Как называются упражнения которые применяются для ознакомления со свойствами воды

Обновлено: 30.06.2024

Метапредметные:понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои учебные достижения; проводить по инструкции опыты по исследованию свойств воды; распределять роли в группе и следовать им; извлекать информацию из параграфа учебника.

Личностные:личностный смысл изучения темы; формировать адекватную оценку своих достижений; проявлять целостное восприятие окружающего мира; бережно относиться к ценностям окружающего мира

Познавательные:учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:Плешаков A.A. Учебник с. 51,52,53,54; Рабочая тетрадь №1; Для групповой работы: 2 стакана с водой; один пустой стакан; стеклянная палочка; чайная ложка; соль или сахар; измельченный мел или глина; цветные бумажные полоски; таблица для записи результатов опытов;

Для фронтальной работы: два стакана, один из них с водой; чаша с горячим кипятком; чаша со льдом; колба с трубкой заполненная подкрашенной марганцовкой водой; листы №1,2;медный купорос; марганцовка; напиток в порошке.

Ход занятия

1.Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте ребята! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.

2.Актуализация знаний

Сейчас мы проверим домашнее задание

-Я предлагаю вам послушать загадку и сформулировать тему нашего урока:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу.

- Какие признаки подсказали вам этот ответ?

- А как признаки можно назвать научно?

- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

Дети совместно с учителем проверяют домашнее задание

Дети внимательно слушают загадку.

Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

- Это свойства воды.

Дети отвечают на вопрос:

- Жидкое, твердое, газообразное

Личностные УУД: прививать интерес к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД : -Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками

3.Открытие нового знания

- Молодцы! А теперь послушайте поучительную историю и подумайте, как она связана с темой сегодняшнего урока.

История: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

- Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

- Итак, целью нашего урока будет проверить свойство воды, растворять разные вещества.

- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

- Как мы можем пронаблюдать за данными свойствами воды?

- Что будет предметом исследования?

- Какая будет задача?

- Подумайте, как мы будем проводить исследование?

- Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

- Давайте распределимся на группы

- Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

- Мы будем говорить о свойствах воды

- Исследовать ее свойства.

- Наша задача - провести опыты и проверить свойства воды.

- Работать в группах.

работы в группе.

Дети распределяются на группы (Если не обходима помощь, то учитель помогает)

Личностные УУД: Формировать интерес к изучению темы. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. Коммуникативные УУД : Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД:

4.Физминутка

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить - нельзя.

Снимают физическое напряжение.

Дети широко разводят руки в сторону.

Приседают, коснувшись руками пола.

Разводят руки в сторону, приподняв плечи.

Снимают физическое напряжение.

5.Исследовательская деятельность ( на работу группам отводится 5-7 мин.)

Мы с вами распределились на группы. Теперь каждая группа получит карточки с заданиями. Результаты выполненных заданий мы будем вписывать в таблицу в тетради.

Опыты по нагреванию и охлаждению воды проводит учитель.

На столе: пробирка с подкрашенной водой, ёмкость с горячей водой, ёмкость со льдом, фломастер.1) Возьмем пробирку с водой, отметим уровень воды фломастером. Поставьте пробирку в горячую воду. Что произошло с водой? Отметим новый уровень воды.

Сделайте вывод, почему уровень стал выше? Что происходит с водой при нагревании?) Теперь эту пробирку поставим в сосуд со льдом. Пронаблюдайте, что произошло с водой, отметим новый уровень воды. Почему он стал ниже? Сравните с первоначальным уровнем. Сделайте вывод, что происходит с водой при охлаждении? Проблемный вопрос: Где человек использует эти свойства воды?

Работа в группах. Дети располагаются в классе группами, сидя за сдвинутыми столами. Каждая группа получает свое задание.

На столе: стакан с водой, цветные полоски бумаги, чайная ложка.

На столе: стакан с водой, флакон духов, роза.

На столе: 4 стакана воды, в чашечках сахар, соль, песок, сухая глина, чайные ложки 4 штуки, воронка, фильтровальная бумага.

В ходе иследований на доске появляется запись

Учащиеся ведут записи в Рабочей тетради на с.31, заполняют таблицу к заданиям №4.

Личностные УУД -Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -Формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации. Коммуникативные УУД : -Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Регулятивные УУД -Закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

6.Домашнее задание

- Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания.

Дома вместе с родителями, бабушкой, сестрой по учебнику проведите опыты с.52.

7.Рефлексия, подведение итогов.

-Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его. -Что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели? Задачи, которые ставили, выполнили? -Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке? -А в какой группе всем бы хотелось оказаться?

Анализируют и оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные УУД: Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные УУД -Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения. Личностные УУД

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Приложение 1.

Задания:1) Возьмите полоски цветной бумаги, сравните их цвет с цветом воды, приложив их к стакану с водой.

Сделайте вывод о цвете воды. Проблемный вопрос: Почему вода в реках, морях кажется синей, голубой, иногда зеленоватого, сероватого оттенка?

2) Опустите чайную ложку в стакан с чистой водой. Видна ли ложка?

Сделайте вывод о прозрачности воды.

1) Попробуйте на вкус воду.

Сделайте вывод: имеет ли чистая вода вкус? Проблемный вопрос: Где человек использует это свойство?

2)Понюхайте последовательно флакон с духами, розу, воду.

Сделайте вывод о запахе чистой воды.

Задания:1) В каждый из 4 стаканов положите разные вещества из предложенных, размешайте. Понаблюдайте, какие вещества растворились полностью, какие частично, какие не растворились.

Сделайте вывод о способности воды растворять различные вещества.

2) Подумайте, как очистить воду от песка, используя приспособления, лежащие на столе. Как называются такие приспособления? Как называется процесс очистки воды?

Сделайте вывод о возможности очистки воды.

Приложение 2

Запись на доске

5. Вода-растворитель (но не всех веществ).

6.Воду можно очистить от примесей.

7. При нагревании вода расширяется, при охлаждении-сжимается.

-Вода не имеет цвета.

Вода в морях кажется синей из-за преломления солнечных лучей. В глубоких водоемах свет не проходит через всю толщу воды и поэтому вода кажется темной.

Приложение 3

Домашнее задание

Это свойство воды человек использует в аквариумах.

-Вода не имеет вкуса. Это свойство человек использует при приготовлении пищи.

-Вода не имеет запаха. Это свойство применяют, например, когда хотят скрыться от погони. Нужно зайти в воду, собака теряет след в воде.

-Вода растворяет некоторые вещества. Это применяют, например, при питье сладкого чая.

-Воду можно очистить от примесей. Это свойство применяют при очистке воды на производствах. Мы очищаем воду дома при помощи фильтров. Это очень важно, так как загрязнение воды опасно для всех живых организмов.

-Горячая вода расширяется, а холодная сжимается. Это свойство можно использовать в градуснике.

Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоению рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:

· упражнения на передвижение

· упражнения на погружение

· упражнения на дыхание

· упражнения на всплывание

· упражнения на лежание

· упражнения на скольжение

Контрастные упражненияиспользуются для ознакомления занимающихся с непривычными для них свойствами воды, а именно: вязкостью, плотностью, сопротивлением и температурой.

Упражнения на передвижениерешают следующие задачи:

· развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков в воде;

· разучить ходьбу, бег в воде с движениями рук и ног в различных направлениях;

· добиться самостоятельного выполнения в воде различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, в прыжках в изменяющихся условиях;

· проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.

Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:

· разучить задержку дыхания на вдохе;

· научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;

· добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;

· закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;

· совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой; 6) проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.

Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.

Упражнений на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения техники способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.

При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:

· учить выдоху в облегченных условиях;

· научить выдоху через рот при опускании лица в воду;

· разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;

· добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;

· научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);

· закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;

· проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.

· Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.

При изучении упражнений на всплывание решаются такие задачи:

· развивать умение задерживать дыхание на вдохе;

· разучить положение головы и ног для выполнения группировки;

· научить группировке в приседе на задержанном вдохе;

· добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;

· проверить и ценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.

· научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях;

· разучить положение лежа на груди из положения группировки;

· добиться самостоятельного выполнения лежания на груди;

· научиться умению лежать на спине с посторонней помощью;

· разучить положение лежа на спине;

· добиться самостоятельного умения лежать на спине;

· добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног;

· закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями;




· проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.

Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине - между рук или выше рук).

В результате обучения должны быть решены следующие задачи:

· развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;

· разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении;

· научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;

· научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;

· добиться самостоятельного выполнения скольжения на боку (правом и левом);

· добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди и на спине и на боку;

· закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку;

· проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди, на спине и на боку.

Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять различные упражнения на дыхание.

С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:

формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;

освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;

устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению.

Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.

Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.

Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.

Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (рис. 1).

Задачи:

быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Упражнения:

Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.

Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.

То же с помощью одновременных гребковых движений руками.

Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.


Рис. 1 – Упражнения для освоения с водой

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде (рис. 2).

Задачи:

устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;

ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Упражнения:

Набрать в ладони воду и умыть лицо.

Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

4. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

5. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением в воду с головой.

Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.




Рис. 2 – Погружения, подныривания и открывание глаз

Всплывания и лежания на воде (рис. 3).

Задачи:

ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

— освоение возможного изменения положения тела в воде.Упражнения:

Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опус­тив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

5. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.



Рис. 3 – Всплывания и лежания

Выдохи в воду (рис. 4).

Задачи:

освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;

освоение выдохов в воду.

Упражнения:

Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).

Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, — выдох.

То же, погрузившись в воду с головой.

Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи – выдохи; для вдоха поднимать голову вперед.


Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.


Рис. 4 – Выдохи в воду

Скольжения (рис. 5).

Задачи:

освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

умение вытягиваться вперед в направлении движения;

освоение рабочей позы пловца и дыхания.

Упражнения:

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

То же, руки вдоль туловища.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

То же, руки вытянуты вперед.

Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.

То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со свойствами воды детей дошкольного возраста. Для развития навыков поведения лабараторных опытов.

1. Образовательные:- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;

текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной. Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

2. Воспитательные. развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

5. Чтение художественной литературы.

6. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для занятия.

Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Электрообогреватель или кипятильник.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашей деревне есть фонт? Где они находятся? А что льется из фонтана (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей.

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит.(масло)

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 детей, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворилась в воде.

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает у детей, что произошло с маслом в воде.

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

Дети: Вода это жидкость; Вода не имеет собственной формы;

Вода может нагреваться, быть горячей; Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.



Воспитательные результаты:
- результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
- результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
- О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без. (воды).
- Тема нашего занятия - вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
- В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
- На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
- Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
- Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
- А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода - растворитель.
- Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
- Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
- Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан - медный купорос, второй - марганцовка, третий - напиток в порошке.
- Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
- Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
- Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
- Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
- Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
- Отделите три части в одну сторону, а одну часть - в другую. Вставьте в воронку.
- По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
- Почему?
- Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
- Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении - сжимается.

Опыт 7.
- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
- Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
- Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство - текучесть).
- Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
- Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду - наше главное богатство - надо беречь!

Читайте также: