Какие организмы осуществляют хемосинтез а дрожжи б железобактерии в вирусы

Обновлено: 25.06.2024

4. Название организмов, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии, освобождаемой при окислении неорганических веществ:
а) гетеротрофы
б) хемотрофы+
в) эукариоты
г) прокариоты

5. Автотрофные организмы:
а) плесневые грибы
б) болезнетворные бактерии
в) хемосинтезирующие бактерии+
г) многоклеточных животных

6. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии света:
а) водоросли+
б) все простейшие
в) все бактерии
г) вирусы

7. Процент кислорода в воздухе:
а) 5 %
б) 10 %
в) 20 %+
г) 50 %

8. Что такое клеточное дыхание?
а) обеспечение клетки энергией+
б) поглощение энергии клеткой
в) обеспечение клетки органическим веществом
г) поглощение клеткой углекислого газа

9. Название разложения органического вещества и получения клеткой энергии без участия кислорода:
а) гидролиз
б) гликолиз+
в) глюкоза
г) фотосинтез

10. Что происходит на первой стадии дыхания:
а) синтезируется 2 молекулы АТФ
б) синтезируется 36 молекул АТФ
в) энергия не выделяется
г) вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде тепла+

11. Автотрофные организмы:
а) мукор
б) дрожжи
в) пеницилл
г) хлорелла+

12. Что образуется в ходе фотосинтеза:
а) белки
б) жиры
в) углеводы+
г) нуклеиновые кислоты

13. Что поглощается при фотосинтезе?
а) энергия АТФ
б) энергия солнечного света+
в) тепловая энергия
г) энергия окисления органических веществ

14. Где протекает фотосинтез?
а) в ядре
б) в цитоплазме
в) в митохондриях
г) в пластидах+

15. В чем содержаться фотосинтетические пигменты?
а) в ядре
б) в цитоплазме
в) в митохондриях
г) в хлоропластах+

16. Что происходит на второй стадии дыхания:
а) синтезируется 2 молекулы АТФ+
б) синтезируется 36 молекул АТФ
в) энергия не выделяется
г) вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде тепла

17. Что происходит на третьей стадии дыхания:
а) синтезируется 2 молекулы АТФ
б) синтезируется 36 молекул АТФ+
в) энергия не выделяется
г) вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде тепла

18. Что образуется при полном окислении 1 молекулы глюкозы:
а) 2 молекулы АТФ
б) 36 молекул АТФ
в) 38 молекул АТФ+
г) 46 молекул АТФ

19. Выберите что происходит в ходе световой фазы фотосинтеза?
а) поглощается солнечная энергия+
б) образуется вода
в) участвует хлорофилл+
г) побочным продуктом является кислород+
д) происходит фотолиз воды+
е) поглощается углекислый газ

20. Мембраны какого организма отличаются тем, что в них происходит световая фаза фотосинтеза?
а) эндоплазматической сети
б) комплекса Гольджи
в) гран хлоропластов+
г) митохондрий

21. Процесс фотосинтеза является важным звеном круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его…
а) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую+
б) растения выделяют в атмосферу кислород
в) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания
г) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

22. Всеми живыми организмами в процессе жизнедеятельности используется энергия, запасаемая в органических веществах, которые созданы из неорганических…
а) животными
б) грибами
в) растениями+
г) вирусами

23. В чем происходит фотолиз воды? В…
а) митохондриях
б) лизосомах
в) хлоропластах+
г) эндоплазматической сети

24. К чему относят нитрифицирующие бактерии?
а) к хемотрофам+
б) к фототрофам
в) к сапротрофам
г) к гетеротрофам

25. В каких клетках энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию?
а) в фототрофах+
б) в хемотрофах
в) в гетеротрофах
г) в сапротрофах

26. Что из перечисленного является хемосинтезирующими бактериями?
а) железобактерии+
б) бактерии брожения
в) молочнокислые бактерии
г) сине-зеленые (цианобактерии)

27. Какое название носит совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света?
а) хемосинтез
б) фотосинтез+
в) брожение
г) гликолиз

28. Для каких организмов свойственна способность к хемоавтотрофному питанию?
а) для бактерий+
б) для животных
в) для растений
г) для грибов

29. В каких организмах происходит синтез органических веществ из воды и углекислого газа за счет энергии света?
а) гетеротрофов
б) хемотрофов
в) фототрофов+
г) сапротрофов

30. Отличие хемосинтеза от фотосинтеза в том, что в процессе хемосинтеза…
а) образуются органические вещества из неорганических
б) используется энергия окисления неорганических веществ+
в) органические вещества расщепляются до неорганических
г) источником углерода служит углекислый газ

Сравнение дыхания и фотосинтеза

Дыхание:
1) энергетический обмен, энергия выделяется
2) глюкоза окисляется в цитоплазме и митохондриях
3) кислород поглощается, углекислый газ выделяется
Фотосинтез:
1) пластический обмен, энергия запасается
2) глюкоза синтезируется в хлоропластах
3) кислород выделяется, углекислый газ поглощается

Дыхание у растений
1) Происходит во всех живых клетках круглосуточно (фотосинтез – только в зеленых клетках и только на свету).
2) При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кислород окисляет глюкозу, созданную при фотосинтезе, получается энергия АТФ.
3) После полива рекомендуется рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступал кислород. Если в земле не будет воздуха, то корни задохнутся, и растение погибнет.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плесневые грибы по способу питания относят к
1) гетеротрофам
2) паразитам
3) хемотрофам
4) симбионтам


Выберите один, наиболее правильный вариант. По способу питания подавляющее большинство бактерий
1) автотрофы
2) сапротрофы
3) хемотрофы
4) симбионты

Выберите один, наиболее правильный вариант. Бактерии гниения являются по способу питания организмами
1) хемотрофными
2) автотрофными
3) гетеротрофными
4) симбиотическими

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ?
1) фототрофы
2) хемотрофы
3) гетеротрофы
4) сапротрофы

АВТОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. К автотрофам относят
1) споровые растения
2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли
4) хемотрофные бактерии
5) вирусы
6) большинство простейших

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов являются автотрофами?
1) мукор
2) нитрифицирующие бактерии
3) дрожжи
4) цианобактерии
5) железобактерии
6) сенная палочка

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которых она характерна: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы
А) выделение кислорода в атмосферу
Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
В) использование готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) использование углекислого газа для питания

2. Установите соответствие между характеристикой и способом питании организмов: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) источником углерода служит углекислый газ
Б) сопровождается фотолизом воды
В) используется энергия окисления органических веществ
Г) используется энергия окисления неорганических веществ
Д) поступление пищи путем фагоцитоза

3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) захватывают пищу путём фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путём фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключённую в пище

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и способом питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) цианобактерии
Б) ламинария
В) бычий цепень
Г) одуванчик
Д) лисица

2. Установите соответствие между организмом и типом питания: 1) автотрофное, 2) гетеротрофное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосна сибирская
Б) кишечная палочка
В) амебa человеческая
Г) пеницилл
Д) хвощ полевой
Е) хлорелла

3. Установите соответствие между одноклеточным организмов и типом питания, который для него характерен: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) холерный вибрион
Б) железобактерия
В) малярийный плазмодий
Г) хламидомонада
Д) цианобактерия
Е) дизентерийная амёба

4. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) бычий цепень
В) хвощ полевой
Г) серобактерия
Д) зеленый кузнечик

5. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) лягушка
В) шампиньон
Г) папоротник
Д) ламинария

СОБИРАЕМ 6:
А) мукор
Б) нитрифицирующие бактерии
В) трутовик
Г) бактерии гниения
Д) дрожжи

ФОТОСИНТЕЗ - ХЕМОСИНТЕЗ СХОДСТВО
Выберите один, наиболее правильный вариант. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах
1) на образование органических веществ используется солнечная энергия
2) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ
3) в качестве источника углерода используется углекислый газ
4) в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и способом их питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) используется энергия света
Б) происходит окисление неорганических веществ
В) реакции протекают в тилакоидах
Г) сопровождается выделением кислорода
Д) присущ водородным и нитрифицирующим бактериям
Е) требует наличия хлорофилла

2. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) папоротникообразные
Б) железобактерии
В) бурые водоросли
Г) цианобактерии
Д) зеленые водоросли
Е) нитрифицирующие бактерии

2. Установите соответствие между примерами и способами питания живых организмов: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) нитрифицирующая бактерия
В) хлорелла
Г) серобактерии
Д) железобактерии
Е) хлорококк

3. Установите соответствие между примерами и типами питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) цианобактерии
В) железобактерии
Г) сфагнум
Д) спирогира

ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) хемоавтотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) бактерии гниения
Б) обыкновенная амёба
В) нитрифицирующие бактерии
Г) серобактерии
Д) плесневые грибы

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между организмом и способом его питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный, 3) хемотрофный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) спирогира
Б) пеницилл
В) серобактерия
Г) цианобактерия
Д) дождевой червь

2. Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум

ФОТОСИНТЕЗ - ДЫХАНИЕ
1. Установите соответствие между характеристикой и процессом: 1) фотосинтез, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) происходит в хлоропластах
Б) синтезируется глюкоза
В) является этапом энергетического обмена
Г) происходит в цитоплазме
Д) происходит фотолиз воды

2. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

3. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1) фотосинтез, 2) энергетический обмен
А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)
Б) происходит в митохондриях
В) фотолиз молекул воды
Г) синтез молекул АТФ за счет энергии света
Д) происходит в хлоропластах
Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы

4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1) дыхание, 2) фотосинтез
А) осуществляется в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

5. Установите соответствие особенностями и между процессами: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) АТФ образуется в хлоропластах
Б) происходит во всех живых клетках
В) АТФ образуется в митохондриях
Г) конечные продукты – органические вещества и кислород
Д) исходные вещества – углекислый газ и вода
Е) энергия высвобождается

6. Установите соответствие между процессами и их особенностями: 1) дыхание, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кислород поглощается, а углекислый газ и вода выделяются
Б) органические вещества образуются
В) происходит в хлоропластах на свету
Г) углекислый газ и вода поглощаются, а кислород выделяется
Д) происходит в митохондриях на свету и в темноте
Е) органические вещества расщепляются

А) Побочным продуктом химических реакций является кислород.

Б) Органические вещества в результате процесса расходуются

В) Процесс сходен с горением.

Растительная клетка


Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии.
Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме.
В) Происходит у любых аэробных эукариот.
Г) Процесс происходит при участии хлорофилла.
Д) В ходе процесса расщепляется вода.
Е) Конечные продукты – CO2 и вода.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: 1) митохондрия, 2) хлоропласт. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) восстановление углекислого газа до глюкозы
Б) синтез АТФ в процессе дыхания
В) первичный синтез органических веществ
Г) превращение световой энергии в химическую
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Лабораторное растение производит путем фотосинтеза 8 г глюкозы в минуту, на диссимиляцию оно расходует 2 г глюкозы в минуту. Растение продержали 10 минут на свету, а затем 10 минут в темноте. На сколько увеличится содержание глюкозы в растении по сравнению с исходным состоянием? В ответ запишите только количество грамм глюкозы.

Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для которого эти признаки характерны: 1) Хлоропласт, 2) Митохондрия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Содержит зелёный пигмент
Б) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран
В) Преобразует энергию света в химическую энергию
Г) Состоит из двойной мембраны и крист
Д) Обеспечивает окончательное окисление питательных веществ
Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при расщеплении 1 моль глюкозы

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе дыхания растения обеспечиваются
1) энергией
2) водой
3) органическими веществами
4) минеральными веществами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает
1) окисление неорганических веществ до углекислого газа и воды
2) окисление органических веществ с освобождением энергии
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез белка из аминокислот

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания
1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ
2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
3) накапливают энергию в образующихся органических веществах
4) синтезируют органические вещества из неорганических

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия
2) рыхлить до полива и во время полива
3) удобрять азотными солями
4) рыхлить после полива

Проверочная работа по теме

2) выяснить значение фотосинтеза и хемосинтеза для биосферы.

1.Рассмотрите схемы фотосинтеза и хемосинтеза в клетках в учебнике.

Признаки для сравнения

Определение данных процессов

Где в клетке происходит.

Наличие световой и темновой фазы процесса.

Источник энергии для

осуществления этих процессов.

В каком веществе запасается энергия.

Конечные продукты реакций.

Характерен для организмов.

К какому Царству относятся

Способ питания организмов.

Фамилия учёного открывшего процесс

Биологическая роль процесса.

Значение процессов в биосфере.

3. Установить соответствия:

А) Окисляют аммиак

В) Окисляют двухвалентное железо до трехвалентного

2. Водородные бактерии

Е) Окисление водорода до органических веществ

4. Нитрофицирующие бактерии.

З) Окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислот

4. Решить задачи:

1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом?

2) Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 6 млрд жителей Земли в год? За год вся растительность планеты производит около 130 000 млн т сахаров.

4.Выполнить тестовые задания:

А1. Фотосинтез связан с:

1) расщеплением органических веществ до неорганических

2) созданием органических веществ из неорганических

3) химическим превращения глюкозы в крахмал

4) образованием целлюлозы

А2. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы 2) углекислый газ и вода

3) кислород и АТФ 4) глюкоза и кислород

А3. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов 2) в лейкопластах

3) в строме хлоропластов 4) в митохондриях

А4. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

1) синтеза АТФ 2) синтеза глюкозы

3) синтеза белков 4) расщепления углеводов

А5. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

1) углекислый газ и кислород 2) глюкоза, АТФ и кислород

3) белки, жиры, углеводы 4) углекислый газ, АТФ и вода

А6. К хемотрофным организмам относятся

1) возбудители туберкулеза 2) молочнокислые бактерии

3) серобактерии 4) вирусы

А7. Фотосинтез связан с:

1) расщеплением органических веществ до неорганических

2) созданием органических веществ из неорганических

3) химическим превращения глюкозы в крахмал

4) образованием целлюлозы

А8. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы 2) углекислый газ и вода

3) кислород и АТФ 4) глюкоза и кислород

А9. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов 2) в лейкопластах

3) в строме хлоропластов 4) в митохондриях

В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза

2) образование глюкозы

3) синтез АТФ и НАДФ • Н

4) использование СО2

6) использование энергии АТФ

В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза

6) нуклеиновые кислоты

1. Какие организмы называют автотрофами?

2. Какие типы питания существуют в природе?

3. Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

4. Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

4.Выполнить тестовые задания:

А1. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

1) синтеза АТФ 2) синтеза глюкозы

3) синтеза белков 4) расщепления углеводов

А2. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

1) углекислый газ и кислород 2) глюкоза, АТФ и кислород

3) белки, жиры, углеводы 4) углекислый газ, АТФ и вода

А3. К хемотрофным организмам относятся

1) возбудители туберкулеза 2) молочнокислые бактерии

3) серобактерии 4) вирусы

А4. Организмы, способные фотосинтезу относят к:

1) хемоавтотрофам; 2) фотоавтотрофам;

3) миксотрофам; 4) гетеротрофам

А5. Биологический смысл процесса фотосинтеза состоит в образовании:

1) нуклеиновых кислот; 2) белков;

3) углеводов; 4) жиров.

А6. Какие из перечисленных организмов способны к фотосинтезу?

1) пеницилл и дрожжи; 2) ольха и серобактерии;

3) инфузория и эвглена зелёная; 4) клён и цианобактерии

А7. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется при распаде :

1) глюкозы; 2) АТФ;

3) воды; 4) белков.

А8. Какие лучи солнечного спектра используются растениями для фотосинтеза?

1) красные и зелёные; 2) красные и синие;

3) зеленые и синие; 4) все.

А9. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?

1) лейкопласты; 2) хлоропласты;

3) хромопласты; 4) все пластиды.

В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза

2) образование глюкозы

3) синтез АТФ и НАДФ • Н

4) использование СО2

5) образование О2

6) использование энергии АТФ

В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза

6) нуклеиновые кислоты

5. Какие организмы называют автотрофами?

6. Какие типы питания существуют в природе?

7. Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

8. Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

Признаки для сравнения

Процесс синтеза органических веществ из неорганических под действием энергии Солнца в хлоропластах

Процесс синтеза органических веществ из углекислого газа и воды осуществляемый за счет энергии окисления неорганических веществ ( NH 3 , H 2 , H 2 S и др.)

Где в клетке происходит.

Наличие световой и темновой фазы процесса.

Источник энергии для

осуществления этих процессов.

Окисление неорганических соединений

В каком веществе запасается энергия.

Конечные продукты реакций.

Органические соединения (углеводы)

Органические соединения: Углеводы +побочные продукты (Соли железа II и железа III , сероводород, сульфаты, нитриты, нитраты, соли аммония )

Характерен для организмов.

сине- зеленые водоросли (цианобактерии), зеленые растения

(серобактерии, азотбактерии,железобактерии, и др.).

К какому Царству относятся

Способ питания организмов.

2Н+ + 4е- + НАДФ+ → НАДФ • Н;

Фамилия учёного открывшего процесс

1630 г. ван Гельмонта.(дерево в кадке)

Джозеф Пристли (1771г. Стеклянный колпак, растение и мышь)

Биологическая роль процесса.

Круговорот веществ в природе

Круговорот веществ в природе

Значение процессов в биосфере.

Зеленые растения синтезируют органические вещества, необходимые для жизнедеятельности всего живого

Очистка сточных вод, накопление в почве минеральных веществ, повышение плодородия почвы.

№2. Установить соответствия:

№3. Решить задачи:

1) Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом?

● За год человек потребляет: 430 г × 365 = 156 950 г кислорода.

● Рассчитаем химическое количество углекислого газа, поглощаемого за год одним деревом:

М (СО2) = 12 + 16 × 2 = 44 г/моль. n (СО2) = m : М = 30 000 г : 44 г/моль ≈ 681,8 моль.

● Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Поглощение 6 моль углекислого газа сопровождается выделением 6 моль кислорода.

Значит, поглощая за год 681,8 моль углекислого газа, дерево выделяет 681,8 моль кислорода.

● Найдём массу кислорода, выделяемого деревом за год:

М (О2) = 16 × 2 = 32 г/моль.

m (О2) = n × M = 681,8 моль × 32 г/моль = 21 817,6 г

● Определим, сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом.

Количество деревьев = 156 950 г : 21 817,6 ≈ 7,2 дерева.

2) Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 6 млрд жителей Земли в год? За год вся растительность планеты производит около 130 000 млн т сахаров.

Растения Земли все вместе ежегодно производят 130 000 млн т сахаров.
130 000 млн т = 130 000 000 000 т
130 000 000 000 : 6 000 000 000 жителей = 21,7 т на одного человека в год

1. Какие организмы называют автотрофами?

2. Какие типы питания существуют в природе?

3. Каково значение фотосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

А) основа питания всех живых существ

Б) образование свободного кислорода

В) из кислорода образуется озоновый слой защищающий организмы от УФ – радиации

Г) поддерживает современный состав атмосферы

Д) обеспечивает круговорот углерода в биосфере, не давая накапливаться углекислому газу и препятствуя тем самым возникновению парникового эффекта и перегреву Земли.

Е) О бразующиеся в результате фотосинтеза органические вещества не расходуются другими организмами полностью, значительная их часть в течение миллионов лет образовала залежи полезных ископаемых (каменного и бурого угля, нефти).

4. Каково значение хемосинтеза для всего живого на Земле, для круговорота веществ в природе?

А) важную роль в круговороте веществ, особенно азота, поддерживают плодородие почв.

Б) значительную роль играют в биогеохимических циклах химических элементов в биосфере, так как в процессе их жизнедеятельности образовались залежи многих полезных ископаемых

В) они являются источниками органического вещества на планете, то есть продуцентами,

Г) делают доступным целый ряд неорганических веществ и для растений, и для других организмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из CO 2 служат реакции окисления неорганических соединений.

Данный способ получения энергии характерен только для бактерий .

Хемотрофы Серобактерии Железобактерии Нитрифицирующие бактерии Водородобактерии Метанобактерии

Бесцветные серобактерии Окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу: 2H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S + 272 кДж При недостатке H 2 S бактерии производят дальнейшее окисление накопившейся в них серы до серной кислоты: 2S + 3O 2 + 2H 2 O = 2H 2 SO 4 + 636 кДж

Окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу:

2H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S + 272 кДж

При недостатке H 2 S бактерии производят дальнейшее окисление накопившейся в них серы до серной кислоты:

2S + 3O 2 + 2H 2 O = 2H 2 SO 4 + 636 кДж

Железобактерии обитают в пресных, и соленых водоемах; осуществляют круговорот железа в природе, а в промышленности используются для производства чистой меди; окисляют двухвалентное железо Fe 2+ до трёхвалентного Fe 3 + . 4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +2CO 2 + 324 кДж

  • обитают в пресных, и соленых водоемах;
  • осуществляют круговорот железа в природе, а в промышленности используются для производства чистой меди;
  • окисляют двухвалентное железо Fe 2+ до

трёхвалентного Fe 3 + .

4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +2CO 2 + 324 кДж

Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты. NH 3 → HNO 2 → HNO 3 2NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 +2H 2 O+663 кДж 2 HNO 2 + O2 = 2HNO 3 + 142 кДж Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, превращается в соли азотной кислоты (нитраты), которые хорошо усваиваются растениями.

окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты.

NH 3 → HNO 2 → HNO 3

2NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 +2H 2 O+663 кДж

2 HNO 2 + O2 = 2HNO 3 + 142 кДж

Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, превращается в соли азотной кислоты (нитраты), которые хорошо усваиваются растениями.

 Водородные бактерии описаны А.Лебедевым и Г.Казерером в 1906г; используют энергию, выделяющуюся при окислении молекулярного водорода, для усвоения углерода 6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) + 5H 2 O где (CH 2 O) — условное обозначение образующихся органических веществ. Характеризуются : высокой скоростью роста; могут давать большую биомассу в зависимости от субстрата могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами (миксотрофы)

  • описаны А.Лебедевым и Г.Казерером в 1906г;
  • используют энергию, выделяющуюся при

окислении молекулярного водорода, для

6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) + 5H 2 O

где (CH 2 O) — условное обозначение образующихся органических веществ.

Характеризуются :

хемосинтез описывается по реакции

4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O.

Сравните фотосинтез и хемосинтез № Критерии сравнения 1 У каких организмов происходит? Фотосинтез 2 Хемосинтез Какой источник энергии используется в процессе? 3 Какие вещества образуются?

Сравните фотосинтез и хемосинтез

У каких организмов происходит?

Какой источник энергии используется в процессе?

Какие вещества образуются?

Экологическая роль хемосинтеза Нитрифицирующие бактерии осуществляют круговорот азота в биосфере

Экологическая роль хемосинтеза

Нитрифицирующие бактерии осуществляют круговорот азота в биосфере

Серобактерии образуя серную кислоту, способствуют разрушению и выветриванию горных пород; разрушают каменные и металлические сооружения; выщелачивают руду и серные месторождения; очищение промышленных сточных вод.

Для обработки воды используют специальное устройство – фосфатный дозатор, который очищает ее аналогично хлорированию. Фосфат не дает окислиться ионам железа.

1.Сравните фотосинтетиков и хемосинтетиков. Укажите сходства и отличия.

2.Перечислите экологические функции хемосинтетиков.

3. Каково значение хемосинтезирующих бактерий в народном хозяйстве?

Исключи лишнее 1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O 2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3 3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы.

1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O

2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3

3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы.

Исключи лишнее 1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O 2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3 3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы .

1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O

2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3

3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы .

Найди соответствие № Хемотрофы 1 Уравнение реакции Серобактерии 2. Железобактерии А). 4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O. 3. 4. Б). 2 HNO 2 +O2 = 2HNO 3 +142 кДж Нитрифицирующие бактерии Метанобактерии В). 6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) + + 5H 2 O 5 Г). 2H 2 S +O =2H 2 O +2S +272 кДж Водородобактерии Д). 4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) + +2CO 2 + 324 кДж

Найди соответствие

Уравнение реакции

А). 4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O.

Б). 2 HNO 2 +O2 = 2HNO 3 +142 кДж

В). 6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) +

+ 5H 2 O

Г). 2H 2 S +O =2H 2 O +2S +272 кДж

Д). 4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +

+2CO 2 + 324 кДж

Найди соответствие № Особенности 6 Хемотрофы Окисляют аммиак 7 А). Серобактерии Побочным продуктом их метаболизма в бескислородной среде является метан. 8 9 Б). Железобактерии Окисляют F е 2+ до F е 3+ В).Нитрифицирующие бактерии Окисляют Н 2 S до молекулярной серы или до солей Н 2 S О 4 . 10 Г). Метанобактерии Окисление водорода до органических веществ Д). Водородобактерии

Найди соответствие

Особенности

Побочным продуктом их метаболизма в бескислородной среде является метан.

Окисляют F е 2+ до F е 3+

Окисляют Н 2 S до молекулярной серы или до солей Н 2 S О 4 .

Окисление водорода до органических веществ

1 – Г 2 – Д 3 – Б

4 – А 5 – В 6 - В

7 – Г 8 – Б 9 – А

Выводы урока хемосинтез — тип питания бактерий, основанный на усвоении СO 2 за счет окисления неорганических соединений; хемотрофы - бактерии, способные синтезировать органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке; неорганические соединения азота (его окисляют нитрифицирующие бактерии); сероводород (бактерии, окисляющие серу); восстановленные железо и марганец (железобактерии); молекулярный водород (водородные бактерии); углекислый газ (карбоксидобактерии, которые нельзя путать с такими организмами, как цианобактерии, в фотосинтезе которых также участвует углекислый газ) и др.

Выводы урока

  • хемосинтез — тип питания бактерий, основанный на усвоении СO 2 за счет окисления неорганических соединений;
  • хемотрофы - бактерии, способные синтезировать органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке;
  • неорганические соединения азота (его окисляют нитрифицирующие бактерии);

сероводород (бактерии, окисляющие серу);

восстановленные железо и марганец (железобактерии);

молекулярный водород (водородные бактерии);

углекислый газ (карбоксидобактерии, которые нельзя путать с такими организмами, как цианобактерии, в фотосинтезе которых также участвует углекислый газ) и др.

Домашнее задание: Параграф 27, Ответить письменно на вопрос: В каких отраслях науки применяются знания о хемосинтетиках.

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос:

В каких отраслях науки применяются знания о хемосинтетиках.

  • Информация была интересна.
  • Я понял тему о хемосинтезе и его значении.
  • Мне понравилось, как я работал на уроке.
  • Я удовлетворен своей работой.
  • Я готов к выполнению домашней работы.
  • Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
  • Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
  • Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.

Литература и Интернет – ресурсы:

открыл бактериальный хемосинтез;
хемосинтез осуществляется за счет энергии реакций
окисления неорганических соединений, например, аммиака,
водорода, соединений серы, закисного железа и др.;
энергия окисления запасается в виде АТФ.

3. Хемосинтез - это …

способ автотрофного питания, при котором
источником энергии для синтеза органических
веществ из CO2 служат реакции окисления
неорганических соединений.
Данный способ получения энергии
характерен только для бактерий.

5. Бесцветные серобактерии

Окисляют сероводород и накапливают в
своих клетках серу:
2H2S + O2 = 2H2O + 2S + 272 кДж
При недостатке H2S бактерии производят
дальнейшее окисление накопившейся в
них серы до серной кислоты:
2S + 3O2 + 2H2O = 2H2SO4 + 636 кДж

6. Железобактерии

обитают
в пресных, и соленых водоемах;
осуществляют круговорот железа в природе,
а в промышленности используются для
производства чистой меди;
окисляют двухвалентное железо Fe2+ до
трёхвалентного Fe3+.
4FeCO3+6H2O +O2 = 4Fe(OH) +2CO2+324 кДж

7. Нитрифицирующие бактерии

окисляют аммиак, образующийся при гниении
органических остатков сначала до азотистой, а
затем до азотной кислоты.
NH3→ HNO2→ HNO3
2NH3 + 3O2 = 2HNO2 +2H2O+663 кДж
2HNO2 + O2 = 2HNO3 + 142 кДж
Азотная кислота, реагируя с минеральными
соединениями почвы, превращается в соли азотной
кислоты (нитраты), которые хорошо усваиваются
растениями.

8. Водородные бактерии

описаны А.Лебедевым и Г.Казерером в 1906г;
используют энергию, выделяющуюся при
окислении молекулярного водорода, для
усвоения углерода
6H2 + 2O2 + CO2 = (CH2O) + 5H2O
где (CH2O) — условное обозначение образующихся
органических веществ.
Характеризуются:
высокой скоростью роста;
могут давать большую биомассу в зависимости от
субстрата могут быть как автотрофами, так и
гетеротрофами (миксотрофы)

9. Метанобактерии

Сравните фотосинтез и хемосинтез
№ Критерии
сравнения
1
У каких
организмов
происходит?
2
Какой
источник
энергии
используется
в процессе?
3
Какие
вещества
образуются?
Фотосинтез Хемосинтез

11. Экологическая роль хемосинтеза

12. Серобактерии

образуя серную кислоту, способствуют
разрушению и выветриванию горных
пород;
разрушают каменные и металлические
сооружения;
выщелачивают руду и серные
месторождения;
очищение промышленных сточных вод.

13. Железобактерии

образуют
Fe(OH)3 скопление
которого образует болотную
железную руду
виновниками плохого качества воды,
загрязняющими почву, водопроводную
систему и канализацию.
скопления железобактерий в
водоемах может вызвать гибель
молодняка рыб.

14. Железобактерии

Для обработки воды
используют специальное
устройство – фосфатный
дозатор, который очищает
ее аналогично
хлорированию. Фосфат
не дает окислиться ионам
железа.

15. Водородные бактерии

16. Закрепление

1.Сравните фотосинтетиков и
хемосинтетиков. Укажите
сходства и отличия.
2.Перечислите экологические
функции хемосинтетиков.
3. Каково значение
хемосинтезирующих
бактерий в народном
хозяйстве?

17. Исключи лишнее

18. Исключи лишнее

Найди соответствие

1
Хемотрофы
Серобактерии
2. Железобактерии
Уравнение реакции
А). 4H2 + CO2 = CH4 + 2H2O.
Б). 2HNO2+O2 = 2HNO3+142 кДж
3. Нитрифицирующие В). 6H2 + 2O2 + CO2 = (CH2O) +
бактерии
+ 5H2O
4. Метанобактерии
5
Водородобактерии
Г). 2H2S +O =2H2O +2S +272 кДж
Д). 4FeCO3+6H2O +O2 = 4Fe(OH)+
+2CO2+324 кДж

Найди соответствие

6
7
8
9
10
Особенности
Окисляют аммиак
Побочным продуктом их
метаболизма в бескислородной
среде является метан.
Хемотрофы
А). Серобактерии
Б). Железобактерии
В).Нитрифицирующие
бактерии
Окисляют Н2S до молекулярной Г). Метанобактерии
серы или до солей Н2SО4.
Окисление водорода до
Д). Водородобактерии
органических веществ
Окисляют Fе2+ до Fе3+

21. Ответы:

Выводы урока
хемосинтез
— тип питания бактерий, основанный на
усвоении СO2 за счет окисления неорганических соединений;
хемотрофы - бактерии, способные синтезировать
органические соединения из неорганических за счет энергии
химических реакций окисления, происходящих в клетке;
неорганические соединения азота (его окисляют
нитрифицирующие бактерии);
сероводород (бактерии, окисляющие серу);
восстановленные железо и марганец (железобактерии);
молекулярный водород (водородные бактерии);
углекислый газ (карбоксидобактерии, которые нельзя путать с
такими организмами, как цианобактерии, в фотосинтезе
которых также участвует углекислый газ) и др.

Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос:
В каких отраслях науки применяются
знания о хемосинтетиках.

24. Рефлексия

Читайте также: