Какие основные мероприятия осуществляет мчс

Обновлено: 16.05.2024

В целях обеспечения планирования основных мероприятий в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также повышения эффективности расходования бюджетных средств, в том числе осуществления контроля за командировочными расходами, приказываю:

1. Утвердить Комплексный план основных мероприятий МЧС России на 2020 год (далее - Комплексный план) согласно приложению N 1.

2. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России), руководителям организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее - организации МЧС России):

а) утвердить в пятидневный срок со дня издания настоящего приказа в установленном порядке планы основных мероприятий ГУ МЧС России на 2020 год (далее - планы ГУ МЧС России) и планы основных мероприятий организаций МЧС России на 2020 год (далее - планы организаций МЧС России), разработанные с учетом основных мероприятий, предусмотренных Комплексным планом;

б) представить до 10 января 2020 г. утвержденные планы ГУ МЧС России и планы организаций МЧС России в Административный департамент.

3. Организацию планирования основных мероприятий в системе МЧС России и контроль за выполнением утвержденных Комплексного плана, планов основных мероприятий ГУ МЧС России и планов организаций МЧС России (далее - утвержденные планы) возложить:

в центральном аппарате МЧС России (далее - ЦА МЧС России) - на Административный департамент;

в ГУ МЧС России - на отделы (отделения, группы) административной работы;

в организациях МЧС России - на подразделения, за которыми в установленном порядке закреплены функции по организации административной работы.

4. Установить, что внесение изменений в утвержденные планы осуществляется по решению должностного лица, утвердившего план (лица, в установленном порядке его замещающего), на основании докладных записок (мотивированных рапортов) руководителей заинтересованных подразделений, согласованных с руководителями подразделений, на которые в установленном порядке возложены функции по организации административной работы в системе МЧС России, и финансовых подразделений, с изложением причин изменений и предложений по перераспределению денежных средств (с необходимыми сметными расчетами).

5. Первому заместителю Министра, статс-секретарю - заместителю Министра, заместителю Министра - главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, заместителям Министра, руководителям структурных подразделений ЦА МЧС России, начальникам ГУ МЧС России и руководителям организаций МЧС России осуществлять служебные командировки в строгом соответствии с утвержденными планами.

6. Руководителям структурных подразделений ЦА МЧС России ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, а начальникам ГУ МЧС России, руководителям организаций МЧС России - ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Административный департамент отчеты о реализации мероприятий, предусмотренных утвержденными планами, по форме, установленной организационно-распорядительным документом МЧС России. Указанные отчеты представлять с нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год).

7. Федеральному казенному учреждению "Финансово-расчетный центр МЧС России" представлять ежемесячно, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, в Финансово-экономический департамент и Административный департамент сведения о фактических расходах и остатках денежных средств на проведение мероприятий Комплексного плана.

8. Административному департаменту разработать до 15 апреля 2020 г. и представить на утверждение проект организационно-распорядительного документа МЧС России по организации планирования основных мероприятий в системе МЧС России.

9. Внести изменения в Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и федерального казенного учреждения "Финансово-расчетный центр МЧС России" в части обеспечения государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежными средствами в валюте Российской Федерации, денежными документами, документами на бронирование жилья при направлении в служебные командировки, утвержденный приказом МЧС России от 31.12.2018 N 671, согласно приложению N 2.

10. Внести изменения в Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденную приказом МЧС России от 10.10.2019 N 575, согласно приложению N 3.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра А.М. Серко.

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ

Подготовка к ведению гражданской обороны (ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

При переводе в готовность сил гражданской обороны предусмотрены четыре степени готовности:

Органы управления и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени. С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На запасные пункты управления (ЗПУ) высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения. Приводятся в готовность защитные сооружения (ЗС) на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года. Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время. Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность. Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.

На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты. Посты радиационного и химического наблюдения (РХН), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство. Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам. Могут быть и другие мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения ГО в готовность.

В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС

Нештатное аварийно-спасательное формирование (команды, группы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных поврежденных защитных сооружений и выполнение других работ.

В зависимости от характера выполняемых задач нештатное аварийно-спасательное формирование усиливается формированием спасательных служб.

Аварийно-технические формирования сил ГО, предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.

Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСНДР (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, проведения противорадиационных и противохимических мероприятий, охраны общественного порядка и др.), усиления других формирований и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач.

Все формирования приводятся в готовность по установленным степеням готовности с вводом в действие Плана гражданской обороны объекта при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.

Мероприятия, выполняемые в различных степенях готовности:

Первоочередные мероприятия ГО 1-ой очереди:

(Все мероприятия проводятся скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени).

  • сбор руководящего состава НАСФ (формирований ГО);
  • доведение обстановки и постановка задач;
  • уточнение (корректировка) Плана приведения формирования ГО объекта экономики в готовность;
  • уточнение взаимодействия с другими формированиями ГО объекта экономики при решении поставленных задач;
  • уточнение порядка обеспечения действий формирований в местах проведения АСНДР;
  • проверка связи и оповещения на рабочих местах;
  • проверка готовности отведенных защитных сооружений, для укрытия личного состава НАСФ;
  • уточнение порядка выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГО;
  • уточнение мероприятий по усилению охраны объекта, противопожарной защиты и общественного порядка;
  • по решению РГО объекта экономики, исходя из особенностей объекта и состояния ГО, могут проводиться другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности формирования ГО к действиям.

Первоочередные мероприятия ГО 2-ой очереди:

(Формирования ГО, рабочие и служащие объекта экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач в мирное и военное время).

  • приведение средств связи и оповещение в полную готовность.
  • приведение в полную готовность защитных сооружений;
  • дооборудование подвальных и других заглубленных помещений под ПРУ;
  • приведение в готовность в пункте постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) формирования ГО повышенной готовности;
  • выдача средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля рабочим и служащим из запасов объектов городов, отнесенных к группам по ГО, объектов особой важности и первой категории;
  • проведение массовой иммунизации личному составу формирований ГО по эпидпоказаниям;
  • изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости);
  • участие в проведении противопожарных мероприятий;
  • участие в проведении снижения запасов взрыво- и пожароопасных веществ на объекте экономики, расположенного в городе;
  • по решению РГО объекта экономики могут проводиться другие подготовительные мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения формирования ГО к действиям.

Общая готовность гражданской обороны:

(Вводится в действие План ГО в полном объеме, организуются и проводятся предусмотренные Планом мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время)

  • выдача средств индивидуальной защиты (всему населению);
  • приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) всех НАСФ (формирований ГО);
  • уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий;
  • проведение в полном объеме мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;
  • в полном объеме проведение мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время объекта экономики;
  • подготовка к выводу из города, отнесенного к группе по ГО формирований ГО повышенной готовности, предусмотренных Планом ГО, для подготовки загородной зоны к размещению эваконаселения и использование формирований ГО в случае необходимости для ведения работ в очаге поражения, зоне заражения;
  • подготовка формирований ГО, входящих в состав группировки сил ГО (КНС, личному составу формирований доводятся сигналы сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок построения колонн и управления ими в период ввода группировки сил ГО в очаги поражения).

Часть формирований решением соответствующего РГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Для организованного приведения формирований в готовность к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для каждого формирования разрабатывается План приведения в готовность.

План приведения в готовность включает:

  • порядок оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;
  • место и время сбора личного состава;
  • место, порядок и сроки получения личным составом имущества, снаряжения, инструментов и других материальных средств;
  • порядок и время проверки готовности;
  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора (сосредоточения) или в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижения в район сбора (сосредоточения) или к участку (объекту) работ;
  • организация комендантской службы;
  • порядок материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействий и управления.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках, учениях и тренировках, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки готовности формирований определяются:

  • реальность расчета по созданию формирований;
  • готовность НАСФ и их способность решать задачи по предназначению;
  • соответствие организационной структуры формирования характеру и объему выполняемых задач и особенностям деятельности объекта;
  • обеспеченность формирования СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
  • время сбора формирования и выхода его в район сосредоточения (сбора) и к объектам (местам) работ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для главных управлений, учреждений и организаций МЧС России является План приведения главного управления, учреждения и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

При введении режима функционирования повышенной готовности для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

  • оповещение и сбор личного состава;
  • перевод органов управлений на усиленный режим работы (организация круглосуточного дежурства лиц руководящего состава);
  • приведение в готовность дежурных сил авиационно-спасательных центров МЧС России на аэродромах базирования;
  • проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС сил постоянной готовности и ОГ с последующей их отправкой;
  • приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, пожарно-спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения и имущества – в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
  • организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
  • организация работы ОШ ЛЧСП;
  • уточнение мероприятий планов действий (взаимодействия) главных управлений;
  • осуществление непрерывного сбора и оценки данных обстановки в зоне возможной ЧС;
  • уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
  • возвращение в места (пункты) постоянной дислокации подразделений ФПС, спасательных воинских формирований МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
  • уточнение состава группировки сил и средств (включая АМГ), определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша. Погрузка техники и имущества группировки сил, а также посадка личного состава на транспорт;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

При введении для органов управления и сил МЧС России режима чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

Читайте также: