Какие пособия можно сделать по проекту сказкотерапия в доу

Обновлено: 30.06.2024

Дорогие друзья, мы рады представить вам Дедяеву Викторию Анатольевну, воспитателя МБДОУ детский сад № 1 г. Ливны Орловской области. Сегодня Виктория Анатольевна в своей статье расскажет о сказкотерапии как инновационной технологии в ДОУ. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Анатольевны:

Увлекательного чтения…

В дошкольном возрасте сказка для ребенка не просто фантазия, но и особая реальность. Она, словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания взрослым и ребенком.

Сказкотерапия – это способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому, мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах и правилах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно необходимая информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение любой творческой деятельности. Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

Для полноценного нравственного развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Сказкотерапия – один из самых доступных методов для развития эмоций ребенка, который во все времена использовали педагоги и родители.

Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально – ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат собственных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велели.

Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

У сказкотерапии есть специальное условие: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различия, обычно, появляется у ребенка к 4 годам. Но в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Из своих наблюдений за детьми в группе круглосуточного пребывания я сделала вывод: дети, находящиеся в детском саду с понедельника до пятницы, имеют дефицит родительской ласки, любви, внимания, общения. Одни хотят и стремятся обратить на себя внимание как можно больше разными способами, другие же напротив – не идут на контакт. Не потому, что боятся, а потому, что не знают как. Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М.Грабенко, Н.В. Микляевой и др.

Занятие сказкотерапии в группе проходит один раз в неделю.

  • преодоление барьеров в общении;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие самооценки и самоконтроля;
  • развитие нравственно-волевых качеств человека;
  • развитие эмоционально-творческой личности;
  • развитие произвольного внимания, восприятия, речи, воображения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать любовь к сказкам.

Занятия проходят по 3 направлениям:

  1. Знакомство со сказкой. (Чтение, кино, мульфильм)
  2. Художественное творчество детей по сказкам. (Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация; сочинение сказок, историй)
  3. Драматизация/театрализация сказки.

На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния персонажей, вербализируют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные человеческие качества, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей.

В художественном творчестве при помощи цвета, форм, размеров, дети выражают свое отношение к героям, их поступкам и значимости их в сказке.

Соотнося свое поведение с поведением сказочного персонажа, дети учатся находить верные пути и способы решения сложных жизненных проблем, приобретают опыт самопостроения собственной личности.

Проведенные мероприятия дали положительную динамику. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, общительными. Обновился и расширился запас слов, речевых оборотов. В группе воцарилась обстановка доброжелательности и взаимопонимания.

Друдл

Терапия

Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции

Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.

Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.

Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Дидактические сказки

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.

Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки

С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.

Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Персонажи сказок

Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.

Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Польза сказкотерапии

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Сказка в решении психологических потребностей

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
  1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  2. когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  3. поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии

гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

  1. Развитие фантазии и воображения.
  2. Развитие умения выражать свои мысли.
  3. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
  4. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
  5. Развитие эмпатии.
  6. Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
  7. Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом

Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.

О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.

— Какие сказки лучше рассказывать ребенку — свои, народные или авторские?

— Обязательно нужно читать народные сказки, в них заложены глубокие смыслы!

Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.

Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.

Больной пример сказкотерапии

И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.

Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.

— Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.

— Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.

Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.

Сейчас я уже не так категорично к этому отношусь. Выступаю, чтобы превращать это все в трагифарс, использовать юмор. Но, конечно, ничего нельзя доводить до абсурда.

— Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?

Дурные мотивы сказок

Сегодня у детей очень часто в сказках встречаются такие мотивы — всех убили, кругом вампиры, повсюду кровь. Они как бы зацикливаются на образах, которые увидели по телевизору, и переносят их в свои рассказы и сказки. В этом случае родителям нужно вмешаться, переиграть сюжет, предложить новый вариант развития событий. Но, повторюсь, сделать это следует в виде предложения, а не авторитетной заявления.

— Как рассказывать сказки не банальным способом?

— Можно взять хорошо известную вашему ребенку сказку и сделать из нее игру. Можно рассказать ее на новый лад, поменять всех персонажей. С помощью сказки проще научить ребенка считать, сравнивать.

Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой

Единственное важное условие — первоначальный вариант народной сказки малышня должна знать. Дальше уже можно поэкспериментировать. Но ребенок должен знать, что это эксперимент, чтобы сама суть сказки не искажалось.

Можно попробовать визуализировать любимых персонажей. Например, часто родители используют в воспитательных целях уже известные образы. Например, деда Мороза эксплуатируют, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения.

Но можно создать свой образ с своей собственной историей. Его можно нарисовать, вылепить, сделать куклу, и этот персонаж будет вам помощником в воспитании, он может участвовать в жизни ребенка, помогать ему делать уроки. И превращать воспитание в интересную игру.

Сказкотерапия в ДОУ

Сказкотерапия используется педагогами ДОУ во время игровой, интеллектуальной, трудовой деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок, театрализованной деятельности.

Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы

  • художественная литература;
  • беседа;
  • игра;
  • народный фольклор;
  • придумывание сказок;
  • изобразительная деятельность;
  • проблемные ситуации;
  • психологические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • творческие задания;
  • тренинги эмоций;
  • моделирование и проигрывание ситуаций;
  • минутки-размышления;
  • психогимнастика;
  • пересказ сказки по опорной схеме;
  • ТРИЗ;
  • перепутывание сказочных сюжетов и героев;
  • введение нового героя в сказку;
  • изменение места, времени, события;
  • составление сказки по кругу;
  • инсценировка.

Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”

Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.

Друдлы с младшими дошкольниками

Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).

На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.

Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.

Друдлы в средних группах

В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.

Сказкотерапия в ДОУ

Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.

Друдлы для старших дошкольников

Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.

Онлайн-книги

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия – психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлении на активность, самостоятельность творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний .

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстигнеева, А. и др.

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, сказкотерапией – отрадное явление последнего десятилетия по определению Зинкевич – Евстигнеевой, сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Условия и средства сказкотерапии это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Преимущество сказкотерапевтического метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке , и дальше возможен анализ полученного графического материала.

Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

Использование сказки как притчи – нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

Творческая работа по мотивам сказки(дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Событие сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

Активность: от потребности в эмоциональном разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном и выразительном слове – через совместное составления словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представления в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки .

В системе работы по сказкотерапии нами выделено три этапа работы с дошкольниками;

Познавательно – аффективная ориентировка

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятия музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движении сказочного образа.

Игровые приемы: словесно режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, выполнение выразительных движений. И ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнение на релаксацию.

Выражение замещающие потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний, потребностей в играх, фантазии по сказке.

Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста, фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические рисования, пантомимические упражнение на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методиками и приемами. В словесно режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей, в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах, в словесном рисовании – подводят к употреблению умственных языков средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе .

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность, чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытание, выпавшие на долю героев, помогают им стать умение, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащеюся в сказках.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движения, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Психологическая атмосфера занятий. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с тем, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведение сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой школьникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре драматизации по отдельным эпизодам сказки.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мышка, смелая Даша, добрый молодец –защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображает отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффективные, улучшение настроение, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка .

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкции сюжета, поведение героев.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок . Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке [18, с. 25].

Переписывание сказок . Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравиться сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.

Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановления сказок с помощью кукол. Работа с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.

Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведения куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления развития личности. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главным ее героям становятся сами дети.

Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобное творческое задание рекомендовано для старших дошкольников.

К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам, активно развивается воображение, стимулирование творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы, они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших поде впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, методике музыкального образа, и драматизируют придуманную истории.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу.

К этому возрасту, ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубоко понимания эмоционального подтекста сказки .

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем связной речи динамизируют ход сказкотерапии. Вместе с тем группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Условие пространства и времени. Наиболее удобное место дляпроведение сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещении (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождению лишней мебели, понадобиться лишь стульчики для группы людей и стульчик для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального цента. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят .

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятного сказывается на эффект сеансе сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению продолжительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, придумай окончание и т. д.).после некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знаковые задания .

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменится, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях когда игра эмоционально захватывает детей, взрослых должен, предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение и расслабление под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (Посмотри на что из сказки похоже?, Сделай кляксу капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и т. д.)

Сказки могут быть подобраны в виде цикла истории, связанных одними и теми же героями, с которыми происходит различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героем, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такого цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешно руководить каждым сеансом.

План проведения занятия может быть произвольным. Однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое осуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего происходит ряд психотерапевтических игр, в зависимости от проблем детей, участвующих в группе. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра .

Список используемой литературы

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. Речь, 2000. 310 с.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте; М.: Просвещение, 1983. 96с.

Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. М.: СПб, Речь, 2004. 224 с.

Шорохова О. А. Играем в сказку. МТЦ Сфера, 2006. 208 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Занятие 1: Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками.

Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, что вызывает сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.

Для преодоления психоэмоционального напряжения рационально использовать метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослые заводят с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапии, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Выделяют пять видов сказок

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.

Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

3. Преимущество сказок при работе на сказкотерапевтических занятиях.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ.

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка тарапевтической сазки должна быть позитивной.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

4. Домашнее задание: составить список сказок по своему рабочему возрасту дошкольников для сказкотерапевтических занятий.

Занятие 2: Содержание и методы сказкотерапевтической работы с дошкольниками.

1.Проверка домашнего задания.

Включает в себя выступление воспитателей по желанию.

2.Содержание работы по сказкам.

В содержание работы я включала сказки, которые акцентируются на различных нравственных качествах. Например:

3. методы работы по сказкотерапии.

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой:

Воспитатель – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.

1. Самым известным, часто используемым, любимым и наиболее распространённым методом является чтение. Только не думайте, что прочитав ребенку сказку, Вы сразу же скорректируете проблемы в его поведении или развитии! Просто прочитать сказку недостаточно. Необходима серьезная предварительная работа взрослого:

- определите, насколько выбранная Вами сказка подходит малышу по возрасту и уровню развития;

- понаблюдайте за ребенком и проанализируйте возможности выбранной Вами сказки в коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т.п.);

- подготовьте список вопросов, которые Вы обсудите с ребенком после прочтения сказки; выделите проблемные моменты, которые потом обсудите с ребенком; сформулируйте выводы, к которым будете подводить ребенка после прочтения.

Вариации прочтения сказки могут быть самыми разнообразными. Вовсе необязательно читать ребенку всю сказку сразу целиком. Вы можете дочитать до кульминационного момента и попросить ребенка самому придумать продолжение, поставив себя на место какого-либо героя или автора.

2. Можно начать работу не с чтения, а с совместного рассматривания картинок, которыми обычно обильно сопровождаются произведения для детей. При таком подходе путь познания ребенка будет лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту. Тогда и взрослому, и ребенку будет легко, поскольку в этом случае мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка. Итак, правило для данного варианта работы: не начинаем читать детям, не задаем им вопросов, пока вместе не насмотримся на рисунки и не поделимся друг с другом впечатлениями о них.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.

Кроме того, в процессе индивидуальной работы эффективно использовать паузы, смену интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана воспитателем, то введение собственного имени ребенка или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

РАБОТА В ГРУППЕ

Прослушивание сказок и анализ (интерпретация).

Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.

Работу целесообразно проводить по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочетает избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?

В детской сказке по мотивам сказки Ш.Перро "Золушка", мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.

6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а "трусливый" лев ничего не боятся.

7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали.

8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

9. Создание собственной сказки.

Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых.

Детям младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Детишкам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно.

Кроме того, данный способ еще является своеобразной диагностикой особенностей развития и психологического самочувствия ребенка. Сочиненная ребенком сказка может показать его душевное состояние, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.

Таким образом, сказкотерапия для детей дошкольного возраста представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Что немаловажно, для занятий сказкотерапией вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.

На следующем занятии мы с вами поговорим о принципах и структуре сказкотерапевтического занятия.

Домашнее задание: разработать модель работы на примере одной сказки, используя различные методы в своей возрастной группе.

Занятие 3. Принципы, этапы и структура сказкотерапевтического занятия

Каждый педагог, воспитатель, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

2. Этапы работы по сказкотерапии.

Работа по сказкотерапии в разных возрастных группах проводиться по-разному. В системе работы по сказкотерапии выделяют три этапа. В работе с дошкольниками в ДОУ каждый этап – это одно занятие.

Осмысление сюжетов сказки с помощью язоковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимеке и движениях сказочного образа.

Знакомство со сказкой.

Беседа по сказке.

Словесные дидактические игры, пересказывание (мл.возраст – пересказ по кругу; ст. возр. – пересказывание).

Игровые психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2.Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений, выполнении выразительных движений.

- дидактические, пантомимические, ритмические, музыкальные загадки;

- упражнения на релаксацию (иллюстрирование сказки).

3. Выражение замещающей потребности

Приведение в равновесие эмоциональногоповедения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх фантазиях по сказке.

Младший возраст – совместная словесная импровизация (совместная театрализация);

Читайте также: