Какие педагогические приемы могут помочь компенсировать повышенную утомляемость

Обновлено: 07.05.2024

1. Шамшина Н.В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. ука-зания / сост.: Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова, Е.А., Гаврилова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 40 с.

2. Соловьёв В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу // Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 69-72.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии. Что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузке, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Интеллектуальная деятельность — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Так как умственный труд происходит без физических нагрузок, то это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Например, экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности. Резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день студентам удается побывать на свежем воздухе, нарушается режим сна. Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению и страху. Так при опросе студентов было установлено, что 66,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 83, 4% плохо спали накануне.

Увеличение активности мозга за счет снижения функционального состояния здоровья довольно негативно для организма и зачастую оказывает долговременное неблагоприятное последствие. При регулярном переутомлении нервной системы возникают: чувство усталости уже до начала работы, а так же отсутствие интереса к ней, появляется повышенная раздражительность, апатия, головокружение, снижение аппетита и головная боль, а от состояния здоровья студентов зависят их успехи в учебе (и на экзаменах).

Для того, чтобы мозг нормально функционировал нужно, чтобы к нему поступали импульсы от всех систем организма, половину массы мозга составляют мышцы. Движения этих мышц создают невероятное количество нервных импульсов, они обогащают мозг потоком ощущений, поддерживают его в нормальном рабочем состоянии. Становится ясно, почему умственная работоспособность зависит от общего состояния здоровья, и огромную роль, в этом играет физическая культура. Спорт и физкультура имеют огромное влияние в формировании и воспитании личности студента, поэтому активно используются в процессе обучения. В частности, интенсификация учебного процесса активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, протекающую при возрастающих умственных и эмоциональных нагрузках [1].

Снимать нервно-психическое напряжение организма помогают регулярные занятия физкультурой, эта систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной умственной работе.

Согласно современным требованиям, при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятие новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности. Задача вуза - воспитать у студентов желание понять и укрепить свой организм, что требует постоянной и систематической работы [2].

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему?

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Продолжительность сна (часы)

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

• частая смена позы;

• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

• неприятная мимика (кривляние, тики);

• неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

Автор: Георгиева Ольга Николаевна

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.

Работа в организованной организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня её физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:

  • однообразие деятельности,
  • неправильно подобранный материал,
  • излишняя статичность детей,
  • излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
  • большое количество детей в группе (шум),
  • незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
  • не правильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.


Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.

Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет - отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.

Средства предупреждения утомления у детей

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПиНа.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:

  • минутка релаксации,
  • дыхательная гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • физкультминутки,
  • рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.),
  • обеспечение эмоционального комфорта.


Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

Автор: Марков Евгений Федорович

Организация: Академия педагогического мастерства

Населенный пункт: г. Москва

Что это?

Почему так происходит?

Профессиональное выгорание происходит и развивается на фоне постоянного стресса, накопления отрицательной энергии, перегруженности, усталости и может иметь несколько стадий.

На первом этапе нет никаких заметных сложностей. Вы увлечены работай, активно взаимодействуете с коллегами и учениками, но при этом предъявляете завышенные требования к себе. Все чаще жертвуете своей личной жизнью, общением с друзьями и родными. Потихоньку происходит изменение ваших интересов и развлечений, работа начинает занимать в вашей жизни все больше места.

Со временем, появляется недовольство собой, которое вызвано высокой требовательностью к себе и, очень часто, к своим коллегам. Работоспособность достаточно высокая, но при этом приходится тратить все больше усилий на ее поддержание. Работа требует все больших энергетических затрат, внутренних ресурсов и эмоциональных и интеллектуальных сил. Это приводит к нарастанию усталости, внутреннего напряжения переходящего в апатию.

Далее может появиться и физическое недомогание, проблемы со сном, раздражительность.

Начинается переход в состояние подавленности, эмоциональной опустошенности, теряется интерес к работе, очень часто и к жизни в целом.

Т.е. наступает то самое эмоциональное выгорание, к основным признакам которого можно отнести:

- ощущение бессмысленности от своей работы

- усталость не только от процесса работы, но не приязнь при мыслях о ней

- не способность получения удовольствия от профессиональных успехов

- боязнь, что что-то не получится, и пойдет не так на работе

- быстрая усталость от сильных эмоций, как положительных так и отрицательных

- эмоциональное реагирование на внешние раздражители

- потребность отстраниться от происходящего вокруг

Все или большая часть этих признаков свидетельствуют о наличии синдрома эмоционального выгорания, обнаружив который лучше сразу начать действовать.

Что делать?

Если вы обнаружили, что находитесь в состоянии эмоционального выгорания необходимо предпринять шаги для выхода из него. Обычно самым действенным лекарством является отдых. Причем он может быть как длительный, так и короткий, но обязательно со сменой обстановки.

Любимое дело

Планируйте

Не маловажный фактор получения удовольствия от работы это выполнение намеченного. Возьмите в привычку планировать свой день заранее и делить дела на важные и второстепенные. Уделяйте основное время по-настоящему важным делам и минимизируйте время затрачиваемое на выполнение второстепенные дел. В итоге вы сможете больше успевать и больше получать удовлетворения от работы.

Общайтесь

Конструктивное обсуждение собственного эмоционального состояния поможет найти поддержку и помощь у коллеги или друга. Важно попробовать осознать свои чувства и поделиться ими, а не копить и подавлять эмоции, что может привести только к ухудшению.

Абстрагируйтесь

Профессии педагога, воспитателя, психолога предполагают постоянное погружение в проблемы других людей. Очень важно вовремя уметь абстрагироваться от проблемы и не пропускать ее через себя. Если чувствуете, что сильно близко к сердцу воспринимаете проблему и это доставляет вам негативные эмоции, то найдите способ не заниматься ею.

Отдыхайте

Не забывайте про ежедневный отдых, обязательно должно быть время на себя, когда вы можете занять не текущими делами, а только тем чем по-настоящему хочется заниматься. Если вам кажется, что для этого нет времени, то достаточно отказаться от некоторых привычек, например минимизировать или полностью исключить телевизор из своей жизни.

Физические нагрузки

Физическая активность должны стать частью вашей жизни. Поддержание хорошей физической формы необходимо сделать своей привычкой. Это не обязательно должны быть занятия в тренажерном зале, достаточно ввести правило делать минимальную ежедневную утреннюю гимнастику и ввести ежедневные пешие прогулки.

Хобби

Хобби отличный способ для развития и получения новых положительных эмоций. Не стесняйтесь увлекаться чем-то, это хорошая возможность для отдыха, переключения и получения удовольствия.

Развивайтесь

Уважайте себя

Вероятность выгорания значительно снижается, если вы ощущаете собственную ценность, пребываете в согласии с собой. Старайтесь приучать себя не зависеть от оценок вас окружающими. Вы являетесь уникальной, самодостаточной личностью, которая может принимать решения самостоятельно, опираясь на себя и собственные силы.

Помните это всегда и не давайте обстоятельствам брать верх над вами.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Повышенная утомляемость: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Утомляемость – это психологическое и физиологическое состояние человека, которое субъективно ощущается как усталость. Почти каждый человек чувствовал усталость, которая по своей выраженности превосходит обычную: нарушается сон, возникает раздражительность, снижаются аппетит, работоспособность и мотивация. Однако не всегда утомляемость проявляется чувством усталости. При высокой заинтересованности и соответствующих жизненных установках человек может игнорировать другие признаки утомляемости: снижение эффективности труда, внимания, памяти, изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Проявления усталости, как правило, являются базовыми или начальными по отношению к другим расстройствам, иногда предшествуя им и почти всегда завершая течение любого заболевания – соматического или психического.

Разновидности повышенной утомляемости

Важно понимать, что утомление – это нормальное физиологическое состояние организма, возникающее в ответ на интенсивную деятельность - как физическую, так и умственную. В норме усталость проходит после отдыха и достаточного сна с полным восстановлением работоспособности.

Когда усталость сохраняется в течение нескольких дней, работоспособность не восстанавливается даже после длительного отдыха и появляются другие симптомы, следует выяснить, не является ли усталость симптомом того или иного заболевания.

Выделяют четыре степени утомления:

  • Утомление первой степени – маловыраженное, когда самочувствие человека незначительно отличается от нормального функционального состояния. При этой степени утомления возникают ошибки во время совершения точных движений с незначительным мышечным усилием, но работа с максимальным усилием совершается точно. Появляются проблемы с засыпанием и пробуждением.
  • Утомление второй степени – для него характерно снижение работоспособности и выносливости. Увеличивается количество ошибок при выполнении работы, хотя усталость еще может быть компенсирована усилием воли.
  • Утомление третьей степени – выраженное, характеризуется заметным снижением работоспособности и выносливости. Увеличивается время реакции и снижается скорость работы. Возникают парадоксальные реакции: работа, требующая незначительных усилий, выполняется с большим трудом, а когда нужны максимальные усилия – работа совершается достаточно легко. Появляется сонливость в дневное время, усталость возникает при минимальной нагрузке, но может быть частично компенсирована волевым усилием.
  • Утомление четвертой степени – сильно выраженное, характеризуется ультрапарадоксальными реакциями, которые приводят к травмам и авариям. Усталость не уходит после отдыха, нарушается сон – вплоть до развития бессонницы.

Одной из частых причин повышенной утомляемости является нарушение режима сна. В современном мире многие люди жертвуют качественным сном в пользу интернета и сериалов, у кого-то к хроническому недосыпу ведет график работы.

Несбалансированный режим питания или неадекватная нагрузкам диета также могут стать причиной плохой работоспособности, вызванной усталостью. Утомляемость может появиться при любом виде недоедания: в развитых странах это обычно строгие низкокалорийные диеты, содержащие недостаточное количество питательных веществ, или заболевания желудочно-кишечного тракта со снижением функции всасывания.

Если сочетать высокие физические нагрузки и низкокалорийную диету, то усталость даст о себе знать очень быстро.

Повышенной усталостью сопровождаются некоторые физиологические состояния – например, беременность.

Утомляемость может быть вызвана приемом лекарственных средств: седативных, бета-адреноблокаторов, антигистаминных препаратов, гипотензивных средств центрального действия, транквилизаторов.

Снотворные средства могут нарушать фазу быстрого сна, что приводит к появлению утомляемости даже при нормальной продолжительности сна.

Анемия – очень частая причина повышенной утомляемости. Пониженный гемоглобин в крови снижает доставку кислорода к тканям мозга и мышцам, что проявляется общей слабостью, сонливостью, снижением работоспособности.

Быстрая утомляемость характерна для некоторых эндокринных патологий. Например, при гипотиреозе снижается выработка гормонов щитовидной железы, которые участвуют во многих процессах организма.

При сахарном диабете часто возникает чувство усталости из-за скачков уровня глюкозы крови, которая необходима для нормальной работы всех органов и систем.

Заболевания кровеносной системы могут стать причиной повышенной утомляемости - снижается выносливость, появляется одышка, отеки, дискомфорт в области груди, раздражительность. Все эти симптомы – повод обратиться к врачу.

За усталостью, сонливостью и потерей аппетита могут скрываться серьезные психологические проблемы, которые нельзя игнорировать.

Утомляемость часто сопровождает инфекционные заболевания. Когда возникает инфекционный процесс, организм вынужден затрачивать больше энергии, чем обычно: на борьбу с чужеродным объектом, на компенсацию вреда, который наносит инфекция.

Отдельно выделяют синдром хронической усталости. Существует множество теорий его возникновения: дефицит нутриентов (питательных веществ), психологическая, аллергическая теории, большую роль также отводят чрезмерным физическим нагрузкам. Наиболее распространенной в настоящее время является вирусная теория. Согласно ей, причиной развития синдрома хронической усталости служат герпесвирусы (вирус Эпштейна–Барр и вирус герпеса 7-го типа), а также SARS-CoV-2. Так, уже вылечившись от основного заболевания, человек может еще долгое время испытывать значимый упадок сил.

  • Анемия.
  • Сахарный диабет.
  • Гипотиреоз.
  • Злокачественные новообразования.
  • Хронические вирусные инфекции (гепатит, ВИЧ-инфекция).
  • Туберкулез.
  • Паразитарная инвазия (глисты и др.).
  • Депрессия.
  • Синдром хронической усталости.
  • Сердечная недостаточность.
  • Системные воспалительные заболевания (ревматоидный артрит, системная красная волчанка).
  • Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, ХОБЛ).
  • Хронические интоксикации (тяжелыми металлами, угарным газом, пестицидами и т.д.).
  • Острые бактериальные и вирусные заболевания.

Взрослый человек обращается к врачу-терапевту , а ребенка и подростка осматривает педиатр . В зависимости от сопутствующих симптомов может потребоваться консультация других специалистов ( эндокринолога , гинеколога , психиатра, невролога, кардиолога).

Диагностика и обследования при повышенной утомляемости

В первую очередь определяют степень утомляемости и необходимость освобождения от трудовой деятельности.

В зависимости от сопутствующих симптомов могут быть назначены следующие обследования:

    клинический анализ крови;

Одно из основных лабораторных исследований для количественной и качественной оценки всех классов форменных элементов крови. Включает цитологическое исследование мазка крови для подсчета процентного содержания разновидностей лейкоцитов и определение скорости оседания эритроцитов.

Читайте также: