Какие параметры тт подбираются для обеспечения защиты сборных шин

Обновлено: 28.06.2024

Дифференциальная защита шин основана на том же принципе, что и диф.защита трансформаторов, т.е. на сравнении величины и фазы токов.

На присоединениях устанавливаются ТТ с одинаковыми коэффициентами трансформации. Реле КА1 включено на сумму всех присоединений, так чтобы при первичных токах, направленных к шинам в нем проходил ток Iр=∑Iприс, тогда при внешнем к.з. ∑Iприс=0:

С учетом тока намагничивания:

Вследствие погрешности ТТ в реле появляется ток небаланса равный геометрической разности токов Iнам . Ток срабатывания выбирается так, чтобы защита была отстроена от этих токов небаланса: Iср>Iнбmax.

При к.з. на шинах ток в реле:

При к.з. на шинах диф.защита реагирует на полный ток к.з., при условии, что Iк.з.>Iс.з.

В нормальном режиме часть токи в некоторых присоединениях могут быть направлены к шинам, а другие от шин:

Для повышения надежности работы диф.защиты шин применяются следующие мероприятия:

1. Уменьшение тока небаланса.

Ток намагничивания ТТ зависит от Е2: чем больше Iк.з., тем больше Е2 и тем больше Iнам.

Для уменьшения тока намагничивания нужно обеспечит условия, при которых все ТТ при внешних к.з. работают в ненасыщенной части характеристики. Для этого необходимо: однотипные ТТ класса Р(Д); уменьшение кратности Iк.з. к Iном; уменьшение нагрузки на ТТ; уменьшение сопротивления соединительных проводов (за счет увеличения сечения проводов сокращения длины, увеличения сечения); уменьшение вторичных токов (применением ТТ с Iном=1А).

2. Отстройкой диф.реле от токов небаланса.

В неустановившемся режиме Iнб могут достигать больших значений за счет влияния апериодической составляющей тока к.з. Для улучшения отстройки применяются реле с быстронасыщающимся ТТ.

3. Контроль за исправностью токовых цепей.

В случае обрыва или шунтирования фазы вторичных цепей ТТ, ток не поступает в диф.реле. В результате баланс токов в реле нарушается. Защита может неправильно сработать и погасить всю подстанцию, т.е. создать сложную аварию. Для исключения этого диф.реле отстраивается от тока нагрузки наиболее загруженного присоединения. Кроме того устанавливается дополнительно чувствительное токовое реле:

Реле КА2 с выдержкой времени выводит защиту из действия и подает сигнал. Обрыв, ухудшение контакта в цепи какой-либо фазы или витковые замыкания в ТТ можно обнаружить и с помощью миллиамперметра. Нажимая кнопку дежурный периодически измеряет ток небаланса, т.е. исправность токовых цепей.

Главное достоинство диф.защиты шин – это быстрота, селективность и высокая чувствительность. Диф.защита не действует при перегрузки и при качаниях.

Неполная диф.защита шин.

На подстанциях с несколькими источниками питания и тупиковыми ЛЭП диф.реле включается на сумму токов всех источников питания.


В нормальном режиме ток нагрузки не попадает в реле, токи в реле не балансируются и в нем протекает остаточный ток равный току суммарной нагрузки всех линий. Защита не действует при Iнаг

При к.з. на отходящих линиях ток к.з. и нагрузки не балансируются. Iср выбирается больше чем ∑Iнагр линий.

Неполная ДЗШ выполняется двух ступенчатой: 1-я ступень – токовая отсечка, а при недостаточной ее чувствительности она выполняется как комбинированная отсечка по току и напряжению; 2-я ступень – МТЗ с выдержкой времени, которая для обеспечения отключения к.з. за линейным реактором имеет повышенную чувствительность. Она служит и для резервирования 1-й ступени защиты шин, а также защит отходящих линий 6-10кВ.

1-я ступень – ТО выполнена на РТ1, РТ2 без выдержки времени для отключения повреждений на сборных шинах и в начальных витках реакторов отходящих линий. Выключатели, установленные на линиях, не рассчитаны на отключение к.з. до реактора, и поэтому на линиях не устанавливают токовые отсечки мгновенного действия. Линии оборудованные только МТЗ с выдержкой времени: 1-я ступень действует на отключение трансформатора связи с системой и на отключение СВ; 2-я ступень – МТЗ с выдержкой времени выполнена на КА3, КА4 и реле времени КТ1 – предназначена для резервирования ТО защиты шин ( 1-я ступень) и защит отходящих реакторов линий.

Защита двигателей.

Релейная защита электродвигателей должна реагировать на внутренние повреждения и опасные ненормальные режимы. Релейную защиту следует выполнять простой и дешевой, но для электродвигателей мощностью более 200кВт возможно применение сложных защит.

Особую ответственность представляют электродвигатели механизмов собственных нужд, отключение которых из-за неправильного действия релейной защиты может вызвать нарушение нормальной работы электростанции. Поэтому защита электродвигателей ответственных механизмов электростанций должна отличаться большой надежностью.

Большое значение имеет самозапуск электродвигателей, что часто происходит при к.з. и при автоматическом переключении двигателя (АВР). Защита электродвигателей должна обеспечить самозапуск, т.е. она не должна преждевременно отключать электродвигатели как при уменьшении напряжении, так и при его восстановлении.

Для защиты электродвигателей могут быть установлены:

1.Частные повреждения м.ф.к.з. в обмотках статора приводят к значительным повреждениям и понижения напряжения сети, поэтому должна быть обязательно защита электродвигателей от м.ф.к.з.

2.Однофазные к.з. обмотки статора на землю менее опасны, т.к. электродвигатели работают с изолированной нейтралью. Защита от 1ф.к.з. устанавливается, когда Iк.з.>(5-10)А.

3.Защиту от витковых замыканий не устанавливают, т.к. простых способов ее выполнения не существует.

4.Часто возникают перегрузки током, поэтому защита от перегрузки, в зависимости от условий действует на сигнал, разгрузку приводного механизма или отключение электродвигателя.

10.2. Защита от м.ф.к.з.

В качестве защиты применяется токовая отсечка, отстроенная от пусковых токов и токов самозапуска электродвигателей. При недостаточной чувствительности ТО электродвигателей мощностью более 2000кВт, имеющих 6 выводов применяется дифференциальная токовая защита. На электродвигателях мощностью более 5000кВт применение диф.защиты является обязательно. Электродвигатели Uном≤500В защищаются от к.з. предохранителями.

Для защиты целесообразно применять переменный оперативный ток с применением реле прямого действия, что упрощает вторичную коммутацию и позволяет сэкономить контрольный кабель на электростанциях.

Для электродвигателей подверженных перегрузке применяется схема а), для электродвигателей не подверженных перегрузке применяется схема б), когда однолинейная схема не обеспечивает чувствительности при 2 ф.к.з. применяется схема в).

ТО отстраивается в первый момент к.з. в сети и от пускового тока электродвигателя при полном напряжении питающей сети и выведенном пусковом сопротивлении в цепи ротора.

Если в защите применяется реле РТ-40, то для отстройки от апериодической составляющей пускового тока дополнительно устанавливается промежуточное реле с tв=(0,04-0,06)сек.

где Iп.пуск – периодический пусковой ток;

кн- коэффициент надежности равный 1,2;

кв- коэффициент возврата равный 0,85.

Коэффициент чувствительности равен:

где - ток металлического 2ф.к.з. на выводах двигателя при минимальной режиме работы питающей сети.

Применение диф.защиты дает большую чувствительность, чем МТЗ, т.к. броски тока при внешнем к.з.и пускового тока, самозапуска в схеме оказывается сбалансированы.

Ток срабатывания защиты рассчитывается по формуле:

Коэффициент чувствительности равен:

где - ток металлического 2ф.к.з. на выводах двигателя при минимальной режиме работы питающей сети.

10.3. Защита от 1ф.к.з.

Защита от 1ф.к.з. устанавливается на двигателях мощностью до 2000кВт при токе к.з. менее 10А и на двигателях мощностью более 2000кВт при токе к.з. менее 5А. Защита выполняется с действием на отключение без выдержки времени с использованием ТНП, ТЗЛ.

10.4. Защита от перегрузки.

Перегрузка возникает в следующих случаях:

- при затянувшимся пуске или самозапуске;

- по техническим причинам и перегрузке механизмов;

- при повреждении механической части электродвигателей, вызывающего момент сопротивления и торможение электродвигателя.

Перегрузки бывают устойчивые и кратковременные. Основной опасностью сверхтоков является сопровождающее их повышение температуры отдельных частей и обмоток.

Перегрузочной способностью электродвигателя определяется характеристикой зависимости между величиной сверхтока и допускаемым временем его прохождения:

где t – допустимая длительность перегрузки, сек;

Т – const времени нагрева, сек;

а – коэффициент, зависящий от типа изоляции, а также периодичности и характера сверхтоков, а=1,3;

к – кратность сверхтоков, к=Iдл/Iном.

На электродвигателях не подверженных технологическим перегрузкам и не имеющих тяжелые условий пуска защита от перегрузки не устанавливается (циркуляционные, питательные насосы). На электродвигателях подверженных перегрузкам защита должна обязательно устанавливаться (электродвигатели мельниц, дробилок). Защита выполняется на отключение, если не обеспечивается самозапуск. Защита выполняется на сигнал или разгрузку механизма автоматически или вручную без останова механизма.

Лучше других работает защита, выполненная с тепловыми реле. Реле настраивается так, чтобы уставка срабатывания по теплу, выделение которого происходит в электродвигателе, была равна предельно допустимому:

Защита от перегрузки также может быть выполнена с токовым реле:

Ток срабатывания равен:

Уставка по времени срабатывания: tперег>tпуск или tперег>tсамоз . Т.к. время пуска асинхронного двигателя (10-15)сек, то характеристика реле РТ-90 в независимой части времени должна быть не менее (12-15)сек.

Чертежи и проекты


Разделы АС, АР, КЖ, КМ, КМД и т.д.


Разделы ЭМ, ЭС, ЭО, ЭОМ и т.д.


Разделы ОВ, ОВиК, ТМ, ТС и т.д.


Разделы ПС, ПТ, АПС, ОС, АУПТ и т.д.


Разделы ТХ и т.д.


Разделы ВК, НВК и т.д.


Разделы СС, ВОЛС, СКС и т.д.


Разделы АВТ, АВК, АОВ, КИПиА, АТХ, т.д.


Разделы АД, ГП, ОДД т.д.


Чертежи станков, механизмов, узлов


Базы чертежей, блоки

Подразделы


для студентов всех специальностей


Котлы и котельное оборудование

Ручной инструмент вошел в нашу, мужскую по большей части, жизнь прочно и на долгое время, пока научно-технический прогресс не достигнет полной автоматизации процессов производства, а человеку лишь останется контролировать и созерцать. Затеяв ремонт мы отправляемся на рынок или в магазин за разными видами орудий труда.


Особенности и основные виды вагонки с их достоинствами и характеристиками. Советы и рекомендации по выбору вагонки для внутренней отделки.


К универсальным инструментам, которые отличаются широким спектром применения относят современные

Остекление балконов позволяет значительно сократить затраты на отопление квартиры в осенне-зимний период. Ведь конструкции из металлопластика не только весьма эстетичны, они также позволяют поддерживать наиболее приемлемый для вас температурный режим.

Терасса или веранда всегда была объектом нападения капризов природы. До современного развития промышленности, в прошлом веке, при постройке не только терасс, но и домов использовали только дерево с каснем (в последствии с кирпичем). Но на сегодняшний день есть альтернатива, превозходящая по своем свойствам деревянную доску.


В фольклоре и литературе целого ряда балтийских стран, западно-европейских стран очень часто встречаются таинственные, загадочные персонажи - трубочисты.

Предлагаем ознакомиться с большим количеством материалов, которые помогут произвести установку различных конструкций. В каталоге представлена продукция множества производителей. Она поставляется в тубах, предназначенных для использования с монтажными пистолетами.

Если мы спросим среднестатистического человека на улице: "Выгодно ли в России, на широте Москвы, построить и эксплуатировать солнечную электростанцию?", он, скорее всего, ответит "НЕТ" и будет, в общем-то, прав. Отсутствие окупаемости связано даже не с относительно высокой стоимостью самих солнечных батарей (панелей)


Ответ:К числу наиболее характерных причин, вызывающих к. з. на шинах, следует отнести: перекрытие шинных изоляторов и вводов выключателей; повреждение трансформаторов напряжения и установленных между шинами и выключателями трансформаторов тока; поломка изоляторов разъединителей и воз­душных выключателей во время операций с ними; ошибка об­служивающего персонала при переключениях в распределитель­ных устройствах.

В качестве защит на генераторах и трансформато­рах служат защиты от внешних к. з., а на линиях — максималь­ные или дистанционные защиты, однако эти защиты работают при к. з. на шинах с выдержкой времени, имеющей иногда зна­чительную величину.

В таких случаях появляется необходимость в применении специальных защит шин, способных отклю­чать повреждения на них без выдержки времени. Специальные защиты шин применяются в тех случаях, когда защита присоеди­нений не в состоянии обеспечить необходимого быстродействия или селективности. В настоящее время в качестве быстродействующей и селек­тивной защиты шин получила повсеместное распространение защита, основанная на дифференциальном принципе. На транс­форматорах и секционных выключателях, питающих шины, у ко­торых отходящие линии имеют реакторы, в качестве специаль­ной защиты шин применяются токовые отсечки и дистанционные защиты.



Логическая защита шин (ЛЗШ) может использоваться как в открытых, так и в комплектных распредустройствах. На первом рисунке приведена простейшая схема логической защиты шин в комплексе с МТЗ на вводе 10 кВ. При КЗ на шинах или на отходящей линии пускается защита на вводе от питающего трансформатора (срабатывает реле KA). МТЗ на вводе отстроена по времени от защит отходящих линий и действует на отключение выключателя в двух случаях: отказе защит или выключателя отходящей линии; коротком замыкании на сборных шинах.

Но отстройка по времени от защит отходящих линий затягивает отключение повреждения и приводит к излишнему повреждению оборудования. Для обеспечения достаточно быстрого и селективного отключения можно выполнить дополнительную цепочку из последовательно включенных контактов токовых реле отходящих линий.


При коротком замыкании на любой отходящей линии (КЛ1 – КЛn) срабатывает токовое реле KA1 в ее схеме и токовое реле KA в схеме ввода. Контактами KA1 блокируется действие защиты на реле KL. При КЗ на шинах срабатывает реле KA в схеме ввода и нет срабатывания ни одного из реле KA1 в схемах отходящих линий. Реле KL срабатывает и действует на отключение выключателя ввода с запретом АПВ. Схема достаточно простая, но имеет ряд недостатков: 1)При выводе в проверку защиты любого присоединения разрывается вся цепь, защита выводится из работы. 2)Большое количество последовательно соединенных элементов снижает надежность схемы в целом. Нарушение контакта в любом токовом реле или в соединительных проводах приводит к отказу защиты.

Более удобна и надежна схема, приведенная на следующем рисунке. Токовые реле всех отходящих линий соединены параллельно. Для исключения случайного срабатывания защиты при проверках РЗА присоединений включается последовательно с контактами собственных выключателей. В данном случае реле KL выступает в роли блокирующего.


28)Автоматическое повторное включение. Назначение АПВ. Классификация АПВ. Осовные требования к устройствам АПВ. Выбор выдержек времени АПВ. Двухкратное АПВ.

Ответ:Многолетний опыт эксплуатации линий электропередачи показал, что значительная часть КЗ, вызванных перекрытием изоляции, схлестыванием проводов и другими причинами, при достаточно быстром отключении линий релейной защитой, самоустраняется. При этом электрическая дуга, возникшая в месте КЗ, гаснет, не успев вызвать существенных разрушений, препятствующих повторному включению линий под напряжение. Такие самоустраняющиеся повреждения называются неустойчивыми. Согласно ПУЭ обязательно применение АПВ – на всех воздушных и смешанных (кабельно-воздушных) линиях напряжением выше 1000 В. АПВ восстанавливает нормальную схему также и в тех случаях, когда отключение выключателя происходит вследствие ошибки персонала или ложного действия РЗ. Наиболее эффективно применение АПВ на линиях с односторонним питанием, так как в этих случаях каждое успешное действие АПВ восстанавливает питание потребителей.

Классификация АПВ: Основные требования к устройствам АПВ. В эксплуатации получили применение следующие виды АПВ: трехфазные, осуществляющие включение трех фаз выключателя после его отключения релейной защитой; однофазные, осуществляющие включение одной фазы выключателя, отключенной релейной защитой при однофазном КЗ; комбинированные, осуществляющие включение трех фаз при междуфазных повреждениях или одной фазы при однофазных КЗ.

Трехфазные АПВ в свою очередь подразделяются на несколько видов: простые (ТАПВ), быстродействующие (БАПВ), с проверкой наличия напряжения (АПВНН) или отсутствия напряжения (АПВОН), с ожиданием синхронизма (АПВОС), с улавливанием синхронизма (АПВУС) и др.

По виду оборудования, на которое действием АПВ повторно подается напряжение, различают: АПВ линий, АПВ шин, АПВ трансформаторов, АПВ двигателей.


По числу циклов (кратности действия) АПВ различают: АПВ однократного действия, АПВ многократного действия. , (20.1)

где t гп– время готовности привода, которое составляет 0,2-1,0 с для различных типов приводов; tзап = 0,3-0,5 с – время запаса, учитывающее погрешность реле времени АПВ.

29)Автоматический ввод резерва (АВР). Назначение АВР. Основные требования к устройствам АВР. Принцип действия АВР. Пусковые органы минимального напряжения. Расчет уставок АВР.

Ответ:Назначение АВР: Схемы электрических соединений энергосистем и отдельных электроустановок должны обеспечивать надежность электроснабжения потребителей. Высокую степень надежности обеспечивают схемы питания одновременно от двух и более источников (линий, трансформаторов), поскольку аварийное отключение одного из них не приводит к нарушению питания потребителей. Несмотря на эти преимущества многостороннего питания потребителей, большое количество подстанций, имеющих два источника питания и более, работает по схеме одностороннего питания. Применение такой менее надежной, но более простой схемы электроснабжения во многих случаях оказывается целесообразным для снижения токов КЗ, уменьшения потерь электроэнергии в питающих трансформаторах, упрощения релейной защиты, создания необходимого режима по напряжению, уменьшения перетоков мощности и т.п. Используются две основные схемы одностороннего питания потребителей при наличии двух или более источников. В первой схеме один источник включен и питает потребителей, а второй отключен и находится в резерве. Соответственно этому первый источник называется рабочим, а второй – резервным (рис.21.1,а, б). Во второй схеме все источники включены, но работают раздельно на выделенных потребителей. Деление осуществляется на одном из выключателей (рис.21.1,в,г).

Недостатком одностороннего питания является то, что аварийное отключение рабочего источника приводит к прекращению питания потребителей. Этот недостаток может быть устранен быстрым автоматическим включением резервного источника или включением выключателя, на котором осуществлено деление сети. Для выполнения этой операции широко используется АВР. При наличии АВР время перерыва питания потребителей в большинстве случаев определяется лишь временем включения выключателей резервного источника и составляет 0,3…0,8 с.


Рассмотрим принципы использования АВР на примере схем, приведенных на рис.21.1.

1. Питание подстанции А (рис.21.1,а) осуществляется по рабочей линии W1 от подстанции Б. Вторая линия W2, приходящая с подстанции В, является резервной и находится под напряжением (выключатель QЗ нормально отключен). При отключении линии W1 автоматически от АВР включается выключатель QЗ линии W2, и таким образом вновь подается питание потребителям подстанции А.

Схемы АВР могут иметь одностороннее или двустороннее действие. При одностороннем АВР линия W1 всегда должна быть рабочей, а линия W2 – всегда резервной. При двухстороннем АВР любая из этих линий может быть рабочей и резервной.

2.Питание электродвигателей и других потребителей собственных нужд каждого агрегата электростанции осуществляется обычно от отдельных рабочих трансформаторов (Т1 и Т2 на рис.21.1,б). При отключении рабочего трансформатора автоматически от АВР включаются выключатель Q5 и один из выключателей Q6 (при отключении Т1) или Q7 (при отключении Т2) резервного трансформатора ТЗ.

3. Трансформаторы Т1 и Т2 являются рабочими, но параллельно работать не могут и поэтому со стороны низшего напряжения включены на разные системы шин (рис.21.1,в). Шиносоединительный выключатель Q5 нормально отключен. При аварийном отключении любого из рабочих трансформаторов автоматически от АВР включается выключатель В5, подключая нагрузку шин, потерявших питание, к оставшемуся в работе трансформатору. Каждый трансформатор в рассматриваемом случае должен иметь мощность, достаточную для питания всей нагрузки подстанции. В случае, если мощность одного трансформатора недостаточна для питания всей нагрузки подстанции, при действии АВР должны приниматься меры для отключения части наименее ответственной нагрузки.

4. Подстанции В и Г (рис.21.1,г) нормально питаются радиально от подстанций А и Б соответственно. Линия WЗ находится под напряжением со стороны подстанции В, а выключатель Q5 нормально отключен. При аварийном отключении линии W2 устройство АВР, установленное на подстанции Г, включает выключатель Q5, таким образом питание подстанции Г переводится на подстанцию В по линии WЗ. При отключении линии W1 подстанция В и вместе с ней линия WЗ остаются без напряжения. Исчезновение напряжения на трансформаторе напряжения ТV также приводит в действие устройство АВР на подстанции Г, которое включением выключателя Q5 подает напряжение на подстанцию В от подстанции Г.

Расчет уставок АВР a. Реле однократного включения.

tов = tвкл + tзап, (21.1) где tвкл – время включения выключателя резервного источника питания; если выключателей два, то выключателя, имеющего большее время включения; tзап – время запаса, принимаемое равным 0,3…0,5с. б. Пусковой орган минимального напряжения.

Uср = Uост.н / Кн КU, (21.2)

Uср = Uзап /Кн КU, (21.3) где Uост.н – наименьшее расчетное значение остаточного напряжения при КЗ; Uзап – наименьшее напряжение при самозапуске электродвигателей; Кн – коэффициент надежности, принимаемый 1,25; КU – коэффициент трансформации трансформатора напряжения.

Ток срабатывания реле минимального тока должен быть меньше минимального тока нагрузки и определяется по формуле: Iср = Iнагр.мин / КнКI , (21.7) где: Iнагр.мин– минимальный ток нагрузки трансформатора; Кн– коэффициент надежности, принимаемый равным 1,5; КI– коэффициент трансформации ТТ. Выдержка времени определяется только по формуле (21.5) из условия согласования с защитой, действующей при КЗ в точке 6 (рис. 21.7). Согласования с защитами присоединений шин низшего напряжения не требуется.

г. Реле контроля наличия напряжения на резервном источнике питания. Напряжение срабатывания этого реле определяется из условия отстройки от минимального рабочего напряжении по формуле: Uср = Uраб.мин / Кн Кв КU, (21.8) где Uраб.мин – минимальное рабочее напряжение; Кн – коэффициент надежности, принимаемый равным 1,2; Кв – коэффициент возврата реле.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

2 Требования ПУЭ к защите сборных шин и ошиновки электростанций и подстанций Отдельные устройства РЗА должны быть предусмотрены для двух систем шин и одиночной секционированной системы шин. Отдельное устройство РЗА должно быть предусмотрено для одиночной несекционированной системы шин если отключение повреждений действием защит присоединенных элементов недопустимо по условиям сохранения устойчивости работы энергосистемы, или если на линиях, питающих рассматриваемые шины имеются ответвления. В качестве защиты сборных шин электростанций и подстанций следует предусматривать как правило дифференциальную токовую отсечку охватывающую все элементы, которые присоединены к системе или секции шин. Защита должна быть отстроена от переходных и установившихся токов небаланса. При присоединении трансформатора (автотрансформатора) 330 кВ и выше более чем через один выключатель рекомендуется предусматривать дифференциальную токовую защиту ошиновки. В защите шин 110 кВ и выше следует предусматривать возможность изменения фиксации при переводе присоединения с одной системы шин на другую на рядах зажимов. Дифференциальная защита должна быть выполнена с устройством контроля исправности вторичных цепей. Защиту шин следует выполнять так, чтобы при пробовании поврежденной системы или секции шин обеспечивалось селективное отключение системы (секции) без выдержки времени.

4 Пример организации защиты сборных шин на базе БМРЗ.

6 Дифференциальный ток вычисляется по формуле:, где I ПР.i - текущее значение вторичного тока присоединения i, А I НОМ.ПЕРВ.ТТi - значение номинального первичного тока присоединения i,А I НОМ.ВТОР. - значение номинального вторичного тока трансформаторов тока, А F i - элемент матрицы фиксации: F i = 1, если присоединение принадлежит секции для которой вычисляется I Д F i = 0, если присоединение не принадлежит секции для которой вычисляется I Д F i = 1, если присоединение определено как секционный выключатель, при этом ТТ СВ установлен со стороны секции шин для которой вычисляется I Д F i = -1, если присоединение определено как секционный выключатель, при этом ТТ СВ установлен со стороны противоположной секции шин для которой вычисляется I Д Секционный выключатель (если он есть) относится к обеим секциям шин. Расчет приведен для избирательных органов. Для пускового органа F i = 1, если присоединение не является секционным выключателем, F i = 0, если присоединение является секционным выключателем. Функции блока защиты сборных шин БМРЗ-ДЗШ. Дифференциальная защита шин.

7 В дифференциальной защите с торможением предусмотрен пусковой орган (ПО) и два избирательных органа (ИО1, ИО2) по числу секций шин. ПО включен на дифференциальный ток присоединений, зафиксированных как за I, так и за II секциями шин за исключением СВ. ИО контролируют дифференциальный ток присоединений своих секций шин. При срабатывании ПО запускаются индивидуальные ИО для обеих секций шин и отключают поврежденную секцию при срабатывании защиты. Назначение ПО - исключение ложных срабатываний ИО в нагрузочных режимах в случае ошибочной информации о фиксации присоединений. В блоке осуществляется анализ формы кривой дифференциального тока, что позволяет при внешних КЗ, сопровождающихся значительным насыщением первичных трансформаторов тока, блокировать действие защиты. Тормозная характеристика ПО и ИО приведена на рисунке: Срабатывание на первом участке определяется уставкой I ДЗТ. Угол наклона на втором участке задается коэффициентом торможения К Т. Начальное значение тока торможения определяется уставкой I НТ.

8 Функции блока защиты сборных шин БМРЗ-ДЗШ. Дифференциальная защита шин. Для резервирования ДЗТ в тех случаях, когда возможно глубокое насыщение первичных трансформаторов тока, приводящее к ошибочной блокировке ДЗТ по ИПБ и замедлению срабатывания ДЗТ в блоке предусмотрена дифференциальная токовая отсечка. Блок контролирует исправность токовых цепей независимо по трем контурам для: - I секции шин; - II секции шин; - присоединений обеих секций шин (исключая СВ). При введенной блокировке и обнаружении схемой контроля небаланса обрыва токовых цепей в течение времени, превышающего ставку Тнб, осуществляется блокировка ДЗТ и ДТО соответствующего контура (секции шин).

9 Пример организации защиты ошиновки на базе БМРЗ.

10 Блок защиты ошиновки стороны ВН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функция ДТО. Блок защиты ошиновки стороны ВН выполняет следующие функции защиты: 1. Продольная дифференциальная токовая отсечка (ДТО) с четырьмя плечами. Характеристика срабатывания:Диф. ток вычисляется по формулам:, где i A1 – значение тока i-го плеча; K TTi – коэффициент трансформации ТТ i-го плеча; K TT БАЗ – коэффициент трансформации ТТ базового присоединения; Si = 1, если присоединение введено; Si = 0, если присоединение выведено.

11 Блок защиты ошиновки стороны ВН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функция ДЗТ. 2. Продольная дифференциальная токовая защита с торможением (ДЗТ) с четырьмя плечами с блокировкой по ИПБ. Характеристика срабатывания:Информационный признак блокировки вычисляется по формуле:, где А ИПБ – сумма действующих значений второй и четвертой гармоник дифференциального тока; I Д – действующее значение первой гармоники дифференциального тока.

12 Блок защиты ошиновки стороны ВН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функции автоматики. управление выключателями присоединений от сигналов защит (отключение), а также от приемника устройства резервирования выключателя (УРОВп); пробование ошиновки от присоединения с контролем напряжения на ошиновке с очувствлением ДЗТ; пробование присоединения от ошиновки в режиме открытого плеча; очувствление ДЗТ в первом цикле АПВ, с контролем напряжения на ошиновке; формирование сигнала запрета АПВ; устройство контроля токовых цепей, с блокировкой работы защит при неисправности токовых цепей возможна как пофазная, так и перекрестная блокировка; сигнализация несоответствия напряжения на ошиновке, фиксации присоединений выбранному режиму пробования; обобщенная вызывная сигнализация.

14 Блок защиты ошиновки стороны ВН БМРЗ-ДЗО-ХХ Дополнительные функции В блоке предусмотрено два назначаемых выхода, на которые могут быть заведены наиболее часто используемые функции блока. Терминал обеспечивает запись и хранение 32 осциллограмм мгновенных значений длительностью 1,5 с – 0,5 с до начала аварии (предыстория) и 1,0 с аварийного процесса. В каждой осциллограмме фиксируется 14 аналоговых и 64 дискретных сигнала. Пуск осциллографа происходит по факту срабатывания защит терминала на отключение.

15 Пример организации защиты реактора стороны НН базе БМРЗ.

16 Блок защиты ошиновки стороны НН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функции дифференциальной защиты Функция ДЗО блока аналогична блоку ДЗО стороны ВН. Функция ДЗТ имеет следующую характеристику срабатывания: Характеристика ДЗТ включает три участка. Угол наклона характеристики на первом участке равен нулю, на втором и третьем участках задается коэффициентами торможения К ТОРМ. 2 и К ТОРМ. 3. Особенностью блоков является возможность изменения коэффициента торможения К ТОРМ. 3 в большом диапазоне. Благодаря этой возможности угол наклона на третьем участке может быть задан 90°, что соответствует блокировке ДЗТ при больших сквозных токах в режиме внешних КЗ.

17 Блок защиты ошиновки стороны НН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функции защит 1. Блок содержит комплекты трехступенчатой МТЗ для плеча 2 и плеча 3. МТЗ предназначена для резервирования защит ввода при КЗ на отходящих присоединениях. Комплекты МТЗ имеют одинаковую логику работы. Для второй и третьей ступеней МТЗ может быть введен контроль напряжения для пуска МТЗ. 2. Блок содержит комплекты защиты от дуговых замыканий для плеча 2 и плеча 3. Срабатывание ДгЗ происходит при получении сигнала от дуговой защиты секции шин с/без контроля пуска второй ступени соответствующего комплекта МТЗ. 3. Блок содержит комплекты ЗМН для плеча 2 и плеча 3. ЗМН имеет две ступени с контролем двух линейных напряжений (U AB и U BC соответствующего плеча) и напряжения обратной последовательности. Первая ступень действует на отключение, вторая ступень - только на сигнализацию. 4. Блок содержит комплекты ЗПН для плеча 2 и плеча 3. ЗПН выполнена с контролем двух линейных напряжений (U AB и U BC соответствующего плеча). 5. Блок обеспечивает хранение двух независимых программ уставок защит. Выбор программы 2 осуществляется при подаче входного дискретного сигнала "Программа 2".

18 Блок защиты ошиновки стороны НН БМРЗ-ДЗО-ХХ Функции автоматики и сервисные 1. Блок содержит комплекты УРОВ для плеча 2 и плеча 3. Комплекты УРОВ имеют одинаковую логику работы Блок реализует функции приемника и датчика УРОВ. 2. Блок реализует логику управления выключателями (отключение). 3. Блок содержит комплекты схем формирования команд АПВ для плеча 2 и плеча Блок содержит комплекты схем формирования команды запрета АВР для плеча 2 и плеча Блок обеспечивает запись и хранение 15 осциллограмм мгновенных значений длительностью 1,2 с: 0,12 с до начала аварии (предыстории) и 1,08 с аварийного процесса.

Читайте также: