Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность

Обновлено: 30.06.2024

Понятие и признаки органов административного управления

Органы административного управления – это система органов, сформированная в рамках административного законодательства с целью осуществления полномочий от имени государства в границах установленной компетенции административно-публичной деятельности.

Под административными органами, как правило, поднимаются органы государственного управления исполнительного характера.

Орган административного управления отвечает следующим признакам - он:

  • выступает в качестве индивидуального субъекта или организации, осуществляющей свою деятельность от имени государства, его субъектов или муниципальных образований для реализации их общих интересов;
  • создается с целью осуществления деятельности административно-публичного характера с выделением собственной компетенции;
  • наделен определенной совокупностью властно-публичных полномочий нормотворческих, распорядительных или охранительно-защитных;
  • осуществляет деятельность административно-публичного характера за счет использования системы специальных методов административно-правового содержания.

Направления деятельности органов административного управления

Органы административного управления призваны осуществлять деятельность по различным направлениям, в числе которых можно выделить семь основных.

В качестве направлений деятельности органов административного управления можно обозначить следующие:

  1. деятельность по исполнению решений;
  2. обслуживающая деятельность;
  3. регулирующая деятельность;
  4. деятельность по осуществлению лицензирования;
  5. деятельность по сбору информации;
  6. деятельность дискреционного характера, предусматривающая возможность осуществление действий по собственному усмотрению в рамках существующего законодательства;
  7. деятельность по осуществлению экспертизы.

Органы административного управления любого уровня, как правило, заняты выполнением, как минимум, двух из перечисленных функций.

Характеристика функций системы органов административного управления

В качестве первичной функции большинства административных органов управления выступает исполнение и претворение в жизнь принятого в стране законодательства, а также единой политики, выработанной органами исполнительной власти. В этой функции собственно и воплощается суть администрирования. Примером такого администрирования выступает финансирование системы здравоохранения и социального развития в различных странах. К примеру, США осуществляет перераспределение федеральных фондов по отношению к штатам с целью финансирования различных программ благосостояния. Принятие решения об объеме перенаправляемых средств в отношении каждого штата возложено на департамент здравоохранения, который реализует также надзорную деятельность, контролируя использование выделенных средств по назначению. В Великобритании контроль системы здравоохранения осуществляется службой национального здравоохранения, которая надзирает за медицинской подготовкой, патентуя медицинских работников, управляя больничным учреждениями и так далее. В практике российского административного управления в системе здравоохранения контроль распределения средств в отношении отдельных субъектов федерации в сфере здравоохранения возложен на Министерство здравоохранения, которое также контролирует подготовку медицинских кадров, надзирает за функционированием медицинских учреждений.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность административных органов управления воплощает общественную политику, обеспечивая исполнения политических решений. Административная власть осуществляет разработку принципиальных основ управления. В демократических государствах административные обязанности органов управления подразумевает проведение своеобразных рекламных кампаний их деятельности, направленных на убеждении населения в необходимости той или иной программы развития. Примером такой пропаганды деятельности органов государственного административного управления выступают ролики, посвященные безопасности движения на дорогах, необходимости формирования собственных пенсионных накоплений, профилактики пожаров и так далее.

Обслуживающая деятельность органов административного управления осуществляется за счет предоставления населению определенных услуг или информации по функциональным направлениям. К числу обслуживающих органов административного управления можно отнести метрологическую службу, некоторые части системы здравоохранения, финансируемые государством, службу занятости и так далее.

Регулирующая деятельность органов административного управления обеспечивает поддержку благосостояния граждан. В России к такой службе можно отнести Федеральную службу по труду и занятости, ответственную за осуществление контрольно-надзорной деятельности в трудовой сфере, обеспечение занятости, возможности альтернативного несения гражданской службы и так далее.

Деятельность органов административного управления по лицензированию носит регулирующий характер. Она устанавливает минимальные ограничения и стандарты для осуществления определенных видов деятельности.

Функция сбора информации выступает в качестве важнейших функции органов административного управления. Эта информация используется для определения фактов нарушения законодательства и принятия политических решений. Примером административной деятельности по сбору информации выступают расследование, проводимые Министерством природных ресурсов и экологии.

Дискреционная деятельность органов административного управления обеспечивает наличие возможности принятия самостоятельных решений, ограничивающихся только рамками законодательства. Наличие закона обязывает органы административного управления следовать ему в обязательном порядке.

Экспертная деятельность органов административного управления предполагает оценку функционирования различных объектов и субъектов с точки зрения опасности такого функционирования и его законности.

Машаров И.М., директор филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Кирове, доктор педагогических наук.

Понятие "административный орган" в административно-правовой литературе не используется. В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государственное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между органами исполнительной власти и иными органами государственного управления. Очевидно, что государственно-управленческая деятельность осуществляется не только органами исполнительной власти, входящими в предусмотренную действующим законодательством систему этих органов, но и иными государственными органами, в том числе государственными учреждениями. Однако система таких государственных органов и учреждений, их организационно-правовые формы, компетенция, порядок взаимоотношений с органами исполнительной власти до настоящего времени действующим законодательством не определены. Не исследован правовой статус указанных государственных органов и учреждений и в науке административного права.

В этой связи представляется, что в целях отграничения субъектов, осуществляющих административно-публичную (управленческую) деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие "административный орган". Федеральный законодатель в некоторых федеральных законах уже использует данное понятие. В частности, в параграфе 2 гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ употребляется понятие "административные органы", в качестве которых рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления (административные комиссии), имеющие право принимать решения о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Под административным органом, с нашей точки зрения, следует понимать созданную в установленном законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также назначенное на должность (избранное) в установленном законодательством порядке публичное (государственное или муниципальное) должностное лицо, которые осуществляют (осуществляющее) административно-публичную деятельность и наделены соответствующими властно-публичными полномочиями нормотворческого, распорядительного и (или) охранительно-защитного характера.

В целях унификации рассматриваемого понятия и возможности его универсального использования в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление административно-публичной деятельности, рамками данного понятия, с нашей точки зрения, следует охватывать не только собственно государственные органы и органы местного самоуправления, но и государственные и муниципальные учреждения и публичных должностных лиц.

Определим основные признаки административного органа, отличающие его от иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и муниципальных организаций, негосударственных организаций и иных лиц.

  1. Административный орган - это организация или должностное лицо, действующие от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
  2. Административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности и имеет собственную компетенцию (круг вопросов ведения) в сфере этой деятельности.
  3. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции властно-публичными полномочиями нормотворческого, распорядительного и (или) охранительно-защитного характера. Под властно-публичными полномочиями административного органа, с нашей точки зрения, следует понимать имеющиеся у него права по изданию (принятию) нормативных и индивидуальных правовых актов и по совершению властных юридически значимых действий, влекущих правовые последствия для других субъектов, в том числе не подчиненных этому органу организационно.
  4. Административный орган осуществляет в пределах предоставленной ему компетенции административно-публичную деятельность посредством использования специальных административно-правовых методов.

Все административные органы, функционирующие в настоящее время в России и осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, с нашей точки зрения, могут быть классифицированы на виды по следующим основным критериям.

  1. В зависимости от места в механизме публичной власти и особенностей организационно-правовой формы.

1.1. Органы исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов.

1.2. Органы государственного управления, не входящие в систему органов исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов.

1.3. Иные государственные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность.

1.4. Государственные должностные лица, не состоящие в штате каких-либо государственных органов и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность.

1.5. Государственные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности.

1.6. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов.

1.7. Должностные лица местного самоуправления, не состоящие в штате органов местного самоуправления и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность.

1.8. Муниципальные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности.

  1. В зависимости от выполняемых функций в механизме административно-публичной деятельности, то есть от видов этой деятельности.

2.1. Административно-распорядительные органы - это органы, осуществляющие преимущественно внешнюю административно-распорядительную деятельность. Например, органы социальной защиты, регистрационные органы, местные администрации.

2.2. Административно-наблюдательные (контролирующие, надзорные) - это органы, осуществляющие преимущественно функции административного наблюдения (контроля, надзора). Например, различные государственные инспекции, налоговые органы, органы Федерального казначейства, Счетная палата РФ, органы государственного санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора.

2.3. Административно-охранительные - это органы, осуществляющие преимущественно функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности, борьбы с административными правонарушениями и преступлениями. К таким органам относятся, например, органы внутренних дел, юстиции, прокуратуры, государственной безопасности, госнаркоконтроля, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

2.4. Административно-защитные органы - это органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции административной защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц. Примерами таких органов являются, в частности, различные апелляционные комиссии, образуемые в системе органов исполнительной власти для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц, Уполномоченный по правам человека в РФ.

2.5. Административно-арбитражные органы - это органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции разрешения в административном порядке споров и разногласий, возникающих между физическими и (или) юридическими лицами или между административными органами. К числу таких органов можно отнести различные согласительные комиссии, образуемые в системе исполнительной власти для разрешения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти, отдельные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие указанные функции, например, Федеральную энергетическую комиссию, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Подразделение административных органов на виды по указанному критерию является достаточно условным, поскольку многие административные органы в соответствии со своим правовым статусом осуществляют различные виды внешней административно-публичной деятельности, некоторые из которых являются для них основными, другие - дополнительными. Например, основными функциями для органов внутренних дел являются борьба с преступлениями и административными правонарушениями. В то же время указанные органы осуществляют административно-распорядительную и административно-наблюдательную деятельность, в частности, выдают специальные разрешения (лицензии) на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, на осуществление частной детективной и охранной деятельности и при этом контролируют соблюдение физическими и юридическими лицами лицензионных требований и условий.

  1. В зависимости от порядка разрешения подведомственных административным органам вопросов.

3.1. Единоначальные органы - это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются единолично руководителями этих органов с принятием (изданием) соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов. В качестве примеров таких органов можно назвать федеральные министерства, федеральные службы, органы прокуратуры, управления и департаменты в субъектах РФ, государственных должностных лиц, в частности Президента РФ, президентов республик в составе РФ, губернаторов (глав администраций) в других субъектах РФ.

3.2. Коллегиальные органы - это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов. Примерами таких органов являются Правительство РФ, правительства субъектов РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, избирательные комиссии, административные комиссии.

  1. В зависимости от территориальных границ, в пределах которых действуют административные органы.

4.1. Федеральные административные органы - это органы, которые образуются на федеральном уровне публичной власти, осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность в пределах всей территории Российской Федерации; их полномочия распространяются на неопределенный конкретно или индивидуально определенный круг физических и юридических лиц, находящихся и (или) проживающих на этой территории. В числе федеральных административных органов можно назвать Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы военного управления.

4.2. Административные органы субъектов РФ - это органы, которые образуются на уровне публичной власти субъектов РФ, осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность в пределах территории соответствующих субъектов РФ; их полномочия распространяются на неопределенный конкретно или индивидуально определенный круг физических и юридических лиц, находящихся и (или) проживающих на этой территории. В качестве примеров таких органов можно, в частности, привести Правительство субъекта РФ, министерства, департаменты, управления и другие органы исполнительной власти субъектов РФ.

4.3. Административные органы муниципальных образований - это органы, которые образуются на уровне местной публичной власти (местного самоуправления), осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность в пределах территории соответствующих муниципальных образований; их полномочия распространяются на неопределенный конкретно или индивидуально определенный круг физических и юридических лиц, находящихся и (или) проживающих на этой территории. К указанным органам относятся, например, местные администрации, административные комиссии.

  1. В зависимости от временного периода (срока), в рамках которого действуют административные органы.

5.1. Административные органы, образуемые для решения постоянно существующих задач в сфере внешней административно-публичной деятельности без ограничения срока их функционирования. К числу таких органов можно отнести Правительство РФ, федеральные министерства, органы прокуратуры.

5.2. Административные органы, образуемые для решения временно возникающих задач в сфере внешней административно-публичной деятельности, функционирующие только в соответствующий период до окончания решения этих задач. К таким органам относятся, например, различные ведомственные и межведомственные комиссии, образуемые в системе исполнительной власти для координации решения временно возникающих вопросов государственного управления, комиссии по расследованию аварий и катастроф на транспорте и т.п.

Представляется необходимым дальнейшее научное исследование проблемы административных органов в целях четкого законодательного закрепления их системы и организационно-правовых форм, совершенствования правового регулирования их деятельности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Национальный план противодействия коррупции — системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и её предупреждение, утверждаемый Президентом РФ сроком на два года. Впервые утверждён Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. Выпускался 5 раз - в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 г. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утверждённый Президентом РФ В. В. Путиным 1 апреля 2016 г.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Индивидуа́льный трудово́й спор – в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных.

Астре́нт (фр. l’astreinte; от лат. adstringere — принуждение) — разновидность денежного штрафа, определяемого судом, на случай неисполнения должником обязательства, установленного судебным решением. Является дополнительной финансовой мерой для стимулирования исполняемости судебных актов.

Упоминания в литературе

Несмотря на расширение парламентских полномочий в сфере контроля, достаточно широкие полномочия предоставлены и президенту государства, а именно: право назначать высших должностных лиц как управленческих, так и судебных структур, издавать указы по вопросам, которые ранее регулировались административными актами, а также указы, детализирующие нормы, касающиеся исполнения законов, указы об управлении государственной собственностью, об организации и деятельности административных органов и других ведомств.

Относительно зарубежной научной литературы по проблемам местного самоуправления большинством авторов органы местного самоуправления признаются частью государственного механизма – партнерами (или даже агентами) центрального правительства. Правда, в западноевропейских конституциях и правовой литературе представительные органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат чаще всего не именуются государственными, но лишь на том основании, что их относят к числу административных органов (государственными же называют только центральные органы государства, а в федерациях также высшие органы субъектов Федерации). Очевидно, что приведенная терминология предполагает отсутствие у местного самоуправления и его органов политических функций (и законодательной компетенции). Об общественной же, негосударственной, природе соответствующих органов речи нет.

Связанные понятия (продолжение)

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Общие начала назначения уголовного наказания — правовые принципы, закрепляемые в уголовном законодательстве, определяющие механизм принятия решения судом при выборе конкретного вида и размера наказания, назначаемого лицу, совершившему преступление. Следование данным принципам позволяет назначить лицу справедливое наказание и обеспечивает достижение целей наказания.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Интернет-преступность — противоправные общественно опасные деяния, совершенные с использованием сети Интернет.

Международные договоры являются составной частью российской правовой системы и как правило имеют приоритет над внутрироссийскими законами.

Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать.

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Регламент Рим II № 864/2007 (англ. Rome II Regulation) является регламентом ЕС, содержащим коллизионное регулирование вопросов определения права, применимого к внедоговорным обязательствам. Регламент Рим II (вступил в силу 11 января 2009 года) представляет собой гармонизацию коллизионных норм ЕС по гражданским и торговым делам в области внедоговорных обязательств (за некоторыми исключениями). Регламент регулирует следующие вопросы: определения права, применимого к деликтам, обязательствам вследствие.

Ревизия расчётов — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций, касающихся финансовых обязательств хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту, а именно.

Санкции в хозяйственных отношениях — установленные законодательством правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений, результат экономической ответственности.

Рейды на рассвете (англ. Dawn raids) – форма антимонопольного контроля, в рамках которой антимонопольные проверки деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей проводятся без предупреждения.

Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, создающей, изменяющей либо прекращающей гражданские права представляемого. Полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир и т. п.).

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Уголовно-процессуальное законодательство — совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно-процессуального права.

Уголовный кодекс Республики Узбекистан (УК Узбекистана) — основной и единственный источник уголовного права Узбекистана, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Узбекистана.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Экологическая информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте.

Принципы права социального обеспечения – руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере социального обеспечения. Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права.

Примирение с потерпевшим — существующий в уголовном праве многих государств мира институт, предполагающий освобождение от ответственности либо значительное смягчение наказания преступнику, достигнувшему с потерпевшим соглашения о примирении (как правило, предполагающего возмещение причинённого вреда). Соответствующие положения могут содержаться как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

В Канаде уголо́вное пра́во — отрасль права, следующая принципам common law и на которую распространяются исключительные законодательные полномочия Парламента Канады по параграфу 91.27 Конституционного акта 1867. Этот же параграф признаёт за федеральным Парламентом полномочия на судопроизводство по уголовным делам.

Юриди́ческий а́дрес — термин (словосочетание), укоренившийся в деловом обиходе в Российской Федерации — России, однако, не определенный в её законодательстве.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .

Преюди́ция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или её угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.

Уголовный кодекс Туркменистана (УК Туркмении) — основной и единственный источник уголовного права Туркменистана, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Туркменистана.

Служебное расследование (служебная проверка) — деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей. из стадий дисциплинарного производства.

Недействи́тельность сде́лки — это установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.

Упоминания в литературе (продолжение)

1) административные акты исходят от административного органа , публичного лица, например: указ, распоряжение Президента РФ; постановление, распоряжение Правительства РФ;

После воссоединения Германии новые федеральные земли, созданные в бывшей ГДР, в своем большинстве приняли Южногерманский устав муниципального совета или смешанную модель Южногерманского устава с уставом магистрата. Устав магистрата является традиционной формой управления прусских городов. Характерным признаком этого устава является коллегиальность административного органа управления (магистрата) под председательством бургомистра. Решения магистрата принимаются большинством голосов, в результате чего бургомистр может остаться в меньшинстве[13].

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: