Какие основные правовые школы существовали в классической юриспруденции в римском праве

Обновлено: 30.06.2024

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.

    В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.

    Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.

    Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).

    Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.

    Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.

    Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.

    Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

    Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.

    К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –

    Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.

    Велико было влияние канонического права и на формирование норм отдельных институтов и отраслей права. Это касалось брачно-семейных отношений, наследственного права, права собственности и обязательственного права. Большое значение имели нормы канонического права и для развития норм уголовного права и процесса. Существенное влияние церковное право оказало и на формирование норм конституционного (государственного) и административного права. Такие нормы присутствовали в системе канонического права, что было связано с выборным замещением папского престола и с чрезвычайно сложно системой церковного управления.

    Большое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия.

    Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным.

    Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы.

    Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 199.


    Как римского права является закон упоминается, что, начиная с древних времен , первый в Риме , а затем по всей Римской империи было. Поскольку источники древнеримского права, собранные в Corpus iuris civilis, были заново открыты в Болонье в период высокого средневековья , действие римского права продолжалось и в 19 веке , поскольку источники считались авторитетными для права в большинстве европейских стран. Утверждение Corpus Iuris Civilis в качестве действующего имперского права в Священной Римской империи привело к кодификации в сегодняшней Европе, что концептуально привело к принятию римского права .

    Примерно тысячелетняя история древнеримского права охватывается двумя фундаментальными кодификациями: Законом о двенадцати таблицах (около 450 г. до н.э.) в начале и римским законодательством, собранным под Юстинианом (около 482-565 гг.) В Corpus Iuris Civilis в конце. . Статутное право не должно заслонять тот факт, что римское право по сути не было чисто статутным правом, а скорее состояло из триады правовых источников, в которых основное право и юридическое право играли главную роль. Обычное право было правом, основанным на архаичных обычаях и нравах отцов, mos maiorum . Юридическое право, с другой стороны, развилось в своей классической форме из юриспруденции преторов и из сочинений юристов, таких как институты Геи .

    Согласно преобладающему до сих пор мнению, историки права делят римское право на три эпохи - республиканскую , которая началась с основания республики в конце VI века до нашей эры. До н.э. до Августа , классической эпохи, охватывающей первые два века нашей эры, и постклассической эпохи от северян (193–235) до Юстиниана в VI веке.

    В то время как многие другие достижения античности исходили от греков и были приняты только римлянами , римское право является оригинальным творением римлян без греческих образцов. Однако заимствование терминов и моделей аргументации из греческой философии сыграло роль в развитии римской юриспруденции. Науки римского права - как романистике - это называется исследования романских .

    оглавление

    Общий

    Выдающееся положение в Риме и по сей день занимает классический закон, закон, созданный во времена от Августа до северян. Это было гражданское право . Конституционное и уголовное право были гораздо менее легализованы. В отличие от демократического правового ландшафта Афин , суды мало интересовались конституционным правом; уголовное право долгое время регулировалось кланами .

    Представление гражданского права, построенное по этой схеме, еще не было найдено в Древнем Риме, скорее оно касалось патрицианских моделей. Порядок материалов был в большей степени базируется на процедурных аспектах, так как они были выражены в actiones ( иски в суде ). Изменения в социальных и экономических структурах и интересах со временем привели к модификации типа процесса, который был лишен сакральных элементов и чей порядок определялся преторическими указами . Однако это не сами классические источники, которые использовались со времен высокого средневековья ; сегодняшнее знание римского права в основном основано на кодификациях Юстиниана Corpus iuris civilis, созданных в поздней античности. В этом своде законов всегда можно найти пять руководящих принципов архаического римского права.

    Римское право изначально было законом без писаных законов , так называемым обычным правом , которое возникло в результате многолетней практики . Раннее законодательство королевской эпохи и ранние юридические сделки, вероятно, возникли из области священного права и во многом опирались на религиозную практику авгуров , священников древнеримской религии, получивших символы богов . Следовательно, они имели культовые черты, были ритуализированы и основывались на пословицах.

    Ius civile

    В попы ( понтификов ) истолковал закон о XII таблеток в 3 - м веке на основе формулировки ( interpretatio ), поэтому термин Папский ригоризм используется. Это может означать, что неправильное использование фактических слов может привести к процессуальному поражению. В то время как передача права собственности на ресурсы соответствовала ограничениям формы, была разнообразной и занимала много времени, часто возникали формальные ошибки. С другой стороны, смена собственника res nec mancipi прошла без проблем , поскольку произошла путем простой передачи.

    ИУС Civile спорадически используется в 3 веке до н.э.. Уже гонят легами (законами). Важным законодательным органом было Народное собрание (Centuriatskomitien), в состав которого входили сотни военнослужащих. Это лицо было отнесено к одной из этих сотен цензором в результате оценки имущества . В большинстве своем это были кони и первый класс пехоты. Законы принимаются после предварительной консультации с Сенатом и по запросу ( rogatio ) консулов или претора перед народным собранием. Ни магистрат , созывавший и возглавлявший собрание на основании его ius agendi cum populo , ни сама ассамблея не имели никакого влияния на содержание закона . ЦК мог только принять или отклонить закон.

    С 286 с ЛЕКС Гортензия , то Leges решаемые народного собрания были против плебисцита решенных по Concilium plebis . В Concilium plebis был вече созданы плебеями , к которому патриция не имели доступа. Закон Гортензии придавал плебисцитам такую ​​же юридическую силу, так что они имели ту же ценность, что и легисы.

    Leges , которые были важны для личной истории , пришел в силу при императоре Августе - чуть позже популярный закон был потерян без формальной отмены. Постановление Сената ( senatus consultum ) заняло свое место . Сначала Сенат состоял из глав в родах , но уже в 312 г. до н. Цензор назначил сенаторами бывших магистратов. Сенат только давал рекомендации магистратам, но из-за его полномочий они в основном соблюдались и выполнялись. Начиная со II века и далее влияние Сената уменьшилось в пользу oratio Principis (предложение императора). Имперские порядки, конституции принципа, получили власть, эквивалентную закону, несмотря на то, что противоречили римской конституции. Форма имперских конституций включала edicta (общие соглашения принцепса (императора)), mandata (внутренние инструкции императора для чиновников), rescripta (письменные заявления императора по запросам) и decreta (решения после переговоров до императорский двор).

    Ius gentium

    Никакая особенная собственность не могла быть приобретена через вновь созданный ius gentium . Он оставался привязанным к римским гражданам, и передача была возможна только при наличии res mancipi посредством двух описанных формальных действий. Преторы не расширили процедуры приобретения собственности Quirite. Скорее, они стали в ряде случаев защищать владельца, как собственника .

    Достойными защиты владельцами (собственниками ) изначально были те, кто действительно держал что-то под своим контролем ( корпус ) и желал держать это при себе ( анимус ). С тех пор собственность пользовалась собственной правовой защитой от претора ( interdicta ) от любого несанкционированного лишения или нарушения. Права владельца вещи, которая была изъята незаконно ( добросовестный владелец ), были сохранены посредством возможного имущественного иска и аналогичных институтов.

    Посессорные запреты ( interdicta ), издаваемые претором, можно разделить на три группы:

    • Запреты, данные для получения права владения (например, quorum bonorum ),
    • Запреты, которые служили для сохранения существующего имущества (например, uti Possidetis ), и
    • Запреты, с помощью которых можно было вернуть утраченное имущество (например, unde vi ).

    Более поздние разработки: Pandects / Digest

    Римская юриспруденция достигла своего расцвета в первые века имперской эпохи (I - III века). В поздней античности учения классической юриспруденции грозили быть забытыми. Чтобы противодействовать этой тенденции, император Юстиниан I собрал более старые юридические тексты. Его законодательная работа включала Institutiones Iustiniani (обнародован в 533 г.), Pandekten (Латинский сборник , также обнародованный в 533 г.) и Codex Iustinianus (в пересмотренной версии 534 г.); В сочетании с новеллами, изданными Юстинианом (до 565 г.), и законом о вотчине Лонгобардов ( Libri Feudorum ), он получил новую известность среди гуманистов , особенно благодаря изданию Дионисия Готофреда (Лион, 1583 г.) под названием Corpus Iuris Civilis . Из них пандекты или дайджесты приобрели наибольшее значение для развития современного права. Кодекс Юстиниана, с другой стороны, содержал все действующие имперские конституции, принятые со времен Адриана , и поэтому является одним из наиболее важных источников по римскому праву. Когда античность, наконец, подошла к концу вскоре после смерти Юстиниана , его юридическая коллекция была первоначально забыта, пока она не была заново открыта в Италии в средние века и положила начало возрождению римского права.

    Римское право в средние века и в наше время

    В Западной Европе кодификация Юстиниана и римское право в целом были в значительной степени (но не полностью) забыты в раннем средневековье . В частности, вскоре перестали быть известны дайджесты. Однако этот важный текст был переоткрыт около 1050 года (см. Также Littera Florentina ). С этого момента итальянские юристы, юридическая школа которых в Болонье превратилась в один из первых университетов Европы, первыми возродили римское право. Так называемые глоссаторы объясняли и исправляли существующие тексты в соответствии с потребностями и методами того времени. В комментаторов (также называемые постглоссаторы ) затем разработали правовые тексты на практике , связанные с работами.

    Начиная с XIV века, римское право вновь приобрело значение как обычное право в Центральной Европе. Поскольку в средние века в Германии не было единой правовой системы, с середины 15 века здесь также было принято римское право ( см .: Рецепция римского права ). Из-за особого значения римского права юридические факультеты университетов стали очень влиятельными. Способ использования corpus iuris civilis называется usus modernus pandectarum , то есть современное использование Pandects.

    В начале 19 века историческая школа права , выдающимся представителем которой был Фридрих Карл фон Савиньи , начала возвращение к римскому праву. Одна из важнейших кодификаций частного права , Гражданский кодекс Франции , была создана при Наполеоне в 1804 году . Благодаря взаимодействию исторической юриспруденции и пандектистики принятое римское право пережило кульминацию с точки зрения научного проникновения и систематизации. До 1 января 1900 года это было обычным правом в Германии.


    Римское право продолжается до наших дней, что особенно верно в отношении Гражданского кодекса Германии (BGB). Он также основан на исторической юриспруденции 19 века. Общий гражданский кодекс Австрии (ABGB), как и прусское земельное право , находился под более сильным влиянием закона разума XVIII века, но при этом не игнорировались явные римские корни. Римское право сегодня составляет основу многих правовых систем.

    Его высокий уровень абстракции ответственен за глобальное влияние римского права. Кроме того, он отказался от религиозной легитимации, поэтому практически по желанию может трансформироваться в развитые социальные и экономические формы.

    История, положения и принципы римского права по-прежнему являются (факультативной) частью юридической подготовки в университетах. Международный Римское право Спорный Суд является самой важной конкуренцией в мире в римском праве.

    Смотри тоже

    литература

    Юридический

    Исторический

    веб ссылки

    Индивидуальные доказательства

    1. ↑Ульрих Манте : История римского права . 3-е исправленное издание. Beck, Мюнхен, 2007 г., стр. 7 (введение).
    2. ^ Рюдигер Вульф: Академический суд и переговорные комнаты. Новые места для юридической риторики. В: Закон RW (1/2011) с. 116.
      Эта страница последний раз была отредактирована 26 августа 2021 в 12:27.

    Зарождение юридической науки в Древнем Риме связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Она ведала составлением календарей, погребальным культом и сакральным правом (т. е. божественным). Кроме того понтифики занимались комментированием законов. Сформировавшиеся религиозные и правовые формулы должны были четко произноситься, без каких-либо запинок и ошибок. Только с начала III в. до н. э. положение начинает меняться. В III – I вв. до н. э. бесплатные юридические консультации давались чаще всего членами влиятельных сенаторских семейств, появившимися профессиональными юристами. Известными юристами, государственными деятелями I в. до н. э. были Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф. Однако юридические трактаты данного периода в большинстве своем до нас не дошли.

    Большое значение получает и деятельность адвокатов. Они защищали своих клиентов во время предварительного следствия и суда. Причем, если в республиканский период их услуги не оплачивались, то в период Империи

    (I в. н. э.) их максимальный гонорар был установлен в 10 тыс. сестерциев.

    Развитие юридической профессии привело к появлению юридического образования. В 254 г. до н. э. верховный жрец Тиберий Корунканий начал разъяснять нормы права всем желающим. С этим именем обычно связывают начало публичного преподавания права в Риме. Начиная с I в. н. э. римская система образования значительное место отводила юридической науке. Известный римский юрист Сабин (I в. н. э.) открыл первую частную юридическую школу. Там читали лекции по праву, проводились диспуты и давались ответы на вопросы учеников. Последователи Сабина образовали видную школу римского права – сабинианцев, а самому Сабину вместе с некоторыми другими известными юристами было дано право официально разъяснять законы. Такие разъяснения имели обязательную силу для суда. Это право было дано императором Августом, и одним из первых его получил Мазурий Сабин. Введение таких обязательных заключений (responsa) повысило правовую культуру, заставило чиновников и судей, зачастую не обладавших навыками профессиональных юристов, учитывать в своей деятельности достижения юридической науки. В период принципата и домината высшие должностные лица, в том числе и императоры, всегда имели при себе советников-юристов. Таким образом, осуществляя свою научную и практическую деятельность, римские юристы издавали различного рода комментарии к гражданскому праву, труды по отдельным правовым вопросам и юридические учебники, содержавшие систематизированный анализ применения правовых норм в доступной форме.

    Не менее важным юридическим направлением была школа прокулианцев. Ее основателем был Марк Антисий Лабеон (ок. 50 г. до н. э. – 18 г. н. э.), а видным представителем – его ученик Прокул. Эта школа по ряду важных положений выступала противником сабинианцев.

    При преподавании права римские юристы не уделяли особого внимания общим понятиям (в отличие, например, от греков). Они сразу же ставили перед учениками практические вопросы.

    Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.

    Говоря о норме права, римские юристы, как справедливо указывает

    Не менее важными были и выступления Цицерона. Его речи состояли из вступления (где приводились факты в пользу подзащитного), основной части (где излагалась суть дела, доказательства, нацеленные против доводов противной стороны) и заключительной части (где приводились резюме, обращенные к слушателям).

    Нельзя обойти вниманием и другого видного римского юриста Гая

    (II в. н. э.). Представитель школы сабинианцев, он написал один из самых известных учебников по римскому праву – институции (т. е. наставления, учебник) Гая. Система изложения материала, избранная им (лица, вещи и обязательства, иски) впоследствии получила широкое распространение.

    Среди римских юристов особо следует выделить тех, мнения которых с 426 г. н. э. должны были рассматриваться в суде в качестве наиболее авторитетных. Это были труды наиболее видных юристов позднего классического периода: Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина и вышеуказанного Гая.

    В IV – V в. н. э. в Римской империи действует несколько специальных юридических школ с 4-летним сроком обучения. При Юстиниане срок обучения увеличивается до 5 лет. В правление Юстиниана проводится обширная кодификация права, издается Свод римского гражданского права (Corpusjuriscivilis), состоявший из Институций, Дигест, Кодекса Юстиниана и новелл.

    Развитие юриспруденции, юридической профессии и образования в Древнем мире прошло долгий путь. От примитивного архаического права, имевшего многие пережитки, доставшиеся от родового строя, до сложной правовой системы Древнего Рима. Именно здесь впервые возникает юридическая наука, особую роль играют профессиональные юристы, существует и довольно совершенная система юридического образования. Все эти достижения в значительной мере будут восприняты впоследствии западноевропейской наукой и еще долгое время будут оставаться ее идеалами и ориентирами.

    Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

    Читайте также: