Какие основные правовые институты выделяются в законе 12 таблиц

Обновлено: 28.06.2024

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц (текст).

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить следующем виде:

Положения о гражданском судопроизводстве (процессе), табл. I-II;

Процесс против несостоятельного должника, III;

Положения об отцовской власти, IV;

Опека, наследование, собственность, V-VI;

Обязательства из договоров и деликтов(правонарушения причинением вреда), VII-VIII;

Публичное и сакральное право, уголовное право, IX-X;

Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете бра­ков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) XI-XII.


Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:

на место произвола магистратов ставился закон;

строгий формализм правовых процедур и общения;

процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;

казуистичность построения правил и норм (по принципу: "если — то — иначе");

обязательства возникают не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущер­ба личности, здоровью, имуществу;

суровыми карами наказывались колдовство, убийство, во­ровство и измена.

Основными институтами вещного права были:

неполное право на чужую вещь.

Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владелец вещи не был ее собственником.
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, про­дать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наибо­лее абсолютное правовое господство над вещью — право пользо­ваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного право­вого установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).

Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать де­ревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.

Основные способы приобретения вещных прав:

сервитуты.
Некоторые вещи были изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а также земля особого назначения, т.е. входящая в общественный фонд сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по божественному, а не человеческому праву) и др.

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились:

движимые и недвижимые;

простые и сложные;

делимые и неделимые;

манципированные и неманципированные.

В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Таким об­разом, торжественность и строгость передачи собственности на вещи первого разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевидности, наиболее высокую ценность для домохозяй­ства и потому подлежал наиболее строгому учету и распределению. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Традиция - неманципируемые вещи приобретались в собственность путем простой передачи за деньги.

Уступка права состояла в передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судеб­ного спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступ­ке права. Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего пре­тор присуждал вещь приобретателю на правах собственности.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Сервитуты подразумевали строго ограниченные права на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в законах и оформляемые в силу их большой важности обря­дом манципации. Сервитуты возникали в процессе частного пользования землей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регулировался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из водоема, из падающего потока). Многие сервитуты были распространены на основе обычного права, такие, как право прохода через земельный участок за во­дой, пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина и др. В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отри­цательные обязанности собственника или третьих лиц, пользую­щихся обремененным ("служащим") участком, терпеть что-либо или не делать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и пе­реходили к новому владельцу вместе с участком. В классический период были только земельные сервитуты, в период Дигест — узуфрукты и родственные им права. Различали также земельные и личные, цивильные и преторские, положительные и отрицатель­ные, прерывные и непрерывные сервитуты.

Сервитуты классического и постклассического периода — это прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связан­ные с определенным земельным участком или лицом. Модифика­цией таких сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде эмфитевзиса и суперфиция.

Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и вклю­чал право пользования земельным участком, право изменять ха­рактер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладывать участок, отчуждать (с компенсацион­ной выплатой собственнику) и передавать по наследству.

Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуж­дение либо правом пользования и передачи по наследству.

Из знакомства с перечисленными формами вещных прав мож­но сделать вывод о значительном своеобразии права собственно­сти в римском праве. Его можно определить как разновидность вещных прав, как право лица на прямое, полное и исключитель­ное господство над вещью в виде владения (если вещь не утраче­на, не потеряна) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содействия судебной власти.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.

Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".

Инициация создания Leges XII tabularum, согласно римскими историкам и другим сохранившимся источников того периода или о том периоде была проведена по ряду причин:

  1. Неясность действующего обычного права, что вызывало недовольство у плебеев, т. к. этой неясностью активно пользовались патриции, злоупотребляя в трактовке обычного права в свою пользу.
  2. Потребность в письменном праве – во многом желание плебеев.

Предыстория создания Законов XII таблиц

В 462 г. до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако патриции в течение 8 лет противились этой мысли. Предварительно решено было послать особое посольство из трех человек в Грецию для ознакомления с греческим правом вообще и с законодательством Солона в особенности. По возвращении этих послов в 451 г. до н. э. была избрана комиссия из 10 человек для начертания законов — Decemviri legibus scribundis, причем на этот год им была отдана вся власть; все магистраты, в том числе и плебейские трибуны, на этот год избраны не были.

К концу года децемвиры изготовили значительную часть законодательства, именно 10 первых таблиц, которые и были, по предложению децемвиров, приняты народным собранием.

Для окончания работы на следующий год были выбраны новые децемвиры; они изготовили еще 2 таблицы, но по окончании года не захотели сложить с себя полномочий. Это обстоятельство вызвало народное возмущение и падение децемвиров.

Прежний строй был целиком восстановлен, а составленные вторыми децемвирами 2 таблицы были приняты народным собранием.

Оригинальные 12 таблиц не сохранилось, однако ввиду своей важности законы были известны и записаны античными историками и юристами, которые добавили к ним свои комментарии.

Разбор основных законов из XII таблиц, которые регулировали главные сферы жизни древнеримского общества:

Становление частной собственности в Риме и ее защита в законах: (Таблица VI и VII):

Таким образом, в законах XII таблиц закрепляется право собственности на землю, вещи, рабов при этом прописывается, хоть и архаичный, способ защиты своей частной собственности; при этом можно проследить формирование таких четких правил относительной частной собственности на уровне соседских отношений, что говорит о четкости и обширности законов в области отношений собственности.

Долговое право в древнем Риме. (Таблица III):

Государство не позволяло появиться произволу в отношениях должников и тех, кто занимает им деньги или другое имущество, виден яркий вектор поддержки должников, хотя при этом право того, кому должны что-то, всегда должно быть удовлетворено, даже посредством смерти должника при отсутствии других вариантов.

Рабство по Законам XII Таблиц (Таблицы: VII, VIII, XII):

В сохранившихся отрывках и пересказе таблиц античными авторами есть всего лишь несколько упоминаний про рабов, что может свидетельствовать о еще не до конца оформившемся институте рабства в Риме, т. к. отсутствует достаточная нормативная база для его регуляции.

«Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов.

Законы XII таблиц регулировали отношения рабов и их хозяев, а также включали институт рабства в другие отрасли римского права, однако такое небольшое количество записей о рабах в таблицах говорит о ещё только начавшемся оформлении института рабства в классическом виде.

Семейные отношения и право наследования. (Таблицы: IV, V, XI):

Система семейного права в XII таблицах обладает широкой базой, в основе лежат традиции римского общества, что определило отчасти такой ярко выражены патриархальных характер римской семьи с верховной властью в ней мужчины – главы семейства. Стоит сказать, что институты патронов и клиентов активно вплетены в семейные отношения и, что более важно в систему наследования, которая обладает особой иерархичностью при этом является стабильной и надежной, прописывая множество вариантов развития событий в процессе наследования.

Роль законов XII таблиц в развитии римского общества и государства:

  1. Законы XII таблиц смогли уменьшить социальное напряжение в обществе Рима: патриции больше не могли трактовать законы римского общества так как им вздумается.
  2. Многие сферы жизни стали официально регламентированы, что увеличило общий уровень жизни древнего Рима.
  3. Законы XII значительно улучшали жизнь плебеев: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина.
  4. Также были введены денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Список литературы по теме:

  1. Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Ред. В. И. Кузищин.
  2. В. В. Дементьева "Причины создания и целевое назначение децемвиров".
  3. В. В. Дементьева "Объем полномочий и практическая значимость децемвиров".
  4. Л. Л. Кофанов "Законы XII таблиц и проблема "sodales".
  5. И. А. Покровский "История римского права".

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц (текст).

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить следующем виде:

  1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе), табл. I-II;
  2. Процесс против несостоятельного должника, III;
  3. Положения об отцовской власти, IV;
  4. Опека, наследование, собственность, V-VI;
  5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения причинением вреда), VII-VIII;
  6. Публичное и сакральное право, уголовное право, IX-X;
  7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете бра­ков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) XI-XII.

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:

  • на место произвола магистратов ставился закон;
  • строгий формализм правовых процедур и общения;
  • процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;
  • казуистичность построения правил и норм (по принципу: "если — то — иначе");
  • обязательства возникают не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущер­ба личности, здоровью, имуществу;
  • суровыми карами наказывались колдовство, убийство, во­ровство и измена.

Основными институтами вещного права были:

  • право владения;
  • право собственности;
  • неполное право на чужую вещь.

Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владелец вещи не был ее собственником.
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, про­дать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наибо­лее абсолютное правовое господство над вещью — право пользо­ваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного право­вого установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).

Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать де­ревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.

Основные способы приобретения вещных прав:

  • манципация;
  • традиция;
  • уступка права;
  • сервитуты.

Некоторые вещи были изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а также земля особого назначения, т.е. входящая в общественный фонд сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по божественному, а не человеческому праву) и др.

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились:

  • движимые и недвижимые;
  • простые и сложные;
  • делимые и неделимые;
  • манципированные и неманципированные.

В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Таким об­разом, торжественность и строгость передачи собственности на вещи первого разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевидности, наиболее высокую ценность для домохозяй­ства и потому подлежал наиболее строгому учету и распределению. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Традиция - неманципируемые вещи приобретались в собственность путем простой передачи за деньги.

Уступка права состояла в передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судеб­ного спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступ­ке права. Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего пре­тор присуждал вещь приобретателю на правах собственности.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Сервитуты подразумевали строго ограниченные права на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в законах и оформляемые в силу их большой важности обря­дом манципации. Сервитуты возникали в процессе частного пользования землей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регулировался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из водоема, из падающего потока). Многие сервитуты были распространены на основе обычного права, такие, как право прохода через земельный участок за во­дой, пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина и др. В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отри­цательные обязанности собственника или третьих лиц, пользую­щихся обремененным ("служащим") участком, терпеть что-либо или не делать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и пе­реходили к новому владельцу вместе с участком. В классический период были только земельные сервитуты, в период Дигест — узуфрукты и родственные им права. Различали также земельные и личные, цивильные и преторские, положительные и отрицатель­ные, прерывные и непрерывные сервитуты.

Сервитуты классического и постклассического периода — это прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связан­ные с определенным земельным участком или лицом. Модифика­цией таких сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде эмфитевзиса и суперфиция.

Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и вклю­чал право пользования земельным участком, право изменять ха­рактер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладывать участок, отчуждать (с компенсацион­ной выплатой собственнику) и передавать по наследству.

Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуж­дение либо правом пользования и передачи по наследству.

Из знакомства с перечисленными формами вещных прав мож­но сделать вывод о значительном своеобразии права собственно­сти в римском праве. Его можно определить как разновидность вещных прав, как право лица на прямое, полное и исключитель­ное господство над вещью в виде владения (если вещь не утраче­на, не потеряна) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содействия судебной власти.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.

Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".

Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Доски с законами, влияние афинского права

законы 12 таблиц законы хаммурапи

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме

законы 12 таблиц общая характеристика

Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. Марк Туллий Цицерон, знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.

Формальное равенство плебеев и патрициев

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

Разделение обычного права после принятия законов

история создания законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. Обычное право после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.

Запрет браков между плебеями и патрициями

Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.

Отношения, касающиеся недвижимости

законы 12 таблиц законы хаммурапи законы ману

В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена частная собственность на нее.

Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.

Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.

Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.

Семейные отношения

законы 12 таблиц римское право

Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.

В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).

Принцип талиона, значение присяги

В памятнике закреплялся так называемый "принцип талиона" - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Суверенная власть народа

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех граждан Рима они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это смертная казнь.

Отношение к религии

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, измена государству, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Значение законов 12 таблиц в истории права

законы 12 таблиц в древнем риме

Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.

источники законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Читайте также: