Какие основные права закрепляла всеобщая декларация прав человека история 9 класс

Обновлено: 05.05.2024

Оборудование: текст Декларации прав человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, права человека, декларация, конвенция, ООН, гра­жданин), домашнее задание.

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 17-19

- Что значило быть гражданином в Древней Греции и Древнем Риме?

- Кого считали гражданином в Афинах?

- Какими правами обладали граждане Афин? Какие у них были обя­занности?

- Кто считался гражданином в Древнем Риме?

- Чем отличались публичные и частные права граждан?

- Какую ответственность перед государством и обществом нес гра­жданин Рима?

- Почему изменилось значение статуса гражданина в эпоху фео­дального общества?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как развивались идеи прав человека в период становления бур­жуазных обществ в Европе и Америке?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие документы, закрепляющие права человека, были созданы в XVII - XVIII вв.?

- Какие основные идеи содержат эти документы?

- Почему они были созданы именно в США и Франции?

- Какую главную мысль несли в себе эти документы?

- Что такое естественное право?

- Какие цели должно ставить перед собой государство?

- Как понимают авторы документов, что такое свобода?

- Каковы причины кризисов внутри государства?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему во всем мире А.Д. Сахарова называют Великим гражда­нином?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие научные открытия были совершены А.Д. Сахаровым?

- За что Сахарову была присвоена Нобелевская премия мира?

- Что можно сказать о его личных качествах?

- Что понимал Сахаров под понятиями патриотизм, ответственность, гражданин?

- Какие цели преследовал А.Д. Сахаров, участвуя в правозащитном движении?

- Против каких черт советского государства он активно выступал?

- Что предлагал и к чему призывал в своих статьях и выступлениях Сахаров?

- Как советское государство относилось к его призывам?

- Может ли судьба Сахарова послужить примером для современной молодежи?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

Первая писанная. .. ( конституция ) была создана в. .. (1 787) г. в. .. (США). Она стала результатом. ( буржуазных ) революций XVII- XVIII вв. На 2 года раньше провозглашения первой. (конститу­ции) в. (США) была провозглашена. (Декларация прав человека), а через три года во. (Франции) провозгласили. (Декларацию прав человека и гражданина), обобщившую передовые идеи и достиже­ния в. (юридической) и. (политической) мысли. Главная идея этих документов - обеспечить защиту. .. (жизни и свобод человека) путем провозглашения его. (естественных) прав.

- Письменно ответьте на вопросы:

- Какова роль права в жизни человека, общества, государ­ства? (Право регулирует отношения между людьми. Оно выступает в виде правил поведения, которые либо непо­средственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение.)

- В каких документах в нашей стране закреплены права и обя­занности граждан России? (В Конституции РФ, кодексах и законах.)

- Когда впервые стало использоваться звание гражданина? (Звание гражданина впервые стало использоваться в Древ­ней Греции (Афины) и Древнем Риме.)

Фронтальный опрос класса

- Что значит быть гражданином? ( Иметь гражданство, т. е. принадлежность к какому-либо государству.)

- Каковы права и обязанности гражданина России? (Обязан­ности: защищать Отечество; платить налоги; беречь природу, памятники истории и культуры и др. Права: на жизнь, на личную неприкосновенность; на неприкосновен­ность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.)

- Почему в средние века звание гражданина утратило свою важность? (На первый план в средние века вышло знатное происхождение, а не принадлежность человека к государ­ству, с равенством прав граждан.)

- Кого можно считать великими гражданами нашей страны? (Великими гражданами нашей страны можно считать Александра Невского, Дмитрия Донского, АД. Сахарова, Д. Лихачева и др.)

- Что такое публичное право? (Это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуаль­ное право и др.)

- Что такое частное право? (Это отрасли права, регулирую­щие частные интересы, независимость и инициативу ин­дивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях: гражданское право, торговое право.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 17-19, отзывы одноклассников

1. Общечеловеческие правовые документы.

2. Идеал современного права.

3. Права человека - мера его свободы.

Задача для учащихся: выяснить, почему Декларация - всеоб­щий образец возможностей. В чем смысл свободы от вмешатель­ства в частную жизнь человека?

1. Практическая работа по тексту Всеобщей декларации прав человека

Задание для учащихся: какие разновидности прав человека определены в Декларации? Приведите примеры прав человека по этим группам.

Вариант 1. Права человека делятся на гражданские, полити­ческие, культурные, экономические, социальные. Примером может служить:

Гражданские права - ст. 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Политические права - ст. 21.1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Ка­ждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Культурные права - ст. 27. Каждый человек имеет право сво­бодно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Социальные права — ст. 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, меди­цинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, бо­лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Эконаиические права - ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благо­приятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование для него самого и его семьи.

Вывод: декларация является образцом возможностей для челове­ка, на который должны ориентироваться общество и государство.

Первая группа - ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Ст. 5. Никто не дол­жен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уни­жающим его достоинство обращению и наказанию.

Вторая группа - ст. 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Ст. 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей стра­ной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Третья группа - ст. 23. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Ст. 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

- Когда была принята Декларация прав человека?

- Почему основные положения Декларации включены в Кон­ституции многих стран мира?

- На какие группы можно разбить права человека?

- Почему ученые дают разную классификацию прав человека?

- Выяснить, почему Декларация - всеобщий образец возмож­ностей.

- В чем смысл свободы от вмешательства в частную жизнь человека?

1. Прочитать § 36 учебника 1 (с. 229-232) или § 9 учебни­ка 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Какие международные документы о правах человека созда­ны человечеством?

- Какие права человека провозглашены во Всеобщей декла­рации прав человека?


Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.


Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.


Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.


Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.


Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.


Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.


Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.


В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.


В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.


Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.


Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.


Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию на тему

"Всеобщая декларация прав человека."

учитель истории и обществознания

Кучина Мария Ивановна

Г. Котлас Архангельская область

Урок проводится в 9 классе .

Тип урока - объяснение нового материала.

I.Цели урока ( образовательные, воспитательные, развивающие):

а) познакомить учащихся с одним из важнейших документов XX

столетия — Всеобщей декларацией прав человека;

пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной

и личной ценности; подвести их к пониманию того, что совокупность прав и свобод,

зафиксированных в Конституции Российской Федерации, полностью соответствует нормам

принятым международным сообществом ;

б) продолжить формирование умений:

самоорганизации в учебном процессе;

анализировать и оценивать события и определять свое отношение к ним;

разграничивать объективные факты и субъективные мнения.

в) усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию;

способствовать обогащению их социального опыта.

1. Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека,
Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об
экономических, социальных и культурных правах).

  1. Всеобщая декларация прав человека - основной документ по правам человека.
  2. Классификация прав человека.

III. Оборудование урока:

текст Декларации прав человека;

выдержки из текста Конституции РФ.

1. Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах).

Учащимся предлагается обсудить следующие ситуации:

а) Администрация предприятия установила продолжительность рабочего дня с 8.00 до
20.00.

б) В стране N был принят закон, позволяющий администрации предприятия самостоятельно устанавливать продолжительность рабочего дня.

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что ценность имеет не каждый закон сам по себе, а важным является содержание закона.

В XX веке, после двух мировых войн, человечество стало искать средства, которые могли бы оказывать воздействие на весь мир.

Результатом усилий мирового сообщества стало создание Организации Объединенных Наций. Одной из важнейших задач ООН стало создание таких международных законов и правил, которые помогли бы миру избежать новых войн, а людям жить свободно при

гарантированной защите государства.

Одним из первых шагов созданной Организации Объединенных Наций стало

принятие международных законов направленных на признание прав человека.

На доске записываются основные международные документы:

Международной хартии прав человека:

Всеобщая декларация прав человека;

международный Пакт о гражданских и политических правах ;

международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Особое внимание предлагается обратить на Всеобщую декларацию прав человека т.к. она носит основополагающий характер. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно иметь в виду эту Декларацию, стремиться к ее выполнению — так было решено на той исторической Ассамблее.

2. Всеобщая декларация прав человека

Задание 1 Учитель предлагает ученикам прочитать преамбулу и ответить на вопросы.

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ провозглашает

настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Вопросы и задания:

1. Каковы мотивов принятия Декларации

  1. Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей?
  2. Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни.
  3. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам?
  4. Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы?
  5. Как вы думаете, какие должны быть проведены в каждой стране мероприятия, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так считаете.

Задание 2. Изучение Всеобщей декларации прав человека осуществляется в группах. Класс делится на четыре группы . Каждая группа получает перечень статей для изучения. Задача заключается в том чтобы выделить основное содержание каждой статьи и указать , что их связывает, т. е. дать название группе прав.

Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Достаточно сказать, что организация Объединенных Наций за время своего существования приняла более 70 международных документов в области прав человека: деклараций, конвенций, рекомендаций, пактов и т.п. Государства-участники международных договоров по правам чело века взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека. Это означает, что соответствующие права и свободы носят не только внутригосударственный характер, но приобретают новое дополнительное качество: они становятся международными правами человека — самый высокий уровень правого регулирования. Как правило, в международных актах предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него; обязательств. Отмечая важное значение международно-правового признания прав человека, следует в то же время иметь в виду, что эффективная защита и охрана этих прав становится возможной лишь после государственного признания этих прав, их юридического закрепления в национальном законодательстве. Иными словами, международные документы о правах человека действуют не самостоятельно, а через "внутреннее", национальное право, их надо воплотить в соответствующих законах внутри страны.

Характерной чертой регулирования в современной России прав и свобод человека и гражданина является их соответствие международным актам о правах человека. Мы можем отметить три уровня законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина. Во-первых, международные акты о правах и свободах человека. В России признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Они являются составной частью российской правовой системы. Во-вторых, Конституция РФ содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека. В-третьих, законы, которые и соответствии с международными актами и Конституцией регулируют те или иные права и свободы человека и гражданина. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора.

Активность в разработке и принятии подобного рода документов была постоянной в течение длительного времени, ибо с демократической точки зрения совершенно нетерпимыми являются грубые нарушения прав и свобод человека. Однако воплощались эти идеи с трудом. И лишь XX век ускорил этот процесс. Среди многочисленных современных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. Они составляют основу знаний о правах человека.

Особое место в ряду документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. Это произошло вскоре после разгрома фашизма во второй мировой войне. Она стала важным юридическим итогом победы идей свободы и демократии над фашистским варварством. В Декларации отражен опыт борьбы за социальные права в XX веке. Ее назначение — служить "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же и презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в Декларации, возмущают совесть человечества.

За принятие Всеобщей декларации прав человека голосовало 48 делегаций. В знак признания всемирно-исторической роли этого документа 10 декабря отмечается теперь во всех цивилизованных странах мира как Международный день защиты прав человека.

И нельзя иначе как трагедию воспринять тот факт, что делегация СССР (вместе с делегациями Белорусской ССР, Чехословакии, Польши, Саудовской Аравии, Украинской ССР, Южно-Африканского Союза, Югославии) при голосовании за Декларацию воздержалась. Наша страна, внесшая самый большой вклад в победу, понесшая самые большие потери, не подписывала эту Декларацию вплоть до 1989 года. Более того, сама Декларация не публиковалась в массовой печати до 1989 года. Почему так произошло? Многие статьи Декларации были неприемлемы для царившей в стране политической власти.

Всеобщая декларация прав человека стала первым сводом общечеловеческих норм и ценностей, она подвела под права человека нравственную основу, подчеркнув такие качества людей, как достоинство и совесть. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространяется на всех людей нашей планеты, независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, а также от того, в какой стране они живут. Провозглашенные Декларацией права и свободы принадлежат каждому жителю планеты Земля.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Несмотря на лаконичный характер документа, в ней получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это — личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека.

В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободе и личной неприкосновенности, равенстве. Такое соединение этих трех прав не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность первой предпосылкой свободы.

В статьях 22 — 25 закреплены основные социально-экономические права человека, без которых не может быть обеспечено его достоинство.

Всеобщая декларация прав человека в статье 29 упоминает о том, что кроме прав есть обязанности: "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

В ноябре 1991 года в нашей стране была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Она воспроизвела в национальном законодательстве с некоторыми уточнениями и дополнениями Всеобщую декларацию прав человека.

Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.

Среди наиболее важных выделяются два пакта, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти пакты имеют общее название "Пакты о правах человека".

Имеется много иных актов, принятых ООН в целях защиты прав и свобод отдельных групп населения (женщин, детей, инвалидов, беженцев и т. п.). В их ряду важное место занимают принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). О двух последних документах подробно мы будем говорить в 17-м параграфе.

Значение норм международного права в области прав человека состоит в том, что они, с одной стороны, обязывают государства реально обеспечивать закрепленные в международно-правовых актах права человека; с другой стороны, эти документы предоставляют конкретному человеку право требовать от государства выполнения его международных обязательств. Таким образом, международно-правовое признание прав человека самым непосредственным образом влияет на характер взаимоотношении общества и личности, на процесс обеспечения прав человека в каждом конкретном государстве.

В современном мире соблюдение и конкретное наполнение прав личности выступает важнейшим показателем внутренней и внешней политики государства, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается ценности личности в отдельных государствах и в мире в целом.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Оборудование: текст Декларации прав человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, права человека, декларация, конвенция, ООН, гра­жданин), домашнее задание.

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 17-19

- Что значило быть гражданином в Древней Греции и Древнем Риме?

- Кого считали гражданином в Афинах?

- Какими правами обладали граждане Афин? Какие у них были обя­занности?

- Кто считался гражданином в Древнем Риме?

- Чем отличались публичные и частные права граждан?

- Какую ответственность перед государством и обществом нес гра­жданин Рима?

- Почему изменилось значение статуса гражданина в эпоху фео­дального общества?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как развивались идеи прав человека в период становления бур­жуазных обществ в Европе и Америке?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие документы, закрепляющие права человека, были созданы в XVII - XVIII вв.?

- Какие основные идеи содержат эти документы?

- Почему они были созданы именно в США и Франции?

- Какую главную мысль несли в себе эти документы?

- Что такое естественное право?

- Какие цели должно ставить перед собой государство?

- Как понимают авторы документов, что такое свобода?

- Каковы причины кризисов внутри государства?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему во всем мире А.Д. Сахарова называют Великим гражда­нином?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие научные открытия были совершены А.Д. Сахаровым?

- За что Сахарову была присвоена Нобелевская премия мира?

- Что можно сказать о его личных качествах?

- Что понимал Сахаров под понятиями патриотизм, ответственность, гражданин?

- Какие цели преследовал А.Д. Сахаров, участвуя в правозащитном движении?

- Против каких черт советского государства он активно выступал?

- Что предлагал и к чему призывал в своих статьях и выступлениях Сахаров?

- Как советское государство относилось к его призывам?

- Может ли судьба Сахарова послужить примером для современной молодежи?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

Первая писанная. .. ( конституция ) была создана в. .. (1 787) г. в. .. (США). Она стала результатом. ( буржуазных ) революций XVII- XVIII вв. На 2 года раньше провозглашения первой. (конститу­ции) в. (США) была провозглашена. (Декларация прав человека), а через три года во. (Франции) провозгласили. (Декларацию прав человека и гражданина), обобщившую передовые идеи и достиже­ния в. (юридической) и. (политической) мысли. Главная идея этих документов - обеспечить защиту. .. (жизни и свобод человека) путем провозглашения его. (естественных) прав.

- Письменно ответьте на вопросы:

- Какова роль права в жизни человека, общества, государ­ства? (Право регулирует отношения между людьми. Оно выступает в виде правил поведения, которые либо непо­средственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение.)

- В каких документах в нашей стране закреплены права и обя­занности граждан России? (В Конституции РФ, кодексах и законах.)

- Когда впервые стало использоваться звание гражданина? (Звание гражданина впервые стало использоваться в Древ­ней Греции (Афины) и Древнем Риме.)

Фронтальный опрос класса

- Что значит быть гражданином? ( Иметь гражданство, т. е. принадлежность к какому-либо государству.)

- Каковы права и обязанности гражданина России? (Обязан­ности: защищать Отечество; платить налоги; беречь природу, памятники истории и культуры и др. Права: на жизнь, на личную неприкосновенность; на неприкосновен­ность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.)

- Почему в средние века звание гражданина утратило свою важность? (На первый план в средние века вышло знатное происхождение, а не принадлежность человека к государ­ству, с равенством прав граждан.)

- Кого можно считать великими гражданами нашей страны? (Великими гражданами нашей страны можно считать Александра Невского, Дмитрия Донского, АД. Сахарова, Д. Лихачева и др.)

- Что такое публичное право? (Это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуаль­ное право и др.)

- Что такое частное право? (Это отрасли права, регулирую­щие частные интересы, независимость и инициативу ин­дивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях: гражданское право, торговое право.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 17-19, отзывы одноклассников

1. Общечеловеческие правовые документы.

2. Идеал современного права.

3. Права человека - мера его свободы.

Задача для учащихся: выяснить, почему Декларация - всеоб­щий образец возможностей. В чем смысл свободы от вмешатель­ства в частную жизнь человека?

1. Практическая работа по тексту Всеобщей декларации прав человека

Задание для учащихся: какие разновидности прав человека определены в Декларации? Приведите примеры прав человека по этим группам.

Вариант 1. Права человека делятся на гражданские, полити­ческие, культурные, экономические, социальные. Примером может служить:

Гражданские права - ст. 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Политические права - ст. 21.1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Ка­ждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Культурные права - ст. 27. Каждый человек имеет право сво­бодно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Социальные права — ст. 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, меди­цинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, бо­лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Эконаиические права - ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благо­приятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование для него самого и его семьи.

Вывод: декларация является образцом возможностей для челове­ка, на который должны ориентироваться общество и государство.

Первая группа - ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Ст. 5. Никто не дол­жен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уни­жающим его достоинство обращению и наказанию.

Вторая группа - ст. 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Ст. 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей стра­ной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Третья группа - ст. 23. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Ст. 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

- Когда была принята Декларация прав человека?

- Почему основные положения Декларации включены в Кон­ституции многих стран мира?

- На какие группы можно разбить права человека?

- Почему ученые дают разную классификацию прав человека?

- Выяснить, почему Декларация - всеобщий образец возмож­ностей.

- В чем смысл свободы от вмешательства в частную жизнь человека?

1. Прочитать § 36 учебника 1 (с. 229-232) или § 9 учебни­ка 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Какие международные документы о правах человека созда­ны человечеством?

- Какие права человека провозглашены во Всеобщей декла­рации прав человека?

Читайте также: