избранию органов управления обществом, одобрению крупных сделок) акционер осуществляет только в том случае, если он один. Если акционеров два и более, то свои права по управлению акционеры реализуют посредством участия в общем собрании акционеров.

Кроме того, в непубличном акционерном обществе права акционера (собрания акционеров) могут быть расширены уставом (например, определение приоритетных направлений деятельности общества, вопросы создания филиалов и т.д.).

Акционер — это лицо, обязательственные права которого по отношению к обществу удостоверены акциями (п. 1 ст. 2 Закона об АО).

Данные права возникают у лица с даты внесения записи (ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг):

  • по счету депо, если учет прав на акции осуществляется депозитарием;
  • по лицевому счету, если учет прав на акции осуществляется реестродержателем.

В этих случаях для подтверждения своих прав акционер вправе запросить соответствующую выписку (ст. 46 Закона об АО).

Кроме того, акционером может быть лицо без записи по лицевому счету (счету депо), но права на акции которого подтверждены судебным актом (Постановления ФАС Центрального округа от 21.04.2011 по делу N А14-4486/2009/145/29; ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КГ-А41/8951-09 по делу N А41-22462/08).

Правом на управление обладают, как правило, акционеры — владельцы обыкновенных акций.

Владельцы привилегированных акций могут обладать правом на управление только в ограниченных случаях (п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 32 Закона об АО). Например, при решении вопросов о реорганизации, ликвидации.

Однако если таким акционерам не выплачены дивиденды, то они получают право участвовать в управлении наравне с владельцами обыкновенных акций (п. п. 4, 5 ст. 32 Закона об АО).

Владельцы привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов, реализуя право на управление обществом, могут голосовать на общем собрании только по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (п. 2.1 ст. 32 Закона об АО).

Для непубличных АО, выпускающих акции в виде цифровых финансовых активов, предусмотрены особенности участия в общем собрании. Так, лицо, которому открыт лицевой счет (счет депо) цифровых финансовых активов, может участвовать в общем собрании, если обладатели цифровых финансовых активов дали указания голосовать на собрании определенным образом и обществу предоставлена информация о таких лицах и количестве ценных бумаг, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, которыми владеет каждый из них (п. 1 ст. 8.10 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1 ст. 25 Закона об АО). Особенности осуществления прав по акциям, которые учитываются на лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов, может определить Банк России (п. 3 ст. 8.10 Закона о рынке ценных бумаг).

  1. Как акционеры осуществляют управление обществом

Порядок управления обществом зависит от количества акционеров в АО:

  • один акционер сам принимает все управленческие решения в рамках компетенции общего собрания акционеров (п. 3 ст. 47 Закона об АО);
  • два акционера и более управляют обществом через участие в общем собрании акционеров и голосование по вопросам повестки дня (п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 47 Закона об АО).
  1. Какими правами по управлению обществом обладают акционеры

Акционер, независимо от того, один он в обществе или их несколько, вправе управлять АО только в рамках вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Если в обществе два акционера и более, то они дополнительно вправе при наличии у них определенного процента голосующих акций:

  • предлагать собранию вопросы для рассмотрения и выдвигать кандидатов в органы АО — нужно 2% голосующих акций (п. 1 ст. 53 Закона об АО);
  • требовать проведения внеочередного собрания — нужно 10% голосующих акций (п. 1 ст. 55 Закона об АО).

4.1. Какие управленческие вопросы в рамках компетенции общего собрания может решать акционер (собрание акционеров)

В рамках компетенции собрания акционер или собрание может принимать следующие управленческие решения:

  • о реорганизации общества (пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и ликвидационного баланса (пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об избрании органов общества (пп. 4, 8, 9 и 13 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об уменьшении или увеличении уставного капитала (пп. 6 и 7 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности (пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • о заключении крупных сделок и сделок с заинтересованностью (пп. 15 и 16 п. 1 ст. 48 Закона об АО);
  • об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Однако в непубличном АО можно расширить компетенцию, указав в уставе АО, что собранию дополнительно переданы такие вопросы, как (п. 4 ст. 48 Закона об АО):

  • определение приоритетных направлений деятельности общества (пп. 1 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • использование резервного фонда и иных фондов общества (пп. 12 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • определение цены и приобретение выпущенных ценных бумаг в установленных случаях (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 65 Закона об АО);
  • создание филиалов и представительств (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться "коронавирусной" господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.

Кто и как попадает в реестр

Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям :

- по среднесписочной численности сотрудников - не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение - средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников ;

- по доходу - не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;

- по структуре капитала (это требование распространяется не на все организации, относимые к субъектам МСП ) - не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или субъектам МСП. Доля иных организаций не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО - 25%.

Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.

Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов . То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года .

Когда и почему исключают из реестра

Сведения о компании (ИП) - субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года . Исключить из реестра могут по следующим причинам .

Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января . Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией . Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности .

С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется . РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.

Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году .

Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 - 2018 гг.

Казалось бы, это можно понимать так, что "вылететь" из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно . Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС .

Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Этот перечень причин исчерпывающий . То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.

Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел "Вас нет в реестре или данные некорректны?", введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

- заявку на сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС и проконтролировать ее исполнение.

Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

Восстановление компании в реестре МСП задним числом невозможно

Григоренко Екатерина Сергеевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- Для отнесения компании или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться определенные условия, в том числе по размеру среднесписочной численности работников и доходам за предшествующий календарный год, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Внесение сведений о юрлицах и предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП по общему правилу производится ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которыми налоговые органы располагают по состоянию на 1 июля этого же года .

Налоговый орган, формируя указанный реестр самостоятельно, руководствуется данными отчетности. Участие самих субъектов МСП в составлении реестра не предусмотрено. Соответственно, для правильного заполнения реестра компании и предприниматели должны, помимо соблюдения требований, предъявляемых к субъекту МСП, своевременно сдавать отчетность.

Кстати, в спорах, касающихся ведения реестра МСП, инспекции ссылаются на разъяснение ФНС, в котором сообщалось, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение в реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС, с использованием соответствующего программного обеспечения . Но это опять-таки техническая сторона вопроса, которая добросовестного "малыша", обнаружившего, что сведения о нем из реестра пропали или неверны, волновать не должна . К тому же изменения в Регламент, которые были анонсированы ФНС в этом Письме, до сих пор не внесены.

Уточняем информацию на форуме ФНС

На сайте forum.nalog.ru выберите вкладку "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" и задайте вопрос о причинах отсутствия компании в реестре. На вопрос ответит специалист ФНС.

Или вам сообщат, что компания исключена на основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона 209-ФЗ и предложат обратиться в ИФНС по месту нахождения для уточнения. Это значит, что, скорее всего, проблема в непредставлении вами налоговой отчетности. На самом деле вы ее не представили или она по каким-то причинам не попала в базы данных ПК СЭОД, надо разбираться с налоговиками на месте.

Обжалуем действия налоговой в УФНС

Если первые два шага не помогли, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС. Желательно, чтобы к этому моменту вы уже получили ответ через сервис на сайте ФНС. Текст жалобы может выглядеть примерно так.

ООО "Сигма", ИНН 1617002505, 10.08.2019 было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на то что компания соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам МСП ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Уставный капитал ООО сформирован за счет вкладов субъектов МСП (65%) и физических лиц (35%). Обществом своевременно представлена декларация по налогу при УСН за 2018 г., доходы составили 18 450 670 руб. Сведения о среднесписочной численности работников (12 человек) представлены позже установленного срока, но до 01.07.2019.

Просим признать отказ в корректировке сведений Единого реестра МСП в отношении ООО "Сигма" незаконным и включить сведения о компании в реестр.

Что еще можно сделать

Если все перечисленные выше способы не помогли, можно пожаловаться на налоговиков в прокуратуру через сайт genproc.gov.ru. Зайдите в раздел "Интернет-приемная" и заполните форму обращения. Ответ подготовят в течение 30 календарных дней . В 2018 г. на сайте Генпрокуратуры сообщалось о почти 6 тыс. субъектов МСП, которым органы прокуратуры помогли вернуться в реестр.

О негативных последствиях исключения из реестра МСП мы также писали: 2018, N 17, с. 83.

Даже если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, но сведения о ней не содержатся в реестре МСП, она не имеет права на преференции, предусмотренные для малого бизнеса. Например, не вправе не сдавать формы статотчетности, от представления которых освобождены "малыши" . А также не вправе исчислять страховые взносы по пониженным "коронавирусным" ставкам. И если, скажем, компания "вылетит" из реестра МСП 10.08.2020, то потеряет право на применение пониженных тарифов с 1 августа .

подп. "а" п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ); Постановление Правительства от 04.04.2016 N 265.

п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 22.11.2017 N 1412.

Письмо ФНС от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@.

Постановление 18 ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/2020.

Закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ.

Постановление 14 ААС от 17.02.2020 N 14АП-12801/2019.

ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Письма Минэкономразвития от 27.01.2020 N Д13и-2174; ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@.

Постановления АС МО от 27.11.2018 N Ф05-18312/2018; 14 ААС от 17.04.2019 N 14АП-2123/2019; 9 ААС от 30.05.2018 N 09АП-11048/2018.

Письмо ФНС от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@.

Постановление 9 ААС от 28.06.2018 N 09АП-27639/2018.

пп. 1.1, 1.2 Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения реестра и принудительного включения в реестр МСП, утв. Приказом ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее - Регламент).

п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ; п. 6.1 Приказа ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.

Письмо ФНС от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@.


Руководство многих организаций нередко задумывается над тем, как начать работать в другом регионе. Что собой представляет обособленное подразделение, как его правильно открыть, каковы правила уплаты налогов при наличии подразделения, расскажем далее в нашей статье.

Что такое обособленное подразделение

В гражданском законодательстве выделяют два вида обособленных подразделений:

  • филиал, который имеет другое место нахождения, чем организация, и выполняет ряд функций или все ее функции (п. 2 ст. 55 ГК РФ);
  • представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица в другом регионе (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Ни филиал, ни представительство не признают юридическими лицами.

В налоговом законодательстве применяют более широкое определение: это любое территориально обособленное подразделение, оборудованное хотя бы одним стационарным (созданным на срок более одного месяца) рабочим местом (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая служба может признать рабочие места обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в уставе юрлица или других организационно-распорядительных документах.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

  • при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
  • при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.

В течение пяти рабочих дней организацию уведомят о постановке на учет в налоговом органе. В документе будет указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. Его необходимо использовать в том числе при заполнении счетов-фактур (п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@).

Отказать в постановке на учет обособленного подразделения налоговая не может.

Открытие обособленного подразделения

Для открытия обособленного подразделения в форме филиала или представительства необходимо:

2) решить вопрос о включении (невключении) сведений о филиале или представительстве в устав организации. Закон требует, чтобы сведения о филиалах и представительствах были включены в ЕГРЮЛ, однако не требует, чтобы данные о них были в уставе. Это можно сделать по собственному желанию. В зависимости от решения этого вопроса будет отличаться процедура регистрации;

3) зарегистрировать филиал или представительство:

4) получить документы о регистрации — лист записи ЕГРЮЛ, а также устав с отметкой налогового органа, если в него были внесены правки. На проведение регистрационных действий налоговикам отведено 5 рабочих дней (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Если документы были поданы через нотариуса или МФЦ, еще два дня уйдет на пересылку документов, таким образом, срок регистрации увеличится до семи рабочих дней.\

Обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства, считается созданным при соблюдении четырех условий (письмо Минфина РФ от 28.12.2017 № 03-01-15/88027):

  • по его адресу оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место, то есть созданы условия для выполнения сотрудником его трудовых обязанностей: установлена необходимая мебель, оборудование, имеются в наличии инструменты и так далее;
  • рабочее место создано на срок более месяца. Будет работник трудиться на этом рабочем месте постоянно или периодически, значения не имеет;
  • помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно организации. Это условие не выполняется, если место для работы сотрудника предоставлено контрагентом, например, на объектах, охраняемых ЧОП, в помещениях, обслуживаемых клининговыми компаниями (письма Минфина РФ от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238, от 03.02.2012 № 03-02-07/1-30);
  • организация начала осуществлять деятельность через обособленное подразделение (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 № 03-02-07/1/9377).

В течение месяца о подразделении нужно уведомить налоговую. О том, как это сделать, мы рассказали выше.

Постановка на учет обособленного подразделения

Для постановки на учет в ФСС не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно подать в отделение фонда по месту его нахождения (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н):

  • заявление о регистрации по утвержденной форме (приложение 1 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденное Приказом фонда от 22.04.2019 № 217);
  • справку из банка об открытии счета;
  • документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физлицам (например, копию положения об обособленном подразделении, где указано, что оно самостоятельно выплачивает зарплату своим сотрудникам).

За нарушение 30-дневного срока на организацию может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

  • 5 тыс. рублей при просрочке до 90 дней;
  • 10 тыс. рублей при просрочке свыше 90 дней.

В этом случае подразделение самостоятельно удерживает НДФЛ с доходов своих сотрудников и перечисляет его в бюджет, а также сдает отчетность по форме 6-НДФЛ.

Бухгалтерский учет обособленного подразделения

Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Налог на прибыль обособленного подразделения

Налог на прибыль в федеральный бюджет организации уплачивают по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Налог, зачисляемый в региональный бюджет, необходимо распределить между головным подразделением и всеми обособленными подразделениями пропорционально долям прибыли, которые на них приходятся. Эти суммы нужно перечислить в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько обособленных подразделений организации, то она может выбрать одно из них и сделать его ответственным подразделением. Через него будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ. Об этом нужно уведомить налоговые органы (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Долю прибыли обособленного подразделения рассчитывают по формуле: удельный вес трудового показателя (среднесписочная численность сотрудников или расходы на оплату труда) удельный вес стоимости амортизируемого имущества / 2.

Организация самостоятельно решает, какой из двух трудовых показателей она будет применять для расчета: среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель нужно закрепить в учетной политике и не менять до конца года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если у организации и обособленного подразделения нет амортизируемого имущества, расчет по формуле нужно произвести, взяв только среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (письмо Минфина РФ от 20.02.2021 № 03-03-06/1/12084).

Удельный вес среднесписочной численности работников следует считать по формуле: среднесписочную численность работников обособленного подразделения / среднесписочную численность работников в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывают по формуле: расходы на оплату труда подразделения / расходы на оплату труда в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует считать по формуле: среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств подразделения / среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств в целом по организации х 100 процентов.

Декларация по налогу на прибыль должна быть подана по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо группе подразделений, если налог в региональный бюджет уплачивает ответственное подразделение.

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению в отчетном периоде, в котором оно было ликвидировано, считается в общем порядке. В последующих отчетных и текущем налоговом периодах налог рассчитывается с учетом следующих особенностей:

  • прибыль организации в случае ее увеличения распределяют между головной организацией и оставшимися подразделениями за вычетом прибыли ликвидированного подразделения, рассчитанной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто;
  • доля прибыли по другим обособленным подразделениям и головной организации за последующие после закрытия отчетные периоды и за текущий налоговый период определяется без учета показателей закрытого обособленного подразделения.

Это следует из подпунктов 10.2, 10.12 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Если же прибыль организации в следующем отчетном периоде или в текущем налоговом периоде уменьшилась либо получен убыток, то ранее исчисленные авансовые платежи по налогу как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, уменьшаются (п. 10.12 порядка). Для этого необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из зафиксированной доли прибыли ликвидированного подразделения (письмо Минфина РФ от 10.08.2006 № 03-03-04/1/624, письмо ФНС РФ от 01.10.2009 № 3-2-10/23).

Если после уменьшения исчисленного по закрытому обособленному подразделению налога произошло увеличение налоговой базы в целом по организации, перерасчет авансовых платежей по налогу ликвидированного подразделения не производят (письмо ФНС РФ от 28.05.2019 № СД-4-3/10244@).

Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитывают и не уплачивают (п. 10.12 порядка).

Налог на имущество обособленного подразделения

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого подразделения в отношении имущества, находящегося на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ).

Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено подразделение, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Если адрес объекта недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог следует уплачивать в бюджет по местонахождению такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).

Таким образом, налог с недвижимости, которая числится на балансе обособленного подразделения, организация платит по месту нахождения имущества. По месту нахождения обособленного подразделения налог следует уплачивать, только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости.

Cнятие с учета обособленного подразделения

Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.

  • организации в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ),
  • генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Сведения о снятии обособленного подразделения с учета налоговый орган передаст в ПФР, который снимет с учета подразделение в течение трех рабочих дней с момента получения информации. Подавать отдельное заявление в ПФР не нужно.

Для снятия подразделения с учета в ФСС необходимо подать заявление (приложение № 2 к Административному регламенту № 217). К нему необходимо приложить копию справки из банка, подтверждающую, что расчетный счет подразделения закрыли. Срок подачи документов не установлен. В любом случае рекомендуем это сделать до конца текущего отчетного периода.

Закрытие обособленного подразделения

Закрытие филиала или представительства требует большего числа действий. Это связано с тем, что сведения о них нужно исключить из ЕГРЮЛ. Для закрытия филиала или представительства нужно:

1) провести общее собрание участников или совета директоров общества в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено принятие таких решений.

2) подать документы на регистрацию изменений в налоговую по форме № Р13014, а также:

  • приложить решение о ликвидации филиала или представительства, если сведения о них не были включены в устав;
  • если сведения о филиалах и представительствах в устав были включены, то дополнительно нужно приложить решение о внесение изменений в устав, изменения в устав (или его новую редакцию), квитанцию об уплате госпошлины. Ее размер составляет 800 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлину платить не нужно при подаче документов в электронной форме (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует уведомить налоговую службу и ФСС о прекращении деятельности подразделения по правилам, изложенным выше.

АКЦИЯ ГОДА

Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.

  • с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.

Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.

  • данные о конкретном пользователе услугами связи – физическом лице, которому предоставлена корпоративная сим-карта;
  • сведения об используемом физлицом абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи;
  • сведения о наименовании самого абонента – организации либо ИП.

shutterstock_154603154.jpg

Сведения подаются по каждому оператору связи, с которым заключен договор. Все эти сведения абоненты вносят в ЕСИА сразу же после заключения договора с оператором связи, но до начала получения соответствующих услуг. В свою очередь оператор связи обязан проверять наличие таких сведений в системе мониторинга посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи.

Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.

Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании

Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):

  • об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования);
  • вид и наименование пользовательского оборудования абонента, в котором используется сим-карта;
  • идентификатор пользовательского оборудования;
  • идентификационный номер налогоплательщика-абонента;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя – владельца пользовательского оборудования;
  • наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи;
  • адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования) или фактический адрес установки этого оборудования.

Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах

  • сведения об одном или нескольких абонентских номерах/их конкретных владельцах, выделенных оператором связи;
  • сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.

Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).

Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.

Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2021 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.

В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2021 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Ответственность учредителя за деятельность ООО

При выборе организационно-правовой формы (ИП или ООО) главным доводом в пользу регистрации общества часто становится ограниченная ответственность юридического лица. В этом Россия отличается от других стран, где компанию создают ради партнёрства, а не из-за ухода от финансовых рисков. Около 70% российских коммерческих организаций созданы единственным учредителем, он же, в большинстве случаев, сам руководит бизнесом.

Множество фирм толком не функционируют, не зарабатывая даже на оклад директору и не отличаясь по доходности от фрилансера, который оказывает услуги в свободное от наёмной работы время. Тем не менее, юридические лица в России регистрируют так же часто, как ИП.


Ответственность юридического лица

Действительно, если компания платёжеспособна и вовремя рассчитывается перед государством, работниками и партнёрами, то нельзя привлечь собственника к оплате счетов фирмы. Созданная организация выступает в гражданском обороте как самостоятельное лицо, и сама отвечает по собственным обязательствам. В результате создаётся ложное впечатление полного отсутствия ответственности собственника ООО перед кредиторами и бюджетом.

Однако ограниченная ответственность общества действует, только пока существует само юридическое лицо. А вот если ООО признаётся банкротом, то участников могут привлечь к дополнительной или субсидиарной ответственности. Правда, надо доказать, что к финансовой катастрофе компании привели именно действия участников, но ведь кредиторы, желающие вернуть свои деньги, приложат для этого все усилия.

Субсидиарная ответственность не ограничена размером уставного капитала, а равна размеру долга перед кредиторами. То есть, если фирма-банкрот должна миллион, то его и взыщут с учредителя ООО в полном размере, несмотря на то, что в уставный капитал он внёс только 10 000 рублей.

Таким образом, понятие ограниченной ответственности в пределах уставного капитала имеет отношение только к организации. А участник может быть привлечен к неограниченной субсидиарной ответственности, что в финансовом смысле уравнивает его с индивидуальным предпринимателем.

Руководитель и учредитель в одном лице

Ответственность директора ООО по долгам возникает, если имеются такие признаки виновных действий или бездействия:

  • совершение сделки в ущерб интересам управляемого им предприятия, исходя из личного интереса;
  • сокрытие информации о деталях сделки или неполучение одобрения участников, когда такая необходимость есть;
  • непринятие мер для получения информации, имеющей значение для сделки (например, не проверена добросовестность контрагента или не выяснены сведения о лицензировании деятельности подрядчика, если характер работ требует это);
  • принятие решений о сделке без учёта известной ему информации;
  • подделка, утрата, хищение документов общества и др.

В таких ситуациях участник вправе подать в отношении руководителя иск о возмещении причинённого ущерба. Если же директор докажет, что в процессе работы был ограничен распоряжениями или требованиями собственника, в результате чего бизнес стал убыточным, то ответственность с него снимается.

А как быть, если управляющим фирмой выступает собственник? Сослаться в таком случае на недобросовестного наёмного руководителя не получится. Наличие непогашенных задолженностей обязывает единоличный исполнительный орган принять все меры к их погашению, даже если владелец единственный, и на первый взгляд, ничьи интересы своими действиями не ущемляет.

Показательно в этом смысле определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.07.2014 г. по делу № А16-1209/2013, по которому с директора-учредителя взыскано 4,5 миллиона рублей. Имея фирму, которая много лет занималась тепло- и водоснабжением, в конкурсе на право аренды объектов коммунальной инфраструктуры он заявил новую компанию с тем же названием. В результате прежнее юрлицо осталось без возможности оказывать услуги, поэтому не погасило сумму ранее полученного займа. Суд признал, что неплатёжеспособность вызвана действиями владельца и обязал выплатить заём из личных средств.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Долги по налогам

ФНС России гордится высокой собираемостью налогов в казну. Не будем сейчас обсуждать правомерность методов работы налоговиков, просто признаем, что с ними шутки плохи. Это с частными кредиторами можно договориться о списании части долга или реструктуризации выплат, а с бюджетом критической будет уже сумма задолженности свыше 300 000 рублей.

Ответственность учредителя по долгам юридического лица перед государством тоже прописана в законе.

Если размер задолженности по налогам превышает 300 000 рублей, а срок погашения более 3 месяцев, то организация находится в зоне риска. Надо предпринять все меры для выплаты долга или заявить о признании ООО банкротом, иначе это сделает налоговая инспекция, но уже с требованием признать виновными руководителя и/или учредителей.

Попытки вывести активы из организации, чтобы не платить недоимку по налогу, тоже ни к чему хорошему не приведут. К примеру, в деле № А07-7955/2009 арбитражный суд Республики Башкортостан привлек учредителей к субсидиарной ответственности при следующих обстоятельствах.

Общество, имея задолженность по налогам в сумме 675 тысяч рублей, перевело все свои активы в другую организацию, созданную этими же лицами. Участники полагали, что при отсутствии средств на уплату налога и признании общества банкротом обязательства юридического лица прекращаются. Однако налоговая инспекция, подав иск, доказала вину собственников компании в образовании недоимки и взыскала долг из их личных средств.

Конечно, привлечь учредителя ООО по долгам его компании сложнее и дольше, чем индивидуального предпринимателя, ведь процедура банкротства достаточно длительна. Однако с 2015 года у налоговых инспекторов появился ещё один инструмент взыскания – в рамках возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Так, в определении ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 суд признал ответственным руководителя и единственного владельца за неуплату НДС в крупном размере и подтвердил законность взыскания с физического лица ущерба государству в размере неуплаченной суммы налога. Это решение, по сути, стало судебным прецедентом, после которого все подобные дела рассматриваются проще и быстрее. Учредитель же, кроме обязанности выплаты самого долга, получает ещё и судимость.

Процедура привлечения к ответственности

С какого момента наступает ответственность учредителя за деятельность ООО? Как мы уже сказали, это возможно в процессе банкротства юридического лица. Если организация просто прекращает свое существование, честно расплатившись со всеми кредиторами в процессе ликвидации, то никаких претензий к собственнику быть не может.

Под последними подразумеваются лица, которые хоть и не являются формально собственниками, но имели возможность давать указания руководителю или участникам компании действовать определённым образом. Например, одна из самых впечатляющих сумм по делу о привлечении к субсидиарной ответственности (6,4 миллиарда рублей) взыскана как раз с контролирующего должника лица, который не входил в состав фирмы и формально не руководил ею (Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда по делу № А60-1260/2009).

Подать заявление о признании юридического лица должником должен руководитель, но если он этого не сделает, то право начать процедуру банкротства имеют работники, контрагенты, налоговые органы. При этом сторона, подавшая иск, назначает выбранного арбитражного управляющего, а это имеет особое значение в привлечении владельца к обязательствам ООО.

Кроме того, для увеличения конкурсной массы истец вправе оспорить сделки, совершённые в течение года до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, когда сделка совершена по ценам ниже рыночных, срок оспаривания увеличивается до трёх лет.

В процессе рассмотрения дела о несостоятельности к судебным разбирательствам привлекаются директор, владелец бизнеса, выгодополучатель. Если суд признает связь между действиями этих лиц и неплатёжеспособностью, то взыскание в размере требований истца налагается на личное имущество.

Читайте также: