Какие права имеет капитан команды лапта

Обновлено: 30.04.2024

Лапта - pyсская наpодная игpа. Хаpактеpизyется большой подвижностью и pазнообpазием движений: игpа постpоена на беге, yдаpах, метаниях, ловле, пpыжках.

Местом для игpы может слyжить любая pовная площадка длиной 50-60 м и шиpиной 20-30 м. Площадка делится двyмя попеpечными паpаллельными чеpтами, отстоящими дpyг от дpyга на 40-50 м. Площадка междy этими чеpтами называется полем. За одной чеpтой отводится место для гоpода (или дома) , а за дpyгой - для кона.

Пpинадлежности игpы: небольшой pезиновый или теннисный мяч и лапта ("бита") - кpyглая палка длиной 80-100 см и толщиной 3-4 см.

Участники игpы делятся на две pавные по количествy команды от 5 до 10 человек в каждой. По жpебию одна из команд pасполагается за линией гоpода и называется "бьющей командой", а дpyгая - "водящая" - pазмещается в поле.

Один из игpоков бьющей команды, так называемый "метальщик", становится на линию гоpода и бьет лаптой по мячy, подбpасываемомy одним из игpоков водящей команды - "подавальщиком". С этого момента начинается игpа. После yдачного yдаpа, когда мяч далеко полетел в поле, метальщик, оставив битy, бежит чеpез поле за линию кона и, если yспевает, то и обpатно в чеpтy гоpода. В это вpемя игpоки водящей команды, овладев мячом, стаpаются попасть им в бегyщего, котоpый всячески yвеpтывается от мяча. Возвpатившись благополyчно в свой гоpод, игpок пpиобpетает пpаво опять бить по мячy. Если yдаp по мячy неyдачный и мяч yпал близко или метальщик пpомахнyлся, тогда он отходит обpатно за линию гоpода и ждет лyчшего yдаpа следyющего игpока, после чего делает пеpебежкy один или с дpyгими игpоками своей команды.

Таким обpазом, за обладание гоpодом пpоисходит yпоpная боpьба. Когда какой-либо команде yдается скpыться в гоpоде "незапятнанной", игpа пpодолжается дальше. Если отбитый мяч пойман в поле водящим в воздyхе, то команды меняются pолями.

За каждого игpока, сделавшего пеpебежкy в оба конца, не бyдyчи "запятнанным", команда гоpода полyчает очки. Победителем считается команда, набpавшая большее количество очков.

Замечательная игра!
В пору моей молодости у нас в нее играл и стар, и млад! Всестороннее развитие, нагрузка на все мышцы. Вырабатывает выносливость, быструю реакцию, глазомер. Жаль, что сегодня в лапту в России практически не играют. Бейсбол (кстати, очень похожий на нашу лапту) здорово прижился в Америке, а мы свою исконно русскую игру забыли.

На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

Для игры необходимы:

Лапта - pyсская наpодная игpа. Хаpактеpизyется большой подвижностью и pазнообpазием движений: игpа постpоена на беге, yдаpах, метаниях, ловле, пpыжках.

Местом для игpы может слyжить любая pовная площадка длиной 50-60 м и шиpиной 20-30 м. Площадка делится двyмя попеpечными паpаллельными чеpтами, отстоящими дpyг от дpyга на 40-50 м. Площадка междy этими чеpтами называется полем. За одной чеpтой отводится место для гоpода (или дома) , а за дpyгой - для кона.

Пpинадлежности игpы: небольшой pезиновый или теннисный мяч и лапта ("бита") - кpyглая палка длиной 80-100 см и толщиной 3-4 см.

Участники игpы делятся на две pавные по количествy команды от 5 до 10 человек в каждой. По жpебию одна из команд pасполагается за линией гоpода и называется "бьющей командой", а дpyгая - "водящая" - pазмещается в поле.

Один из игpоков бьющей команды, так называемый "метальщик", становится на линию гоpода и бьет лаптой по мячy, подбpасываемомy одним из игpоков водящей команды - "подавальщиком". С этого момента начинается игpа. После yдачного yдаpа, когда мяч далеко полетел в поле, метальщик, оставив битy, бежит чеpез поле за линию кона и, если yспевает, то и обpатно в чеpтy гоpода. В это вpемя игpоки водящей команды, овладев мячом, стаpаются попасть им в бегyщего, котоpый всячески yвеpтывается от мяча. Возвpатившись благополyчно в свой гоpод, игpок пpиобpетает пpаво опять бить по мячy. Если yдаp по мячy неyдачный и мяч yпал близко или метальщик пpомахнyлся, тогда он отходит обpатно за линию гоpода и ждет лyчшего yдаpа следyющего игpока, после чего делает пеpебежкy один или с дpyгими игpоками своей команды.

Таким обpазом, за обладание гоpодом пpоисходит yпоpная боpьба. Когда какой-либо команде yдается скpыться в гоpоде "незапятнанной", игpа пpодолжается дальше. Если отбитый мяч пойман в поле водящим в воздyхе, то команды меняются pолями.

За каждого игpока, сделавшего пеpебежкy в оба конца, не бyдyчи "запятнанным", команда гоpода полyчает очки. Победителем считается команда, набpавшая большее количество очков.

Подвижные игры на свежем воздухе укрепляют тело и бодрят дух. Лапта позволяет развить и то, и другое. Новомодным веянием это развлечение не назовешь, скорее оно представляет собой издавна зарекомендовавшее себя популярное состязание.

Что называется лаптой?

Лапта – командная игра, которой увлекались еще наши предки. В руках участников состязания находятся мяч и бита. Не стоит путать лапту с английским крикетом и американским бейсболом – в каждой из озвученных игр установлены свои правила.

Варианты проведения игры

Выделяют пять вариантов состязания, которые имеют различия между собой.

Лапта по правилам Федерации лапты России

Игровая площадка прямоугольной формы длиной до 55 м и шириной до 40 м – это арена для игры в лапту. Схема проведения соревнования:


Выигрыш засчитывается при условии отбивания мяча всеми игроками, их пробежки за линию кона и возвращения в город. Игра проиграна в случае отбивания мяча членами команды при непреодолении ими рубежей кона. Затем происходит обмен местами, после чего состязание продолжается.

Лапта по-ярославски

  • возможность совершать пробежку исключительно бьющему;
  • ставка на счет в 6 очков вместо учета времени;
  • наличие в смешанной команде 2 девушек и 3 юношей;
  • замена биты с круглым сечением на плоский вариант.

После проведения на площадке черты два игрока становятся за ее территорию. Подающий кидает мяч с дальнейшим отбитием его партнером. Летящий снаряд должны поймать стоящие в разных сторонах игроки. Самому удачливому из них предстоит отбивать мяч. Таким образом, игра в целом напоминает смену кадров один за другим.


Окончание этой разновидности лапты может зависеть от поставленного заранее условия. Заключается оно в финише состязания при наличии члена команды, которого не запятнали при 10 отбитых мячах.

Донская лапта

Командность игры в таких состязаниях ставится на первое место. От остальных вариантов лапты этот вариант отличает три показателя:

Игровой инвентарь

Древняя русская забава не требует особого снаряжения. Для нее достаточно приобрести лишь два предмета:

  1. Мяч из резины (возможна его замена на теннисный вариант).
  2. Лапта с четкими пропорциями по установленному стандарту.

Мяч большого размера в стандартной лапте не допускается. При несоблюдении этого правила игрок не сможет захватить его полной ладонью. Вес предмета также не должен стать причиной сильных ушибов во время состязания.

Длина лапты должна составлять около 60 см при ширине основания 10 см. Толщина ручки также имеет значение: нужно, чтобы ее было удобно захватывать. 3 см в этом случае вполне достаточно.

Правилами Федерации требования к инвентарю оговариваются более четко. Наличие цельнодеревянной биты и резинового теннисного мяча по правилам Федерации обязательно. Длина биты при этом не ограничивается озвученными 60 см и может достигать 120 см. Утолщение рукоятки остается прежним – до 3 см. Ширина с 10 уменьшается до 5 см. Правила Федерации не запрещают использовать индивидуальную биту в пределах указанных параметров. Детям до 12 лет рекомендуется бита шириной до 6 см при длине 80 см.

Любительские разновидности лапты

Общие требования к спортивному состязанию были озвучены. Для развлечения в тесной компании их адаптировали под более простой вариант.

Игра рассчитана на небольшое количество человек максимум до 4 игроков. Город и кон (дом) размещают на лужайке с ровной поверхностью. Расстояние между двумя линиями должно составлять 15-20 м.

После определения бьющего с помощью жребия его размещают за линией города. Остальные игроки занимают позиции в поле за домом. Бьющий подкидывает мяч и ударяет по нему. После пересечения кона летящий предмет должен быть пойман одним из игроков. Получивший трофей занимает место бьющего.

При неудачной попытке поймать мяч все остаются на прежних позициях, и удар повторяется. В этом случае допускается два промаха, после чего бьющий должен освободить свое место следующему игроку.

Из названия понятно, сколько человек участвует в игре. Позиция бьющего может находиться в любой линии. Два остальных игрока находятся у кона и города, и один из них подбрасывает мяч.


Удар по предмету должен быть максимально сильным. За время его полета бьющему необходимо пересечь игровую зону и оказаться за противоположной линией. Дальнему участнику состязаний следует завладеть мячом и осалить им произведшего удар.

Игра предусматривает три попытки воспользоваться битой. Важна дальность полета мяча. При его недостаточной скорости лучше оставаться на месте и воспользоваться дополнительной попыткой. В ином случае бегущего осалят до пересечения противоположной линии.

Зачем нужно играть в лапту?

В любое время года не возбраняется начать увлекательную игру на травяном поле или небольшой территории с утоптанным снегом. Лапта интересна тем, что способна выработать основные показатели настоящего спортсмена.

При ловле мяча без быстрой реакции не обойтись. Не всем она дана от природы, но развить это качество вполне реально. Точность броска также важна в лапте любой разновидности. В процессе тренировок игрок вырабатывает у себя навык видеть цель и концентрироваться на ней. К тому же, в процессе состязания командный дух стоит не на последнем месте, что помогает затем в повседневной жизни.


Не секрет, что национальная американская игра бейсбол произошла от русской лапты. В США в забаву с битой играют по несколько другим правилам, но можно с высокой степенью уверенности отметить, что русская лапта как минимум не хуже американского бейсбола.

В нашей стране организацией соревнований, отчетных конференций и популяризацией лапты занимается Федерация лапты России. Под контролем Федерации региональные центры развития лапты Мордовии, Марий-Эл, Пензенской и Липецкой областей.

Как появилась и развивалась лапта?

На Руси разминкой с мячом издревле никого было не удивить. Достаточно было посетить местные гуляния, на которых мужики брали в руки биты.


Однако в других странах лапта и ее производные продолжали жить и развиваться. В США лапту взяли за основу и возвестили о начале эры бейсбола. Песапалло (финский бейсбол) тронула души сдержанных в эмоциях финнов, и они тоже стали азартно бить по мячу.

В начале 90-х годов лапта снова вернулась на родные просторы. Мужские команды со всех уголков СССР встретились в 1990 году в Ростове, чтобы помериться силами и ловкостью.

Литература для игроков в лапту

Никогда не помешает узнать больше о популярной игре. Корифеи лапты представили общественности следующие пособия:

Лапта – развлечение на все времена. Это не только старинная русская забава, но и спортивное соревнование, которое заслуживает достойного к себе отношения.

Русская лапта — это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды — не дать соперникам сделать перебежки осалива-нием мячом и поймать больше "свечей", причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

Игровая площадка представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку.


Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам площадки, носят название "боковые линии", линии вдоль коротких сторон — "линии дома" и "линии кона".

Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома 5-3 м, за боковыми линиями 10-20 м, за линией кона 20-40 м.

Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (см. гл. 17) не попал в штрафную зону.

Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3 м. В центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см чертится круг подачи.


Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см диаметром 5 см + 1 мм. Диаметр рукоятки биты не менее 3 см, длина рукоятки не более 30 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см шириной до 6 см и толщиной 2 см. Запрещается играть бейсбольными и софтбольными битами.

Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном, и тренера, которому может помогать помощник тренера (см. гл. 13).


Во время игры на площадке должно находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех (см. гл. 25), которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.

Член команды является игроком, если он находится на площадке и имеет право играть. В других случаях он является запасным. Запасной становится игроком, когда судья разрешает ему выйти на площадку в соответствии с правилами. Все игроки должны иметь номера на майках спереди и сзади; цифры должны быть одного цвета, контрастного цвету маек. Номера на спине должны быть высотой не менее 20 см, номера на груди — не менее 10 см. Игроки одной команды должны быть одеты в майки одной расцветки. Разрешается использовать рекламу на майках.

Соревнования по лапте

Капитан является представителем своей команды и контролирует игру. Капитан может обращаться к старшему судье по вопросам, связанным с толкованием правил, или для получения необходимой информации при условии, что это делается в корректной форме.

Если по какой-либо уважительной причине капитан покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия. Капитан команды имеет право просить старшего судью заменить подающего игрока команды соперника если тот подает мяч для удара не по правилам (см. гл. 28).

Не менее чем за 15 минут до начала игры тренеры должны сообщить секретарю фамилии и номера игроков, которые будут принимать участие в игре, а также фамилии капитана, тренера и помощника тренера.

Не позднее чем за 5 минут до начала игры тренеры должны подтвердить фамилии и номера заявленных игроков и тренеров и подписать протокол. Одновременно они должны сообщить фамилии шести игроков, которые начинают игру и их очередность ударов.

Если игрок меняет свой номер в процессе игры, он должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Просьба о минутных перерывах высказываются тренером. Если тренер собирается произвести замену игрока, то он должен дать указание игроку, выходящему на замену, и сообщить об этом секретарю. Игрок должен быть готов принять участие в игре немедленно (см. гл. 27).

Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по какой-либо причине не может продолжать их выполнять.

Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если он должен покинуть игровую площадку по какой-либо уважительной причине, то может продолжать действовать как тренер. Однако, если он получил красную карточку или не может выполнять обязанности тренера из-за серьезной травмы, то игрок, заменивший его как капитана команды заменяет его в качестве тренера.

За 15-30 минут до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5-10 минут до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая — левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи, параллельно боковым линиям до линии кона.

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.

Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников игрок-подающий становится также у круга подачи.

Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над Кругом подачи на высоту указанную нападавшим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределы штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий или вылетел за линю кона по земле, или по воздуху между флагами) игроки нападения, имевшие право на перебежку, могут ее начать.

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.

В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, то такой удар засчитывается, при промахе попытка удара также засчитывается.

В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук, и падает на площадку, то удар засчитывается как промах.

Если игрок выполняет подачу с нарушением требований (см. гл. 29), то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение, игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявки, сохраняя очередность. Перед началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии дома. В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно, удары по мячу проводятся согласно расстановки игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, то при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они так же получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в дом, если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды, мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается. Что он уже вышел из игры.

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.

Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ноги игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленым игроками защищающийся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч без задержки в дом для продолжения игры.

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля (см. гл. 33).

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, т.к. осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. гл. 33).

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним, или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свитском и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом так же очки не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко, и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Очки своей команде приносит игрок, поймавший "свечу", 2 очка — игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом не осаленным, или успев пересечь линию дома до осаливания другого игрока своей команды.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием, в случае ничейного результата после основного времени игры, проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительность 10 минут или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 минут, в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.

Если в процессе игры у оной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается и этой команде засчитывается поражение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущество в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом (см. жесты судей).

Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через приобщение учащихся к народным играм (лапте).

Задачи урока:

· Образовательные: формирование основ взаимодействия в команде; закрепление умений и навыков ловли и передачи мяча, повторение и закрепление теоретических сведений по правилам игры;

· Оздоровительные: развитие ловкости, быстроты, координации, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни;

· Воспитательные: снятие эмоционального стресса; развитие чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Тип урока: обучающий

Метод проведения: фронтальный, индивидуальный, групповой, игровой, метод непосредственной наглядности.

Место проведения: школьный стадион МБОУ СОШ № 72.

Инвентарь: теннисные мячи, биты разного размера, разметка, свисток.

Время проведения: 45 минут.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обла­дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.


Русская лапта пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

РЛ может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование РЛ как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.


Лапта создаёт предпосылки для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся.

В сфере личностных УУД формируются умения самостоятельно делать свой выбор в игре, оценивать игровые ситуации и поступки игроков по команде, формируются мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.

В области регулятивных действий игра способствует развитию умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы. Так, во вовремя игры, бьющий должен пробить лаптой (битой) по мячу так, чтобы он перелетел зону подачи. Если удар оказался правильным игрок решает сам бежать ему или не бежать. В данном моменте учащиеся оценивают игровую ситуацию и принимают решение, которое может принести команде дополнительное очко.

В области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентацию на партнёра, умение договариваться в отношении целей и способов действия, распределение функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра по команде и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.

Лапта – игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков.

Разметка площадки

Место подачи город
пригород
Зона подачи (штрафная линия)
кон (дом)
Поле(20-40м)

Площадка: ровная открытая, 30-60 м (длина) на 20-40 м (ширина).

Время игры: до определенного счета в партии, по времени и т.д.

После разделения на команды, используя считалки, расчет и т.д. по жребию определяется, какая команда будет бьющей, другая соответственно – водящей. Задача бьющей команды пробить мяч как можно дальше и сильнее в поле, перебежать его до дома и при благоприятных обстоятельствах вернуться обратно в город и тем самым принести команде очко. Водящая команда осаливает перебежчика.

Бьющая команда занимает линию города, другая располагается в произвольном порядке по всему полю. Капитан команды или сами игроки устанавливают очередность пробития. Из водящей команды определяется подавальщик, который подбрасывает бьющему мяч строго вверх, с открытой ладони.

Игроку - подавальщику можно передать мяч и он имеет право выходить навстречу бегущим, а поймав мяч произвести осаливание. Нельзя умышленно препятствовать бегущим, задерживать их.

Смена происходит в следующих случаях:

4. Если произошло самоосаливание игрока бьющей команды. Самоосаливание случается: если игрок коснется мяча в пределах поля; выбежит за боковую линию поля или наступит на нее; начав перебежку, возвратится за линию кона или города.

Штрафные очки даются:

1. За умышленную задержку, применение силовых приемов, создание препятствий бегущим.

2. За опасные удары, отбрасывание биты.

3. Убегание с битой после подачи.

4. За три подряд неправильных подкидываний.

5. За оскорбления.

Ход урока

Читайте также: