Какие по твоему мнению проблемы связанные с законодательством или правонарушениями волнуют больше

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время Российская Федерация претерпевает изменения во всех сферах жизни общества, что не обошло стороной законодательство, которое совершенствуется на основе новых принципов, а также происходит расширение сферы юридической практики, значительно повышается и роль правотворческих и правоприменительных органов.

Изменения также связаны с появлением новых институтов хозяйствования и возникновения принципиально новых общественных отношений. Вследствие всех изменений законодательство не успевает за ростом новых жизненных ситуаций, что сильно затрудняет функционирование современных предприятий и учреждений. Часто возникают спорные вопросы и ситуации, для регламентирования которых нет того или иного правового (нормативного) акта. Также причиной возникновения пробелов в законодательстве могут послужить конфликты интересов, низкое качество содержания нормативных актов. Часто имеет место быть индивидуальное представление человека о правовых явлениях.

В современной правовой системе существует множество противоречий, ряд которых нередко обусловлен объективными процессами. Приведем одно из отрицательных явлений правовой системы — это противоречия законодательства внутри самой системы, ярким примером тому являются противоречия между действующим законодательством Конституции РФ, а также между отраслями законодательства, их неравномерное развитие, ряд противоречий, возникающих в процессе вмешательства одних субъектов права в компетенцию других.

Существенная проблема нарастает и в области образования, особенно она обострилась в условиях экономического кризиса. В современном мире непрерывное образование объясняется быстрым устареванием знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка труда к новым умениям, знаниям. Однако дополнительное профессиональное образование (ДПО) в настоящее время не является самостоятельным звеном системы, уровень образования не повышает, но играет очень важную социально-образовательную функцию, которая с каждым годом востребуется все больше. ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации быстро меняющимся условиям его профессиональной деятельности и социальной среды. Немалую роль ДПО играет при организации процесса образования незанятого населения и большого количества безработных, которым в кратчайшие сроки необходимо получить переквалификацию или совершенно новую специальность. Однако с 2011 г. не все ДПО подлежат государственной аккредитации, а только те, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ). Получается, что не всегда будет выдаваться документ государственного образца, удостоверяющий о повышении квалификации. Еще одно противоречие: государство заинтересовано в качественном и быстром повышении уровня знаний специалистов, но не все ДПО, как было сказано выше, подлежат государственной аккредитации. Возникает вопрос: кто тогда будет получать дополнительное профессиональное образование без официального подтверждения? Создание нормативной правовой базы ДПО в настоящее время должно оставаться первостепенной проблемой для государства в целом, если оно хочет видеть достойных и профессионально подготовленных специалистов как для развития внутри своей страны, так и на международной арене.

Таким образом, можно приводить еще много вариантов коллизий, существующих в современном законодательстве, не успевающем за быстрыми темпами развития общества и появлением новых событий, конфликтов. Государству предстоит потрудиться, чтобы восполнить пробелы, уже имеющиеся в законодательстве, научиться их правильно анализировать и, возможно, предвидеть возникновение данных пробелов для своевременного устранения. Возможно, создание какого-либо специального федерального закона, который бы упорядочивал виды и формы нормативных актов, четко регламентировал их соотношение между собой, могло бы привести к снижению роста юридических противоречий в современном законодательстве. Можно рассмотреть и такой вариант, как образование специального института, который бы занимался конкретными уже возникшими и новыми противоречиями в законодательстве, их анализом и устранением путем внесения корректировок и дополнений, не в ущерб законодательству.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Астапенко Марина Викторовна

Значимость проблемы правового поведения обусловлена, прежде всего, тем, как правовые предписания воплощаются в жизнь. Особую актуальность данный вопрос приобретает в период общественных изменений охвативших наше общество, когда объективно происходит разрушение многих традиционных образцов поведения, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей в обществе, устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

Таким образом, выбор темы обусловлен, во-первых, ее неразрывной связью с нормальным функционированием всей общественной системы и, во-вторых, противоречиями, сложившимися с несовершенством воспитательного процесса, который сложился в последние 2 десятилетия.

Границы, разделяющие все правовое поведение на правомерное и противоправное, в современных условиях становятся более размытыми. Однако их правовое регулирование нередко остается формально прежним, существенным образцом отставая от жизни.
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать проблему, стоящую перед юношеством 16-18 лет.

Цель работы: исследование проблемы увеличения правонарушений в молодежной среде.

Задачи:

1. Сформулировать основное понятие противоправное поведение и его особенности.

2. Исследовать отношение старшеклассников к этой проблеме.

3. Выяснить причины распространения правонарушений в молодежной среде

4. Определить меры по воспитанию правовой культуры старшеклассников.

Объект исследования: правовая культура современной молодежи.

ВложениеРазмер
babich_anastasiya_protivopravnoe_povedenie_v_molodezhnoy_srede.doc 373 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

ученица 10 класса

МБОУ «Заринская СОШ

Астапенко Марина Викторовна,

учитель истории и обществознания

  1. Введение……………………………………….…………………………3
  2. Основная часть…………………………………………………………..5
  3. Противоправное поведение и его характерные черты………………..5
  4. Практические исследования…………………………………………….9
  5. Заключение……………………………………………………………..14
  6. Источники………………………………………………………………16

Значимость проблемы правового поведения обусловлена, прежде всего, тем, как правовые предписания воплощаются в жизнь. Особую актуальность данный вопрос приобретает в период общественных изменений охвативших наше общество, когда объективно происходит разрушение многих традиционных образцов поведения, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей в обществе, устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

Таким образом, выбор темы обусловлен, во-первых, ее неразрывной связью с нормальным функционированием всей общественной системы и, во-вторых, противоречиями, сложившимися с несовершенством воспитательного процесса, который сложился в последние 2 десятилетия.

Границы, разделяющие все правовое поведение на правомерное и противоправное, в современных условиях становятся более размытыми. Однако их правовое регулирование нередко остается формально прежним, существенным образцом отставая от жизни.
Учитывая вышесказанное, можно сформулировать проблему, стоящую перед юношеством 16-18 лет.

Цель работы: исследование проблемы увеличения правонарушений в молодежной среде.

1. Сформулировать основное понятие противоправное поведение и его особенности.

2. Исследовать отношение старшеклассников к этой проблеме.

3. Выяснить причины распространения правонарушений в молодежной среде

4. Определить меры по воспитанию правовой культуры старшеклассников.

Объект исследования: правовая культура современной молодежи.

Противоправное поведение и его характерные черты

Противоправное поведение – это действия, или в некоторых случаях наоборот, бездействие в противоречии с предписаниями закона или иных правовых актов.

В большинстве случаев противоправность выражается в форме совершения активного противоправного действия. Действующее законодательство не содержит перечня как допускаемых, так и запрещаемых действий. В связи с этим правомерность или противоправность действия в каждом конкретном случае устанавливается судом и соответственно арбитражным судом с учетом содержания закона, основываясь на моральных принципах нашего общества [1].

В ряде случаев противоправным может быть и бездействие. Для признания бездействия противоправным требуется, чтобы лицо в силу закона обязывалось совершать определенные действия в соответствующей ситуации. Если, несмотря на это, лицо будет бездействовать, то такое воздержание от действия и будет противоправным. Например, в соответствии со ст. 125 Уголовного кодекса любое лицо обязано оказывать помощь другому в случае, если потерпевшее лицо находится в опасном для жизни состоянии. Вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению. Лицо считается действующим в состоянии необходимой обороны, если его действия связаны с защитой охраняемых законом прав и интересов при наличии посягательств на них. В качестве примера можно сослаться на случай, когда лицо совершает правомерные действия по пресечению хулиганства [2].

При таких обстоятельствах причинитель вреда освобождается не только от уголовно-правовой ответственности, но и от имущественной. Вместе с тем ст. 1066 ГК РФ не освобождает от ответственности причинителя вреда, если им были превышены пределы необходимой обороны.

Противоправность исключается и при причинении вреда в состоянии крайней необходимости. Однако вред, причиненный при таких обстоятельствах, подлежит возмещению лицом, причинившим его. Дело в том, что в состоянии крайней необходимости лицо причиняет вред в целях предотвращения опасности, которую при конкретных обстоятельствах другими средствами отвести было невозможно и если причиненный в указанной ситуации вред меньше предотвращенного.
Не являются противоправными действия, связанные с осуществлением возложенной законом обязанности. Например, не являются противоправными действия пожарных при тушении пожара, которыми причиняется вред имуществу потерпевшего [2].

Противоправное поведение характеризуется противоположными чертами. Объективно оно не соответствует нормам права, предписаниям законов, других нормативных правовых актов, нарушает их.

С субъективной стороны противоправное поведение свидетельствует о безразличном отношении лица к общественным нормам, правовым предписаниям государства, либо о сознательном и целенаправленном их нарушении, что выражает антисоциальные наклонности субъекта, его психологически отрицательную оценку правил жизни людей, их прав и свобод. Последствиями противоправного поведения являются разрушение социальных ценностей общества, а именно: равноправного отношения людей друг к другу, уважения прав и свобод человека, его достоинства, неприкосновенности личности, собственности. Чем больше правонарушений, тем сильнее нарушаются социальные связи, в обществе развивается нестабильность отношений, которая может привести к полной анархии, произволу и власти грубой силы [3].

Для характеристики правонарушения имеют значение те мотивы, которыми человек руководствовался в момент совершения правонарушения, какие интересы и потребности он старался удовлетворить и какие цели достичь.

Корыстные правонарушения связанны с незаконным приобретением материальных и иных ценностей с целью обогащения. Этот вид правонарушений имеет самый разный характер. В России он приобрел широкое распространение в 90-х гг, ХХ в., в связи с последствиями произведения реформ и сменой форм собственности.

Безмотивные правонарушения совершаются без видимых причин и целей. Они носят спонтанный и ситуативный, нередко даже не спровоцированный характер. Нередко они совершаются в алкогольном и наркотическом опьянении.

Граждане обязаны не только соблюдать Основной закон, другие законы, но и уважать моральные правила, с достоинством нести высокое звание гражданина. Эти критерии служат важными ориентирами для оценки действий причинения вреда [1].

С точки зрения экспертов, за последние годы среди подростков и молодежи отмечался рост практически всех видов преступности и связанных с ней девиантных проявлений, прежде всего наркомании, пьянства, токсикомании и уличных преступлений (табл. 1). Вместе с тем сравнительно в большей степени отмечается сокращение числа тяжких преступлений среди молодежи и подростков (11%). Однако в отношении именно такого рода преступлений немало экспертов (26%) не информировано. Еще больше – почти одна треть экспертов – не информированы в отношении фактов молодежной и подростковой проституции (31%). Вероятнее всего, это говорит не столько об отсутствии таких фактов, сколько о недостаточном их учете [4].

Основы профилактики правонарушений: во имя закона или вопреки ему?

Одним из самых громких законодательных нововведений последнего времени наряду с так называемым "пакетом Яровой" стал закон об основах профилактики правонарушений (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; далее – закон о профилактике правонарушений). Развернувшиеся вокруг нового закона дискуссии касались опасений, что принятый закон может нарушить принцип презумпции невиновности, а также послужить основой для последующих коррупционных нарушений. Разберемся, насколько обоснованны опасения, связанные с его принятием.

С чем связано принятие этого закона, и что именно он регламентирует?

Потребность в отдельном законе о профилактике правонарушений связана прежде всего с необходимостью установить порядок взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в этой области. Если в одних регионах действовали местные законы (например, Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве"), то в других такие законы отсутствовали вовсе. Кроме того, не было единообразия и системности в подходе к регулированию профилактической деятельности. В результате, подчеркивают разработчики нового закона 1 , профилактика была малоэффективной. Новый закон призван разрешить эту проблему.

О том, вправе ли сотрудники полиции обращаться к группам граждан с требованием разойтись или перейти в другое место и в каких случаях, узнайте из материала "Права полиции" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Объектом внимания при осуществлении профилактики станет антиобщественное поведение. Под ним понимается не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (п. 6 ст. 2 закона о профилактике правонарушений). Осуществлять профилактическую деятельность уполномочены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, следственные органы, органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 5 закона о профилактике правонарушений).

Закон определяет два вида профилактики правонарушений:

  • общий – выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, а также повышение уровня правовой грамотности граждан;
  • индивидуальный – оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц, устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также помощь пострадавшим лицам (ст. 15 закона о профилактике правонарушений).

Уточняется также, что меры индивидуальной профилактики будут применяться прежде всего в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и т. д. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Профилактическое воздействие в соответствии с новым законом может осуществляться в форме правового просвещения, профилактической беседы, объявления официального предостережения, профилактического учета, надзора, социальной адаптации, ресоциализации и др. (ч. 1 ст. 17 закона о профилактике правонарушений). Основанием для применения профилактических мер является решение суда или одного из уполномоченных органов (ч. 3 ст. 16 закона о профилактике правонарушений).

При этом лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, имеют право:

  • получать информацию об основаниях и причинах их применения, а также об условиях и характере этих мер;
  • знакомиться с собранными в отношении них материалами;
  • обжаловать действия/бездействие и решения уполномоченных органов, их должностных лиц, а также иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений (ст. 28 закона о профилактике правонарушений).

Важно, что одним из основных принципов деятельности уполномоченных органов и иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений, является соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной информации (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 закона о профилактике правонарушений).

Способен ли новый закон повлиять на сокращение числа правонарушений?

Оценивая данную инициативу в целом, эксперты находят ее перспективной. "Это правильный закон, который дает предпосылки для сокращения правонарушений. Мы сможем лучше знать, что происходит в обществе. Он не решит все вопросы, но это хороший инструмент", – убежден партнер Юридической фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов.

Юлия Жиронкина, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры":

"В содержание закона включен такой основополагающий принцип, как приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений. Субъекты профилактики правонарушений, действуя в соответствии с законодательными требованиями, обязаны соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. При этом лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц. Таким образом, законодатель попытался обеспечить баланс прав и законных интересов участников правоотношений в сфере профилактики.

Представляется, что этот закон повысит эффективность деятельности по профилактике правонарушений и создаст дополнительные условия для минимизации случаев совершения правонарушений в стране. По сути, правонарушение – "болезнь" в обществе, а, как говорится, лучше болезнь предупреждать, чем лечить".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Сам факт более пристального внимания государства именно к профилактике позитивен. Лучше избежать правонарушения, чем бороться с его последствиями, затрачивая на это гораздо большие ресурсы, чем на превенцию.

Трудно сказать, поможет ли рассматриваемый закон сократить число правонарушений или останется очередным благим намерением. Законы, как известно, сами себя не применяют. Любой закон является всего лишь инструментом, который может использоваться по-разному. Поэтому главную роль, как и всегда, сыграют правоприменители.

Однако поскольку любое соприкосновение частного лица с лицом публичным является некоторым стрессом для первого, профилактика должна быть деликатной и не должна превратиться в агрессивно-репрессивное ограничительное воздействие на "профилактируемых" лиц.

Полагаю, что позитивный потенциал рассматриваемого закона сильнее негативного, а квалифицированное, разумное и системное применение профилактических мер может привести к значительному сокращению правонарушений".

Сложности в реализации закона о профилактике правонарушений

Вместе с тем новый закон вызвал немало критики со стороны юристов. То есть, с одной стороны, они признают, что этот акт является необходимым и долгожданным инструментом для повышения правосознания граждан и снижения уровня правонарушений, но, с другой, отмечают его несовершенство и возможные злоупотребления, которые могут возникнуть в процессе реализации предусмотренных в нем положений.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Системы профилактики правонарушений вместе с комплексом их нормативного регулирования существуют в большинстве стран мира, и Россия не является пионером в этой области. Сложно назвать закон о профилактике правонарушений революционным нововведением. По сути, это унификация на федеральном уровне в рамках одного закона существующих ведомственных и региональных систем профилактики. Но непосредственно правил поведения в рассматриваемом законе чрезвычайно мало. Дан ответ на вопрос, что такое система профилактики и из чего она состоит, однако трудно понять, как работает эта система. Таким образом, принятый закон – это "скелет" российской профилактики правонарушений. "Лицо" этой профилактики можно будет увидеть лишь после установления конкретных правил применения профилактических мер, что законом отнесено к ведомственному регулированию, и их реализации на практике".

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Данный закон имеет ряд стилистических недоработок. Например, под правонарушением понимается преступление и административное правонарушение. При этом в юридической науке правонарушением считается деяние, нарушающее закон, менее опасное, чем преступление, то есть административное правонарушение. В данном же случае с юридической точки зрения правильнее было бы применить понятие "противоправное деяние". Само название закона вводит термин "профилактика правонарушений", но он является не юридическим, а, скорее, медицинским. В юридической науке есть другой устоявшийся термин – "предупреждение противоправного деяния". В законе также упоминается об "общепринятых нормах поведения". Однако непонятно, что под этим следует понимать, – в разных субъектах России такие нормы могут не соответствовать друг другу. Это может привести к тому, что такие принципы как научность подхода к профилактике правонарушений и компетентность субъектов профилактики не будут соблюдаться. Мы придем к профилактике ради профилактики, а не к сокращению правонарушений".

Кроме того, по мнению экспертов, вопрос профилактики правонарушений нельзя решить без содействия психологов, педагогов и других специалистов. "Природой любого антиобщественного поведения является в первую очередь конфликт личности с социумом. Прежде чем говорить о профилактике, мы должны понимать суть проблемы, разобраться в мотивах, подвигающих личность к конфликту с обществом. Это работа не только юридического характера, но и педагогического, психологического – то есть специалист должен знать психологию личности и понимать, где грань между общественными и личными интересами", – отмечает Мария Баст. Поэтому важно провести работу по соответствующему повышению квалификации специалистов как в органах полиции, так и в других органах исполнительной власти всех уровней.

Ведение профилактического учета и презумпция невиновности

Пожалуй, наиболее остро стоит вопрос об одной из предусмотренных законом мер воздействия: ведении профилактического учета (ст. 21 закона о профилактике правонарушений). Подразумевается, что уполномоченные органы будут вести подобный учет в отношении определенных категорий граждан: беспризорных несовершеннолетних, лиц без определенного места жительства и др. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Одни эксперты считают, что эта мера вполне может отразиться на правах и свободах граждан, отмечая вместе с тем, что этого можно будет избежать, если законодатель регламентирует те положения, которые не отражены в новом законе.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"В регулировании такой формы профилактического воздействия, как профилактический учет, можно усмотреть определенные трудности. Так, сам факт состояния на таком учете может "отрикошетить" на разные сферы жизни лица и превратиться в своего рода "клеймо" (приниматься к сведению при выдаче кредита, приеме на работу и т. п.). Закон не отвечает на вопрос об основаниях и условиях постановки на профилактический учет. Отсутствует иерархия форм профилактического воздействия, что гипотетически может привести к постановке на учет при случайном единичном появлении признака социальной неблагополучности. Неясно, является ли профилактический учет единым на всей территории России или каждое правоохранительное ведомство уполномочено вести свой профилактический учет, каков общий порядок снятия с профилактического учета, насколько открытой является информация о самом факте нахождения лица на профилактическом учете, необходимо ли уведомлять лицо о его постановке на профилактический учет и т. д. Острота проблемы несколько снимается в связи с тем, что на учете могут состоять только определенные категории граждан. При этом закон декларирует конфиденциальность персональных данных о лицах, состоящих на профилактическом учете".

А другие не усматривают в ведении такого учета никаких негативных аспектов.

Александр Боломатов, партнер Юридической фирмы "ЮСТ":

"Соответствующий реестр неблагополучных граждан должен быть. Но реестр – не единственный метод регулирования. Закон предусматривает разные способы профилактического воздействия, и реестр – лишь один из инструментов, но далеко не главный. Его главная цель – проанализировать причины правонарушений и снизить их количество. Опасения в отношении профилактического учета фантомные. Наивно думать, что таких списков сейчас нет – это нормальная правоохранительная практика. Но органы должны определить, что именно должно стать основанием для включения человека в реестр".

Что касается принципа презумпции невиновности, сомнения вызывает возможность применения мер профилактического воздействия к "лицам, намеревающимся совершить правонарушение", то есть формально ничего еще не совершившим (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений). Однако в этом вопросе эксперты проявляют оптимистичное единодушие. "Никто не умаляет презумпцию невиновности. Этот закон не имеет к ней никакого отношения. Нигде не написано, что факт применения профилактических мер в отношении лица влияет на его права или нарушает их. Напротив, это, скорее, позволит внимательнее анализировать деятельность уполномоченных органов", – убежден Александр Боломатов.

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Презумпция невиновности подразумевает доказанность вины человека только судом. Вины в совершенном им противоправном деянии. Меры предупреждения, прописанные в законе о профилактике правонарушений, такие как правовое просвещение, беседа и др., не могут нарушать презумпцию невиновности".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Обвинения в умалении презумпции невиновности принятием рассматриваемого закона едва ли имеют под собой какие-либо правовые основания. Закон направлен на правоотношения на этапе до совершения правонарушения, когда сама постановка вопроса о вине и ответственности несвоевременна и неуместна. Раздражающее критиков понятие "лица, намеревающиеся совершить правонарушение" содержится только в одном положении закона (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений) и является дефектом юридической техники, неудачным словоупотреблением, не означающим какого-либо концептуального подхода.

Иными словами, речь идет о лицах, которые подвержены риску совершить правонарушение. Без такой категории полностью утрачивает смысл идея предотвращения правонарушений, тогда как и подверженному указанному риску лицу, и обществу намного выгоднее путем применения профилактических мер избежать правонарушения, чем ожидать его совершения и претерпевать связанные с ним негативные последствия. Перефразируя классика, слухи об умалении презумпции невиновности сильно преувеличены".

Риск злоупотреблений со стороны уполномоченных органов

Помимо прочего, закон о профилактике правонарушений содержит ряд оценочных понятий (например, "антиобщественное поведение"). В связи с этим возникает справедливый вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны уполномоченных органов в процессе реализации предусмотренных законом требований. "Что делать, когда чиновник, который может применять данный закон и предусмотренные в нем меры профилактического воздействия, коррумпирован?", – задается вопросом Мария Баст.

Тем не менее наличие оценочных понятий, по мнению юристов, являются важной составляющей действующего законодательства.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Оценочные понятия действительно открывают простор для их различного толкования. Однако в связи с многообразием и уникальностью жизненных ситуаций, каждую из которых просто невозможно уместить в "прокрустово ложе" статьи закона, без них обойтись не удается ни одному правопорядку. Такие понятия содержатся во многих законах (например, "добросовестность" (ст. 1 ГК РФ), "злоупотребление правом" (ст. 10 ГК РФ), "особая жестокость" (ст. 105 УК РФ), "значительный ущерб" (ст. 158 УК РФ), "опасное вождение" (п. 2.7 ПДД) и др.). Они помогают суду и другим правоприменителям учесть конкретные жизненные обстоятельства и использовать закон хирургически точно для достижения справедливого результата, соответствующего не только букве, но и духу закона.

Действительно, непросто абстрактно определить, что из себя представляет "антиобщественное поведение" или исчерпывающим образом перечислить все случаи такого поведения. Конкретным содержанием оценочное понятие наполняет именно правоприменительная практика".

Таким образом, с учетом всех упомянутых пробелов закон о профилактике правонарушений требует конкретизации. Тем не менее, этот закон, соглашаются эксперты, создает предпосылки к организованному решению наиболее острых вопросов и своевременному принятию соответствующих мер реагирования в сфере предотвращения противоправного поведения граждан.

Читайте также: