Изобразительное искусство как объект авторского права

Обновлено: 02.07.2024

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

В общих чертах мы уже рассказывали о теме "Объекты авторского права" в главе "Авторские права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности. Здесь же остановимся на этом вопросе более подробно, т.к. круг результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом достаточно велик, и некоторые объекты авторского права обладают собственной спецификой, которую необходимо знать и учитывать при оформлении и защите авторских прав.

В настоящей главе Вы найдете информацию о таких объектах, как программы для ЭВМ, базы данных, произведения архитектуры и изобразительного искусства, переводы и экранизации, фотографии, музыка и фильмы.

  1. Общий перечень объектов авторского права.
  2. Программы для ЭВМ.
  3. Базы данных.
  4. Фильмы (аудиовизуальные произведения).
  5. Произведения архитектуры.
  6. Произведения изобразительного искусства.
  7. Музыкальные произведения.
  8. Интернет-сайт .

Самые распространенные объекты авторского права перечислены в ст.1259 Гражданского кодекса РФ. Этот перечень охватывает основные объекты авторского права (литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, хореографические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, фотографии, топографические карты), но является открытым, так как авторское право охраняет результаты творческого труда, а творчество предполагает постоянный поиск новых форм. Вместо понятия "объекты авторского права" часто употребляют понятие "произведения", данные термины являются эквивалентными.

По указанным выше причинам нет смысла стараться назвать все объекты авторского права. Однако, имеет смысл рассказать об объектах, которые авторским правом не охраняются в силу прямого указания закона. К таким объектам относятся:

Перечень объектов, которые не охраняются авторским правом, закрытый и не подлежит расширительному толкованию. Для наглядности он еще раз показан на схеме.

Таким образом, авторские права распространяются на широкий круг объектов, исчерпывающим образом перечислить которые не представляется возможным. Такая разнородность объектов авторского права создает необходимость в специальном регулировании некоторых из них. Поэтому далее мы остановимся на специфике наиболее распространенных видов произведений.

2. Программы для ЭВМ как объекты авторского права.

Программам для ЭВМ посвящена отдельная статья .

База данных – это совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Таким образом, есть следующие признаки базы данных:

  1. наличие совокупности материалов. При этом не имеет значения, охраняются ли сами материалы авторским правом. В их числе могут быть статьи, правовые акты, изображения, справочные сведения и т.п.;
  2. наличие системы расположения материалов (систематизации);
  3. техническая возможность работать с базой с помощью ЭВМ. При этом программы, обеспечивающие работу с базой данных (СУБД), охраняются как самостоятельные объекты авторского права.

Особенности баз данных как объектов авторского права:

Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Авторское право охраняет фильмы как со звуком, так без него, этот факт не имеет юридического значения.

Особенности фильмов (аудиовизуальных произведений) как объектов авторского права:

  • состав авторов: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор-автор музыкального произведения, специально созданного для фильма;
  • композитор-автор фильма имеет право на отдельное вознаграждение за каждое исполнение (показ) фильма;
  • правообладатель фильма имеет право на вознаграждение за воспроизведение фильма в личных целях;
  • не допускаются условия, которые ограничивают возможность использовать объекты авторского права, вошедшие в фильм в качестве составной части .

Произведения архитектуры характеризуются тем, что представляют социальную и экономическую ценность постольку, поскольку могут быть воплощены в объекте недвижимости. В отличие, например, от картины сам по себе набор чертежей, планов, схем, как правило, не несет самостоятельной художественной ценности. Кроме того, создание недвижимости на основе архитектурного проекта требует значительных усилий по разработке технической документации, а построенный объект должен соответствовать заложенным в проекте параметрам.

Из этого следуют особенности произведения архитектуры:

  • специфический способ использования произведения архитектуры – практическая реализация архитектурного проекта;
  • право автора участвовать в разработке документации для строительства;
  • право осуществлять авторский надзор за строительством в соответствии с градостроительными нормами и правилами .

6. Произведения изобразительного искусства

К произведения изобразительного искусства относятся, в частности, такие объекты авторского права, как:

  • произведения живописи и скульптуры;
  • произведения графики и дизайна;
  • комиксы и другие.

Автор произведения изобразительного искусства дополнительно имеет два дополнительных права.

1) Право доступа – право требовать от собственника оригинала произведения осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Данное право не передается, отказ от него ничтожен. В классификации интеллектуальных прав право доступа относится к иным правам.

2) Право следования – право на получение процента от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства при соблюдении следующих условий:

  1. продавцом, посредником или покупателем выступает галерея изобразительного искусства или подобные ей субъекты;
  2. перепродажа была публичной, то есть участвовать в покупке потенциально мог неограниченный круг лиц .

7. Музыкальные произведения как объекты авторского права

Музыкальное произведение может быть выражено в следующих формах:

  • в письменной (нотная запись);
  • в звуковой (при исполнении произведения).

В первом случае оригиналы нотных записей могут публично отчуждаться и представлять ценность не только как объекты авторского права, но и как объекты права собственности. Поэтому композитору, как и художнику, принадлежит право следования. Звуковая форма выражения обуславливает следующие особенности:

  • наличие права автора на публичное исполнение произведения. Соответственно, для публичного исполнения произведения необходимо заключить лицензионный договор.
  • наличие у организации по коллективному управлению авторскими правами (главным образом, Российского авторского общества) полномочия заключать лицензионные договоры на публичное исполнение музыкального произведения от имени композитора.
  • свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон .

8. Интернет-сайты как объекты авторского права.

Интернет-сайтам посвящена отдельная статья.

Полезные ссылки по теме "Объекты авторского права"

2. Яндекс.Словари, Издательский словарь, определение "объекты авторского права".

В данном небольшом обзоре, адресованном авторам, наследникам авторов и иным правообладателям произведений изобразительного искусства, остановлюсь в сжатой форме на содержании субъективных авторских прав на произведения изобразительного искусства.

Среди объектов авторского права Часть четвёртая Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) называет, в том числе произведения изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, фотографические произведения и другие (пункт 1 ст. 1259). Под произведениями изобразительного искусства понимаются произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на различных предметах или из различных материалов. Кроме того, в пункте 7 данной статьи указано, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ. То есть, часть произведения выражена в какой-либо объективной форме, в том числе в форме изображения. В связи с этим в теории и юридической практике возникают вопросы о признании таких элементов (название, персонаж, образ) того или иного авторского произведения в качестве самостоятельных объектов авторского права.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Авторы произведений являются первичными субъектами авторского права.

Согласно ст. 1255 ГК РФ автору произведения изобразительного искусства принадлежат следующие права:

Кроме того, Бернская конвенция об охране литературных и художественных Произведений признаёт право автора на защиту репутации.

Исключительное право на произведение

Право авторства

Право авторства – это личное неимущественное право автора признаваться автором произведения (пункт 1 статьи 1265 ГК РФ).
Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Опираясь на право авторства, автор защищает свои права и интересы в случае присвоения авторства другим лицом или если авторство приписывается другому лицу (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвёртая. М., 2007, стр. 152).

Право на имя

Право на имя – это субъективное личное неимущественное право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под псевдонимом или без указания имени. Однако есть мнение, что право авторства включает и право на имя, поэтому Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений не содержит права на имя (С.А. Судариков. Право интеллектуальной собственности. М., 2008, стр. 113).

Право на неприкосновенность произведения и защиту от искажений

Право на неприкосновенность произведения и защиту от искажений – это тоже личное неимущественное право автора, которое формулируется законодателем следующим образом. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определённо выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (пункт 1 ст. 1266 ГК РФ).

Право на обнародование произведения

Право на отзыв

Праву на обнародование произведения корреспондирует право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ). Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причинённых таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве.

Право на распространение произведения

Право на распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (подп. 2 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

Право доступа

Ст. 1292 ГК РФ. Данное правомочие отнесено законодателем к категории иных прав (ст. 1226 ГК РФ), и принадлежит исключительно автору произведения изобразительного искусства. Законодатель сформулировал его следующим образом. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования

И, наконец, особое имущественное право, предоставленное авторам произведений изобразительного искусства – это право следования (ст. 1293 ГК РФ). В случае отчуждения автором произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродажи соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Адвокат Е.А. Нагорный
июль 2010г.

адвокат по уголовным делам в сфере экономической деятельности

  • картины, выполненные в любой технике;
  • графика;
  • цифровое искусство;
  • коллажи;
  • декорации;
  • иллюстрации;
  • плакаты, афиши, листовки и многое другое.

Авторские права художника включают не только стандартные для всех авторов личные и исключительные права, о которых мы расскажем ниже, но и два особенных права:

Под правом доступа (ст. 1292 ГК РФ) понимается право художника иметь доступ к оригиналу своего произведения (если оригинал продан другому лицу) для его воспроизведения (копирования, фотографирования и т.п.).

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) подразумевает, что при каждой последующей перепродаже оригинала произведения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (например, аукционным домом или художественным салоном) художник имеет право на получение определенного вознаграждения в виде процента от продажной цены. Перечисление вознаграждений осуществляется или непосредственно автору или через организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Право следования неотчуждаемо, оно передается только наследникам автора.

Какие права имеет художник

Как и любой автор, по российскому законодательству художник имеет личные неимущественные и исключительные права, которые, к сожалению, нарушают сплошь и рядом.

Личные неимущественные права - это право быть автором и право на имя. Право быть автором означает, что никто, кроме того человека, который создал произведение искусства, не может назваться его автором. Нарушение этого права называется плагиатом и карается законом очень сурово.

Право на имя предусматривает, что художник сам решает, будет ли он обнародовать свои произведения под собственным, настоящим именем, псевдонимом или анонимно.

К исключительным (имущественным) относятся следующие права:

  • на воспроизведение (право делать копии, фотографировать и др.);
  • продажу, дарение, передачу во временное пользование;
  • демонстрацию в публичных местах;
  • импорт в целях распространения;
  • переработку;
  • реализацию на практике - например, создание театральных костюмов по эскизам художника;
  • обнародование.

Исключительные авторские права художников на картины могут быть переданы другим лицам, личные права - нет.

Художник или фотограф, работающий по контракту, трудовому договору или создающий произведения искусства в рамках своих служебных обязанностей, будучи в штате компании или организации, тоже изначально имеет все вышеперечисленные права. Но есть здесь и свои особенности. Во всех этих случаях творчество является прямой обязанностью художника, а все результаты этого творчества - служебными произведениями.

По закону исключительные права на служебное произведение принадлежат заказчику или работодателю. Но по желанию автора и по согласованию с работодателем/заказчиком в договор или контракт могут быть внесены любые дополнительные условия, касающиеся этих прав. Например, ограничивающие использование произведения или обеспечивающие автору дополнительный доход (процент от продаж экземпляров произведения).

Статья 1274 допускает также свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Так называемое цитирование, причем в объеме, оправданном целью этого цитирования и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Несмотря на то, что в законе прямо не сказано, к каким именно объектам применима эта статья, а речь в основном идет о текстовых произведения, в судебной практике часто встречаются дела, связанные с цитированием произведений искусства (например, заимствованием картинок). Единого мнения о том, распространяется ли эта статья на предметы изобразительные искусств, у юристов на этот счет нет, и решение суды принимают обычно исходя из обстоятельств дела и собственной точки зрения на этот вопрос.

В этой же статье говорится о том, что создание пародий или карикатур на любое правомерно обнародованное произведение не требует ни получения согласия автора оригинала, ни выплаты ему вознаграждения. Единственное исключение - если пародия или карикатура порочат честь и достоинство автора, в этом случае он может обратиться в суд за защитой своей репутации.

Как защитить себя художнику

Объекты визуальных искусств защищаются авторским правом с момента их создания. Вне зависимости от типа объекта (картина, рисунок, графика и т.п.) регистрировать их в официальных органах не требуется. Но один из самых сложных вопросов авторского права заключается в том, что при разрешении споров о том, кому принадлежит произведение, суды Российской Федерации исходят из презумпции авторства. Проще говоря, автором признается владелец произведения на более раннюю дату. Приведем пример: два лица оспаривают авторство рисунка. Ответчик в качестве доказательства того, что произведение принадлежит ему, предъявляет суду заверенный нотариусом скриншот страницы сайта с этим изображением, где он указан в качестве автора, и датой 12.03.2019. Истец предъявляет аналогичный скриншот, только с датой публикации 24.11.2018. В отсутствие иных доказательств суд решит дело в пользу истца.

Поэтому так важно вовремя зафиксировать свои авторские права на живопись и обеспечить себя серьезными доказательствами. С этой целью художники прибегают к услугам нотариуса, почты, используют депонирование. Все эти способы работают одинаково - позволяют впоследствии точно установить дату, на которую конкретному лицу произведение уже принадлежало. Если вы сделали необходимые действия до обнародования произведения, нарушитель не сможет оспорить ваши доказательства.

Понятно, что рисунок, и тем более картину, поскольку они по определению существуют в единственном экземпляре (исключение - цифровая живопись), у нотариуса не заверишь и по почте тем более не отправишь. Как быть? Снять копию или фотокопию всего произведения и (при необходимости) отдельных его частей, составить описание произведения, где будут указаны его характерные, отличительные особенности, распечатать (конечно, в цвете, если произведение цветное) и с этими документами уже лично идти в нотариальную контору или на почту.

С депонированием все еще проще - в 2017 году оно стало доступно онлайн. Все скрины, текстовые описания, фотографии можно загрузить прямо из дома в базу сервиса и так же, онлайн, скачать официальный документ - свидетельство о депонировании.

Такое подтверждение владения интеллектуальной собственностью доступно не только самим авторам. Это могут сделать наследники, подтверждая авторские права на картины умерших художников, а также другие правообладатели. Кстати, если произведение не было обнародовано самим автором или его наследниками, и обнародование было сделано только после того, как оно перешло в общественное достояние, оно защищается не авторскими, а смежными правами, владельцем которых является лицо, обнародовавшее произведение.

Создавая произведения на заказ, не забывайте заключать с заказчиками договора. Предоставляя кому-то лицензию на свое произведение, внимательно читайте условия лицензионного договора. Выкладывая произведение в сеть Интернет, позаботьтесь о соблюдении некоторых формальностей: укажите информацию об авторстве и уточните, разрешаете ли вы использовать свое произведение или нет.

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе - от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна - о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство - это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон "Об авторском праве и смежных правах" охраняет лишь форму произведения (т.е. - форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

На что распространяются авторские права

Авторское право не защищает идеи – оно охраняет уже готовое произведение, и позволяет создателю полностью распоряжаться результатом своего творческого труда.

Какие творения относятся к объектам авторского права? Произведения науки, литературы и искусства? Эксперты Амигдала подготовили для вас статью о том, на какие объекты распространяются авторские права в России.

Объекты авторского права: понятие и формы

Объекты авторского права – это все работы, которые создаются творческим трудом. К произведениям не предъявляются строгие требования. Способ выражения, ценность и цель, с которой создавалась работа значения не имеют.

Объектами авторского права являются:

  • музыка, тексты песен;
  • научные статьи, лекции, диссертации;
  • книги, стихотворения, повести, рассказы, посты в социальных сетях, авторские тексты;
  • пьесы, мюзиклы, танцевальные постановки;
  • фотографии, картины, рисунки, иллюстрации, плакаты, чертежи;
  • дизайнерские и архитектурные решения, скульптуры;
  • компьютерные и видеоигры, программы;
  • видео, клипы, работы кинематографа.

Валерия Мишукова Младший юрист

Это далеко не весь перечень объектов авторского права. Все творческие труды довольно сложно перечислить и собрать их классификацию. Защищаться авторским правом может и фотография в Инстаграме, и онлайн-курс, и многие другие авторские работы из любой творческой сферы. Их общая характеристика – у них есть конкретный создатель, который доносил определенную концепцию через свою работу.

Все виды объектов могут выражаться в разных формах:

  1. Письменно (нотная запись, рукопись).
  2. Устно (публичное выступление).
  3. Изображение (иллюстрация, живопись).
  4. Видеозапись или звукозапись (видеоклип, кинофильм).
  5. Объемно-пространственная форма (скульптура, макет здания).
  6. И другие формы.

Что относится к объектам авторского права?

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные объекты авторского права и их признаки.

Литературные произведения

Литературные произведения – это также объекты охраны авторского права. К произведениям литературы относятся все писательские труды, которые могут выражаться в разных жанрах: художественная литература, документальная проза, мемуары и др.

Литературные произведения, как объекты авторского права

Право автора на стихотворение, рассказ, очерк или роман появляется в момент его создания. Права распространяются и на опубликованные работы и на те, которые автор еще не никуда не выкладывал и нигде не напечатал.

Программы для ЭВМ и базы данных

Игры, приложения, компьютерные программы и базы данных также охраняются авторским правом.

Что такое программа для ЭВМ? Это компьютерная программа, игра, которая представляет собой набор материалов и алгоритмов. Она создана для использования на компьютерах, телефонах и других ЭВМ. Цель использования – получение конкретного результата или эффекта.

База данных – набор материалов, представленных в объективной форме (например, статей, расчетов). Данные и информация сгруппированы так, чтобы тот, кто пользуется базой, мог легко найти нужные материалы. Базы могут быть как объектами смежных прав, так и объектами авторского права.

Создатель или владелец прав на базу данных или программу может зарегистрировать ее Роспатенте.

Фильмы

Фильм – это произведение киноискусства, созданное при помощи соединения множества кадров, которые записаны на кинопленку и объединены одной концепцией и сюжетом. Фильм является разновидностью аудиовизуального произведения и защищается авторским правом.

Распространяется ли авторское право на фильмы

Авторами фильма, как правило, будут выступать:

  • режиссер-постановщик,
  • автор сценария,
  • композитор.

Музыкальные произведения

Музыкальные произведения и тексты песен наряду с литературными работами – объекты авторского права. Музыкальные работы – это все творения самых разных жанров и форм.

Популярные примеры:

Произведения изобразительного искусства

Произведения изобразительного искусства – это творческие работы художников, скульпторов, архитекторов, иллюстраторов. Вот список основных произведений:

Интернет-сайт

Является ли интернет-сайт объектом охраны авторского права

Сайты считаются составными произведениями. Здесь охраняется и сам сайт, и весь размещенный на нем контент:

    1. Фотографии, изображения, картинки, иллюстрации.
    2. Тексты, дизайнерские блоки.
    3. Музыка, звуки, мелодии, видео

    Что не относится к объектам авторских прав?

    На какие объекты не распространяется авторское право? Объектами охраны авторского права не являются:

    Читайте также: