Какие права были у женщин в 19 веке

Обновлено: 02.07.2024

Когда восьмилетние мальчики из аристократических семей отправлялись на жительство в школы, что же в это время делали их сестры?

Если нянек всегда обожали, то бедных гувернанток любили довольно редко. Может быть оттого, что няни выбирали свою судьбу добровольно и оставались с семьей до конца своих дней, а гувернантками всегда становились по воле обстоятельств. В эту профессию чаще всего были вынуждены идти работать образованные девушки из среднего класса, дочери безденежных профессоров и клерков, чтобы помочь разорившейся семье и заработать себе на приданое. Иногда гувернантками были вынуждены становиться и дочери аристократов, потерявших свое состояние. Для таких девушек униженность от их положения являлась преградой к тому, чтобы они могли получать хоть некоторое удовольствие от своей работы. Они были очень одиноки, и слуги всячески старались выразить им свое презрение. Чем родовитее была семья бедной гувернантки, тем хуже к ней относились.

Прислуга считала, что если женщина вынуждена работать, то она приравнена в своем положении к ним, и не желала ухаживать за ней, старательно демонстрируя свое пренебрежение. Если же бедняжка устраивалась в семью, в которой не было аристократических корней, то хозяева, подозревая, что она смотрит на них свысока и презирает за отсутствие надлежащих манер, недолюбливали ее и терпели только для того, чтобы их дочери научились держать себя в обществе.

Кроме обучения своих дочерей языкам, игре на пианино и акварельному рисунку, родители мало заботились о глубоких знаниях. Девушки много читали, но выбирали не нравоучительные книги, а любовные романы, которые потихоньку потаскивали из домашней библиотеки. Спускались в общую обеденную залу они только для ланча, где сидели за отдельным столом вместе со своей гувернанткой. Чай с выпечкой в пять часов относился наверх в комнату для занятий. После этого дети уже не получали никакой еды до следующего утра.

Леди Гартврич (Бетти) была младшей сестрой леди Твендолен, которая вышла замуж за Джека Черчилля. Когда она вошла в возраст, то была приглашена на охотy довольно далеко от дома. Чтобы добраться до места, она должна была воспользоваться железной дорогой. До станции рано утром ее проводил конюх, который обязан был встретить ее здесь в тот же вечер. Далее с поклажей, составлявшей все снаряжение для охоты, она ехала в вагоне-стойле вместе с лошадью. Считалось вполне нормальным и приемлемым, что молодая девушка путешествует, сидя на соломе, со своим конем, поскольку считалось, что он будет ей защитой и забьет ногами любого, кто войдет в вагон-стойло. Однако если бы она без сопровождения находилась в пассажирском вагоне со всей публикой, среди которой могли быть мужчины, общество бы такую девушку осудило.

В течение трех месяцев, пока родители и старшие дочери вращались в обществе, младшие на своем верхнем этаже вместе с гувернанткой твердили уроки.

Помимо перечисленных уроков девушки учились также танцам, музыке, рукоделию и умению держаться в обществе. Во многих школах в качестве тестирования перед приемом давалось задание пришить пуговицу или обметать петлю. Однако подобная картина наблюдалась только в Англии. Русские и немецкие девушки были гораздо более образованными (по признанию леди Гартврич) и знали прекрасно три-четыре языка, а во Франции девушки были и более изысканны в манерах поведения.

Как трудно сейчас нашему свободомыслящему поколению, практически не подвластному общественному мнению, понять, что всего лишь немногим более ста лет назад именно это мнение определяло судьбу человека, особенно девушек. Также невозможно для поколения, выросшего вне сословных и классовых границ, представить мир, в котором на каждом шагу вставали непреодолимые ограничения и преграды, Девушкам из хороших семей никогда не разрешалось оставаться наедине с мужчиной, даже на несколько минут в гостиной их собственного дома. В обществе были убеждены, что стоит мужчине оказаться наедине с девушкой, как он тут же будет ее домогаться. Таковы были условности того времени. Мужчины находились в поиске жертвы и добычи, а девушки ограждались от желавших сорвать цветок невинности.

Все викторианские мамы были сильно озабочены последним обстоятельством, и чтобы не допустить слухов о своих дочерях, которые часто распускались с целью устранения более счастливой соперницы, не отпускали их от себя и контролировали каждый их шаг. Девушки и молодые женщины к тому же находились под постоянным доглядом со стороны слуг. Горничные их будили, одевали, прислуживали за столом, утренние визиты юные леди делали в сопровождении лакея и конюха, на балах или в театре находились с мамками и свахами, а вечером, когда возвращались домой, сонные служанки раздевали их. Бедняжки практически совсем не оставались одни. Если мисс (незамужняя леди) ускользала от своей горничной, свахи, сестры и знакомых всего лишь на час, то уже делались грязные предположения о том, что что-то могло случиться. С этого момента претенденты на руку и сердце словно испарялись.

Незамужняя американка, приехавшая в сопровождении тети в Англию навестить родственников, должна была по делам наследства вернуться домой. Тетя, опасавшаяся повторного долгого плавания, не поехала с ней, Когда через полгода девушка опять появилась в британском обществе, она была принята очень холодно всеми важными дамами, от которых зависело общественное мнение. После того как девушка самостоятельно проделала такой далекий путь, они не считали ее достаточно добродетельной для своего круга, предполагая, что, находясь без присмотра, она могла сделать что-то недозволенное. Замужество для молодой американки было поставлено под угрозу. К счастью, обладая гибким умом, она не стала укорять дам в несовременности взглядов и доказывать им их неправоту, а вместо этого в течение несколько месяцев демонстрировала образцовое поведение и, зарекомендовав себя в обществе с правильной стороны, обладая к тому же приятной внешностью, очень удачно вышла замуж.

«— Что, эта новая опера "Шильберг и Силливан" действительно так хороша? — спросил он ее.

— Очень! Вы что, действительно еще не видели?

— Нет! Мне, право, стыдно в этом признаться!

— Сегодня же вечером идите. Если, конечно, вам достанется свободное место. Какую часть театра вы предпочитаете?

Подобное общение с разговорами ни о чем кого-то приводило в отчаяние, но большинство было вполне счастливо.

Каждая девушка, вступая в свет, испытывала страшное волнение! Ведь с этого момента она становилась заметной. Она больше не была ребенком, которого, погладив по головке, отсылали из залы, где находились взрослые. Теоретически она была подготовлена к этому, но практически у нее не было ни малейшего опыта, как вести себя в подобной ситуации. Ведь в это время идеи вечеров для молодежи не существовало вовсе, так же как и развлечений для детей. Балы и приемы давались для знати, для королевских особ, для гостей родителей, и молодым разрешалось всего лишь присутствовать на этих мероприятиях.

Многие девушки стремились замуж только из-за того, что они считали худшим из зол собственную мать, говорящую, что некрасиво сидеть, положив ногу на ногу. Они на самом деле не имели никакого понятия о жизни, и это считалось их большим достоинством. Опытность рассматривалась как дурной тон и почти приравнивалась к дурной репутации. Ни один мужчина не хотел бы жениться на девушке со смелым, как считалось, дерзким взглядом на жизнь. Невинность и скромность — вот черты, которые высоко ценились в юных девах викторианцами. Даже цвета их платьев, когда они отправлялись на бал, были удивительно однообразны — разные оттенки белого (символа невинности). До замужества они не носили украшений и не могли надевать яркие платья.

Сколько волнения при виде одетых ножек, гораздо более, чем теперь при виде раздетых!

Не только весь строй жизни был построен так, чтобы блюсти нравственность, но и одежда являлась неизбежной преградой на пути порока, ведь на девушке было надето до пятнадцати слоев нижних сорочек, юбок, лифов и корсетов, избавиться от которых она не могла без помощи горничной. Даже если предположить, что ее кавалер был искушен в женском белье и мог ей помочь, то большая часть свидания ушла бы на избавление от одежды и затем натягивание ее вновь. При этом опытный глаз горничной мгновенно увидел бы неполадки в нижних юбках и сорочках, и секрет все равно был бы раскрыт.

Месяцы, а то и годы проходили в викторианское время между зарождением симпатии друг к другу, начинавшейся с подрагивания ресниц, робких взглядов, чуть дольше задержавшихся на предмете интереса, вздохов, легкого румянца, частого сердцебиения, волнения в груди, и решающим объяснением. С этого момента все зависело от того, нравился ли претендент на руку и сердце родителям девушки. Если нет, то ей старались подобрать другого кандидата, отвечающего основным критериям того времени: титул, респектабельность (или мнение общества) и деньги. Заинтересовав будущего избранника дочери, который мог быть старше ее в несколько раз и вызывать омерзение, родители успокаивали ее тем, что стерпится-слюбится. В такой ситуации привлекала возможность быстро овдоветь, особенно если супруг оставлял завещание в ее пользу.

Если девушка не выходила замуж и жила с родителями, то чаще всего она являлась пленницей в собственном доме, где к ней продолжали относиться как к несовершеннолетней, не имевшей собственного мнения и желаний. После смерти отца и матери, наследство чаще всего оставлялось старшему брату, и она, не имея средств к существованию, переезжала жить в его семью, где всегда ставилась на последнее место. Слуги обносили ее за столом, жена брата ею командовала, и опять она оказывалась в полной зависимости. Если не было братьев, то девушка, после того как родители оставляли этот мир, переезжала в семью сестры, потому что считалось, что незамужняя девушка, даже если она взрослая, не способна сама о себе позаботиться. Там было еще хуже, так как в этом случае ее судьбу решал деверь, то есть чужой человек. При выходе замуж женщина переставала быть хозяйкой собственных денег, которые отдавались за нее в приданое. Муж мог пропить их, прогулять, проиграть или подарить любовнице, и жена даже не могла его упрекнуть, так как это бы осудили в обществе. Конечно, ей могло повезти, и ее любимый муж мог быть удачливым в делах и считаться с ее мнением, тогда жизнь действительно проходила в счастье и покое. Но если же он оказывался тираном и самодуром, то оставалось только ждать его смерти и бояться одновременно остаться без денег и крыши над головой.

Чтобы заполучить нужного жениха, не стеснялись никаких средств. Вот сценка из популярной пьесы, которую лорд Эрнест сам написал и часто ставил в домашнем театре:

Леди Драгой. Ну и наделала же ты дел, дорогая!

Хильда. Каких дел, мама?

Леди Драгон (насмешливо). Каких дел! Просидеть всю ночь с мужчиной в шкафу и не заставить его сделать предложение!

Хильда, Совсем не всю ночь, а всего лишь недолго до ужина.

Леди Драгон. Это одно и то же!

Хильда. Ну что я могла сделать, мама?

Леди Драгон. Не притворяйся дурой! Тысячу вещей ты могла бы сделать! Он тебя целовал?

Леди Драгон. И ты просто сидела как идиотка и позволяла в течение часа себя целовать?

Хильда (рыдая). Ну, ты же сама говорила, что я не должна противиться лорду Пати. И если он захочет поцеловать меня, то я должна позволить.

Леди Драгон. Ты действительно настоящая дура! А что же ты не закричала, когда князь нашел вас двоих в его гардеробе?

Хильда. А почему я должна была закричать?

Леди Драгон. У тебя совсем нет мозгов! Ты разве не знаешь, что как только ты услышала звук шагов, ты должна была крикнуть: "Помогите! Помогите! Уберите руки от меня, сэр!" Или что-нибудь подобное. Тогда бы он был вынужден на тебе жениться!

Хильда. Мама, но ты никогда мне об этом не говорила!

Леди Драгон. Боже! Ну, это же так естественно! Ты должна была сама догадаться! Как я теперь объясню отцу. Ну, хорошо. Бесполезно говорить с безмозглой курицей!

Горничная. Моя леди, письмо для мисс Хильды!

Хильда (прочитав записку). Мама! Это лорд Пати! Он просит меня выйти за него замуж!

С началом сезона в свете происходило оживление, и если девушка не нашла себе мужа в прошлом году, ее взволнованная мамаша могла сменить сваху и начать охоту за женихами сызнова. При этом возраст свахи не имел значения. Иногда она была даже моложе и игривее, чем сокровище, которое предлагала и в то же время тщательно оберегала. Удаляться в зимний сад разрешалось только с целью предложения руки и сердца.

Если девушка во время танцев исчезала на 10 минут, то в глазах общества она уже заметно теряла свою ценность, поэтому сваха во время бала неотступно вертела головой во все стороны, чтобы ее подопечная оставалась в поле зрения. Девушки во время танцев сидели на хорошо освещенном диванчике или в ряд поставленных стульях, и молодые люди подходили к ним, чтобы записаться в бальную книжечку на определенный номер танца.

Два танца подряд с одним и тем же кавалером обращали на себя внимание всех, и свахи начинали шептаться о помолвке. Три подряд было позволено только принцу Альберту и королеве Виктории.

Однако все условности заканчивались там, где царила бедность. Какой надзор мог быть за девушками, вынужденными зарабатывать на кусок хлеба. Разве кто-то думал о том, что они одни ходили по темным улицам, разыскивая напившегося отца, а на службе также никого не заботило то, что служанка оставалась одна в комнате с хозяином. Нравственные нормы для низшего класса были совсем иными, хотя и здесь главным считалось то, чтобы девушка сама о себе позаботилась и не перешла последней черты.

Родившиеся в бедных семьях работали до изнеможения и не могли противиться, когда, к примеру, владелец магазина, в котором они служили, склонял их к сожительству. Не могли отказать, зная даже, какая участь постигла многих других, работавших ранее на том же месте. Зависимость была страшная. Отказав, девушка лишалась места и была обречена потратить долгие недели, а то и месяцы в поисках нового. А если последние деньги заплачены за жилье, значит, ей нечего было есть, она в любой момент могла упасть в голодный обморок, но торопилась найти работу, иначе можно было лишиться и крыши над головой.

А представьте, если при этом она должна была кормить престарелых родителей и маленьких сестер! Ей не оставалось ничего иного, кроме как принести себя в жертву ради них! Для многих бедных девушек это могло бы быть выходом из нищеты, если бы не рождавшиеся вне брака дети, которые меняли все в их положении. При малейшем намеке на беременность любовник оставлял их, порой без всяких средств к существованию. Даже если он и помогал какое-то время, все равно деньги кончались очень быстро, и родители, ранее поощрявшие дочь, чтобы с помощью заработанных таким путем средств кормить всю семью, теперь, не получая больше денег, позорили ее ежедневно и осыпали проклятиями. Все гостинцы, которые она получила до этого от богатого любовника, проедались. Позор и унижение ожидали ее на каждом шагу. Устроиться на работу беременной женщине было невозможно — значит, она оседала лишним ртом на шее и так бедной семьи, а после рождения ребенка оставались постоянные заботы, кто будет смотреть за ним, пока она находится на работе.

И все равно, даже зная все обстоятельства, перед искушением хоть на некоторое время скрыться от угнетавшей нищеты, приоткрыть занавеску в совсем другой радостный, нарядный мир, пройти по улице в сногсшибательных по своей красоте и дороговизне нарядах и посмотреть свысока на людей, от которых столько лет зависела работа, а значит и жизнь, устоять было почти невозможно! В какой-то мере это был их шанс, о котором они бы жалели в любом случае, приняв его или отвергнув.

Еще хуже было положение бедного незаконнорожденного дитяти. Даже если отец оказывал материальную помощь до его совершеннолетия, то и тогда каждую минуту своей жизни он чувствовал, что его появления на свет не хотели и что он не такой, как другие. Еще не понимая слова незаконнорожденный, он уже знал, что оно имеет постыдное значение, и всю жизнь не мог отмыться от грязи.

Текст Татьяны Диттрич (из книги "Повседневная жизнь викторианской Англии".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Работу выполнила ученица 8 класса

Руководитель: учитель истории

первой квалификационной категории

Аверьянова Галина Михайловна

Шереметьевка- 2016 год

Положение женщин России в XIX в.

Правовое положение женщин.

Право на образование.

Гипотеза: если в стране роль женщин в государственных делах ограничена, следовательно, в стране отсутствуют для этого условия.

1. XVIII столетие в истории России завершилось указом Павла I, запрещавшим передавать престол женщинам. Но 70-летняя "эпоха женских правлений" сделала свое дело: в общественно-политической и культурной жизни России началось быстрое становление женского самосознания. Начало"социализации" женщин послужила "первая организация для достижения общественных целей", Женское патриотическое общество. Созданное в 1812 г., оно положило начало женскому движению в России.

Каким было правовое положение русских женщин в XIX ? Российское законодательство устанавливало принцип раздельного владения имуществом супругами и предусматривали известную самостоятельность замужних женщин в решении имущественных вопросов, а также не считали мужа естественным попечителем своей жены.

Правовое положение женщин в России в XIX — начале XX в. определялось многими факторами: сословной и национально-религиозной принадлежностью, семейным положением, местом проживания и т.д. Женщины привилегированных сословий, обладая правом имущественной самостоятельности, могли быть достаточно состоятельными и экономически независимыми, что позволяло им заниматься предпринимательской деятельностью, получать образование, иметь больше прав, находясь под стражей. Вступление в брак с человеком высшего сословия сопровождалось для женщины повышением её правового статуса. В соответствии с законом жена имела право на все права и преимущества мужа, сопряжённые с его состоянием, чином или званием, которое она сохраняла и во вдовстве и при разводе. Правовой статус женщин, проживающих в Финляндии, Царстве Польском, Черниговской и Полтавской губерниях, Прибалтике, Бессарабии и на Кавказе во многом определялся нормами местного права, отличного от общероссийского законодательства;

Правовое положение женщин в России в XIX — начале XX в. характеризовалось слабой социально-правовой защищённостью, отсутствием политических прав, невозможностью реализовать свои профессиональные знания, неспособностью государства эффективно обеспечить права и

Российские законы XIX в. в качестве основы отношений в браке свободы граждан и особенно женщин., устанавливали институт власти мужа, в силу которого жена была обязана повиноваться мужу и проживать с ним совместно, повсюду следовать за ним.

Неотъемлемой составной частью правового статуса личности является право на получение работы. Для женского населения России пользование этим правом имело свои особенности, обусловленные спецификой социально - экономического развития страны. Как известно, отмена крепостного права сопровождалась неуклонным развитием капиталистического способа производства, ускоренными темпами роста промышленности, частных предприятий, особенно в металлургии, машиностроении, текстильной отрасли. Новые производственные отношения породили наемный труд, в сферу которого стали все шире вовлекаться и женщины. Применение женской рабочей силы стало возрастать с середины 80-х г. ХІХ в. в связи с повсеместной механизацией производства и ростом рабочего движения. Фабриканты и заводчики охотно шли на трудоустройство менее требовательных, чем мужчины, и менее социально активных работниц. В результате, к началу 90-х гг. ХГХ в. по сведениям главного фабричного инспектора России, в текстильной промышленности была занята 161 тысяча женщин (38,3% рабочих). В целом, 77% от числа занятых в промышленности женщин трудились на фабриках по обработке волокнистых веществ (в легкой и текстильной промышленности) .

Несмотря на значительное количество занятых в промышленности работниц, в области улучшения условий труда последовательной государственной политики не проводилось. Трудовое законодательство было еще не развитым и не способствовало созданию достойных условий ни женщинам, ни мужчинам. Первый закон о работе подростков и лиц женского пола в промышленных заведениях появился 3 июня 1886 г. Он запрещал ночную работу женщинам и подросткам (15 -17 лет) на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках между 9 часами вечера и 5 часами утра. Окончательно этот закон был утвержден 24 апреля 1890 г., но с дополнением, по которому ночная работа разрешалась в особо уважительных случаях. Рабочая смена длилась 12 часов. По закону от 2 июня 1897 г. она была сокращена на 30 минут, разрешалось 120 сверхурочных часов в год, однако эта норма хозяевами предприятий соблюдалась редко.

Нормативы об охране труда отсутствовали, что приводило к большому числу производственных травм. Закон о вознаграждении получившим увечья появился только в XX в. Социальное страхование рабочих начало распространяться в 1888 г., однако законодательно оно было оформлено лишь в 1912 г. Уровень оплаты женского труда был на 30% ниже мужского. Если средний заработок рабочего составлял в 80-х г. Х I Х в. 14-15 рублей в месяц, то работницы получали 10 рублей. Стоимость дневного содержания наемного работника в сельском хозяйстве равнялась 12 копейкам, для женщины 9 копейкам. В керамическом производстве, на шерстяных прядильно-ткацких фабриках разница в оплате мужского и женского труда достигла 60%. Рабочие и работницы имели различный уровень грамотности. По данным всеобщей переписи 1897 г. 51,9% учтенных рабочих умели читать, грамотность работниц текстильных предприятий составляла 18,6%.

Не легкими были условиями труда крестьянок, которые составляли большинство женского населения России. Это была незаменимая рабочая сила в сельском хозяйстве. Работая по 18 часов в день, они не только трудились в поле и на скотном дворе, но вели домашнее хозяйство, заботились о детях, зимой, когда работы в поле не было, занимались ремеслом, поскольку во многих областях одежду полностью изготовляли сами. Многие крестьянки на дому выполняли заказы на изготовление кружев. Например, в конце XIX в. ежегодно ими выделывались кружева на 2 млрд. рублей.

Однако, трудясь наравне, а часто и больше мужчин, крестьянки, по сложившейся правовой практике и обычаям того времени не владели землей и большей частью находились в личной и экономической зависимости от главы семейства.

Таким образом, в ходе коренных экономических преобразований пореформенного периода профессиональный статус женщин низших слоев общества существенно изменился. Они получили широкий доступ к неквалифицированному труду и рабочим специальностям на фабриках и заводах. Сохранившийся индивидуальный характер ведения сельского хозяйства также признавал за женщинами право на тяжелую физическую работу. В то же время работницы и крестьянки, в условиях консервативного патриархального общества были лишены элементарных прав, приближавших их к правам мужчин.

В сферах государственной службы и интеллигентных профессий ситуация с трудоустройством женщин была противоположной. Возможности служить на государственной службе у женщин были крайне ограничены. Высочайшим повелением от 14 января 1871 г. им запрещалось работать на канцелярских и других должностях во всех правительственных и общественных учреждениях. Круг доступных для женщин профессий был крайне ограничен: учительницы, акушерки, фельдшеры, аптекари, телеграфистки, служащие по счетной части в женских заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны.

Таким образом, анализ государственных решений, документальных источников позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX в. политика в сфере труда и занятости мало способствовала самореализации женской личности, приводила к дискриминации женщин во всех профессиональных группах.

Первые десятилетия XIX в. родили и новый женский образ в жизни и литературе. Воспитанные на романтической прозе, поэзии и гуманистических традициях XVIII в., читавшие Вольтера, Руссо и Гёте, образованные женщины того времени обрели дивную силу нравственного чувства. Христианские идеи верности, жертвенности, страдания ради выполнения морального долга, которые внушались им с детства и были основой семейного воспитания их матерей и бабушек, сформировали феномен женщины сильной духом, самоотверженной в желании помочь другим, прежде всего близким, семье, мужу. И не случайно образ пушкинской Татьяны Лариной полвека спустя Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.

Младшими сестрами членов Патриотического общества можно назвать "декабристок". Нравственный подвиг Е. Трубецкой, М. Волконской и тех, кто последовал их примеру, разделившие с мужьями и братьями тяготы каторги и ссылки. Именно эти женщины брались за передачу и распространение в столице написанных в остроге политико-философских произведений, создавали в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, тем самым постепенно приближались к идее протеста против несправедливости по отношению к женщинам.

Большую роль в распространении либералистских взглядов сыграли писательницы пушкинской поры. Отстаивая идеи женского равноправия, хотя бы в праве на высказывание своих взглядов, на их публичное обнародование - К.К. Павлова, А.П. Зонтаг, Е.А. Тимашева - решились рассказать о своем несогласии со стереотипами "общепринятого", выступить против общегосударственного принципа "благонамеренности". Своим появлением на литературном небосклоне они заявили право россиянки быть услышанной.

Женщины-авторы прорвались к нам из забвения потому, что их тираноборческие, освободительные, патриотические произведения, написанные по-женски эмоционально, имели особое влияние в тогдашнем обществе. Стихи поборницы объединения славянофилов с западниками К.Павловой, ее современниц Е.Ростопчиной и Н.Тепловой, выражавших открытое сочувствие героям 14 декабря, возбуждали повышенный интерес и оттого стали фактором, формирующим оппозиционные социальные настроения.

Свою роль в самосознания сыграли не только такие женщины, вполне вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и те, которые "выпадали" из него. Например, жизнь и судьба "кавалерист-девицы" Н. Дуровой, женщины-воина, впервые в русской истории добившейся положительного признания своего необычного поведения.

Многие из писательниц и "светские львицы" второй трети XIX в. были хозяйками собственных литературно-художественных салонов: З.Н. Волконская, Е.И. Голицына, С.Д. Пономарева, представительницы рода Кутузовых и рода Карамзиных, А. Елагина - все это были образованные женщины, желавшие принимать участие в обсуждении жизненных вопросов. Их споры были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок к общественной жизни.

Как шаг в этом направлении рассматривалась и благотворительная деятельность. Роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить. Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и "училищ для дочерей всякого звания", а к 40-ым годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Все они так или иначе готовили перемены в общественной жизни России, совершившиеся в 60-е годы, ту самую российскую "революцию сверху" (отмену крепостного права 19 февраля 1861 г.), в подготовке которой напрямую участвовали такие известные либералки, как вел.княгиня Елена Павловна - тетка Александра II и жена одного из самых известных "либеральных бюрократов" того времени Д.А. Милютина. Любопытно и симптоматично для русской "женской истории", что именно тетка царя-Освободителя самым активным образом выступала с инициативой отмены крепостного права! Она поддерживала идею освобождения крестьян со значительным земельным наделом, компенсацию за который должно было выплатить помещикам государство.

Известную роль в поиске россиянками сфер применения их внесемейной активности сыграли события Крымской войны 1853-1856 гг., с которой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней с самого начала играли огромную роль. Уже осенью 1853 года на театр военных действий (впервые в истории войн в России!) прибыло несколько десятков "дам высокой души" - медицинских сестер Крестовоздвиженской общины (основанной вел.княгиней Еленой Павловной). Аристократки Е. Будберг и А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово (внучатые племянницы М. Кутузова) заставили признать, что героическое служение русскому солдату в госпиталях может быть весомым аргументом в пользу женского равноправия, о чем неоднократно впоследствии вспоминали многие участницы данной акции. Хирург Н. Пирогов не уставал "дивиться их истинно стоическому самоотвержению", подчеркивал большие, нежели у мужчин организаторские способности женщин, "опытность и распорядительность".

1858 год - год первой самодеятельной женской организации в России. С нее начался новый этап в истории развития коллективного самосознания россиянок. После 1861 года изменилась степень открытости политического режима, но господствующим идеалом оставалось представление о женщине как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала недоумение, а то и неприятие. Это было время появления и первых женщин-литературных критиков, журналисток, женщин-создательниц трудовых артелей и издательств, переводчиц и получивших образование в западных университетах женщин-врачей, однако даже в интеллигентной среде к ним относились с недоверием.

Весьма существенен огромный шаг вперед был сделан в получении женщин доступ к высшему образованию. Борьба за доступ женщин к высшему образованию была вызвана возросшим чувством собственного достоинства, стремлением к интеллектуальной независимости, заинтересованностью в общественных делах, потребностью действенно служить интересам народа и тем самым укреплять в обществе уважение к женщинам. На улицах крупных городов середины 50-х гг. XIX в. появились молодые женщины с книгами и тетрадями в руках. В 1860-е гг. облик курсистки - слушательницы Высших женских курсов, созданных в Москве, Петербурге и ряде других крупных городов, уже редко кого удивлял. Образ женщины-профессора еще в 1830-е гг. казавшийся комичным, спустя всего 30 лет стал объектом восхищения (С. Ковалевская, Ю. Лермонтова, А. Кашеварова-Руднева, В. Харузина, первый русский "академик в чепце" - археолог графиня П.А. Уварова), и идея допущения женщин на университетские кафедры оказалась у всех на устах.

Борьба за доступ к университетскому образованию была свидетельством набиравшего силу женского движения. Должно было пройти несколько десятилетий, прежде чем младшие современницы первых русских феминисток получили право публичного обсуждения женских проблем и требований с думской трибуны.

Итак, с середины Х I Х по начало XX вв. под влиянием демократических реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось число учащихся женщин. Получение образования входило в норму. Это теперь все чаще рассматривалось не как из ряда вон выходящее событие, а как простая необходимость.

А.П. Философова и А.Н. Шабанова прилагали значительные усилия к созданию общенациональной женской организации - Всероссийского женского совета.

Т.о., в XIX в. положение женщины в России существенно изменилось как в правовом, так и в социальном поле. Женщины получили возможность получать высшее образование, устраиваться на работу, содержать самостоятельно семью и т.д. Однако, доступ к государственной службе был ограничен. В отличие от XVIII в., где в силу сложившихся обстоятельств (отсутствие четкого закона о престолонаследии, усиление роли гвардии), в XIX в. указом Павла I четко указывалось на то, что престолонаследником отныне может только лицо мужского пола. Отсутствие условий для участия женщин в государственных делах привело к зарождению женского движения за права женщин и созданию первых женских организаций.

Публичные дома в Российской империи в 19 веке были вполне легальными. В 1889 году только в одной Москве насчитывалось 111 борделей. На самом деле их было больше, просто не все желали платить налоги. Как жилось девушкам в российских домах терпимости?

Bigpicture ru costa leemage vostock photo 4739064

Bigpicture ru 5f0ed52415e9f91b4d63ef47

Исследователь приводит пример провинциальной 15-летней девушки Варвары из Вологды. Потеряв работу в родном городе, она по совету знакомой приехала в Москву. Девушка нашла в газете объявление о вакансии няни и отправилась на собеседование. Как вы уже догадались, это оказалось объявление публичного дома.

Юная провинциалка, не имевшая денег на съем жилья и на обратный билет, была в отчаянии. Но хозяйка заведения, опытная и циничная дама, быстро взяла ее в оборот. Она показала девушке дорогие платья и драгоценности, пообещав, что у нее будут такие же. Хитрая содержательница борделя добавила, что если работа не подойдет, она сама купит билет в Вологду.

Неопытная девушка поддалась на уговоры и стала проституткой. Нужно сказать, что от ее согласия ничего не зависело. Российские законы запрещали удерживать силой в публичных домах только девственниц. Но даже у невинных девушек почти не было шанса вырваться. На бордели работали продажные акушерки, без проблем подтверждавшие потерю невинности за некоторое вознаграждение.

Bigpicture ru foto 3

Так Варвара оказалась в московском публичном доме. При этом, по иронии судьбы, ее трудоустроили именно няней – закон запрещал несовершеннолетним работать проститутками. Юная жительница провинции сама пришла в руки содержателям борделя, но не все шли этим путем.

Узаконенная торговля людьми

Многие женщины попадали в публичные дома через поставщиков. Это была развитая полукриминальная сеть вербовщиков, не гнушавшихся никакими методами. Женщин, подыскивавших кандидатуры, называли няньками, а мужчин – маккавеями. Работали они как по объявлениям, так и просто на улицах.

Bigpicture ru 1174902

Некоторые из этих людей бродили по фабричным поселкам, выискивая девочек, оставшихся без родителей. Сирот было несложно соблазнить деньгами, красивыми безделушками, едой или просто напоить вином. Были специалисты, умудрявшиеся похищать девушек силой – обычно этих несчастных везли из Польши.

В борделе поставщику платили за каждую девушку от 20 до 300 рублей. На цену влиял возраст, внешние данные, ловкость и покладистость. Меньше всего ценились те, кого приходилось заставлять работать побоями. Несговорчивых дам запирали в подвалах и избивали скрученными в жгуты мокрыми полотенцами. Так нельзя было причинить тяжелые увечья, но тело легко превращалось в сплошной синяк.

Строптивых проституток держали взаперти, а если возникала необходимость выйти, то им давали сопровождающего. Часто девушек продавали в публичные дома родственники и даже сами родители. Часто это происходило по принципу аренды – бордель выплачивал им каждый месяц некоторую сумму. Это была своего рода взятка, ведь несовершеннолетнюю родственники могли забрать домой в любой момент.

Bigpicture ru 0000

Блеск московских борделей

В конце 19 века респектабельные публичные дома располагались в Соболевском переулке. Это были настоящие дворцы с роскошными интерьерами и дорогой мебелью. Девушки в таких заведениях выходили к клиентам в роскошных туалетах, увешанные драгоценностями.

Конкуренция среди домов терпимости была очень серьезной, поэтому клиентов заманивали как могли. Например, в одном из публичных домов стояла кровать, игравшая музыку во время секса. В другом была комната, стены и потолок которой полностью покрывали зеркала.

Bigpicture ru 6

Пленницы обителей пороков

Совершенно ясно, что нравы в публичных домах царили специфические. Проституткам предписывалось спаивать гостей и пить самим, чтобы те заказывали больше. Цены на алкоголь сильно накручивали и нередко бутылка вина стоила дороже ночи с девушкой. Сначала посетителю предлагали качественные напитки, но потом, когда он пьянел, поили откровенной гадостью.

Bigpicture ru 77777

Несмотря на внешний блеск, жизнь обитательниц публичных домов не была яркой. Просыпались женщины около 10 часов утра, после чего похмелялись, принимали ванну и пили кофе. После этого до обеда они маялись от скуки – играли в карты, сплетничали или выпивали. Читали в борделях очень редко и в основном любовные и приключенческие романы.

После обеда начиналась подготовка к работе. В бордели приезжали дамские мастера, которые делали девушкам прически и накладывали макияж. За границей проститутки выходили к клиентам в нижнем белье, а в России – в дорогих туалетах. И чем выше был ранг заведения, тем дороже были наряды.

Bigpicture ru 1647984

Проститутка – это навсегда

Некоторые клиенты увозили девушек с собой. Это не приветствовалось, так как было опасно, а также приносило убытки заведению. Среди посетителей борделей было немало оригиналов и откровенных извращенцев. Были персоны, платившие за то, что их секли розгами. Некоторые требовали группового секса или лесбийских игр.

Bigpicture ru 1 main v1584436430

Bigpicture ru 75

Bigpicture ru obloga 2

Читайте также: