Какие основания не могут быть положены в основу классификации видов мониторинга

Обновлено: 28.06.2024

• прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинга. По используемым методам – наземный, авиационный и космический. По методам исследований – химический, биологический, физический и др.

Локальный мониторингобычно ведут применительно к отдельным объектам, например, лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы (ПДК). Разновидность локального – импактный мониторингосуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах.

Рис. 14. Схема мониторинга

Региональный мониторинг– слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается от соседних по природным условиям. Это, например, природные зоны, ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т. п.

Глобальный мониторингпроводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности, изменении климата, состоянии озонного экрана и т. п. Конкретные цели глобального мониторинга, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.

Известно, что антропогенные изменения развиваются, в отличие от природных, гораздо быстрее и последствия их весьма опасны, поскольку они могут стать необратимыми. Поэтому важно иметь информацию об исходном состоянии изучаемого объекта до начала антропогенного воздействия. В случае невозможности получения такой информации (что часто имеет место на практике), она может быть реконструирована (смоделирована) по имеющимся данным, полученным за относительно большой промежуток времени. Это может быть сделано, например, по результатам наблюдения за составом ледников, состоянием древесных колей, которые относятся к периоду, предшествовавшему началу заметного антропогенного воздействия, а также по данным, полученным в местах, удаленных от источника загрязнения. В этом случае проводится фоновый мониторинг,или мониторинг фонового загрязнения ОС. Укажем, что природный фон – естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и других агентов на что-либо.

Ныне создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем: наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные) и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети.

Наземный мониторингпроводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. К таковым, например, может быть отнесено определение физических или химических параметров приземного слоя воздуха и почв, растительности или вод. При этом часто используют живые организмы – биоиндикаторы.Например, по покраснению хвойных иголок можно судить о содержании в атмосферном воздухе кислых газов (SО2). Отдельные виды лишайников используют как показатели присутствия определенных загрязняющих веществ.

Авиационный мониторингориентирован на региональные или локальные явления. Например, он широко используется в целях инвентаризации лесов, выявления площадей, пораженных пожарами, промышленными загрязнениями, вредителями.

Космический мониторингпозволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.

Спутник мгновенно может обеспечить съемку от 8 до 40 тыс. км 2 земной поверхности, а за 10 мин работы – около 1 млн км 2 . Такой огромный объем информации обрабатывается, естественно, с применением ЭВМ. С помощью спутниковых данных изучают изменение границы тундры и лесотундры (это характеризует динамику глобального потепления), динамику и состояние лесов, определяют очаги распространения вредителей сельскохозяйственных культур, отслеживают динамику растительности. В настоящее время в народном хозяйстве по материалам космических съемок решается около 300 различных задач, и перечень их продолжает расти.

Единая государственная система экологического мониторинга Россиисоздана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

В зависимости от принципа классификации имеются различ­ные системы мониторинга (табл. 9).

Наиболее универсальным является комплексный экологиче­ский мониторинг окружающей среды.

Комплексный экологический мониторингокружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уров­ня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых орга­низмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: а) проводится постоянная оценка экологи­ческих условий среды обитания человека и биологических объек­тов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; б) созда­ются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не до­стигаются.

Классификация систем (подсистем) мониторинга

Принцип классификации Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга
Универсальные системы Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг. Национальный мониторинг (например, общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды). Межнациональный мониторинг (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ)
Реакция основных составляющих биосферы Геофизический мониторинг. Биологический мониторинг, включая Генетический. Экологический мониторинг (включающий вышеназванные)
Различные сферы Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнения и реакцию на них) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте
Факторы и источники воздействия Мониторинг источников загрязнения. Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т. д.)
Острота и глобальность проблемы Мониторинг океана. Мониторинг озоносферы
Методы наблюдения Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям. Спутниковый мониторинг (дистанционные методы)
Системный подход Медико-биологический (состояния здоровья) мониторинг. Экологический мониторинг
Климатический мониторинг. Вариант: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг

Система комплексного экологического мониторинга предус­матривает:

– выделение объекта наблюдения;

– обследование выделенного объекта наблюдения;

– составление для объекта наблюдения информационной модели;

– оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

– прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

– предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации:

1) оценить показатели состояния и функциональной целост­ности экосистем и среды обитания человека (т. е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т. е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т. е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных си­туаций.

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

В Российской Федерации функционируют несколько ведом­ственных систем мониторинга: например, служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета, служба монито­ринга водных ресурсов Роскомвода, служба агрохимических на­блюдений и мониторинга загрязнений сельскохозяйственных зе­мель Роскомзема и др.

Российское космическое агентство проводит экологический мониторинг территорий и объектов, загрязненных компонентами ракетного топлива. Ныне создана комплексная система экологического мониторинга космодромов России, а также космодрома Байконур, расположенного на территории суверенного государства Казахстан.

Экологическая экспертиза

И экологический контроль

Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядко­вые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;

обязательности проведения государственной экологиче­ской экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую при­родную среду хозяйственной и другой деятельности и его по­следствий;

• обязательности учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности за­ключений экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объедине­ний), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направ­ленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприя­тий в области народного хозяйства и природных ресурсов требо­ваниям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Граждане и обще­ственные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

• направлять в письменной форме специально уполномочен­ным государственным органам в области экологической экспер­тизы аргументированные предложения по экологическим аспек­там намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы кон­кретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;

• осуществлять иные действия в области экологической экс­пертизы, не противоречащие законодательству РФ.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологиче­ской экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие об­щественное мнение.

Экологический контроль. Задачи экологического контроля, структура контроля.

Контроль в области охраны окружающей среды – ООС – (экологический контроль) это система мер, на­правленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения зако­нодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требова­ний и обеспечение экологической безопасности.

Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:

– наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;

– проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.

В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64).

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной средыосуществляется уполномоченнымина то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министер­ства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):

–проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выпол­нения планов природоохранных мероприятий;

– проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуа­тации производственных и др. объектов;

– проверять выполнение требований, указанных в заключении госу­дарственной экологической экспертизы;

– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;

– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридиче­ских и физических лиц при нарушении ими законодательства;

– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.

Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контро­лирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.

Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения ме­роприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения тре­бований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).

Муниципальный экологический контроль должен осуществляться ор­ганами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединения­ми в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с за­конодательством. Результаты контроля представляются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).

Е.Г. Язиков, А.Ю. Шатилов
Геоэкологический мониторинг
Учебное пособие для вузов.- Томск, 2003.- 336 с.

1.3. Классификация видов мониторинга

В последние годы наряду с предложенными классификациями можно остановиться на одной из них (Хуторский и др., 1999), в которой классификация мониторинга окружающей среды проводится по следующим признакам:

1) Классификация по наблюдениям за реакцией составляющей биосферы:

2) Классификация по факторам и объектам воздействия мониторинга различных сред:

– атмосферы – приземного слоя и верхней атмосферы, атмосферных осадков;

– гидросферы – поверхностных вод (воды рек, озер и водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод

– литосферы, в том числе почвы.

3) Классификация по масштабам воздействия:

4) Классификация по методам наблюдения:

5) Классификация систем и подсистем (мониторинг по Ю.А. Израэлю):

— и варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный.

В своей монографии М.С. Панин (2002) приводит классификацию мониторинга, опираясь на фундаментальный труд под редакцией Л.А. Муравья (Экология …, 2000). По объектам наблюдения различают атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д. Существует классификация мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия (рис. 1.3.1 и табл. 1.3.1).

Рис. 1.3.1. Блок схема системы мониторинга (Экология…, 2000)

Классификация систем (подсистем) мониторинга

(Экология …, 2000)

Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга

Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг.

Национальный мониторинг (например: Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды).

Межнациональный мониторинг (например: Мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ).

Реакция основных составляющих биосферы

Биологический мониторинг, включая генетический.

Экологический мониторинг (включая вышеназванные).

Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнение и реакцию на него) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте.

Факторы и источники воздействия

Мониторинг источников загрязнения.

Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т.д.).

Острота и глобальность проблемы

Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям.

Спутниковый мониторинг (дистанционные методы).

Варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг.

Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации). Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников. По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным. По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

– глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

– базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

– национальный – мониторинг в масштабе страны;

– региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;

– локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

– импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах.

Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами, представленными в таблице 1.3.2.

Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах (Экология …, 2000)

Качество образования – синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата.

Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

Включает в себя:

- объект и субъект,

- систематические наблюдения и периодический контроль,

- анализ и оценку состояния исследуемого объекта,

- прогноз его изменений и возможную коррекцию,

- разработку комплекса действий по развитию.

Под педагогическим мониторингом понимается систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений.

Педагогическая диагностика рассматривается как часть педагогического мониторинга.

Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе. Специфика педагогического мониторинга.

2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе

В основание классификации видов мониторинга могут быть положены его цели, область применения, иерархия систем управления и т.д. (Таб. 5)

Цели мониторинга: информационный мониторинг, базовый, проблемный, управленческий.

Область применения: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический.

Иерархия систем: управления школьный, районный, областной (региональный), федеральный.

Основаниям экспертизы: динамический, сравнительный, комплексный.

1) аналитическая функция;

3) диагностическая функция;

4) прогностическая функция;

5) организационно-управленческая функция;

Характеристика технологических этапов мониторинга в образовательном процессе.

Рассмотрение мониторинга как технологии может осуществляться на основе четкого определения этапов его организации

1. Нормативно-установочный Определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга. Выделение критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга. Подбор методик исследования

2. Диагностико-прогностический Сбор и обработка информации. Анализ полученных результатов. Выработка характеристик и рекомендаций. Прогнозирование перспектив изменения исследуемой области. Разработка плана педагогических коррекционных мер

3. Коррекционно-деятельностный Осуществление коррекции педагогического процесса с помощью методик, обладающих максимальными коррекционными возможностями. Разработка предписаний для всех структурных единиц мониторинговой службы. Применение методик, позволяющих интенсифицировать дальнейшее развитие объекта исследования Коррекция педагогических условий в соответствии с предписанием для всех структурных подразделений

4. Итогово-диагностический Итоговая оценка состояния объекта педагогическо-го мониторинга. Сравнение результатов, получен-ных на разных этапах с первоначальными. Определение соответствия избранного инструментария педагогического мониторинга результатам мониторинговой деятельности

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

- академическая успеваемость обучаемых;

- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

- развитие личности обучаемого;

- становление учебной группы;

- профессиональная деятельность преподавателя;

- профессионально развитие преподавателя;

- становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

- 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

- 2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

- 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).




Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы:

1. Текущее наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого используются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга:

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

2. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программы педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника помимо определения уровня сформированных социально-профессиональ-ных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу классификации педагогического мониторинга могут быть положены разные основания. Это зависит, прежде всего, от цели, которую ставят исследователи. Если они хотят получить данные о качестве образования, это один вариант классификации. Если же речь идет об изучении личности школьника – другой. Но есть обобщенные основания, по которым можно классифицировать педагогический мониторинг. Это – цели проведения исследования; основные функции педагогического мониторинга; область использования полученных данных; технология проведения мониторинга; Самая распространенная – классификация по функциям. Можно выделить четыре функции педагогического мониторинга: информационную; диагностическую; сравнительную и прогностическую (9, С.205-208). Охарактеризуем кратко каждую из названных функций:

Диагностическая функция. Здесь мониторинг предназначен в основе своей для измерения достижения отдельных школьников или групп. Главная его цель состоит в идентификации сильных и слабых сторон в учебных достижениях и образовательной деятельности. Это значительно ослабляет целостное восприятие личности ребенка, так как в диагностическом мониторинге не учитываются входные характеристики учащихся. Специфика диагностической функции понижает ее потенциал в использовании измерения качества образования.

Сравнительная функция. Она отличается от информационной и диагностической тем, что собранные данные направлены на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей. Здесь важны причинно-следственные связи, устанавливаемые с помощью мониторинга. Наибольший эффект получается при сравнении данных больший, значимых систем: школ, районов, классов, групп. По результатам сравнительного мониторинга, как правило, принимаются управленческие решения. В сравнительном мониторинге используются количественные шкалы, стандартизованные тесты учебных достижений, профессионально разработанные анкеты для сбора данных о факторах, влияющих на образовательный процесс и пр. В сравнительном мониторинге используют нормативно-ориентированные тесты учебных достижений, используя выборку по всему региону (или стране). Трудности представляет сбор дополнительных данных по ряду факторов, не входящих непосредственно в образовательное пространство школы, но значительно влияющее на его качество.

Прогностическая функция. Прежде всего, она реализуется в выявлении позитивных или негативных тенденций в исследовании качества образовательных систем. Это придает функции управленческое звучание. Принятие жизненно важных для образовательных систем решений связано с получением правдивой и своевременной информации. Система образования во многом зависит от социального заказа и любое изменение в обществе влияет на ее качество. Стратегические решения, направленные на развитие системы образования должны основываться на вероятностной оценке тенденций развития, которые можно получить с помощью прогностической функции.

Проведение педагогического мониторинга требует наличия особых умений исследователя. Можно обратиться к материалу, изложенному в первой главе учебного пособия, где детально проанализирована исследовательская деятельность. В качестве дополнения хотелось бы несколько слов сказать непосредственно о технологии проведения мониторинга в образовании. Важным элементом представляется этапность действий исследователя. Самый простой – четырехуровневый подход. Мониторинг проводится в четыре этапа: подготовка исследования; сбор информации; обработка полученных данных; количественный и качественный анализ информации.

Первый этап – подготовка исследования. От него во многом зависят и остальные три этапа. Поскольку подготовка включает широкий круг вопросов, определяющих успешность исследования. Это, прежде всего постановка целей исследования; выбор методов; разработка критериев; подбор технологического инструментария и пр.

Третий этап - обработка полученных данных. Первичный сбор данных, их обработка. На этом этапе важно подтвердить валидность полученных данных. Сравнение их и коррекция для более тщательной сопоставимости. Полученные данные можно отразить в шкалах или диаграммах.

Технология проведения педагогического мониторинга предусматривает использование определенной системы или модели проведения мониторинга, которая предписывает детальный алгоритм проведения исследования. Можно использовать распространенные в научных исследованиях модели:

· измерение на входе (процесс или результат образовательной деятельности) - сопоставление с существующими нормами;

· измерение на входе (начальные, стартовые возможности или способности) – оценка полученных достижений;

· измерение на входе (констатация данных, которые следует изменить) – проведение формирующих мероприятий – измерение после формирования;

· измерение на входе – анализ динамики (выявление позитивного и негативного) – влияние на происходящие процессы.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что в использовании педагогического мониторинга проявляется некоторый динамизм процессов, связанных с изменением педагогических условий и их влияния на учебные достижения каждого школьника. Совокупность полученных в ходе педагогического мониторинга показателей, указывает на тенденции развития как образовательной системы в целом, так и отдельных ее компонентов. Постоянный сбор данных необходим каждому участнику образовательного процесса. Будь то учитель, воспитатель, директор, школьный психолог. Данные мониторинга освещают такие важные вопросы как потребность в образовательных ресурсах на том или ином этапе развития общества. Диагностика позволяет выявить слабые места в системе образования, а прогноз придает всем процессам позитивный характер надежды на их исправление.

Читайте также: